Совершенно естественно, что в столь серьезном и важном деле Патриарх Московский и всея Руси Кирилл опирался на церковный принцип соборности, чтобы вновь и вновь подчеркнуть важность этой работы, привлечь все имеющиеся возможности, и, говоря военным языком, отмобилизовать все резервы. Так на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви, которое состоялось в первых числах февраля 2010 года Патриарх Кирилл в своем докладе подробно охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в результате принятия главой государства решения о введении института военного духовенства в Вооруженных Силах и поставил, в связи с этим конкретные задачи. Это нашло свое отражение в Постановлении совещания от 2 февраля 2010 года, в пункте V.1. которого было сказано: Озаботиться подбором кадров священнослужителей для назначения на штатные должности военных священников в войсковые части и соединения, находящиеся на канонической территории епархий. При этом правящим архиереям следует координировать свою деятельность с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 3 . О степени важности этой задачи для Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл сказал в своем интервью 11 февраля 2010 года для ежегодника «Предстоятель»: «… ключевой темой останется для Церкви ведение диалога с государством. Если говорить о Российской Федерации, особенно хотелось бы подчеркнуть, что 2010 год станет годом запуска двух важных церковно-государственных проектов: введения в школах «Основ православной культуры» и создание института военного духовенства. Чтобы они не оказались малоэффективными, нам всем предстоит много и усердно потрудиться». При этом для священнослужителей задача состоит в том, чтобы «мы своим трудом, своей молитвой, своим словом — тем духовным импульсом, который мы передаем нашему народу, — служили великому и святому делу — защите нашего Отечества» 4 . Спустя год 2 февраля 2011 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл вновь обратился к теме формирования института военного духовенства в связи с тем, что в решении кадровых вопросов выявились определенные трудности. В своем докладе на соборе Предстоятель Церкви отметил, что в центре и на местах проводится работа по подбору кадров на должности штатных военных священнослужителей, и попросил правящих архиереев без промедления включиться в работу по возрождению института военного духовенства. Это требование было закреплено в пункте 40 Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» 5 .

http://old.pobeda.ru/patriarh-kirill-i-v...

Но проблема сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке не исчерпана, и ее острота сохраняется, указал Предстоятель Русской Православной Церкви. Численность христианского населения в разных странах региона резко уменьшилась. Например, в Ираке сейчас насчитывается около 150 тысяч христиан, тогда как до начала драматических событий в этой стране проживало полтора миллиона христиан. Похожая ситуация наблюдается и на сирийской земле. Святейший Патриарх Кирилл поделился с собеседником болью в связи с тем, что происходит в религиозной жизни Украины. «К сожалению, есть силы, которые пытаются глубокий гражданский конфликт перевести также в религиозную сферу, сказал Его Святейшество. Я свидетельствую с полной ответственностью о грубейших нарушениях человеческих прав и религиозной свободы в Украине сегодня: происходят захваты храмов канонической Православной Церкви, против нее ведется совершенно оголтелая пропаганда. Такое впечатление, что украинские власти хотят разделить свой народ еще и по религиозному принципу. Трудно понять, чем они руководствуются, но, наверное, самое страшное, что можно представить себе для Украины в том состоянии, в котором она сегодня находится, это глубокий религиозный конфликт». Как напомнил Святейший Патриарх Кирилл, радикальные националистические депутаты также предложили принять в Верховной Раде несколько законов, которые легализовали бы захват храмов и дискриминацию Украинской Православной Церкви, насчитывающей 12 тысяч приходов и объединяющей абсолютное большинство православных людей на Украине. Отметив, что один из рассматриваемых законопроектов предполагает особый контроль государства за всеми кадровыми назначениями в этой Церкви, Его Святейшество напомнил, что такого не было даже в советское время. «Я благодарю очень многих, кто откликнулся на мой призыв выступить против этих законов. Особая благодарность Его Святейшеству Папе Франциску и генеральному секретарю Всемирного совета церквей пастору Олафу Фюксе Твейту, а также собратьям-Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Общими усилиями этих законопроекты были остановлены, но у нас нет гарантий, что они снова не всплывут в повестке дня украинского парламента».

http://patriarchia.ru/db/text/5067424.ht...

