Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНЕЙ (НЕСТЕРОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Ириней (Нестерович). Гравюра Л. А. Серякова. XIX в. Проповеди его были неподготовленные, очень простые и теплые, всегда направленные к подъему наших чувств в христианском духе, и он произносил их прекрасным звучным голосов, который долетал во все углы церкви. Уроки же его, или лекции его отличались необыкновенной простотой и тем, что мы могли его обо всем спрашивать и прямо, ничего не боясь высказывать ему наши сомнения и беседовать " . Уроки архимандрита отличались простотой, и вместе с тем он мог ответить на самые сложные вопросы. В воспоминаниях бывшего кадета говорится о телескопе — архимандрит увлекался астрономией, а детей привлекает в учителях разносторонность. Как и пример личного поведения. Высокое начальство, отстояв с кадетами обедню, гласно с ними поздоровалось. Кадеты громко ответили: «Здравия желаем, ваше высокопревосходительство!» Этого не мог стерпеть архимандрит: в церкви уместны только возгласы в честь и славу Бога, и никакие другие. Он так и объявил кадетам, за что и пострадал, кадеты его больше не увидели. Но зато какой он им дал урок! Здесь в кадетском корпусе у него произошло столкновение с директором Пажеского и Сухопутного корпусов и членом совета о военных училищах, генерал-адьютантом Н.И. Демидовым. В результате этого столкновения архим. Иринея убрали из корпуса и назначили епископом Пензенским. В то время это представляло почетную ссылку. 31 января 1826 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского . 3 ноября 1828 года при образовании двух самостоятельных кафедр стал Саратовским и Царицынским , 29 ноября того же года — Пензенским и Саранским. В Пензе еп. Ириней, как впоследствии и в Иркутске, лично наставлял прихожан истинной вере и заботился о просвещении инородцев. Объезжая епархию, высылал в Пензу безграмотных священников и заставлял их обучаться чтению, письму и правильному совершению богослужения... Его требовательность и строгость многим не нравились. Пошли разговоры о его строгости и чудачествах. Некоторые " смельчаки " дерзали даже публично посмеяться над преосвященным. Он, конечно, с достоинством отвечал таким " смельчакам " , но нервная система его постепенно расшатывалась. В конечном итоге преосвященный стал раздражительным. Поэтому ничего нет удивительного, что через несколько лет, когда Ириней только что приехал в Иркутск, случайно присутствовавший при первом служении медик сказал, что у него разлита желчь, и он никогда не может быть спокоен. Сам владыка, уже будучи в монастыре, не раз говорил: " хотя имя мое, Ириней, значит мир, но я ни с кем не мог быть в мире " .

