Мы освящаем наше приношение Преподобной в нынешнюю 1015-ю годовщину начала церковного устроения Беларуси, ибо это знаменует наше христианское, державное и национальное единство, с которым мы вступили в XXI столетие и которое нам надлежит хранить, как зеницу ока. Одновременно мы предваряем грядущее торжество в честь 100-летия перенесения мощей преподобной Евфросинии из Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в ее родную Полоцкую обитель в 1910 году. Так Промысл Божий без малого столетие назад возвратил Преподобную паломницу в Полоцк спустя восемьсот лет после того, как она отправилась во Святую Землю, поклонилась Гробу Господню в Иерусалиме, там завершила земное житие, а спустя малое время была перенесена в пещеры святой Киевской Лавры. Воистину обновляется духовное величие и значимость Полоцкой обители для нашего земного Отечества! Не иначе, как дар Божий воспринимаем мы сегодня раскрытие фресок древнего Спасского храма, созданных еще в XII веке. Перед святыми ликами, изображенными на этих фресках, молилась Полоцкая игумения «о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех». Эти лики были очевидцами ее подвигов, и ныне они взирают на нас, испытывая помышления наших сердец. Особое значение обретает возрождение книжного дела в стенах обители, ибо такова была личная традиция Преподобной, продолжаемая сестрами монастыря во дни ее жизни и в последующие времена. Отрадно, что монастырская библиотека становится одним из значительных собраний исторической, краеведческой и богословской литературы в нашей стране. «Правительница души моей»! — величал свою Преподобную сестру ее любимый брат князь Вячеслав. Возлюбленные отцы, братья и сестры! В наши дни да будем стараться и мы быть достойными такого обращения к матери нашей Евфросинии, чьи молитвы у Небесного Престола Святой Троицы призывают нас к умножению духовных и земных трудов во славу Божию, на благо Матери-Церкви и к пользе народов нашего земного Отечества! Да пребывает со всеми нами благословение Господне, покров Пресвятой Богородицы и молитвенное заступление преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, еяже есть день, и год, и век! Аминь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205175...

«На протяжении 20 лет плодотворно развивается сотрудничество между государством и Белорусской Православной Церковью, — продолжил представитель власти. — Мы добились больших успехов в совместной деятельности в делах милосердия и благотворительности, образования и культуры, духовно-нравственного воспитания и науки. Сегодняшнее торжество в честь святой Евфросинии Полоцкой несомненно является данью памяти нашей великой соотечественницы, символом духовного возрождения нашей страны. У нас богатая история, самобытная культура, оказавшая влияние на становление многих стран и народов. Мы имеем полное право и должны гордиться нашими соотечественниками, прославившими белорусскую землю на весь мир. Тот великий пример милосердия, подвижничества, самоотверженного служения Отечеству, который дала нам святая Евфросиния, не может устареть. Он призывает всех наших граждан, опираясь на вечные христианские ценности, творить и трудиться на благо нашей родной земли, ежедневно внося свой вклад в процветание нашей родины. Желаю вам больших творческих успехов на ниве служения Отечеству и нашего Православия. И путь святая Евфросиния становится добрым примером в наших благородных трудах». Затем всех молящихся и гостей Полоцка поздравил председатель Витебского облисполкома Александр Субботин: «Полотчина — выдающаяся земля. Именно отсюда, с этого места пошло Православие по нашей стране. Именно эта земля дала нам преподобную Евфросинию — нашу заступницу, нашу защитницу, нашу помощницу во всех делах. Хотелось бы пожелать нам всем, чтобы преподобная продолжала быть для нас маяком духовности, нашей защитницей, и подавала нам и далее пример мира и добра». Далее с архипастырским словом, посвященным преподобной Евфросинии, к собравшимся обратился митрополит Вениамин. Затем было возглашено многолетие митрополиту Вениамину, архипастырям и пастырям, игумении Евдокии с сестрами Полоцкой обители, властям и всем собравшимся на праздник. В завершение был совершен молебен преподобной Евфросинии с акафистом, затем гостям и паломникам монастыря была предложена праздничная трапеза.

http://patriarchia.ru/db/text/6033974.ht...

