Когда в пещере умножилось число братии до пятнадцати человек, «преп. Антоний затворился в келье пещерной, а на свое место поставил начальником братии благоговейного Варлаама, сына боярина Иоанна». Блаж. Варлаам устроил над пещерою небольшую церковь во имя св. Богородицы, повелев братии собираться в нее для Божественного славословия. «С того времени это место стало на виду всех, а прежде оно многим было неизвестно»; в дремучем лесу, которым покрыта была гора Берестовская, не легко было находить пещеру, скрывавшую отшельников от глаз мира; когда же поставлен был храм на горе, над пещерою, он указывал собою на пещерников. Блаж. Варлаам не долго пробыл игуменом пещерной братии; по воле великого князя, он переведен был «в монастырь св. м. Димитрия и в нем поставлен был игуменом» 288 . Это было в 1057 году 289 . Монастырь св. Димитрия построен был великим князем Изяславом в честь ангела своего великомуч. Димитрия 290 . В XVII веке «видно место Димитриева монастыря не вдали от лавры» 291 . Блаж. Варлаам старался ввести в новой обители дух и правила преподобных отцов Печерских. Так как в его время в России христианство еще было явлением новым и многое из древних правил восточной Церкви надлежало вводить еще, а занимать надлежало с Востока; то блаж. Варлаам, имея средства, два раза странствовал на Восток, сколько для пользы своей души, столько для блага Церкви. Эти труды вместе с подвигами иноческими так были тяжелы для боярского сына Вышатича, что изнуренный болезнию он скончался на пути. «Блаж. Варлаам, говорит преп. Нестор, сын боярина Иоанна, игумен монастыря св. Димитрия, построенного христолюбивым Изяславом, отправился в св. город Иерусалим и, обойдя св. места, возвратился в свой монастырь. Спустя несколько времени поехал он в Константинополь. Здесь обошел все монастыри и, купив все полезное для монастыря своего, отправился на лошадях в свою страну. Во время пути он сильно заболел, так что, достигши города Владимира (Волынского), вошел в монастырь, находящийся близ города, называемый Святою горою, и в нем, с миром почив, окончил жизнь свою. Он дал заповедь находящимся с ним проводить тело его в монастырь св. Феодосия и в нем положить; а все, что купил он в Константинополе, иконы и кое-что другое необходимое, повелел отдать блаженному. По приказанию Никона, тело его принесли в монастырь блаж. отца нашего Феодосия и положили в нем, на правой стороне церкви, где и поныне находится гроб его 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1520; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 125; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих) ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/469005.html

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 158. Д. 766; Оп. 205. Д. 450-455; Ф. 815. Оп. 10. Д. 1. Л. 299-301; ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 768. Д. 293, 369; Оп. 779. Д. 796; Ф. 128. Оп. 1 общ. Д. 2691; Оп. 2. Д. 1579. Лит.: Посещение Киева Блаженнейшим Никодимом, Патриархом Иерусалимским. К., 1883; Николаев Н. Н. Великая страда: Иллюстр. история обороны Севастополя. СПб., 1904. Т. В. Кочубинская Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/172050.html

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1520; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 108; Гончарук В. М., Кабанец П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 2006. С. 474-479. Кат. 107; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. Е. В. Лопухина, Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/190115.html

Кроме Печерского монастыря в Киеве существовало также два богатых княжих монастыря: Георгиевский, основанный Ярославом Мудрым, сыном Владимира, и Дмитриевский, основанный Изяславом Ярославовичем, куда в игумены взят был бывший игумен Печерского монастыря Варлаам, непосредственный предшественник преподобного Феодосия. Летописец, очевидно, выразил мнение, бытующее в стенах Печерского монастыря, когда писал: «Изяслав поставил монастырь Святого Димитрия, хотя створити вышний сего монастыря (т.е. Печерского) надеялся богатству» . Но иным был промысел Божий – господствующее значение в Киеве и всей Руси выпало на долю Печерского монастыря. По объяснению прп. Нестора, произошло это потому, что основан он «слезами, пощением, молитвою и бдением» . Сегодня уже классической датой основания Киево-Печерского монастыря считается 1051 год, подтверждение этого мы находим в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца. Эта начальная летопись, прекрасное и единственное в своем роде произведение, не только положила начало летописному делу на Руси, но и сохранила память о начальных событиях Русской истории. Эта летопись является одним из существенных условий нашего исторического самосознания, и как говорит один из дореволюционных исследователей: «Без этой летописи наша история представляла бы из себя книгу без начальных листов» . Преподобный Нестор упоминает только о втором возвращении Антония и о его поселении в Иларионовой пещере, при этом не указывая тот факт, что о своем прибытии в Киев преподобный старец сообщил князю Ярославу. Поэтому можно согласиться с мнением митрополита Евгения (Болховитинова), что о подвиге великого монаха стало известно уже при Изяславе Ярославиче, который часто обращался к преподобному Антонию за духовной беседой и благословением . С большой долей вероятности можно предположить, что только после 1054 года к преподобному Антонию прибывают подвижники, желающие уединения и молитвы. В числе собратьев прп. Антония были иерей Никон, постриженик одного из Киевских монастырей и 23-летний Феодосий. Таким образом, первое Антониево братство состояло только из четырех монахов: по благословению прп. Антония преподобным Никоном в монахи был пострижен Феодосий, а через некоторое время и преподобный Варлаам, первый игумен Печерский.