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г., 2014 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Сербскую (2013 г., 2014 г.), Румынскую (2017 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.), Польскую (2012 г.). Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейший Патриарх посетил с официальным визитом страны: Азербайджан (2009 г., 2010  г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г., 2015 г.), Болгарию (2012 г.), Бразилию (2016 г.), Великобританию (2016 г.), Грецию (2013 г.), Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Киргизию (2017г.), Китай (2013 г.), Кубу (2016 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестину (2012 г.), Парагвай (2016 г.), Польшу (2012 г.), Румынию (2017 г.), Сербию (2013 г., 2014 г.), Сирию (2011 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010  г. — 3 раза, 2011 г. — 2 раза, 2012 г., 2013 г.), Францию (2016 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.). Святейший Патриарх Кирилл совершил 221 поездку в 116 епархий Русской Православной Церкви. Данные на 1 февраля 2018 г. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , У дев " яту Кирила в Христа Спасителя звершено Божественну за темою Первосвятителя: звершення виклики [Стаття] Вийшов у другий номер «Журналу за 2024 Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле [Стаття] Поздравление Католикоса Гарегина II Святейшему Патриарху Кириллу с 15-летием интронизации та звернення] Предстоятель Церкви звершив в Успенському очолив Митрофана на Нефтекамського Кирила директору служби охорони Д.В. з дня народження : та звернення] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого Кирила з дня народження : та звернення] з ключовими словами Кирила – нагороди   новини Кирил звершив голови Верховного суду В.М. Кирил звершив в Реутова та очолив (Корчукова) на Туранського У свято Господнього Предстоятель Церкви звершив в Христа Спасителя та очолив Володимира на свята Господнього Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя У 34-у П " Кирил звершив в Олександро-Невському у Христа Спасителя передувала XXXII читань У день пам " святителя Филипа Московського Предстоятель Церкви в Успенському Московського Кремля У день свята Хрещення Господнього Кирил звершив в Христа Спасителя м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5140327...

— Убежден, что встреча Предстоятелей двух крупнейших христианских Церквей должна стать ярким свидетельством разрешения трудностей, которые, к сожалению, все еще существуют в отношениях между православными и католиками. Проблемы эти хорошо известны. До сих пор объектом проповеди католического духовенства и представителей монашеских орденов подчас становятся люди, принадлежащие к Православной Церкви по крещению или семейным корням, а также дети из малообеспеченных или неполных семей. Кроме того, далеки от нормализации отношения между православными и греко-католиками на Украине. Руководство Украинской Греко-Католической Церкви необоснованно претендует на статус общенациональной Церкви, что является вызовом для православных украинцев, составляющих основную часть населения страны. В результате насильственного перераспределения церковной собственности, произошедшего в конце 1990-х годов, многие православные приходы оказались лишенными возможность совершать богослужения в храмах. — После Страсбурга Вы будете в Париже, гостем Католической Церкви Франции. Какое значение Вы предаете этому первому визиту Предстоятеля Русской Православной Церкви в эту страну? — Для меня это не первая поездка во Францию, хотя в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви я посещаю вашу страну впервые. Своему визиту я придаю большое значение. В силу исторических судеб многие русские люди оказались на французской земле. Многие из них бежали от репрессий безбожного режима, не только каравшего любое несогласие с властью, но и истреблявшего веру в русском народе. Православие присутствие в современной Франции многообразно: существуют епархии и приходы, принадлежащие к юрисдикции различных Православных Церквей. Это многообразие традиций составляет отличительную особенность церковной жизни во Франции, и наша общая задача — хранить и поддерживать его без ущерба для той или иной части многонациональной православной паствы вашей страны. Искренне надеюсь, что мой визит, встречи с собратьями-архипастырями, духовенством и верующими позволит укрепить православное единство во Франции, засвидетельствует, что мы едины во Христе Иисусе.

http://patriarchia.ru/db/text/304802.htm...