— Земная жизнь полоцкой игумении окончилась в 1173 году в Иерусалиме, куда она совершила паломничество в пожилом возрасте. В то время такое путешествие было сопряжено с определенными трудностями. — Достигнув преклонных лет, игумения Евфросиния пожелала поклониться святым местам, которые были связаны с земной жизнью Спасителя, и отправилась в Иерусалим пешком. Когда в 1998 году по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета состоялось переоблачение ее мощей, из Троице-Сергиевой лавры был приглашен врач-эксперт высшей категории, кандидат медицинских наук монах Агапит (Юрков; ныне архимандрит), который по врачебной специализации являлся травматологом-ортопедом. Он неоднократно принимал участие в обретении и переоблачении святых мощей. На мой вопрос, почему у преподобной сильно деформированы стопы, он ответил, что от длительной ходьбы. Преподобная отправилась в Иерусалим в сопровождении брата — князя Давида и двоюродной сестры — монахини Евпраксии. На пути к Царьграду (Константинополю) ее встретил византийский император Мануил Комнин, который шел с войском против венгров. Он оказал ей великую честь, дав провожатых до Царьграда, где ее встретил Патриарх Лука и преподал ей благословение. Святая игумения посетила Софийский храм, вознесла молитвы ко Господу и, приобретя золотую кадильницу и разнообразные благовония, направилась в Иерусалим. В Святом Граде она с благоговением и молитвой поклонилась Гробу Господню, окадила его золотой кадильницей, а затем обошла все святые места. Трижды она приходила ко Гробу Спасителя, где молила Бога, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь на Святой Земле. Вскоре Полоцкая игумения заболела и через двадцать четыре дня, 23 мая (5 июня н. ст.), отошла ко Господу. Она была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого. В 1187 году Иерусалим захватил египетский султан Салах ад-Дин. Иноки, покидая Святую Землю и не желая оставлять мощи Полоцкой княжны в руках неверных, перенесли их в Киево-­Печерскую лавру . Так, по неизреченному Промыслу Божию, преподобная Евфросиния первой из жен была погребена в Киевских пещерах и одна из немногих жен вошла в плеяду Печерских святых.

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnaya...

П. М. Машерова В.В. Богатырева; ректор Полоцкого государственного университета О.А. Романов. Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора г. Минска (регент — В.И. Соболевский) и хор Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря под управлением монахини Февронии (Бармичевой). Литургия транслировалась в прямом эфире белорусского телеканала БТ-3, телеканалов «Союз» и «Спас» , на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и на сайте Белорусского экзархата. Часть верующих молилась за Патриаршим богослужением, наблюдая за трансляцией на большом экране, установленном на территории монастыря. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Иоанн Гаврильчик, клирик Спасо-Евфросиниевского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Слуцкого и Солигорского Евсевия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный архиерей преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление у мощей преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Минский и Заславский Вениамин. А.А. Румак огласил поздравление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по случаю 1030-летия основания Полоцкой епархии.  Настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) также приветствовала Предстоятеля Русской Церкви и преподнесла в дар Его Святейшеству икону преподобной Евфросинии Полоцкой, написанную сестрами обители.  Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель передал икону Пузовских мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной с частицами мощей. В связи с 15-летием настоятельских трудов Святейший Патриарх Кирилл вручил игумении Евдокии (Левшук) Патриарший наперсный крест. Сестрам Спасо-Евфросиниевского монастыря Святейший Владыка передал свою книгу «Слово к монашествующим».  Затем состоялось вручение церковных наград.

http://patriarchia.ru/db/text/5933902.ht...

Должен особо подчеркнуть: не дело Церкви предлагать техническое решение проблемы. Мы ставим вопрос и бьем в набат. Проблема останется нерешенной до тех пор, пока доступ к «грязным» ресурсам будет столь же легким и простым, как и ко всей остальной информации. Мы надеемся, что государство не оставит эту проблему без внимания, ибо она имеет, прежде всего, общественную важность. В развитие темы нравственного состояния общества, хочу поблагодарить Вас, Александр Григорьевич, за поддержку идеи создания Общественного совета по нравственности с участием видных деятелей культуры, искусства, науки и других сфер, высказанную Вами на прошлой нашей встрече. На протяжении минувшего года разрабатывалась концепция, проект Положения, списочный состав и иные вопросы, связанные с реализацией этого проекта, о чем я докладываю вам специальным письмом. Позвольте также информировать Вас, уважаемый Александр Григорьевич, о проекте Белорусской Православной Церкви по факсимильному изданию святыни белорусского народа — Слуцкого Евангелия. Эту реликвию по значимости можно сравнить с Крестом преподобной Евфросинии Полоцкой. Эту Священную книгу собственноручно переписал в 1581 году князь Юрий Юрьевич Олелько (1559–1586) — один из последних представителей славного рода Олельковичей, родственник святой праведной Софии Слуцкой. Выпуск этого издания позволил бы сделать его текст доступным как исследователям, так и широкому кругу людей, интересующихся историей и духовной культурой своей страны. На примере воссоздания Креста преподобной Евфросинии Полоцкой и серебряной раки княжны-игумении мы видели, с каким пониманием Вы, Александр Григорьевич, относитесь к вопросу сохранения духовного наследия белорусского народа. Надеемся, что и этот проект не останется без Вашего высокого внимания и деятельной поддержки. Проблемой остается необходимость дополнения и переработки школьных учебников по базовым дисциплинам и включения в них духовно-нравственного компонента. Такие предметы гуманитарного цикла, как белорусский и русский язык и литература, история, изобразительное искусство, нуждаются в корректировке.

http://e-vestnik.ru/church/mitrminsk_070...

