74 Священномученик Филипп (в миру Феодор Колычев; 1507–1569) – митрополит Московский и всея Руси; родился в знатной боярской семье, имел доступ ко двору при малолетнем Иоанне IV (будущем Грозном), однако порвал с придворной карьерой и в 1537 г. бежал в Соловецкий монастырь. Скрыв свое происхождение, принял там монашеский постриг. Проявив себя настоящим подвижником, через десять лет был избран игуменом обители. В 1566 г., после долгих отказов, согласился быть возведенным на Московскую митрополию, выдвинув условием своего поставления устранение опричнины. Через год, с началом новых массовых казней со стороны Иоанна Грозного, выступил с обличением действий царя. В ответ на это против первосвятителя были сфабрикованы многочисленные доносы. По инициативе царя учинили суд, на котором митрополит был обвинен в безнравственности и волхвовании и, по указанию Грозного, низложен, после чего его отправили отбывать вечное заточение в Тверском Отроче монастыре. Во время похода на Новгород, когда царь и его воинство остановились в Отроче монастыре, первосвятитель был задушен в своей келье посланным к нему Малютой Скуратовым. Святитель Филипп прославлен как священномученик в 1591 г. при сыне Грозного царе Феодоре Иоанновиче, который этой канонизацией стремился искупить грех отца. Память 9/22 января, 13/26 июля, 5/18 октября. 75 Преподобный Дометиан (†601) – епископ Мелитинский; после женитьбы скоро овдовел и стал проводить жизнь в посте и молитве. В 30-летнем возрасте был избран во епископа и стяжал славу доброго и ревностного пастыря. Не раз оказывал Греции услугу, путешествуя, по назначению царя Маврикия, в Персию для устранения столкновений между греками и персами. Память его отмечается 10/23 января.  Здесь друзья разумеются – добрые, соответственно духу и настроению сынов света, например, пастыри Церкви, угодники Божии и т.п. Читать далее Источник: Духовный дневник/еп. Арсений (Жадановский). - Москва : Отчий дом, 2006. - 476, с. : портр. (Духовный собеседник). ISBN 5-87301-137-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В. Апушкиной. Фрагмент впервые опубликован в комментариях к кн.: Неизвестный Нилус. Т. 2. М. «Православный паломник». 1995). Еще до московского суда исповедание имяславцев рассматривалось в Киевском епархиальном собрании епископов, где оно было признано православным. 205 Святитель Филипп (Колычев, 1507 †23.12.1569), Митрополит Московский и всея Руси – происходил из знатного боярского рода. Поступив послушником в Соловецкий монастырь (1537), вскоре принял монашеский постриг; вел строгую подвижническую жизнь, чем снискал к себе всеобщее уважение. Игумен Соловецкого монастыря (1548). На Соборе 1566 г. выбран Митрополитом. Не раз обращался к Царю Иоанну Грозному с увещаниями о милосердии. Враги Святителя и Царя всячески старались усилить возникшую между ними напряженность в отношениях. В начале ноября 1568 г. Царь созвал Собор для суда над Митрополитом, которого, кроме неуважения к Царю, обвинили еще в других деяниях, якобы совершенных им во время управления Соловецким монастырем. Митрополит был низложен и удален в Отрочь-Успенский монастырь в Твери, где претерпел насильственную смерть. В 1591 г. мощи свят. Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь, а в 1648 г. он был причислен к лику святых. В 1652 г. на Соловки прибыло посольство во главе с митрополитом Новгородским Никоном (впоследствии Патриарх), просить от имени Царя Алексия Михайловича у Святителя прощения за грехи Царя Иоанна Грозного и молить его о возвращении в свой кафедральный град Москву. В столице святые мощи встречал сам Царь с сонмом духовенства и народом. Во время торжеств, продолжавшихся с 9 по 17 июля, не было и одного дня, в который бы не происходили исцеления больных и недужных. Память 9 января, 3 июля и 5 октября. 206 Преподобный Дометиан (†601), епископ Мелитинский – происходил из семьи благочестивых и знатных родителей. Овдовев, принял иночество, а в 30-летнем возрасте был поставлен епископом Мелитины (Малая Армения). Был известен строгим подвижничеством и миссионерской деятельностью, способствовал установлению мирных отношений между Византийской империей и Персией.