Сортировать по Исключить новости Варлаам Керетский, Архангельский Аскеза и искупление. 7 февраля, 2012 Аскеза и искупление. Житие Преподобного Варлаама Керетского. Память 19 ноября/6 ноября Детство и отрочество Варлаама Керетского Преподобный Варлаам Керетский (в миру — Василий) родился в 1505 году в селе Кереть Керетской волости близ Белого моря. Несмотря на рождение, предположительно, в простой семье помора, он был обучен грамоте, что в те времена было редкостью. Грамотного человека поставили священником в церкви Святителя Николая Чудотворца в городе Коле, где он ревностно служил Господу. Согласно преданию, он изгонял бесов, которые требовали жертвоприношения и одолевали даже крещеных рыбаков. Один из бесов поклялся отомстить священнику, любившему Господа и исполнил свое намерение. Грех Варлаама Керетского Священник Василий состоял в браке. После возвращения в родное село Кереть, он ложно заподозрил жену в неверности, одолеваемый ревностью и убил ее. По другой версии, которая изложена в каноне соловецкого инока Сергия (Шелонина), жена отца Василия начала бесноваться, и он убил жену ненамеренно, пытаясь изгнать беса («был обманут лукавым»). После убийства отец Василий прозрел и страшно сокрушался о содеянном. Он постился, проливал горькие слезы, молил о прощении и во искупление своего страшного греха отправился в Колу, к Преподобному Феодориту, оставив служение, так как считал, что более его не достоин. Преподобного Варлаама Керетского нередко изображают на иконе с лодкой. Он принял на себя строгую епитимию (по одной из версий, наложенную Преподобным Феодоритом) и плавал с телом жены на лодке непрерывно с одного места на другое, пока тело совершенно не истлело. Воспевая псалмы Давила, Варлаам Керетской просил себе не хорошей для мореплавателя погоды, а напротив стремился к шторму, самым суровым условиям и не жалел себя. Он также держал строжайший пост, позволяя себе на Пасху рыбу (это было единственным послаблением поста). Варлаам Керетский молил об искуплении своего греха днем и ночью. Прощение от Господа

http://pravmir.ru/varlaam-keretskij/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Варлаам Керетский Варлаам Керетский ( XVI в.), преподобный Память 6 ноября (день кончины), 15 января (обретение мощей) и в Соборах Архангельских , Карельских и Кольских святых В миру Василий, родился во второй четверти XVI века в селе Кереть Кемского уезда в Кандалакшской губе на Белом море. Служил священником в храме святителя Николая Чудотворца в Коле . Он был ревностным и одаренным пастырем: «добре подвизаяся на невидимого врага козни». Нравом он был суров и порой крут, но честен и чист пред Богом и людьми. Во всем помощницей отцу Василию была его матушка, которую он любил всем своим горячим сердцем, и лишь ради этой любви оставил он свои мечты об иночестве. Сильно скорбел отец Василий о тяжком «идолобесии», о вере языческой в которой пребывали еще многие лопарские семьи – коренные жители этих мест. По молитвам священника бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику. После образования в Коле Свято-Троицкого мужского монастыря , основанного преподобным Феодоритом Кольским , священник Василий с матушкой указом Новгородского владыки, святителя Макария , были переведены на приход Георгиевской церкви , в родное село Кереть . Далее житие преподобного сообщает кратко: однажды во время совершения литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и священник убил ее. Более подробные сведения сообщает канон, составленный соловецким иноком Сергием (Шелониным) в первой половине XVII века. Матушка Варлаама внезапно стала вести себя неадекватно, соблазнительно, насмехаясь и допуская невероятную клевету на мужа: " находит на твою супругу, вадя (обвиняя, клевеща) насмешение странно " . Известная еще в начале XX века и певшаяся на архангельском береге Белого моря «Старина о Варлаамии Керетском» передает слова матушки: «Я одежды поповской боюсь, я твоей бороды не люблю. Полюбила я молодчика молоденького...» Во время совершение над женою «последования молебного об избавлении от духа нечистого» дает знать себя страстная натура Варлаама, и он «с яростью устремившись, поражает ее [матушку] смертною язвою».

