Использованные источники и литература Архивные фонды и дела Государственный архив Российской Федерации Ф.Р-3696. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (Главнокомандующий Вооруженными силами на Юге России). Екатеринодар, Таганрог. Оп. 1. Дела Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России. 1919 г. Д. 1. Протоколы заседаний Предсоборной комиссии и Поместного церковного совета в Ставрополе (подлинники). Положение о Высшем церковном управлении на Юго-Востоке России. Список членов церковного Собора в Ставрополе и пр. Оп. 2. Управление военным и морским духовенством (Деникин, Врангель). 1919–1920 гг. Д. 4. Протоколы (подлинные) заседаний Предсоборной комиссии и Поместного Церковного Собора в г. Севастополе по вопросу об утверждении органа Высшего церковного управления на территории действий Добровольческой армии Юга России. Ф.Р-440. Отдел пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Екатеринодар, Ростов-на-Дону. Оп. 1. Дела Отдела пропаганды. 1918–1921 гг. Д. 55. Известия, телеграфные бюллетени и обзоры иностранной и иногородней печати Отдела пропаганды Особого совещания при ВСЮР за июнь 1918 г. – июль.1919 г. Д. 58. Известия Особого совещания при ВСЮР за май-август 1919 г. Д. 60. Ежедневные обзоры печати, составленные отделом пропаганды особого совещания при ВСЮР за май-август 1919 г. Д. 98. Сводки о положении в Советской России, о положении на фронтах. Д. 100. Сводки о положении в Советской России и о положении на фронтах. Ф.Р-446. Политическая канцелярия Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Екатеринодар. 1918–1919 гг. Оп. 2. Дела Политической канцелярии. 1918–1920 гг. Д. 2. Речи и приказы Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России генерала Деникина, сообщения и проекты деклараций о политической программе Добровольческой армии. Д. 8. Секретная сводка Отдела пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР о политических партиях и организациях Юго-Востока России с приложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всероссийский выбор. Патриарх Тихон может бесспорно считаться всенародно избранным главой Церкви Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Работа по подготовке Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 годов длилась свыше 10 лет. Вопрос о его созыве был поднят еще в феврале 1905 года в связи с необходимостью проведения церковной реформы. С того времени высшее духовенство стремилось так или иначе избавиться от введенной в 1721 году императором Петром I синодальной формы управления. Для предварительного рассмотрения намеченных к обсуждению на Соборе вопросов 14 января 1906 года Святейший Правительствующий Синод с высочайшего разрешения принял решение о создании особой комиссии – Предсоборного присутствия. Оно работало с 6 марта по 15 декабря 1906 года. Им была выработана рекомендация Поместному Собору, чтобы ввести упраздненное императором Петром I патриаршество. Это историческое решение было принято 1 июня 1906 года. Подготовительные к созыву Собора работы были продолжены и в другом специально учрежденном церковном органе – Предсоборном совещании, работавшем с 28 февраля 1912 года по 3 апреля 1913 года. Оно также рассматривало патриаршество как основу церковного устройства. Однако император Николай II постоянно откладывал созыв Поместного Собора. Он стремился избежать кардинального изменения синодальной формы церковного управления, поскольку радикальные преобразования духовного «ведомства» грозили перестройкой религиозного фундамента монархии. А это, в свою очередь, грозило обрушением всего здания православной империи. В частности, вставали вопросы о месте Патриарха в структуре власти, о соотношении власти царской и патриаршей. И потому царь стремился проводить политику «подмораживания» государственно-церковных отношений. В первые дни марта 1917 года вместе со свержением монархии исчезло главное «препятствие» созыву Поместного Собора. 29 апреля 1917 года Святейший Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета, задачей которого являлась подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании». Совет начал свою работу 12 июня того же года. 5 июля по его докладу Святейшим Синодом было вынесено определение о созыве 15 августа 1917 года в Москве Собора. В тот же день было выпущено «Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви». В нем среди прочего определялся следующий порядок выборов делегатов с мест.

http://pravoslavie.ru/37244.html

Сортировать по Исключить новости Начало эпохи Соборного делания Хоть многие и сомневались в том, что Межсоборное присутствие начнет работать, 29 января 2010 года это случилось. Сейчас можно признаться, что сомневались не только скептики, но и романтики. Все же появление настоящего соборного консультационного органа для нас, уже привыкших к исключительной редкости созывов Поместных Соборов, представлялось чем-то из области фантастики. 2 февраля, 2010 Хоть многие и сомневались в том, что Межсоборное присутствие начнет работать, 29 января 2010 года это случилось. Сейчас можно признаться, что сомневались не только скептики, но и романтики. Все же появление настоящего соборного консультационного органа для нас, уже привыкших к исключительной редкости созывов Поместных Соборов, представлялось чем-то из области фантастики. Хоть многие и сомневались в том, что Межсоборное присутствие начнет работать, 29 января 2010 года это случилось. Сейчас можно признаться, что сомневались не только скептики, но и романтики. Все же появление настоящего соборного консультационного органа для нас, уже привыкших к исключительной редкости созывов Поместных Соборов, представлялось чем-то из области фантастики. При этом достаточно взглянуть на последние Соборы нашей Церкви, чтобы понять, что сложившийся формат их проведения не подразумевал возможности соборной же работы по подготовке принимаемых решений. Даже опыт работы Священного Собора 1917-1918 годов, по сути стоящего особняком в истории Соборов Русской Православной Церкви XX — XXI веков, говорит об этом. Проведение Собора 1917-1918 годов готовилось почти 15 лет. Сначала в 1906 году начало заседать высочайше учрежденное Предсоборное Присутствие. Затем в 1912 году при Святейшем Синоде появилось Предсоборное Совещание. Но эти органы смогли обсудить в основном только общие вопросы, и принятые ими предварительные решения лишь частично легли в основу решений будущего Собора. Наконец за два месяца до созыва Собора, в июне 1917 года, начал работу Предсоборный Совет, который по сути смог проработать только процедурные вопросы. Одновременно с этим и Святейший Синод вырабатывал свою позицию по вопросам общецерковного управления.

