В русских семьях рождаются иногда дети, мало похожие на своих родителей. То ли в силу недостатка родительского внимания, то ли в силу присущего им самим свободолюбия такие дети выбирают свой жизненный путь, исходя из собственного понимания того, «что такое хорошо, что такое плохо». Более того, оказавшись вне сферы действия отцовского авторитета (речь идет, конечно и в первую очередь, о русских мальчиках, о которых столь много было сказано в свое время Достоевским), они тем менее склонны считать непреложной догмой совокупность предписаний той или иной социальной группы. В поисках единственно верного пути к обретению смысла жизни они легко и непринужденно нарушают негласные законы и установившиеся порядки, не считаясь с теми последствиями, которые подобного рода отклонения могут принести им. К числу таких русских мальчиков следует, несомненно, отнести Демида Ерофеева, родившегося в конце XVI века в селе Турчасово Каргопольского уезда. Будущий основатель Юрьегорского монастыря Диодор покинул родительский дом и родную Онегу в возрасте 15 лет, отправившись в традиционное по тем временам и в тех местах паломничество на Соловки. Посетив древнюю обитель, основанную преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, Демид почел за благо в ней остаться: «Зело возлюби монастырьское житие, и тружаяся в келарскои и в прочих службах». По каким соображениям было столь скоропостижно принято такое ответственное решение? Оглянулся ли Демид в сторону отчего дома, чтобы сказать ему последнее прости, связывая свою жизнь с обителью преподобного Зосимы? Агиограф умалчивает о тех искушениях последнего и окончательного расставания с миром, которые постигают почти каждого из преподобных – по всей видимости, потому, что в биографии Демида-Диодора таковых и не было. Удивительно, но за три года, проведенные в Соловецкой обители перед принятием монашеского пострига, юный подвижник ни разу не вспомнил о семье, родителях, братьях... Да и сами родители преподобного едва ли поминали своего сына в те времена. Кажется, Демид не был любимым ребенком, и даже весьма вероятно, что отец с матерью были обрадованы тем, что в нелегкое, смутное время один из их сыновей укрылся от нападения польских душегубов в обители, отделенной от материковой Руси пучиной Студеного моря. Позднее мы узнаем, что не только брат, но и отец преподобного приняли монашество на Соловках, но и об этом Житие говорит лишь вскользь, мимоходом, как о чем-то несущественном, маловажном... Дело в том, что настоящей, духовной, семьей преподобного, вытеснившей из его сердца почти всякую память о семье плотской, стала семья отшельников, расселившихся по разным укромным местам Соловецкого архипелага. Именно они, безвестные скитальцы, постники и аскеты, стали в глазах юного инока образцом добродетели и примером для подражания.

http://pravoslavie.ru/117590.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИОДОР ЮРЬЕГОРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Диодор Юрьегорский Дамиан , в схиме Диодор Юрьегорский, Каргопольский (+ 1633 ), схимонах , основатель Юрьегорского Троицкого монастыря , преподобный Память 20 ноября , 27 ноября , в Соборах Архангельских , Новгородских , Карельских и Соловецких святых В миру Диомид Иерофеевич, родился между 1586 и 1593 в селе Турчасово Каргопольского уезда, на реке Онеге, в благочестивой семье Иерофея и Марии. В родном селе святого с 1559 г. существовало подворье Соловецкого монастыря . К концу жизни отец Диомида принял постриг в Соловецкой обители, там же принял монашество и неизвестный по имени родной брат Диомида. В возрасте 15 лет Диомид отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником . В 19 лет принял постриг с наречением имени Дамиан от игумена Антония . Духовным наставником Дамиана стал опытный старец иером. Иосиф, выходец из Новгорода. Услышав от иером. Иосифа рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей, Дамиан решил последовать их примеру и тайно ушел из монастыря в глубь Большого Соловецкого острова. Инок пробыл в пустыне 40 дней в поисках подходящего места для пещеры. Дамиан также хотел встретить отшельника, который благословил бы его на пустынническое житие. Инок изнемог от голода, питаясь травой и водой. Соловецкие монахи обнаружили Дамиана лежащим под деревом и решили, что он мертв. На носилках инока принесли на монастырское подворье, где он пришел в себя. Спустя некоторое время, собравшись с силами, Дамиан вновь отправился в глубь острова, где встретил 2 отшельников и неподалеку от их келий построил себе хижину. Ему удалось найти и др. пустынножителей, подвизавшихся в лесах на Большом Соловецком и Анзерском островах. Среди них были иноки новгородец Ефрем Чёрный, Алексий Калужанин, москвичи Тихон и Иосиф, Феодул Рязанец, Трифон, Порфирий, Иосиф, Севастиан, миряне новгородец Никифор и выходец из Алексина Тимофей. Многие из них удалились от мира в период Смутного времени . Дамиан нередко приносил подвижникам необходимые вещи из монастыря, хоронил умерших пустынников.