Когда в 1970-м году Японской Православной Церкви был дарован статус автономии, Патриарх Константинопольский Афинагор отказался включить Предстоятеля Японской Церкви в диптихи ввиду ее автономного, а не автокефального статуса. Он не оспаривал каноническую юрисдикцию Русской Церкви над православными церковными структурами этой страны, которая уже более столетия ни у кого не вызывала сомнений. Об этом всем очень ясно свидетельствует в своей книге «Даже до края земли» выдающийся миссионер наших дней, Предстоятель Албанской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий. Отдельно остановлюсь на истории Российской духовной миссии в Корее. История русско-корейских связей восходит к эпохе Киевской Руси, когда упоминаемая Вашим Высокопреосвященством концепция «Москва-Третий Рим» еще не существовала. Кстати, единственный исторический документ, в котором эта идея прямо провозглашается, – это Уложенная грамота об учреждении в Москве Патриаршества за подписью Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии (1589 г.). Миссионерская же деятельность Русской Православной Церкви среди корейцев началась в 1856-м г., когда святитель Иннокентий (Вениаминов) начал посылать проповедников Православия в Южно-Уссурийский край, куда направился поток корейских переселенцев. В 1885-м г. между Россией и Кореей был заключен договор, который давал русским подданным право свободного совершения богослужений на территории Кореи. Решением Святейшего Правительствующего Синода в 1897-м году была учреждена Российская духовная Миссия в Корее, в задачу которой входило попечение о русских православных христианах, пребывающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного нехристианского населения. 17 февраля 1900 г. в Сеуле начальником Миссии архимандритом Хрисанфом (Щетковским) была совершена Божественная литургия, и с этого момента традиционно отсчитывается начало деятельности Русской Миссии. Со дня своего основания до 1908 г. Корейская Миссия находилась в ведении Петербургского митрополита, а с 1908 г. по 1921 гг. – в ведении Владивостокского епископа, с 1921 по 1945 г. – в ведении архиепископа Токийского, а с 1945 по 1954 гг. - в составе Восточно-Азиатского Экзархата.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Однако главной причиной успешного развития сайта Православие.ru является, в первую очередь, разноплановое содержание сайта и высокий уровень обновляемости наиболее рейтинговых разделов. Вторая половина 2006 года стала особенно удачной для этого сайта. Число посещений за несколько месяцев выросло более чем в 2 раза, а количество показов страниц увеличилось более чем в 3 раза и превысило 2 миллиона. Правда, с апреля по сентябрь наблюдалось почти двукратное снижение последнего показателя. Резкий характер этого труднообъяснимого статистического «шатания» совершенно нетипичен для других сайтов, указанных в таблицах 1 и 2 . По сути, портал Патриархия.ru работает в одном информационном поле с сайтом Православие.ru и с двумя другими интернет-ресурсами Русской Православной Церкви — сайтом Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата ( www.mospat.ru ) и сайтом Церковно-научного центра (ЦНЦ) «Православная энциклопедия» ( www.sedmitza.ru ). На каждом из этих сайтов публикуются основные церковные документы, важные заявления церковных структур, церковные и общерелигиозные новости. В то же время эти сайты имеют свои особенности и дополняют друг друга. Сайт Службы коммуникации ОВЦС, отмечающий в этом году 10-летие, стал первым и долгое время оставался единственным интернет-ресурсом, имевшим статус официального сайта Русской Православной Церкви. На этом сайте происходит первая публикация документов Отдела внешних церковных связей, Всемирного русского народного собора, а также некоторых Патриарших документов. Помимо этого на сайте публикуются определения Священного Синода, исторические, справочные и ряд других материалов. На сайте ЦНЦ «Православная энциклопедия», который также действует уже много лет, опубликованы некоторые материалы одноименного масштабнейшего издательского проекта, помещены справочные сведения о Русской Православной Церкви. На протяжении ряда лет на сайте ведется рубрика «Патриаршее служение» (ее отличительной особенностью является публикация расшифровок многих проповедей и некоторых выступлений Предстоятеля Русской Церкви). На сайте активно обновляется новостной раздел, публикуются тематические подборки материалов, освещающих важные церковные события.

http://patriarchia.ru/db/text/188271.htm...

