Скачать epub pdf Вопросы другого ученика (Антония Бочкова) и ответы старца 1. Что такое осуждение и почему отцы применяют осуждающего к антихристу? – Осуждение есть, когда ты, видя или зная грехи, или порок брата твоего, говоришь от сердца: «Он, по-моему мнению, достоин или муки, или казни, или болезни.» Тогда ты становишься якобы судия ближнего, и хощешь воссесть на престол единого Судии – Христа; потому за гордое безумие твое ты и применяешься ко антихристу. Ино есть злоречие и оглаголание, но это еще не осуждение. Ино есть соблазн, когда невольно по естественному чувству, душа соблазняется на постыдное дело или слово. Молчание отцов, занимавшихся внутренним деланием, не знало грехов ближнего, а видело только одно свое падение. 2. Могу ли я на исповеди говорить о согрешившем со мною в слове или в деле? – Разве ты хочешь каяться за него? Если он не хочет сознаться в своем грехе, говори только о своем: согреших злословием или страстными разглагольствиями, или чем-либо от таковых. 3. Могу ли я предложить брату принести покаяние старцу в соделанном вместе словесном грехе? (Старец улыбнулся) – Слишком велико твое рачение о спасении брата твоего. Думаю, что помолиться лучше, чтобы Господь Сам то ему внушил. 4. Отцы говорят, что подробное изъяснение блудных помыслов и дел напрасно, что довольно объяснять их кратким общим словом, что воспоминание о них сквернит уста и помыслы. Так ли это? – Это так. Отцы были опытнее нас в душевных делах. Но каждому человеку различное правило. Иной старец может бесстрастно и безвредно выслушать твое исповедание; да и ты, положим, можешь не очень страстно и с сокрушением исповедываться подробно, и ко смирению твоему посрамить себя: потому и подробное исповедание (хоть и редко) бывает на пользу. Но видно старцы знали великое милосердие Божие, не желающее крайнего пристыждения нашего; потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда тебе диавол внушит их: и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда и старец, не очень твердый, не вывеет скоро помыслы твои из уха своего сердечного. 5. Поэтому злые и хульные помыслы на старца, на его жизнь и слабости лучше умалчивать?

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В CXXI слове второй части Великого Оглашения св. Феодор убеждает братию «подражать житиям преподобных отцов наших (τος τν σων μν πατρων βους) и исполнять их наставления (τς διδασκαλας), которые она слушает и читает (κα δ κος κα δι στματος προφρομεν) почти каждый день (χαθ’ κστην, ς επεν) " 17 . В слове CXXIV той же второй части Великого Оглашения Феодор заявляет братии: «разве вы не слушаете боговдохновенного писания (οκ κοετε τς θεοπνεστου Γραφς)? разве ваш слух не оглашается постоянно спасительными учениями (οχ νηχονται μν τ τα κασττε τ σωτρια δγματα)? Что вопиют к вам святые отцы (τ μβοοιν ο γιοι πατρες)? Что они возвещают (τ ναγγλλουοι)?.. Но мы слушаем все это как пустые слова (λλ’ οον πλος λγους κα διακτους κοομεν) и ослушничаем» 18 . «Увы, – говорит Феодор в другом месте, – сколько всего мы слышим (πσα σμν κηκοτες)! Сколько сообщает нам священное писание (πσα πδουσιν μν а Γραφα), сколькому научают (διδοκουσιν) нас богоносные отцы, и, несмотря на это, мы все-таки забываемся... Отцы постоянно говорят (διαλγονται) нам о целомудрии, мужестве, праведности или о какой-либо другой добродетели, а мы тотчас же после чтения (εθς μετ τν κραοιν 19 ) делаем совершенно противоположное, как будто ничего и не слышим (ς οδ κηκοτες). Говорят (διηγονται), например, о суде, о слезах, а мы по выходе (ξιντες) начинаем смеяться и хохотать. Укрепляют наши души речами (λγοις) о чистоте, а мы сейчас же