Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Преподобный Дула страстотерпец Преподобный Дула, страстотерпец (время жизни неизвестно), был иноком одного из египетских монастырей. Он отличался кротостью, смирением и послушанием. В течение 20 лет преподобный терпел насмешки, оскорбления и уничижения от некоторых из братии монастыря. Вначале ему было трудно нести подвиг терпения и с кротостью принимать глумления, но постепенно, смиряясь душой и молясь Богу, он достиг такой степени негневливости, что всем сердцем жалел своих обидчиков и молился за них. В конце жизни преподобного постигло искушение: один инок, из числа братии, похитил церковные сосуды и спрятал их. Когда игумен и старцы монастыря стали разбирать дело о краже, то недоброжелатели святого Дулы стали утверждать, что кражу совершил именно он, так как в день кражи он не явился к полунощнице, хотя раньше всегда приходил первым. На самом деле святой Дула в этот день был болен и поэтому не смог прийти к службе. Преподобного Дулу привели к старцам, которым он сказал, что не виноват в краже. Но враги его стали клеветать, утверждая, что они были свидетелями. Убедившись., что его словам не верят, преподобный Дула не стал спорить и сказал: " Простите меня, отцы святые, я грешен " . Игумен приказал совлечь с преподобного иноческие одежды и облечь в мирское платье. Горько зарыдав, святой Дула молился: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего святого Имени я облекся в образ сей, но ныне, по грехам моим, он совлечен с меня " . На преподобного Дулу наложили оковы, эконом жестоко бил его, добиваясь, где спрятаны церковные сосуды, но невинный страдалец только повторял: " Простите, согрешил я " . Тогда его предали на суд гражданским властям и подвергли пытке, но святой повторял: " У меня нет ни серебра, ни пропавших сосудов " . Городской епарх спросил монахов, что ему делать с преданным на его суд человеком. Они ответили: " Сделай с ним то, что повелевают законы " . Святой был приговорен к отсечению обеих рук. Перед выполнением приговора правитель сказал преподобному: " Скажи нам, где сосуды, и ты освободишься от казни " . Святой ответил: " Хочешь ли ты, правитель.. чтоб я сказал на себя то, что не делал? Не хочу лгать на себя, ибо всякая ложь от диавола " . Святого повели на место казни. Тогда, наконец, действительный виновник кражи почувствовал раскаяние и пришел к игумену, прося остановить казнь.

http://pravicon.com/info-3958

Скачать epub pdf Память преподобного Дулы Страстотерпца Память 15 июня Блаженный раб Божий Дула был монахом одной из киновий 3957 Египетской страны. Во взгляде его всегда светилось смирение и кротость, но по разуму он был велик и славен. Этот угодник Божий, всеми гонимый и злословимый, всегда радовался и веселился духом. Уничижавших его он считал неповинными, и молился за них Богу, – чтобы Господь не поставил им этого во грех. Возлагая всю вину на диавола, – что это он смущает братию, и с мужеством вооружаясь на него, блаженный Дула терпением, молитвой и незлобием побеждал все козни его. В таком терпении подвижник Божий пробыл двадцать лет, непоколебимо питая в сердце своем кротость и смирение. Диавол же, не зная, чем бы, наконец, озлобить блаженного, распространил на него такую коварную ложь; причем в этом случае он напал не только на преподобного Дулу, но и на всю братию, опечалив и смутив таким образом всех безмолвников; именно – он научил одного брата, не имеющего страха Божия, проникнуть тайно в церковь и украсть там все церковные сосуды. Сделав все это, монах тот скрыл украденное и затворился в келии своей, как бы никуда перед этим не выходя. Когда же настало время утренней службы, параекклисиарх 3958 , войдя в церковь , чтобы возжечь панникадила, увидел, что украдены все церковные сосуды; он тотчас же пошел и поведал об этом авве 3959 . Потом по обычаю он ударил в било 3960 , и все братия собрались в церковь на утреннее пение. По окончании утрени авва и параекклисиарх возвестили братии, что сосуды украдены, – и все были сильно этим возмущены. Случилось