http://drevo-info.ru/articles/4407.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Романенко Е. В. Преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им     В 2017 г. в издательстве «Дмитрий Буланин» вышла книга, посвященная малоизвестному святому Русского Севера Диодору Юрьегорскому. Издание подготовил большой коллектив авторов: А. В. Алексеев, Ю. Н. Кожевникова, О. В. Панченко, А. В. Пигин, иерей Олег Червяков, Н. В. Червякова, Е. М. Юхименко. Первая часть представляет собой исследование истории Троицкого Юрьегорского монастыря и литературных текстов о прп. Диодоре, вторая — публикацию самих текстов и архивных материалов. Такая структура книги давно признана научным сообществом наиболее удачной, поскольку позволяет с возможной полнотой представить жизнь подвижника, проследить историческую судьбу основанного им монастыря и почитание святого вплоть до настоящего времени. Собственно сама книга стала плодом этого почитания. Она появилась не только как итог многолетней исследовательской работы каждого из авторов, но и как результат создания в Водлозерье (Республика Карелия) первого на севере России национального парка. Благодаря этому событию научные исследования обрели свою жизненность и духовный смысл. В апреле 1991 г.   Правительство Российской Федерации, несмотря на противодействие ряда ведомств, поддержало проект создания парка. К тому времени Онежский край обезлюдел, оставшееся население влачило нищее существование, православная вера была забыта, древние храмы разрушены. Создание парка началось с восстановления утраченных святынь. История возобновления церковно-приходской жизни на Водлозерье освещена в очерке «Вместо предисловия «Яко светозарная звезда в северных странах возсиял еси…», написанном первым директором парка — иереем Олегом Червяковым и старшим научным сотрудником Н. В. Червяковой. Как и четыре столетия назад, христианизация края началась с установления в 2002 г. креста на месте бывшей обители прп. Диодора Юрьегорского.

http://sedmitza.ru/lib/text/8565874/

Скачать epub pdf Ноябрь 27 Диодор, или Дамиан, Юрьегорский чудотворец, преподобный Преподобный отец наш Диодор родился в конце XVI столетия в селе Турчасове Каргопольского уезда на реке Онеге, близ Белого моря. Отца его звали Иерофей, мать – Мария. Во святом крещении он получил имя Диомид. Когда Диомиду было 15 лет, приняв благословение родителей, он отправился помолиться в Соловецкий монастырь и не возвратился оттуда в родительский дом. Он полюбил монастырскую жизнь и трудился в славной обители три года, проходя разные службы с полным послушанием, без всякого прекословия и ропота, за что и любим был всеми. Со страхом Божиим и смирением стоял Диомид в храме, слушая священное пение и чтение. Более всего хранил он чистоту телесную и уклонялся от тех братий, которые небрегли этой добродетелью. Всей душой юный подвижник стремился к ангельскому образу, и, когда ему минуло 19 лет, он слезно молил игумена Антония сподобить его иноческого пострижения. Видя смирение и слезы юноши, игумен дал повеление постричь его и наречь в монашестве Диодором. Затем передал новопостриженного инока под руководство старца, опытного в иноческом житии, священноинока Иосифа, родом из Великого Новгорода. Священноинок Иосиф, старец преподобного Диодора, был великим почитателем пустынного, отшельнического монашества и нередко рассказывал своему юному послушнику, как в лесных дебрях спасаются святые пустынники. Рассказы эти возбуждали в молодом иноке горячее желание самому поселиться в лесу с пустынножителями и подражать многотрудному, вышеестественному житию их. Преподобный Диодор непрестанно помышлял теперь только об этом, хотя усердно исполнял и возлагаемые на него трудные монастырские службы в хлебне и поварне. Один раз, трудясь с братиями в хлебне, преподобный смотрел на озеро и вдруг сказал им: «Смотрите, братия: по воде, как по суху, ходит пустынножитель». Но братия посмотрели и ничего не увидали. После того подвижник служил в квасоварне, труждаясь без лености, усердно молясь Господу в храме и в келлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

