Вопросы о вере и спасении 01.11.2023 15:01:49   Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/10/11/21-00 Прот. Михаил Дудко: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Сегодня много вопросов приходит от тех людей, которые с утра пошли на службу в храм Божий и услышали, что сегодня день особенный – день преп. Кирилла и Марии, родителей преп. Сергия. Я сегодня тоже рано утром служил Божественную литургию, тоже поминал святых, которым мы обязаны появлением на свет великого плода, того человека, который повлиял и на церковную, и на светскую историю нашей страны, а именно преп. Сергия, игумена Радонежского, который благословил святого князя Дмитрия Донского на брань, на Куликовскую битву, результатом чего явилась победа и над Мамаем. И с этого, собственно говоря, и началось освобождение нашей земли, Руси, от иноверного и иноземного захватчика. Так что преп. Кирилл и Мария, память которых мы ныне почитаем, - это те люди, которые дали нам и миру в целом преп. Сергия. Мы знаем также, что сегодня день преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Тоже мы празднуем память ее. Мы знаем, что она одна из основоположниц социального служения на нашей земле, на Московской земле. Она свою жизнь положила на то, чтобы это социальное служение, служение ближним, в нашей земле, Московской, процветало. Но сегодня уже есть звонок. Здравствуйте. Вопрос: Кто был реставратором Троицы в лавре? Это было еще до революции. Мне бы фамилию имя отчество и когда была реставрация? Прот. Михаил Дудко: Это вопрос специальный немножечко. Поэтому я к такому вопросу не готовился. Наверное, стоило бы задать его, написав. И поэтому, поскольку я не являюсь искусствоведом, и специалистом в области реставрации, на этот вопрос сходу я не могу вам ответить. Должен только сказать, что вообще рубеж 19-20 веков – это период, когда, собственно говоря, русская икона оказалась раскрыта полноценно. Об иконе стали очень много писать. Не только как о том, что хранится в качестве религиозных артефактов в храмах и монастырях Русской Православной Церкви, но и являть достоянием искусства не просто российского или русского, но и мирового тоже.

http://radonezh.ru/2023/11/01/voprosy-o-...

Града Радонежа святыя 192. Преподобный отец Сергий игумен Троицкаго монастыря, преставися в лето 6900 месяца сентября в 25 день Заступник Русской земли, великий чудотворец и насадитель иночества в северо-восточной России, родился 3 мая 1319 года в Ростове и в крещении наречен Варфоломеем (Митр. Макарий, Ист. Рус. Церкви, т. IV, стр. 352). Родители его, Ростовские бояре Кирилл и Мария, по скорбям и притеснениям, принуждены были оставить родину и переселились в Радонеж, не ранее 1328 года (Опис. Серг. Лавры, А.В. Горского, стр. 1) и окончили жизнь в иночестве в Хотькове монастыре. По кончине их, юный Варфоломей избрал себе место для пустынного жития и подвизался сначала вместе с старшим своим братом Стефаном, а потом один. Когда собралось к нему несколько братий, он с благословения св. митрополита Феогноста построил деревянную церковь во имя Пресвятыя Троицы (около 1340 г.); 7 октября 1342 года он пострижен в иночество с именем СЕргия, а в 1354 г. посвящен в сан игумена. Уважаемый в. князем Димитрием Твановичем, преп. Сергий благословил его на брань против полчищ Мамая и своими молитвами помог ему одержать победу 8-го сентября 1380 года. Имел видение о судьбе учеников своих и удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Павлом. Ум. 25 сентября 1392 года (Житие преп. Сергия, издан. иеромонахом Никоном, стр. 226). Святые мощи преп. Сергия обретены 5 июля 1422 года (А.В. Горский, стр. 67), и почивают открыто в Троицком соборе основанной им Лавры. Память празднуется в день преставления и в день открытия мощей. Над составлением жития и описанием чудес преп. Сергия потрудились: ученик его Епифаний, прозванный Премудрым в 1418 году, Пахомий Логофет в XV веке, келарь Лавры Симон Азарьин в 1615 г. (Обзор Рус. Д. Литерат., стр. 120, 143 и 320). А в новейшее время: московские митрополитв – Платон и Филарет и соборный иеромонах Лавры Никон. По «Иконописному Подлиннику»: «Сергий чудотворец, подобием сед, брада Афанасиева подоле, на главе схима празелень, ризы преподобнические, испод дтчь» (Филимонов, стр. 159, 381). 193. Преподобный Никон игумен и ученик бысть святаго Сергия чудотворца преставися в лето 6935 месяца ноября в 17 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