после слышания (μετ τν κρασιν) 20 впадаем в похотливость» 21 . «Не каждый ли день (καθ’ κστην), – говорит Феодор в LIX слове Малого Оглашения, – мы беседуем (μιλομεν) с божественным Давидом и другими святыми отцами, внимая чтениям (δι τν ναγνωσμτων ναλψεως) 22 . В других местах св. Феодор прямо противополагает чтениям из св. отцов свои собственные оглашения, как необходимый дополнительный к ним момент назидания братии. «Если бы вы, – говорит он в LXXX слове Малого Оглашения, – если бы и весьма много (τ μλιστα) были утешаемы (παρακαλεσθε) чтением божественных отцов (πο τς τν θειν πατρων ναγνσεως), однако вы нуждаетесь во всяком случае и в нашем смиренном наставлении (κα τς μετρας ταπεινς διδασκαλας), и, осмеливаюсь сказать, – более в этом, чем в том, так как то читается в историческом порядке (στορικς ναγινωσκομνης), это же говорится В лице вам (ες πρσωπον λεγομνης) и предлагается для обличения (κα ες λεγχον ποκαθισταμνης) 23 . «Не нужно И говорить, что мы не выносим пользы из оглашений (κατηχομενοι) и что от поучений мы будто не двигаемся вперед (μηδ πλιν, τιο προκπτομεν διδασκμενοι)... Я открыто могу признаться, что благодаря слушанию боговдохновенных чтений (κ τν θεοπνεστων ναγνωσμτων), а до некоторой степени моим слабым оглашениям (μικρν τ κα κ τς ταπεινς μν κατηχσεως) вы поднимаетесь все выше и выше» 24 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

     Я хотел бы поговорить об одной человеческой болезни – грубости характера. Многие отцы Церкви особо отмечали этот недостаток, потому что грубость – это отсутствие любви. А отсутствие любви – это отсутствие духовной жизни или ее ложная направленность. Христианину нужно приобрести сердце кроткое и любвеобильное. Мы можем внешне вести себя вежливо и учтиво, но вежливость эта может быть жесткой, мертвой. Эта вежливость будет просто обходительностью и приобретенным навыком поведения. Мы, монахи и христиане, не придаем светской внешней вежливости очень большого значения. Человек может не знать внешнего этикета: например, как войти в какой-нибудь аристократический дом, как себя там вести и держаться, как пользоваться всевозможными столовыми приборами, – и при этом обладать редким душевным благородством и тонкостью. Я знал одного монаха-отшельника, который 40 лет не выезжал со Святой Горы. Как-то его навестил один знакомый, взяв с собой своего пятилетнего сына. Отшельник 40 лет не видел маленьких детей. Как только он увидел ребенка, он воскликнул: «Господи, помилуй!» Он очень долго смотрел на мальчика и потом проговорил: «Надо же! Какой маленький! Первый раз за 40 лет вижу здесь ребенка!» Он осмотрел его голову, лицо, ноги, руки. «Какая маленькая голова, какие маленькие ножки и ручки!» Единственным малышом, которого он видел за всё это время на Афоне, был Младенец Христос на руках Богоматери. Можно было бы предположить, что такие монахи-отшельники должны бы совсем одичать в одиночестве или потерять способность общаться. Но мы видим нечто противоположное. Многие преподобные отцы Церкви писали в своих творениях о внимательности в отношениях с ближним, они тщательно следили за собой, чтобы каким-нибудь образом не обидеть брата. Вот, к примеру, авва Дорофей пишет, что человека можно обидеть не только словом, но даже и одним презрительным взглядом. Вежливость подвижников проистекает из уважения к человеку как образу Божиему, в ней абсолютно нет чего-то искусственного Если кто-либо из вас видел когда-нибудь подлинно духовных людей, то помнит, насколько вежливы и благородны они, и эта их вежливость проистекает из уважения к человеку как образу Божиему, в ней абсолютно нет чего-то ложного, искусственного.

