Какой же авторитет процитированное апостольское правило имеет для православного богослова в вопросе о ветхозаветном каноне? Упоминание в нем о трех Маккавейских книгах должно ли налагать на него обязательство признавать и их «каноническими», несмотря на всегдашнее отсутствие их в еврейском каноне? Ответ на этот затруднительный вопрос можем, к счастью, найти у древних православных авторитетных канонистов. Так, Зонара, Вальсамон и Аристин, сопоставляя это правило с другими соборными (Лаодик. 60 прав.) и отеческими (Афанасия, Григория Богосл. и др.) аналогичными правилами, строго ограничивающими православный ветхозаветный канон иудейским каноном, примиряют их тем справедливым соображением, что в апостольском правиле исчисляются вообще книги «чтимые и святые», а не строго канонические и богодухновенные. Посему в Новом Завете здесь включаются и «два послания Климента», канонического значения коим никогда в восточной Церкви не придавалось. Так и современный православный богослов, руководясь общепринятым в православной Церкви счислением канонических ветхозаветных книг, всегда исключавшим из канона Маккавейские книги, а равно и иудейским каноном, свободен от принятия их в христианский канон. Митрополит Филарет входит в критический разбор «исторической недостоверности» Маккавейских книг, особенно второй и третьей, очевидно отвергая их каноничность с православной точки зрения. Итак, эклоги Мелитона и Оригена и перевод Пешито, а равно и 85-е апостольское правило – стоят в полном согласии и свидетельствуют о том, что ученые мужи и учители восточной Церкви не уравнивали авторитета канонических и неканонических книг, а полагали между ними разность настолько существенную, что не признавали последних богодухновенными и не включали в библейские переводные списки, а если включали, то, по апостольскому правилу, назначали в чтение «юношам», или, по Оригену , оглашенным... Что касается приводимых католическими учеными цитат у восточных учителей Церкви из неканонических книг: Климента Александрийского (Прем., Маккав., Товита, Варуха, Сираха), Дионисия Александрийского (Товита, Сираха, Прем., Варуха), Ипполита (Прем., Варуха, Маккав. кн.), то их не отвергаем, но даем им то же объяснение, какое дано было аналогичным цитатам у Оригена . При этом нужно заметить, что нет цитат из неканонических книг у Афинагора и Феофила Антиохийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Между тем Церковь признает книгу Товита, наряду с другими неканоническими книгами, полезною для всех вступающих в общество христиан в желающих огласитися словом благочестия. Все, внимательно изучавшие книгу Товита, соглашаются в том, как много нравственной силы заключено в назидательном повествовании о Товите и его семействе. Этою-то назидательности Церковь ограничивает употребление книги, находя ее полезною для чтения, для оглашения, для проповеди христианского благочестия. По той искренней и разумной нравственной строгости, какою проникнута книга Товита, Церковь всегда принимала и предлагала ее в практическое руководство деятельной благочестивой жизни. Отцы и учители древней восточной церкви: св. Поликарп смирнский , Климент и Ориген , Афанасий великий , Василий великий , Иоанн Златоуст , как замечали мы прежде, с уважением отзывались о книге Товита или пользовались ею для целей назидания. Древнейшие отцы церкви западной еще менее придавали значения частным мнениям книги Товита и всего более имели в виду пользу ее практического приложения. Св. Киприан в своих сочинениях часто приводит места из Товита, пользуясь италийским переводом, самое происхождение которого полагают в Африке. На одном из поместных соборов, бывших в Африке, книга Товита была упомянута вежду книгами Свящ. Писания в соборном правиле 17 . Иларий, неоднократно пользующийся книгой Товита, свидетельствует, что некоторым действительно нравилось – присовокупивши Товит и Юдифь, считать