же, что в то время по болезни блаженный Дула не пришел на утреннее правило; и сказали некоторые из братии. – Никто не мог их украсть, кроме брата Дулы, который от того, должно быть, и не пришел в церковь ; если бы не он совершил эту кражу, то пришел бы к полунощнице раньше всех, как это он имел обыкновение делать всегда. И послали привести его в храм; посланные, отправившись, нашли его, хотя и больным, но все же стоящим на молитве; схватив блаженного, они силой повлекли его в церковь . Тогда святой Дула спросил их:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Монахи отвечали: «Сделай с ним, что повелевают законы», – Закон наш, – сказал им на это начальники города, – повелевает святотатцу отсекать руки. Монахи на это проговорили: «Да постраждет он по закону и да получит наказание по делам своим». Тогда правитель повелел привести страстотерпца и стал перед всеми так допрашивать его: – Окаянный и ожесточенный человек, – начал он, – скажи нам правду относительно покражи, в которой ты обвиняешься, и ты освободишься от смерти. На это неповинный Дула ответил: – Хочешь ли, правитель, чтобы я сказал на себя то, чего не делал? Не хочу лгать на себя, ибо всякая ложь от диавола. И потом продолжал: – В том, о чем ты меня ныне допрашиваешь, я считаю себя совершенно не виновным. Тогда правитель, видя, что блаженный не признает себя виновным, а монахи требуют, чтобы его судили по закону, приказал отсечь ему руки. После того неповинного старца Дулу повели на место, где казнили осужденных. В это время тот монах, который был на самом деле виновником кражи и похитителем священных сосудов, пришел в умиление и сказал сам себе: «Как бы теперь или после не найдено было все украденное мной? Да если теперь и утаится это злое дело мое, то ведь в день праведного суда Божия оно обличится; тогда что сделаю я, окаянный? Какой ответ дам об этом сугубом грехе, – что и сосуды украл, и неповинного брата подверг мукам?» И пошел он поспешно к настоятелю лавры и сказал: «Авва, пошли поскорей в город к правителю, чтобы не усекали руки брату и чтобы он не умер от страданий, ибо священные сосуды нашлись». И тотчас же авва послал к правителю, и страстотерпец был отпущен еще раньше совершения казни. Когда он приведен был в лавру, явно открылась его невинность и всем стало ясно, что покража – дело другого монаха; и начали братия припадать к преподобному Дуле, умоляя его: «Прости, ибо мы согрешили перед тобой». Он же, плача, так говорил им на это: «Простите меня, отцы и братия; я великое воздаю вам благодарение, что ради маловременных страданий, какие вы мне причинили, я избавлюсь вечных мук, и что, по милосердию Божию, буду сподоблен великих благ; да и всегда, слыша ваши неправды и укоризны на себя, я радовался духом, надеясь тем избавиться великого позора за свои грехи, когда придет Господь во славе Своей и объявит советы сердечные; всего же более я ныне радуюсь тому, что пострадал неповинно: ибо я знаю, какие блага уготовал Бог претерпевающим ради Него страдания; единственная моя печаль – это о вас: да не поставится вам Господом во грех то, что вы так несправедливо поступили со мной, и я теперь молю благоутробного Бога только о том, чтобы Он подал вам прощение».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Есть еще пример — преподобный Дул Страстотерпец. Он был обвинен в краже церковных сосудов, и когда его спросили: «Ты украл?», он ответил: «Я не брал». Ему не верят: «Нет, ты брал!». «Ну, простите, братья» отвечает он. Его отдали египетским властям, а в Египте были очень жестокие наказания, за кражу, например, отсекали руку. Его опять спрашивают «Ты брал?», «Нет, не брал», «Ну, мы тебя заставим признаться». И стали его мучить. Тогда тот, кто украл, пораженный его твердостью, прибежал и сказал, что он не виновен, сосуды нашлись. А в это время Дула уже вели отсекать руку. И тогда все стали просить у него прощения, а Дул сказал: «Враг напал на вас, а вы поддались». Через несколько дней, измученный пытками, он умер. Его решили похоронить с почестями как невинного страдальца, собрали