http://drevo-info.ru/articles/15211.html

Скачать epub pdf Псалом 61 Псалом этот имеет следующее краткое надписание: В конец, о Идифуме, псалом Давиду. Надписание это то же, что у Пс.38 . Идифум был начальником одного из музыкально-вокальных хоров, бывших при Давиде ( 1Пар.16:41–42 ), а потому и надписание это имеет такой же смысл, какой указан нами выше, при объяснении надписания Пс.38 , т.е. что псалом этот, составленный Давидом, передан Идифуму, начальнику хора, для пения и музыкального его переложения. По содержанию своему псалом этот представляет молитвенную песнь Давида, в которой, жалуясь на врагов своих, он воодушевляет себя и других возлагать надежду на Бога и не ослабевать в подвигах терпения (ст. 2–9), и при этом, осуждая и выясняя всю суетность и лживость упования на богатство и на неправду, увещает уклоняться от этой суетности (ст. 10–13). Хотя некоторые толковники (блж. Феодорит, Зигабен, а за ними преосвященный Ириней и Палладий) относят псалом этот ко временам Маккавеев, восставших на защиту веры и отечества своего от притеснителей греко-македонян в лице Антиоха Епифана, и хотя для толкования его в отношении к бедственной истории Маккавеев имеются достаточные основания в самом содержании псалма, и в таком случае самый псалом нужно считать пророческим о Маккавеях, но при этом небезосновательно будет согласиться и с мнением позднейших исследователей вопросов о Псалтири (свящ. Н. Вишняков ), относящих этот псалом, вместе с другими, к современной песнопевцу истории Авессаломова восстания. Из обстоятельств, последовавших со дня бегства своего из Иерусалима до окончательного усмирения мятежников, псалмопевец извлекает и излагает в этом псалме поучительные уроки для всех верующих: о уповании на Бога, о суетности надежды на богатство и проч., как сказано выше. Пс.61:1 . Составляет надписание (см. выше). Пс.61:2–3 Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче. И в жизни праведника бывают такие затруднительные обстоятельства, которые, хотя на краткое время, наводят на него сомнения и колеблют душу его в такой степени, что доводят ее до уныния и отчаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНЕЙ (ОРДА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Ириней (Орда) Ириней (Орда) ( 1837 - 1904 ), епископ Орловский и Севский , духовный писатель, исследователь Священного Писания, проповедник. В миру Орда Харисим Михайлович, родился в 1837 году в с. Самовице. Его отец был священником, достиг этого сана без образования, благодаря доброму поведению и хорошим способностям и навыку к службе церковной из «дьяков», как прежде называли в Малороссии причетников. С детства Владыка познал нужду и трудности. Но и в том времени он находил светлые стороны. Преосвященный Ириней вспоминал: " Церковь в селе моего отца стояла на горе, была бедная, деревянная, дырявая. Зимою, в холода, ветер и мороз пронизывали насквозь стены и свободно гуляли по церкви. Отец и я с братом, уже будучи взрослыми, в Академии, — все в нагольных тулупах, которые и в церкви не снимались, — приходили вместе к службам; я с братом читал и пел на клиросе. Теперь вспоминаю всегда, как хорошо был научен тогда народ главным молитвам. Слышишь, бывало, как каждый вошедший в храм прочитает начальные молитвы или, по крайней мере, „Отче наш“, „Богородице Дево“, а затем каждый прочитает „Символ веры“ и „Десятословие“ " . Обучался в Полтавской духовной семинарии . В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию . 26 апреля 1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания. 25 сентября 1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии. С 1880 года - благочинный Киево-Подольских церквей. 4 августа 1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита . 9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского , викария Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре .

http://drevo-info.ru/articles/13363.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В монастыре Жича торжественно отпраздновали 800-летие автокефалии Сербской Православной Церкви В ознаменование 800-летия автокефалии 09 октября в Музее Сербской Православной Церкви в г. Белграде открывается выставки «Восемь веков искусства» БЕЛГРАД. 6 октября в монастыре Жича, именуемом Царской лаврой, торжественно отпраздновали 800-летие автокефалии Сербской Православной Церкви (1219-2019 гг.). Центральным событием праздника стала Божественная литургия, которую возглавил Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий Святейший Патриарх Сербский Ириней. В алтаре на богослужении молились епископы, прибывшие на праздник, духовенство и монашествующие из разных стран и епархий. Из-за большого количества участников этого исторического события, прибывших в монастырь Жича, место служения литургии было расположено в восточной части территории монастыря. Его Святейшеству молитвенно сослужили Его Преосвященство епископ Жичский Иустин, Его Высокопреосвященство архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, митрополит Дабробосанский Хризостом, митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, Преосвященный епископ Сремский Василий, епископы Будимский Лукиан, Банатский Никанор, Новограчаницкий и Среднезападно-Американский Лонгин, епископ Канадский Митрофан, Бачский Ириней, Британско-Скандинавский Досифей, Враньский Пахомий, Шумадийский Иоанн, Браничевский Игнатий, Зворничко-Тузлянский Фотий, Милешевский Атанасий, Будимлянско-Никшичский Иоанникий, Дюссельдорфский и Германский Григорий, Вальевский Милутин, Рашко-Призренский Феодосий, Тимокский Иларион, Западно-американский Максим, Восточно-американский Ириней, Крушевацкий Давид, Славонский Иоанн, Бихачско-Петровацкий Сергий, Нишский Арсений, Австралийско-Новозеландский Силуан, Буэнос-Айресский и Южноамериканский Кирилл, Далматинский Никодим, Осечко-Польский и Бараньский Херувим, Захумско-Герцеговинский Димитрий, Полошко-Кумановский Иоаким, Моравичский Антоний, Брегалничский Марко, Стобийский Давид, Ремезианский Стефан, Диоклийский Мефодий, Мохачский Исихий, архимандриты монастыря Студеница Тихон (Ракичевич) и Йован (Радосавлевич), игумен Сопочанский Феоктист, а также клирики Сербской Православной Церкви в священническом и диаконском сане.