http://drevo-info.ru/articles/4317.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Собор Кольских святых (комментарий в свете веры) 15 декабря (28 декабря по н.ст.) Русская Православная Церковь празднует память Собора Кольских святых: преподобных Авксентия, Астерия и Тарасия Кашкаранских; Варлаама Керетского; Германа, Гурия, Ионы, Трифона Печенгских; Евфимия Карельского; Феодорита Кольского; преподобномучеников Моисея (Кожина) и Феодора (Абросимова). Церковь св. Варлаама Керетского, п. Чупа Д. Б. Кочетов, иером. Митрофан (Баданин) Варлаам Керетский, преподобный (Статья из VI т. «Православной энциклопедии») (2-я четверть XVI в., село Кереть Кемского уезда в Кандалакшской губе на Белом море — конец XVI в., один из островов Чупской губы Белого моря; память 6 ноября, 21 мая — в Соборе Карельских святых, 15 декабря – в Соборе Кольских святых). Источником сведений о Варлааме Керетском служит «Повесть о преподобнем Варлааме Керецком» (первоначальная редакция составлена в конце XVI — начале XVII в.), В. О. Ключевский считал, что ее автором был «монах, живший в Керети в качестве сельского священника и приказчика Соловецкого монастыря». Впоследствии «Повесть» дополнялась рассказами о посмертных чудесах Варлаама Керетского, в XVIII в. старообрядческий писатель Трифон Петров создал новую редакцию повести. Не позднее 1658 г. инок Соловецкого монастыря Сергий (Шелонин) составил канон преподобному. Варлаам Керетский был священником в храме свт. Николая Чудотворца в г. Кола. По молитвам Варлаама Керетского бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику. Однажды во время совершения Варлаамом литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и Варлаам убил ее. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, он принял на себя особый покаянный подвиг. Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), Варлаам Керетский вышел в море, «псалмы Давидовы пояше» и молил Бога об отпущении греха. Скитания Варлаама Керетского были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т.е., пока тело его жены не истлело), в плаванье Варлаама сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел – как Варлаам против ветра» и в поговорке норвежских рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) Рыбаки и промышленники. встречавшие Варлаама Керетского в Баренцевом море у Святого Носа и в Белом море в районе Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд – «весла из рук своих не выпускаше» – сделал Варлаама Керетского горбатым.

http://sedmitza.ru/text/412787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ Варлаам Керетский (2-я четв. XVI в., с. Кереть Кемского у. в Кандалакшской губе на Белом м.- кон. XVI в., один из островов Чупской губы Белого м.), прп. (пам. 6 нояб., 21 мая - в Соборе Карельских святых и в Соборе Кольских святых). Источником сведений о В. К. служит «Повесть о преподобнем Варлааме Керецком» (первоначальная редакция составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), В. О. Ключевский считал, что ее автором был «монах, живший в Керети в качестве сельского священника и приказчика Соловецкого монастыря». Впосл. «Повесть» дополнялась рассказами о посмертных чудесах В. К., в XVIII в. старообрядческий писатель Трифон Петров создал новую редакцию повести. Не позднее 1658 г. инок Соловецкого мон-ря Сергий (Шелонин) составил канон преподобному. В. К. был священником в храме свт. Николая Чудотворца в г. Кола. По молитвам В. К. бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику. Однажды во время совершения В. К. литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и В. К. убил ее. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, В. К. принял на себя особый покаянный подвиг. Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, «псалмы Давидовы пояше», и молил Бога об отпущении греха. Скитания В. К. были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т. е., пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел - как Варлаам против ветра» - и в поговорке норвеж. рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) Рыбаки и промышленники, встречавшие В. К. в Баренцевом м. у Святого Носа и в Белом м. в р-не Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд - «весла из рук своих не выпускаше» - сделал В. К. горбатым.

