Мария Египетская жила в конце V – начале VI века от Рождества Христова. Юной девушкой она покинула отчий дом ради соблазнов одного из богатейших городов Византийской империи Александрии Египетской. Семнадцать лет Мария провела в удовольствиях, служила греху. По Божией воле она оказалась в Иерусалиме, у входа в храм Гроба Господня перед иконой Божией Матери. Пожелав с паломниками подойти к святому Кресту Христову в праздник Воздвижения Креста Господня, Мария чудесной силой иконы Богородицы была остановлена. Задумавшись о смысле своей жизни, этой чудотворной иконой она была постепенно обращена к духовной жизни. Помолившись Богоматери и со слезами дав Ей обет покаяния, Мария была пропущена в церковь и приложилась ко святому Кресту. Выйдя из храма, она перешла за реку Иордан и удалилась в пустыню. Воздействуя на плоть, святая укрепила свой дух. 47 лет преподобная провела в одиночестве и постоянной покаянной молитве. Около 522 года святой старец Зосима в пустыне исповедал и причастил ее святых Христовых таин перед уходом в мир иной. В VII веке святым Софронием, патриархом Иерусалимским (ок. 560 – 638), было составлено первое житие святой Марии Египетской. В Воскресенском соборе Иерусалима на месте обращения Марии была устроена часовня в ее честь. В конце X века константинопольский писатель Симеон Метафраст составил канон службы преподобной. В XIV веке перевод жития святой Марии Египетской распространился по Руси. В XVIII веке святитель Димитрий Ростовский подготовил новый пространный перевод жития и включил его в свои знаменитые Четьи-Минеи. Эта поучительная повесть повсеместно используется и в наши дни. Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Вклад Е.И. Украинцева в Сретенскую обитель. Текст на боковой стороне Святая Мария Египетская почиталась и в Католической Церкви, и в Православной. Однако проявления почитания преподобной существенно разнятся. У католиков святая Мария – покровительница раскаявшихся блудниц, помогающая женщинам избавиться от соблазна греха.

http://pravoslavie.ru/32260.html

Но самое важное – Оно стоит снаружи. Оно никуда не делось, ходит рядом со мной. Но я точно знаю, ему так просто не зайти сегодня в храм. О житии преподобной Марии Египетской рассказал мне через много лет мой друг, сельский священник отец Василий. Рассказал сбивчиво и стеснительно, поглядывая на меня, когда однажды зимой я вез его на утреннюю службу в дальний храм, где он замещал другого священника. И одна деталь в его путанном рассказе поразила меня. Мария не могла войти в храм. Это показалось таким знакомым, что после Литургии я уже копался в маленькой церковной библиотечке и нашел житие преподобной Марии. Рассказ о ней был в книжке “Жития святых, переложенные для детского и юношеского возраста”. В этом рассказе, как и в рассказе самого отца Василия, были пропущены описания тех грехов, за которые Марию не пустили в храм. Но когда я, стоя в уголке сельской церквушки, прочел: “И вдруг поняла Мария, что Господь за ее великие грехи не пускает в храм Свой, и горько стала она плакать и каяться”. Я тоже вдруг понял, за какие грехи Господь не пустил ее в храм. Не пустил меня в храм. Не пустил нас в храм. И вспомнил, как горько плакала моя тогдашняя подружка: “Всёёёёё! Всёёёё! Всёёё у нас не как у людей”. Житие преподобной Марии Египетской построено почти как детектив. Некий старец, авва Зосима, хочет узнать: найдется ли и в самой дальней пустыне святой муж, превзошедший меня в трезвении и делании? Смущаемый этим помыслом, он идет в пустыню. И ищет там великую подвижницу. Она ходит по воде. Она парит над землей, когда молится. Она питается двумя с половиной хлебами, от которых отламывает крошечные кусочки. Даже взрослое житие ее похоже на фэнтези. Вероятно, читая это потрясающее по своей силе и вдохновенности произведение, кто-то подумает: как это все возможно? И годы названы странные, невозможные: сорок семь лет в пустыне! Господи! Сорок семь лет! И хлебы ее кончились. И платье истлело. Она питалась тем, что нашла в пустыне. И то самое Оно, о котором знаю и я, было с ней рядом.

http://blog.predanie.ru/article/perelozh...

