17 августа 2020 года на заседании Синода Украинской Православной Церкви было принято решение провести сбор средств в епархиях для помощи братской Антиохийской Православной Церкви , верующие и храмы которой существенно пострадали в результате взрывов в порту г. Бейрут. За три месяца было собрано более 2 миллионов гривен. Собранные средства уже переданы Антиохийской Церкви.  Установлено общецерковное почитание блаженного Иоанна Босого, Христа ради юродивого, который был местночтимым святым Киевской епархии . Память угодника Божия установлена 29 декабря по новому стилю. Священный Синод благословил местное почитание пяти подвижников благочестия в Сумской и Александрийской епархиях: преподобномученика архимандрита Аристарха (Ситала), а также священномучеников пресвитеров Василия Слотвинского, Феодора Статкевича, Александра Балануцы и Иакова Ильичевского. Епископом Новобугским, викарием Николаевской епархии , избран клирик Николаевской епархии архимандрит Варнава (Гладун). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда 10 апреля/(28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5732715.ht...

Архив Пн Воскресенский кафедральный собор г. Твери 1 июля 2010 г. 12:00 Воскресенский кафедральный собор г. Твери был построен в 1914 г. Храм был возведен за оградой Христорождественского монастыря специально для рабочих Морозовской мануфактуры, живших в расположенных неподалеку казармах. Тысячу рублей на строительство собора пожертвовал из личных средств император Николай II. Чин освящения совершил правящий Тверской архиерей — архиепископ (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов), прославленный ныне в лике новомучеников и исповедников Российских. На освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, будущая преподобномученица. Гражданскую власть представляли председатель Совета министров Б. Штюрмер и тверской губернатор Н. Бюнтинг, ставшие жертвами революции. Службы в соборе так и не начались. После закрытия Христорождественского монастыря здание храма использовалось для хозяйственных нужд. В 1988 г. собор был возвращен Русской Православной Церкви. В 1992 г. епископ (ныне архиепископ) Тверской и Кашинский Виктор совершил малое освящение храма. Одним из первых образов в соборе стала икона Божией Матери «Державная»; до этого святыню использовали вместо двери в свинарнике. В 2000 г. были обретены и перенесены в собор мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) , духовника Марфо-Мариинской обители милосердия. Рядом с собором на месте разрушенной часовни возведен храм в честь святых царственных страстотерпцев Николая II и его семьи. В 2008 г., в преддверии празднования в Твери Дней славянской письменности и культуры, в соборе был проведен ремонт. В настоящее время в клире кафедрального собора 10 священников, 5 диаконов. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда 10 апреля/(28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1192077.ht...

Внешний облик храма не уступал внутреннему убранству. Пилястры с красивой лепкой разделяют фасады на части, между пилястрами поставлены большие полукруглые окна, большой световой барабан с арочными окнами и широким куполом-полусферой. Весь храм являет собой классическое сочетание правильных прямых линий и полукружий, радующее глаз… Адрес: 216006, Смоленский район, Катынский сельский округ, село Вонлярово Телефон: +7(4812)21-42-29 Подробнее... Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (Печерск) [ править править код ] Новую церковь освятили в 1777 году. Дата постройки — 1768 год — выложена на фасаде с начертанием цифр, характерным для 2-й половины 18 века. Позднее возле храма появилось село Печерск. В 1886 году были перестроены трапезная и придел архангела Михаила. Тогда же была возведена и каменная колокольня. Основной объем храма — куб, разделенный выше середины промежуточным карнизом, который переходит на трапезную и алтарь, завершая стены этих прямоугольных объемов. Трапезная по ширине равна храму, а первоначальный нижний ярус колокольни равен ядру храма. Его главный южный фасад асимметричен по архаичной древнерусской традиции. Пилястры на филенчатых постаментах не связаны общим ритмом. Окна с лучковыми перемычками обрамлены наличниками с ушами и капельками... Адрес: 214530, Смоленская область, Смоленский район, село Печерск, улица Загорная, дом 1 Телефон: +7(915)637-81-25 Подробнее... Сычёвский район [ править править код ] Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Сычевка) [ править править код ] В 1999–2000 годах силами прихода были проведены раскопки руин уничтоженного Благовещенского храма. В архитектурно-строительном отделе епархии составили эскизный проект воссоздания храма. В июне 2000 года богослужение на руинах храма провел Преосвященный Меркурий (Иванов), епископ Зарайский. С лета 2000 года начались работы по строительству нового храма с использованием части фундамента храма XIX века. В 2000-2005 годах на старом месте был построен новый каменный храм простой архитектуры с деревянным куполом. С весны 2005 года в новом храме стали проводиться регулярный богослужения.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