всех монахов, но до похорон храм, в котором стоял его гроб, закрыли. И когда все собрались и открыли храм, то гроб был пуст… Братья решили, что они не сподобились его хоронить, настолько высоко его невинные страдания были поставлены перед Богом. — Всем сердцем сочувствуя тем людям, которых Вы описали, я все же вижу их отличие от Христа в том, что, Христос, будучи Богом, обладал даром убедить любого человека. — Бог дал человеку свободу воли . Если человек не желает что-то принять, никакие убеждения ему не помогут. Это совершенно точно. Ведь почему не принимают, например, православие. Это так просто, что дальше некуда. Есть одно прекрасное изречение, которое дает ответ на этот вопрос: «Если бы математика накладывала узы, рамки или ограничения на наши страсти, то нашлось бы немало людей, оспаривающих истинность ее теорем». — Батюшка, Вы меня убедили, я думала, что Бог может любому человеку доказать Истину… — Нет. Именно, что не любому! Вся жизнь в этом и состоит – истина себя защищает, но кто не от истины, тот не слушает ее, а слушает тот, кто от истины. Поэтому доказательства бесполезны, если человек не хочет принимать этого. А если присутствует противостояние, то чем больше доказываешь, тем больше человек упирается. Получается, что результат не от доказательства, а от принятия-непринятия. Вот они и не приняли Иисуса Христа, а приняли то, что против Него. Когда Его спросили «Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня» (Лк 22:67).

http://pravmir.ru/pochemu-xristos-molcha...

Уже первый мученик христианской эпохи перед смертью до последнего будет следовать Христу. Побиваемый камнями архидиакон Стефан до последнего вздоха молился и умер с молитвой об убийцах на устах: «Господи! не вмени им греха сего». (Деян 7:60). ХРИСТИАНСКИЕ МУЧЕНИКИ Жития святых, живших за века до нас, скупы на подробности, но доносят главную истину: первые христиане шли на смерть и муки, но понимали, что их гонители – лишь орудия в руках сил зла. Они ненавидели грех, но прощали грешников. Такими были святые мученики Прокл и Иларий, пострадавшие во время гонения при императоре Траяне (98-117 гг.). Их силой пытались заставить принести жертву языческим богам. Святого Прокла после многих истязаний вывели за город, чтобы, привязав к столбу, расстрелять из луков. Воины, ведшие святого Прокла на казнь, уговаривали его покориться и тем сохранить свою жизнь, но святой сказал, чтобы они исполнили то, что им приказано. По дороге к месту убийства их встретил племянник святого Прокла Иларий, который со слезами обнял дядю-мученика и тоже исповедал себя христианином. Воины задержали его и бросили в тюрьму. Святой мученик Прокл под градом стрел молился за своих мучителей и с молитвой предал свою душу Богу. Святая мученица диакониса Татиана Римская, принявшая за исповедание Иисуса Христа смерть при императоре Александре Севере, (222-235 гг.) когда ее били и выкололи ей глаза, терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ Преподобный Дула Египетский страстотерпец, годы жизни которого точно неизвестны, был иноком одного из египетских монастырей и по кротости своей в течение 20 лет терпел насмешки, оскорбления и уничижения от некоторых из братии монастыря. Вначале ему было трудно, но постепенно, смиряясь душой и молясь Богу, он достиг  того, что всем сердцем жалел своих обидчиков и молился за них. Однажды один инок похитил и спрятал церковные сосуды. Когда стали разбирать дело о краже, недоброжелатели святого Дулы показали на него. Кроткий инок пытался оправдаться, но убедившись, что ему никто не верит, перестал спорить и сказал: «Простите меня, отцы святые, я грешен». Игумен приказал совлечь с преподобного иноческие одежды и облечь в мирское платье. Святого Дулу заковали и эконом жестоко бил его, но не смог выдавить признания о том, где спрятаны церковные сосуды. Святого предали на суд гражданским властям, подвергли пытке и по закону уже собирались отсечь ему руки, но   действительный виновник кражи почувствовал раскаяние и пришел к игумену, прося остановить казнь.