двадцать четыре священные книги по числу букв греческих 18 . Амвросий медиоланский, желая возвысить нравоназидательное достоинство книги Товита, написал особое сочинение de Tobia, в котором поставляет эту книгу выше обыкновенных сочинений человеческих, как книгу священную (liber propheticus). И блажен. Иероним, настаивая на исключении книги Товита из числа книг канонических, не отвергает ее практической пользы для народа. Мы уверены, что читатели, пользуясь книгой Товита в предложенном русском переводе, будут иметь возможность собственным опытом вполне оценить ее практическую назидательность. Нравственное впечатление этой книги так сильно, что и современные христиане западных вероисповеданий при всех предубеждениях, порожденных новейшим направлением мысли на западе, не могут отрешиться вниманием от этого памятника священной древности и продолжают пытливо изучать его во всех подробностях. Свящ. Г. Смирнов-Платонов 1 Die Geschichte Tobias nach drei verschiedenen Originalen, dem griechischen, dem lateinischen des Jeronymus und einem syrischen übersetzt und mit Anmerkungen exegetischen und kritischen Inhalts, auch einer Einleitung versehen, von Karl David Ilgen. Jena. 1800.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Феодотион перевел и Варуха, вместе с другими каноническими книгами Писания. Эго ясно свидетельствует знаменитый кодеке Медиоланский Сирского перевода Гексапл, содержащий и критические знаки Оригена (которыми он отличал текст Семидесяти), и по имени упоминает Феодотиона в переводе Варуха 10 . Ориген , в каталоге 22 канонических книг еврейских писаний, вместе с Иеремиею счисляет и Плач, и Послание, в одной книге: Иеремия 11 ; потому и в других древних каталогах (как напр. в Мелитоновом) стоит только одна книга Иеремии, как главнейшая часть. Так и теперь у евреев стоит один Иеремия, т. е. книга его пророчеств; а Плач умалчивается как подразумеваемая. Но что вместе с книгою пророчеств Иеремии и Плача включалась и книга Варуха, как часть целого, об этом свидетельствует ясно Августин, который соединяет и Варуха в одну книгу с Иеремиею. Так и светило Александрии – Кирилл приводит слова Варуха просто как слова Иеремии, хотя он и его (Варуха) упоминал в другом месте 12 . Равным образом и блаженный Амвросий, Златоуст, Илларий и Киприан под именем Иеремии приводят слова Варуха. Наконец Епифаний, перечисляя канонические книги, то именует одну книгу Иеремии, то опять Иеремию вместе и Плачем, посланием и Варухом (т. 2. ст. 161; о ерес.) Наконец должно присовокупить и то, что Ориген ., в письме своем к Африкану, упоминая о других книгах выпущенных из еврейского кодекса, как-то ой истории Сусанны и др., ничего не говорит о книге Варуха, как еще сохранявшейся у евреев его времени; иначе как бы он умолчал о таком пропуске? В последствии же она выпущена из всех кодексов, и во время Епифания ее уже не было в еврейском кодексе Библии . Наконец весьма многие Отцы церкви в сочинениях своих приводят изречения Варуха, как Богодухновенные Свидетельства Писания. Так: Автор постановлений Апостольских не только в указанном выше месте, но и в другом (в 6 кн. 23), вместе со словами Давида, приводит изречения и Варуха; Св. Ириней 13 говорит о книге Варуха как о книге Божественной. Киприан и Климент Александрийский приводят слова Варуха как слова Иеремии 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pesn...

