Что же, возлюбленные, не желать ли и нам, чтобы это славное Преображение Господа и Спаса Нашего повторилось перед нашим взором? Не правда ли, что наш век, так сильно навевающий с запада духом противления Евангельской истине, чуть ли не по преимуществу, есть век сомнений, неверия, соблазнов? Не правда ли, что в наше время, вера и благочестие столько встречают повсюду камней претыкания, что и избранные Божии могли бы преткнуться и пасть, если бы благость и премудрость Божия не вела их особыми путями. Итак, не желать ли, говорю, чтобы Преображение Господне, так или иначе повторилось среди нас, как средство чрезвычайное к предохранению нас от соблазнов мира лукавого и к утверждению духа нашего в вере православно-спасительной? Сколь ни странным представляется вопрос сей, однако, братия моя, преображение, в самом деле, желательно, и не только желательно, но и необходимо для нас в деле спасения, только не преображение Господа перед нами, что, впрочем, и немыслимо, а преображение наше перед Ним, чего требует от нас и святой Апостол ( Рим. 12:2 ). В чем же состоит это последнее? Преображение наше состоит в том, чтобы нам отложить, сбросить с себя ветхого человека, как загрязнившуюся одежду, оставить преступную жизнь со всем ее внутренним греховным настроением, – со всеми устаревшими порочными началами, привычками и стремлениями, – со всеми нечистыми помыслами и чувствами, и облечься в нового человека ( Еф. 4:22–24 .), начать жизнь святую и богоугодную, восставить в себе потемневший от грехов образ Божий, и всемерно поддерживать его делами светлыми и благими. Кто не согласится, что такое преображение наше, такое преобразование, претворение, перерождение, совершающееся в нашем духе силой и действием Духа Божия, и объемлющее наш ум, нашу волю, наше сердце и всю нашу жизнь, для нас крайне необходимо. Жизнь преобразованная и направленная по духу Христову есть конец, цель нашей веры в Господа Иисуса Христа, но она же есть лучшее и надежнейшее средство и к предохранению нас от неверия и увлечения духом века сего. Чтобы мы ни делали для поддержания и укрепления в себе духа веры, чтобы ни делал с нами Сам Бог, чтобы предохранить нас от искушения и соблазнов мира, но если не будет в нас жизни по вере, то наша вера, как бы ни казалась крепкой, изнеможет и омертвеет, тем паче не возрастет в ту веру спасительную, которая и на будущее смотрит, как на настоящее, и в невидимом уверяется, как в видимом ( Евр. 11:1 ), и которая одна может нас оправдать перед Богом. Вера без жизни есть слово без мысли, мысль без доказательства, тело без души. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

И вот Голгофскому страшному позорищу предшествует многознаменательное видение Фаворское. Могло быть, что и оно не было понято вполне, но оно не могло не запасть в незлобивое сердце самовидцев славы и не оставить в них навсегда ощущений самых сильных и благотворных, для того, чтобы ободрить и укрепить дух их в приближавшуюся бурю сомнений, страхов и соблазнов. Предсказание во всяком случае отнимает силу соблазна у предсказанного, но предсказание, подкрепленное видением, тем паче. Исход земной жизни, ожидавший Христа в Иерусалиме, был предметом разговора на Фаворе. Ученики не могли не слышать его, и не вынести из него, по крайней мере того глубоко внедрившегося в них чувства и убеждения, что возлюбленному Учителю их, хотя и предстояло что-то непонятное, но, чтобы ни случилось с Ним, во всяком случае Он от Бога исшел ( Иоан. 8:42 ), и есть Христос Божий, избранный. Ужасные события на Голгофе могли омрачить и сильно потрясти это чувство, но не могли всецело исторгнуть его, тем паче, что и сами они должны были мало-по-малу ослабевать в очах Апостолов, и принимать иной вид, по мере того, как стали оживать в них обумершие припоминания, что о страдании, которое претерпел Господь их, и о кресте, на который теперь вознесен Он, они слышали, многократно, и даже на Фаворе, – слышали в ту самую минуту, когда видели славу Его, и внимали свидетельству о нем Самого Отца, и что вследствие сего, страдание, которое Он терпит, не есть страдание человека, Богом отверженного, но страдание вольное, страдание Сына Божия возлюбленного, полагающего душу свою за живот мира, о себе ( Иоан. 10:18 ), т. е. потому что, Сам он восхотел сего, вследствие неисповедимых о Нем определений Бога Вседержителя. Так, братия, видение Фаворское могло служить к предохранению веры в Апостолах, и к ограждению их от тех искушений и соблазнов, которые неудержимо лились с вершины Голгофской, и сильным потоком приражались к глубоко-тревожным сердцам их! Не один Петр горько плакал в это время среди осиротевшей святой семьи. И весь единонадесятый лик Апостольский не без слез и воздыханий проводил дни страха и болезнования, – дни не многие и незначительные по времени, но самые знаменательные и великие из всех дней мира, по совершившемуся в них таинству. Могли ли же они, при невозвратной, как казалось, потере всех надежд и чаяний, – могли ли пораженные скорбью ученики Христовы, для взаимного ободрения друг друга в вере и уповании, не воспоминать отрадного Фаворского видения, когда один из них, и всю остальную жизнь свою, не преставал памятовать о нем, не преставал возвещать силу и пришествие Господа Иисуса Христа, неухищренным баснем последуя, но будучи самовидцем Его величия на горе святей ( 2Петр. 1:16,17 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