http://pravenc.ru/text/154249.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития (комментарий в русле истории) Преподобный Варлаам Керетский Повесть о житии Варлаама Керетского вкратце изложено Преподобный отецъ Варлаамъ в лета бе царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца. Рождение и воспитание име в Керецкой волости, на море окияне. Научен же бысть книгам и божиимъ судомъ поставленъ бысть презвитером в Колскомъ граде в церкви Николы чюдотворца, и тамо пребываше добре подвизаяся на невидимаго врага козни, и люди закону божию яко истинный пастырь поучаше, и бысть ходатай Богу и человеком. Видевъ убо его диаволъ всяческими добродетелми украшена, свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираему от него, простре сеть во уловление праведнаго, яко же древле на Адама, вложив бо его во убийство супружницы его. Онъ же по сотворении греха разумевъ, яко завидевъ ему врагъ, плакався велми и недостойна себе судивъ еже священная действовати, но паче изволилъ страдати за грехъ,— еже с мертвым теломъ по морской пучине с места на место плавати, дондеже оно мертвое тело тлению предастся. И 6е видети праведнаго труды единаго по морю в карбасе ездяща с мертвым телом от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не яко же протчии человецы ожидаху паруснаго плавания, но он плаваше против зелнаго обуревания и весла из рукъ своих не выпущаше, но труждашеся велми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше. И во дни убо труждаяся по морю, в нощи же без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха. И понеже доволно время потрудився, хотя извещение прияти. Доиде прежереченнаго места — Святаго Носа. Ту бе, глаголютъ, прежде того непроходну месту тому быти ради множествъ червей морских, иже творяху многи пакости над лодиями мореходцемъ. Еще бо и онъ без вреда пребываше от них, но восхоте и протчимъ человеком путь без вреда сотворити. Ставъ на молитву и руце воздевъ на небо, услышанъ бысть. И абие черви без вести сотворишася, и путь мореходцемъ около Святаго Носа сотворил чист даже и до ныне.

http://sedmitza.ru/text/864579.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития (комментарий в свете веры) Преподобный Варлаам Керетский Иеромонах Митрофан (Баданин) (Село Варзуга, Терский берег Белого моря, Кольский полуостров) I До недавнего времени среди исследователей агиографического наследия Севера полагалось бесспорным утверждение об авторской принадлежности соловецкому монаху Сергию (Шелонину) многих житий подвижников Севера Руси. Недавно обнаруженный сборник канонов письма «Сергия, смиренного инока и презвитера обители Пантократовы сущего Понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце» позволяет сделать принципиальный вывод о том, что первоначальные правдивые жития, написанные отцом Сергием в первой половине XVII века, в последующее время подвергались значительной корректуре в соответствии с «новыми веяниями времени». Эту серьезную проблему так называемых «искусственных житий» мы подробно разбирали в книге «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие» и вот теперь вновь открытые каноны Сергия (Шелонина) убедительно свидетельствуют в пользу обоснованности многих наших утверждений. Об этом неблагополучии в нашей агиографии еще в конце XIX века писали видные церковные историки. «У наших писателей житий, - справедливо замечал академик Е.Е.Голубинский, - поставлялось главное достоинство их творений не в подробной и обстоятельной передаче сведений о святых, а в риторической благоукрашенности речи, так или иначе достигаемом многословии и затейном краснословии» Не секрет, что начиная с XVII века в российской агиографии стала прогрессировать некая сознательная отстраненность житий от фактического жизненного материала, когда важной становилась «не живая цельность характера, с его индивидуальными особенностями, а лишь та сторона его, которая подходит под известную норму, отражает на себе известный идеал» Для написания такого «условного» жития находилось и «благочестивое» оправдание: «Житие святого составляет принадлежность богослужения и, будучи обязательно прочитываемым в церкви на шестой песни канона, должно быть настроено на возвышенный хвалебный тон церковных песней, что требует от него не живых конкретных черт святого, а именно типических, отвлеченных, чтобы сделать эту прославляемую личность чистым олицетворением отвлеченного идеала»

