Патриарх Кирилл: Совершенствование законодательства должно идти рука об руку с нравственным воспитанием 28 января, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Эксперименты с нравственностью оборачиваются социальной нестабильностью, конфликтами, ростом преступности. 28 января 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в Рождественских парламентских встречах, которые прошли в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые члены нашего высокого собрания! Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать и выразить особенную благодарность Валентине Ивановне, руководителям комитетов, аппарату Совета Федерации в связи с возможностью провести здесь слушания в рамках Рождественских чтений. Отрадно, что сегодня здесь присутствуют не только сенаторы, но и депутаты Государственной Думы, главы митрополий, епархиальные архиереи, руководители и представители региональных законодательных собраний. Надеюсь, что проведение подобных встреч станет доброй традицией, и я благодарю Вас, Валентина Ивановна, за предложение, которое Вы сейчас сделали. Полагаю, что площадка Совета Федерации и Государственной Думы — это очень важное место реального диалога между Церковью и светской властью. В парламентах осуществляется интеллектуальный процесс, разрабатываются законы, а значит, формируется теория стратегического развития страны. И как важно и для Церкви, и для других традиционных религий России иметь реальный живой диалог с теми людьми, кто вовлечен с полной ответственностью в этот процесс. Мы собрались в год 700-летия преподобного Сергия, и мы знаем, какое огромное значение этот святой имеет для нашего народа, для становления нашего государства, нашего национального самосознания. Но я хотел бы сейчас сказать о чем-то другом. Преподобный Сергий и его святые родители, Кирилл и Мария, являлись и являются до сих пор особым примером подлинной христианской семьи, члены которой связаны крепкими духовными узами, а родители осознают свою ответственность за детей на протяжении всей жизни. Преподобный, в котором с детства воспитывали любовь к Родине, неслучайно стал Игуменом Русской земли и общенациональным духовным лидером. Патриотизмом, готовностью людей жертвенно служить на благо Отечества всегда славилась наша страна. Благодаря таким своим сыновьям, как преподобный Сергий, она обретала независимость, крепла; благодаря таким людям развивалось наше духовное, культурное и национальное самосознание.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sovers...

Святейший Патриарх Кирилл и настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова) ЖМП 1 январь 2024 /  5 февраля 2024 г. 17:00 Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное» В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля /1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа/1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии».   PDF-bepcuя. Возрождение обители — Досточтимая матушка Сергия, чем вам близка игумения Мария (Ушакова) и что вы взяли для себя из ее игуменского и монашеского опыта? — Для меня пример игумении Марии очень значим. Можно прямо сказать, что ее путь — это фундамент, на который можно опереться. Она заложила основы нашей монастырской жизни. Читая воспоминания современников, невольно восторгаешься смиренным нравом первой дивеевской игумении. Своим терпением, кротостью и любовью матушка Мария победила духовную смуту в Дивеевской общине (см. справку), зачинщиком которой был саровский послушник Иоанн Толстошеев, нарушивший спокойное течение жизни в обители, основанной на заповедях преподобного Серафима Саровского. Она не возмущалась нестроениями и трудностями, а с молитвой и надеждой на Бога их переносила. Матушка действительно пришла служить Господу, отверглась себя и последовала за Христом. И сестры признавали и любили ее именно за кроткий, терпеливый нрав. Авторитет, основанный на доверии, уважении и любви, может быть примером для игумении и в наше время.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

Открывающие окна. Родители преподобного Сергия Христиане могут быть благодарны родителям «игумена России» за то, что они спасли отрока Варфоломея для Церкви и страны 17 июля, 2014 Христиане могут быть благодарны родителям «игумена России» за то, что они спасли отрока Варфоломея для Церкви и страны До последних дней, а скончались супруги почти одновременно, они могли видеться, молиться за своих детей, сопереживать друг другу и уже без трепета смотреть в будущее. Их долг христианских родителей был исполнен. Вечная ваша память, достоблаженнии Кирилле и Марие, яко в род и род благочестным житием вашим вернии людие спасение улучати поучаются. Седален, глас 1 Давным-давно известна мудрость: «В рай обращены два окна: Семья и Церковь». Как всякое настоящее человеческое откровение, а не афористичная выдумка, мудрость эта раскрывает смысл наших переживаний, надежд и предупреждает о возможных искажениях. Используя её метафорическую природу, гибкость, несложно предположить, что любые искривления в конструкциях как первого, так и второго окна ведут к трагедии: Рай не только недоступен, но и не различим. Святость же для обоих случаев – залог не только ясной для наблюдателя Неба зрительной перспективы, но видимый маршрут в Небесный Иерусалим. Дорога паломника. Ещё известно, что никакого «христианского государства» в принципе быть не может. Христианскойможет стать только личность – союз личностей в браке – семье – и община – Церковь. В такой семье (общине) чудесным образом соединяются взаимная любовь супругов, детей, всяческих домочадцев, уют и дары Божией милости. Мир это видит, и это ему редко по вкусу. В истории русского Православия лучший пример такой «малой Церкви» – семья родителей преподобного Сергия, игуменаРадонежского, святые Кирилл и Мария. Двигаясь по канве самого раннего агиографического сочинения, посвящённого преподобному Сергию, – «Житию», составленному, а точнее, мастерски написанному приблизительно в 1400 году его «учеником Епифанием Премудрым», мы узнаём, что Кирилл и Мария были «угодниками Божьими, правдивыми перед Господом людьми и всякими добродетелями полны и украшены»; а также о том, что достохвальная чета… хорошо знала Священное Писание. То есть были и грамотны и образованны.

