Сол. XI, 22. XII, 8–22. XV, 7) и по терминологии ( Puм. IX, 19. 20; IX, 21 ­Пр. Сол. XII, 12; XV, 7) и по своим ингредиентным частям a) в идее абсолютно свободного и абсолютно непреодолимого владычества Божьего ( Puм. IX, 19–21 ), b) в признании милостивого снисхождения божественного ко врагам при бесплодности сего для них ( Puм. IX, 22 ) и c) в противоположении сосудов гнева и чаде Божьем со стороны конечного исхода 12 . С устранением крайностей аргументация только выигрывает в своей убедительности. В ней выдвигаются те же самые аналогии « 1) Представление о безграничном всемогуществе Божьем, пред коим человек ничто (Пр. Сол. XI, 22. XII, 12 сл. Ср. Puм. IX, 19–23 ). Конечно эта мысль не собственная для книги Премудрости и встречается в Ветхом Завете даже в сходном слововыражении, а потому один этот пункт был бы нерешителен. 2) В торжественной связи у обоих писателей находится своеобразное представление, что Бог щадит Своих врагов, хотя знает, что это не принесёт им пользы (Пр. Сл. XII, 8. 10. 11a. 20a ср. Puм. IX, 22 ). Что в первом случае трактуется специально о хананеях, на участи которых иллюстрируется этот тезис, во втором же перспектива шире – это не имеет важности. 3) Сходная антитеза касательно судьбы врагов и детей Божьих ( Puм. XII, 20–22 ср. Puм. IX, 22–23 ). Во всём этом господствует взаимное сродство», и за изъятием преувеличений, его сила возвышается по своей внушительности. Выгода от этого сближения бесспорна и огромна, ибо «тёмные анаколуоические выражение апостольские, в разгадывании которых толкователи до сих пор не добились ни малейшего согласия, постигаются лучше всего при гипотезе, что Апостолу предносились мысли и терминологические формулы Премудрости Соломона, но при усвоении их он должен был давать им другой оборот, чтобы они гармонически входили в его соображения» 13 . При абсолютном предопределении исключается активность свободной воли в формировании будущего, поскольку оно бывает неизбежным, помимо человеческого хотения или повиновения. По-видимому, в этом именно тон у псевдо-Соломона провозглашается (XII, 11) о хананеянах, что «семя их было проклятое с начала» ( σπρμα ϒà ρ ν χατηραμνον π’ ρχ), а потому (XII,10) «племя их негодное и зло их врождённое и помышление их не изменится во веки» ( πονηρ η ϒ νεσκ ατν κα μυτο κακα ατν, κα ο μ λλαϒ λοϒ ισμ ατν ε τν ανα).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Пс.36:13–15; 9:16–17 ; Прем. Сол.12:23:25), и направляя все их действия к благим последствиям (ср. Быт.50:20 ). Так Господь попустил иудеям восставать против Христа Спасителя и осудить Его на крестную смерть; но Своим премудрым Промыслом обратил это восстание в совершении того, что от века предопределено было в Его божественном совете ( Деян.4:28 ), – к совершению спасения мира, к открытию проповеданного Христом всемерного царства Божия на земле, чем враги Христовы были посрамлены и действовавшее чрез них враждебные силы ада, начальства и власти тмы, изведены были в позор ( Кол.2:15 ), или были поруганы (ср.: ад... поруган бысть, огл. сл. Златоуста на Пасху). Так потом попускал Господь восстания на церковь Христову еретиков и гонителей, всегда обращая их к торжеству св. истины ( 1Кор.11:19 ), к распространению и утверждению церкви Христовой па земле и к посрамлению врагов ее. И пред кончиною мира Он попустить последнее восстание диавола в лице антихриста и его служителей, но обратит это восстание к окончательному посрамлению и попранию главного виновника зла и в полному и совершенному торжеству св. церкви Христовой. Тогда возглетъ къ нимъ гнвомъ своимъ и своею смтетъ . 5. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: 5 . Когда кроткие меры снисхождения и долготерпения Божия не вразумляют мятежников, возбуждается против них сильный гнев (гнев и ярость, т. е. высшая степень гнева) правосудия Божия (ср. Ис.5:24–25 ; Наум. 1:2–3 ), и Господь произнесёт на них строгий приговор (ср. Прем. Сол.12:26; Рим.2:4–5 ), которым мгновенно приведёт их в смятение, т. е. в такое состояние смущения и страха, что они совершенно потеряются, упадут духом ( Иов.23:15–17 ; 1Д.28:20–21) и обратятся в бегство, сознавая себя бессильными к продолжению своего безумного предприятия (ср. Пс.47:6–7 ). Такое изречение праведного суда Божия над противниками Господа и Христа Его совершается в постигающих их различных бедствиях. Оно совершилось над осудившими Христа на смерть иудеями в разрушении Иерусалима и храма и в рассеянии народа, по всем странам (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