http://pravoslavie.ru/81394.html

Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы В древние времена это всесвятое делание умной молитвы воссияло на многих местах, где только имели пребывание святые отцы. Потому тогда и учителей этому духовному деланию было много. По этой причине и св. отцы наши, пиша о нем, изъявляли только происходящую от него неизреченную духовную пользу, не имея, как я думаю, нужды писать о самом опыте, этого делания, приличествующем новоначальным. Если же где несколько и писали об этом, то и это только для знающих опыт этого делания – очень ясно; а для незнающих вовсе непонятно. Некоторые же из них, когда увидели, что истинные и непрелестные наставники этого делания начали совсем умаляться, и опасаясь, чтобы не утратилось истинное учение о начале этой мысленной молитвы, написали и самое начало и опыт, как должно обучаться новоначальными, и входить умом в страны сердечные, и там истинно и непрелестно действовать умом молитву. Этих-то отцов самое Божественное учение об этом предмете нужно представить на среду. Святой Симеон Новый Богослов о начале этого делания говорит так: «Истинное и непрелестное внимание и молитва состоит в том, чтобы во время молитвы ум хранил сердце, и пребывал бы постоянно внутри его, и оттуда, то есть, из глубины сердца, воссылал молитвы к Богу. И когда внутри сердца вкусит, яко благ Господь, и усладится, то не будет уже исходить из места сердечного. И вместе с Апостолом скажет и он: добро есть нам, зде быти ( Мф. 17:4 ). И осматривая непрестанно сердечные места, он изобретает некоторый способ прогонять все, всеваемые там, вражеские помыслы». И ниже еще яснее говорит он об этом так: «Едва только ум найдет место сердечное, немедленно видит то, чего никогда не видал: видит он среди сердца воздух, и себя всего светлым и полным рассуждения. И с тех пор, откуда бы ни показался помысл, прежде, нежели он войдет и изобразится, немедленно прогоняет его и уничтожает призыванием Иисуса Христа. Отселе ум, получив памятозлобие к бесам, двигает против них естественный гнев, гонит и низлагает мысленных супостатов. И прочему научишься с помощию Божиею посредством блюдения ума, держа в сердце Иисуса» (Слово о трех образах молитвы).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Продолжение краткого изложения современного православного учения о личности (ипостаси) Ответы на комментарии 30.03.2017 528 Время на чтение 11 минут Целью моей краткой статьи « Краткое изложение современного православного учения о личности (ипостаси) » было рассмотреть некоторые утверждения многоуважаемого митрополита Иерофея (Влахоса), показывающие кризис современного богословия, в первую очередь русского. Вот его высказывания: «Сегодня предпринимаются многочисленные анализы в отношении « личности человека » и, конечно же устанавливаются ее характеристики, которым являются самопознание, отличие и экстаз - (эротическая любовь)... Мнение, что человек является персоной, личностью восходит к русскому богослову Владимиру Лосскому... Действительно, Отцы делали анализ понятий лицо-ипостась в Троичном Боге, но они не говорили о человеке как личности . Но в святооотеческой традиции такое разделение между личностью и индививдуумом не существует .» ( http://apologet.spb.ru/ru/2832.html , статья: «Богословский кризис и случаи его в современной церковной жизни»). В качестве комментария приведу высказывания современного Святого Отца преподобного Иустина (Поповича). Книга Догматика православной Церкви. Экклесиология: «Это возрастание всякой человеческой личности в Церкви бывает от главы Церкви - Господа Христа» - стр.15, «...всей жизнью Церкви в целом и жизнью всякого члена Церкви в отдельности руководит и управляет Сам Господь, так что ничего не бывает без Него, но в то же время и без нашего труда, личного подвига и старания» - стр. 33, «...только в Церкви совершенным образом решена и проблема личности, и проблема общества; и только в Церкви реализована и совершенная личность, и совершенное общество. По сути, вне Церкви нет ни настоящей личности, ни настоящего общества» - стр.34. Как видно из цитат, не только современные богословы (и греческие, кстати, тоже - Христос Яннарас), но и современные Святые Отцы употребляют термин «человеческая личность».