http://bogoslov.ru/article/4722495

Затем преподобный отец сообщил братии: – Живите одни, – я поставлю вам игумена; я же хочу жить один, как привык к тому в прежние годы. И поставил им игуменом блаженного Варлаама. Сам же, избегая мятежа и молвы, сначала затворился в одной келлии, здесь же в пещере, а потом переселился на другой холм, где начал копать новую пещеру, которая находится под нынешним великим печерским монастырем 4548 . Блаженный игумен Варлаам и братия, приняв благословение преподобного Антония, остались на жительство в прежней пещере. Когда же число братии возросло настолько, что пещера не могла вместить всех во время соборного моления, то задумали поставить малый храм вне пещеры. Игумен и братия пришли к преподобному Антонию в его новую пещеру и сказали ему: – Отче! братия умножаются, и мы уже не можем помещаться во время соборной молитвы в пещере: повелением Господним и Пресвятой Богородицы, а также твоею святою молитвой благослови, поэтому, поставить малую церковь вне пещеры. Преподобный дал свое благословение. Они же, поклонившись ему до земли, удалились и начали постройку над пещерою малого храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. После совершения малой надпещерной церкви, князь Изяслав, во святом крещении Димитрий, создал каменный храм в честь святого, христианское имя которого носил, то есть в честь великомученика Димитрия, при храме он устроил монастырь. На игуменство для этого монастыря князь Изяслав взял блаженного Варлаамаигумена братии, живущей в пещере: надеясь на богатство, он хотел свой монастырь возвысить пред монастырем печерским. Но хотя и существуют многие монастыри, поставленные богатством царей и бояр, однако, они не могут сравниться с теми, которые поставляются молитвами святых, слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими слезами возрастил обитель, несравнимую с другими. Впрочем, блаженный Варлаам был взят в монастырь святого великомученика Димитрия еще в то время, когда Печерский монастырь только что устроялся. По удалении игумена и после общего совещания, братия, находившиеся в пещере, решили идти к преподобному Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При преподобном Феодосии монастырь вырос и преобразился. Раньше — дюжина отшельников под руководством старца, теперь — образцовый столичный монастырь с сотней насельников, строгим и подробно прописанным уставом. Введение нового монастырского устава-типикона (был заимствован устав Студийского константинопольского монастыря) составляет особую заслугу Феодосия. Порядок богослужений, монашеская трапеза, расписание дня — все получало четкую регламентацию. Большое значение имело и то, что уставом вводилось «общежитие», то есть никто не имел ничего своего, но все было общим — даже одежда выдавалась с общего склада. По делам монастыря преподобный Феодосий много общался с боярами и князьями. Но игумен не терял кротости и не возносился — сам носил в обитель воду и дрова, ухаживал за тяжелобольными, одевался в ветхую одежду. Известен случай, когда княжеский возница, которому было поручено отвезти Феодосия до монастыря, даже не понял, что перед ним игумен, и посадил преподобного на кучерское место править, а сам лег спать на пассажирском. И только тогда осознал свой промах, когда увидел, что вельможи почтительно кланяются кучеру. Впрочем, отношения с властями не всегда были безоблачны. Когда принял постриг боярский сын Варлаам и приближенный великого князя Ефрем, то князь Изяслав грозился разогнать братию и сравнять монастырь с землей. Несколько раз монастырь оказывался на грани закрытия во время княжеских усобиц, неугодный властям Никон дважды удалялся в Тьмутаракань (Тамань), и даже Антонию приходилось уезжать в Чернигов. Но последовательная позиция отцов постепенно все повышала авторитет и укрепляла положение монастыря. Киево-Печерский монастырь долгое время был центром русского христианства. Именно отсюда распространялись по всей Руси монашеские идеалы. По киевскому образцу создавались Дальние и Ближние пещеры Псково-Печерского монастыря. Киево-Печерский патерик (сборник поучительных историй из жизни монахов) был любимейшим чтением на Руси. В монастырской типографии вручную набирались книги высочайшего качества — настоящие произведения искусства. Из Киева происходит значительная часть наших «обиходных» песнопений, из Киева к нам пришли акафисты. Вся русская церковная наука и богословское сознание и по сей день строится на богословии Киево-Могилянской академии, непосредственно связанной с Печерским монастырем. Паломничество к киевским угодникам было почти обязательным делом благочестивого человека. Вспомним хотя бы, что преподобный Серафим Саровский, задумавшись о пути к спасению, первым делом пошел в Киев — и здесь получил наставления и благословение на монашескую жизнь.

