Скачать epub pdf О любви своей к нему. И о том, чтобы не искать чести и богатства. И какую любовь отеческую подобает иметь настоятелю. О тихом и безмолвном пребывании в обители. О том, чтобы иметь время для чтения отеческих книг и молитвы в келии. О книгах отеческих, переведенных с греческого языка. И еще о некоем хулителе умной молитвы. Писание святыни вашей, посланное ко мне, недостойному, через честных отцов, монахов Климента и Иоанникия, я с радостью получил и прославил Бога за здоровье ваше и богоугодное пребывание, и написанное ко мне после внимательного прочтения уразумел. Прежде всего вы сообщаете мне о вашем невыразимом страдании и печали, случившихся по следующей причине: некоторые, не внимая своему спасению, сильным своим лжесловесием настолько будто бы смутили душу мою и настроили сердце мое против вас, искреннюю любовь ко мне имеющих, что совсем разорвали союз любви с моей стороны. И сообщаете мне подробно, какое попечение об освобождении братьев наших вы имели и какой подавали им об этом совет, который воистину помог бы им получить освобождение, если бы они ему последовали. Но поскольку они, поверив своему мнению, отринули ваше о них попечение, потому и подверглись заточению. Отец святой, поверьте мне, не только это ваше известие, но и непрестанная ваша ко мне любовь удостоверяют меня в том, что вы в случившемся с братьями нашими отнюдь неповинны. И они о святыне вашей никоим образом не упоминают, когда пишут письма свои, но плачут и рыдают и от всего сердца и от всей души пред Богом и предо мной исповедуют, что во всем случившемся они сами повинны за свое непослушание мне. Ибо они в какой-то мере насиловали волю мою. Ибо Афанасию – мать престарелая, а Феофану – отец престарелый писали и слезно молили, чтобы они потрудились их посетить и к монашескому житию привести. Братья, показав мне их письма, со многими слезами долгое время просили у меня позволения пойти к своим родителям и исполнить на деле их прошение. Я со многими слезами увещевал их оставить такое намерение и на всемогущий Промысл Божий возложить это дело. Однако спустя некоторое время, снизойдя к прилежному их прошению, я позволил им пойти, послав с ними брата Амвросия ради духовного наставления. Преподавая же им благословение на путь, я со слезами сказал: «Более уже, возлюбленные мои братья, в настоящей жизни мы друг с другом не увидимся, разве только Бог всемогущий явит чудо, да сподоблюсь я, окаянный, еще узреть вас в этой маловременной жизни». И в самом деле Бог попустил мне это претерпеть за мое недостоинство и лишиться лицезрения превозлюбленных чад моих духовных. И они, вспоминая об этом и плача, – сами на себя, а не на кого-то иного вину возлагают и со многим смиренномудрием, великодушием и благодарением претерпевают это попущенное им по неисповедимым судьбам Божиим искушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Четвертый день. Преподобн. Иоанникий Великий. (Грех зависти). I. Преподобный Иоанникий, память коего совершается ныне, жил во 2-й половине IX века по Р. Христове в Греции и первое время провел на царской службе в воинском звании. Он был сначала заражен ересию иконоборческою, но обличенный одним прозорливым иноком, жившим на Олимпийской горе, оставил ересь и всю суету мира, удалился на эту гору и здесь неослабною борьбою с своими страстями, неусыпными трудами, бдением и молитвою достиг святости и прославился как великий подвижник и чудотворец. Много народу приходило к святому подвижнику для назидания и испрошения у него святых его молитв и ходатайства пред Богом, – много духовных щедрот и благодеяний изливалось от преподобнаго. Еще в самом начале своего подвижничества, встретив двух пустынных иноков, преподобный Иоанникий получил от них, вместе с молитвенным благословением на подвиг, и пророческое предостережение, что к концу жития ему будет учинено искушение от завистливых людей. Это действительно и случилось. На той же Олимпийской горе пребывал в иноческих подвигах другой подвижник, по имени Епифаний. Слыша о возрастающей славе препод. Иоанникия, Епифаний позавидовал ему и умыслил погубить его. Однажды во время бездождия, когда вся растительность на горе высохла и вокруг келлии Иоанннкие было много сухих деревьев, Епифаний поджог сухую траву внизу горы и вся гора быстро воспламенилась. Одному только Богу был обязан