После этого, вопрос о времени происхождения книги Товит разрешается сам собою. Это время восходит к концу седьмого столетия до Рождества Христова; ибо разрушение Ниневии Набопалассаром и Ассуиром (Киаксаром), до которого успел дожить Товия 1020 , случилось в 610 году до Р. Христова. Очерк содержания В первых четырех главах повествуется о Товите, его благочестии и благоденствии в стране Ассирийского пленения, и затем, о постигших тяжких испытаниях. Эти главы составляют, как бы, пролог, или вступление к истории сына ТовитоваТовии, в которой сосредоточен главный интерес книги. Эта история излагается в остальных десяти главах, где рассказывается о далеком и многотрудном путешествии молодого Товии в Раги Мидийские за получением отцовского долга, под таинственным руководством ангела Рафаила, о женитьбе Товии в Екбатанах, о получении долга и благополучном возвращении к родителям. Последовательное чтение Книги Товита Часть первая. История Товита. Глава 1. Благочестие Товита и испытанные им превратности счастья а) Родословие Товита Неффалимлянина и преданность его к Иерусалимскому богослужению, несмотря на религиозное разобщение и отпадение десяти колен от дома Давидова (ст. 1–9). б) Благочестие и благотворительность Товита в плену Ассирийском, при благосклонном царе Енемессаре (Салманассаре) (ст. 10–14). в) Бегство и перемена судьбы при свирепом Сеннахириме, которому донесли, что Товит тайно погребает убитых единоплеменников (ст. 15–20). г) Возвращение Товита в Ниневию, по ходатайству племянника своего при Сахердане (ст. 21–22). Глава 2. Бедствия Товита а) В день пятидесятницы Товит посылает сына пригласить к столу кого-нибудь из бедных (ст. 1–2). б) Сын приносит известие, что один удавленный еврей брошен на площади, и Товит погребает его (ст. 3–8). в) Потеря зрения и бедность Товита, и упреки от жены (ст. 9–14). Глава 3. Скорбная молитва Товита и Сарры а) Товит молит Господа или утолить гнев Свой, или взять душу его (ст. 1–6). б) Дочь Рагуилова Сарра, в Екбатанах Мидийских, просит Господа о том же, не терпя поношения от служанок, ибо злой дух асмодей умерщвлял семерых мужей ее в первую же брачную ночь (ст. 7–15). в) Услышание молитвы Товитовой и Сарриной, и послание ангела Рафаила для их спасения и помощи (ст. 16–17). Глава 4. Наставление Товита сыну своему

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Не имея канонического достоинства, Послание Иеремии имеет нравоучительный авторитет, особенно в частных увещаниях, – непоколебимо веровать в единого истинного Бога, Творца и Владыку Вселенной и не смущаться никакими соблазнительными примерами языческого культа и языческих празднеств (Посл. Иер. 5–6, 10, 42–43, 61, 72 ). Книга пророка Варуха Антонин (Грановский), архим. Книга пророка Варуха. Репродукция. СПб, 1902. Варух//«Воскресное Чтение», 1854, 17, С. 229–230. Елеонский Н. Следует ли считать книгу пророка Варуха каноническою или ее должно отнести к разряду неканонических//«Чтение в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, 3, С. 314–318. Икономос К. О песне трех отроков и книге пророка Варуха//«Воскресное Чтение», 1848, 45, С. 457–462. Розанов Н.П. Книга пророка Варуха/Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Издание приемников А. П. Лопухина . Т. VI. СПб, 1909. Сестрениевич А. Книга пророка Варуха. Критико-исагогическое исследование//«Чтение в Обществе любителей духовного просвещения, 1889, II, С. 95-. Сведения о личности пророка Варуха. Пророк Варух ( [Барух] – «благословенный»), согласно надписанию книги, был сыном Нирия, причём в надписании указаны его предки до пятого колена, что означает знатность его происхождения ( Вар. 1:1 ). Действительно, брат Варуха Сераия был при царе Седекии главным постельником и участвовал в посольстве этого царя в Вавилон к Навуходоносору ( Иер. 51:59 ). Варух был учеником и помощником пророка Иеремии. В 4-й год царстования Иоакима он со слов Иеремии написал свиток его пророчеств и прочитал в храме народу. Когда этот свиток был сожжён царём Иоакимом, Варух с Иеремией написали новый экземпляр ( Иер. 36:1–32 ). Вместе со своим учителем Варух терпел преследования и гонения от современников и жаловался на свою судьбу ( Иер. 36:19, 26; 43:3; 45:2–3 ). После разрушения Иерусалима Варух, по ходатайству Иеремии, тоже получил свободу. После убийства наместника Годолии, Варух с Иеремией переселился в Египет ( Иер. 43:6–7 ), где оставался до