архим. Гавриил Дионисиатский Предисловие Я жил в своей родной деревне двадцать два года, а здесь, на Святой горе, – сорок семь. Мои глаза многое видели, а мои уши, признаюсь, слышали еще больше. Я сделал твердое заключение, что тому, кто имеет надежду на Бога и ходит по пути Бога, избегая греховных поступков и мыслей, нечего бояться ни в этом мире, ни в ином. Архимандрит Гавриил Дионисиатский Игуменом земли Русской называем мы преподобного Сергия Радонежского, воспитавшего множество подвижников примером своего боголюбивого смирения. Есть и на Афоне «настоятель настоятелей Святой горы Афонской» – архимандрит Гавриил Дионисиатский. Имя и подвиги его, доселе скрытые от русского читателя, достойны прославления. Уже в 55-летнем возрасте святогорцы называли его «усовершившимся духовно», иноки видели его воспаряющим от земли на молитве. За сорок лет настоятельства он приумножил братию, сохранил обитель от ужасов фашизма, от увлечения в крайности экуменизма или зилотства. Старец Гавриил – один из иноков, трудами которых совершилось возрождение монашества на Афоне. Главным попечением богомудрого игумена была забота о духовном возрастании иноков. Свои административные и дипломатические труды, частые выступления от имени Протата Святой Горы перед правителями сего мира отец Гавриил ставил ни во что по сравнению с трудами иноков, занимающихся молитвой и духовным деланием. Смиренно посещал игумен пустынных старцев из общины святого Иосифа Исихаста , прося их переезда в свою обитель для духовного наставления братии. Добившись перехода в Дионисиат старца Харалампия, архимандрит Гавриил передал ему бразды правления своей обителью, а сам ушел на покой, став сподвижником Арсения Пещерника, келейника преподобного Иосифа Исихаста . Отец Гавриил оставил после себя множество книг и писем духовным чадам в миру. Будучи человеком удивительной цельности и твердости. Как отмечали его современники, отец Гавриил строгими, острыми и поразительно точными наставлениями отсекает соблазны и с любовью и смирением направляет ко спасению читающих его наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. Губанов Благодарности: Благодарю Бога о помощи в труде и о промысле Его, преодолевающем все затруднения. Молю Бога о милости матери моей Анне (почившей: † 2005 г.), ибо её молитвы и духовная поддержка всегда помогали мне. Благодарю священника Даниила (Сысоева) за полезное обсуждение. Благодарю издателя Павла Рогового (издательство «Паломник»), разрешившего мне переснять изображения из книг, изданных им, о старце Гаврииле (Зырянове) . Благодарю Георгия Рехина, Андрея Леднева, Сергия Иванова за предоставленные фотографические снимки. Благодарю всех, кто потрудился во славу Божию и ради прославления Его угодников, – всех, чьи труды послужили созданию сей книги. Прошу всех, особенно священнослужителей, собирать материалы к прославлению подвижников благочестия, к причтению клику святых тех, кто пострадал за имя Христово, кто принял мученическую кончину от рук безбожников, от революционеров, террористов. Среди еще непрославленных подвижников веры есть немало убиенных за Христа, так, например, в Казанской епархии, где подвизался преподобный Гавриил (Зырянов) , был без вины расстрелян, но по милости Божьей не убит, его ученик, списатель жития его, архимандрит Симеон (Холмогоров), в схиме Даниил, от причиненного ему ранения он не мог ходить и страдал всю жизнь; в Московской епархии еще не прославлен чудотворец протоиерей Валентин (Амфитеатров), еще не прославлен старец схиархимандрит Захария; и другие. Нужно ходатайствовать, чтобы преподобный Гавриил (Зырянов) из местночтимого святого Казанской епархии стал общецерковно почитаемым святым нашей Церкви. То же нужно сказать и о местночтимом святом Московской епархии, преподобном Аристоклии, старце московском и афонском, и он должен бы почитаться общецерковно. Время сотворити Господеви. Владимир Старец Гавриил (ЗЫРЯНОВ): Краткое жизнеописание Приводится по изданию: Архимандрит Симеон, « Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Краткое жизнеописание», (Отдельный оттиск из « Псковских Епархиальных Ведомостей» 1915–1916 г.г.), Псков, 1916 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Гавриил Афонский Гавриил Афонский         Преп. Гавриил Афонский               Преподобный и богоносный отец наш Гавриил Афонский родился 8 января 1849 года в Киевской губернии, в семье небогатых родителей. День его рождения совпал с днем церковной памяти преподобного Георгия Хозевита, и в крещении младенец был наречен Георгием. По всей видимости, первоначальное христианское воспитание Георгий получил от своих родителей. На двенадцатом году жизни отрок осиротел. При помощи воспитательниц он получил образование в сельской школе, особенно показав свое прилежание в изучении Слова Божия. Юношей, во время тяжелой болезни, он дал обет посетить по выздоровлении святые места Киевской земли, что и исполнил в скором времени. Посещение лаврских святынь и других монастырей произвело на него глубокое впечатление. Георгий своими глазами увидел места подвигов преподобных отцов, о которых много слышал и читал, и с благоговением лобызал нетленные мощи подвижников святой Руси, прося их молитв. В душе благочестивого юноши зародилось желание следовать по стопам преподобных, подражать их подвигам, подобно им отречься от мира и посвятить жизнь иноческому деланию. Пробыв некоторое время на родине, он вторично отправляется в Киев и просит братию Феофановской пустыни принять его в число насельников обители. С любовью Георгий был принят послушником и отдан в научение монашеской жизни смиренномудрому отцу Вонифатию. Подражая старцам пустыни, юный послушник ходил в храм, выстаивал длинные монастырские службы до конца, любил молитву, старательно нес возлагаемые на него послушания. В 1867 году представился благоприятный случай посетить Иерусалим и Афон. Получив старческое благословение, послушник Георгий отправляется в Иерусалим, где поклоняется Живоносному Гробу Господню и другим святыням, а на следующий год прибывает на Афонскую гору. Георгий с изумлением взирает на обитателей Афона - святых отцов и преподобных пустынников, монахов, живущих не в искаженном грехом мире, но в мире преображенном, где, очистившись от страстей, подвижник созерцает Бога. Георгий воочию убеждается, что афонские монахи - это мученики Христовы, «в чувствах удалившиеся от мира и в мыслях умершие для мира», которые поистине проходят все блаженства Господни.