К.А. Докучаев-Басков Преподобный Диодор Юрьегорский и основанный им монастырь Бывший Юрьегорский Демьянов монастырь, теперь сельский приход, находится в архангельской губернии, близ границ пудожского и повенецкого уездов, олонецкой губернии). «Месяца ноября в 27 день, житие и подвиги Преподобного Отца нашего Диодора, новоявленного Чудотворца, составльшего пречестный монастырь Живоначальной Троицы, нарицаемый Юрьевы Горы». «Благослови отче»! «Сей убо раб Божий родися близ Студеного моря, каргопольского уезда (теперь онежского уезда, архангельской губернии), на Онеге реке, в Турчасовском селе», – по другим источникам, «родился в Городецкой веси, т. е. нынешнем селении Матвеевке» 5 , – «родителю христианину сын – отца именем Ерофея, а матери Марии, зовомый Диомид. Еще млад сый, лет яко пятинадесяти и, по благословению родитель своих прииде в Соловецкий монастырь помолится и не возвратился к родителем своим и зело возлюби монастырское житие: тружался в монастыре 3 лета в келарской и прочих службах и послушание имея нерассудне и любим всеми бысть. В церкви же Божией со смирением и со страхом стоя, послушая божественного пения и чтения, и сего ради вселися в него страх Божий; чистоту же телесную зело любляше, яко сия все иноческое житие украшает, на неимущих же чистоты зело гневашеся (!); и вельми желая во иноческий образ облещися и, в 19 лето от рождения своего приходит ко игумену Антонию (1605 – 1612 г.) 6 и молит со слезами и со смирением дабы его сподобил облещися во иноческий образ: игумен же Антоний видя его слезы и велие смирение повелевает его пострищи во иноческий образ», при чем Диомид переименован в Дамиана 7 ; по пострижении игумен «вдаде его мужу духовну и совершенну во иноческом житии, священноиноку Иосифу Новгородцу. Он же нача быти у старца с великим послушанием и ко всей братии нача имети любовь и послушание». Соловецкие пустынники 1605–1619 гг. и 1-е известие о них Дамиану «Егда же бывшу ему у того священноинока Иосифа под началом и нача ему (Иосиф) творити повесть о своем духовном (сыне) Василии Всенозерце: «Изволися ему (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Юрьева гора. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь на Юрьевой горе, Церковь во имя Святой Троицы Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь на Юрьевой горе Юрьегорская пустынь была, пожалуй, самой удаленной и труднодоступной обителью Русского Севера. Она находилась на берегу озера Монастырское (Онежский район Архангельской области) – одном из небольших озер, объединяемых течением реки Илексы, впадающей в Водлозеро. Пустынь была основана в начале XVII в. иноком Диодором (в миру – Дамианом). По преданию, Диодор, придя на Водлозеро, побывал в деревнях Коскосалма и Гостьнаволок, но, будучи недружелюбно принятым местными жителями, отправился вверх по Илексе. Место, называемое Юрьевой горой, расположено примерно в 60 км от устья. Сохранились три чертежа XIX в., на которых изображены постройки Юрьевой горы. По первому из них можно представить состав и облик всех приходских построек. В общих чертах показан округлый мыс, с трех сторон омываемый озером, которое здесь названо Юрьевым. Почти весь мыс занимает огороженная территория «церковной земли». Вдоль ограды на берегу стоят два дома причта – одинаковые одноэтажные строения под двухскатными крышами. Судя по вытянутой форме и наличию двух печных труб, в каждом из домов было по две жилых избы с сенями посередине. В центре участка показана церковь, которая непосредственно окружена еще одной оградой, имеющей правильные прямоугольные очертания. На плане она изображена двумя параллельными линиями, углы акцентированы квадратами. Это позволяет предполагать, что ограда была рубленая с башенками на углах. Парные поперечные линии, ритмично идущие по всему периметру, должны означать перерубы. Ограда имела четверо ворот или калиток, выходящих на все четыре стороны. Сама церковь изображена схематично, но общее решение ее понятно: основной четверик завершен пятиглавием, алтарь прямоугольный с двухскатным покрытием и главкой, с запада – трапезная и вплотную к ней поставленная колокольня с шатровым верхом. К северо-восточному углу церковной ограды примыкает отдельно огороженный участок с кладбищем. К востоку от Троицкой церкви показаны еще две постройки – часовни. Одна – поставленная над кельей-землянкой основателя монастыря, другая – надкладезьная, расположенная на берегу озера. На запад от церковной ограды обозначена тропа, ведущая к небольшому Заднему озеру, соединенному с Юрьевым озером Новой речкой. Здесь на чертеже показан крест, поставленный на месте избиения Диодора одним из недовольных монахов, завершившегося чудесным выздоровлением Преподобного и прощением виновного.