Но то ли видим мы в действительности? Как немногие из нас читают их писания и как ма­ло стараются уразуметь их! Как часто с полным равнодушием остав­ляем мы «слово Божие, живое и действенное, во век пребывающее», проникающее в самые сокровенные мысли души и обличающее их со всею ясностью (Евр. 4, 12-13), и обращаемся к мудрости земной, «по стихиям мира» (Гал. 4, 9; Кол. 2, 8), нисколько не раскрывающей нам Божественной премудрости, сокрытой во всем мире и в жизни чело­вечества! Не бывает ли даже того, что слово этих апостолов подвер­гается среди нас осмеянию, какому подверглось оно в Афинах среди мудрецов и философов, от которых с таким тягостным настроением духа вышел святой апостол Павел, чтобы проповедовать в других го­родах (Деян. 17, 18, 32-33; 18, 1; 1 Сол. 3, 1-7)? Не подвергаются ли и ныне проповедники слова этих апостолов стеснению, даже до уз, по­добно великому апостолу Христову Павлу (2 Тим. 2, 9)? Не оттого ли так и усиливается неверие в наше время, что мы не хотим слышать и знать о той вере живой, пламенной, не из мнений или помышлений плоти и крови возникшей, а из небесного Божественного открове­ния (Мф. 16, 17), какую имел называемый камнем Симон Петр? Не оттого ли все более и более оскудевает любовь христианская между народами, что совсем забыли о Павле, которого «уста были всегда от­версты и сердце расширено» (2 Кор. 6, 11), чтобы нежною любовью объять всех, кого «родил он благовествованием Христовым» (1 Кор. 4, 15)? Доколе стоит мир, он будет стоять лишь на двенадцати осно­ваниях, которые суть двенадцать апостолов Христовых (Откр. 21, 14; Еф. 2, 20). Но если вместо того, чтобы приступать ко Христу, Кам­ню краеугольному, и подобно камням живым устроять из себя дом ду­ховный и священство святое (1 Пет. 2, 5), будем мы строить на ином основании, кроме положенного, которое есть Иисус Христос, то ис­пытанию огня подвергнется дело каждого подобного строителя (1 Кор. 3, 11-13) и огонь, от которого погибнет настоящий мир (2 Пет. 3, 7-12), все более и более будет разрушать его, чтобы явились «но­вое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2 Пет. 3, 13).

http://pravoslavie.ru/put/1752.htm

Этот древний мир, имеющий разрушиться огнем, явится затем преображенным и обновленным: как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в шесть дней творения он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию — " впрочем, мы по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда " . Еще пророк Исайя говорил от имени Божия: " вот Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы, и не приидут на сердце " (Ис. 65:17), и еще: " новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим " (66:22). Св. апостол Иоанн в Апокалипсисе говорит, что " увидел он новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже нет " (21:1). Там будет обитать правда как полное и совершенное соответствие правды человеческой и правды Божией — справедливость, которой нет на теперешней земле. Это сказано апостолом, несомненно, в утешение верующим, терпящим скорби от человеческой несправедливости. Но несомненно, что это слово " правда " можно понимать и в более широком смысле: на этой обновленной земле начнется вечноблаженная жизнь людей праведных, не смущаемая более никакими проявлениями ала и неправды, ибо там будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28). В надежде на это св. апостол убеждает хранить себя неоскверненными и непорочными (ст. 10-14). " И Господа нашего долготерпение почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания " (ст. 15-16) — как видно, лжеучители злоупотребляли посланиями св. апостола Павла и лживо утверждали, что между св. апостолами Петром и Павлом есть несогласие в учении; может быть, они слышали, что между ними было известное столкновение в Антиохии (Гал. 2:11), и перетолковывали это, смущая верующих. Поэтому св. Петр называет Павла " возлюбленным братом " , желая поднять и утвердить его авторитет. Под " неудобо-вразумительностью " поэтому, конечно, надо разуметь не недостаток Павлова учения, а только глубину и высоту его, которые оказались недоступными правильному пониманию людей, не утвержденных в вере и поэтому извращавших учение св. Павла, о чем и сам он говорит в своих посланиях, как, например, Рим. 3:8 и 2 Сол. 2:2.