http://isihazm.ru/?id=574

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Закарпатский старец схиархимандрит Гавриил (Легач) 1 Закарпатский старец схиархимандрит Гавриил (Легач)   9 июля – день преставления схиархимандрита Гавриила (Легача, 1901-1977), игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон схиархимандрит Гавриил (в миру Георгий Васильевич Легач) родился в крестьянской семье в 1901 году в селе Копашнево Хустского уезда Мармарошской губернии, что на Закарпатье (на тот период в составе Австро-Венгрии, позднее – Чехословакии, ныне – Закарпатская область, Украина). Отца звали Василий, а мать – Марией. Получил неплохое домашнее образование. Родной дед научил его читать и писать. При хорошей памяти он за короткое время освоил то, что могло ему дать образование на дому. Следует отметить, что находясь под властью Австро-Венгрии, Православная Церковь в Закарпатской Украине после насильственного введения в 1646 году Ужгородской унии была полностью уничтожена. В крае вплоть до начала ХХ века не существовало ни одного православного прихода, не говоря о монастырях. Их возрождение непосредственно связано с влиянием Святой Горы Афон и в частности Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В последнем, 8 июля 1908 года, принял Святое Православие будущий апостол Закарпатья А. Кабалюк, ныне известный как преподобный Алексий Закарпатский. Приняв Православие и причастившись Св. Таин, он получил тогда из рук архимандрита Свято-Пантелеимонова монастыря Мисаила афонскую икону Божией Матери «Акафистная» со словами «Примите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край как благословение Святой Горы». На обратной стороне иконы было написано: «Святая Афонская Гора 1908 года июля 8 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы, подобие видом и мерою чудотворной Афонской Зографского монастыря, писана и освящена на Афоне и даруется от игумена русского Афонского Пантелеимонова Монастыря архимандрита Мисаила со всей о Христе братиею нововозсоединившемуся с Святою Восточною кафолическою Православною Церковию во святой обители нашей, отныне духовному сыну нашему, раку Божию Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Унгарии во благословение ему от святыя Горы Афонския - земнаго удела Царицы Небесныя н нашей священной обители во имя святого и славного Великомученика н Целителя Пантелеимона, в благодатную ему помощь от всяких бед, зол и напастей, от всяких врагов видимых и невидимых и во укрепление его в торжественно данном им обещании даже до смерти быть верными н послушным Святой Апостольской Православной Восточной Церкви, ея же Глава есть Всесвятой Господь наш Иисус Христос. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси раба Твоего. Мати Божия, просвети всех заблудших».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=186...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о слезах и умилении Приснопамятный игумен монастыря Святого Дионисия архимандрит Гавриил рассказывал об имевшем великий дар умиления монахе Геронтии, который подвизался в монастыре Святого Пантелеймона. Будучи уставщиком и проводя день и ночь в храме, он имел неразлучным спутником своей жизни умиление. В свободные от послушания часы он сидел в притворе храма и молился. Левой рукой перебирая четки, правой он утирал текшие у него рекой слезы, используя для этого кусок материи, который он полоскал время от времени в море. Отец Геронтий происходил из Кидонии (Малая Азия). Однажды, защищая молодую христианку от нападавшего на нее с постыдными намерениями турка, он вступил с ним в драку и убил его, намеренно или нет, неизвестно. Пятьдесят лет он тихо и мирно прожил в русском монастыре, как беззлобнейший агнец. В 1911 году, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, отец Гавриил – в то время послушник, а впоследствии