Опис. рукоп. гр. Толстова. С. 535 О других сочинениях Илариона Великого — там же. 134, 343, 439, 588 Опис. рукоп. Румянц. муз. С. 626 Опис. рукоп. Царск. 153, 580 и др. См.: печатн. Пролог под 21 числом октября и снес.: прим. 198 — о рукописных Прологах. В одних рукописях Илариону — святому, а в других — великому усвояются, например: а) Поучение о отвержении мира (Опис. рукоп. Рум. муз. С. 618 Опис. рукоп. Толстова. 588 б) Наказание к отрекшимся мира Христа ради (Опис. рук. Царск. 153, 166, 580 Опис. Рум. муз. 626 Опис. рукоп. Толстова. 439 в) Поучение о безмолвии (Опис. рук. Царск. 153, 408 Известно нам только по одному списку XV в.— в Торжеств. Рум. муз. 435. Л. 340–344 где оно помещено под 3 числом мая, когда празднуется Церковию успение преподобного Феодосия Печерского. Другие списки этого самого Поучения с именем Феодосия Печерского встречал в древлеписьменных славянских Прологах митрополит Евгений (Словарь дух. писател. 2. 284. Изд. 2-е Кстати заметим, что все сочинения преподобного Феодосия, которые будем рассматривать, мы поместили в подлинном тексте в Учен. зап. II Отд. Ак. наук. Т. 2. Вып. 2 Впрочем, ныне открыт древнейший источник, из которого равно могли позаимствовать и преподобный Феодосий, и летописец. Это «Слово о ведре и казньх Божиях» в Златоструе болгарского царя Симеона (893–927). Только в поучении преподобного Феодосия и в летописи к заимствованному из этого Слова с некоторыми пропусками и переделками приделано особенное начало, или приступ, а в Поучении сделаны еще вставки, которых нет ни в Златоструе, ни в летописи, и прибавлен очень большой конец, или целая последняя часть (Срезневск. Сведения о малоизв. и неизвестн. памятн. 24 в Зап. Ак. наук. Т. 9. Кн. 2. 34–43. СПб., 1866 Помещ. в рукоп. импер. Публ. библ., поступившей из Древнехран. Погодина, под названием: «Матица Златая». 1024. Л. 220 об. Слово начинается: «И се, ведуще, братия...» А в конце Слова нет обычного заключительного оборота или славословия. Помещ. также в сборн. Новг. Соф. библ. XV в. 578. Л. 224 под заглавием: «Поучение св. Панкратия о крещении обеда и пития в первую неделю поста св. апостол, списано Феодосием, худым мнихом». В числе святых известны только два Панкратия: священномученик Панкратий, живший в I в. и не оставивший никакого писания, и преподобный Панкратий Киево-Печерский, известный по одному имени. Поэтому выражение: «Поучение св. Панкратия» можно считать выдумкою или ошибкою писца, а самое поучение приписать тому, о ком сказано: «Списано Феодосием, худым мнихом» — и кому оно действительно приписывается в другом вышеупомянутом списке. Оно издано также в Православн. собеседн. 1858. 3. 255