http://pravmir.ru/peshhernyj-svet/

После ухода игумена Варлаама братья, живущие в пещере, посовещавшись, пришли к преподобному Антонию и попросили поставить им игумена. «Кого же вы хотите?» – спросил преподобный Антоний. «Кого хотят Бог , пресвятая Богородица и ты, святый отче». – «Тот из вас, – сказал преподобный Антоний, – кто отличается послушанием, кротостью и смирением, пусть будет вам игуменом». И попросили братья назначить им игуменом Феодосия, духовным своим обликом подобного Антонию, искусного в добродетелях. И благословил его Антоний на игуменство. Став игуменом, преподобный Феодосии стал заботиться об обители, присовокупив своим заботам усердную молитву и великое пощение. И преподобный Антоний, безмолвствуя в уединении, молился об обители, и умножил Господь братию, и возросло число иноков до ста, и пришел преподобный Феодосии к отцу своему духовному Антонию, и сказал ему о намерении создать монастырь. Обрадовался преподобный Антоний и благословил игумена Феодосия и братию на поставление монастыря. И затем послали они одного из братии к князю Изяславу с просьбой отдать новому монастырю гору под пещерою. Князь Изяслав обрадовался, услышав все это, и послал боярина своего, чтобы отдать им гору. Игумен Феодосии и братия поставили на горе деревянную церковь и украсили ее иконами. Построили они келий, оградили монастырь столбами и переселились туда из пещеры. С этого времени монастырь, возникший по благословению Святой горы, стал именоваться Печерским, ибо иноки прежде жили в пещере. Игумен Феодосии решил оградить монастырь мысленным ограждением, то есть уставом, определяющим жизнь монахов не в затворе, а в монастыре, и стал он искать подходящий устав. И помогла ему молитва и благословение преподобного Антония – как раз в то время появился инок Михаил из Студитского монастыря, пришедший из Греции с митрополитом Георгием. У него был устав Студитского монастыря 52 . И списал его преподобный Феодосии, и ввел в своей обители. Этот устав устанавливал весь порядок церковной жизни: как совершать богослужебное чтение и пение и поклоны, как стоять в церкви, как вести себя за трапезой, что вкушать и в какие дни. От Печерского монастыря студитский устав передел в другие монастыри, и поэтому Печерский монастырь пользуется особым почитанием и обладает честью первенства, а преподобные Антоний и Феодосии Печерские считаются основоположниками монашества на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