http://sedmitza.ru/text/9268246.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Завершил работу I Всеукраинский Миссионерский съезд (комментарий в интересах нации) Итоговый документ I Всеукраинского Миссионерского Съезда Украинской Православной Церкви 29 мая 2003 года, г. Киев По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, с 27 по 29 мая 2003 года в г. Киеве проходил Первый Всеукраинский Миссионерский Съезд Украинской Православной Церкви, организованный Синодальным отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви при участии Всеукраинской организации в поддержку канонического Православия «Путь Православных» в честь святого равноапостольного князя Владимира, Всеукраинского православного педагогического общества, Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, Киевских Духовных Академии и Семинарии, Миссионерского Духовного училища Украинской Православной Церкви. Форум обсудил современное состояние миссионерской деятельности в Украине, трудности и первостепенные задачи, наметил перспективы Православной миссии, рассмотрел проект Миссионерской концепции Украинской Православной Церкви. Съезд избрал своим Почетным Председателем Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Работу Съезда возглавил Председатель Синодалного отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства епископ Полтавский и Кременчугский Филипп. В работе форума приняли участие Постоянный член Священного Синода, Высокопреосвященнейший митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Высокопреосвященнейший митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Высокопреосвященнейший архиепископ Львовский и Галицкий Августин, Преосвященнейший епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, Преосвященнейший епископ Криворожский и Никопольский Ефрем, Преосвященнейший епископ Сумский и Ахтырский Иов, Преосвященнейший епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан.