http://pravmir.ru/nachalo-epoxi-sobornog...

— Ваше Высокопреосвященство, напомните, какой статус имеет Всеправославное совещание и каковы его основные задачи? — В 1961 году начался процесс подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви. Тогда на острове Родос было впервые созвано Всеправославное совещание полномочных представителей Поместных Церквей, составившее обширный каталог тем для последующего межправославного обсуждения. С 1976 года этот форум стал называться Всеправославным предсоборным совещанием, а его работа сосредоточилась на наиболее важных вопросах, требующих согласования позиций Православных Церквей накануне проведения Святого и Великого Собора. — Почему именно проблемы православной диаспоры оказались в центре внимания участников Всеправославного совещания в Шамбези? — Первоначально планировалось, что предметом рассмотрения на совещании станут четыре связанные между собой темы: православная диаспора, автокефалия и порядок ее предоставления, автономия и порядок ее предоставления и тема диптихов, определяющих порядок поминовения Предстоятелей Православных Церквей. Однако впоследствии было принято решение посвятить очередную всеправославную встречу разрешению лишь одного, самого трудного из этих вопросов — вопроса диаспоры. В 1990 и 1993 годах прошли заседания Межправославной предсоборной комиссии, а в 1995 году состоялась конференция канонистов, посвященная данной теме. Затем подготовительный процесс надолго приостановился вследствие проблем, возникших в 1996 году в отношениях между Константинопольским и Московским Патриархатами после учреждения в Эстонии параллельной церковной юрисдикции константинопольского церковного подчинения. После встречи Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, состоявшейся в  октябре 2008 года в Стамбуле, процесс подготовки Святого и Великого Собора возобновился. Для очередного заседания предсоборного совещания было решено выделить проблему диаспоры, урегулирование которой имеет существенное значение для усиления православного свидетельства и большей эффективности православной миссии в ряде регионов мира.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209414...

Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 2 февраля 2010 г. 14:30 Сообщая о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском совещании, состоявшемся 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя , Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул: «Важнейшей задачей Патриарха является поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в минувшем году был возобновлен процесс подготовки к Всеправославному Собору, заблокированный в 1990-е годы в связи с эстонской церковной проблемой. На IV Всеправославном предсоборном совещании, прошедшем в июне в Шамбези, были приняты оптимальные на сегодня формулировки документов, регулирующих взаимодействие различных юрисдикций в диаспоре. На декабрьских заседаниях Межправославной подготовительной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Эти документы имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. В первый год Патриаршества Святейший Владыка посетил с официальным  визитом Константинопольский Патриархат . «Кроме выражения единства во Христе в совместном служении Божественной литургии, состоялись переговоры, прошедшие в дружественной атмосфере. В частности, обсуждался вопрос пастырского окормления русскоязычной диаспоры в Турции, насчитывающей на сегодня более 15 000 человек. Мы также договорились об организации постоянных паломничеств с участием архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви к святыням древней Византии, находящимся на территории Турции. В декабре организована первая такая официальная поездка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «В условиях отсутствия дипломатических отношений  между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся  контакты Русской и Грузинской Православных Церквей , — отметил Святейший Владыка. — В соответствии с достигнутой договоренностью обе Церкви обменялись своими представителями. В Москву и  в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут  представлять позиции своих Церквей. Кроме того, в течение всего  года продолжался интенсивный диалог с Грузинской Православной Церковью по целому ряду актуальных вопросов в  двусторонних отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