смерти своего учителя. Согласно одному преданию, после смерти Иеремии, Варух путешествовал в Вавилон, где и умер в 12-й год после разрушения Иерусалима. По другому преданию, он, возвратившись из Вавилона, умер в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитирует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» ( Сир.4 ­­ Посл.19:9). Климент Римский обращается с молитвою к Богу: «многомилостив и щедр (Господи), остави нам беззакония наши» ( 1Кор.59 и 60 гл.), как бы воспроизводя аналогичную молитву Сираха (16:12–15). В Пастыре Ермы встречаются частые цитаты из этой книги (Вид. 3, 7. Заповед. 1, 1. Подоб. 5, 3, 5, 6, 7…). У Климента Александрийского (Paed. II, 7 ­­ Сир.7:15; 14:1 ; Paed. II, 6 ­­ Сир.20:5, 8 ; Paed. II, 2 ­­ Сир.31:36; 31:38 ; Paed. I, 8 ­­ Сир.1 и мн. др.), Киприана Карфагенского (Test. II, 1; III, 6; Ер. 69 ­­ Сир.28:28 ; De immort. с. 13 ­­ Сир.12:7–9 ), Оригена (Cont. Cels. VIII, 50 ­­ Сир.10:23 ; Com. in Iohan. ­­ Сир.31:16; 5:8 ), Афанасия (Прот. Ар. II, 79; Толк. на Пс.118, 60 …), Златоуста (De Lazar. II, 4), Ефрема Сирина (I, 83; II, 118; III, 100), Василия Великого (Шестоднев. 6:10. Толк. на Пс.14:44 ), Григория Нисского (О жизни Моисея и О надписании псалмов. II, 3. Толк. на Екклез. гомилия 3) и других отцов Церкви очень часто цитируется эта книга. Кирилл Иерусалимский в 23-м огласительном поучении своем прославляет праведного человека характеристикой его у Сираха (34:9–15). Также и в других местах огласительных (6:4; 11:9; 13:8; 23:17) и тайноводственных (5:17) поучений цитирует книгу Сираха. Епифаний обличает суемудрие и фантазерство еретиков, пользуясь словами Сираха: «высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй» ( Сир.3:21–24 ). Этими очень характерными словами очень часто пользовались христианские учители и моралисты, чтобы остановить бесплодные, а иногда и вредные, порывы людей к излишнему и непосильному «мудрованию», порождавшему ереси и расколы. Заповеди Сираха о почитании родителей, с их обещаниями и обоснованиями моральными ( Сир.3:1–17 ), очень часто цитируются у отцов Церкви, у проповедников и моралистов. Изречение Сираха: помни последняя твоя, т. е., смерть и загробный суд, и во веки не согрешиши ( Сир.7:39; 14:12 ), едва ли реже канонических изречений встречается в богословских, особенно гомилетических и моральных, христианских произведениях. Всякий современный богослов и читатель найдет в книге очень много чрезвычайно ценных поучений и уроков, например, о борьбе с грехом ( Сир.4:23; 21:1–4 ), о гордости ( Сир.10:7 ), высокомерии (6:2–4), честолюбии (7:4–8), нравственной нечистоте (9:3–11; 19:2–3; 23:21–24; 25:28, 33, 36) и мн. под. Найдет он здесь и полезные советы: о молитве (18:22–23), смирении (32:22–24), любви (13:19–20), милостыни (7:10, 36; 29:12–18) и мн. др. Из догматических положений очень важно изречение: воззвал я ко Господу, Отцу Господа моего ( Сир.51:14 ), заключающее ясное учение о троичности Лиц, преимущественно о Боге Отце и Сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Для национально-политического или рационалистического направления нужно было прежде всего спасение народа, как доказательство силы Иеговы Бога Израилева перед богами других народов, как награда по договору за исполнение тех заповедей, которые и дарованы были в таком большом количестве лишь за тем, чтобы народ имел тем больше прав на награду 24 . При таком взгляде на дело национальные элементы в будущих ожиданиях необходимо должны были выдвинуться на первый план. Вполне естественно и понятно, при чтении пророков лицами этого направления преимущественно были усвоены, в противоположность апокалиптикам, чаяния их, относящиеся к жизненно-практической стороне народа иудейского, как такого. Мессия для них был дорог не как откровение живого Бога, а как носитель великих благ для своего народа. Поэтому не удивительно, что за деревьями будущих благ забывается иногда и Мессия (как, например, в книгах Юбилеев, Вознесении Моисея и др.). – Первым литературным памятником, где дает себя знать рациональное направление, является книга Сираха. В ней именно проводится идея о законе, как главнейшем источнике спасения и не упоминается о Мессии. Сильно себя дает знать национально-политическое направление в книгах Варуха и Товита 25 . В книге Варуха, например, читаем: «Дерзай, народ мой, памятник Израиля. Вы преданы язычникам, не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам... Дети! Потерпите постигший вас от Бога гнев: преследовал тебя враг, но ты скоро увидишь погибель его и наступишь ему на шею» (Апок. Варуха.4:5–6, 25, ср. 5:5–9). Β книге Товита будущие чаяния, как и в книге Варуха без Мессии, излагаются в Тов.13 . Наиболее полно, но не в грубо чувственном виде изложены мессианские ожидания в апокрифической книге: «Псалмы Соломона», появившееся около 48 года до Р.Х. 26 и проникнутые мыслью о непреложности правды Божией, карающей нечестивого и милующей праведника. Наиболее богаты мессианскими и эсхатологическими элементами Пс.17 и Пс.18 . В них проводятся две мысли, по-видимому, исключающие друг друга, что Бог Сам есть Царь Израиля 27 и что, с другой стороны, семя Давида будет вечно на престоле 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Его же . Книга Товита. — ТБ, т. 3 Дроздов Н. О происхождении книги Товита. Киев, 1901 Иосиф (Петровых), митроп. Книга Есфирь. — ТБ, т. 3 Его же . Книга Иудифь. — ТБ, т. 3 Саливен К. Книга пророка Даниила и Ионы. Колледжвиль, 1975 (машинопись) Слойен Дж. Книги Руфь и Товита. Колледжвиль, 1968 (машинопись) Тычинин П. Книга пророка Ионы. — ТБ, т. 7 Юнгеров П. Книга Есфирь и внебиблейские памятники. Казань, 1891 19. Книга Варуха и Послание Иеремии Антонин (Грановский). Книга пророка Варуха. СПб., 1902 Розанов Н. Послание пророка Иеремии. — ТБ, т. 6 Его же . Книга пророка Варуха. — ТБ, т. 6 Сестренцевич А. Книга пророка Варуха. — ЧОЛДП, 1889, # 2 20. Маккавейская эпоха. Ветхозаветные апокрифы Богоявленский В. Вторая книга Маккавейская. Казань, 1907 Гессен Ю. И. Иуда Маккавей. СПб., 1901 Гольман Г. Религия иудеев в эпоху Иисуса. М., 1908 Гольцман О. Падение иудейского государства Иосиф (Петровых), еп. (впосл. митрополит). 1–3 Маккавейские книги. — ТБ, т. 7а Иост И. История иудейства и его сект. Киев, 1890 Лавровский Н. Обозрение ветхозаветных апокрифов. Харьков, 1864 Поснов М. Э. Иудейство. Киев, 1907 Скарданицкий . Фарисеи и саддукеи. Киев, 1906 Смирнов А., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. Казань, 1899 Его же . Книга Еноха. Казань, 1888 Его же . Книга Юбилеев. Казань, 1895 Его же . Псалмы Соломона. Казань, 1896 Его же . Заветы двенадцати патриархов. Казань, 1911 Флавий Иосиф. Иудейская война. СПб., 1900 Его же . Иудейские древности. СПб., 1900 Шонеберг . 1–2 Маккавейские книги. Колледжвиль, 1966 (машинопись) 21. Ессейство. Рукописи Мертвого моря Тексты Кумрана. М., 1971, вып. 1 Устав для всего общества Израилева. — Палестинский сборник, 1959, # 4 (67) Дополнение к Уставу Кумранской общины. — Палестинский сборник, 1960, # 5 (68) Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960 Его же . Находки у Мертвого моря. М., 1960 Елизарова М. М. Община терапевтов. М., 1972 Михаил (Чуб), еп. К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря. — ЖМП, 1957, # 12

