Глава 11 1–17. Противоположная судьба израильтян и египтян, обнаружившаяся в событиях освобождения израильтян из рабства. 18–23. О Божиих наказаниях и 24–27. Божией любви. Прем.11:1 . Она благоустроила дела их рукою святого пророка: 1–4 . В первых четырех ст. XI гл. говорится о руководстве Божественной Премудрости израильтянами во время их странствования по пустыне. Благодаря помощи Божественной Премудрости евреи благополучно прошли по необитаемой пустыне (2 ст.), успешно отражали нападения врагов (3 ст.) и в безводных местах чудом получали воду из скалы (4 ст.). Премудрость, благоустроя таким образом дела еврейского народа, действовала не непосредственно, а «рукою святого пророка», т.е. Моисея, который, действительно, был посредником между Богом и израильским народом ( Исх. 19:20–21, 20:19–21 ). Моисей назван «святым пророком», чтобы оттенить его превосходство перед прочими ветхозаветными пророками ( Втор. 18:15, 18, 34:12 ). Прем.11:2 . они прошли по необитаемой пустыне, и на непроходных местах поставили шатры; 2 . Выражения «необитаемая пустыня», «непроходные места», являются, конечно, гиперболическими. «На непроходных местах поставили шатры» – указывается на различные станы израильтян в пустыне ( Чuc. XXXIII гл.). Воспоминание жизни в шатрах в пустыне, полной разного рода опасностей и лишений, было для евреев всегда священным, ибо во всех своих бедах в пустыне они получали видимую помощь Божию. Для сохранения памяти об этом времени в будущих поколениях был учрежден праздник кущей ( Лев. 23:39–42 ). Прем.11:3 . противостали неприятелям и отмстили врагам; 3 . Слова «противостали неприятелям и отомстили врагам…» относятся к борьбе с амаликитянами ( Исх. 17:8–13 ) с Арадой, царем ханаанским ( Чис. 21:1–3 ), с моавитянами ( Чис. 25:17 ), мадианитянами ( Чис. 31:2 ), с Сигоном, царем аморейским ( Чuc. XXI:21–29 ; Втор. 2:32 ) и Огом, царем васанским ( Чис. 21:33–35 ; Втор. 3:1–4 ). Прем.11:4 . томились жаждою и воззвали к Тебе, и дана им была вода из утесистой скалы и утоление жажды – из твердого камня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8. О Святом Покаянии или Исповеди Покаяние, или исповедь есть такое таинство, в котором законный пастырь Церкви Христовой властью, данною ему от Бога чрез святительское рукоположение, прощает кающемуся грешнику его грехи и очищает от них благодатию Святаго Духа. Еще в Ветхом Завете Господь научал людей, чрез избранных мужей, необходимости покаяния для прощения грехов: «Если он (человек) виновен в чем нибудь из сих (перечисленных выше грехов), говорит Господь Моисею, и исповедуется, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех , которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник» ( Лев. 5:5–6 ), ( Чис. 5:7 ). «Не стыдись исповедовать грехи твои», учить Сирах (4:30): «Скрывающий свои преступления, говорит Премудрый, не будет иметь успеха, а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). «Ты всех милуешь, говорит о Боге Соломон, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния» (Прем. Сол. 11:24). В Ветхом же Завете мы видим живые примеры покаяния грешников п прощения их грехов. Так, напр., когда Господь поразил проказою Мариам, жену Аарона, за несправедливые упреки Моисею, Аарон обратился с покаянием к нему и с просьбой о молитве за него пред Богом: «И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили... И возопил Моисей к Господу, говоря: Боже, исцели ее» ( Чис. 12:11–13 ). Исповедал свой грех пред пророком Нафаном Давид, когда умертвил Урия и взял себе жену его Вирсавию, и получил чрез Нафана же прощение от Господа: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь» ( 2Цар. 12:13 ). Покаялось пред Ездрою все общество возвратившихся из плена израильтян (10:10–11), взявших себе жен иноплеменниц, и получило прощение греха своего. Неемия приносил Богу покаяние за себя и за народ свой, когда молился: «Исповедуюсь во грехах сынов израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили и я и дом отца моего» ( Неем. 1:6–7 ), и был услышан Богом. Обреченный Богом на погибель многогрешный народ Ниневии покаялся в грехах после обличения пророком Ионою и был помилован. (Ион. гл. 3-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Бессмертие души. (Из бесед Евсевия, архиепископа