«…золото и серебро…» не сами по себе почитались, а разумеются здесь изображения, идолы, делаемые из этих металлов. «…негодный камень, дело давней руки…» – разумеются каменные изображения и статуи, обоготворяемые по причине их большой древности. Прем.13:11 . Или какой-либо древодел, вырубив годное дерево, искусно снял с него всю кору и, обделав красиво, устроил из него сосуд, полезный к употреблению в жизни, Прем.13:12 . а обрезки от работы употребил на приготовление пищи и насытился; Прем.13:13 . один же из обрезков, ни к чему не годный, дерево кривое и сучковатое, взяв, старательно округлил на досуге и, с опытностью знатока обделав его, уподобил его образу человека, Прем.13:14 . или сделал подобным какому-нибудь низкому животному, намазал суриком и покрыл краскою поверхность его, и закрасил в нем всякий недостаток, Прем.13:15 . и, устроив для него достойное его место, повесил его на стене, укрепив железом. Прем.13:16 . Итак, чтобы произведение его не упало, он наперед озаботился, зная, что оно само себе помочь не может, ибо это кумир и имеет нужду в помощи. 11–16 . Неразумие идолопоклонства писатель доказывает ярким описанием способа приготовления идолов. В этом описании у него сквозит едкая ирония. Идолы приготовляются из ни к чему негодных обрезков дерева, после того как ценный материал употреблен на изготовление полезных предметов. Делают их «на досуге», когда время не занято более полезным делом. Прикрыв краской всякие недостатки дерева, изображение ставят в нишу, причем не забывают, что оно само беспомощно, может упасть и разбиться и его укрепляют железом. Подобное описание мы находим еще у пророка Исаии ( Ис. 44:9–20 ). Прем.13:17 . Молясь же пред ним о своих стяжаниях, о браке и о детях, он не стыдится говорить бездушному, Прем.13:18 . и о здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно неспособное, о путешествии – не могущее ступить, Прем.13:19 . о прибытке, о ремесле и об успехе рук – совсем не могущее делать руками, о силе просит самое бессильное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прем.5:17 . Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; 17 . Писатель в целом ряде образов описывает божественный суд. Судья – Иегова – изображается вооруженным воином, Его свойства, которые Он проявляет при этом воздаянии, представляются под образом отдельных частей Его вооружения. Основанием такого образа представления для писателя могли быть следующие места из Ветхого Завета: ( Пс. 17:14–15, 34:2–3 ; Ис. 42:18, 59:17 ; Зах. 12:3 ). В подобных образах и в Новом Завете описывается духовное оружие христиан против зла ( Еф. 6:11 ; Рим. 13:12 ; 1Пет. 4:1 ). «Он возьмет всеоружие – ревность свою…» «Ревность Иеговы» – это Его горячая любовь к благочестивым израильтянам и их правому делу, равно как гнев против отступников и внешних врагов Израиля. «Всеоружие» – полное вооружение ( 2Цар. 2:21 ; Иов. 39:20 ; Иудиф. 14:8 ; 2Мак. 3:25 ). «Тварь вооружит к отмщению врагам». «Вооружить» – точнее передать – сделает орудием, ибо в греческом тексте стоит οπλοποιειν, а не οπλζειν. Тварь ( κτσις) означает здесь неразумную неодушевленную природу. Главным образом разумеются могущественные стихийные явления, через которые Бог наказывает злых и дает успех делу праведных. Подробнее об этом писатель говорит в рассказе о суде над Египтом ( Прем. 16:16–25 ). Здесь писатель, несомненно, выражает религиозное библейское воззрение на физическую природу, по которому она ставится в тесную связь с нравственными отношениями разумных существ и общим нравственным миропорядком. Прем.5:18 . облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; 18 . Ср. Ис. 59:17–18 . Прем.5:19 . возьмет непобедимый щит – святость; 19 . «Святость» ( οσιτης) – нравственное совершенство, такое свойство, о которое разбивается всякая сила зла. Прем.5:20 . строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев. 20 ст. в общей форме выражает мысль о гневном суде Божием над нечестивыми, которая в следующих 21–22 ст. раскрывается подробнее. «Мир ополчится с Ним». Ср. 17 ст. и Прем. 16:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прем.4:15 . что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Прем.4:16 . Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного; 16 . «Праведник, умирая, осудит живых нечестивых…» Сопоставляя данное место с 8 ст. III гл., находят здесь мысль об осуждении нечестивых в будущей жизни. Но выражение «живых», противополагаемое факту смерти праведных, ясно говорит о том, что нечестивые будут осуждены, пока еще они живут на земле, и осуждены именно самою смертью праведных: «умирая, осудит». Каким образом ранняя смерть праведника осудит оставшихся в живых нечестивых показывают дальнейшие слова: «скоро достигшая совершенства юность (осудит) долголетнюю старость неправедного». Достигши нравственного совершенства в короткий срок, праведник этим осудит нечестивых, которые за всю долгую свою жизнь «не могли показать никакого знака добродетели» ( Прем. 5:13 ). О подобном же осуждении говорится у Мф. 12:41 ; Евр. 11:7 ; Рим. 2:27 . Прем.4:17 . ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; 17 ст. повторяет мысль 14б-15 ст., точнее определяя, что «благодать и милость… и промышление» Божие о праведных проявляются именно в определении Богом их ранней смерти, которая ставит праведников «в безопасность». В безопасность от чего? – сказано в 11–12а. Различие времен глаголов в двух стихах, говорящих об одном и том же факте (в 14б-15 стоит прошедшее время, а в 17 – будущее) объяснить можно тем, что этот факт многократно повторяющийся: он имел место в прошедшем, будет повторяться и в будущем. Прем.4:18 . они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; 18 . Недостаточно того, что нечестивые не хотят понять истинной причины ранней смерти праведника, они еще стараются унизить его, но этим только навлекают на себя позор. «Уничтожат его…» – будут считать за ничто, презирать, поднимать на смех ( 4Цар. 19:21 ; 2Пар. 36:16 ; Лк. 23:11 ). Скорая кончина праведника дает повод нечестивым высмеять его веру в помощь Иеговы, как тщетную, пустую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10 . В предшествующем стихе писатель выразил мысль о видимой беспричинности страха египтян, о том, что во вне не было предметов действительно страшных. Это побуждает его теперь указать настоящую причину страха (10 ст.), а вместе с тем определить, что такое страх по существу (11 и 12 ст.). Причина страха, по мнению писателя, лежит в совести, которая преследовала египтян за их нечестие. Осужденное свидетельством совести «нечестие боязливо и… придумывает ужасы». Психологически указанное объяснение происхождения страха весьма верно. 10-й стих важен в том отношении, что в нем слово «совесть», συνεδησις, употреблено в совершенно точном его значении, с указанием настоящих функций этой стороны человеческого духа (ср. Рим. 2:15 ). Прем.17:11 . Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. 11 . Даваемое здесь определение страха, конечно, неполное. Оно отмечает только одну сторону. Смысл его такой: страх отнимает у человека хладнокровие, так что он свое внимание не может уже направить на предмет страха, чтобы или убедиться в его ничтожности, или найти средство к его устранению. Прем.17:12 . Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. 12 . Этот стих содержит пояснение к 11-му стиху. Мысль такая: в отчаянии люди обычно преувеличивают свою беспомощность, возбуждающие страх предметы кажутся им более опасными, чем на самом деле. Они теряются, не могут сосредоточить своей мысли и неизвестность устрашающей их причины от этого для них возрастает. Прем.17:13 . И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, Прем.17:14 . то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх. 13–18 . В этих стихах делается приложение высказанной в 10–12 ст. мысли к египтянам. Охвативший их страх сам по себе был бессилен повредить им, но страх лишил египтян рассудительности, так что самые ничтожные предметы, самые незначительные явления приводили их в ужас.