2 мая 1650 г., до приезда И. в Могилёв, согласно королевскому привилею, усилиями наместника Витебско-Могилёвской епархии иером. Иосифа (Половко), настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления монастыря иером. Константина (Негребецкого), могилёвского полковника К. Поклонского и др. при участии королевских чиновников был возвращен из унии могилёвский Спасо-Преображенский мон-рь для обустройства в нем резиденции правосл. епископа; настоятелем обители стал иером. Иосиф (Половко). И. были переданы принадлежавшие мон-рю имения: Печерский Двор в с. Печерск, села Печеры, Тарасовичи, Цвирков, Барсуки и фольварок Барсуковский. 4 авг. 1650 г. И. прибыл в Могилёв, ему была устроена торжественная встреча, во время к-рой члены Могилёвского братства читали приветственные вирши на книжном белорус., польск. и лат. языках. Сохранилось немного сведений об архипастырской деятельности И. Епископ столкнулся с активным противодействием униат. и католич. духовенства, в частности при вступлении в имущественные права. Ряд церквей (Троицкая в Мстиславле, Благовещенская и Свято-Духовская в Витебске, Спасская в Бобруйске) были обещаны православным, но оставались во владении униатов. Король обещал выделить на содержание Могилёвской правосл. епархии половину владений Полоцкого униат. архиепископа, но архиеп. Антоний (Селява) отказался передать владения правосл. архиерею и отправил в 1651 г. королю записку о том, что имения Полоцкой архиепископии не могут быть от нее отделены. Отчасти под влиянием этой записки, а также, вероятно, в связи с поражением казаков в Берестечской битве (июнь 1651) кор. Ян Казимир рескриптом от 20 февр. 1652 г. отнял у православных храмы и имения, предоставленные им согласно привилею от 2 мая 1650 г. За Могилёвской кафедрой в 1652 г. были закреплены только могилёвский Преображенский мон-рь и с. Печерск с окрестностями, остальные имения остались у униатов. И. уделял особое внимание вопросам подготовки клириков и устроения иноческой жизни. Епископ уволил настоятеля Воскресенского мон-ря в г.

http://pravenc.ru/text/578513.html

Лишь только Кошиц с оршанским возным Зенковичем, двумя шляхтичами и несколькими слугами митрополита прибыл 12 октября в первое из этих имений — Печерск, как встретил здесь двух лаврских монахов с множеством казаков, могилевских мещан и других вооруженных людей. Монахи затворили пред Кошицем ворота, не пустили его во двор и кричали прибывшим, чтобы они удалились, а когда Кошиц начал было читать королевские листы, то не захотели его слушать и начали стрелять в него и его спутников и у одного из шляхтичей убили коня. Спустя два дня Потей принес на этих монахов жалобу чрез своего слугу в оршанском суде, а спустя год, сделав внезапное нападение (22 ноября 1600 г.) на Печерск, насильно отнял его и другие соседние села у лавры и подарил (21 генваря 1601 г.) на содержание своей униатской семинарии в Вильне. За лавру заступилось киевское дворянство. Оно чрез своих послов на варшавском сейме настоятельно доказывало королю, что он не вправе назначать архимандритов в Печерский монастырь, что это право принадлежит самим печерским инокам и киевским дворянам. Настояния подействовали на Сигизмунда, и он, опасаясь волнений, обратился с просьбою к папе Клименту VIII отменить прежнюю буллу, которою Киевская лавра предоставлялась униатским митрополитам. Папа согласился и отменил эту буллу своим бреве (от 19 июля 1603 г.), но с тем, чтобы король вознаградил митрополита за лавру чем-нибудь другим, и чтобы старанием короля впредь назначался на архимандритство в лавру добрый католик . Потею очень не хотелось отказаться совсем от имений лавры, и он что же придумал? Он объявил королю, что отказывается от имений лавры, находящихся в Короне Польской, а желает только удержать за собою ее имения, находящиеся в великом княжестве Литовском. И король своею грамотою от 20 февраля 1605 г. утвердил за Потеем эти последние имения. Но не прошло и двух дней, как король по просьбе чернецов Киево-Печерского монастыря, которые наконец сами избрали себе нового архимандрита, Елисея Плетенецкого, и вместе по ходатайству князя К.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