- Да, действительно, на Всенощных бдениях преподобным всем положено евангельское чтение из 11-й главы Евангелия от Матфея. Это действительно очень догматически насыщенный текст, который звучит так по-славянски: " Вся мне предана Отцем Моим, и никто же знает Сына, токмо Отец. Ни Отца, кто знает, токмо Сын и кому волен Сын открыти». И дальше: «Придите ко мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы, возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, яко кроток есьм и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть " . Вот почему установила Святая церковь в дни памяти преподобных читать это евангельское зачало, можно порассуждать. И первое, о чем мы здесь слышим- то, что Господь верующему говорит, что никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает, кроме Сына и кому захочет Сын открыть. И здесь можно поставить вопрос, что значит, верующему Сын может открыть Отца? И, наверное, рассуждая, можно сказать, что Отец - это, конечно, Бог. Откровение Человекобога, по сути дела, на святоотеческом языке значит само спасение. То есть, если человек познает Бога, то, значит, он соединяется с Ним. Слово «познание» для древних в нашем святоотеческом богословии значит не умное знание, не знание умом, а именно знание естеством. То есть, и дух, и душа, и тело соединяются с тем объектом, который человек хочет познать. И вот в силу того, что преподобные - это как раз те, кто посвятил себя именно возможности познать Бога, те, кто уневестил себя Христу, поскольку преподобные - это монашествующие, это те, кто дает обет девства, те, кто взял на себя подвиг пойти путем, которым прошел Христос, но не в смысле тех гонений, тех страданий, которые Он претерпел, а именно в подвиге работы над собой, чтобы сердце свое сделать кротким и смиренным. Святая Церковь, совершая память преподобных и читая это евангельское зачало, свидетельствует, что они действительно в себе этот евангельский идеал осуществили. Она и называет их преподобными, и в этом смысле утверждает, что они, действительно, очень подобны Самому Христу. Они, можно сказать языком апостола Павла, изобразили в себе Христа, они родили в себе Господа, и это именно дает им право называться преподобными. Но мы знаем, что и сама по себе степень преподобных наших святых очень разнообразна. То- есть, одни подвизались в горах, в вертепах, в пропастях земных, одни в скитах, одни в общежительных монастырях. А другие, например, в таких монастырях, как преподобные Кирилл и Мария, родители-схимонахи преподобного Сергия Радонежского в Хотьковском монастыре, который был общим монастырем. То есть, на Руси в то время существовали монастыри общежительные в широком смысле слова, где подвизались и монахи, и монахини.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Сергий Радонежский Великий печальник и заступник земли Русской родился от родителей Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они строго хранили церковные уставы, помогали бедным. В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери — перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святой Троицы. Мать его, сознавая, что носит во чреве будущего подвижника благочестия, соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании, молитве и уединении. Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. Нарекли имя рожденному Варфоломей, яко сын радости. Младенец не брал сосцов, когда случалось матери вкушать мясную пищу, а в среду и пятницу вовсе не вкушал пищи, совершая детский пост. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали в школу. Грамота отроку не давалась, о чем печалились и родители, и отрок, и тогда обратились с молитвой к Подателю деяний благих. И Господь даровал Свою милость. Когда в поле под дубом Варфоломей встретил старца-черноризца, саном пресвитера, благоговейного и ангелоподобного видом, и стал сокрушаться перед ним, что, желая уразуметь книжное учение, не может познать грамоту своими силами, то старец, воздев руки, помолился о нем и, вынув из пазухи небольшой ковчежец, преподал ему частицу святой просфоры со словами: «Возьми сие, чадо, и снеждь, сие дается тебе в знамение благодати Божией и уразумения Святаго Писания». И по благословению отрок начал стройно и внятно стихословить Псалтирь и получил от Бога премудрость и разум, превосходя всех в познании. Родители преподобного с семейством переселились в Городище, или Городок, Радонеж, что в двенадцати верстах от лавры. В конце своей жизни Кирилл и Мария приняли ангельский образ в Покровском Хотьковском монастыре и в 1339 году скончались. Варфоломей совершил поминовение родителей, многое раздал нищим, а оставшееся поручил младшему брату Петру и на 21-м году жизни оставил мир и со старшим братом иноком Стефаном ушел в пустыню. Братья поселились в дремучем лесу, на горе Маковице, построили церковь и основали обитель. Кругом был густой лес, которого не касалась еще рука человеческая. Поставили крест, построили церковь и келлию.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Митрополит Макарий и его святые современники Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Редакция поздравляет архимандрита Макария с награждением его орденом св. благоверного князя Даниила На стыке Синодального периода (1700–1917) и современного периода истории Русской Церкви во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918) были канонизированы два святителя: митрополит Астраханский Иосиф (†1671; пам. 11 мая) и епископ Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта). 