http://sedmitza.ru/text/396831.html

XV. Св. Синод в царствование Павла I и Александра I Последний доклад, с которым Св. Синод 24 октября 1796 года обращался к государыне императрице, был подписан Гавриилом митрополитом новгородским, Амвросием архиепископом казанским, Иннокентием архиепископом псковским, Иринеем епископом тверским, духовником Саввой Исаевым и Лукианом протоиереем преображенским. В этом докладе, как сказано, Синод ходатайствовал о назначении членом новоспасского архимандрита Анастасия (Братановского) на место Амвросия (Орлина), назначенного епископом в Вятку. Доклад этот был разрешен императором Павлом резолюцией 12 ноября 1796 г. «быть по Сему». Вслед за сим 16 ноября государь дал Синоду указ: «Духовнику нашему придворной церкви протоиерею Исидору Петрову повелеваем присутствовать в нашем Синоде». Назначая в Синод Петрова, государь озаботился определить ему и содержание, -а потому указом придворной конторе повелел: «назначенному производить жалование и прочее довольствие против получаемого по ныне духовником Саввой Исаевым, а равно ему и оному Исаеву производить тоже все жалованье и прочее довольствие, что получал». При докладе сих высочайших указов Синоду, присутствовавший в оном протоиерей Савва Исаев объяснил Синоду «о слабости своего здоровья, не позволяющей ему продолжать более служения; поэтому просил исходатайствовать ему от должности увольнение». Синод, доклёвывая о сем государю, просил уволить Исаева «от всех его должностей с произвождением по смерь его тех же самых окладов, какие он получал». На сем докладе 18 ноября последовала высочайшая резолюция «быть по сему». Духовник Исидор Петров назначен «купно и протоиереем московского Благовещенского собора». Во время этих перемен Иринея тверского не было в Синоде и в С-Петербурге. По указу Екатерины, от 10 августа 1796 года он, ка сказано выше, был командирован к князю Репнину по случаю открытия Виленской и Слонимской губернии. По поводу вступления императора Павла на престол, Ириней приветствовал Его Величество, и в ответ на это приветствие получил следующий рескрипт: «Преосвященный архиепископ Ириней! Принесенное вами мне поздравление и изъявление чувствований ваших, усердия и преданности ко мне, приемлю с благоволением, и благодарю вас за оные, спешу известить вас, что по изменившимся обстоятельствам присутствие ваше в Вильно сделалось более ненужным, а потому и соизволяю, чтобы вы возвратились сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В Нью-Йорке состоялся Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви 27 сентября 2022 г. 16:38 13-21 сентября 2022 года в Синодальной резиденции в Нью-Йорке прошел Архиерейский Собор  Русской Зарубежной Церкви . 13 сентября члены Архиерейского Собора во главе с  митрополитом Берлинским и Германским Марком  совершили в Знаменском соборе Нью-Йорка Божественную литургию. По окончании богослужения архипастыри совершили молебен на открытие Архиерейского Собора. На Собор прибыли митрополит Берлинский и Германский Марк,  архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл ,  архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил ,  архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр ,  епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн ,  епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней ,  епископ Манхэттенский Николай ,  епископ Сиэтлийский Феодосий ,  епископ Сиракузский Лука ,  епископ Сонорский Иаков ,  епископ Вевейский Александр  и  епископ Штутгартский Иов .  Епископ Канберрский Георгий  участвовал в работе Собора с помощью удаленной связи. После трапезы в большом зале заседаний Синодальной резиденции состоялось открытие Архиерейского Собора. Во вступительном слове митрополит Марк, в частности, отметил: «В очень тяжелых условиях нам приходится приступать к избранию нового Первоиерарха. Нужна спокойная рука, чтобы вести корабль нашей Церкви через бушующее море. Для этого прежде всего нужна истинная соборность, при которой любые решения будут приниматься после досконального изучения именно в соборном духе». Затем товарищем председателя был избран архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, секретарями Собора — епископ Манхэттенский Николай, епископ Сиэтлийский Феодосий и епископ Штутгартский Иов. Членами счетной комиссии Архиерейского Собора стали епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней и епископ Сиракузский Лука. Совершив в Знаменском соборе поминовение почивших Первоиерархов Русской Зарубежной Церкви, архиереи приступили к  избранию  нового Первоиерарха. Первым голосовал митрополит Марк, затем другие члены Архиерейского Собора. После оглашения результатов второго тура голосования члены Собора возгласили «аксиос» епископу Николаю, были провозглашены ектения «о господине нашем Преосвященнейшем епископе Николае, избранном Первоиерарсе Русския Зарубежныя Церкве» и многолетие.

http://patriarchia.ru/db/text/5963358.ht...