http://sedmitza.ru/text/864560.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития (комментарий в зеркале СМИ) У Варлаама Керетского Кольский Отелло А. Жданов 1. Спасавший на море «Святому Варлаамию молится поморский народ о погоде и об удалении всех опасностей морского пути» (из книги Сергея Максимова «Год на Севере») Ничто, никто не напоминает ныне у нас на Севере о преподобном Варлааме Керетском, о чудотворце, которого почитали в Поморье, а также в Российской Лапландии и Карии. На русском Севере столетиями жила память о святом Варлаамии. В преданиях, легендах, в устных рассказах. О Божьем угоднике была сложена житийная повесть, как и о других русских святых. И все же никто не помнит Варлаама Керетского в тех землях, где именно к этому святому обращались с молитвою о помощи, с мольбой о спасении в тяжелый час. Наши достославные предки на Севере России верили, что святой Варлаамий, получив от Бога дар чудотворения, помогал и спасал. Северные мореходы, обретшие спасение, рассказывали, что святолепный старец являлся к ним в своей ладье, в те минуты грозной бури, когда никто на судне не мог бороться с ударами волн и ветра, потеряв последние силы, когда смерть уже смотрела им в лицо. Он спасал своим дивным спокойствием, своим чудодейственным словом. – Не полошитеся!– взывал к страждущим старец, от которого исходило сияние. – Не плошитеся, промышляйте, промышляйте о своем спасении! Бог вам поможет! И Бог помогал. Свершалось новое чудо. И тогда монахи или иные грамотные люди записывали, где, в каком месте Белого моря и какое бедствие терпели поморы. Одни блуждали в тумане, другие замерзали, голодные и холодные, во льдах, третьи прощались с жизнью в своей ладье, разбитой бурей и захлестываемой ледяной водой. Конечно, мужественные поморы помогали себе сами, их спасали необычное упорство, храбрость, воля к жизни. Можно сказать и так, и это будет верно. Но ведь и душевные, и телесные силы пробуждала и умножала молитва, вера в Христа, в святых угодников Божьих.

http://sedmitza.ru/text/864496.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития (комментарий в интересах нации) Собор Русских святых. Новгородская икона Материалы к канонизации Кольских святых Раздел I. Историческая практика и подходы к канонизации святых в Русской Православной Церкви Канонизация святых представляет собой узаконение через особое постановление высшей Церковной власти почитания памяти умершего подвижника веры и благочестия. В Русской Православной Церкви для причисления подвижника к лику святых требовалось соблюдение нескольких условий, важнейшими из них в исторической практике канонизации были установление фактов чудотворений угодника при жизни или после кончины его, а также нетление его честных останков. Однако, прежде всего, канонизация всегда мыслилась церковным сознанием, как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника благочестия и таким образом основным условием прославления святых всегда было то или иное проявление подлинной освященности, святости праведника. Свидетельством такой святости в практике канонизации, являлось: – Вера Церкви в святость прославляемых подвижников, как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы). – Мученическая за Христа смерть или истязания за веру Христову (так в Церкви прославлялись мученики и исповедники). – Чудотворения, совершаемые святым по молитвам или от честных его останков-мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики - страстотерпцы, юродивые и другие). – Высокое церковное Первосвятительское и святительское служение. – Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим (канонизация царей, князей и равноапостольных).