препод. Иоанникий своим спасением: не только он сам не пострадал, но и его келлия чудесным образом осталась невредима среди пламени. Кроткий и незлобивый Иоанникий, желая узнать причину гнева Епифаниева и чтобы испросить у него прощение, если в чем-нибудь он согрешил пред ним, отправился к своему зложелателю. Какова же сила злобы, пораждаемой завистию! Увидав препод. Иоанникия, Епифаний ударил его жезлом своим, имевшим острый наконечник, желая убить его, но опять был посрамлен Богом, спасающим праведных от озлобления злых человеков. II. Видите, братие, до какого ожесточения может довести человека зависть! По истине эта страсть есть самая богопротивная :

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Иоанникия Великого 32 Св. Иоанникий жил на рубеже VIII-IX вв. Он родился в вифинском селении Мариката, к северу от Аполлонийского озера. Родители его были крестьянами 33 и с семилетнего возраста мальчик уже помогал им, присматривая за скотом. Благочестивый с малых лет, Иоанникий, тем не менее, вместе с семьей был вовлечен в иконоборческую ересь. В девятнадцать лет он вступил в императорскую гвардию. Обладая могучим телосложением и отважным духом, юноша покрыл себя славой во множестве сражений. На семнадцатом году службы, возвращаясь из очередного победоносного похода, Иоанникий оказался поблизости от знаменитого Вифинского монастыря на горе Олимп. Там ему встретился старый монах, который сумел убедить его, что отвержение святых икон есть заблуждение. В раскаянии воин тотчас благоговейно поклонился иконе Спасителя и решил ступить на путь подвижнической и покаянной жизни. В 795 г. язычники-болгары вторглись во Фракию. Император Константин VI вышел навстречу им с большим войском, однако в сражении при Маркеллах потерпел жестокое поражение. В этой битве Иоанникий проявил исключительный героизм: он убил в единоборстве болгарского воина и спас жизнь самому императору, что дало возможность византийскому войску отступить 34 . В благодарность за оказанную услугу император предложил Иоанникию стать одним из его приближенных. Однако ужасные зрелища кровопролития и жестокостей, обычных на войне, уже не раз заставляли отважного воина задуматься о бренности земной жизни. Тогда, пользуясь благосклонностью правителя, он испросил позволения оставить военную службу, которую верой и правдой нес двадцать четыре года, и вести отныне невидимую брань в ангельском образе воина Небесного. Иоанникий прямиком направился в Агаврский монастырь 35 близ Прусы. Однако игумен этой обители Григорий посоветовал ему для начала основательнее изучить церковную литературу и получить навыки общежительного подвига, а уже после присоединяться к более опытным монахам. После недолгого пребывания в монастыре Телаос, неподалеку от Атрои, он поступил в более отдаленный монастырь Антидион, где два года подвизался в отвержении собственной воли, преодолении сластолюбия и прочих искушений с таким успехом, что скоро стал образцом и примером для прочих монахов. Лишенный какого бы то ни было образования, Иоанникий познакомился в этой обители с азами церковной книжности и выучил наизусть тридцать псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанникий Руднев митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий Руднев (1822–1900 г.) , митрополит Киевский и Галицкий . Сын бедного диакона тульской епархии, м. Иоанникий родился 20 февраля 1826 г. Детство его и первоначальное воспитание в духовных школах тульской епархии прошли среди обстановки скудной материально, но богато исполненной духа церковности и благочестия. «Не роскошною и богатою обстановкой было окружено его детство; много нужд и лишений испытал он в период своего воспитания», – по его буквальному свидетельству. «Еще в детстве от паломников той местности, где родился он и в числе которых была и мать его отца, четыре раза ходившая в Киев на поклонение св. мощам с посохом и с котомкою за плечами, наполненною заготовленными дома сухарями, питался он духом благочестия», – по собственным его словам. Высшее образование м. Иоанникий получил в Киевской Духовной Академии, полный курс которой окончил в 1849 г. первым магистром. Тотчас же по окончании академического курса, он был оставлен на службе при Академии. Но еще раньше оставления при Академии, пред окончанием курса учения, м. Иоанникий, согласно «давнему своему желанию» просил начальство о пострижении его в монашество. 