игумен Дионисиата – оказался в Русском монастыре на последовании Великого канона, которое там совершается в виде бдения. Эта таинственная служба осталась в его сердце незабываемой. Он рассказывал, что видел «как будто в видении» почтенного отца Геронтия, отиравшего слезы во время пения «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?». Когда же он дошел до последнего богородичного тропаря первой песни, его сердце с такой силой предавалось умилению, что он пел, воздвигнув руки к иконе «Всецарица» и глядя с крайним благоговением на Ее ангельский лик, со многими слезами, но в то же время и с сыновней близостью: «Богородице, Надеждо и Предстательство Тебе поющих, возьми бремя от мене тяжкое греховное». И когда приснопамятный старец начал читать житие преподобной матери нашей Марии Египетской, «это было исключительное и незабываемое зрелище. Более пятидесяти старых монахов, в большинстве своем иноязычные русские, сгрудились вокруг аналоя для слушания жития. Одни из них стояли коленопреклоненно, другие, старше первых, сидели на корточках и, не моргая, смотрели на губы почтенного уставщика. Многого они, я думаю, не понимали, но его умилительный тон и все его превосходное чтение приковывали их внимание. И чем более длилось это непревзойденное по выразительности и силе чувства чтение, тем более теплым становился голос старца и его внутреннее сокрушение духа становилось все более явственным... Но когда он дошел до раздирающего душу диалога между аввой Зосимой и преподобной Марией, когда авва вопрошает: «Скажи мне, преподобная Божия...», а та ему отвечает: «Авва Зосима...», сладчайший старец не смог сдержать в себе волнения. Его сердце не выдержало и разрешилось рыданием и неудержимыми слезами, что сразу передалось всему благоговейному собранию...».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Высказывания Иоакима Специериса: Ты монах, как ты можешь держать деньги в банке? О жизни афонского старца Иоакима Специериса из Нового Скита: Ты монах, как ты можешь держать деньги в банке?     Старец Гавриил упомянул в одном из наших видео-поучений об о. Иоакиме Специерисе . Многие впервые слышат имя этого известного афонского старца. Немного расскажем о нем. В Новом Скиту есть калива, посвященная памяти двадцати святых Бессребреников. В этой каливе на протяжении многих лет подвизался иеромонах Иоаким (Специерис), автор известной книги «Пустынница Фотиния». С этим великим старцем жил один благочестивый монах, по имени Феофилакт. После преподобнической кончины своего старца монах Феофилакт, снедаемый духовной жаждой, лишь заслышав о славе святых старцев Иосифа и Арсения с их благочестивым братством, тотчас поспешил познакомиться с ними поближе и получить пользу. В результате он, подобно рыбе, попал в сеть, очарованный медоточивыми словами старца Иосифа. Старец, видя искреннее стремление и благоговение отца Феофилакта, принял его в свое братство и постриг в великую схиму. С тех пор и отец Феофилакт стал следовать в своей каливе в Новом Скиту такому же порядку во бдении. Раз уж мы вспомнили этого святого старчика, то не удалимся от своей цели, если несколько строк посвятим его памяти. С самого начала своего монашеского пути я поддерживал с ним тесное знакомство, потому что он считался членом нашего братства. По ночам мы вместе с моим старцем часто приходили в уединенную церковку двадцати Бессребреников для служения Божественной литургии. При входе внутрь направо была одна комната. Там он совершал бдения, а когда уставал, немного отдыхал в деревянном креслице. Этот старец, отец Феофилакт, обладал многими добродетелями, среди которых выделялись нестяжательность и неприхотливость. Денег у него не было никогда. Когда он нуждался в них, то с верой просил у своих небесных покровителей, и они присылали ему столько, сколько было нужно... - Афон