http://sobory.ru/article/?object=41551

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобного Диодора Юрьегорского Св. Диодор родился в конце XVI в. на берегах Онежского озера. В пятнадцать лет он покинул отчий дом и отправился в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Три года он так усердно исполнял любые послушания и достиг такого совершенства в евангельских добродетелях, что игумен Антоний 243 совершил над ним иноческий постриг и вверил духовному руководству человека святой жизни по имени Иосиф. Тот весьма чтил подвиги великих пустынников. Он привил юноше любовь к уединенной жизни и познакомил с некоторыми отшельниками, которые населяли леса вокруг монастыря, преодолевая великие тяготы сурового северного климата. Диодор стал бывать у них, приносил пищу и беседовал с ними. Наконец он стал почти все время проводить в лесу и всячески призывал других монахов к отшельнической жизни, рассказывая во время посещений обители о подвигах пустынников. Распространение пустынножительства вызвало недовольство в общежительном Соловецком монастыре. Возмущение достигло предела, когда вслед за Диодором из монастыря в лес ушел больничный келарь Кирик. Недовольные явились к настоятелю, прп. Иринарху, и потребовали вернуть Кирика и других отшельников, которые «в пустынях в праздности пребывают, а не в монастыре трудятся». Игумен распорядился отыскать пустынножителей и силой доставить в монастырь, кельи многих отшельников были разорены. Диодора заковали в железо и поместили под охрану в больничные палаты, где он провел пять с половиной месяцев в строгом заключении. Когда вышел срок наказания, он тайно оставил монастырь и отправился на Онежское озеро в поисках места, подходящего для желанной ему уединенной жизни. Диодор выстроил келью на берегу озера Кено, но вскоре был жестоко избит и изгнан местными крестьянами. Тогда он перебрался на Водлозеро и там устроил себе келью в месте столь диком, что семь лет пребывал в полном одиночестве. Затем к нему присоединился еще один взыскующий жизни в пустыне, по имени Прохор. Вместе они совершали аскетические подвиги, и через некоторое время им было ниспослано видение, в котором повелевалось основать большой монастырь во имя Святой Троицы на Юрьевой горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых), пустынник, упоминается в житии прп. Диодора Юрьегорского (древнейший список в февральском томе Четьих-Миней Иоанна Милютина - ГИМ. Син. 802, 40-е гг. XVII в.). Когда прп. Диодор обходил Соловецкий и Анзерский о-ва, помогая пустынножителям, он встретил многих подвижников, скрывавшихся в лесных чащах, среди них был А. С., родом из Калуги. Настоятелем Соловецкого мон-ря в то время был игум. прп. Иринарх (1613-1628). Состоялась ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но его имя в нач. XIX в. внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), в нач. ХХ в. включено в «Архангельский патерик». Местное прославление А. С. совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Собора Соловецких святых. День тезоименитства А. С. может быть положен 17 марта. Лит.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера//ХЧ. 1888. 5-6. С. 342-345; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 19; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 49-50; Житие преподобного отца нашего Диодора, или Дамиана, Юрьегорского чудотворца//ЖСв. Кн. доп., 1: Сент.-дек. С. 426; Волкова Т. Ф. Житие Диодора (Дамиана) Юрьегорского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 342-345; Соловецкий православный церковный календарь/Изд. Соловецкой обители. 1999. С. 107-108. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/Алексий ...

04.06.2018 Названы победители конкурса «Лучшие книги года – 2017» Конкурс «Лучшие книги года» проводится Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Конкурс проводится ежегодно на протяжении 27 лет, представляя издания центральных и региональных издательств в различных сферах. Участие в нем ежегодно принимают не менее 140-150 издательств различного профиля, масштаба деятельности и форм собственности. В 2017 году на конкурс поступило более 600 изданий из 46 регионов России. Награждение лауреатов конкурса состоялось 1 июня в рамках Книжного фестиваля «Красная Площадь». Экспертным советом были определены дипломанты и лауреаты конкурса в 16 номинациях. Победителем конкурса в номинации «Лучшее издание духовной и историко-религиозной литературы» стало издательство Сретенского монастыря при участии Общецерковной аспирантуры и докторантуры за шеститомное издание «Иисус Христос. Жизнь и учение», автор – митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Также лауреатами конкурса в данной номинации стали: Издательство «Политическая энциклопедия» за книгу «Конфессиональная политика советской власти в 1917-1924 гг.» Т1. В 4-х книгах, автор – Одинцов М.И. Издательство «Молодая гвардия» за книгу «Победоносцев», серия «Жизнь замечательных людей», автор – А. Полунов. Издательство «Дмитрий Буланин», г. Санкт-Петербург, за книгу «Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь», автор – А.В. Алексеев и др. В церемонии награждения победителей конкурса принял участие помощник председателя Издательского совета иеромонах Макарий (Комогоров).   22.03.2024 21 марта 2024 года в читальном зале детской библиотеки г. Знаменск иерей Сергий Черкасов, штатный священник храма св. благоверного князя Александра Невского, провел встречу с второклассниками гимназии... 21.03.2024 21 марта 2024 года в читальном зале детской библиотеки г. Знаменск иерей Сергий Черкасов, штатный священник храма св. благоверного князя Александра Невского, провел встречу с второклассниками гимназии...

http://new.izdatsovet.ru/news/nazvany-po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010