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

– Вся забота демонов в том только и состоит, чтобы ввергнуть душу в грех и потом довести до отчаяния с целью окончательно погубить. Демоны непрестанно внушают душе: когда умрет и погибнет имя его (Пс. 40, 6)? Но если душа бодрствует, она сама будет вопиять против них: не умру, но жив буду и повем дела Господня (Пс. 117, 17). Но демоны бесстыдны и снова устремляются на душу, внушая ей: превитай по горам яко птица (Пс. 10, 1). На это у нас должен быть готов ответ: Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся (Пс. 61, 7). – Будь стражем сердца своего, – сказал в заключение старец, – чтобы не вошел кто-либо чужой со словами: наш ли еси ты, или от супостат? (Иис. Нав. 5,13.) К главе 110 Об Александрии и окрестных монастырях см. «Ист. православн. монашества на Востоке». П. Казанский. Москва, 1854. Стр. 190. Речь старца показывает нам, как глубоко подвижники изучали св. Писание, особенно Псалтирь. Глава 111 Поступок юродивого Положив деньги на землю, удалился. Однажды в Александрии вместе с другом Софронием мы отправились в храм в честь Феодосия. Нам встретился человек плешивый, одетый во власяницу до самых колен. Он нам показался как бы юродивым. – Дай мне денег, – сказал авва Софроний, – и ты увидишь добродетель прохожего. Даю ему пять фолер, а он отдал их тому, кто казался нам юродивым. Тот молча принял. Мы потихоньку пошли за ним. Свернув в переулок, он простер правую руку с фолерами к небу, выше головы, потом повергся пред Богом и, положив деньги на землю, удалился. К главе 111 Память св. мученика Феодосия 27 марта. Глава 112 Жизнь и смерть инока Льва из Каппадокии Я буду царствовать. В царствование благоверного императора и кесаря Тиверия мы пришли в Оазис. Там увидали инока, великого пред Богом, родом из Каппадокии. Имя ему было Лев. Нам многие и много дивного рассказывали о нем. Познакомившись с ним и близко узнав этого святого мужа, мы получили от него великую пользу – особенно от его смирения, безмолвия, нестяжательности и любви, которую он имел ко всем. Этот достопочтенный старец говорил нам:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Свет Христов просвещает всех. К 10-летию Службы Катехизации Данилова монастыря г. Москвы. Игумен Иоасаф (Полуянов) Наша Служба катехизации зародилась в 1989 году в стенах воскресной школы, открытой в небольшом двухэтажном здании напротив Святых врат монастыря. Но дело религиозного просвещения началось еще раньше, с простого общения, бесед братии c людьми, которые приходили помочь восстанавливающейся обители. Со временем, благодаря этим встречам, появилась необходимость в создании воскресной школы — одной из первых в Москве. Вскоре были открыты и катехизические курсы. И вот уже почти десять лет мы ведем нашу просветительскую деятельность под покровом благоверного князя Даниила Московского. Задачи и направления нашей деятельности Цель православной проповеди, православн ого образования и катехизации, говоря словами одного современного богослова, — вложить в сердце человека веру, любящую Бога, веру благоговейную, веру деятельную, светящую миру любовью и истиной. Наше дело — заронить, посеять в сердце человека семя веры, прорастит уже Господь — Он делатель. Имея в виду эту цель, мы условно определяем для себя две задачи, две начальные ступени в ее осуществлении. Первая — через проповедь нести в мир правду о Боге, мире и человеке, нести, чтобы человек мог услышать, принять ее и сделать свободный и осознанный выбор. Вторая — помочь человеку, определившемуся в выборе, сделать первые шаги в Церкви. А это значит — правильно осмыслить Церковь по отношению к своей жизни. В нашем обществе практически нет людей, совсем ничего не знающих о Церкви. Но часто их знание искажено. Говоря словами диакона Андрея Кураева, люди создали себе миф о Православии и вполне успешно с этим мифом борются. Наша задача — показать, что Православная церковь не миф, а живая реальность, близкая и дорогая всем нам. На практике обе задачи катехизации неразделимы, так как невозможно проповедовать, не обучая при этом началам жизни во спасение. Духовный мир постигается не только в беседах или путем размышлений, но прежде всего духовным деланием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2300...