В настоящее время строится здесь соборный храм во имя св. Апостола Андрея Первозваннаго, заложенный собственноручно Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем 16 июня 1867 года. Святыни здесь следующия: несколько частей Животворящаго Древа Креста Господня; две части от главы св. Апостола Андрея Первозваннаго и часть от локтя правой руки его; две части св. мощей св. Апостола и первомученика архидиакона Стефана, части св. Апостолов Филиппа и Варнавы, св. Иоанна Златоустаго, св. великомученика Пантелеимона, священномучеников: Харалампия и Власия, св. Модеста, патриарха Иерусалимскаго, св. 40 мучеников Севастийских, св. Григория Синаита, преподобн. Нила мироточиваго, св. мучен. Трифона и Димитрия новаго, преподобномуч. Михаила, иже в обители Саввы освященнаго, преподобномучен. Афонских: Игнатия, Евфимия и Акакия, великомуч. Марины; капли крови и часть св. мира великомученика Димитрия Солунскаго; три части от даров, принесенных Волхвами в св. Вифлеем при Рождестве Христове. Кроме того, здесь есть чудотворная икона Божией Матери, именуемая «в скорбях и печалях утешение», от которой много совершалось чудес во время пребывания ея в России в 1879 и 1882 гг. Начало свое, самостоятельность и право наравне с другими, подобнаго рода скитами св. горы, Андреевский скит получил в 1849 г., по ходатайству покойнаго А. Н. Муравьева, который поэтому почитается главным ктитором скита. До того времени скит этот пользовался названием только Серая, по красоте своего местоположения и большой келлии патриаршей, потому что здесь в свое время уединялись св. патриархи: Афанасий Пателарий, нетленно почивающий в России — в Лубнах, и Серафим, там же скончавшийся. Отсюда до Кареи четверть часа ходу. Карея (Правительственное место св. горы). Карейский собор посвящен Успению Божией Матери; в алтаре есть чудотворная икона Спасителя, а на горнем месте находится общеизвестная чудотворная икона Божией Матери, так называемая «Достойно есть». В соборе этом очень замечательны фрески Панселина. Есть на Карее еще другая чудотворная икона Божией Матери под названием Млекопитательницы, она находится в Типикарнице св. Саввы, архиепископа Сербскаго.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

Скит св. великомученика Димитрия. (Он находится в ведении и пределах Ватопеда). Главный собор здесь во имя св. великомученика Димитрия Солунскаго. В скиту сем части мощей: часть от правой руки св. Марии; часть от правой же руки св. Анастасии Узорешительницы: перст св. Харалампия; небольшая часть пяти мучеников, Евстратия и проч.; часть мощей св. Марка Ефесскаго и миро св. Димитрия Солунскаго. Отсюда до скита Богородицы полчаса ходу. Скит Богородицы (общежительный, он находится в ведении и пределах Руссика). Этот скит начало свое теряет в глубокой древности и замечателен исключительно пред прочими скитами тем, что здесь первоначально при в. князе Ярославе основалась общество Русское, получив самостоятельность и права наравне с иноками других славянских племен. А иные говорят, что по указу греческаго императора Алексея Комнина в 1080 году этот скит или вернее по тогдашнему его положению обитель, повелено было только отдать в собственность Русских. И тогда, равно как и ныне, скит Богородицы имел придаточное название Ксилургу, т. е. Древоделя. Век XI был на св. горе для Русских особенно благоприятен, так что в первой половине XII века наши пустынные предки уже не вмещались в тесных пределах Ксилургу, вследствие чего, по просьбе тогдашняго русскаго игумена Лаврентия, святогорцы уступили русским Солунский монастырь св. Пантелеимона (нагорный Руссик); это было в 1169 году. Между тем их обитель Богородицы Ксилургу осталась за ними же, но в виде уже скита, как и ныне. При такой археологической для нас важности, скит Богородицы Ксилургу, как и другие, имеет частицы св. мощей: Преподобномучен. Евфимия, Игнатия и Акакия, св. Иоанна Милостиваго, св. Евангелиста Матфея, св. Иоанна Златоустаго; св. Пантелеимона; св. Варвары; св. Иоанна Кущника; св. Макрины; св. Игнатия Богоносца; св. Георгия; св. Иакова Персянина и небольшия частицы св. Древа. Собор здесь в честь Успения Пресвятыя Богородицы; по своей глубокой древности и по своему особенному типу он очень замечателен. Другой малый храм во имя препод. Иоанна Рыльскаго; строится еще храм во имя славянских просветителей — св. Кирилла и Мефодия.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