Могилевского) Слово Божие раскрывает нам бессмертие нашей души, как истину общеизвестную. Оно говорит: Бог созда человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его: завистию же диаволею смерть вниде в мир ( Прем.2:23–24 ). Человек был бы бессмертен и по телу, если бы по зависти дьявола не был вовлечен в грех. Бог заповедал Адаму: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете ( Быт.2:17 ). Отселе явно, что только через грех подвергся человек смерти по телу. Но смерть тела не разрушает существа души, не прекращает бытия души. Премудрый говорит: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его ( Еккл.12:7 ). To есть, из персти или из земли созданное тело опять возвратится в землю, из которой оно взято; а душа возвратится к Богу, Который создал ее по Своему образу. Все ветхозаветные праведники верою в будущую жизнь усовершались в благочестии и праведности, и были верны Богу среди тяжких испытаний настоящей жизни, все умерли в этой вере, как пишет Апостол: по вере умроша сии вси, не приемше обетований. но издалеча видевше я, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришелцы суть на земли. Ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют ( Евр.11:13–14 ); все они спасались верою в обетованиого Искупителя: но Искупителя в настоящей жизни они не дождались, а только издали верою созерцали те благодатные дни, в которые имел Он совершить спасение рода человеческого, и радовались, уповая, что и они будут участвовать в спасении не в этой, а в другой жизни, и потому в этой жизни почитали себя странниками и пришельцами, показывая тем, что они ищут и ожидают отечества небесного. Бог, промышляя о сохранении и воспитании веры в бессмертие, являл в ветхозаветной Церкви и чудесные свидетельства о будущей жизни. Так праведный Енох ( Иуд.1:14 ), за свою веру и праведную жизнь, Богом переселен был на небо, не видев смерти ( Евр.11:5 ). Пророк Илия с телом взят был на небо ( 4Цар.2:11 ). Были примеры воскресения мертвых: так Пророк Илия воскресил сына бедной вдовы ( 3Цар.17:21 ); кости Пророка Елисея возбудили к жизни прикоснувшегося к ним мертвеца ( 4Цар.13:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

Послание 24. К Феоктисту, магистру 36 То, что твое высокопревосходительство заботится о делах наших по своему величайшему благочестию, доказали слова, переданные благоговейнейшим игуменом, а также и слова, теперь переданные братом нашим в ответ на посланные заявления и возражения. За такое доброе расположение твое к общей пользе Бог, распределяющий все «мерой и весом» ( Прем.11:21 ), конечно, воздаст тебе награды и без наших прошений. Но, господин, может ли быть икономия 37 с нашей стороны более той, какую соблюдали мы? Ибо и я, и архиепископ до настоящего времени уклонялись от речей, сохраняя молчание, так как есть «время говорить и время молчать» ( Екк.3:7 ), принимая все меры к тому, чтобы это дело не обнаружилось. Но Судящий судил и не солгал Сказавший: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» ( Мк.4:22 ), – так что и без нашего желания, по самому свойству своему, эти дела не могли долго казаться чем-нибудь иным по сравнению с тем, что они есть. И теперь мы, пользуясь икономией, утверждаем следующие два положения: или пусть перестанет священнодействовать низложенный, и мы тотчас войдем в общение со святым патриархом, что вообще было бы полезно, или, если это не будет принято, мы останемся такими же сдержанными, как прежде, предоставив суд об этом предмете Господу. А что больше этого, то будет, прости, уже не икономия, а вина беззакония и преступления божественных правил. Ибо предел икономии, как ты знаешь, состоит в том, чтобы и не нарушать совершенно какое-нибудь постановление, и не вдаваться в крайность, и не причинять вреда важнейшему в том случае, когда можно сделать малое послабление по времени и обстоятельствам, чтобы таким образом легче достигнуть желаемого. Этому мы научились из апостолов от св. Павла, который очистился и обрезал Тимофея ( Деян.21:26, 16:3 ), а из Отцов – от свт. Василия Великого , который принял приношение Валента и до времени не провозглашал Духа Богом. Но и ап. Павел не продолжал очищаться, и Василий не продолжал принимать дары от Валента и не называть Духа Богом 38 ; напротив, видно, что они оба готовы были