НН 21 июля 2020, 12:15 Алекс:/А значит так и будут сыпаться на народ наш беды и несчастья,как из рога изобилия Пока не вразумимся./-Хорошо, пусть так. Так что же Вы не вразумляете нас каяться за убийство других русских царей? Клятва 1613г нарушилась когда и кем? Ах,да, тогда же Романовы убивали Романовых...они не клятвопреступники? Правильно Алла написала: злодеи убили царя. За этих злодеев нам надо каяться, а за других злодеев, из рода Романова, народу каяться не надо? Они что, злодеи другого сорта? Или те убиенные цари были другого сорта, и кровь у них другая была? Понимаете, что такого покаяния никогда не будет. Ещё раз БРАВО! Чтобы ни случилось -нераскаянный русский народ виноват! Даже в мельдониевом скандале. И.В. 21 июля 2020, 11:48 Алла21 июля 2020, 02:18 " Грех исповедовать можно только личный, а не мнимые прегрешения предков. " А кто тут говорил про исповедь? Вы как всегда сами что-то насочиняли за оппонентов, а теперь это опровергаете). Покаяние и исповедь - не одно и то же. Загляните в словарь русского языка, что ли... И.В. 21 июля 2020, 11:42 Алла, вы выкручиваетесь как уж на сковородке. Церковь КАНОНИЗИРОВАЛА Николая II, причислив его е лику святых. За социальное положение Церковь никого не прославляет в лике святых. Вы же утверждаете что государь был убит только по этой причине. Т.е. вы не согласны с мнением Церкви. Вывод - вы вне Церкви. Александр 21 июля 2020, 09:22 Алла20 июля 2020, 20:58 [Царя убили за его социальное положение, а не за православное вероисповедания.] Ну так и Бориса и Глеба и многих других святых убили не за православное вероисповедание. Но они канонизированы. Если вы не согласны с этим фактом, то может создадите свою церковь, где вам всё будет по душе и перестанете рассказывать православным ересь? Татьяна 21 июля 2020, 08:55 И.В.20 июля 2020, 20:26 " Татьяна20 июля 2020, 18:58 " Вполне может и не быть. " Да считайте как вам больше нравится. Человеку всегда приятнее думать что все беды и неустроенность его жизни никак не связаны с его морально-нравственным состоянием. Так, случайность... " Дело не во мне. Как-то даже странно видеть на православн.сайте подобные выводы о совершенно незнакомом Вам человеке, о том, что ему нравится-не нравится,об отсутствии у него понимания связи и т.д... Виновато лишь " отсутствие общего покаяния... " (почему-то за др. убитых царей призывов каяться нет, к вопросу), а не грехи гордыни,непомерного стяжательства,деградации и разврата и т.д. буйным цветом расцветшие в последние десятилетия?