1916 Non ergo mortuis nova merita comparantur, cum pro eis bulli aliquid operantur sui, sed eorum praecedentibus consequentia ista redduntur (Serm. CLXXII, n. 2). 1919 «Изречения: яко ты воздаси комуждо по делом его, и – всяк пожнет, что посеял, и сим подобные, без сомнения, относятся к пришествию Творца, к имеющему быть тогда страшному суду, и скончанию мира сего; ибо тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление будет недействительно. Ибо когда кончится торг, тогда уже поздно заниматься торговлею. Ибо тогда где будут бедные? Где священнослужители? Где псалмопения? Где милостыни? Где благотворения? Итак, прежде наступления оного часа будем помогать друг другу, и любящему братство, человеколюбивому и милосердующему о душах Богу приносить жертвы братолюбия» (Иоан. Дамаск. Слов. об усопш. в вере, Хр. Чт. 1827, XXV, 513). 1920 Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 64–66; посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 18. Так же учили Марк ефесский , Гавриил филадельфийский и другие православные учителя востока (см. apud Le-Quien, Dissert. Damascen. V, p. LXV-LXVIII). Посему нельзя согласиться ни с теми, которые говорят, будто души, по молитвам Церкви, освобождаются не из ада, а от мытарств, составляющих, таким образом, как бы особое среднее или третье место между небом и адом (см. Камень веры, кн. II, стр. 440 о благотвор. престав. ч. II, гл. 3); ни с теми, которые хотя допускают, что души освобождаются из ада, но признают ад за одно с мытарствами, как особое, среднее место между небом и геенною (Прот. Никольск. О молитве за умерших, стр. 62–94, Спб. 1847). Нельзя согласиться: потому что среднего состояния душ по смерти, третьего места между небом и адом, или геенною, православная Церковь не допускает (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 64. 67. 68). 1922 Ефрем. cup. завещан. в Xp. Чт. 1828, XXVII, 292; Макар. алекс. слов. об исходе души, в Хр. Чт. 1831, XLIII, 126–131; Амврос. Orat. de obitu Theodosii; Паллад. Lavsaic. c. 26; Исид. пелус. Epist. lib. 1, epist. 114. 1923 Иустин. Novell. 133; Евстрат. apud Phot. Bibliotb. cod. CLXXl; Дамаск. слов. об усоши. в вере, Хр. Чт. 1827, XXVI, 322; Филып. пустын., apud Coteler. Patr. Apost. T. 1, p. 424, not. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А в день священномученика Никиты (+ ок. 372; память 28 сентября) , в народе прозванного гусарем, гусятником, по де­ревням и селам вершились лихие обряды, а перво-наперво, жестокие гусиные сражения, а меж тем, «покровитель» гусей, святой Никита принял великомученичес­кий венец от язычников готфов, не отрекшись от Христа, не принеся богомерзкую жертву идолам. Священномученик Иерофей, епископ Афинский (+ I ; память 17) , был обращен ко Христу вместе с Дионисием Ареопагитиком апостолом Павлом. По преданию, святой Иерофей был при погребении Пресвятой Богородицы, а позже принял мученический венец за Христа Бога. Скончался мученической смертью. А суеверные крестьяне считали, что на Ерофея лешие дурят в лесу - кричат лихоматом, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверье, а потом проваливаются сквозь землю и спят в недрах до вешней оттепели. «Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат - переломает все косточки не хуже медведя». (И.Сахаров). Так же обошлось простолюдье с именами иных святых, коих по святцам, да на свой природном-крестьянский лад, вольно и грубовато именовали в народном месяцеслове. Так мученица Акилина (+ ок. 284-305; память 26 июня) в крестьянском календаре - Акулина-задери хвосты и побегай в кусты (о ту пору крупный рогатый скот одолевали комары, пауты и мошка) . А про великомученницу Варвару (+ 305-311; память 17 декабря) и преподобного Саввы Освященного (+ V век; память 18 декабря) так говаривали: Саввы-Варвары-ночи урвали, кур воровали, под печку клали (в дни памяти сих святых трещали морозы, особо по ночам, и крестьяне заносили кур в избу, усаживали под печку). Повторю, редкие святые столь грубо именовались в крестьянском месяцеслове, чаще звучало либо имя святого ( скажем, Амвросий, Евстрат, Модест, Анисья, Маланья, Петры и Павлы...) , либо имя святого с добавлением покровительства, времени года, страды: Наум-грамотник, Никола Зимний (Летний) , Анна Зачатье, Зиновий-синичник, Спиридон-солноворот, Анастасия-узорешительница, Григорий-летоуказатель, Федосей-весновей, Татьяна Крещенская, Петр-полукорм, Антон-перезимник. Афанасий-ломонос...; а чаще именовалось - чей день: Иванов, Петров, Селиверстов, Макарьев, Васильев...