1 «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние» (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Кондак, глас 7). 2 Праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым (1 Тим. 1: 9). 3 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя (Пс. 79: 15—16). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 19 августа, 2011 18 августа, 2016 19 августа, 2015 19 августа, 2023 19 августа, 2022 19 августа, 2021 19 августа, 2020 19 августа, 2019 19 августа, 2019 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/osvyatite-sebya-kak-ya...

По штатам 1764 года монастырь закрыт, а Спасские церкви превращены в приходские. Женский Спасо-Преображенский монастырь переведен в Иоанно-Предтеченский, бывший мужской. В 1855 году иждивением почетного гражданина города Ильи Яковлевича Грибанова вокруг храмов построена каменная ограда с железными решетками. В 1857 году им же обновлено внутреннее убранство и пристроено новое крыльцо Сретенской церкви. 19 июля 1928 года Президиум Северо-Двинского губисполкома своим постановлением передал Преображенскую церковь Северо-Двинскому губархиву под хранилище архивного имущества. В сентябре 1928 года состоялось последнее богослужение, а 12 ноября начали снимать колокола с колокольни Преображенского храма. Храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Спасо-Преображенская церковь) Когда была построена первоначальная холодная церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, точно не известно, но в 1422 году она уже существовала, так как монастырь был основан уже при существующей церкви. О чем свидетельствует запись в «Летописи Великоустюжской»: « 1422. При Преображенской церкви въ городе Устюге открытъ девичий Деревянная Преображенская церковь существовала до пожара 1679 года, о чем свидетельствуют «Сотная с писцовых книг» 1630 года и «Писцовые книги» 1683 года. В частности в «Писцовых книгах» 1683 года дано подробное описание внутреннего убранства Храм деревянный, шатровый с одним куполом. В алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы с Превечным младенцем украшенный серебром и жемчугом. Над жертвенником образ Спаса Нерукотворенного украшенный серебром золоченым в киоте. Царские двери обложены оловом золоченым и листовым золотом. Над вратами, над сенью: в отдельном киоте с пятью куполами, на двух столбцах образ Иисуса Христа Эммануила написанный на золоте. По сторонам Ангелы. В тяблах: вверху Деисус, написанный на золоте, внизу на пятнадцати деках святые. Во втором поясе – Двунадесятые праздники. В третьем поясе – Пророки стоящие. В четвертом – Праотцы поясные. Все образа написаны на золоте. Возле царских врат: образ Преображения Господня, украшенный жемчугом; образ Спаса Вседержателя, украшенный серебром сканым золоченым; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с Превечным младенцем, украшенный серебром резным золоченым и жемчугом; образ Воскресения Христова, украшенный золоченым серебром; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с праздниками, украшенный серебром золоченым и жемчугом в отдельном киоте межвратный; образ Сретения Господня в отдельном киоте; образ Преображения Господня, украшенный золоченым резным серебром и жемчугом в отдельном киоте.