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1001.  Его же. Сказания об Ахикаре, или Акире премудром, и отношение их к Библии — ТКДА, 1901, с. 65-91. 1002.  Его же. Парсизм в книге Товита. — ТКДА, 1901, с. 244-285. 1003.  Его же. Тип благодарного умершего в народных сказаниях и в книге Товита — ТКДА, 1901, с. 417-424. 1004.  Его же. О происхождении книги Товита. Киев, 1911, 638 + II с. 1005.. Следует ли считать книгу Варуха канонической или ее должно отнести к разряду неканонических? — ЧОЛДП, 1877, с. 314-318. 1006.  ЖдановА. О послании Иеремии. — ПТО, 1888, т. IV, с. 441-446. 1007. . О книге пророка Варуха. — ВЧ, 1878, 1008.  Иосиф, архим. (впосл. митроп.). Книга Юдифь. — ТБ, т. III, с. 324-361. 1009.  Рождественский В. О книгах неканонических, употреблявшихся в христианской Церкви II и III вв. — ХЧ, 1875, с. 3-43. 1010.. Послание Иеремии. — ТБ, т. VI, с. 168-174. 1011.  Его же. Книга пророка Варуха. — ТБ, т. VI, с. 175-188. 1012.  Рыбинский В. Иудифь. — ПБЭ, т. VII, с. 570-575. 1013.  Сестренцевич А. Книга пророка Варуха. Критико-исагогическое исследование — ЧОЛДП, 1899, 1014.  Смирнов-Платонов Г. Очерк о книге Товита. — ПО, 1862, 1015.  Его же. Неканонические книги Ветхого Завета. — ПО, 1862, с. 1-28. 1016.  Сперанский А. Очерк судьбы неканонических книг Ветхого Завета. — ХХ, 1882, 9-10. 1017.  Его же. Свидетельства новозаветных священных писателей о неканонических книгах Ветхого Завета и значение их на основании этих свидетельств. — ХЧ, 1881, с. 683-709. 1018.  Филарет, митроп. О книгах так называемых апокрифических — ЧОЛДП, 1876, 1019.  Dubarel A. Judith. V. 1-2. 1916. 1020.  Dumm D. R. Tobit, Judith, Esther. — JBC, I. 1021.  Fitzgerald A. Baruch. — JBC, I. 1022.  Lefevre A. Des Livres Deuterocanoniques. — RFIB, I, p. 732-784. 1023.  Siebeneck R. T. Judith, Esther. Collegeville. 1024.  Slogan G. Ruth, Tobit. Collegeville.   5.Апокалиптические писания Ветхого Завета (Книга Даниила и Книга Иоиля) (Библиографию по Второзахарии, Апокалипсису Исайи, а также по Книге Даниила в связи с историей плена см. в т. V.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Память пророка Варуха совершается 28-го сентября (11 октября). План, содержание и общий смысл книги Варуха. В книге пророка Варуха 5 глав и она состоит из надписания ( Вар. 1:1–2 ), пролога ( Вар. 1:3–14 ) и четырёх частей ( Вар. 1:15–3:8; 3:9–4:8; 4:9–29; 4:30–5:9 ). В прологе ( Вар. 1:3–14 ) рассказывается о прочтении книги Варуха пред пленённым царём Иехонией и другими вавилонскими пленниками, о посте, плаче, сборе жертв и отправке их вместе с книгой и сосудами в Иерусалим первосвященнику Иоакиму и всем оставшимся там евреям с просьбой принести жертву за Навуходоносора, а книгу прочитать народу. За прологом следуют четыре резко отделяющиеся друг от друга части: Часть 1-ая ( Вар. 1:15–3:8 ) – молитва о раскаянии народа и помиловании его. Часть 2-ая ( Вар. 3:9–4:8 ), – восхваление Премудрости, отождествляемой с Законом. Большую часть этого отдела занимает гимн Премудрости, которая выше всякого человеческого исследования. Ни богатые и сильные мира, ни народы Востока, которые считаются самыми мудрыми, не познали Её. Этого не удалось и великим гениям прошлого, и поэтому все они погибли. Бессмысленно подниматься на небо, чтобы найти Её, или пересекать моря, чтобы купить Её за деньги: лишь Тот, Кто создал мир и правит им, знает Её, и Он дал Её своему рабу Иакову. Эта Премудрость стала очевидной для людей. Она – божественный и вечный Закон, который управляет жизнью. Часть 3-ья ( Вар. 4:9–29 ) – содержит призыв пленников к покаянию и молитву о помиловании; Часть 4-ая ( Вар. 4:30–5:9 ) – утешительные обетования. Эти части книги, таким образом, принадлежат к трём литературным жанрам: покаянному псалму, песне о мудрости и пророческому изречению. У отцов Церкви изречения из этой книги приводятся под именем Иеремии. В 60 правиле Лаодикийского собора и в списках священных книг Афанасия Великого и Кирилла Иерусалимского книга Варуха соединяется с книгой пророка Иеремии. Поэтому с древних времён паремия из книги Варуха ( Вар. 3:36–38; 4:1–4 ) под праздник Рождества Христова читается под именем пророчества Иеремии. Это значит, что книга Варуха, имеющая сходство с книгой Иеремии по мыслям и даже выражениям, рассматривалась отцами как дополнение к книге пророка Иеремии, содержащее в себе свидетельства об исполнении его пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010