Толкования на псалмы преподобного Амвросия Оптинского в свете творений архиепископа Иринея (Клименьтьевского) и епископа Палладия (Пьянкова) Источник Старцы Оптиной пустыни предавали исключительное значение святоотеческой экзегезе Священного Писания . Преподобный Макарий Оптинский писал учёному монаху в 1852 году: «Да благословит Господь предлежащий вам труд – заниматься истолкованием св. книг Ветхаго Завета. Я полагаю, что вы верно будете иметь руководством в столь важном деле толкование св. отцев, потрудившихся в испытании сем и глубины Духа изыскавших, помощию Божиею и просвещением свыше» 1 . Преподобный Амвросий исполнил заповедь своего духовного наставника, о чём красноречиво свидетельствует изъяснение 126-го псалма, надиктованное им для общего назидания 2 . Поучение преподобного искусно составлено на основе толкований восточных отцов, даны необходимые ссылки 3 . Книга Псалмов не осталась без внимания русской богословской науки XIX века. Среди академических трудов, посвящённых полному толкованию Псалтири, наиболее известны книги архиепископа Иринея (Клементьевского) 4 (1751 – 1818) и епископа Палладия (Пьянкова) 5 (1816 – 1882). Следует напомнить, что преподобный Амвросий был в молодые годы знаком со школьным богословием. Обладая прекрасными способностями, он успешно закончил семинарию и перед уходом в монастырь преподавал в Липецком духовном училище 6 . Представляется важным взглянуть на поучения оптинского старца в свете творений авторитетных богословов, предшественников и современников преподобного. Плодотворная научная деятельность архиепископа Иринея и епископа Палладия была посвящена преимущественно экзегезе Священного Писания 7 . Епископы не были современниками и подходы к толкованию Писания имели различные, поэтому их комментарии на псалмы дополняют друг друга. Экзегетический метод, которого держался архиепископ Ириней, вполне укладывается в правила, предложенные митрополитом Платоном (Левшиным) 8 . Автор выделяет основной смысл псаломского текста, который носит иногда исторический, иногда аллегорический или нравственно-назидательный характер. Толкуя псаломские стихи, епископ обращается более всего к другим библейским книгам, реже приводит мнение святых отцов. Как пишет Н. Вишняков , преосвященный Ириней довольствовался «простейшей передачей мысли, какая заключается в букве текста, или какая указывается в нем Церковным Преданием» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Результаты работы тематических групп по итогам второго дня Архиерейского Собора (комментарий в свете веры) Фото - Пресс-служба Архиерейского Собора Результаты работы тематической группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. 25 июня рабочая группа Архиерейского Собора «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» под председательством Высокопреосвященнейшего Филиппа, архиепископа Полтавского и Миргородского, и Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, обсудила задачи и проблемы развития православных СМИ и церковного книгоиздания, а также вопросы работы с молодежью. В заседании рабочей группы приняли участие 26 архиереев из России, Украины, Беларуси, Западной Европы и Северной Америке. Секретарь — Преосвященный Серафим, епископ Бобруйский и Быховский. С докладами выступили председатель Синодального отдела по работе с молодежью архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев и руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. В обсуждении докладов приняли участие митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, епископ Гродненский и Волкосвысский Артемий, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, епископ Кливлендский Петр. Фото - Пресс-служба Архиерейского Собора Работа с молодежью. В последние годы в Церкви формируется твердое убеждение в том, что духовно-просветительская и воспитательная работа в молодежной среде требует особых форм и методов.

http://sedmitza.ru/text/415058.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Синодальной резиденции первоиерарха Русской Зарубежной Церкви состоялись очередные заседания Архиерейского Синода 11.12.2016 В четверг, 8 декабря, в отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, помолившись за Божественной литургией в Сергиево-Радонежской крестовой церкви Синодальной резиденции в Нью-Йорке , митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) открыл очередное заседание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей , призвав помощь Божию на предстоящие деяния. В нынешнем заседании приняли участие архиепископы Берлинский и Германский Марк, Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, Монреальский и Канадский Гавриил, Чикагский и Средне-Американский Петр, епископы Манхэттенский Николай и Сакраментский Ириней. В четверг утром Архиерейский Синод принял ряд церковно-дисциплинарных решений, касающихся запрещенных в священнослужении клириков. Архимандрит Роман (Красовский) , Начальник Духовной Миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме, подробно доложил о жизни в Спасо-Вознесенской русской женской обители на Елеоне, в русском женском монастыре равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании и в мужской лавре преподобного Харитона Исповедника, о готовящихся на Елеоне торжествах по случаю наступающего в грядущем году 200-летия со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) , о добрых взаимоотношениях между обеими частями Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, благодаря совместной работе их начальников. Преосвященные архипастыри имели суждение о положении дел в Великобританской епархии , где благолепный Успенский кафедральный собор расписывается наилучшими иконописцами под руководством преподавателя иконописной школы при Московской Духовной Академии. Роспись будет закончена осенью будущего года, когда планируется совершить великое освящение собора в Лондоне , при этом переименовав его в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Выслушав доклад архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта) , Архиерейский Синод удовлетворил прошение об освобождении Его Высокопреосвященства от управления Великобританской епархией, придав приходам последней статус непосредственного подчинения Председателю Архиерейского Синода.

http://drevo-info.ru/news/21707.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010