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Насилие над беззащитными и невинными в Св. Писании всегда представляется, как показатель крайнего нечестия ( Иер. 7:6 ; Зах. 7:10 ; Мал. 3:5 ; Мф. 23:14 ; Мк. 12:40 ). В частности, непочтение к старости порицалось у всех древних народов и было прямым нарушением Моисеева закона ( Лев. 19:32 ). Это требование закона писатель кн. Премудрости старается представить вместе с тем, как и требование естественного человеческого чувства, отсюда его плеоназм «многолетних седин старца». Некоторые толковники в 10 ст. видят намек на 2Мак. 6:18, 7:1 , где описаны случаи жестокости язычников к иудеям. Прем.2:11 . Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным. 11 . «Сила наша да будет законом правды». Нравственное падение выведенных писателем нечестивцев тем большее, что они побуждаются к насилию не раздражением и яростью, а ясно сознанным принципом, что сила – мерило справедливости. Это свое положение они, кажется, противопоставляли Моисееву закону, который справедливость саму по себе считает нормой. Такое превознесение силы, понятно, сопровождалось презрением ко всякого рода бессилию, слабости; это видно из 2-ой половины 11-го стиха. Нечестивцы побуждаются к преследованию благочестивых не только общим своим принципом, но и особыми причинами: 1) тем, что праведник противодействует им и обличает их (12 ст.); 2) его вера в свою особую близость к Богу представляется им высокомерием (13, 16 ст.); 3) самым благочестием своим он заставляет их чувствовать стыд и уважение (14–15 ст.); 4) они знают, что их образ мыслей и поведения он презирает и, наконец, 5) (16 ст.) они хотят убедиться, действительно ли основательна его надежда на Бога (17–20 ст.). Прем.2:12 . Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; 12 . «Устроим ковы праведнику…» Речь о тайном умысле, заговоре, в отличие от явного насилия. Здесь писатель, очевидно, вспоминает место из пророка Исаии ( Ис. 3:10 ), и приводит его не по еврейскому тексту, а по переводу LXX. Это обстоятельство дает ценное указание на время происхождения книги Премудрости Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Священный письменный язык славян, созданный в середине IX века для выражения православия и распространившийся на Руси после Крещения 988 года, сразу же – через переводы – вобрал в себя мистические представления о художественности, отраженные в Библии и развитые в греко-византийском богословии. Основные значения соответствующих слов наблюдаются в рукописях с XI века и затем, вплоть до XVI века, развиваются и укрепляются: « худогъ» («мудрый, смышленый, искусный, ловкий человек» – Прит. 22:3; Экк. 40:31; Иак. 3:13), « художество» («мудрость, искусство, мастерство, ремесло, уменье» – Втор. 32:28; Исх. 30:35; 35:35), « художникъ» («скульптор, искусный ремесленник» – Втор. 27:15; 4 Цар. 24:14; Деян. 18:3), « Художница» («Премудрость Божия, творящая весь мир» – Прит. 7:21), « художество разума», которое способно «показывать» «добрая и злая» (Экк. 17:6), « Художникъ и Содетель Богъ» («Творец и Создатель Бог» – Евр. 10:11) . Слово « хитрость» как соответствие «художеству» на Руси вошло в употребление с XI века (Деян. 18:3; Апок.18:22) . « Хитрецъ» – «художник» (Деян. 18:24), который способен «хитрствуя благолепне» («обрабатывая красиво») (Прем. 13:11), создать из подходящего материала нужное изделие. Слово « искусство», также выражающее теперь понятие о художественном даровании и творчестве, возникло лишь в XVII веке и сперва означало «мудрость», затем (с начала XVIII века) – «опыт, знание, умение» и лишь потом «художественное творчество» . В слове « искусство», с мистической точки зрения, существенен оттенок опасного и недолжного искушения, искуса. Это представление внушается библейским преданием об искушении первых людей змием-сатаной в Раю: по внушению искусителя Ева и Адам вкусили от запретного плода познания добра и зла. Отрицательный (для православного древнерусского сознания) корневой смысл, видимо, и сдерживал в течение веков возникновение слова «искусство» и его применение к художественному творчеству, а возможным такое применение стало лишь в условиях заметного упадка православной мистики.