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/31/...

Книга шестая Я полагал, что по поражении змия 40 в [самой] средине, не оживет новое порождение эхидны, и по смерти Сциллы, по баснословиям поэтов, уже не будут свирепствовать против меня псы Сциллы, не перестающие лаять, и, по поражении еретиков рукой Божией, не будут искушаться в случае возможности, даже избранники Божии; [но] самая ересь не умирает, когда остались детеныши, унаследовавшие ненависть их к нам, и принимая наш образ, не оставляют яда старой матери и лукавого Улисса, и только губы обмазывают медом и, по изречению Писаний ( Пс. 54:22 ), сделали слова свои более мягкими, нежели масло, а сами они – стрелы, и стрелы огненные, которые должны быть отражаемы и угашаемы щитом веры. Это я сказал, дщерь Евстохия, чтобы мне, трудящемуся над произведением пророческим и борющемуся с еретиками, ты помогала молитвами и чтобы Господь Своим умом чрез мои уста изъяснил и шестой том толкований на Иезекииля, и чтобы благодатью тогоже Духа, чрез которого было открыто пророкам то, что мы читаем в Писаниях, было открыто это также и нам, изъясняющим, чтобы мы могли сказать: уста моя отверзох и привлекох Духа ( Пс. 118:131 ). Глава XVIII Ueз.XVIII:1–2 . И было ко мне слово Господне, говорящее: зачем вы обращаете между собою притчу в поговорку в земле Израилевой, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» LXX: И было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий, что это за притча у сыновей Израилевых, говорящих: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина?» Того, что сказали LXX: сын человеческий, в еврейском нет. Учит же божественное Писание тому, что сказанное в Исходе: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и четвертого рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Моя ( Исх. 20:5–6 ), и еще: сниде Господь во облаце, и стал подле Моисея и призва Моисей имя Господне, и мимоиде Господь пред лицем его и воззва к нему, говори: Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен, и правду храняй, и милость в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды и грехи, и от беззаконий отцов не очистит чада и чада чад до третьего и четвертого рода ( Исх. 34:5–7 ), так должно понимать, как если бы это была поговорка и притча, так что иное выражается в словах и иное заключается в мыслях, о чем мы также сказали выше в притче о двух орлах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

ПРАВИЛА Богоносные отцы наши… установили и еще правила келейные, противу силы и возможности и произволения каждого, и проходили: иные много… иные меньше, другие еще меньше, смотря по мере сил своих и по усмотрению наставников их… (III, 1, 11). Молитвенные правила каждый совершает по мере своих сил и с благословения наставника …Касательно правила, что ты чувствуешь себя не в состоянии исполнять оное по немощи телесной, то на сие скажу, что святые отцы не налагают нам силки и не принуждают проходить правила или подвига выше сил, но по силе нашей, а наипаче при болезни телесной. Св. Исаак Сирин (в Слове 41) пишет: «и сие же уразумей, о рассудительне, яко не за дела изобильные правил, яко да сия соделаем – вселение уединеннически со душами нашими и безмолвие творим», и ниже: «но и тяжкие недуги, иже посизаху их, со сладостию терпяху во всем животе своем, от нихже ниже поне стати на ногах своих, или молитву обычную приносити, или славословити усты своими можаху; но ниже псалом, ниже ино что от совершаемых телом творяху. И удовле тем телесная немощь и безмолвие вместо всех правил; и сей образ во всех днех живота их бе». Тот же святой (в 71 Слове) говорит: «не о псалмех в день он осудит нас Бог, ниже о праздности, яже о молитве, но зане оставлением сих вход бывает бесовом». Слова сии, очевидно, относятся к здравым телом, вразумляя их, как опасно оставлять положенные правила, и когда для здравых полагает такое рассуждение о правиле, что не