70 лет спустя, при Патриархе Пимене, в июне 1988 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось историческое торжество — празднование Тысячелетия Крещения Руси. На нем был канонизирован лик русских святых: благоверный князь Димитрий Донской (†1389; пам. 11 мая), преподобный Андрей Иконописец (XV в.; пам. 4 июля), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 июля), Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 декабря), преподобный Паисий Молдовлахийский (†1794; пам. 15 ноября), блаженная Ксения Христа ради юродивая Петербургская (XIX в.; пам. 24 января), святители Игнатий Кавказский (†1867; пам. 30 апреля) и Феофан Затворник (†1894; пам. 10 января) и преподобный Амвросий Оптинский (†1891; пам. 10 октября) 1 . Собор новопрославленных святых охватывает почти шестивековой период нашего бытия. Среди них мы видим главу Церкви и государства, богословов-иерархов-молитвенников, преподобных подвижников. Женская святость представлена тяжелейшим подвигом юродства во Христе. Одновременно на Соборе было принято решение: “Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия…”. Год спустя, во время празднования 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, на архиерейском Соборе были канонизированы Московские Патриархи Иов (†1607; пам. 19 июня) и Тихон (†1925; пам. 25 марта). При избрании ныне здравствующего главы нашей Церкви — Патриарха Алексия II — был прославлен праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 декабря). А 4 апреля сего года в Успенском соборе Московского Кремля во время Божественной Литургии были причислены к лику святых родители преподобного Сергия Радонежского — преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария (†1337; пам. 28 сентября); митрополит Киевский и Галицкий Владимир (†1918; пам. 25 января.); митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (†1922; пам. 13 августа) и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий, Ю. П. Новицкий и И. М. Ковшаров, а также великая княгиня Елизавета Феодоровна (†1918; пам. 4 июля) и инокиня Варвара.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

Протоиерей А.А. Лебедев был родом из потомственной семьи сельских священников. Прапрадед его, Никита Иванович Лебедев, был родом из Тульских дворян, став священником, перешёл в Московскую епархию (в погост Авдотьино Серпуховского уезда, в имение графа В.Г. Орлова). Его сын, прадед А.А. Лебедева, Алексей Никитич, был при отце причетником, а потом занял его место священника. Преосвященный Платон, впоследствии митрополит, сделал Алексея Никитича присутствующим в Духовном Правлении. В свою очередь его сын, дед А.А. Лебедева, Иоанн Алексеевич (род. 1778), получил место диакона, а вскоре и священника в небогатом селе Вихарне. Жить пришлось в крайней бедности. Его сын, отец А.А. Лебедева, Алексей Иванович (род. 1800), в 1824 г. женился на Пелагее Александровне Поповой (её отец тоже был духовного звания), стал священником села Васильевское под Коломной Московской губернии. Там 04.08.1833 г. и родился будущий церковный писатель, богослов, протоиерей, настоятель Казанского собора С.-Петербурга Александр Алексеевич Лебедев. Вскоре отца перевели священником в Троице-Сергиев посад к церкви Вознесения. Здесь и прошло детство Александра до 15 лет. Сначала он воспитывался в семье родителями. Место, где они жили, в то время было очень небогатым, семья же была большая, так что жили они бедно; дети видели белый хлеб только два раза в год – к Рождеству и к Пасхе, – когда одна купчиха-прихожанка присылала им калачей и несколько фунтов баранок. Около 1848 г. отца перевели священником в Хотьковский Свято-Покровский женский монастырь. Монастырь известен тем, что в нём благочестивые родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария приняли постриг; их святые мощи покоятся в Покровском соборе монастыря. В Хотькове жизнь семейства постепенно стала налаживаться: появились свой огород, корова, лошадь, куры. Голодать больше не приходилось. (Алексей Иванович дожил до 50-летнего юбилея своего священства; он умер в 1878 г., на 78-м году жизни, и был похоронен на площади между двумя монастырскими соборами.