Св. Марию называют РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ - именно потому, что ей пришлось наравне с апостолами утверждать среди людей христианскую веру. О том, какими путями ей пришлось пройти на этом поприще, мы можем лишь догадываться по различным преданиям. Известно, что она проповедовала Евангелие (что в переводе с греческого означает " благая весть " ) в Иудее, потом в Италии, в Риме. Есть легенда, записанная в житии, о посещении св. Марией римского императора Тиберия. В то время у иудеев был обычай: являясь в первый раз к знатным особам, подносить в знак почтения дары. При этом люди бедные дарили разные плоды или яйца птиц. И вот, согласно легенде, Мария Магдалина сумела вручить свой подарок - яйцо красного цвета - самому римскому императору Тиберию. (Есть версия, что яйцо само окрасилось прямо на глазах властителя Рима). Она протянула ему свой дар со словами: " Христос Воскресе! " Тиберий заинтересовался цветом яйца, и тогда Мария рассказала ему о Христе, его чудесах, страданиях, смерти и воскресении. Предание гласит, что император поверил Марии, даже предложил причислить Иисуса Христа к числу римских богов (этому помешали сенаторы). Что сам он письменно засвидетельствовал чудесное воскресение Христа из мертвых, тем самым облегчив распространение христианства в языческом мире... Историки отрицают подлинность этих событий. Но обычай, по которому христиане, поздравляя друг друга с Пасхой, дарят крашеные яйца со словами " Христос Воскресе! " - очень древний. И родоначальницей этой традиции считают святую Марию Магдалину. ПАМЯТЬ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ ПРАЗДНУЕТСЯ 22 ИЮЛЯ (4 АВГУСТА). ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ Мария Египетская жила в VI веке от Рождества Христова (как принято говорить, в VI в. нашей эры). Ее судьба настолько необычна, что маловерующим людям может показаться фантастическим вымыслом. Однако отнести житие этой святой к числу легендарных верующим не позволяет авторитет ПРЕПОДОБНОГО ЗОСИ-МЫ, старца, которому довелось лично видеть Марию Египетскую. Его самого хорошо знали современники-христиане, а духовная чистота и правдолюбие никогда не вызывали сомнений.

http://foma.ru/mariya.html

Мария Египетская занималась такими блудными делами, о которых ей трудно было впоследствии рассказывать подвижнику Зосиме. Она думала, грех — это удовольствие, и он ей откроет везде дверь. Но вот она столкнулась с первым препятствием, когда хотела пройти в храм на празднование — волна людская всегда оттесняла её, и она увидела в этом указующую руку Божию. Взмолилась Пресвятой Богородице, и та помогла ей пройти в храм на поклонение Животворящему Кресту Господню. Поклонившись, она твердо решила порвать с грехом, не раздумывая, отправилась в пустыню. 17 лет она провела в блудодеянии, 47 лет провела в покаянии. Каких искушений она ни испытала, но всё преодолела с помощью Божией. Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает. Когда Марию Египетскую одолевали искушения, она падала на землю и молилась. А что в таком случае мы делаем? Вспомним о своей молитве. Мы не только молимся небрежно, но ещё и молимся не всегда, а у нас искушений не меньше, чем было у Марии Египетской. Пустыня нашей жизни такие таит в себе соблазны, которых, может быть, не видели и древние подвижники. А преодолевать надо. Подвижники, прошедшие до нас путь покаяния и получившие опыт, помогут нам. И вот первая, кто нам поможет, — преподобная Мария Египетская. Когда она молилась, преподобный Зосима видел, как она приподнимается над землёй. Силу её молитве дало её покаяние, покаяние — крылья для того, чтоб парить над землёй. Только через покаяние мы можем избавиться от грехов. А грехов у нас бездна. Почему мы не ужасаемся этой бездне? Потому что не видим ее. Если б увидели эту бездну, с какой силой мы бы закричали: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Мы часто медлим с покаянием. Вот ещё немного погрешим, а потом и раскаемся. Такой расчет — это обман. «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается!» — поется в Великом каноне. Жизнь наша стремительно сокращается, и конец очень близок. Покаяние нельзя откладывать, ибо можем не успеть. Читайте также — Мария Египетская. Рыба, вытащенная из воды