11 октября 1849 г., согласно этому желанию и с разрешения Св. Синода, ректор Киевской Духовной Академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Димитрий (Муретов) сам постриг окончившего курс Академии Иоанна Руднева (мирское имя владыки) в монашество в Киево-Печерской лавре в церкви и пещере преподобного Антония, с наречением ему имени Иоанникия, причем восприемником по монашеству будущего первосвятителя русской церкви был известный подвижник, иеросхимонах Киево-Печерской лавры Парфений. 6 ноября того же года сам приснопамятный Киевский митрополит Филарет рукоположил новопостриженного инока в лаврской церкви святителя Михаила во иеродиакона, а 7 ноября в Феодосиевской дальнепещерной церкви он же посвятил его в иеромонаха. С этого дня и началось редкое служение питомца Киевской Духовной Академии, исполненное разнообразных и великих трудов и заслуг, благословенное от Бога многими добрыми плодами на пользу церкви и отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Иоанникия Великого Память 4 ноября Преподобный Иоанникий родился в Вифинской 7075 области, в селении, носившем название Марикати 7076 . Отца его звали Миритрикием, а мать – Анастасиею. Когда Иоанникий стал подрастать, родители поручили ему пасти домашний их скот. Наукам он хотя и не обучался, однако превосходил разумом многих учёных, потому что изучил заповеди Господни. Следуя внушениям вразумлявшего его Духа Святого, он был весьма добродетелен, кроток, смиренен, терпелив и послушлив, а к молитве имел такое усердие, что часто, оставивши свое стадо, по целым дням стоял в каком-либо уединённом месте и усердно молился Богу. Когда же он удалялся на молитву, то осенял свое стадо крестным знамением, и стадо его никуда не расходилось, его не расхищали ни звери, ни воры, и блаженный отрок, возвращаясь к вечеру из своего уединения, пригонял стадо домой. Так проводил жизнь святой до тех пор, пока не вступил в юношеский возраст. В то время в Греции царствовал нечестивый Лев, сын Константина Копронима, зараженный иконоборческою ересью 7077 . Этот царь стал собирать со всей империи в свое войско молодых людей, отличавшихся красотою и храбростью. Посланные им для производства этого набора пришли и в Вифинскую область. Посетивши то селение, где жил Иоанникий, они увидели, что сей юноша был красив, имел высокий рост, крепкое тело и был способен к военной службе; посему они взяли его с собою и зачислили его в экскувиторы 7078 . С того времени Иоанникий начал военную службу и был страшен своим мужеством врагам, а по кротости и смирению своему – любезен своим сотоварищам; всего же приятнее был он Богу, так как тщательно соблюдал Его святые заповеди. Но диавол, из зависти к такой добродетельной жизни Иоанникия, увлек его в иконоборческую ересь. Эта ересь в то время производила большое смущение в церкви Божией: из храмов Господних выбрасывались святые иконы, а те, кто поклонялся им, подвергались преследованиям. И так обольщен был Иоанникий тою ересью, что даже и слышать не хотел ничего о святых иконах. Но Бог, хотящий всем спасения, спас и его от такого обольщения следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

сост. А.А. Маркова Преподобный Евфимий Фессалоникийский Преподобный Евфимий родился близ галатийского города Анкиры в селении Опсо. Родители его Епифаний и Анна были люди состоятельные и благочестивые. Их сын в крещении был назван Никитой. Кроме него в семье было еще две дочери – Мария и Епифания. Когда Никите было около семи лет, его отец скончался. Оставшаяся вдовой Анна решила посвятить себя воспитанию детей и не вышла второй раз замуж. Подчиняясь, однако, постановлениям о военной службе, она должна была вписать в воинские списки этого своего сына. Во время воинской службы Никита, вместе с тем, и для матери своей был опорой во всех отношениях: сыном, помощником, попечителем, покровителем, так как он восприял на себя всякую заботу о внутреннем и внешнем благосостоянии своего дома. Вскоре мать решила женить Никиту и нашла ему достойную невесту Ефросинию. Они поженились, и у них родилась дочь, которую они назвали Анастасией. Однако после этого Никита, с юности расположенный к монашеству, решает оставить семью. Тем более, что и сестра его Мария, бывшая тогда уже замужем, жила в собственном