Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Алипия Печерского Память 17 августа Преподобный отец наш Алипий Печерский явил себя подражателем святому Евангелисту Луке , ибо служил Господу, сотворившему нас по образу и подобию Своему ( Быт.1:26 ), подобно оному Луке, а именно: он не только изображал чудодейственно лики святых на иконах, но и воплощал в душе своей их добродетели; кроме того был дивным врачом; благочестное житие его представляется нам в таком виде: В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича 5123 , при игумене преподобном Никоне, по устроению Божию и по совету преподобных отцов Антония и Феодосия , чудесно явившихся в Константинополе в десятый год по своем преставлении, – прибыли для украшения святой печерской церкви греческие иконописцы; этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими родителями в обучение живописному искусству. Святой Алипий был очевидцем того дивного чуда, о котором повествуется в сказании о церкви печерской, именно: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы: при этом икона сия просветилась и блистала ярче солнца: потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время (по церкви), влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. – Тогда-то обучался сей блаженный Алипий, помогая своим учителям; и он кроме того прекрасно живописал в душе своей, ибо благодать Пресвятого Духа пребывала в той церкви печерской. Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело и украсили иконами святую церковь , украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном чудным образом святого ангельского иноческого чина. И начал святой Алипий обучаться искусству изображать в душе своей добродетели святых, будучи уже обучен искусству изображал вещественно (на иконах) их лики. Святой Алипий был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетелей; ибо обучался искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей; он постоянно трудился, живописуя иконы для игумена, для братии и для всех нуждавшихся, ничего не взимая за труд свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Некняжеское церковное строительство в домонгольской Руси: Юг и Север (комментарий в цифрах и фактах) Преподобный Алимпий-живописец. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве А. В. Назаренко, Н. А. Барская Преподобный Алипий, иконописец Печерский Статья «Алипий, русский иконописец» из II тома «Православной энциклопедии» Алипий [Алимпий] (родился ок. 1065 или 1070), прп. (память 17 авг., 28 сент.— в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого Поста — в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), иером. Киево-Печерского монастыря, первый известный по имени древнерусский иконописец. Сведения о нем имеются в Киево-Печерском патерике (слово 34), где его имя употребляется в форме «Алимпий» (форма имени не является вариантом имени «Олимпий»). В древнейшем списке Патерика (РНБ. Q. п. I. 31, 1406 г.) Алипий не упоминается, но есть основания считать, что он входил в первоначальный текст, сложившийся не позднее нач. XIV в. (время создания т. н. Основной редакции). Будучи отдан родителями на обучение иконописному делу, Алипий помогал византийским мастерам в украшении мозаиками Успенского собора Киево-Печерского монастыря (1083–1088); во время работ был свидетелем чуда: образ Богоматери «сам вообразися» в алтаре церкви, и голубь «излетел» из Ее уст. Еще при игум. Никоне, т. е. до 1088/89 г., Алипий принял монашеский постриг. Писал безвозмездно иконы для игумена и братии, поновлял обветшавшие образа, вскоре стал известным мастером и начал получать заказы вне монастыря. Обычай Алипия делить плату за свой труд на 3 части — на иконы, на милостыню нищим и «на потребу тела своего»,— возможно свидетельствует о расшатывании строгого общежития в Киево-Печерском монастыре после смерти прп. Феодосия или отражает реалии монастырской жизни, современной появлению сказания о преподобном. Алипий отличался подвижничеством, за что был удостоен священства; обладал даром исцеления (исцелил прокаженного, помазав его «разноцветными вапами» (красками)). Слава его была так велика, что вызывала зависть со стороны других печерских иноков-иконописцев. В Патерике содержатся рассказы о чудесах, подтверждающих святость Алипия, например о том, как незадолго до смерти преподобного ангел написал за него икону Успения Богоматери.

http://sedmitza.ru/text/409751.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛИПИЙ [Алимпий] (род. ок. 1065 или 1070), прп. (пам. 17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших), иером. Киево-Печерского мон-ря , первый известный по имени древнерус. иконописец. Сведения о нем содержатся в Киево-Печерском патерике (слово 34), где его имя употребляется в форме Алимпий (не является вариантом имени Олимпий). В древнейшем списке Патерика (РНБ. Q. п. I. 31, 1406 г.) А. не упоминается, но есть основания считать, что рассказ о нем входил в т. н. Основную редакцию Патерика, сложившуюся не позднее нач. XIV в. Будучи отдан родителями на обучение иконописному делу, А. помогал визант. мастерам в украшении мозаиками Успенского собора Киево-Печерского мон-ря (ок. 1083-1088); во время работ был свидетелем чуда: образ Богоматери «сам вообразися» в алтаре церкви и голубь вылетел из уст Пресв. Девы. Еще при игум. Никоне , т. е. до 1088/89 г., А. принял монашеский постриг. Писал безвозмездно иконы для игумена и братии, поновлял обветшавшие образа, вскоре стал известным мастером и начал получать заказы вне мон-ря. Обычай А. делить плату за свой труд на 3 части - на иконы, на милостыню нищим и «на потребу тела своего»,- возможно, свидетельствует о расшатывании строгого общежития в Киево-Печерском мон-ре после смерти прп. Феодосия или отражает реалии монастырской жизни, современные появлению сказания о преподобном. А. отличался подвижничеством, за что был удостоен священства; обладал даром исцеления - исцелил прокаженного, помазав его «разноцветными вапами» (красками). Слава его была так велика, что вызывала зависть со стороны др. печерских иноков-иконописцев. В Патерике содержатся рассказы о чудесах, подтверждающих святость А., напр. о том, как незадолго до смерти преподобного ангел написал за него икону Успения Богоматери.