Обратившись к истории российско-ливанских отношений, Патриарх напомнил, что в свое время именно паломники из России, направлявшиеся во Святую Землю, заложили основу этих отношений. Императорское Православное Палестинское общество, которое поддерживало этих паломников, как известно, проводило активную работу на территории Ливана, в том числе и поддерживая местное население в сфере образования, медицины. «Сегодня на территории Ливана находятся около пяти тысяч людей, принадлежащих к Русской Православной Церкви, – продолжил Патриарх. – Некоторые из них происходят из известных русских семей, которые прославились еще в дореволюционной России. Некоторые православные вступили в браки с местными жителями, и наличие смешанных браков тоже является очень существенным фактором в наших отношениях». Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что Антиохийский патриархат, окормляющий православных верующих на территории Ливана, осуществляет пастырскую работу в том числе с русскоязычными людьми, проживающими в этой стране. Кроме того, в Бейруте существует русский приход. «Мы считаем, что добрые отношения с Антиохийской Православной Церковью, а также сам факт присутствия русских православных людей в Ливане являются факторами, способствующими развитию отношений между нашими странами, нашими народами», – подчеркнул Патриарх Кирилл, выразив надежду, что нынешний визит главы ливанского правительства в Москву также послужит этой благородной цели. Премьер-министр Республики Ливан поблагодарил предстоятеля Русской Церкви за теплый прием. С. Харири рассказал, как мусульманская и христианская общины совместно участвуют в устроении жизни в Ливане: «Различные религиозные общины имеют свою долю в управлении нашим государством, но важно и то, чтобы они также осознавали и свою ответственность за судьбы людей. Эта ответственность для нас состоит в том, что мы должны поддерживать друг друга, быть вместе. Мы считаем, что совместное сосуществование мусульман и христиан совершенно необходимо для Ливана, потому что это единственное средство, которое не дает стране рухнуть и погрести под своими руинами весь народ».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что  Антиохийский Патриархат , окормляющий православных верующих на территории Ливана, осуществляет пастырскую работу, в том числе с русскоязычными людьми, проживающими в этой стране. Кроме того, в Бейруте существует русский приход. «Мы считаем, что добрые отношения с Антиохийской Православной Церковью, а также сам факт присутствия русских православных людей в Ливане являются факторами, способствующими развитию отношений между нашими странами, нашими народами», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, выразив надежду, что нынешний визит Главы ливанского Правительства в Москву также послужит этой благородной цели. Премьер-министр Республики Ливан поблагодарил Предстоятеля Русской Церкви за теплый прием. С. Харири рассказал, как мусульманская и христианская общины совместно участвуют в устроении жизни в Ливане: «Различные религиозные общины имеют свою долю в управлении нашим государством, но важно и то, чтобы они также осознавали и свою ответственность за судьбы людей. Эта ответственность для нас состоит в том, что мы должны поддерживать друг друга, быть вместе. Мы считаем, что совместное сосуществование мусульман и христиан совершенно необходимо для Ливана, потому что это единственное средство, которое не дает стране рухнуть и погрести под своими руинами весь народ». Саад Харири со своей стороны подчеркнул значение межрелигиозного и межцивилизационного диалога, подчеркнув при этом: «Нам надо признать, что сегодняшние проблемы — это не проблемы межцивилизационные или межрелигиозные, это политические проблемы… К сожалению, есть немало людей, которые не понимают, что такое религия, и относят политические проблемы к разряду религиозных, на деле же это не так. Поэтому мы считаем, что экстремизм возможен только в одном деле — в деле прощения». С. Харири назвал важным участие Русской Православной Церкви в процессе урегулирования ближневосточного конфликта. Обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, он также поблагодарил Его Святейшество за слова о поддержке стремления к справедливости в деле расследования гибели его отца Рафика Харири, который для значительной части арабского мира олицетворял стремление к правде.

http://patriarchia.ru/db/text/1320063.ht...