http://sobory.ru/article/?object=03694

В «Летописи Великоустюжской» под 1493 годом описано чудо произошедшее в Спасо-Преображенском монастыре: «1493 г. Въ Устюге Великомъ, въ Спасо-преображенскомъ девичьемъ монастыре, отъ образа Преображения Господня текло муро изъ грудей спасителевыхъ и отъ святыхъ пророковъ Моусея и Упоминается монастырь и в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ же противъ Спаскихъ воротъ м-рь Спаской девичей, а въ немъ церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна вверхъ, да теплая церковь Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна клетцки, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье монастырское приходныхъ людей; а на м-ре въ келье игуменья Марфа, да 12 келей, а въ них живут 54 старяцы, все кормятца въ миру Христовым Как видим, к 1630 году в монастыре имелось два храма – во имя Преображения Господня холодный и во имя Сретения Господня теплый, а так же кельи. В 1679 году монастырь сильно пострадал от пожара: «В лето 7187, а от Рождества Христова 1679. Сентября в 1 день во 2-м часу дни в Устюге Великом в Афанасьевской улице загорелась баня у Степана Кошки близ таможни; и от того возгорания погорели …две церкви и у Спаса Преображенском монастыре, две церкви и с После пожара монастырь был восстановлен, о чем свидетельствуют «Писцовые книги» 1683 года: «Спасской девичь монастырь за острожною осыпью, что по конецъ улицы Гулынки, а въ немъ церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа холодная… Церковь теплая съ трапезою и съ папертью… колокольня древяная рубленная… И въ прошломъ во 187 г. въ пожарное время те обе церкви и колокольня сгорели; построена на техъ местехъ одна церковь теплая съ трапезою клетцки… А на монастыре 29 келей, а въ нихъ живутъ В 1683 году вместо двух храмов в Спасо-Преображенском монастыре существовала одна теплая Сретенская церковь. В 1679-1696 годах строится каменная холодная Преображенская церковь. В 1715 году сгорела теплая деревянная Сретенская церковь. В 1725-1739 годах строится каменная теплая Преображенская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=03694