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 379 году святой Григорий Нисский принял участие в Антиохийском соборе, осудившем ересь антикомариан, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и коллиридиан, поклонявшихся Богоматери как божеству. Святитель Григорий был направлен в Аравию и Палестину, чтобы очистить от ересей особенно пострадавшие там Церкви. Перед отъездом святой Григорий поспешил навестить свою старшую сестру святую Макрину, предчувствуя ее скорую кончину. В монастыре, основанном матерью Емилией и блаженной Макриной, он застал сестру на смертном одре. Беседы с сестрой в последние дни ее жизни легли впоследствии в основу сочинения святого Григория «О душе и воскресении». После кончины блаженной Макрины (†380; память 19 июля), святитель Григорий уехал в Аравию и Палестину, где успешно справился с поручением Собора и поклонился святым местам. В 381 году святитель Григорий Нисский явился одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно изъяснявшего сущность Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святителя Григория, был дополнен Никейский Символ веры восьмым членом о Святом Духе, причем к Символу были присоединены еще 9, 10, 11 и 12 члены: о Церкви, о Крещении, о воскресении мертвых и о жизни будущего века. Вместе с другими епископами святитель Григорий Нисский утвердил в сане Константинопольского архиепископа святителя Григория Богослова . На Константинопольском Соборе 383 года святитель Григорий Нисский произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году святитель снова был в Константинополе и ему, как знаменитому оратору, было поручено сказать слово над гробом любимой всеми благочестивой императрицы Плакиллы (память 14 сентября), жены Феодосия Великого (379 – 395). В 394 году святой Григорий вновь оказался в Константинополе на поместном Соборе по церковным делам Аравии. Вскоре после этого Собора, достигнув преклонных лет, он преставился ко Господу. Преподобный Дометиан, епископ Мелитинский Родился в царствование византийского императора Иустина Младшего (565–578) в семье благочестивых и знатных родителей Феодора и Евдокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Гряди к уготованному тебе покою, ибо умолен Владыка Христос, чтобы ты был со мной. Исполнившись неизреченной радости, Дометиан возвестил о том братиям и, пришедши с весельем в церковь , предал дух свой Господу, и погребен был при гробе отца своего. По преставлении преподобного отца нашего Евфимия, при гробе его совершалось много чудес и подавались исцеления 821 во славу Бога во святых Своих прославляемого, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Тропарь, глас 4: Веселися пустыня нераждающая, благодушествуй неболящая, яко умножи тебе чада муж желаний духовных, благочестием насадив, воздержанием воспитав в добродетелей совершенство. Того молитвами Христе Боже, умири живот наш. Кондак, глас 8: В честнем рождестве твоем радость тварь обрете, и в божественней памяти твоей преподобне, благодушие прият многих твоих чудес: от нихже подаждь богатно в души наша, и очисти грехов скверны, яко да поем: аллилуиа. 762 Армения – горная страна, к югу от Кавказа и к востоку от Малой Азии; она делилась на две части: большую или восточную Армению, и малую или западную. Город Мелитина, ныне Малатия, находился в южной части Малой Армении, на одном из притоков Евфрата. 765 Фракия – область Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова. Адрианополь – город на р. Гебре (Марице); ныне значительный и многолюдный, главный город турецкого вилайета (области) того же имени. 767 Отрий, епископ Мелитинский, просиял на 2-м Вселенском Константинопольском соборе 381 г.; впоследствии он был причтен к лику святых. Память его совершается на востоке 17 апреля. 769 Лавра Фаранская, или Фаре, основана преподобным Харитоном (память его 28 сентября) в 1-й половине IV века, в шести миллиариях (с небольшим 8 верст) от Иерусалима к востоку, по пути в Иерихон. 771 Т. е. преподобные Евфимий и Феоктист удалялись в пустыню после отдания праздника Богоявления Господня и пребывали там до праздника Входа Господня в Иерусалим, или Вербного воскресенья (недели Цветоносной, иначе – Ваий). 