http://pravmir.ru/otkryivayushhie-okna-r...

Житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Память: 28 сентября (11 октября н. ст.), 18/31 января, 6/19 июля (Собор Радонежских святых), четверток Седмицы мытаря и фарисея Икона преподобных Кирилла и Марии с житием      Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы» (Евр.13:2). Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!» Молитва прпп. Кирила и Марии Радонежских Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения сего святого младенца, дивный Промысл Божий уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословенного корня.

http://pravoslavie.ru/59126.html

Покровский Хотьков монастырь находится в Дмитровском уезде, Московской губернии, в 10 верстах от Троицкой Лавры, к юго-западу. Монастырь стоит на реке Паже, которая отсюда протекает в Городок (древний Радонеж), и за селом Воздвиженским впадает в реку Ворю. Происхождение названия Хотькова монастыря неизвестно: есть мнение, что слово Хотьков образовалось из ходоков, ходков; в этом названии хотели видеть освященный древностью и доныне многими соблюдаемый обычай, по которому ходоки, или богомольцы, путешествующие в Троицкий монастырь, наперед заходят в Хотьков для поклонения гробам родителей Пр. Сергия. Но такое объяснение не сообразно ми с названием, ибо в древних грамотах монастырь называется: «на Хотькове, Хотьков;» ни с историческими обстоятельствами, потому что название монастыря образовалось ранее богомольных хождений. Епифаний, писавший житие Пр. Сергия еще до открытия его мощей (1422 г.), упоминает уже о монастыре Пречистой на Хотькове. Не имея нужды отыскивать происхождение имени монастыря, заметим, что это название не единственное: в Волоколамском уезде в первой четверти XVII века упоминается село Хотково 1 ; известно нам еще имя Хотьк, как имя лица: так назывался воевода князя Юрия Галицкого, живший в XIV веке 2 . Основание Хотькова монастыря относят к 1308 году 3 . В первый раз он упоминается в житии Пр. Сергия, писанном учеником его Епифанием, и внесенном с некоторыми изменениями в Никоновскую летопись. Там рассказывается, что родители Пр. Серия, Кирилл и Мария, вследствие различных неблагоприятных обстоятельств, переселились из Ростова в Радонеж, что два старшие сына их, Стефан и Петр, женились, но младший Варфоломей (в монашестве Сергий) весьма желал постричься в чин иноческий. Однако родители Сергия упросили не оставлять их в старости, и святой отрок согласился, н служил им со всяким смиренномудрием и долготерпением. Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям, и сами они постриглись в Хотькове монастыре. Епифаний пишет об сем: «постригостася во мнишеский чин, и оть- ндоша койждо сю во своя времена в монастыря своя 4 . » Как понимать эти выражения? Известно, что Кирилл и Мария приняли монашество в Хотькове монастыре, и в нем погребены. Потому словам: «отидоша во своя времена в монастыря своя » должно придать такой смысл, что, по истечении известного срока, может быть сорока дней, назначенных новопостриженным для молитвенного пребывания во храме, они разошлись по особым отделениям монастыря. Следственно, Хотьков монастырь, при недостатке монастырей в то время в Московском княжестве, был обителью и старцев и стариц, какое значение, как увидим, удерживал он даже в начале XVI века. Вскоре родители Преподобного скончались, и Варфоломей, похоронив их, 40 дней провел в молитве и раздавал милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Ростовский Троицкий Варницкий монастырь – место родины преподобного Сергия Радонежского чудотворца Источник Сентября 25-го текущего года Свято-Троицкая Сергиева лавра будет праздновать торжественный 500-летний юбилей со дня кончины её игумена-основателя преподобного Сергия Радонежского. Сердечный отклик встретит это торжество в малоизвестном заштатном ростовском Троицком Варницком монастыре, история которого тесно связана с именем преподобного Сергия как ростовского уроженца. Род преподобного Сергия происходит от коренных ростовских бояр. Кирилл и Мария, родители великого подвижника (в мире Варфоломея), имели на окраине города поместье, стоявшее среди дремучего соснового бор, жалкие и скудные остатки которого кое-где уцелели до сих пор. В это время Ростовом управлял наместник московского царя Ивана Даниловича Калиты Кочева, заслуживший своими темными деяниями недоброе имя в истории Ростова. «Толикого над Ростовом дерзновения не соделаше и татарвы», замечает об этой эпохе современник-летописец, так что «бысть страх на всех живущих». Вероятно, ввиду этих «дерзновений» и притеснений со стороны московских и ростовских владык, родители преподобного и принуждены были переселиться в город Радонеж, а имение их было отобрано в московскую государственную казну. Впоследствии на том месте, где находилось это имение, и был воздвигнут Варницкий монастырь, как утверждает одно из местных преданий. Относительно времени пребывания преподобного Сергия в Ростове сохранилось следующее сказание. В детстве Сергий рос слабым малоразвитым мальчиком. Ему трудно давалось учение, и все считали его непонятливым и беспамятным. Это обстоятельство сильно влияло на впечатлительную душу мальчика: во время своих уединенных прогулок по прилегавшему к дому лесу он часто плакал и молился Богу, чтобы Тот даровал ему разум и память. Молитвы его были услышаны. Однажды отец послал Варфоломея (Сергия) искать пропавшую лошадь. Идя полем, он увидел стоящего под дубом неизвестного монаха. Разговорившись с ним, мальчик поведал ему свое горе и просил помолиться за него. Инок, сотворивши молитву, дал Варфоломею часть просфоры, повелел оную съесть, благословил его и сказал: «Се, чадо, отныне дарует ти Бог разумети, яже требуеши, яко да возможеши и иных пользовати». Тот исполнил повеление старца и с этого времени стал разумен, памятлив и понятлив, а монах (это был ангел) сделался невидим. Это явление ангела Варфоломею, издревле изображенное над южными вратами монастыря, и дает повод более соглашаться с другим преданием, утверждающим, что на месте монастыря произошла вышеописанная встреча, но не стоял дом родителей преподобного. Во всяком случае, Варницкий монастырь является историческим памятником, приблизительно определяющим то место, где провел свое детство преподобный Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