их отеческом доме. В день памяти великомученика Никиты он, притворившись, будто идет посмотреть пасшегося в долине своего коня, ушел из дома. Обойдя многие места, Никита достиг, наконец, Олимпа, где посетил многих отцов, и затем пришел к Иоанникию, просиявшему там подвигами более других. Однажды, когда к Иоанникию сошлось множество монашествующих, среди них был и послушник Никита, Иоанникий спросил сошедшихся к нему иноков, кто это между ними такой, что в образе мирском так смело обходится с другими. Когда же все отцы отвечали, что не знают, Иоанникий с притворным гневом закричал: «Этот юноша – дурной человек и человекоубийца, возьмите его и свяжите» с. 657]. Тут отцы стали спрашивать Никиту, подлинно ли он убийца. Святой, еще прежде иночества стяжавший послушание и смирение, объявил себя действительным убийцею, достойным всякого наказания, и потому с усердием готов был принять узы. Старцы с удивлением смотрели на юношу. Но великий Иоанникий вдруг говорит: «Оставьте, я обвинил его пред вами, как убийцу, только для испытания. Если и в юности, и в мире, не испытав еще нашего жития, он ради послушания признал себя виновным в таком преступлении, то какого вида добродетели не совершит, когда сделается иноком!» с. 658]

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/afon-i...

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Евфимия Нового, Солунского Богоносный Евфимий родился в Галатии, неподалеку от Анкиры, во времена императора-иконоборца Льва V Армянина, который правил с 813 по 820 гг. Он получил в крещении имя Никита. Отец его скончался, когда ему было семь лет. Благочестивая мать воспитала сына в православной вере и почитании святых икон. Достигнув зрелого возраста, он некоторое время нес воинскую службу. Хотя Никита пламенно желал с самого детства вступить на узкий путь, ведущий в Царство Божие, и стать монахом, он согласился жениться на Евфросинии, дочери богатых и благочестивых соотечественников. У супругов родилась дочь. Однажды, когда убежал один из его коней, Никита под предлогом поисков простился с семьей и скрылся в пустыне, чтобы найти там «воды покойны» (см.: Пс 22,2 ). Переходя с одного места на другое, он добрался до горы Олимп в Вифинии. В IX столетии это был самый важный монастырский центр Византийской империи, прославленный такими святыми, как прп. Иоанникий н.], прп. Петр Атройский ян.] и прп. Феофан Исповедник мар.]. Вокруг нескольких больших монастырей тысячи монахов жили или в полном одиночестве, или вместе со старцем, или полуотшельническими общинами. Никита больше всего желал получить благословение прп. Иоанникия Великого, чудотворца и исповедника православной веры, и, если возможно, стать одним из его многочисленных учеников. Иоанникий, увидев приближающегося молодого человека и открыв в нем великую любовь к добродетели, сказал ученикам, чтобы испытать Никиту: «До чего дерзок этот юноша, идущий к нам, ведь он – разбойник и преступник. Схватите и свяжите его!». Никита склонил голову, не пытаясь защищаться, столь велика была его радость от приближения к святому. Когда Иоанникий восстановил справедливость по отношению к нему, все восхитились готовностью Никиты к послушанию и отречению от своей воли. Тем не менее, стремясь избежать доброй славы, Никита покинул окружение прп. Иоанникия и отправился к святому и возлюбленному Богом отцу Иоанну, жившему в уединении. Тот облачил его в малую схиму 651 с именем Евфимий. Спустя некоторое время духовный отец отправил ученика в ближайший общежительный монастырь, в Писсадины, чтобы он завершил монашеское воспитание через послушание и повседневное отречение от собственной воли. Евфимий с величайшей покорностью исполнял все возложенные на него послушания. Он почитал себя за последнего и самого недостойного из всех братий и старался повиноваться не только игумену, но и всем остальным монахам, словно через них ему вещал глас Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