http://bogoslov.ru/article/5405844

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Елена О. 23 января 2023, 11:52 /Ольга17 января 2023, 19:54 " Уж сколько раз твердили миру... " Простите, но как-то высокопарно-на мой взгляд. А конкретно и простыми словами? Как измениться? Как стать радостным, не унывающим, не раздражающимся и т.д.? Какой смысл в покаянии, если " воз и ныне там " ?/" Душа нуждается в привыкании к некоему изменению – резких перемен она может не выдержать " (О силе воли http://pravoslavie.ru/91795.html Игумен Нектарий (Морозов)) Ольга 21 января 2023, 23:06 Дмитрию (21 января 2023, 11:30): Дмитрий, спасибо, конечно, за советы. Но судя по ним, Вы слишком молоды, и жизнь Вас еще не успела испортить. Вот бы лет через 30 услышать от Вас, что Вы стали лучше, безгрешнее, чем сейчас, в Ваши наивные - могу предположить - слегка за 20. Галина И. 21 января 2023, 17:30 Дмитрий, присоединяюсь к вам. Господь смотрит на наши сердца и избавляет нас от греховных помыслов, если только мы сами стараемся очиститься от них и стремимся не совершать преднамеренные злые поступки. Ведь покаяние и Крещение-это наше " обещание (обет) Богу доброй совести " (1Пет.3:21). Но избавляет " мало- помалу " , чтобы мы не впали в гордыню (Вт.7:22). " Чем кто согрешает, тем и наказывается " . " Посему заблуждающихся Ты мало- помалу обличаешь, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи " (Прем.Сол.11:17,12:2). И да возрадуются все православные христиане, ведь " краеугольный камень " нашей веры- Г-дь Иисус Христос, " Ходатай Нового Завета " ! Дмитрий 21 января 2023, 11:30 Ольге 18 января 2023, 12:50 Ольга, на сайте появилась статья " Грех начинается с мысли " , по моему может дать ответы на Ваши вопросы. А еще я читал, что на Исповеди Господь прощает грехи, но греховные привычки и страсти в нас еще остаются, и могут пройти годы, чтобы нам избавится от них, да мы иногда и не хотим от них избавляться, поэтому и повторяем старые грехи. И не всегда хватает сил для изменения жизни, почему и молимся Богу о даровании сил, о вразумлении чтобы творить волю Божью. Но должна быть и вера с терпением, что Господь нас слышит и изменяет, хотя порой незаметно для нас. Еще хорошо написано об этом в письмах игумена Никона Воробьева.