774 Марин и Лука – известные ученики преподобного Евфимия. Получив иноческое воспитание от него, они явили из себя подвижников отшельнической жизни; чрез несколько лет они просияли в местах близ селения Метопа (ныне Хирбет Джубб ер-Рум, по дороге от Иерусалима в лавру преп. Саввы Освященного) и создали монастыри; они привели в монашеское совершенство преподобного Феодосия Великого был киновиархом этой пустыни и архимандритом киновий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Здесь провели зиму и Коментиол возвратился в Византию. В этом году некоторый муж в монашеской одежде, отличавшийся строгой жизнью, с обнаженным мечом прошедши от площади до медного крыльца всем объявлял, что самодержец умрет убиением от меча, равным образом Иродиан явно предсказал Маврикию, что случится с ним. В одну ночь царь со всем городом совершил молебствия и босиком шел в карвионах; вдруг некоторые из черни возмутились и бросали в царя камнями, так что царь едва спасся с сыном своим Феодосием и докончил молитву свою во Влахернах; партии народные, встретивши человека, похожего на Маврикия, надели на него черный саван и венец, сплетенный из чеснока: посадили его на осла и с насмешкою говорили: нашел он нежную юницу, вскочил на нее как молодой петушок, и произвел детей как куколок; однакож никто не смеет говорить, всем замазал уста: святый, святый, страшный и сильный, дай ему в лоб, чтоб он не превозносился, а я зато приведу в жертву большого тельца. Из них многих наказал царь ударами. л. м. 6094, Р. Х. 594. В сем году в ноябре месяце индиктиона 5 царь Маврикий женил сына своего Феодосия на дочери патриция Германа, а венчал его Кириак, патриарх Константинопольский. Января же 11, умер Дометиан, епископ Мелитинский родственник царя и погребен в храме св. Апостолов патриархом Кириаком в присутствии всего сената. Царь опять назначил брата своего Петра военачальником Фракии: ибо услышал 240 , что при водопадах 241 опять собираются многочисленные силы варваров под предводительством Апсиха 242 . Петр послал к Апсиху посла для переговоров о мире. Но Апсих требовал от римлян уступки водопадов. Хаган же пошел против Констанции. Римляне пошли во Фракию и остановились в Адрианополе. Царь узнавши, что хаган идет на Константинополь, писал к Петру обратиться к Истру; между тем послал Вокоса скрибона с флотом для переправления войска. Петр отправил подначального своего 243 Гундоя на другой берег Истра, а они овладели великою добычею. Хаган немедленно послал Апсиха с великою силою истребить перевозчиков 244 , как союзников римских; от этого перевозчики, принадлежавшие варварам, перешли на сторону римлян 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Об освобождении от трудного рождения жен. Пресвятей Богородице Феодоровской, августа 16-го. О том же Великомученице Екатерине, ноября 24-го Аще возненавидит муж жену свою неповинно Св. мученикам Гурию, Симону и Авиву, ноября 15-го. О сохранении здравия младецев. Пресвятой Богородице Тихвинской, июня 26-го. О том же. Праведнику Симеону Богоприимцу, февраля 3-го. О избавлении младенцев от родимца. Св. великомученику Никите, сентября 15-го. О исцелении младенцев от оспы Мученику Конону соврийскому, марта 5-го. О просвещении разума к учению грамоте Св. бессребникам Косьме и Дамиану ноября 1-го О изучении иконного писания Св. апостолу Иоанну Богослову, сентября 26-го. О сохранении от внезанные без покаяния смерти Священномученику Садофу, октября 19-го. О том же. Великомучен. Варваре, декабря 4-го. О том же. Священномученику Харлампию, февраля 10-го О избавлении от муки без покаяния. Преподобному Паисию великому, июня 19-го О прогнании лукавых духов от человек и скотов. Преподобн Нифонту, декабря 23-го. О том же Святителю Марофу, февраля 16-го. О избавлении от блудные страсти Преподобн Мартиану, февраля 13-го. О том же Преподобн. Иоанну многострадатель-ному, июля 18-го О том же. Св. мучен. Фомаиде, апреля 14-го. О избавлении от винного запойства. Мучен. Внифантию, декабря 19-го. О том же. Преподобн. Моисею Мурину, августа 28-го О сохранении от пожара или молнии. Пресвятой Богородице неопалимой купине, сентября 4-го. О том же Святителю Никите Новгородскому, января 31-го О бездожии и ведре Св. пророку Илии, июля 20-го. О избавлении от потопления на воде, и бед и печаль. Святителю Николаю чудотворцу, декабря 6-го. О избавлении от скотского падежа. Святителю Модесту, декабря 18-го. О том же. Священномученику Влассию, февраля 11-го. О избавлении от падежа конского. Мученикам Флору и Лавру, августа 18-го. О сохранении скота от съедения зверей. Св. великомученику Георгию, апреля 23-го. О обрет. украденных вещей и бежавших рабов. Мученику Феодору Тирону, февраля 17-го. О том же. Мученику Иоанну воинственнику, июля 30-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