http://pravmir.ru/mariino-stoyanie-3/

А преподобный Варсонофий Оптинский как-то заметил в своих беседах: «Есть слепота и глухота телесные – трудно их переносить, но духовная глухота и слепота гораздо ужаснее. Да избавит нас от этого Господь!» Мария Египетская была слепа и глуха. Она жила на берегу смерти. Ее житие до момента обращения ко Христу наполнено страшными подробностями человеческого падения. Как-то в интервью по телевидению шестнадцатилетняя представительница самой древней профессии на вопрос: «Вы от своей работы получаете удовольствие?» – ответила: «Самое большое удовольствие я получаю, когда получаю деньги». Мария даже денег не брала! И даже путешествие во Святой град Иерусалим она превратила в карнавал сладострастия. Семнадцать лет в объятиях порока и страсти. Семнадцать лет в сетях диавола. Семнадцать лет долгой смертной зимы! И что же это за тайна, когда человеческая душа, уже смердя, уже наполненная распадом, уже ставшая жертвой лабиринтов смерти, воскресает для Вечной Жизни? Что же это за чудо, когда сердце из засохшей смоковницы превращается в радостный благоухающий цветок любви, чистоты и веры? «Человек есть тайна, – восклицает великий Достоевский, – ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время». Так случается, что Промыслом Божиим что-то встает на нашем жизненном пути: болезнь, боль, утрата близких, какой-то страшный жизненный кризис, катастрофа, потеря всех жизненных ориентиров… На пути Марии из Египта встал Крест. И его ни облобызать, ни обнять, ни облить слезой, если ты весь облеплен паутиной блуда, если похоть стала твоей второй натурой. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что «для покаяния грешника потребно излияния стольких слез, сколько было воды в купели, в которой он крестился!» Душа грешной Марии переродилась покаянием, изливши слез больше, чем море, которое переплыл ее корабль, идущий в Иерусалим. А потом было семнадцать лет борьбы на берегу жизни. Борьба с воспоминаниями запаха мяса, вкуса вина, сладострастных танцев, и, вообще, той легкой, пустой и губительной атмосферы, которой она наполняла себя на берегу смерти. И кто бы, посмотрев на ее черное от солнца лицо, поверил, что это – беззаботная, легкомысленная Мария, которую он знал когда-то? Кто бы ни удивился, увидев ее многолетний рацион из двух черствых булочек? Не учась, она знала наизусть Священное Писание. Поднималась на воздусе. Немокренно ходила по воде. Она погубила душу свою ради Христа и Евангелия! Она возлюбила много! Поэтому преподобная Мария Египетская – одна из самых любимых святых нашего народа.

http://pravoslavie.ru/111777.html

Когда читаешь житие преподобного Александра, становится как-то неловко. Мы видим некое несоответствие всему тому, к чему привыкли, среди чего живем, несоответствие нашей культуре и образу жизни. И возникает вопрос: кем же были такие люди, как преподобный Александр? Был он сверхчеловеком, обладал ли колоссальной силой, отличался ли особой закалкой? И когда из жития убеждаешься, что он был простым человеком, который не готовил себя ни к каким подвигам, то понимаешь, что без помощи свыше прожить такую жизнь невозможно. На примере этой исторической личности, — а мы хорошо знаем и годы, и обстоятельства его жизни, — убеждаешься, что Бог присутствовал в жизни святого Александра, являя ему Свою силу настолько, насколько человек способен ее принять. Потому не было в сознании святого Александра ни страха болезней, ни страха одиночества, ни страха голодной смерти, а только стремление быть ближе к Богу. И понимал святой преподобный отец наш: чем дальше от людей, тем ближе к Богу, ведь для того чтобы увидеть Бога, нужно жить тихо, ограждая себя от суеты мира. Вот он и принял на себя то, что для всех нас подвиг, а для него, наверное, неизреченная радость такого человеческого бытия. Сегодня мы воспоминаем и память преподобной Марии Египетской. Тоже удивительная жизнь. Молодая женщина, проведшая греховную жизнь, уходит в пустыню. Она себя ни дня, ни минуты не готовила к этому подвигу; она не проходила через испытания своих возможностей и через физическую подготовку, а просто решила однажды перейти Иордан и уйти в пустыню, не имея ничего — ни запасов пищи, ни одежды. Мария провела там долгие годы, сподобившись того, что плоть ее изменилась, и она, как свидетельствует старец Зосима, перешла Иордан как по суше. Наверное, кто-то из современных людей, слушая или читая житие Марии Египетской, скажет: «Легенда, такого не могло быть». Всем этим людям нужно приехать в Александро-Свирскую обитель и приложиться к теплым нетленным мощам преподобного Александра. Не верят многие, что могла Мария перейти Иордан как по суше. Вот посмотрите на эти нетленные мощи, изученные вдоль и поперек учеными, которые не знают ответа на вопрос, почему в условиях нашего климата, сырого климата северо-западной России, имеет место феномен абсолютного нетления. А когда я сегодня прикладывался к руке святого преподобного Александра Свирского, я почувствовал теплоту его тела. Это не закоченевшая, иссохшая мумия — это тело человека, умершего так давно, но словно живое.

