Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феврония Сирская, прмц. - житие Преподобномученица Феврония дева пострадала в царствование Диоклитиана (284 - 305). Она воспитывалась в монастыре в городе Сиваполе (Ассирийская область). Настоятельницей обители была игумения Вриенна, тетка святой Февронии. Игумения, заботясь о спасении святой Февронии, назначила ей более строгий образ жизни, чем остальным инокиням. По уставу обители по пятницам сестры оставляли свои послушания и весь день проводили в молитве и чтении Священного Писания. Обычно игумения поручала чтение святой Февронии. Слава о ее благочестивой жизни распространилась по городу. Знатная молодая вдова Иерия, язычница, стала посещать святую Февронию. Под влиянием ее наставлений и молитв она приняла святое Крещение и привела к Христовой вере своих родителей и родственников. Диоклитиан направил в Ассирию для истребления христиан отряд воинов во главе с Лисимахом, Селином и Примем. Селин, дядя Лисимаха, отличался жестокостью в отношении христиан, а Лисимах был расположен к ним, так как его мать старалась внушить сыну любовь к христианской вере и умерла христианкой. Лисимах договорился со своим родственником Примем по мере возможности избавлять христиан от рук мучителей. Когда отряд воинов приблизился к обители, насельницы скрылись. В монастыре остались только игумения Вриенна, ее помощница Фомаида и святая Феврония, которая в то время тяжело болела. Игумения сильно скорбела, что ее племянница попадет в руки мучителей, которые могли надругаться над ней, и горячо молилась, чтобы Господь сохранил ее и укрепил в исповедании Христа Спасителя. Селин приказал привести к нему всех инокинь обители. Прим с отрядом воинов не нашел никого, кроме двух стариц и святой Февронии. Он сожалел, что и они не скрылись, и предложил инокиням уйти. Но инокини решили не покидать места своих подвигов и положиться на волю Господню. Прим рассказал Лисимаху о необыкновенной красоте святой Февронии и советовал взять ее себе в жены.

http://pravicon.com/info-3521

иером. Иаков (Цветков) Св. преподобномученице Февронии 249 (25-го Июня). Кондак, глас 4-й. Подб.: Явился ecu... Прославим, веные, в песнях Февронию, оставившую все земное издетска; ибо она попрала врага, и получила сугубый венец победы. Икосы: (Τν μοναστν) Воспрославим ныне, верные, достойными песнями сию 250 славу монахов и украшение мучеников, Февронию: ибо она мужественно и с презрением низложила вражеския полчища, сперва постничеством, а потом священно воинствуя посреди ристалища и вопия к мучителям с дерзновением: «Издетска я возлюбила Христа с верою, и до конца спешу ради Его умрети, да с Ним обитаю ныне вовеки, и прииму сугубый венец моей победы. ( πρν τν υαν) Древле лукаво подвергший смерти Еву попирается краснейшими ногами отроковицы, и со стекашем вопиет: «Увы мне! Что сотворю? Ибо я мучусь 251 от той, чрез которую древле прельстил Адама, и ныне соделался посмешищем пред всеми. Ибо чрез жену я причинил человекам клятву, и чрез не же опять лишился тех, которых прежде содержал во узах. Ибо Христос, воплотившийся от Девы, излил жизнь древле осужденным, и сия получила сугубый венец победы. (Υπ τ σκμματι) 252 Пришед, наконец, в ристалище, святая дева, вооружившись крестом Христовым, как копием, вопияла: «Для меня как дары – эти оковы, о судиле! Твори, что хощешь». Почему сей нечестивец, воспламенившись гневом, подвергнул ее мучениям, думая чрез то ниспровергнуть ея мужество: но она, возвед очи свои горе, сильно устремилась к созерцанию Христа, котораго возлюбила, и говорить к игемону: «Ты сделался виновником великой для меня жизни; ибо я буду ныне ликовать с мучениками, и прииму сугубый венец победы. 249 Переведено из Anal, sacra; заимствовано Питрою из Тавринекого кодекса (f. 121); творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу, начинающееся, над икосами, акростихом: Του. В Аф. кондакарии помещены кондак и три икоса (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стран. 124 и 187). Св. преподобномученица Феврония, с двухлетнего возраста, воспитывалась в женском монастыре, в Сиваполе, древнем Ассирийскомъ городе; достигши совершенных лет, она совершенно посвятила жизнь свою на служение Богу в непорочном девстве; пострадала в царствование Деоклитина (184–305 гг. по Р. Хр.), быв принуждаема от мучителя к выходу в замужество, по чрезмерной красоте своей, и отвергши все предлагавшаяся ей земныя прельщения. 252 Сего икоса в «Anal. sacra» нет; он заимствовал из Афонского кондакария (см. кондакарий архимандрита Амфилохия, стр. 178). Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне, Богородичен или Крестобогородичен: Подобен: Егда от Древа: Древу Крестному Тя, Иисусе, пригвождена/зрящи Неискусобрачная, плачущи, глаголаше:/Чадо сладкое, почто оставил еси Мене, рождшую Тя, едину,/Свете неприступный Пребезначальнаго Отца?/Потщися и прославися,/яко да славу получат Божественную/иже Божественныя страсти Твоя славящии. НА ЛИТУРГИИ Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых. Апостол к Коринфяном, зачало 181. Аллилуия, глас 1: Терпя, потерпех Господа, и внят ми. Евангелие от Луки, зачало 33. Причастен: В память вечную будет праведник: Преподобномученица Феврония дева Преподобномученица Феврония дева пострадала в царствование Диоклитиана (284–305). Она воспитывалась в монастыре в городе Сиваполе (Ассирийская область). Настоятельницей обители была игумения Вриенна, тетка святой Февронии. Игумения, заботясь о спасении святой Февронии, назначила ей более строгий образ жизни, чем остальным инокиням. По уставу обители, по пятницам сестры оставляли свои послушания и весь день проводили в молитве и чтении Священного Писания. Обычно игумения поручала чтение святой Февронии. Слава о ее благочестивой жизни распространилась по городу. Знатная молодая вдова Иерия, язычница, стала посещать святую Февронию. Под влиянием ее наставлений и молитв она приняла Святое Крещение и привела к Христовой вере своих родителей и родственников. Диоклитиан направил в Ассирию для истребления христиан отряд воинов во главе с Лисимахом, Селином и Примом. Селин, дядя Лисимаха, отличался жестокостью в отношении христиан, а Лисимах был расположен к ним, так как его мать старалась внушить сыну любовь к христианской вере и умерла христианкой. Лисимах договорился со своим родственником Примом по мере возможности избавлять христиан от рук мучителей. Когда отряд воинов приблизился к обители, насельницы скрылись. В монастыре остались только игумения Вриенна, ее помощница Фомаида и святая Феврония, которая в то время тяжело болела. Игумения сильно скорбела, что ее племянница попадет в руки мучителей, которые могли надругаться над ней, и горячо молилась, чтобы Господь сохранил ее и укрепил в исповедании Христа Спасителя. Селин приказал привести к нему всех инокинь обители. Прим с отрядом воинов не нашел никого, кроме двух стариц и святой Февронии. Он сожалел, что и они не скрылись, и предложил инокиням уйти. Но инокини решили не покидать места своих подвигов и положиться на волю Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Где же, еще скажете, нам найти таких дев? О сем не беспокойтесь, ибо мы не только в будущем во множестве таковых найдем для вас, но и сейчас на одну из них для подтверждения слов наших укажем вам. Вот перед нами св. дева, преподобномученица Феврония в то время, когда ей от роду было двадцать лет и когда она отличалась необыкновенной красотой. Как она вела себя? Желая поработить плоть духу, она прилежала такому посту и воздержанию, что никогда не вкушала до сытости хлеба и не пила достаточно воды, но всегда голодом и жаждой, а также и еще многими другими подвигами и трудами умерщвляла плоть свою и весьма короткому предавалась сну. Постелью для нее служила короткая и узкая и ничем не покрытая доска, а иногда и просто спала она на голой земле. Когда ночью искушения касались ее чистой души, она тотчас вставала с постели, падала ниц пред Богом и со многими слезами молилась о том, чтобы Бог прогнал от нее искусителя-диавола. Она постоянно упражнялась в чтении Божественных книг, и это чтение было особенным для нее наслаждением. Будучи одарена великим умом и имея любящее сердце, она заботилась о спасении и других дев и жен и им постоянно читала Святое Писание, объясняла оное и учила их благочестию. Чтобы удалить от себя всякий соблазн, Феврония всегда отвращала взор свой от пышных женских нарядов и украшений. Вообще она вела себя так, что на ней исполнилось слово Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). И проходило доброе слово о ней во всем городе, и восхваляемо было ее полезное учительство, и красота лица ее, и добронравие. И была, сказано, она «кротка, смиренномудра, целомудренна и всякими добродетелями украшена». Любовь ее ко Христу простиралась до того, что из-за этой любви Феврония добровольно отдала себя на страшные муки, и каждый член ее св. тела, так сказать, сражался и мучен был за эту любовь. Все тело ее было повешено и строгано, раны опалены были огнем, сосцы урезаны, руки и ноги отрублены.