Тогда-то и возникла идея о переезде в Латвию, чтобы там стать священником. Духовник Почаевской лавры архимандрит Алфей (Романюк) в июле 1980 года в своем письме митрополиту Рижскому и Латвийскому Леониду (Полякову) писал о Викторе как о глубоко верующем христианине, который «всегда был на молитве, исповедовался и причащался святых Христовых таин». А уже 31 августа за Божественной литургией в рижском кафедральном Свято-Троицком соборе он был рукоположен митрополитом Леонидом в сан диакона, а через неделю (7 сентября) — в сан иерея к храму Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в городе Тукумсе. В том же году отец Виктор поступил на заочное отделение Московской духовной семинарии (МДС), в которой учился по 1986 год. В характеристике, выданной для поступления в МДС, говорилось, что он на «должности настоятеля Никольской церкви в Тукумсе зарекомендовал себя только с положительной стороны. Благочестивый, смиренный, ревностно трудится на своем приходе, требователен к себе и к своим прихожанам, хороший, инициативный настоятель. Пользуется заслуженной любовью своих прихожан и духовенства епархии». 12 февраля 1982 года, согласно прошению, иерей Виктор Мамонтов был пострижен в мантию с наречением имени Виктор в честь мученика Виктора. В том же году с 1 апреля отец Виктор был освобожден от должности настоятеля храма в Тукумсе и назначен настоятелем церкви Преподобной Евфросинии Полоцкой в Карсаве. За ним также закрепили еще несколько приходов: Свято-Троицкий в деревне Голышево, Покровский в деревне Пудиново и Великомученика Димитрия Солунского в Квитайне. 19 февраля 1985 года иеромонах Виктор возведен в сан игумена. К -Рождеству Христову 1987 года — в сан архимандрита. С конца 1980-х до начала 2000-х эти годы стали наиболее плодотворными в плане общественного служения отца Виктора. В этот период он много путешествует, пишет книги и статьи, участвует в конференциях, а также принимает многочисленных гостей в Карсаве — в небольшом деревянном храме Преподобной Евфросинии Полоцкой, переоборудованном из священнического дома. Отец Виктор очень любил свой храм. Он с радостью рассказывал и о его куполах, крытых лемехом (тогда в Латвии это были единственные подобные купола, изготовленные по старинной русской технологии), и о его внутреннем убранстве с резными колоннами и новым иконостасом в старинном стиле. Мечтал отец Виктор и о строительстве нового храма, но… не довелось.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

По запричастном стихе архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний зачитал послание Синода Белорусской Православной Церкви в связи с 850-летием преставления преподобной Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. По окончании Божественной литургии в Спасо-Евфросиниевский монастырь под колокольный звон прибыл крестный ход из Софийского собора г. Полоцка. Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , епископ Друцкий Евсевий , представители областной, городской и районной власти, а также жители и гости города Полоцка проследовали к Соборной площади, где к ним присоединились Патриарший экзарх, архипастыри, духовенство, представители власти, почетные гости, сестры обители и паломники. Крестный ход завершился у Спасо-Преображенского храма. К присутствовавшим обратился уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак, огласивший приветственное слово председателя Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой. Далее Александр Румак обратился к участникам торжеств от имени Правительства Республики Беларусь. «Подвиг преподобной Евфросинии Полоцкой на ниве духовности и образования получил заслуженное признание современников, и в наши дни она остается примером образованности, трудолюбия и просветительства. Культурный расцвет белорусской земли в XII веке, становление Полоцка как духовного центра во многом связаны с просветительской деятельностью святой подвижницы. Неслучайно уникальные святыни, относящиеся к ее жизни, составляют неотъемлемую часть духовного и исторического наследия Беларуси», — сказал, в частности, уполномоченный по делам религий и национальностей. «Настоящими сокровищами нашей культуры стали возведенный при жизни преподобной Евфросинии Спасский храм с сохранившейся фресковой росписью, превосходный по красоте и исполнению Крест, созданный по ее заказу мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Это удивительное по точности и красоте исполнения произведение древнего ювелирного искусства. Сохранение историко-культурного наследия в числе важнейших задач государства, благородное начинание Церкви по его возрождению были поддержаны Главой государства. Восстановлены особо почитаемые святыни — Крест святой Евфросинии, ее рака, а также уникальные фрески, и сегодня мы можем вновь и вновь с трепетным восхищением обращаться к этим прекрасным и духовным символам», — добавил А. Румак.

http://patriarchia.ru/db/text/6033974.ht...