http://pravenc.ru/text/114292.html

Иеромонах Алипий (Устимук) пришел сюда, когда ему исполнился 21 год. Точнее, приехал из родного города Киева, куда он, отслужив в рядах Советской армии, вернулся и раздумывал о дальнейшем выборе жизненного пути. Его духовником был отец Исаия (Каравай) – духовно сильный и бескомпромиссный человек, «неудобный монах», которому Господь судил подвизаться и в Глинской пустыни до ее закрытия в 1961 году, и в горах Кавказа, (где отшельник, совершенствовался в непрестанной молитве), и в Почаевской лавре, и в открывшейся в 1988 году Киево-Печерской лавре. Именно в Киево-Печерской лавре и состоялся тот судьбоносный для демобилизовавшегося солдата разговор. Беседовали с ним двое: духовник лавры и отец Исаия, приглашенный архиепископом (в будущем схимитрополитом Ювеналием (Тарасовым)) поднимать Курскую Коренную пустынь из руин и уже приступивший к послушанию наместника монастыря. Духовник лавры по-простому сказал молодому человеку: «Ты бы съездил и посмотрел, что там». Молодой человек купил билет до Курска (это было в феврале 1990 года), а когда добрался до самой пустыни, то, по его признанию, почувствовал, что это место может стать его родным домом. Господь такую мысль на сердце положил, несмотря на то, что вокруг всё выглядело печально. «Тогда тут было болото. Часто шли дожди, мы утопали в болотной жиже, – продолжил рассказ отец Алипий. – Но какой был духовный расцвет! В единственном на то время монастыре в епархии владыка Ювеналий собрал монахов, к чьим именам органично присоединяется слово " старец " . Это – как я уже говорил – и приснопоминаемый схиархимандрит Исаия (Каравай). Это и приснопоминаемый архимандрит Ипполит (Халин), в течение 17 лет подвизавшийся на Афоне, где он, к слову сказать, жил в келье преподобного Силуана Афонского и молитвенно обращался к еще непрославленному святому за помощью. Это кроткий, смиренный сердцем иеросхимонах Иоанн (Бузов), который прежде служил в сане диакона в Никольском храме поселка Ракитное Белгородской области вместе со старцем, имевшим всероссийскую известность – архимандритом Серафимом (Тяпочкиным). После кончины отца Иоанна и погребения его на холме в ограде Курской Коренной пустыни к нему на могилку, как и при его земной жизни, идут и едут отовсюду люди, просят его молитвенного предстательства… У истоков духовного возрождения монастыря стояли и известный подвижник благочестия архимандрит Кронид (Демин) из Орла, тоже уже отошедший в вечность, и нынешний настоятель Оранского Богородицкого монастыря в Нижегородской епархии игумен Нектарий (Марченко), которому недавно исполнилось 80 лет».

http://pravoslavie.ru/117277.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИРСКАЯ-РОСТОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владимирская-Ростовская икона Божией Матери. Икона из Ростовского Успенского собора, список кон. XVII в. Собр. ГМЗРК Владимирская-Ростовская икона Божией Матери Празднование 21 мая , 15 августа Явление Согласно житию преподобного Алипия Печерского из Киево-Печерского Патерика , однажды один благочестивый киевлянин, соорудивший в Киевском Подоле церковь и пожелавший украсить её семью большими иконами, пришел в Киево-Печерский монастырь и обратился к двум знакомым монахам, прося их договориться с преподобным Алипием-иконописцем. Иноки согласились и заказчик дал им серебра и вручил приготовленные для икон доски. Но иноки деньги оставили себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Когда заказчик вернулся, монахи сказали что Алипий требует еще денег, получили их, и вновь утаили средства. Так повторялось несколько раз. Наконец заказывавший явился с жалобой на Алипия к печерскому игумену преподобному Никону . Алипий уверял настоятеля, что ему ничего не известно о заказе, но последний не верил ему и для изобличения во лжи даже приказал принести приготовленные для икон доски. Когда это было сделано, оказалось что на них - священные изображения, тогда как сам игумен в прошедший день видел доски пустыми. Чудесное событие послужило ясным доказательством невиновности преподобного Алипия и обличило клеветников. На одной из этих чудесным образом написанных икон был изображен Спаситель , на другой - Божия Матерь с Предвечным Младенцем , а на остальных - святые . Образа были поставлены в храме на Подоле, но вскоре церковь сгорела в пожаре. При этом все чудесно-написанные иконы были найдены в пепле нисколько не пострадавшими от огня. Весть об этом событии достигла великого киевского князя Владимира Мономаха . Он лично убедился в целости икон и взял образ Богородицы с собой в Ростов . Там он велел её поставить в местный ряд иконостаса в Успенском соборе .