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Мученики: Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин были между собой братьями, служили в войске и пострадали при императоре Максимиане. В начале царствования Максимиана скифы напали на империю и навели ужас на всех. Особенно же страшились самого царя их Марофа, отличавшегося громадной силой. Св. Орентий тоже отличался и силой и ловкостью, и ему приказано было выйти на поединок с Марофой. Возложив надежду на Бога, он победил Марофу. Максимиан приписал эту победу своим богам и требовал, чтобы и Орентий думал так же и поклонился идолам. Но ничто – ни увещания, ни угрозы, ни обещание почестей и наград не могли заставить Орентия изменить Христу. Тогда царь приказал сослать его с шестью его братьями в страну авасгов и зикгов (на Кавказ). Но все они скончались еще на пути. 25-е число Преподобномученица Феврония дева жила в царствование гонителя христиан Диоклетиана, на Востоке, в городе Сиваполе, где, в одном здании, до 50 дев подвизались в благочестии под руководством ее тетки Вриенны, и была воспитана в строгом благочестии. По пятницам, как было в обычае в обители, Феврония читала перед собиравшимися, даже и из города, посетительницами Священное писание с толкованием. Она была необыкновенной красоты и, чтобы скрыть свою красоту даже и от посетительниц, читала всегда под занавесью. Посланные Диоклетианом для преследования христиан достигли Сиваполя. Тогда от страха скрылись из общины все девы, остались тут только Вриенна, Феврония и тяжко больная Фомаида. Гонитель Селин, увидев красоту Февронии, предложил ей вступить в супружество с его племянником, единственным наследником его богатства, Лизимахом. Но св. дева отвергла это предложение, сказав: «Жених мой бессмертен. Его я не променяю ни на кого». Тогда Селин приказал жестоко мучить ее. «Спаситель мой, не покинь меня в страшный час!» – молилась Феврония и страдала с удивительным терпением. Тело ее строгали железными когтями и жгли огнем. «Господи, Ты видишь, как я страдаю. Прими душу мою к Себе», – молилась еще св. Феврония, и по приказанию Селива отсекли ей голову. Это было в 310 г. Но лишь пришел домой Селин, как сделался с ним припадок бешенства, и он разбил себе голову и умер. Лизимах же, которого Селин хотел женить на Февронии, видя ее мучения и смерть за веру Христову и в то же время увидев наказание за нее на своем дяде, сказал: «Велик и благословен Бог христианский!» и перестал гнать христиан и принял крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Родители Иерии старались успокоить ее, но она еще больше рыдала и говорила им: – Оставьте меня, – я не перестану плакать по сестре моей и учительнице Февронии. Когда она так говорила, родители ее тоже возрыдали, и весь дом огласился плачем о святой Февронии; Иерия же стала просить родителей, чтобы они отпустили ее идти на позорище, и они не препятствовали ей. Взяв много рабов и рабынь, она с рыданием пошла на позорище и догнала множество жен, со слезами спешивших туда же; среди них была и Фомаида, шедшая в мирских одеяниях. Узнав ее, Иерия пошла вместе с нею, и они обе, проливая многие слезы, пришли на назначенное место. Бесчисленное множество народа собралось там, и судьи уже сидели на своих местах. Когда всё было приготовлено, Селин и Лисимах повелели привести к ним святую Февронию. Святая предстала пред ними, имея руки связанными назади, а шею окованною цепями; видя это, почти все там присутствовавшие залились слезами и предались горькому плачу и рыданиями. Мучитель Селин, подав знак к молчанию, сказал Лисимаху: – Подвергни эту женщину допросу и выслушай ее ответы. И начал Лисимах допрашивать Февронию. Сначала он спросил ее: – Скажи нам, какого ты звания – раба ли ты, или свободная? – Да, я раба, ответила Феврония. – Чья же? – Христова – смело исповедала святая дева. Снова спросил ее Лисимах: – Какое имя ты носишь? И Феврония ответила: – Нарицаюсь я смиренной христианкой. Лисимах опять спросил: – Мы хотим знать имя твое. – Я уже сказала тебе, что я христианка, ответила Феврония, – но если ты хочешь знать то имя, какое дано мне было при рождении, – то я отвечу тебе: мать назвала меня Февронией. Тогда мучитель Селин повелел Лисимаху прекратить допрос и сам обратился с речью к святой деве. – Призываю богов в свидетели, Феврония, что я не хотел снизойти до беседы с тобою; но так как кротость твоя и красота лица твоего победили мой гнев на тебя, – то я спрошу тебя уже не как осужденную, но как дочь мою. Слушай же, дочь моя, пусть боги будут свидетелями, что я истину говорю тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...