http://pravoslavie.ru/132658.html

А религиозного, главного смысла жизни себя тем самым лишили. Доразвивались до ледокола " Ленин " , до первой космической ракеты с человеком на борту! А где теперь все это? Об экономике и говорить нечего. Вот вам и " поднять народ " ! Куда, зачем? Определитесь, наконец! Без Бога - ни до порога! Подумайте, отмерьте семь тысяч раз, воцерковитесь, а потом уже только рубите! Но - во имя Святой Руси, а не ради очередной " великой России " без Бога! Или где религия - лишь дымовая завеса!.. И без злого мщения, без чуждой христианам жажды крови, ибо ничто так не разделяет людей, как кровь. Иначе все повторится снова - очередное насилие, деспотия, демагогия, стагнация и развал. Только в Боге успокаивается человек. Сложнейшая и ответственнейшая вещь - выбор духовной цели жизни для народа, который дезориентирован и измучен. Понятно, что вам, честным военным, нынешний расклад не нравится. Но всякое изменение начинается с души человека, с ее христианского преображения. У лидера должен быть не сиюминутный запал - выбежал, пальнул, банк с телеграфом захватил и врагов к стенке поставил (вспомните для сравнения, как гуманно обходилась русская армия с пленными французами) - а сильная и правильная духовность, деятельная и жертвенная любовь к людям, жизнь, основанная на соблюдении заповедей Божиих. Для чего? Чтобы после этой первой победы, достигнутой на православн-патриотической волне, он не установил очередную тиранию и не начал рубить сплеча, объявив себя властителем душ. Чтобы щепки, щепки-то опять не полетели! Чтобы жестокость и кровь не одурманили мщением его сердце, еще далекое от Христа. Вспомните - после окончания Смуты Михаил Федорович Романов всех по-православному простил, всех своих прежних врагов - и бояр-перебежчиков, и тушинских наймитов, и даже прямых изменников. Всех. Как сильный и милосердный царь. И эти измученные, в большинстве своем растерянные и запутавшиеся в обстановке люди с великой благодарностью восприняли этот широкий царский жест - и покаялись. И служили Романовым верой и правдой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Не входя здесь в область богословия и не решая, насколько основательны и нужны все эти пререкания8, я образцу внимание только на тот факт, что каждая из спорящих сторон не отвергает нравственных принципов, выставляемых противною стороною, а только старае тся обратить их в свою пользу. Так, когда католики хвалятся делами милосердия, особенно отличающими их церковь, то ни протестантские, ни греко-российские их противники не станут говорить, что милосердие дурно, а будут только утверждать, что католические благотворительные учреждения, служа целям властолюбивой политики, искажаются постороннею примесью и теряют более или менее свое нравственное достоинство. В ответ на это католики со своей стороны не станут говорить, что властолюбие само по себе хорошо и ч то христианская любовь должна быть подчинена политике, а станут, напротив, отвергать делаемый им упрек в властолюбии и доказывать, что власть для них не цель, а только необходимое средство для исполнения нравственного долга. Точно так же когда православн ые (вместе с католиками) упрекают протестантство за отсутствие духовной филиации и за пренебрежение к отеческим преданиям, то никакой благоразумный протестант не скажет, что предания должно презирать, а, напротив, станет доказывать, что протестантизм и е сть возвращение к самым почтенным и подлинным преданиям христианства, очищенным от фальшивой и вредной примеси. Ясно, таким образом, что спорящие стороны стоят здесь на одной и той же нравственной почве (благодаря чему только и возможен спор), что у них одни и те же этические принципы и мерила, о которых нет спора, а спор идет только об их приложении. Эти принципы не принадлежат сами по себе ни одному из вероисповеданий, а образуют тот общий трибунал, к которому равно обращаются все. Представитель каждой стороны в сущности говорит своему противнику только следующее: " Я вернее и лучше тебя применяю те самые нравст венные начала, которых хочешь держаться и ты, поэтому ты должен признать мою правоту и отказаться от своих заблуждений " . Итак, этические нормы, одинаково предполагаемые всеми вероисповеданиями, не могут сами по себе зависеть от вероисповедных различий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Если исповедующие православную веру, таким образом, по-Вашему, грешат против Св. Духа, то какую веру исповедуете Вы?? Михаил, Пятигорск 09 ноября 2017г. 14:57 Игумен явно не православн. Сергей Сергеевич 10 ноября 2017г. 15:01 Явно, что Михаил, Пятигорск - не игумен. А православен или не православен игумен Петр, ответ на этот вопрос для Вас и для многих других не явный. Михаил, Пятигорск 10 ноября 2017г. 21:58 Вы за себя только говорите, а не за других. Хорошо? иеромонах Авель 03 ноября 2017г. 11:35 До появления христианской Церкви Христа, по-вашему, не было? Очевидно же -- не было... В творении, во времени, до воплощения Бога Слова не было Христа в творении :) Суть различия ВЗ и НЗ времени в том, что только после воплощения Христа человеку была дарована возможность всецелого единения с Богом, до воплощения, Креста, Воскресения и Вознесения такой возможности просто не было. И то, что ВЗ люди молились Богу Отцу и читали, сами того не ведая, Слово Божие как откровение Отца (Закон и Пророков, Псалтирь), приближались насколько можно к единению с Богом, ещё не означает возможности всецелого единения с Ним. Поэтому ВЗ Церковь существенно отличается от НЗ Церкви. Сергей Сергеевич 03 ноября 2017г. 17:22 Это все мне понятно. Непонятно, почему Вы Бога Слова отделили от Христа и сделали из Них двух разных " Богов " . иеромонах Авель 04 ноября 2017г. 13:59 на оба комментария. Вы считаете, что в творении воплотившиееся Слово Божье предсуществовало?.. -- врядли. Но если вы не видите существенной разницы для человека стремящегося к единению с Богом до воплощения Христова и после, то вы по сути уничтожаетеупраздняете дело Христово, признаёте Христову Церковь ненужным ответвлением (сектой). На всякий случай напомню, что Апостольский собор (51 г. от Р.Х.) констатировал отделение Церкви от Синагоги, показывая этим, что у Церкви уже есть то, чего нет у Синагоги. Сергей Сергеевич 05 ноября 2017г. 14:31 Вы так Бог знает до чего можете договориться. Вернитесь назад и посмотрите, о чем я писал.