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Оптинские подвижницы Веденская Оптина Пустынь – монастырь, как известно, мужской. А в Скит при ней даже и помолиться женщины допускались крайне редко. Историки обители, рассуждая о ее названии, в частности, предполагали, что оно происходит от слова «опт». А. Г. Преображенский в своем «Этимологическом словаре русского языка» (т. 1. М., 1910–1914. С. 692) отметив, что это слово есть только в русском языке (то есть не имеет параллелей в славянских и других языках) и что есть письменный вариант «обт», раскрывает его значение как «общий счет», «совокупность». Хотя существовала легенда о раскаявшемся и ставшем монахом разбойнике Опте, основавшем в древности Оптину Пустынь, более убедительно другое объяснение, изложенное оптинским иеромонахом Ерастом (Вытропским) в его книге «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева Скита (Калужской губернии)», изданной в 1902 году Оптинским издательством. О. Ераст, подтверждая, что раскаявшиеся разбойники действительно основывали монастыри, указал на странность, неправдоподобность имени Опта, которое, кроме этой легенды, нигде не встречается. Вместе с тем он напомнил, что в орловском городе Волхове есть монастырь с тем же названием – Оптин, который в документах писался то Оптин, то Общий. Дело в том, что на Руси в старину существовали общие для старцев и стариц обители. Обитель такая разделялась на две половины, мужскую и женскую. В храме монахини стояли в левой половине, монахи – в правой. Сохранились монастырские синодики с поминанием насельников, там старцы и старицы поминались попеременно. Как пример подобного жития можно вспомнить Хотьков монастырь, где подвизались в иноческом образе родители преподобного Сергия, старец и старица Кирилл и Мария. Такое житие было запрещено Московским духовным Собором в 1499 году. Бывшая в упадке почти в течение всего XVIII века, Оптина Пустынь с приходом в нее в 1796 году по благословению митрополита Платона (Левшина) иеромонаха Пешношского монастыря о.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» Если через причастие мы становимся причастными природе Христа, то: Похожие вопросы 7 Ответов Здравствуйте! В Причастии христианин соединяется со Христом, но по греховной структуре человеческой души через некоторое время теряет это соединение. Как и в молитве человек получает Благодать Божию, но за суетой ее оставляет. Поэтому духовная жизнь циклична. Восстановление происходит посредством покаяния и отпущения грехов в Таинстве Исповеди и Причащении Святых Христовых Таин. Постепенно участвуя в Таинствах, изучая веру, живя духовной жизнью в соответствии с учением Церкви и святых отцов, человек все больше укрепляется в Духе и возрастает в вере. И тем самым становится опытным христианином и воином Христовым. Само по себе Причастие не является “билетом” в Царство небесное. Нужно еще все выше перечисленное. Но у каждого человека свой духовный уровень. У одного один талант, у другого десять. Поэтому и спросится по разному. Но и достоинство в Царстве Небесном будет разное. Принято считать, что одни упокоятся со святыми, а другие только лишь будут в Раю. Но все верные будут при этом иметь спасение. Насчет легкости прохождения жизненных испытаний можно лишь сказать, что это зависит только от духовного опыта. Неопытный имеет много скорби, а десятилетиями идущий путем возрастания в Боге и вере Христовой с Его Церковью, соблюдением христианских добродетелей все сносит легко. Потому что Дух Божий укрепляет и вразумляет. Об этом свидетельствуют жития святых. Как преподобных, в уединении стяжавших Дух Божий, так и мучеников, облеченных Силой Христовой за исповедание. Но вера и верность — первичны. Помощи Божией! Заметим, что Преподобная Мария Египетская двумя Причастиями оказалась с Христом. И разбойник справа от Христа нашёл спасение только покаянием и крещением Его Кровью. Главное это деятельное покаяние, а именно отказ от греха и любовь к Богу. Но в обычной мирской жизни, конечно, спасение происходит в Церкви. Кирилл, аминь! Спасибо за ссылку. Полностью уповаю на спасение исключительно в Церкви Христовой, о чём упомянул ниже, и указал в комментарии выше

http://azbyka.ru/vopros/kakoj-glubinnyj-...

Православная стенгазета 13 (275) В номере: Неделя 4 Великого поста. Преподобная Мария Египетская, Проповедь на Евангельское чтение, Подвизаться как древние? «Камертон» постного подвига. 27 марта, 2015 В номере: Неделя 4 Великого поста. Преподобная Мария Египетская, Проповедь на Евангельское чтение, Подвизаться как древние? «Камертон» постного подвига. В номере: — Неделя 4 Великого поста. Преподобная Мария Египетская — Проповедь на Евангельское чтение — Подвизаться как древние? — «Камертон» постного подвига Выпуск от 27 марта 2015 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 16 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Церковь празднует память святых Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия 31 января, 2016. Новостная служба Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ 31 января Православная Церковь чтит память преподобных Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами. В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией, еще до рождения сына, праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне — матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех — Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи. Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010