http://sedmitza.ru/text/864532.html

Житие Варлаама Керетского Повсть о преподобнм Варлааме Крецком. Вкратце изложено Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великаго князя Иоанна Васильевича 4293 всея России самодержца. Рождение и воспитание име в Керецкой волости, на море окияне. Научен же бысть книгам и Божиим судом поставлен бысть презвитером 4294 в Колском граде в церкви Николы чюдотворца, и тамо пребываше, добре подвизаяся на невидимаго врага 4295 козни, и люди закону Божию яко истинный пастырь поучаше, и бысть ходатай Богу и человеком. Видев убо его диавол всяческими добродетелми украшена, свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираему от него, простре сеть во уловление праведнаго, якоже древле на Адама, вложив бо его во убийство супружницы его. Он же по сотворении греха разумев, яко завидев ему враг, плакався велми и недостойна себе судив еже священная действовати, но паче изволил страдати за грех, – еже с мертвый телом по морской пучине с места на место плавати, Дóндеже 4296 оно мертвое тело тлению предастся. И бе видети праведнаго труды: единаго по морю в карбасе ездяща с мертвым телом, от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не якоже протчии человецы ожидаху паруснаго плавания, но он плаваше против зелнаго обуревания 4297 и весла из рук своих не выпущаше, но труждашеся велми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше. И во дни убо труждаяся по морю, в нощи же без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха. И понеже доволно время потрудився, хотя извещение прияти 4298 . Доиде прежереченнаго места – Святаго Носа. Ту бе, глаголют, прежде того непроходну месту тому быти ради множеств червей морских, иже творяху многи пакости над лодиями мореходцем. Еще бо и он без вреда пребываше от них, но восхоте и протчим человеком путь без вреда сотворити. Став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть. И абие 4299 черви без вести сотворишася, и путь мореходцем около Святаго Носа сотворил чист даже и до ныне. И понеже преподобный извещение прием от Бога, вскоре оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився и, Божиею помощию бесовския полки победив, с миром ко Господу отъиде в Чюпской губе. Оттоле же пренесено бысть святое тело его в Кереть и погребено близ церкви святаго великомученика Георгия с восточной стране за олтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Р. Руди Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале канона письма соловецкого монаха Сергия Шелонина) 629 Игумен Митрофан (Баданин) 1 . Крупнейший соловецкий книжник Сергий Шелонин, до недавнего времени был известен в научной литературе как автор нескольких житий и похвальных слов, посвящённых подвижникам Древней Руси, в основном, северно-русским 630 . Обнаруженный полтора десятилетия назад рукописный сборник среди прочего материала открыл нам целый ряд гимнографических сочинений, созданных архимандритом Сергием 631 , «смиренным иноком и пресвитером обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце» 632 , среди которых есть и два канона Кольским святым – Трифону Печенгскому и Варлааму Керетскому. Предлагаемый нами анализ содержания Канона Варлааму Керетскому, позволяет реконструировать некоторые неизвестные детали биографии святого, не нашедшие отражения в его Житии, которое дошло до нас лишь в краткой редакции, датируемой второй половиной концом XVII в 633 . Кроме того, упоминаемые в этом Каноне тесные контакты Варлаама Керетского с Трифоном Печенгским, позволяют нам существенно дополнить новыми фактами известное ныне Житие преп. Трифона, написанное также значительно позднее (конец XVII –начало XVIII в.) 634 . Православный люд Кольского края, призывая в помощь небесных покровителей Крайнего Севера – преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского, не разделял в прошениях их святых имён, обращаясь к ним не иначе как: «О двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варламе» 635 . Потому и мы, обращаясь к анализу Жития преподобного Варлаама Керетского, не можем разделить этих современников, игнорируя очевидную схожесть их непростых жизненных судеб, равно как и последующих проблем в сфере церковного прославления. Надо признать, что в вопросе прославления преподобный отец наш Трифон всё же имел относительно благополучную судьбу 636 , в то время как преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канонизирован. И то очевидное местное почитание, и прославление его памяти, одновременно и равночестно с Трифоном, которое имело место на Севере ко времени написания упомянутых Канонов, к первой половине XVII в., в дальнейшем постепенно «свелось на нет» (во всяком случае, в официальной Русской церкви). Православный люд всего Северного Поморья России в течение трёх столетий обращался к нему в бедах и напастях как к великому заступнику на море, почитая наравне с Николаем Чудотворцем. Все берега северных морей были уставлены обетными крестами, многие из которых сооружались в память о чудесных заступничествах преподобного Варлаама за попавших в беду поморов. Но прославлять чудотворца не спешили, соблазняясь тяжким грехом его юности. И только лишь в 1903 г., явно по промыслу Божьему, он оказался вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в церковных календарях свой день памяти 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010