http://bogoslov.ru/article/5576946

Мне 60. С книги отца Тихона жизнь приобрела новый смысл, читаю и перечитываю. Посчастливилось в канун Рождества Христова побывать В Псково-Печерском монастыре. Ехала, вспоминая страницы из книги " Несвятые святые " . То, что я увидела, прочувствовала. греет меня теплом до сих пор. На моем столе вместе с книгой отца Тихона теперь книги отца Иоанна (Крестьянкина), дающие мне силы, успокоение, ответы. Низкий поклон Вам, отец Тихон. Спаси Вас Господь! Святослав 11 сентября 2013, 14:45 Благодарю Бога и архимандрита Тихона за книгу! Книга стала для меня и моей жены - толчком , а лучше пинком, чтоб воцерковиться. Замечательная книга! николай 12 августа 2013, 11:47 Очень хорошая книга, много нового узнал,спасибо автору. ирина панькова 6 августа 2013, 18:27 много в основном православн.литерат.но прочитав эту книгу была потрясена.погрязнув в житейских делах вдруг очнулась...не хочеться унывать,сориться,а хочеться всем улыбаться и дарить счастье..спасибо большое и человеческое!!! Олеся 4 августа 2013, 00:37 Спасибо Вам, за такую чудесную книгу!!!!!! Прочла на одном дыхании, невозможно оторваться, настолько по доброму все там написано!!!! Благодарю ВАС!!!!! раба Божья Марина 14 июля 2013, 09:07 Отец Тихон! Спаси Господи Вас! Была в Дивеево у Батюшки Серафима, там и узнала про Вашу книгу, первым делом вернувшись в Омск - купила книгу, диск к книге. Я пытаюсь стать прихожанкой мужского Свято-Никольского мужского монастыря села Большекулачья, это милый и спасительный души и сердца уголок уголок. Читаю и перечитываю " Святые несвятые " и " Красная Пасха " . Много ответов нашла и нахожу. Тружусь учителем, мать взрослых сыновей, вот такие книги следует читать, с них следует начинать читать церковную и духовную литературы. Азбука и букварь, Благословите! Батюшка! Не сбиться с дороги, ведущую к храму, привести к Церкви чад наших. Многая и благая лета ! юлия 9 июля 2013, 02:34 Отец Тихон! Почему же Вы раньше не написали такую прекрасную книгу? Я 36 лет жила и мучилась от неразрешимых вопросов, а прочитав Вашу книгу все совсем-совсем поняла и об устройстве мира, о Боге, о том как все построено в нашей грешной жизни. Храни Вас Бог, пожалуйста, пишите еще и еще, Вы наставляете нас,грешников на путь истинный. Юлия, днепропетровск.