принять смерть за истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Скачать epub pdf Декабрь Никифор, архиеп. Константинопольский; свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской верви и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 12. С. 369–378 (3-я пагин.). (Окончание.) —372— вать о беспредельно нас превышающем? Господь наш Иисус Христос предлагал некогда Никодиму учение о духовном возрождении и говорил так: аминь, аминь глаголю вам: аще кто не родится свыше, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ), потом к этому прибавил дальнейшие слова. Когда же Никодим совсем ничего не понимал, тогда Христос, показывая, что грубому человеческому уму совершенно недоступна высота заключающихся здесь мыслей, говорит: аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете? И сверх того прибавил: аминь, аминь глаголю вам, яко, еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем: и свидетельства нашего никто же приемлет ( Ин.3:11–12 ). Итак, неисследимо то, что выше нас. И если истинно, что мы согласно написанному, даже яже в руках обретаем с трудом ( Прем.9:16 ), то разве не необходимо признавать, что в том, что превосходит наше понимание, совершенно необходима вера, не сопутствуемая пытливостью и не сопровождаемая пустыми вопросами? Ведь в таких предметах особенно ценится благоразумие. Его же из второй книги диалогов с Ермием . Не следует принятое верой испытывать смелыми изысканиями: вера не подлежит исследованию. Как упование видимое несть упование уже, еже бо видит кто, что и уповает ( Рим.8:24 ), так и вера, исследуемая и не имеющая неисследимого, не была бы верой, подобно приведённой в пример надежде. То, что чтится верой, свободно от всякого испытания. Святого Иоанна Златоуста из толкования послания к Римлянам. Могущему же вас утвердити по благовествованию моему, и проповеданию Иисус Христову, по —373— откровению томны, леты вечными умолчанные, явлшиеся же ныне, писанми пророческими, по повелению вечного Бога, в послушание веры во всех языцех познавшиеся. Говоря о проповеди Иисуса Христа, то есть о том, что Он проповедовал, речь показывает достоверность проповеди, ибо она, говорит Апостол, есть евангельское учение, а не наше. И никому, говорит, эта тайна прежде нас не была известна. Предопределена она была древле, а открылась ныне пророческими писаниями. Итак, не бойся отступить от закона, ибо этого хочет закон, это предсказано издревле. И не исследуй, почему явлено теперь. Это совершилось по повелению Бога, и нужно не испытывать эту тайну, а покоряться ей. Вера требует послушания, а не исследования, особенно когда повелевает Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово в Великий пяток пред святой плащаницей Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры 11 апреля 1969 г. " Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Неоднократно любознательный ум человека, движимый желанием постичь внутренний смысл спасительных событий Божественного Воплощения и Искупления и таким образом найти ответ на разнообразные недоумения мятущейся и еще непреображенной человеческой души, изумленной необычайностью этих неповторимых событий, стремился проникнуть сквозь непроницаемую завесу священной тайны Христовых страданий – и всякий раз ощущал свою немощь и ограниченность, признавал себя побежденным ее безмерным величием и непостижимостью. С тем большим благоговением надлежит нам, возлюбленные, в эти священные часы трепетных созерцаний и ощущений приблизившегося к нам горнего, божественного мира, склониться смиренно пред величием Божественной тайны, пред дивной простотой евангельских и апостольских проповеданий, в которую чудодействующая сила Духа Божия – Духа Истины ( Ин. 15:26 ) вложила необъятную полноту Откровения о том, что для каждого верующего человека имеет исключительно важное и ни с чем не сравнимое значение. Священное Писание открывает нам, что с того момента, когда наши прародители, увлеченные коварным прельщением диавола, простерли руку к запрещенному плоду, все человечество впало в состояние духовной смерти, так что каждый из нас – будучи потомком Адама – зачинается в беззакониях и рождается во грехах ( Пс. 50:7 ), являясь на свет чадом гнева по естеству ( Еф. 2:3 ). Мало того, повинуясь господствующему в поврежденном