http://pravoslavie.ru/92594.html

Да не покажется все это утрированием или сомнительным смещением акцентов. Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких вот «Марий Египетских»!» — «Сколько?» — хотелось спросить… Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и еще больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет…  Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем» , благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится… не увидеть еще раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет ее прошлого . Что поражает в ее житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдает» Богу при свидетельстве исповедающего ее иерея свои грехи, сама ее исповедь, обращенная и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Все совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие ее, как «ветошь», которая… давно не властна над ней. При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она еще раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой. И так, через слово свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека , начавшееся еще до его обращения, помимо его воли , через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня. Читайте также — Святая Мария Египетская — иконы жития Красавица

http://pravmir.ru/maria-sokrovishhe-pust...

Вот вам, дети мои, учащиеся здесь, когда вы окончите курс учения, предстоит великое дело учить других детей. Повторяю, это дело великое, особенно среди инородцев, которым, кроме грамоты или лучше сказать прежде грамоты, нужно дать религиозно-нравственное просвещение, веру в истинного Бога, приучить их к молитве и благочестивой жизни. Когда вы кончите здесь курс учения, не домогайтесь первенства среди других, а напротив, всем служите, как и Христос послужил всем людям. Впрочем, к этому вопросу – как вам следует жить и учить других, я еще вернусь, а теперь припомню вам, кого из святых мы сегодня вспоминаем. Вы слышали на часах тропарь и кондак преподобной матери нашей Марии Египетской, а за Литургией два Апостольских чтения и два Евангельских чтения. Так положено сегодня потому, что мы празднуем сегодня день воскресный и память преподобной Марии Египетской. А знаете ли вы, кто была преподобная Мария Египетская? Читали ли вы житие ее? Кто читал, те поднимут руки. Вижу, что вы читали. Это хорошо. Я не буду рассказывать вам подробно житие этой праведницы, бывшей прежде великой грешницей, скажу только кратко о главнейших событьях ее жизни. В молодости она жила в городе Александрии – это был и есть теперь большой город в Египте – и жила очень греховно. Грешила она там целых 17 лет, но потом благодать Божия коснулась сердца ее; только Мария раскаялась не сразу. Однажды она увидела, что много жителей Александрии собралось на богомолье в Иерусалим к празднику Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Как ни привыкла она к жизни в городе, однако решилась отправиться с этими богомольцами тоже в Иерусалим, но как по пути, так и по прибытии в Палестину она по-прежнему продолжала грешить. Когда же паломники прибыли в Палестину и пришли к тому храму, где находился Животворящий крест, Мария хотела было войти в этот храм, но почувствовала, что какая-то неведомая ей сила оттолкнула ее от двери. Она еще раз попробовала войти в храм и опять та же неведомая сила оттолкнула ее. Горько стало на душе Марии, подняла она взор свой и увидела на стене вблизи дверей храма образ Пречистой Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Житие внушает мысль, что искреннее раскаяние и благочестивые поступки могут искупить любые прегрешения, если падшая женщина смогла после долгих лет подвижничества стать святой. Эта идея оказалась близкой средневековому читателю, и Житие Марии постоянно пребывало в числе наиболее читаемых и почитаемых. В новое время в XIX в. на этот сюжет написал поэму «Мария Египетская» Иван Аксаков. Публикуется наиболее распространенная в древнерусской книжности редакция Жития, включавшаяся в состав Торжественника. Текст издан по списку РНБ, F.I.870, нач. XVI в., исправления сделаны по спискам той же библиотеки: собр. Погодина, 949, нач. XVI в., собр. Вяземского, F. 98, первой половины XV в., списку БАН, 21.3.3, второй половины XV в. Русский перевод греческого текста Жития опубликован в книге: Византийские легенды/Изд. подгот. С. В. Полякова. Л., 1972 («Литературные памятники»). МЕСЯЦА АПРЕЛЯ В 1 ДЕНЬ. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ, НАПИСАННОЕ СОФРОНИЕМ, APXIENUCKONOM ИЕРУСАЛИМСКИМ «Тайну цареву следует хранить, а дела Божии возвещать – это славы достойно». Вот так сказал ангел Товиту после славного прозрения ослепших очей его. Не хранить тайн царевых – пагубно и коварно, а умалчивать о преславных делах Божьих – значит беду приносить душе. Поэтому и я боюсь умолчать о делах Божьих, помня о муках раба того, который получил от господина талант и в землю его зарыл, а дохода от него не получил. Святой рассказ этот слышал я и никак не могу его скрыть. И пусть никто из вас не станет мне не верить, услышав написанное здесь, не подумает, что я возгордился словами этими, поражаясь чуду этому великому. Не стану же я лгать о святых. Если же найдутся такие, кто прочтет эти книги и, возвышенным словам их удивляясь, не захочет им поверить, то пусть смилуется над такими Господь: таковые ведь, думая, что немощен человек, неправдоподобным считают то, что говорим мы о людях. Но уже пора мне начать повествование о вещи предивной, случившейся во времена наши. Был старец в одном из палестинских монастырей, житием своим и речами украшен и с самого раннего возраста – монашескими обычаями и деяниями и священным саном облечен. Зосимой именовался тот старец. И пусть не подумает кто-либо, что то был Зосима-еретик: этот Зосима был правоверный, всякий пост соблюдал и благие дела творил, и все заповеданное хранил. Никогда не отступал от того, чему учили святые слова, и вставая и ложась, занимаясь каким-либо делом, и пищу вкушая, если можно назвать пищей то, чем он питался, одно лишь дело творил не умолкая – постоянно пел .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассказывая свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий Четверг, принёс из монастыря Святые Дары и причастил её в тот самый день, в который Господь причащал своих учеников. Святой Зосима через год пришёл в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она идёт и, подойдя к реке, благословила её и пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: „Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя Святые Дары”. Причастившись, святая подвижница ещё раз просила прийти к ней в пустыню. Зосима явился через год и нашёл её уже умершей. Подле тела её на песке были начертаны слова: „Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей первого апреля”. Это было 1 апреля 524 года, самый день её причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля, чтится в воскресенье и четверг пятой недели Великого поста. Чтится в это время для того, чтобы прославить её и показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния и уроки благочестивой жизни. Остановимся кратко на этих уроках. Молодость свою Мария провела «порочно». Она с головой уходила в греховную жизнь большого города, находя здесь удовлетворение всем своим страстям и особенно страсти блуда. Она не постыдилась удовлетворять этой страсти даже и тогда, когда плыла на корабле в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Казалось бы, беззакония её уже превзошли главу её, и следовало ждать кары Божьей ещё до прибытия в Иерусалим. Но тут-то, на последней грани греха, и ждала её милость Божия, любовь и заступление царицы Небесной. Достаточно было ей поразмыслить о своей греховной жизни и покаянно помолиться у иконы Богоматери в Иерусалимском храме, как Она (Матерь Божия) открыла двери для её возрождения и указала путь спасения. Нам, братия и сестры, иногда кажется, что хотя и каемся в грехах, но грехи наши непростительны, что спасение для нас невозможно. Но оказывается, что в эти-то моменты сомнений и упадка духовных сил Господь и Матерь Божия особенно близки к нам: Нелицеприятная оценка своего внутреннего состояния и искреннее покаяние в своих грехах быстро возвращают милосердие Божие и помощь Богоматери. Таков первый урок из жития преподобной, указывающий, что никогда, ни при каких грехах и обстоятельствах не поздно покаяться, и снискать милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010