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

св. Фотий I (25 декабря 858 - 867 и 877-886) св. Стефан I (886-893) св. Антоний II (893-901) св. Николай I Мистик (901-907 и 911-925) св. Евфимий I (907-912) св. Стефан II (925-928) св.Трифон (928-931) Феофилакт (933-956) св. Полиэкт (956-970) Василий I (970-974) Антоний III (974-979) св. Николай II (979-991) вакантно 991-996 св. Сиссиний II (996-998) Серий II (999-1019) св Евстатий (1019-1025) Алексий Штудит (1025-1043) Михаил I Керуларий (1043-1058) (в изгнании) св. Константин III Лейхуд (1059-1063) Иоанн VIII (1064-1075) св. Косьма I (1075-1081) Евстрат (1081-1084) Николай III (1084-1111) Иоанн IX Агапет (1111-1134) св. Лев (1134-1143) Михаил II (1143-1146) Косьма II Аттик (1146-1147) Николай IV (1147-1151) Феодот II (1151/2-1153/4) Неофит I (1153/4) (избран но не рукоположен) Константин IV (1154-1157) Лука (1157-1169/70) Михаил III (1170-1178) Харитон (1178-1179) Феодосий I (1179-1183) Василий II (1183-1186) Никет II (1186-1189 Досифей (ферваль 1189 и 1189-1191) Леонтий (Октябрь 1189) Георгий II (1191-1198) Иоанн X (1198-1206) Михаил IV (1208-1214) Феодор II (1212-1216) Максим II (1216) Мануил I (1217-1222) Герман II (1222-1240) Мефодий II (1240) вакантно 1240-1244 Мануил II (1244-1254) Арсений (1254-1260 и 1261-1265) Никифор II (1260-1261) Герман III (1265-1266) св. Иосиф I (1266-1275 и 1282-1283) Иоанн XI Векк (1275-1282) Григорий II (1283-1289) св. Афанасий I (1289-1293 и 1303-1309) Иоанн XII Косьма (1294-1303) Нефон I (1310-1314) Иоанн XIII (1315-1319) Герасим I (1320-1321) Исаия (1323-1332) Иоанн XIV Апренос (1334-1347) Исидор I (1347-1350) Каллист I (1350-1353 и 1355-1363) Филотей Коккинос (1353-1354 и 1364-1376) Макарий (1376-1379 и 1390-1391) Нил (1380-1388) Антоний IV (1389-1390 и 1391-1397) Каллист II (1397) Матфей I (1397-1402 и 1403-1410) вакантно 1402-1403 св. Евфимий II (1410-1416) Иосиф II (1416-1439) Митрофан II (1440-1443) Григорий III Маммас (1443-1450) Афанасий II (1450) вакантно 1450-1454 св. Геннадий II Сколарис (1454-1456, 1462-1463 и 1464-1465)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-co...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010