http://pravmir.ru/velikie-primery-proshh...

– Что это значит, братия, и почему вы влечете меня насильно, когда я и добровольно мог бы пойти к святым отцам? Они же, порицая его хульными и бесчестными словами, сказали: – Недостойный жизни богохульник, недостаточно ли тебе столько лет смущать нас, а теперь ты надругался даже и над душами нашими. Он же сказал им на это: – Простите меня, братия, если я согрешил перед вами. Потом привели его к авве и ко всему собору отцов, состарившихся в постничестве, и сказали: – Вот человек – с самого начала смущающий нас и нарушающий правила нашего общежития. И начал каждый клеветать на него Один говорил: – Я видел его тайно ядущим зелень. А другой: – Я видел его крадущим хлеб и раздающим его вне монастыря. Иной же так клеветал на него: «Я видел его, тайно пьющим дорогое вино» Также и прочие ложно наговаривали на него что-нибудь порочное. Слыша все это, авва и находившиеся с ним отцы поверили клеветам и спрашивали неповинного Дулу, – правда ли все то, что говорят о нем, и особенно расспрашивали его о покраже, именно – где он спрятал те церковные сосуды, какие украл. Святой же Дула, оправдываясь, сначала утверждал, что он в этом ни в чем не повинен; а потом, увидев, что ему не верят, замолчал и только произносил: – Простите меня, отцы святые, я грешен. Тогда авва повелел совлечь с него монашеские одежды и облечь его в мирское одеяние; и при этом сказал: – Такие дела недостойны монашеского чина. Когда же с блаженного Дулы совлекли иноческое одеяние, он горько зарыдал и, воззрев на небо, громко произнес: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего святого имени я облекся во образ сей, но ныне по грехам моим он совлечен с меня. После этого авва приказал заключить угодника Божия в оковы и передать его эконому; эконом же, обнажив тело его, стал сильно бить святого воловьими жилами, спрашивая его, верно ли все то, что говорят о нем относительно покражи? Дула же, хоть и со слезами на глазах, но по невинности своей по-прежнему улыбаясь, проговорил: – Простите, согрешил я. Тогда эконом, видя его улыбающимся и произносящим такие слова, еще больше рассердился на него; он посадил его в темницу и ноги забил в колоды; и написал также письмо к городскому правителю, возвещая его о покраже и о брате Дуле, – и тотчас же отправил ему это письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мученик Дула жил в IV веке, в Киликии. Императорский наместник Максим воздвиг гонение на христиан, и св. Дула приведен был к нему вместе с другими. Максим приказал бить мученика, но он мужественно терпел страдания. Затем приказал положить его на разожженную решетку, но мученик и здесь не переставал славить Бога и уничтожать языческих богов. После мучений бросили св. Дулу в темницу, но тут Господь исцелил его. Мучитель снова приказал мучить святого, и св. Дула скоро скончался. Тело его бросили в реку, но оно приплыло к одному из селений, невдалеке от Преториады. Пастушеские собаки открыли его, и одна из них, взяв пастушескую одежду, покрыла тело, а другая стерегла его. Пастухи, увидев чудо, сообщили о нем окрестным жителям, и христиане похоронили мощи св. мученика. Преподобный Иероним подвизался в конце IV и в начале V столетия. Преподобный Дула подвизался в одной из египетских обителей. Подвиг его главным образом состоял в том, что он 20 лет терпел унижение, осмеяние и оскорбления от многих за свою скромность, смирение и послушание. Сначала, конечно, тяжелым казался ему такой подвиг, удивительные и недобрые отношения к нему ближних сильно волновали его сердце; но затем, при помощи Божией, он дошел до такого состояния, что даже радовался, когда приходилось ему терпеть оскорбления, и молился Богу за своих обидчиков. Под конец его жизни случилось с ним следующее обстоятельство. Один из иноков похитил сосуды из храма. Так как Дула по болезни не был в церкви в день похищения, тогда