http://sedmitza.ru/lib/text/430601/

и ср. 12:24) и о первом трактует мягче (13:6: π τοτις στν μμψις λγη), чем о втором (ср. 12:24). Впрочем, он колеблется и об утонченном язычестве, потому что, снисходя к религиозному невежеству (13:1:μταιοι… θεο γνωσα 14:22 γνοια), провозглашает неизвинительность (13:8) по вниманию к принимаемой возможности богопознания (13:3 сл. и ср. 1:1,2), когда люди – вместо нормального постижения и прославления Творца, возвещаемого всей природой, – все затемнили своими ιχχ и χαχα (11:15, 1:1–5, 2:21). Эта оригинальная концепция воспроизводится и у эллинского благовестника, который тоже отличает звездный культ ( Гал.4:8–9 ) и как бы извиняет его неведением (ср. 1Кор.12:2 ), между тем (в Рим.1:18 сл.) на идольство вообще и в частности на зоолатрию (1:23,25) обрушивается с тяжкими обвинениями и всех служителей называет «безответными» (1:20). Предполагая доступность богопознания, (1:19–21) аналогично Премудрости Соломоновой, – согласно ей Апостол усвояет религиозное помрачение человеческой виновности (1:18, 21 сл.) и прямо упоминает δικα (1:18). Неудивительно, что у него употребляется тождественная терминология в речи о теологической гносеологии по отношению к способу (Прем. Сол. 13: 5: ναλγως θεωρται. Рим.1:20 : νοομενα καθορται) и характеру ( Рим.1:28 : πγνοσις. Прем. Сол. 13:1; 12:27: πιγιγνσκειν. Рим.1:20 и Прем. Сол., 13:4 νον), а равно и для квалификации уклонения по его сущности ( Рим.1:21 : σχοτσθη καρδα. Прем. Сол., 2:21: πετφλωσε ατος κακα ατν) и результату (σνετος в Рим.1:21 и Прем. Сол., 1:21). Не менее всего поразительно совпадение и в обрисовке следствий религиозного заблуждения. По мысли псевдо-Соломона, в своих безнравственных извращениях оно само себя осуждает по закону наказания подобного подобным (11:15,16; 12:27). Устраняя крайности этого применения (11:15), и св. Павел одинаково подчеркивает такую пропорциональность неизбежного возмездия ( Рим.1:28 ) при оплате всякими противоестественностями за неестественность богоотпадения ( Рим.1:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Наконец скажу еще вкратце: кресты посылаются от Господа и для того, чтобы чрез них умножались вам венцы и мздовоздаяние; ибо по числу искушений и скорбей умножаются и награды; или даже несравненно более: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Римл. 8:18 ). Глава 7. Каждому по силе его посылается крест от Господа ( «Верные весы и весовые чаши – от Господа; от Него же все гири в суме» (Притч. 16, 11)) Ставрофила продолжала вопрошать Ангела. «Не одинакова крепость человеческих сил, сказала она, и что для одного легко и не слишком тяжко, то для другого неудобоносимо; поэтому как же все могут быть способны понести крест? Ибо много есть бессильных и немощных, которые и самим себе в тягость. Также и юные девы и отроки, скажи мне, как могут понести крестное бремя?» АНГЕЛ. Ты заблуждаешься, Ставрофила, и далека от истины. Если ты веруешь, что Бог премудр, или вернее, самая Премудрость, то как Он возложит на человека крест, превосходящий его силу? Не читала ли ты: «и верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Коринф. 10, 13)? Если и люди не возлагают на своих животных бремени более того, сколько они могут понести: то Господь ли пошлет человеку искушений и бед сверх силы его (Пр. Ефрем Сирин . Ч. 2, поуч. 48 о терпении)? Кормчий знает, как нагрузить корабль в меру, чтобы от недостатка груза он не был увлечен и опрокинут сильною бурею, и от чрезмерной тягости не погрузился в глубине моря. Так и Господь посылает избранным Своим крест искушений, чтобы им не быть легко увлеченными мирскими благами, но чтобы благополучно достигнуть пристанища вечной славы. СТАВРОФИЛА. Сознаю моё заблуждение; я несмысленно говорила это. Но молю тебя, продолжай вразумлять меня в моем неведении, ибо и пророк взывал к Господу: «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» ( Пс.93, 12 ). АНГЕЛ. Бог вместе премудр и истинен, и «все расположил мерою, числом и весом» (Премудр. Сол. 11, 21). Он точно знает, чьи рамена что могут понести, и чего не могут; и потому всем посылает скорби и беды в меру, так чтобы никому не был дан крест или чрезмерно великий или очень малый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