естестве нашем закону греха ( Рим. 7:23 ), мы с каким-то удивительным усердием и поспешностью стараемся собственными усилиями приумножить полученное нами чрез плотское рождение греховное наследство и становимся, таким образом, уже вполне сознательными противниками воли Божией, «отчужденными и врагами, по расположению к злым делам» ( Кол. 1:21 ). Понятно, что в таком духовном состоянии мы не только не достойны, но и решительно непригодны в нравственном отношении к блаженному общению с Богом, вечным Источником жизни, святости и чистоты. Человекоубийца от начала ( Ин. 8:44 ), то есть, диавол, успешно совершил свое богопротивное дело. Его завистью вошел в мир грех , и грехом смерть ( Прем. 2:24 ; Рим. 5:12 ). Он вверг человека в мучительное рабство греху, в постыдное служение страстям и похотям ( Рим. 1:26–27 ). Он всеял в человеческую жизнь плевелы безнравственности, гордости и эгоизма, семена взаимных раздоров, ненависти и братоубийства, дабы ниспровергнуть весь богоустановленный порядок жизни на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Глава 12 1–2. Цель милостивого наказания Богом людей – покаяние и исправление. 3–11. Пример древних хананеев. 11–14. Милосердие суда Божия вытекает не из опасения кого-либо, 15–18. но имеет свое основание во всемогуществе Божием. 19–20. Чему научает израильтян судьба хананеев. 23–28. Наказание египтян. Прем.12:1 . Нетленный Твой дух пребывает во всем. 1 ст. заканчивает мысль предшествующей главы о том, что все существующее сохраняет свое бытие любовию и волею Божиею. «Нетленный Твой дух пребывает во всем», проникает все существующее (ср. Прем.1:7, 7:22, 8:1 ) и является во всем животворящим и сохраняющим принципом. Прем.12:2 . Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. 2 . Мысль 2-го стиха является выводом из предшествующего. Если Бог любит все существующее ( Прем.11:24–12:1 ст.), то Он с такой же любовью относится и к людям, даже «заблуждающимся». Их Он «обличает мало-помалу», с бережливой постепенностью, и наказывает их так, что самые наказания напоминают им об их грехах. (Ср. Прем.11:16–17 ). Цель такого наказания – вразумление: «чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи». Некоторые толкователи на основании сопоставления 2 ст. с 10–11 ст. XI гл. относят его к евреям, но связь с предшествующим (XI:24-XII:1) говорит за то, что здесь речь идет об отношении Бога к людям вообще и даже, может быть, на первом плане писатель разумел «заблуждающихся» язычников, так как далее он приводит пример наказания хананеев. Прем.12:3 . Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, 3–11 . Высказанную во 2-ом стихе мысль, что посылаемые Богом наказания имеют своею целью прежде всего вразумление и исправление «заблуждающихся», писатель подтверждает в этом отделе (3–11 ст.) примером хананеев, называя их «древними обитателями святой земли» (Божией). Под «святой землей», несомненно, разумеется Палестина, названная так, как место средоточия истинного богопочтения: за это далее она называется «драгоценнейшей всех у Бога» (7 ст.). Выражение «возгнушавшись древними обитателями» не противоречит 25 ст. XI гл.: Ты «ничем не гнушаешься». Из 8 и 10 ст. видно, что Бог и хананеями, как людьми, не гнушался, поэтому это выражение означает только «отвращение» Божие к тем извращениям религиозного чувства у хананеев, о чем речь идет дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 1–3. Блаженство праведных по смерти. 4–6. Надежда на бессмертие служит для них источником утешения в страданиях земной жизни. 7–9. Другая надежда истинных благочестивых израильтян в том, что еще здесь на земле они восторжествуют и будут господствовать над народами. 10–19. Совершенно противоположна судьба нечестивых: их надежды на счастье земной жизни тщетны. Прем.3:1 . А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. 1–3 . Изображение судьбы благочестивых по смерти в противоположность выраженной выше (24 ст. II гл.) мысли о гибели нечестивых. 1 . «А души праведных в руке Божией». Речь идет о душах умерших праведников, что ясно из противоположения их судьбы участи нечестивых. Нечестивые «испытывают смерть», души праведных «в руке Божией», т.