истяжет Бог, то кольми паче о больных, которые, не имея сил исполнять правила, по одной болезни могут быть свободны от оного вреда (II, 117,176). Правило не для всех одно может быть полезно, потому что схимники не одинаковы, по различной крепости телесной и неодинаковому разуму и ведению духовному. Каждый из них должен смотреть на свои силы телесные и душевные и по своей мере простираться и к деланию духовному, внешнему и внутреннему, всегда памятуя то, что внешнее и видимое подобно только листвиям, а внутреннее – плодам, и что телесные добродетели – только орудия душевных. «Истинный же прямых христиан чин есть внутренний, – по слову св. Макария Египетского , – и не должен кто-либо в единых точию внешних твердое полагати упование» (III, 44,115–116). Внутренний труд всем необходим

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. Хранение ума и Таинство Божественной Евхаристии Отцы и братия, сколько имеем силы мы должны стараться направлять свой ум к цели нашего подвига, потому что ум – это наш правитель и наш господин. Согласно изречению, «ум видит и ум слышит» 87 . Свободный ум – это необходимое средство для познания и исполнения воли Божией, поэтому нам, монахам, предписывается хранить ум. «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» ( Пс. 45, 11 ) и снова: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» ( Ин. 14, 21 ). «Имеяй» – это тот, кто с усердием изучает Слово Божие и старается понять смысл божественного закона. Таким образом, ум есть главное средство для достижения этой цели. Трудность нам доставляет не познание заповедей, а лукавство и злоба врага нашего спасения, который хитро посредством постыдных предлогов не дает нам выполнять свой духовный долг. Только внимание и хранение ума освобождает нас от опасности заблуждения и повреждения, вызываемых различными причинами. Поэтому я постоянно напоминаю вам, чтобы вы хранили ум неустанно при помощи молитвы. Как говорит св. Василий Великий , «ум, не рассеивающийся на внешние предметы, сначала обращается к самому себе, а через себя восходит к размышлению о Боге» 88 . Разве не происходят наши поражения от неверного отношения к своим мыслям, которое предшествует в уме совершению греховного действия? А грех, в свою очередь, является неверным отношением к вещам. Здравое и разумное мышление свойственно человеку, поэтому мы должны уметь себя контролировать. Я снова и снова напоминаю вам, братия: все ваши усилия должны быть сосредоточены на подвиге хранения ума, если вы желаете победить в брани. Господь нам напоминает: «Иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает» ( Мф. 12, 30 ). Как монах может все время пребывать с Богом без памяти о Нем и без призывания Его? Отцы завещали нам: «Поминать Бога следует чаще, нежели дышать» 89 , а также: «Именем Иисуса бичуй супостатов» 90 . Какую еще иную цель, кроме хранения ума, могли иметь те мученические усилия нашего преподобнейшего Отца, которые он употреблял, чтобы избегать людей, пребывать в безмолвии и уединении с усилием держать ум в Боге и созерцании Его, покоряя природу суровыми подвигами и не находя никаких утешений? И мы, происходящие от этого корня 91 , останемся безответными, если не будем знать о значении хранения ума, которое является первым и главным основанием и принципом духовной жизни и преуспеяния!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. «Духом горяще, Господеви работающе» (Рим. 12, 11) Отцы и братия, по Благодати Божией, я не перестану напоминать вам о той цели, к которой вы призваны. Наша жизнь – это союз Креста и Благодати. Скорби – это Крест, а радости – это присутствие Благодати Господа нашего, посредством которой Промысл утешает нашу душу, поддерживая и укрепляя ее. Испытывая утешение от Благодати Божией, мы получаем извещение, что наше приношение принято. Но, вместе с тем, это также извещение о том, что грядут скорби. Поэтому с нашей стороны требуется постоянная