15, 21, 22,28). Тако и нам, аще что случится скорбнаго от мира сего много-мятежнаго, должны есмы претерпевати и глаголати тако: Господи, помилуй ми, от скорби, зол и болезней избави. Тако бо и прокаженнии о сем исцелении явишася не благодарнии. Десять бо исцелишася, един же от них возвратися славя Бога. И паде ниц при ногу Его и той Самаранин бяще. Иисус же глагола ему: не десять ли изцелишася, где же девять, почто не возвратишася дати славы Богу, токмо един сей иноплеменник ( Луки 17:14–17 )? Тако и ты, благочестивый христианине, во всем благодари Бога, и глаголи: Господи, помилуй мя. К тому же злых человек блюдися, якоже оных девяти не благодарных, а с добрыми всегда дружней и поревнуй оному прокаженному, иже прослави Господа Бога. Тако и ты возми себе страх Божий в сердце и молися Богу о оставлении грехов своих. И аще начнеши сице творити, то будеши чадо и света и дне, и теми путьми внидеши без труда в царство небесное. Всегда помышляй час смертный и разлучение души от тела и вечныя муки грешником. Рече Господь: будите готови, яко не весте дне и часа, когда приидет кончина ( Матф. 24:44, 25:13 ). Не знаем доколе живот наш и когда смерть будет; а аще обрящет ны смерть во гресех, то почто и родимся. Потщитеся чада отложити бремя греховное, да на воскресение светли узрящем Бога, восхищаеми на облацех по воздуху, егда приидет на землю праведный судия Христос Бог, во славе Отца Своего судити живым и мертвым и воздати комуждо по делом его. Аминь. 20) Поучение в неделю 19-ю Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас ( Луки 6:27 ). Словеса судь Евангелиста Луки, в зачале 25 положенная. Премудрость созда себе храм и утверди в нем столпов седмь (Притч. Сол. 9:1). Кто есть премудрость? Есть Христос Сын Божий. Сия то Премудрость – Сын Божий созда себе храм, сиречь плоть нашу, якоже Давид глаголет: руце Твои сотвористе мя и создасте мя ( Псал. 118:73 ). О сем же и Богомудрый Павел вещает: или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа (Кор. 6:19). А той Святый Дух созидает в нас Своих седмь столпов, сиречь седмь даров Духа Пресвятаго, еже есть: мудрость, разум, совет, ведение, крепость, благочестие, страх Божий (Исаии 11:2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11, 9. 10). И еще: «помяни сотворшаго тя во днех юности твоея, дондеже не приидут дние злобы твоея и приспеют лета, в них же речеши: несть ми в них хотения» (Екклес. 12,1). И в Евангелии пишется: «отроча преспеваше премуд. ростию и возрастом и благодатию у Бога и человек» (Лук. 2:52). Иисус Навин также в юности своей был служителем Моисея и не выходил из Скинии (Исх. 33:11). И св. Тимофей, будучи еще отроком и юно­шею научился Свящ. Писанию, так что путем его пришел к вере в Господа Спасителя. Иосиф также был возлюбленнейшим сыном отцу своему, потому что исполнял его повеления, и будучи еще семнадцати лет от роду, почитал приказания его законом жизни своей (Быт. 37:2. 3. 14). 53. Все сие я привел на память для того, чтобы, рассматривая жития святых, «не влаялись мы всяким ветром учения» (Еф. 4:14), но воодушевлялись на труд, и, житие их имея образцом в предлежащей нам жизни, соделались народом Божиим особенным.— «Не будем оскорблять Духа Святаго, Которым знаменались мы в день избавления» (Еф. 4:30), «ни угашать Его, ни пророчествия уничижать» (1 Сол. 5:19. 20), дабы не оказалось, что, когда Дух Святый благоволит обитать в нас, мы не даем Ему места. Никого другого не будем бояться, кроме Бога, Который есть праведный Воздаятель и Судия дел каждого, и Который с преподобным – преподобен, и с мужем неповинным-неповинен,-как Сам говорит: «Аз любящия Мя люблю, ищущии же Ме­не, обрящут благодать» (Прит. 8:17); и в другом месте: «аще пойдете ко Мне страною, пойду и Аз с вами в ярости страною» (Лев. 26:23. 24). 54. Не будем гневаться друг на друга; а если, когда гневом побеждены будем, сделаем так, чтоб и гневаясь не со­грешать, т. е., будем покаянием предварять захождение солн­ца (Пс. 4:5; Еф. 4:26). Будем помнить, что нам заповедано в Писании, многократно прощать согрешающего против нас (Мф. 18. 21), и даже оставлять пред алтарем дар наш, угрожая, что он не примется, пока чрез примирение не сделаем его угодным Богу, – чтобы можно было нам с дерзновением возглашать в молитве: «о ста в и нам долги наша, якоже и мы оставляем должником на­шим» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010