иерархии. В этом деле принимал участие и наш автор. «Вы, писал он Я. И. Бардовскому в июле 1821 г., из числа тех немногих, которые чувствуют подлинную цену Нилова устава. Я настоял о помещении его в Историю иерархии и сам работал над сводом различных списков и над объяснением некоторых слов. При печатании сего устава в Ист. рос. иерархии 136 заказал на свой счет отпечатать оного особою книжкою 50 экз. Дарил ее всем, по мнению моему, понимающим духовность. Но от одного только покойного Ив. Вл. Лопухина получил благодарность. Прочие называли его темным, непонятным и даже мечтательным. Вот какою кажется мудрость духовная сынам века сего! Я исполню ваш совет о похвалении сего устава в словаре моем. Но в статье российской Иерархии о Нилове ските (мною же писанной) я только назвал оный достопримечательным. Мы с прсосвященным Амвросием составили целый 7-ой том к Истории рос. иерархии, заключающий в себе все уставы русских монастыреначальников. Но наши цензоры тогда сочли его не достопримечательным для публики. Заметьте, что может и прадеды наши не постигали цены устава Нилова, ибо Нил у нас не причтен в святые» 137 . Приготовленная совместными усилиями Евгения и Амвросия, VII ч. Истории рос. иерархии начала даже печататься (всего отпечатано 20 листов in qu, стр. 1–819). Один из экземпляров ее хранится теперь в Моск. Румянцевском музее под 1419 (по каталогу рукописей и книг В. М. Ундольского). Сюда вошли уставы: 1) преподобн. Варлаама, Хутынского новгородского чудотворца (стр. 1–5), 2) преподобн. Кирилла, Белоозерского чудотворца (стр. 5–12), 8) преподобн. Евфросина, псковского чудотворца (стр. 12–41, из библ. Новг. Соф. собора), 4) Иосифа Волоколамского (стр. 41–256, – из Новг. Соф. библ.), 5) Даниила, м. всероссийского (стр. 256–278), и 6) какой-то «обители пресв. Богородицы честного Ее Успения» (стр. 279–319). Устав «старца Евфросина, зовомого Елизаря» или его «Изложение общежительного пребывания» сохранился в двух копиях и в Киево-Соф. соборн. библиотеке 185 и 262). На первой из них рукою Амвросия замечено: «Читано с подлинным 1814 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

522 Письмо Вулкана к папе от 2 января 1199 г. (Theiner A. Monumenta vetera Slavorum meridionalium. Romae, 1863). 523 В 1202 г. папа поздравлял короля Венгерского с покорением Сербии и упоминал о том, что Венгерский король передал права свои на Сербию Вулкану (Assemani. Kalendaria Ecclesiae Universae. T. 1–6. R., 1755–1757. T. V (далее – Assemani. Kalendaria Ecclesiae Universae. -Ред.)). 524 Папа в 1204 г. писал к Венгерскому королю: «не надобно забывать, что благородный Стефан, мегаложупан Сербии, чрез посланников, смиренно просил нас, дабы легат наш, явясь в Сербию, привел ее в повиновение Римской церкви (лукавое двумыслие!) и подал царству его корону. Мы с собором соизволили на прошение и поручили посольство пречестному брату нашему Албанскому епископу (т. е. in exteris). Но узнав, что это неприятно вашей светлости, за любовь твою, не без смущения, отложили свое намерение» (Raynaldus. Annales Ecclesiasticï in 37 vol. Vol. 20). Верить папе на слово, будто Стефан просил привести Сербию в религиозное «повиновение Римской Церкви», может только тот, кто не знает языка тогдашней дипломатики папизма, намеренно мешавшего политическую учтивость с религиозною. Если бы папе дано было обещание папизма со стороны Стефана, он не был бы так учтив пред Венгерским королем, прислал бы и венец Стефану и под угрозою анафемы запретил бы Венгерскому называться королем Сербии. Венгерский король точно дал обещание папе привести Сербию в повиновение папе (письмо см. в: Адам Черниговский (Zernikaw). De processione Spiritus Sancti a suo Patre); но с одной стороны увидал, что сербский народ повторяет анафему папе, с другой ссора Андрея с братом Мирком и венецианцами заставила Андрея хлопотать о себе, а не о папе. По этим-то причинам и папа, собравшийся по надеждам на короля Венгерского наложить властную руку на Сербию, вынужден был расстаться с мечтами. 526 Св. Савва в житии Немани (Там же); Дометианово житие св. Саввы (Домети/ан. Живот светога Симеуна и светога Савве/Публ. Ъ. Даничич.