http://pravoslavie.ru/48308.html

Православие обрядовое. Средства. § 211. Церковь Христова, находясь на земле, находится в непрестанной борьбе или воинствует. Она по существу своему всегда была, есть и пребудет, едина и неизменна; но члены её, по разномыслию и пристрастию человеческому, впоследствии разрознились и доныне делятся на многие отрасли или секты, более или менее удалившиеся от святого корня своего. Писание, основа истинной Церкви, одно и то же в целом мире Христианском; но изъяснение сего Писания сделалось, по различию вероисповеданий, весьма разнообразно, – в одном месте истинно, во всех других иногда принуждённо, иногда пристрастно, часто лживо и клеветливо на Слово Божие. Основание одно, и инаго никто же, говорит Апостол, может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос; но одни назидают на сем основании злато, сребро, камение честное, а другие дрова, сено, . И здесь-то живо надобно помнить слова Апостола, от лица всей Церкви возвещаемые всякому проповеднику: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет… Яко же предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет ( Гал.1:8:9 ). § 212. Дух и учение Православной Церкви нашей суть те же самые, какие в Св. Писании (Послан. Патриархов Член. 2); различие только в том, что истины Слова Божия в учении Церковном являются в обширнейшем размере: определены, разделены, приведены в систему, развиты. (Православн. Исповед. Част. 1. вопрос 86). Поэтому и общие свойства Православия, кои должно выражать церковное собеседование, суть те же самые, что в выражение духа Библейского. Ту же святость , ту же истину , и спасительность обязана выражать Церковная беседа касательно Православия, какие она обязана раскрыть касательно Слова Божия. Частные свойства Православного собеседования вытекают из духа Православной Церкви касательно её учения о различных главнейших её предметах и учреждениях. Отсюда 1) Православие Библейское; 2) Православие догматическое; 3) Православие практическое и 4) Православие обрядовое и Каноническое.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

Выбор имени предоставляется родителям: «и дает ему имя молитвою священною, еже родившие восхощут, с ним же и крещается» (Симеон. Солун., гл. 59), или же сам священник дает имя того святого, которого память прилучится в день чтения молитвы или в осьмой день по рождении (Требн.); возрастные крещающиеся сами выбирают себе имя, еже восхощут (Чинопоследов. принят. иноверц.). Практические заметки Молитвы о родильнице, когда читаются в церкви (а не в доме, где она лежит, как бы это следовало по смыслу самых молитв), должны быть читаны у порога церковногопред враты храма, – и никак не следует дозволять бабке, в ожидании крещения, приходить с некрещеным младенцем на середину церкви и садиться близ алтаря (Письм. по пастырск. богосл. протоиер. Евг. Попов, ч. II, стр. 72). Вообще, имя младенцу дастся христианское – какого-либо святого. Из благоговения же к имени Иисуса и Пресвятой Девы Богородицы не дается имен в честь их, т.е. имя Иисусне дается никому, имя же Мариядается в честь святых жен Марии Египетской, Марии Магдалины и пр., но не в честь Богородицы (Попечен. Православн. Церкв. протоиер. Дебольск. стр. 144). Не следует давать новорожденным имена малоупотребительные и трудно выговариваемые (Ворон. Епар. изд. 1870 г. стр. 1060). Нужно заботиться, чтобы выбор имени готовящемуся к крещению не был легкомыслен, неразумен и не основывался бы на каком либо предрассудке, суеверии или суетности. Люди простые боятся иногда некоторых имен, потому что, по их понятию, есть имена счастливые и есть бесталанные; люди же образованные некоторые имена находят для своих детей неприличными, и пр. Для сего нужно раскрывать прихожанам, что значит наречение имени святого, и для чего оно дается крещающемуся (Руковод. для сельск. паст. ч. III, стр. 112) . Благоразумие требует не давать одних и тех же имен многим детям в одном семействе, также новорожденному младенцу того самого имени, какое носило прежнее, уже умершее дитя. От сего бывают нередко недоразумения в семействах, ошибки, злоупотребления и беспорядки в отправлении обязанностей общественных (Там же). Разрешение недоумений

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

  001     002    003    004