  Слово в Неделю о Закхее Преподобного Павла Фивейского (341) Всенощное бдение 27 января 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После Крещения Господня Церковь вступает во время подготовки к Великому Посту. Завтра мы услышим Евангелие о Закхее, а затем будет Неделя мытаря и фарисея, и прозвучит первое великопостное песнопение: " Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче " . На предстоящей неделе - праздники преподобных отцов, которые просияли в подвиге покаяния и поста: таких, как Антоний Великий, Макарий Великий и Евфимий Великий; как святители Кирилл и Афанасий Александрийские, связанные с подвигом преподобничества; как преподобные Кирилл и Мария - родители преподобного Сергия, игумена Радонежского, и как преподобный Максим Исповедник. Сегодня память преподобного Павла Фивейского, который является отцом православного монашества. Он жил в IV веке. Когда начались гонения на Церковь Христову при императоре Декии, он бежал в пустыню Фиваидскую, которая находится в Египте, и, поселившись в пещере у скалы, в течение более чем девяноста лет жил в уединении, никем не знаемый, кроме Бога. Он питался пищею, которую ему приносили вороны (это были хлеб и финики), и одевался листьями пальмового дерева. О жизни Павла Фивейского стало известно от другого столпа монашества - преподобного Антония Великого, которому было откровение от Бога после дивных подвигов в пустыне. Когда преподобному Антонию пришел помысел, что нет, наверное, никого, кто был бы выше его в подвиге подвижничества, Господь сказал ему: " Антоний, ты не знаешь человека по имени Павел, который выше тебя. Он живет в глубине пустыни. Иди и узнай, что это за человек " . Преподобный Антоний отправился в глубь пустыни, и ангел-хранитель помог ему найти подвижника, который вышел из пещеры, когда Антоний к ней приблизился, и назвал его по имени. Они обнялись, и между ними произошла длительная, благодатная беседа о тайнах жизни, о тайне Бога и человека, во время которой к ним прилетал ворон и приносил хлеб, чтобы подкрепить их телесные силы.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_3....