готовность претерпеть все ради той награды, которая нас ожидает. Мы знаем, что, по Писанию, «многи скорби праведным» ( Пс. 33, 20 ) и «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ). Поэтому мы остаемся непоколебимы в своих первых обетах и не отвергаем своего решения об отречении от мира, которое есть ничто иное, как обещание креста и смерти. Внимательно взирая на наши идеалы – на жизнь нашего Господа и на жизнь подвижников веры: мучеников, исповедников и преподобных – мы должны с большим усердием подражать их подвигу, «ни едино ни в чем-же дающе претыкание, да служение беспорочно будет» ( 2Кор. 6, 3 ). Несмотря на то, что наша жизнь, по Писанию, разделяется на жизнь телесную, душевную и духовную, мы, «иже Христовы суть» ( Гал. 5, 24 ), будучи благоразумными, не станем действовать неосмысленно, поддаваясь тому, что приносит вред. Умерщвляя «уды наша, яже на земли» (ср. Кол. 3, 5 ), будем смирять и обуздывать плоть, доставляя ей только самое необходимое, как учит наше святое монашеское Предание. Подчиняясь нашим наставникам, будем отдавать свою волю и все свои суждения блаженному послушанию. Таким образом мы сможем удержать чувства своей души и при помощи постоянных молений к Господу Богу сохранить в здравии свое духовное состояние. Только от нашего Господа мы вправе ожидать избавления и спасения. Он же назовет нас «солью земли» и «светом мира» (см. Мф. 5:13, 14 ). Отцы и братия, «в передняя простираяся, к намеренному течем, к почести вышняго звания» (ср. Флп. 3:13, 14 ), которое уготовал нам Господь наш, еще прежде чем призвал нас к Своему божественному познанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf Буква С Самоукорение Господь заповедал искать смирения и самоукорения Весьма странно для слуха твое устроение, тем паче мнение, что тяжесть собственного унижения приводит тебя до бесчувственности. Это ни с чем не сообразно, ни с Писанием, ни с натурою вещей. Господь заповедал, чтобы искать спокойствия во смирении: «Научитесь от Мене» и прочее ( Мф.11:29 ). Св. Давид вопиет: «Во смирении нашем помяну, Господь премудрость творит»; «Господь гордым противится, а смиренным дает благость» ( Иак.4:6 ). Святые Отцы, искусом проведшие сие, удостоверяют нас. Св. Дорофей пишет: «Каков не имать покой, иже себя укоряй и уничижай, и, аще что и случится ему скорбно, имать предварив себе того достойна, и не смущается». Подобно Лествичник и другие отцы учат о неизъяснимой пользе от самоукорения, а ты, напротив, отягощаешься, поэтому оно ложное и неправильное. Священство Достоинство или недостоинство священника не могут быть препятствием к совершению таинств Случившиеся с Вами искушения при разговоре с о. Стефаном, Вашим протопопом, поставляете себе виною, что вошли в не принадлежащий разговор, подобно как овца стала бы учить пастуха. Хотя же Вы и увидели, что сокрывается под овечею одеждою и должны беречься таковых и подобных произношений, но суд о сем оставьте Самому Господу, ведущему тайны сердец наших, так как он поставлен быть служителем Таин Христовых и достоинство или недостоинство его не могут быть препятствием к совершению таинств. Удаляясь подобных разговоров и соблюдайте прежде сказанное Вам мною об обращении. Священнослужители, яко молитвенники о нас, заслуживают предпочтение перед прочими Касательно спора Вашего о выдаче хлеба церковнослужителям, мы полагаем по слабоумию нашему, что Вы не совершенно правы, а наипаче погрешили, с упорством защищая несправедливое Ваше мнение. Священнослужители, яко молитвенники о нас, по всей справедливости заслуживают предпочтение пред прочими. Кроме того, они, от церкви исполняя свои требы, не могут столь свободно отлучаться для покупок как люди торговые, да самый сан их возбраняет им излишнее об этом попечение, и потому даже и при неосновательных своих прошениях должны быть уважительны и покрываемы христианскою любовию. Семья

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010