Через 30 лет, в 1155 году, неподалеку от Спасской обители преподобная построила Богородичную церковь и устроила при ней мужской монастырь. Есть предание, что она сама стала игуменьей и этой обители, мужской. Для своего мужского монастыря преподобная пожелала иметь древний чудотворный образ Эфесской иконы Божией Матери, для чего отправила без всяких сомнений в Царьград «слугу», который действительно скоро привез в Полоцк древнюю святыню. В 1239 году этот образ был дан в благословение на брак великому князю Александру Невскому с полоцкой княжной. Сейчас в монастыре хранится копия Эфесской иконы, подлинник же находится в Русском Музее в Санкт-Петербурге. Оба монастыря – и мужской и женский – стали центрами книжности и просвещения еще при жизни преподобной. При них были устроены иконописные мастерские, библиотеки и школы. Достигнув преклонных лет, преподобная решила посетить места земной жизни Спасителя. Первая русская женщина-паломница, она направилась в Святую землю, где молилась у Гроба Господня, чтобы Бог удостоил ее завершить свой земной путь во Святом Граде. Что и произошло 23 мая 1173 года, после непродолжительной болезни. Преподобная была погребена в монастыре святого Феодосия Великого недалеко от Иерусалима. Но спустя 14 лет, когда Иерусалим был захвачен султаном Саладином, иноки русского монастыря, покидая Святую землю, взяли с собой нетленные мощи полоцкой княжны и привезли их в Киево-Печерскую лавру. Где они и находились до 1910 года, когда попечением святой преподобномученицы Елисаветы Федоровны были возвращены в Свято-Евфросиниевский монастырь (ходатайства полоцких архиереев и православной паствы о перенесении святыни начались в 1832 году и продолжались в течение 77 лет, пока за это не взялась прп. Елисавета). Святые мощи перевозили на пароходе по Днепру до Орши, а затем еще 200 километров несли на руках через Витебск в Полоцк. На торжественной встрече мощей в Полоцке присутствовала великая княгиня Елисавета Федоровна, очень почитавшая преподобную Евфросинию. 100-летие этих событий празднуется в этом году.

http://pravmir.ru/polockij-matriarxat/

Великий подробно перечисляет те грехи, за которые на сестер возлагалась епитимья (на срок 1–2 недели): злословие, празднословие, отлучение из монастыря и свидания без разрешения, оскорбления сестер и т. д. 9  Для женщин, как и для мужчин, существует три ступени иноческого жития: рясофор, мантия и схима 10 . Ранний возраст пострижения для женщин был определен Василием Великим – 16–17 лет (правило 18). Трулльский собор (правило 40) назначает для женщин и мужчин единый возраст пострижения – не ранее 10 лет 11 . В синодальную эпоху по Духовному регламенту разрешалось постригать мужчин – не ранее 30 лет, а женщин – 50–60 лет. Только с 1832 г. возраст пострижения женщин был снижен до 40 лет 12 . 1. Женские монастыри на Руси в XI-XVII вв. Обращаясь к истории женских монастырей и женского монашества первых веков их существования на Руси, исследователь сталкивается с определенными трудностями. Вплоть до XVII в. включительно по этой теме мало источников: в основном это летописный, актовый и законодательный материалы, а также несколько жизнеописаний святых преподобныхЕвфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, великой княгини Евдокии и др. Кроме того, практически отсутствует один из основных источников по истории монастырей – это книги, написанные рукой монахини. Существует очень мало нарративных источников, связанных с авторством монашествующих женщин. До сих пор невыясненным остается вопрос о возникновении женских монастырей в Киевской Руси. Первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 г. 13  В этом году для своей дочери Анны (Янки) и внучки Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич основал Андреевский монастырь 14 , в котором была создана первая известная в истории школа для девочек: Янка «собраши младых девиц, неколико обучала писанию, такоже ремеслам: пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят» 15 . Н. Л. Пушкарева приводит версию о том, что Анна была помолвлена с византийским царевичем Константином Дукой Старшим, насильственно постриженным в монастырь. После этого события она приняла решение об уходе в монастырь. Впоследствии в этом же монастыре была пострижена в монахини сестра Анны Всеволодовны Евпраксия (Адельгейда) Всеволодовна, вдова маркграфа Генриха Штаденского. После смерти мужа она вышла замуж за германского императора Генриха IV но из-за скандального с ним развода вернулась в Киев 16 . Митрополит Макарий обратил внимание на факт, относящийся к истории Андреевского монастыря: в 1115–1127 гг. монастырем управлял игумен Григорий – это могло означать либо то, что монастырь стал мужским, либо то, что монастырь, оставаясь женским, подчинялся игумену 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010