Основным источником сведений о жизни преподобного Сергия для нас является написанное его учеником Епифанием Премудрым «Житие». Для своего века оно написано очень грамотно, в соответствии с канонами церковных житий. Изобилует описанием чудес, но, увы, практически не дает нам исторического контекста. Тем не менее, благодаря сопоставлению этого «Жития» с летописями того периода можно выделить ряд ключевых моментов. В небольшом селении, недалеко от города Ростова, проживала боярская семья. Село это принято отождествлять с Варницей. В прошлом это было достаточно богатое поселение. Ведь его название говорит само за себя. Здесь варили, а точнее выпаривали соль. А как известно, в те давние времена соль стоила больших денег. Отец семейства, по имени Кирилл, был родовитым боярином, из ближнего круга Ростовских князей. Есть предположения, что он носил древнерусскую фамилию московских бояр Вельяминовых. Мать звалась Марией. Она также была знатного рода, но, скорее всего, не русского. Большинство историков склоняется к тому, что она была знатной татаркой из рода самого Чингисхана. Надо отметить, что элита татаро-монгольского войска вполне спокойно принимала Православие. Подтверждением тому служат фамилии: Урусовых, Юсуповых, Шереметевых, Годуновых, Тургеневых и т.д. Итак, что мы видим? Необычный брак Кирилла и Марии, разность воспитания и взглядов, но при этом не нужно забывать о главном, этих людей соединила большая любовь. В противном случае всё это было бы невозможным. В этой семье царил образцовый порядок. Кирилл был удачлив как в бою, так и в хозяйстве. Семья жила в достатке. Историки описывают его как человека находчивого, смелого и весёлого. Недаром он был в фаворе у ростовских князей. Мария же, напротив, была очень религиозна и даже фанатична в исполнении обрядов. Даже будучи в положении, она отказывалась от полагающихся ей по статусу послаблениях. Она родила Кириллу трех сыновей – Стефана, Варфоломея и Петра, а также, возможно, дочь Анну (у историков нет единого мнения на этот счёт).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/07/eg...

Скачать epub pdf О святом Вселенском третьем соборе Предисловие Святой Вселенский третий собор был собран в Эфесе Асийском, в великой церкви города, называемой Мария Богородица [ 105 ] , в царствование Феодосия Младшего, в 431 г. по P. X. На Соборе было более 200 отцов. Председателями на нем были прославленный среди отцов Кирилл Александрийский (который сначала председательствовал вместо Целестина Римского, замещая его, но позже с Запада были присланы местоблюстители Римского папы – еп. Аркадий и Проэкт и пресвитер Филипп), а также Ювеналий Иерусалимский и Мемнон Эфесский. А собран был Собор против Нестория, который происходил из Германикии Антиохийской, согласно Феодориту 106 , и который Божиим попущением взошел на Константинопольскую кафедру. Несчастный, испив из мутных еретических источников Диодора и Феодора Мопсуестийского, начал превратно мыслить о тайне домостроительства воплощения [ 107 ] . Так, он делил единого Христа на два лица и две ипостаси, представляя отдельно простого человека в собственной ипостаси, без воспринявшего Слова, и отдельно Бога, лишенного воспринятого человечества. Иными словами, единого Сына он делил на двух сынов и говорил, что один – Сын Бога, а другой – сын Девы, отчего он и не хотел Святую Деву и Его Матерь по плоти называть Богородицей. Итак, этот святой Собор, анафематствовав Нестория за все вышеперечисленное [ 108 ] , составил свое вероопределение [ 109 ] , в котором преподал догмат о том, что Христос един по ипостаси, Тот же совершенный Бог и Тот же совершенный Человек, не иной и иной, но единый Сын, Тот же прежде веков от Отца без матери, а в последние дни от Матери без отца. А Его Приснодевственную Матерь Собор заповедал называть в собственном смысле и истинно Богородицей как в собственном смысле и истинно родившую по плоти Бога Слова [ 110 ] . Председатель этого Собора, Кирилл Александрийский , провозгласил на нем следующее: «Мы не проповедуем обоготворенного человека, но исповедуем воплотившегося Бога. Собственную рабу признал Матерью Тот, Который по сущности не имеет матери, a по домостроительству на земле не имеет отца» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010