Патриарх поделился воспоминаниями о визите на Кубу, который состоялся в прошлом году. «Нынешний Президент Кубы Рауль Кастро принимал участие во многих мероприятиях, и это дало возможность глубже познакомиться с ним, иметь очень продолжительные и очень содержательные беседы, – засвидетельствовал Патриарх Кирилл. – Я также мог познакомиться с жизнью кубинского народа и, конечно, православной общины на Кубе». Оттуда Предстоятель Русской Православной Церкви направился в Парагвай. «Эта страна особым образом связана с нашей страной, – констатировал Патриарх. – Вы, конечно, знаете, что после октябрьской революции очень многие люди, которые революцию не приняли, отправились в эмиграцию, и значительная группа русских эмигрантов поселилась в Парагвае. Во главе этой большой русской общины был русский генерал Иван Беляев, он сделал очень многое для организации жизни православных русских людей в Парагвае. Я с особым чувством совершил Литургию в Асунсьоне в нашем православном храме, в котором молились русские люди, жившие в Парагвае в послереволюционные годы. Как вы знаете, русские сыграли очень важную роль в организации вооруженных сил Парагвая, в частности, участвовали в военных действиях, которые вела эта страна. Имена многих из них запечатлены на досках почета в специальном Зале славы в Асунсьоне, который я также имел возможность посетить. Я дважды встретился с Президентом Парагвая Орасио Картесом, и он мне многое рассказал о вкладе русских эмигрантов в жизнь парагвайского общества, в развитие науки, образования и вооруженных сил этого государства». В завершение состоявшейся в 2016 году поездки по странам Латинской Америки состоялось посещение Бразилии. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в Бразилиа, Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, встречался с тогдашним Президентом страны, с католическими иерархами, при очень большом стечении православных людей совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в Сан-Пауло, который находится в юрисдикции Антиохийского Патриархата. Центральным событием Патриаршего визита в Бразилию было совершение Предстоятелем Русской Православной Церкви молебна в Рио-де-Жанейро у статуи Христа Спасителя на горе Корковадо. «Мы, в первую очередь, молились о гонимых христианах, о тех, кого сегодня преследуют за религиозные убеждения, – рассказал Патриарх. – Мы говорили о тех, кто погибает за христианскую веру на Ближнем Востоке, в Северной Африке, о христианах, которые чувствуют, что их ограничивают в праве исповедовать свою веру даже в тех странах, которые считаются демократическими».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Отличия архиерейского чина Божественной Литургии от иерейского в современной русской практике 14 Современный русский архиерейский чин Божественной Литургии отличается от иерейского почти в полусотне моментов: 1) Число клириков. Уставное совершение архиерейской Литургии требует участия, помимо самого епископа, большого числа клириков: протодиакона, нескольких пресвитеров и диаконов, от 5 до 10 иподиаконов – два подают архиерею дикирий и трикирий (они же обычно постилают для архиерея орлецы), двум (или четырем) вручаются рипиды, один (так называемый книгодержец) держит перед архиереем богослужебные книги, один (так называемый посошник) носит архиерейский жезл, одному (при совершении службы правящим архиереем в своей епархии) вручается примикирий – выносная свеча; за патриаршими богослужениями еще один иподиакон держит во время богослужения выносной патриарший крест. Иерейская Литургия, напротив, может быть совершена одним священником 15 , предпочтительнее – священником и диаконом (конечно, за службой возможно и сослужение нескольких священников и диаконов 16 , но это не обязательно). 2) Облачения. Полнота почивающей на архиерее благодати выражается в том, что он облачается особенным образом. Полный комплект архиерейских облачений в православной традиции состоит из: архиерейского камисия (так называемый подсаккосник), епитрахили, пояса, поручей, палицы, саккоса (может заменяться фелонью), двух омофоров (большого и малого, из коих 1-й надевается во время процессий, 2-й – во время собственно тайнодействий), панагии (за богослужением архиерей носит также крест; а, если он награжден ею, – еще и вторую панагию), митры; кроме того, как архипастырь он имеет архипастырский жезл (в русской традиции украшается сулком; в поздней греческой практике сулком украшают свои жезлы только предстоятели Поместных Церквей, а вот в Русской Церкви наоборот – Патриарх, как правило, служит с особым жезлом без сулка); как монах, архиерей облачается также в монашеские одежды, из них богослужебное значение имеют архиерейская мантия, клобук, у Патриарха – второй параман 17 . Иерей к Литургии облачается в иерейский камисий (так называемый подризник), епитрахиль, пояс, поручи, фелонь; однако, архимандриты и награжденные священники получают право носить за богослужением и элементы архиерейского облачения – палицу (в Русской Церкви различаются палица и набедренник, хотя изначально это были лишь два названия одного и того же облачения 18 ), наперсный крест (в Русской Церкви с 1896 года право носить наперсный крест усвоено всем священникам (в других Поместных Церквах наперсный крест остается наградой), но различаются разные виды наперсных крестов 19 ), митру; правящие игумены и архимандриты имеют пастырский жезл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010