http://drevo-info.ru/articles/13676680.h...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 4 от 3 февраля 2023 г. ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 3 февраля 2023 4 ______________ Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме: 1 .         Заявитель: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «А. Горюнова. Архимандрит Алипий. Сквозь призму любви» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «А. Горюнова. Архимандрит Алипий. Сквозь призму любви». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р23-304-3065. 2 .         Заявитель: издательство Сретенского ставропигиального монастыря. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «М. Жукова. Маршал Жуков - мой отец» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «М. Жукова. Маршал Жуков - мой отец». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р23-304-3066. 3 .         Заявитель: издательство Сретенского ставропигиального монастыря. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Новый Богородичник преподобного Никодима Святогорца: Каноны Божией Матери на каждый день/пер. с древнегреч. Ю. С. Терентьева» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Новый Богородичник преподобного Никодима Святогорца: Каноны Божией Матери на каждый день/пер. с древнегреч. Ю. С. Терентьева».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Православная икона Икона есть наглядное свидетельство вечности, которое не может идти от человека, по существу чуждого духовности. Кто же эти свидетели? Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божьей Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в " научение иконного воображения " к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он " учася мастером своим помогаше " . По окончании росписи лаврских соборов он остался в обители и был настолько искусен в своём деле, что, по благодати Божией, как читаем в Житии, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетели, ибо он обучался не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. Преподобный Алипий постоянно трудился, писал иконы для игумена, для братии, для всех нуждающихся в иконах храмов и для всех людей, ничего не взимая за свой труд. Ночью он упражнялся в молитве, а днём с великим смирением, чистотой, терпением, постом, любовью занимался богомыслием и рукоделием. Никто никогда не видал святого праздным, но при всём том он никогда не пропускал молитвенных собраний, даже ради своих богоугодных занятий. Его иконы расходились повсюду. Одна из них - икона Божией Матери - была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами. Трогательно поучителен для нас случай, происшедший перед самой кончиной преподобного. Некто просил его написать икону Пресвятой Богородицы ко дню Её Успения. Но преподобный вскоре заболел предсмертной болезнью. Когда в канун праздника Успения заказчик пришёл к преподобному Алипию и увидел, что его просьба не выполнена, он сильно укорил его за то, что преподобный вовремя не известил его о болезни: он мог бы заказать икону другому иконописцу.

http://pravicon.com/text-21

монахиня Иулиания (Соколова) 7. Православная икона Икона 62 есть наглядное свидетельство вечности, которое не может идти от человека, по существу чуждого духовности. Кто же эти свидетели? Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому не известных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево–Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в «научение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше». По окончании росписи лаврских соборов он остался в обители и был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, как читаем в Жития, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетели, ибо он обучался иконописному искусству не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. Преподобный Алипий постоянно трудился, писал иконы для игумена, для братии, для всех нуждавшихся в иконах храмов и для всех людей,  ничего не взимая за свой труд. Ночью он упражнялся в молитве, а днем с великим смирением, чистотой, терпением, постом, любовью занимался богомыслием и рукоделием. Никто никогда не видал святого праздным, но при всем том он никогда не пропускал молитвенных собраний, даже ради своих богоугодных занятий. Его иконы расходились повсюду. Одна из них – икона Божией Матери – была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами. Трогательно поучителен для нас случай, происшедший перед самой кончиной преподобного. Некто просил его написать икону Пресвятой Богородицы ко дню Ее Успения. Но преподобный вскоре заболел предсмертной болезнью. Когда в канун праздника Успения заказчик пришел к преподобному Алипию и увидел, что его просьба не выполнена, он сильно укорил его за то, что преподобный вовремя не известил его о болезни: он мог бы заказать икону другому иконописцу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Киевских святых (15 июля) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/rubrics/1561643.html

Скачать epub pdf О проповедях отца Иоанна Мы публикуем проповеди насельника Псково-Печерской обители, нашего монастырского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Сокрывшись от мирской жизни в монастырских трудах и подвигах, отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял духовно и охранял его в жизни – его богомудрых наставников. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского . Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня (генеральша по происхождению) Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков) . Слово на Усекновение главы Пророка и Предтечи Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010