как всегда приходил раньше всех, то подозрение пало на него. Праведник стад было защищаться, но всегдашние оскорбители его начали взводить на него разные клеветы. Тогда, видя безуспешность своих оправданий и считая за добродетель потерпеть клевету, сказал он разбиравшему дело похищения собору старцев: «Я грешен, простите меня, святые отцы». Наказав ударами, старцы предали Дулу светскому суду. Тут он уже не оправдывался, а прямо сказал: «Я грешен, простите меня». Решено было отсечь Дуле руки. Когда положено было такое решение, то совесть заговорила в действительном похитителе; ему стало жаль Дулу, и он сознался в преступлении и возвратил сосуды. Тогда Дула был освобожден, и братия, которые судили, как равно и те, которые всегда оскорбляли его, поражены были поступком праведника и просили у него прощения. Но после этого немного жил преподобный Дула. Через 3 дня, стоя на молитве, он скончался кончиной праведника и был причислен к лику страстотерпцев Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Слыша со всех сторон клеветы на преподобного, настоятель и старцы поверили им и затем приступили к допросу его. «Правда ли всё, что говорят на тебя? Если правда, то где ты скрыл церковные сосуды?» Преподобный с твёрдостью отвечал, что он вовсе не виновен в том, в чём его обвиняют; и видя, что не внимают его словам, предоставил Господу рассудить праведный Суд Свой, и на все вопросы ответствовал только: «простите мя, отцы святии, грешен есмь». По окончании допроса настоятель приказал снять с него монашеское одеяние и облечь в мирские одежды, прибавив: «таковые дела не суть монашеского образа», и передал его эконому. Претерпевши от него, как уже уличённый преступник, истязания и раны, святой Дула отослан был потом на суд городскому начальнику. Здесь ожидали неповинного страстотерпца Христова новые истязания и мучения, ещё жесточайшие прежних. И преподобный Дула вытерпел их с таким великодушием, что и сами мучившие его удивлялись терпению праведника. И здесь, как на суде настоятеля, преподобный отец сначала исповедал себя невинным, а потом не отвечал ничего более, как только: «простите меня, грешен есмь». Не допытавшись от неповинного, где скрыты украденные сосуды, городской начальник повелел заключить его в темницу, а сам послал в обитель призвать к себе настоятеля с братией. Он рассказал им все мучения, каким подвергал святого мужа, и что не смотря на то, он не признал и не признаёт себя виновным, и спрашивал, как поступить с ним. «Сотвори якоже законы повелевают», ответствовали братия. – «Закон гражданский повелевает отсечь святотатцу руки», говорил начальник. «Да постраждет по закону и ириимет казнь по делам своим», ответствовали братия. Тогда начальник снова приказал вывести преподобного из темницы и снова допрашивал его перед всеми. Преподобный отвечал: «ужели вам хочется, чтобы я обвинил себя в том, чего я не делал! Я не хочу быть лжецом на себя самого, ибо вся ложь от диавола». Начальник положил отсечь преподобному руки, как святотатцу. Но Господь весть благочестивых от напасти избавляти ( 2Пет.2:9 ). Когда должна была совершиться казнь, святотатец, похитивший сосуды не вытерпел, сознался и объявил, что сосуды обретены; – и преподобный Дула избавлен был от неповинного мучения. Все братия с сокрушением сердечным испрашивали у него прощения за неправедное его осуждение и за мучения, которые он претерпел через них.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