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2585

С каждой иконой связана своя история Встречи со святыми – как с хорошими людьми: порой происходят самым неожиданным образом. Например, мой земляк из Тбилиси – преподобный Гавриил (Ургебадзе) – приехал своей иконой в Пафнутьев-Боровский монастырь с девушками-певчими из храма Святой великомученицы Варвары в Тбилиси, которые, узнав, что у меня нет иконы одного из самых почитаемых грузинских святых, немедленно подарили мне его икону – и еще банку аджики с тбилисского рынка. Аджику мы с друзьями-монахами быстро съели, а икону я привез домой. Красного угла с лампадой у меня дома нет, иконы просто стоят на полке в книжном шкафу. И она вся давно уже занята. Вот преподобный Пафнутий, Боровский чудотворец – подарок братии, вот святой праведный Симеон, Верхотурский чудотворец, в чьем монастыре мы с женой жили и молились, прося святого благословения на наш брак. Вот старинная икона Богородицы «Казанская», доставшаяся мне в наследство от моих прадедов. Икона преподобного Серафима из Дивеево, преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры, икона преподобного Далмата Исетского, к которому я езжу на престольный праздник в свой день рождения. А еще образ святителя Игнатия (Брянчанинова) – благословение духовного отца на литературные труды, икона Богородицы со Святой Горы Афон и много других. С каждой иконой связана своя история, воспоминания о святых местах, в которых довелось побывать, и о людях – искренних, верующих добрых людях, которых я встретил возле этих святынь. Все родные и все любимые. Смотришь на Валаамскую – и молишься за друга детства, афонского монаха Андрея, который когда-то был на Валааме послушником. Вздыхаешь перед Абалакской – и поминаешь батюшку Зосиму, теперешнего духовника Тобольской семинарии, с которым ходил крестными ходами вокруг монастыря… Когда места для иконы преподобного Гавриила не нашлось, я в простоте решил отнести ее в храм, потому что духовными сокровищами надо делиться. Это ведь не пачка денег, чтобы ее под подушкой прятать и трястись над ней, как бы не украли: святыня – она для всех. Тем более такая – из самого сердца моей родной Грузии.