преподобного мученика Макария Архимандрита, Овручского»; 5) «Историческое исследование о св. Иулиании из Домбровицы Княжне Ольшанской», и 6) «Краткое сказание о св. Иннокентие Иркутском, урожденце Волынском». Последние исследования напечатаны в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1868 г. – За сим, после двухлетнего почти перерыва начинается новый ряд статей Хойнацкого по этому же предмету, а именно в 1871 г. 1) «Преподобный Иов, игумен Почаевский, его жизнь и прославление», в Каменец-Подольских Епархиальных Ведомостях, и потом в Волынских Епархиальных Ведомостях того же года; 2) «Память преподобного Нестора Летописца на Волыни», и 3) «Пребывание преп. Николы Святоши, Князя Черниговского на Волыни». Наконец, в 1873 году в тех же «Волынских Епархиальных Ведомостях» помещаются остальные сюда относящиеся статьи: 1) «Жизнь и деятельность св. Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского на Волыни»; 2) «Преподобный Нифонт, Епископ Новгородский, игумен Волынский»; 3) «Память святителя Феогноста, Митрополита Киево-Московского на Волыни»; 4) «Жизнь и деятельность св. Киприана Митрополита Киево-Московского на Волыни»; 5) «Святитель Фотий Митрополит Киевский и Московский на Волыни»; 6) «Преставление преп. Варлаама Игумена Киево-Печерского на Волыни», и 7) «Жизнь и деятельность Святителя Петра, Митрополита Киевского и Московского, урожденца Волынского». Кроме этого в 1872 году Хойнацким было напечатано в «Душеполезном чтении›› особенное исследование, относящееся к тому же предмету, под заглавием «Поучительные пути промысла в исторических судьбах православной церкви на Волыни» с тропарями и кондаками св. угодникам собственно Волынским, им же самим, т. е. Хойнацким составленными, – и в 1876 году новое, специальное жизнеописание Феодора Князя Острожского, составленное на основании новейших источников, и помещенное в «Древней и Новой России» того же года, под заглавием «Преподобный Феодор князь Острожский» с изображением св. угодника, нарочито снятым с иконы, находящейся в Киево-Печерской Лавре над мощами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Общим украшением и вместе святынею церквей служили иконы и другие священные изображения, которыми нередко расписывались все стены храма. Так, расписаны были церковь киево-печерская греческими художниками, пришедшими из Царяграда и здесь, в святой обители, скончавшимися в сане иноческом 1450 , церковь святых мучеников Бориса и Глеба в Вышгороде, созданная черниговским князем Олегом 1451 , новгородский Софийский собор со всеми притворами – иждивением святых епископов Никиты и потом Нифонта, церковь в монастыре святого Антония Римлянина 1452 . Греческие художники, украсившие своим искусством киево-печерскую церковь , досгопамятны в истории русского иконописания и потому, что они принесли с собою в Россию, как догадываются, греческие подлинники, или свитки, для руководства иконописцам, хранившиеся очень долго 1453 , и образовали первого, известного по имени, русского иконописца – преподобного Алипия. Святой Алипий помогал этим художникам в расписывании печерской церкви, потом безмездно писал иконы для своего игумена и всей братии, безмездно поновлял в киевских церквах обветшавшие иконы, о которых нарочито собирал сведения, иногда писал и по заказам. Особенно замечательны были семь великих икон, которые написал Алипий по заказу одного благочестивого киевлянина для устроенной им на Подоле деревянной церкви: замечательны как потому, что они написаны были весьма искусно (зело хитро), так и потому, что во время случившегося пожара церкви сохранились невредимыми, к изумлению очевидцев. Великий князь Владимир Мономах , пораженный чудом, отослал одну из этих икон, именно Пресвятой Богородицы, в ростовскую каменную церковь , им сооруженную, и там, по свидетельству очевидца, черноризца Поликарпа, икона осталась невредимою, когда церковь обвалилась, и потом, по перенесении в деревянную церковь, совершенно уцелела, когда церковь сгорела 1454 . Кроме преподобного Алипия были в Киеве и другие иконописцы, как видно из жития самого преподобного Алипия. Однажды некто киевлянин заказал ему наместный образ Успения Богоматери, прося приготовить его к празднику Успения. Когда же преподобный по болезни не успел исполнить заказа, киевлянин сказал ему: “Зачем ты не известил меня о твоей болезни? Я бы поручил написать икону другому иконописцу” 1455 . Иногда русские покупали себе иконы в Константинополе и привозили в отечество: преподобный Варлаам, первый игумен киево-печерский и потом димитриевский, скончавшийся на возвратном пути из Царяграда, завещал, “яже бе купил в Константине граде иконы и иное, еже на потребу”, передать блаженному Феодосию Печерскому 1456 . Тогда существовал уже обычай обделывать святые иконы в золотые и серебряные ризы: преподобный Еразм Киево-Печерский, который при поступлении своем в монастырь имел много богатства, употребил все это богатство на украшение Великой печерской церкви и многие иконы в ней оковал в серебро и золото 1457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010