И снова долго молился святой преподобный Варлаам, и в третий раз послал пономаря на верх церкви: «Посмотри, что делается над городом?» По повелению чудотворца Варлаама поднялся на церковь пономарь и увидел над городом тучу огненную, и снова охватил его великий ужас. И сошел с церкви пономарь и вошел в церковь святого Спаса и видит – молится чудотворец Варлаам Богу. И спросил преподобный Варлаам пономаря, что видел он над городом. Тогда начал пономарь рассказывать святому преподобному Варлааму, что видел он над Великим Новгородом тучу огненную. И сказал чудотворец Варлаам пономарю: «Через три года после мора будет сильный пожар в Великом Новгороде – вся Торговая сторона сгорит и великое множество людей сгорит, потому что, брат пономарь Тарасий, Пречистая Богородица со всеми святыми умолила сына своего и Бога нашего Иисуса Христа и избавила город свой от потопа». И преподобный Варлаам, помолившись Господу Богу, и Пречистой Богородице, и всем святым, вернулся в гробницу свою. И свечи и кадила сами собой погасли. ВИДЕНИЕ ХУТЫНСКОГО ПОНОМАРЯ 446 ТАРАСИЯ МОЛЕНИЕ ПРПОДОБНАГО ОТЦА ВАРЛААМА 447 О ГРАД И О ЛЮДЕХЪ В лто 7013 бысть чюдо прславно и видние ужаса исполнено въ прчестней обители боголпнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и прподобнаго и богоноснаго отца нашего Варлаама. Бывшу пономарю в церкви святаго Спаса в полунощи нкия ради потребы церковныя, Тарасию именемъ. Видитъ на паникадилех 448 и въ свтилницхъ свща вся вжегшася, и кадила 449 возгоршася, и от благоухания благовоннаго фимиана и ливана церковь исполнену. И зритъ пономарь очима, – не во сн, но яв, – из гроба своего исходяща прподобнаго чюдотворца Варлаама и бывша в церкви святаго Спаса. И нача прподобный Варлаамъ молитися Господу Богу нашему Исусу Христу и Прчистй его матере, Прсвятй Богородицы, и всмъ святымъ со слезами и с великимъ умилениемъ, яко на три часы. Понамар же бысть во ужас велиц. И прииде к пономарю Тарасию самъ Варлаамъ чюдотворецъ и глагола ему: «Брате Тарасие, хощетъ Господь Богь погубити Великий Новъград. Взыди, брате, на самый верхъ церковный и узриши пагубу Великому Нову-граду, что хощет ему Господь Богъ сотворити».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архангельск, 1999. С.: 71, 78, 84 Приход, состоявший из двух селений - с. Ижмы и д. Ижмозерской (8 верст от приходских церквей), располагался в 20 верстах к северо-востоку от Архангельска, на берегу р. Ижмы. В приходе было 2 церкви: теплая - во имя Воскресения Христова и холодная - Преображенская. Первая церковь во имя Преображения Господня была построена, вероятно, через несколько лет после нападения мурманов и норвежцев на двинские селения, совершенного в 1419 г. Затем до XVII в. нет сведений. В середине XVII в. крестьяне Ижемской волости направили прошение митрополиту Никону, в котором они писали, что их " отцы и деды и иных волостей люди, по обещанию своему, воздвигли церковь Преображения Господня, а как семь годов сряду хлеб не дошел и озяб от морозов, то нам сиротам с церковной земли и также с купленной дани платить к той церкви нечим … и той церкви строить нечим и попу с причетники жить неучего и ружить их нам сиротам нечим и твоей Государь Святительской дани с той церкви платить нечимже... " (Цит. по: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 164). Упоминаемая в прошении церковь была достроена и освящена 6 июня 1679 г., о чем была сделана надпись в иконостасе: " Освятися храм сей во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа лета 7187 Июня 6 числа… " (там же, с. 164). В церкви было два придела: южный - во имя препп. Зосимы и Савватия Соловецких и северный - во имя преп. Антония Сийского. Антиминсы были: в одном из них от 1772 г. (без подписи архиерея) и в другом - от 1763 г. Первая теплая церковь была построена постриженником Архангельского монастыря монахом Александром Боровиковым, освящена в честь Преображения Господня. По распоряжению Преосвященного Афанасия в 1699 г. церковь была отдана ижемским крестьянам. Однако, крестьяне не ремонтировали церковь и она обветшала, на что монах Александр жаловался Преосвященному Афанасию. В 1711 г. эта церковь, стоявшая на самом берегу р. Ижмы, по благословению Преосвященного Рафаила, была перенесена на другое, более безопасное место, и освящена в 1712 г.

http://sobory.ru/article/?object=13845

Об этом погосте в писцовых книгах 1628 г. говориться, что погост Прибуж на реке Плюсе, а на том погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, деревянная, в церкви образа, свечи, книги, колокола и всякое церковное строение мирское приходских людей… В 1753 г. июня 28 копорского полка полковник Иван Стефанов, сын Хвостов, в своем прошении Елизавете Петровне, называя церковь Преображения в погосте Прибуже, весьма древнею, построенную родителем его, просил дозволения построить каменную церковь. Брат Ивана Хвостова, Семен, построил новую каменную церковь. Надпись на деревянном кресте свидетельствует, что церковь освящена при Елизавете Петровне, при Стефане, архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук, 1755 г. октября 7 дня, индикта 3-го Череменецкого монастыря игуменом Иоилем. А почему храм с 1753 по 1755 гг. не был освящен, на это есть ответ: Стефан, управляющий епархией новгородскою, к которой принадлежал Прибуж, не хотел освятить храм на том основании, что причт не имел на церковную землю выписи из писцовых книг. Кроме этой церкви, здесь, была еще помещичья церковь св. Троицы, каменная, стоящая на месте нынешней колокольни. Она была построена помещиком Иваном Стефановичем Хвостовым в начале нынешнего столетия. Но судьба церкви несчастна: сильный ветер сорвал главный купол с нее, а приемники Хвостова или по нерадивости, или по недостатку средств, не возобновляли ее. В 1821 г. она сгорела от неосторожности жены священника Иоанна Игнатьева. Вместе с церковью сгорели дома священника и дьячка и колокольня. Настоящий храм однопрестольный, во имя Преображения Господня. Антиминс его освящен митрополитом Гавриилом в 1778 г. В 1861 г. храм сделан теплым на средства князя Салтыкова, но вследствие сырости, печи выломаны. В церкви замечательна икона Преображения, бывшая, как видно по надписи на ней, когда-то местною в иконостасе. Иконостас поновлен иконописцем Выскатной волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса имеют характер древности.