е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим (см. Прем. 7:16 ст., Ис. 31:6 ; Лк. 23:46 ). «Мучение не коснется их» – разумеются мучения по смерти (ср. Лк. 16:23 ). Прем.3:2 . В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, Прем.3:3 . и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. 2–3 . Только во мнении неразумных смерть праведных считалась уничтожением, в действительности же это есть только переход к высшей блаженной жизни. «Неразумные» – те же самые люди, о которых была речь выше ( Прем. 1:3 ст.); «исход их», т.е. смерть: см. Лк. 9:31 ; 2Пет. 1:9 . По смерти праведные «пребывают в мире». Пребывание в мире означает прежде всего состояние свободное от земной печали, см. Евр. 3:11 ; Откр. 14:13 ; а затем – с положительной стороны – блаженство в Боге. Прем.3:4 . Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. 4–9 . Как смерть, так и земные страдания праведных обычно нечестивыми считаются за постигшие их божественные наказания (4 ст.), в то время, как они (страдания) имеют совершенно другие цели (5–6): хотя сами праведники на земле и гибнут, но дела их служат к их торжеству и прославлению (7–9 ст.). 4 . Связь 4-го ст. с предшествующим через «ибо» несколько затруднительна. Можно думать, что, ставя эту причинную связь, писатель хотел выразить ту мысль, что пребывание в мире праведных, о котором он говорил, как о блаженном состоянии по смерти (3 ст.), начинается уже здесь, на земле; ибо несмотря на все страдания праведные имеют твердую надежду на будущее блаженство и в этом находят успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. εσβεια от ε - благо и σβομαι - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины εσεβς, εσεβς, εσβεια (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), θεοσβεια, θεοσεβς (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), δκαιος (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), σιος (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), κλλιστος (2 Макк 6. 23), ελαβς (Лк 2. 25; Деян 22. 12), λεος (Ос 6. 4), θρησκεα (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин εσβεια первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религ. плане этот термин стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. В эпосе Гомера ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» термин εσβεια не встречается. Некое предварительное понятие Б. формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести» (αδς), некого свойственного герою достоинства и благообразия. Др. понятие, соотносимое с идеей Б., обозначается словом, выражающим почтительное удивление, благоговение (σβας).

http://pravenc.ru/text/149337.html

монах Кирилл (Попов) Скачать epub pdf Страсть «Бог гордым противится»: о гордости по текстам Священного Писания     Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию . Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми. СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1. В Священном Писании страсть гордости (греч. περηφανα) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления – гордыни. Высокомерие: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (βριν) 1 и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых ( Притч. 8:13 ). Злой от высокомерия (βρεως) 2 делает зло, а знающие себя самих – мудры. ( Притч. 13:10 ). Что принесло нам пользу высокомерие (περηφανα) 3 , и что богатство среди гордости доставило нам? ( Прем. 5:8 ). Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием (βριν) 4 Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его ( Ам. 6:8 ). Надменность: И Я накажу всю вселенную за зло (ντελομαι τ οκουμν λ κακ – букв. определю (слав. заповем) всей вселенной зло), а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (βριν) беззаконных и смирю надменность (βριν) 5 гордых (περηφνων). ( Ис. 13:11 ). Это им за надменность (βρεως) 6 их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя ( Соф. 2:10 ). Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность (βριν) 7 славных и унизить все славное на земле ( Ис. 23:9 ). Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности (φραγμα) 8 сильных, и будут осквернены святыни их ( Иез. 7:24 ). Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности (λαζονεαις) 9 , тщеславитесь (καυχσθε) 10 : всякое такое тщеславие (καχησις) 11 есть зло ( Иак. 4:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010