монах Павел Эвергетинос О том, что начавшему аскетическую жизнь можно принимать монашество только после длительных упражнений в добродетелях и что честное монашеское одеяние полезно для души и спасительно А. Из жития святого Иоанникия Дивный Иоанникий на двенадцатом году своего пустынножительства удостоился пророчества свыше: оставить свою келью, переселиться в скит под названием Эристийский и принять монашество. (Ибо еще до великих битв в монашеском чине он уже прошел поистине немалую подготовку). Летом Иоанникий добрался до указанного ему скита и рассказал об откровении свыше игумену Стефану. Тот не мешкая совершил над ним положенный чин пострига, завершив обычным священническим благословением, и облек пустынника в монашеский образ. И вот Иоанникий, уже давно живший по-монашески, облачившись в монашескую мантию, стал возрастать от одного подвига к другому, более тяжелому, каждый раз беря на себя все более суровые испытания. Б. Из жития преподобного Алипия Слава сделала Великого Алипия весьма известным повсюду, и многие не только мужчины, но и женщины, всей душой жаждавшие покаяния, стекались к нему. Когда их собралось уже немало, он построил два дома вдали друг от друга, один для мужчин, другой для женщин, разделив их таким образом между собой по природным телесным различиям, (но отнюдь не по духовным подвигам). При этом преподобный дал насельницам правило и заповедь: никогда не попадаться на глаза мужчинам и не смотреть на них. И те строго соблюдали его слово. Хотя сам святой много раз разрешал сестрам встречаться с родственниками по плоти (в случае смерти близких или по иным обстоятельствам), но они отказывались, тем самым показывая, что заповедь отца духовного для них важнее кровного родства. Случилось так, что вместе с ними жила и мать преподобного. Она со всеми вместе исполняла те же самые правила, только не хотела стать монахиней, хотя была удивительно добродетельна, как об этом уже говорилось. На многочисленные просьбы сына принять монашеский постриг она отвечала отказом и говорила, что раба (Божия) ничем не отличается от монахини. Однако сновидение от Бога разом переубедило ее, и она сама стала горячо просить сына об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о подвижничестве Преподобный и богоносный отец наш Петр Афонский, первый исихаст Святой Горы, поселился в пещере, которая находится под южными предгорьями Афона. Там он проводил поистине ангельское и небесное житие, нагой, босой, претерпевая многочисленные и разнообразные искушения от демонов, в течение пятидесяти трех лет питаясь небесным хлебом 120 . Преподобный Геронтий, основатель скита Святой Анны, прежде был игуменом монастыря Вулевтирион. Жил он в пещере, сначала у моря, а затем, ввиду угрозы пиратских набегов, в труднодоступных скалах, где сегодня стоит церковь святого великомученика Пантелеймона. Рядом с ним в каливах подвизалось множество аскетов, живших в крайнем нестяжании, подвиге, молитве и беспопечительности. Ради утешения братий преподобный помолился, и на месте его подвигов образовался небольшой святой источник. Преемник же его захотел разбить небольшой садик и собирал эту воду для полива. Однако это не было угодно нашей Пречистой Владычице, говорят отцы, источник иссяк, и вода вышла ниже. Потому что Пресвятая Богородица желает, чтобы монахи предавались молитве, свободной от всякой заботы о земном, а не обработке садов. Преподобный Герасим Новый 121 , сначала подвизавшийся на Святой Горе, целых пять лет подвижнически жил в районе Капсалы 122 , питаясь только вареными кабачками без масла, а затем переселился в безмолвное место Омала на остров Кефаллиния 123 , где он устроил свою пустынь и основал тамошнюю обитель. На Святой Горе святой Герасим приобрел духовный капитал, познал мужей добродетельных и святых, пополнил свой монашеский и подвижнический опыт и стал сосудом благодати, непрестанно пребывая в посте и молитве, так что лукавые духи в трепете бежали от него. От пустынной области Капсала он получил и прозвище Капсалис, так что даже демоны кричали: «Ты попалил нас, Капсалис!» Однажды в очень суровую зиму, когда выпало много снега, преподобный и богоносный отец наш Акакий Кавсокаливит развел огонь, чтобы согреться. Но чем ближе он придвигался к теплу, тем больше замерзал. Тогда подвижник понял, что тот чрезвычайный холод, который он ощущал, не был естественным, а происходил от бесовского действия. Святой тотчас погасил огонь и, выйдя из пещеры, в которой жил, обнаженный бросился в снег. Тогда он ощутил в себе такую удивительную силу, что ему казалось, что он находится в бане, а не в снегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_27.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010