http://pravoslavie.ru/116943.html

     23 февраля 2017 года в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин отпевания архимандрита Кирилла (Павлова) — многолетнего духовника Лавры и духовного наставника приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II. Архимандрит Кирилл преставился ко Господу 20 февраля 2017 года, на 98-м году жизни. В день отпевания старца воспоминаниями о нем поделился митрополит Волоколамский Иларион. Есть люди, самим присутствием своим на земле свидетельствующие о Царстве Небесном. Они — пришельцы оттуда, из горнего мира, где Христос царствует со всеми святыми. Таких людей очень немного, и не каждому на своем жизненном пути доводится встретить хотя бы одного из них. Но если кому посчастливилось такого человека увидеть, память о встречах с ним никогда не изгладится из глубин сердца. Господь сподобил меня еще в юности увидеть и близко узнать нескольких людей, кого по праву можно назвать святыми. Трое из них уже причислены к лику святых: это митрополит Зиновий, афонский старец Паисий и грузинский старец Гавриил (Ургебадзе). Еще трое, как я верю, будут причислены к лику святых в дальнейшем: это ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров), старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), которого мы сегодня проводили в последний путь. Мне хотелось назвать эти имена, потому что каждое из них для меня священно. Встречи с этими людьми определили мой жизненный путь, оставили неизгладимый след в моей душе, во многом сформировали мое мировосприятие. Они были выразителями всего самого светлого, радостного, глубокого и прекрасного, чем мы обладаем в нашей Святой Православной Церкви. Каждый из них нес свое послушание, свой крест и свой подвиг, и ни один не был похож на другого. Но все они были похожи на Христа — такого, каким Он раскрывается нам при чтении Евангелия. Подлинно евангельская простота, кротость и смирение — вот те качества, которые отличали отца Кирилла. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», — говорит Спаситель (Мф. 11:28-30). Эти слова вспоминаются, когда думаешь об отце Кирилле. Он был кроток и смирен сердцем, и рядом с ним души тысяч людей обретали тот внутренний покой, которого так не хватает современному человеку.

http://pravoslavie.ru/101347.html

Об этом чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России 30 апреля. ПРАВМИР. Во вторник Светлой недели православные верующие отмечают праздник в честь Иверской иконы Божией Матери.       В IX веке, во времена ереси иконоборчества, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она в надежде сохранить святыню упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону и поставил её в храме. Но на другой день икону не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою». История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Путеводитель по Афону, Святая Гора - жребий Божией Матери Путеводитель по Афону, Святая Гора - жребий Божией Матери   Святые отцы, удостоившиеся видеть нашу землю духовными очами, свидетельствуют, что она связана с небом одинокими световыми столпами. Одно из мест, постоянно излучающих это незримое сияние, — Святая Афонская Гора. Многие поколения христианских подвижников, подвизавшихся здесь в непрерывных трудах, посте и молитвенном делании, создали образ Святой Горы как некоего места, которое, находясь на земле, дотрагивается до неба. Гористые склоны полуострова, погруженные в светлые воды Эгейского моря, величественны и живописны. С незапамятных времен главный Афонский пик, соперничающий высотой с Олимпом, почитался мудрецами древности символом вечности, знаком величия мироздания. В античные времена на вершине горы находилось святилище с храмом Аполлона. Сюда к прорицательницам-пифиям, а также на поклонение другим языческим идолам стекалось множество народа. Но Промыслом Божиим Афону предназначалась особая роль в истории спасения человечества. Благая весть была принесена в языческую Аполлониаду самой Пречистой Девой Марией. До наших дней благочестивое предание дошло через преподобного Максима Грека — святогорского монаха, приехавшего на Русь в начале XVI века. Помещенное в Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского, оно повествует следующее. Когда, по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, апостолы пребывали в Сионской горнице, ожидая сошествия Святого Духа, с ними была и Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса. В это время апостолы бросали жребий: кому какая страна достанется для проповеди Божественного Евангелия. Видя это, Пресвятая Дева сказала апостолам: «Хочу и Я принять участие в трудах евангельской проповеди; а потому желаю вместе с вами бросить жребий, чтобы и Мне иметь для апостольских трудов страну, какую Бог укажет». Апостолы с великим благоговением исполнили желание Божией Матери, жребий пал на Иверскую страну (Грузию). Приняв благодать Святого Духа в «огненных языках», Божия Матерь готовилась уже к отправлению в Иверскую землю, как вдруг явился ей Архангел Гавриил и сказал: «Не отлучайся из Иерусалима, но подожди до некоторого времени. Относительно же страны, доставшейся Тебе по жребию, не беспокойся: она просветится впоследствии; Тебе же предстоит труд апостольства в другой земле, куда Тебя Сам Бог приведет». Приняв это извещение, Божия Матерь осталась в Иерусалиме в ожидании исполнения ангельского пророчества.

http://isihazm.ru/1/?id=2005

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010