http://pravoslavie.ru/150492.html

Исполняя же столь многие и разные служения для славы Божией и преспеяния добра в мире добрые ангелы, понятно, через это и сами преуспевали и преуспевают в добре и в нем настолько утвердились, что для них стало нравственной невозможностью увлекаться злом, почему Откровение называет их избранными ( 1Тим. 5:21 ) и святыми ( Деян.11:13 ) и вместе с сим утверждает, что они таковыми пребудут и тогда, когда с ними Господь приидет в последний день для всеобщего Суда ( Мф.25:31 ; Мк. 8:38 ; Иуд. 1:14 ), и что поэтому и они несомненно войдут в будущее царство блаженства и славы ( Евр.12:22, 23 ). Какое же отношение Бога Промыслителя в отпадшим злым духам? Так как и по их падении в своем существе не изменилась их духовная природа с сознанием и волей ( Мф.8:16, 10:1 ; Лк. 10:17–20 ; Еф. 6:12 ; 2Кор. 2:11 ; 2Тим. 2:26 ), то все созданное хранящий Бог, без сомнения, сохраняет и эту природу, которая сама в себе не есть зло, а добро. Но, с другой стороны, так как они, отпав от Бога, источника всякого добра и совершенства, самовольно и упорно направили свою свободу в совершенно противоположную сторону, а именно ко злу, то понятно, что Бог не мог и не может поддерживать их или содействовать им в этом направлении, а потому Он, чтобы не нарушать их свободы, только допускал и допускает свободно раскрываться и обнаруживаться в действиях их низвращенной воле, хотя с тем, конечно, чтобы известными пределами ограничивать эти действия, а также пресекать проистекающие отсюда для общего блага вредные последствия. Предоставленные же самим себе злые духи, как известно из Откровения, мало того, что в себе самих развивают и укрепляют одну злую волю, они всегда готовы бывают везде, где только представляется возможность, распространять и поддерживать зло, через вовлечение в него всякого рода свободно-разумных существ. А так как по ниспадении их с неба в область поднебесную или воздушную ( Еф.6:12, 2:2 ) для них стал вовсе недоступен мир небожителей, то все их злостное внимание исключительно устремлено на близкую к ним землю с тем, чтобы здесь между людьми сиять, возращать и утверждать зло, что и на самом деле производится ими не без значительного успеха. Так, завистию диавола вошла в мир смерть ( Прем.2:24 ), вместе с грехом, к которому через его обольщение были преклонены наши прародители ( Быт.3:1–6 ), грех же и смерть, распространившись на всех людей ( Рим.5:12 ), через это самое проложили путь к власти над ними и господству диавола с подчиненными ему духами, так что все Ветхозаветное человечество, насколько было греховно и покрыто тьмой идолопоклонства, было ничем иным, как областью сатаны ( Деян.26:18 ; Кол. 1:13 .), и погрязающие в заблуждениях и зле люди ничем иным, как чадами диавола ( Ин.8:44 ), живущими по воле его, властительски в них действующего ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Великобритания уже воевала в поддерживаемой Ватиканом Крымской войне против России, чтобы предотвратить это освобождение. Великобритания уже позволила оттоманам убивать болгарских христиан, чтобы предотвратить это освобождение. Таким образом, через революцию Россия не смогла бы осуществить носимую более 1000 лет христианскую мечту - освободить Иерусалим, бывшую столицу христианской империи и остального православного мира, от турецкого ига. Британия предпочла любившего кокаин наркомана и масона, полу-русского Керенского, пришедшего из того же города на Волге, что и полу-русский Ленин, царю Николаю II. Элита, аристократические фигуры российской империи пришли в упадок и подались в оккультизм, совершили богоотступничество, сначала отказавшись от своей веры, а затем и от представителя этой веры на Земле. Они противились вере и воле народа. Лишившись самого главного, российская православная империя пустилась в адские крайности, опустившись до страшных ужасов гражданской войны, террора и гонений, начав пробуждаться лишь спустя три поколения. Наказание " У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них. Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится " (Втор. 32: 35-36) Согласно духовному закону: " чем кто согрешает, тем и наказывается " . (Прем. Солом. 11, 17). Германия была наказана за свое высокомерие тем, что утратила причину высокомерия. Услышав о позорном " мире " , подписанном спонсировавшимися Германией большевиками в 1918 году, предавшими миллионы русских солдат, пожертвовавших своими жизнями, царь Николай сказал: " Это позор, это означает самоубийство для России. Никогда бы не подумал, что император Вильгельм опустится до того, чтобы пожать руки этим несчастным созданиям, предавшим свою страну. Но уверен, что это не принесет им ничего хорошего; это не спасет их от гибели " . Конечно же, наступил восемнадцатый год века - 18=6 + 6 + 6 - с цареубийством, смещением Кайзера и унизительная месть Германии со стороны союзников, чего царь никогда бы не допустил.

http://pravoslavie.ru/smi/53825.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010