http://sobory.ru/article/?object=14676

Когда же мы взошли в келлию, я увидел два стола стоящих, и на них хлеб и овощи, и две рыбы испеченныя. Когда же мы поели, опять Святый сказал: возьми, чадо, сия отсюда. И вдруг сама собою взялась трапеза " . День провел Антоний с Нифонтом в рассуждении " по учению Евангелия, о силе веры " и в молитве. " Вечером того же дня, по принятии нами пищи, сказал Святый: днесь разлучается душа моя от страстей плотских. И сряду, молитву сотворив, благословил меня. Тогда час ночи был шестый. По молитве никого я не увидел. Поутру же приняв благословение я отправился, славя Бога, прославляющаго Угодники Своя, дающа благая рабом Своим " . Подвизаясь в Рублевской пустыне, святой Антоний постоянно молился Всемилостивейшему Богу, чтобы сподобил его получить иноческий образ, ибо хотя он и пребывал вдали от людей, но был еще мирянином. Молитва его не осталась не услышанной. Однажды, в праздник Вознесения Господня, явился ему ангел Господень и сказал: " Антоний! иди на место, называемое Леохна, на три поприща отсюда " . Беспрекословно повинуясь воле Божией, немедленно оставил он свое уединение и отправился на указанное место. Придя в Леохново, он нашел здесь священноинока Тарасия, который и постриг его в монашество. Проходя трудный путь иноческой жизни, они построили храм, с благолепием украсили его иконами, снабдили книгами и всем необходимым. Когда церковь была совершенно готова, они отправили посла к новгородскому архиепископу просить, чтобы он дозволил им освятить построенный храм и прислал им антиминс. Услышав от посла имя преподобного, архиепископ поспешил исполнить просьбу иноков, преподал благословение преподобному Антонию и отправил с посланным антиминс. Храм был освящен 6 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это было не позднее 1556 года. С течением времени к Леохновским подвижникам мало-помалу начали собираться ревнители подвижнической жизни. Многие из приходящих, подобно самому Антонию, были благородного происхождения, оставляли родителей и родственников и, ревнуя о спасении, селились в обители преподобного.

http://elitsy.ru/holy/temple/13596/

Тогда они и обратились к владельцу села с просьбой начать строительство нового, более просторного храма. К тому времени Смольнево уже перешло по наследству к сыну Семёна Андреевича - графу Владимиру Семёновичу Салтыкову (1705-1751). Новый молодой хозяин не стал откладывать дело в долгий ящик и в том же 1736-м году затеял строительство каменного храма, гораздо большего, который освятил в честь праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Один из приделов его было решено освятить, как и старую церковь, в честь Казанской иконы Божией Матери. Уже через год придел был готов. Его освятил священник Данутинского погоста по имени Яков Степанов. Однако дальнейшее строительство растянулось на долгие десятилетия. К сожалению, точных дат завершения строительства и освящения храма не сохранилось, как и не сохранилось имени архитектора, спроектировавшего это величественное строение. Известно лишь, что завершал дело своих предков внук Семёна Андреевича - граф Сергей Владимирович Салтыков (1739-1800). В окончательном варианте храм выглядел монументальным строением. Во-первых, он был двухэтажным. Внизу было устроено три придела: главный - Спасопреображенский, южный - во имя Святой Живоначальной Троицы и северный - в честь Казанской иконы Божией Матери. На втором этаже устроили придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Над основным объёмом храма строители возвели восьмигранную двусветную башню, а западнее - такую же колокольню, на которой в 1799 году установили часы. По периметру второго этажа построили открытую галерею, чтобы проводить крестные ходы вокруг храма. Они, кстати, проходят по галерее и сегодня, уже в возрождённом храме. Многие задаются вопросом: почему у храма столь необычная архитектура? На этот счёт нет точного ответа. Бытует мнение, будто Сергей Владимирович Салтыков взял в жёны немку, которая приняла православие. Чтобы сделать жене приятное, граф заложил во внешний архитектурный образ башен элементы западной готической архитектуры и даже в нишах у входа поставил скульптуры святых (их потом по настоятельной просьбе владыки удалили).

http://sobory.ru/article/?object=06748

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010