294. Как должно переносить страдания от клеветы и терпеть напрасные обиды (Из жизни св. Дулы, преподобного Страстотерпца. Чет. Мин. июня 15) Как вам, братие, поступать и что делать, когда вам придется страдать от клеветы и переносить обиду, и притом напрасную? Наш совет вам в этом случае вот какой: делайте то же, братие, что делали в подобных скорбях Святые Божии; поступайте так же, как поступали они, и это будет самое лучшее. Примеры их и одобрение вам дадут, и терпению научат, и как поступать при страданиях от напрасных обид покажут, и таким образом, и награду за невинные страдания обеспечат вам. Для убеждения вас в этом представляем вам сегодня один пример терпения угодника Божия, который, надеемся, подлинно уверит вас в истине слов наших. Преподобный Дула, память коего св. Церковь совершает 15-го июня, отличался тем, что когда его унижали, злословили, поносили, тогда он всегда радовался и веселился духом. Обидевших его он виновными никогда не считал и только молился за них Богу. Это величие своей души он показал особенно при следующем случае. Один не имевший в сердце страха Божия инок ночью вошел в монастырскую Церковь и украл сосуды церковные. Затем он, никем не замеченный, снова возвратился в свою келлию и затворился в ней. Наступило утро, и, перед началом заутрени, вошедший в Церковь зажигать свечи монах, увидев пропажу всех сосудов церковных, возвестил немедленно о том игумену. Сей приказал ударить к утрени, и, когда братья собрались по окончании утрени, игумен и монах, открывший пропажу сосудов, возвестили об оной братиям. Последние сильно возмутились ею и стали рассуждать, кто же был вор. Между тем во время этих рассуждений все заметили, что одного из иноков, именно Дулы, не было в Церкви, и вот, подозрение пало на него. Монахи сказали: «Украл сосуды не кто иной, как Дула. Он всегда прежде всех приходил в Церковь, а теперь его нет». И отправились в келлию Дулы. Там они застали его молящимся и, несмотря на это, взяли и с руганием повели на собор. Дула спросил: «За что с таким позором влечете меня?» Монахи отвечали: «За то, что ты святотатец и сам наругался над нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Приведенный на собор, преподобный должен был вытерпеть все возможные клеветы на него. – Я видел его, тайио ядущего зелие, – говорил один. – А я видел, как он крал хлеб и давал вне монастыря, – жаловался другой. – Он винопийца, – клеветал третий, – и я сам видел это. – Он уже несколько лет возмущает наше мирное житие, – заключили все вместе, – и никто, кроме него, не мог украсть сосудов церковных. Слыша со всех сторон клеветы на преподобного, настоятель и старцы поверили им и затем приступили к допросу его. «Правда ли все, что говорят на тебя? Если правда, то где скрыл ты церковные сосуды?» Преподобный с твердостью отвечал, что он вовсе невиновен в том, в чем его обвиняют; и видя, что не внимают его словам, предоставил Господу рассудить праведный суд Свой, и на все вопросы ответствовал только: «Простите мя, отцы святии, грешен есмь». По окончании допроса настоятель приказал снять с него монашеское одеяние и облечь в мирские одежды, прибавив: «Таковые дела не суть монашеского образа», и передал его эконому. Претерпевши от него, как уже уличенный преступник, истязания и раны, святой Дула отослан был потом на суд к городскому начальнику. Здесь ожидали неповинного страстотерпца Христова новые истязания и мучения, еще жесточайшие прежних. И преподобный Дула вытерпел их с таким великодушием, что и сами мучившие его удивлялись терпению праведника. И здесь, как на суде настоятеля, преподобный отец сначала исповедал себя невинным, а потом не отвечал ничего более, как только: «Простите меня, грешен есмь». He допытавшись от неповинного, где скрыты украденные сосуды, городской начальник повелел заключить его в темницу, а сам послал в обитель призвать к себе настоятеля с братиею. Он рассказал им все мучения, каким подвергал святого мужа, и что, несмотря на то, он не признал и не признает себя виновным, и спрашивал: как поступить с ним? – Сотвори, якоже законы повелевают, – ответствовали братия. – Закон гражданский повелевает отсечь святотатцу руки, – говорил начальник. – Да постраждет по закону и приимет казнь по делам своим, – ответствовали братия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010