Београд, 1865). Басня Грека Никиты об отношении Стефана к гречанке Евдокии, употреблявшей в орудие злости своей Вулка, разобрана Раичем (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Книга Евангельских чтений, писанная при Волке, сыне самодержавного Стефана Немани, великом жупане Зетском и Поморском (Христианские древности и археология. Тетр. II), писана не позже 1208 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Б. Средства борьбы с блудною страстию 1. Молись о помощи к Богу и святым Его Первое средство к побеждению в себе блудной страсти есть молитва. «Возведи горе, если можешь, учит св. отец (св. Иоанн Лест.), душевное, а если нет, то наружное око; неподвижно, в образ креста, держи руки, чтобы крестным образом посрамить и победить тебе Амалика. Возопий к Могущему спасти, употребляя не ухищренные выражения, но смиренные речения, начиная так: помилуй мя, яко немощен есмь ( Nc. VI, 3 ). Тогда опытом познаешь силу Вышнего и невидимо невидимою помощию прогонишь невидимых». Тогда не будешь говорить: нет сил бороться: в Боге найдешь эту силу. Так молитвою обезоруживали духа блудного св. Иаков персянин, преподобная Мария египетская и другие великие подвижники. I. Преп. Максим исповедник советует молиться против блудных помыслов словами пророка Давида: радосте моя, избави мя от обышедших мя ( Пс. 31, 7 ) и преп. Иоанн Лествичик приводит образец такой молитвы против помыслов блудных: Боже, с помощь мою вонми ( Пс. 62, 2 ). Полезно в этом случае призвать на помощь тех святых, которые подвизались особенно за целомудрие и чистоту. Так преп. Даниил скитский приказал брату, борцмому от блуда, молиться, призывая на помощь св. муч. Фомаиду, за целомудрие пострадавшую, – и молиться так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды помози мне. И сей брат, помолившись так у гроба мученицы, тотчас избавился от блудной страсти. Хорошо также призывать в молитве преподобн. Моисея Угрина и Иоанна и преподобн. Мартиниана. (Д-ко). 2. Читай св. писание и др. душеполезные книги Чтение полезных книг приносит различную пользу. Занимая ум, оно предохраняет нас от дурных желаний и мыслей. Полезное чтение, рождая здравые мысли, заставляет глубже вникнуть в то, о чем бы мы без него и не подумали. Настраивая душу к благоговению пред Создателем, закрывая вход в нее всему грубому и безнравственному, оно возносит ее в мир духовный. Из всех чтений самое действительное и ни чем незаменимое – это чтение слова Божия. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3, 16, 17 ). Ибо слово Божие и действенно, и острее всякого меча обоюдуострого: оно проникает до разделения души и духа, составов мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четвертый день. Преподобн. Иоанникий Великий. (Грех зависти). I. Преподобный Иоанникий, память коего совершается ныне, жил во 2-й половине IX века по Р. Христове в Греции и первое время провел на царской службе в воинском звании. Он был сначала заражен ересию иконоборческою, но обличенный одним прозорливым иноком, жившим на Олимпийской горе, оставил ересь и всю суету мира, удалился на эту гору и здесь неослабною борьбою с своими страстями, неусыпными трудами, бдением и молитвою достиг святости и прославился как великий подвижник и чудотворец. Много народу приходило к святому подвижнику для назидания и испрошения у него святых его молитв и ходатайства пред Богом, – много духовных щедрот и благодеяний изливалось от преподобнаго. Еще в самом начале своего подвижничества, встретив двух пустынных иноков, преподобный Иоанникий получил от них, вместе с молитвенным благословением на подвиг, и пророческое предостережение, что к концу жития ему будет учинено искушение от завистливых людей. Это действительно и случилось. На той же Олимпийской горе пребывал в иноческих подвигах другой подвижник, по имени Епифаний. Слыша о возрастающей славе препод. Иоанникия, Епифаний позавидовал ему и умыслил погубить его. Однажды во время бездождия, когда вся растительность на горе высохла и вокруг келлии Иоанннкие было много сухих деревьев, Епифаний поджог сухую траву внизу горы и вся гора быстро воспламенилась. Одному только Богу был обязан препод. Иоанникий своим спасением: не только он сам не пострадал, но и его келлия чудесным образом осталась невредима среди пламени. Кроткий и незлобивый Иоанникий, желая узнать причину гнева Епифаниева и чтобы испросить у него прощение, если в чем-нибудь он согрешил пред ним, отправился к своему зложелателю. Какова же сила злобы, пораждаемой завистию! Увидав препод. Иоанникия, Епифаний ударил его жезлом своим, имевшим острый наконечник, желая убить его, но опять был посрамлен Богом, спасающим праведных от озлобления злых человеков. II. Видите, братие, до какого ожесточения может довести человека зависть! По истине эта страсть есть самая богопротивная :

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010