Сергей Григоровский О разводе по материалам Высочайше учрежденного при Святейшем Синоде Особого Присутствия 1906 года ВЫСОЧАЙШЕ учрежденное при Святейшем Синоде Особое Присутствие для разработки и подготовки вопросов, предложенных к рассмотрению на Поместном Всероссийском Церковном Соборе Вот краткая история учреждения Особого (Предсоборного) Присутствия, о котором в настоящей книге мы упоминаем лишь потому, что и в нем среди других более важных предметов было уделено некоторое внимание и вопросам брака и бракоразвода. Предложением от 13-го Марта 1905 года Обер-Прокурор Святейшего Синода Победоносцев объявил Святейшему Синоду, что «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, известясь о назначенном к обсуждению в Особом Совещании Комитета Министров и Представителей Департаментов Государственного Совета предположений о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви, для поставления ея в соответственное достоинству положение, изволит находить, что вопрос сей не относится к числу дел, подлежащих обсуждению в Особом Совещании, а относится исключительно до ведения Святейшего Синода, и потому в Собственноручной резолюции начертать изволил: «Изъять вопрос из Совещания и передать на разсмотрение Святейшаго Синода». По выслушанию объявленной воли ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Синод обратился к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ с всеподданнейшим докладом, в коем, признавая с своей стороны существенно необходимым пересмотреть нынешнее Государственное Положение Православной Церкви в России, ввиду изменившегося положения иносословных исповеданий, глаголемых старообрядцев и сектантов, и преобразовать управление церковное, руководствуясь церковными канонами и историей церковного управления, как в Российской, так и в других поместных церквах, и полагая для сего: 1) в состав Синода ввести наряду с »членами постоянными» членов, вызываемых поочередно из архиереев Российской Церкви, и возглавить оные, чести ради Российского Государства, патриархом, со всеми каноническими полномочиями областного митрополита;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

В 1907 году 27 Февраля Синодальный Обер-Прокурор Извольский обратился к Первенствующему Члену Святейшего Синода Преосвященному Митрополиту С.-Петербургскому Антонию с письмом такого содержания: «В настоящее время на законодательное рассмотрение внесен вопрос о передаче следственной части дел о расторжении брака в ведение светского суда. Мероприятие это, имея целью упорядочить формальную сторону бракоразводного процесса, не касается существа действующего ныне брачного права. Между тем неотложные требования жизни и соображения о пользе государства побуждают к скорейшему представлению на законодательное разрешение и вопроса об увеличении законных поводов к разводу. К сему же приводит и то еще обстоятельство, что из епархии северо-западного и юго-западного края поступают в Святейший Синод все учащающиеся ходатайства о расторжении смешанных браков, вследствие отпадения одного из супругов в католичество и нежелания продолжать брачное сожительство по причине отказа со стороны другого супруга отступить от Православия, – каковые вопросы, не будучи предусмотрены действующим законом, нуждаются в возможно скором решении». Ввиду изложенного, Обер-Прокурор просил Митрополита, «не признано ли будет полезным учредить при Святейшем Синоде Особое Совещание для обсуждения и выработки Проекта положений о поводах к разводу, согласно указаниям Предсоборного Присутствия, с целью представления сего Проекта на законодательное разсмотрение параллельно с реформою бракоразводного процесса». Ответом на это письмо было учреждение, по определению Святейшего Синода от 28 того же Февраля, помянутого Совещания, под председательством сначала Преосвященного Митрополита Киевского Флавиана (3 заседания), а затем Преосвященного Епископа Тамбовского Иннокентия, ныне Экзарха Грузии. В состав этого Совещания, работавшего в два приема – с 21 Марта 1907г. по 16 Мая того же года и с 19 Декабря 1908г. по 22 Мая 1909г. – и имевшего на пространстве этого времени 22 заседания, входили: Обер-Прокуроры Святейшего Синода Извольский (до ухода его из ведомства 5 Февраля 1909г.) и Лукьянов, Товарищ Обер-Прокурор Рогович, Управляющий Канцеляриею Святейшего Синода Григоровский, Юрисконсульт при Обер-Прокуроре Святейшего Синода Дылевский, Обер-Секретарь Святейшего Синода Рункевич. При обсуждении же вопросов, имеющих отношение к медицинской науке, принимали участие в Совещании только в первую его сессию избранные Медицинским Советом совещательные члены оного: Бехтерев, Отт и Бертенсон. Во вторую сессию Совещания в состав его вошли еще следующие лица: Преосвященный Епископ Холмский Евлогий и Обер-Секретарь Святейшего Синода Исполатов (в первой сессии принимавшие участие лишь при решении вопроса об уклонении одного из супругов от Православия как поводе к разводу), член Учебного при Святейшем Синоде Комитета Остроумов и профессора С.-Петербургской Духовной Академии Глубоковский и Соколов. Делопроизводителями Совещания состояли Секретари Святейшего Синода: сначала Соколов, а затем Попов и Судницын.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Ваше Высокопреосвященство, решения Межправославной подготовительной комиссии о процедуре предоставления автокефалии, принятые 10-17 декабря 2009 года в Шамбези, позволяют говорить о серьезном шаге в развитии межправославного сотрудничества. Насколько разнились исходные позиции Церквей и можно ли сказать, что поиск консенсуса был трудным? Согласно постановлению Всеправославного предсоборного совещания, состоявшегося в июне 2009 года, на рассмотрение Межправославной подготовительной комиссии были вынесены вопросы о способе провозглашения автокефалии и автономии Православных Церквей, а также о порядке диптихов списков, согласно которым осуществляется богослужебное поминовение Предстоятелей Поместных Церквей. В ходе шестидневных обсуждений удалось рассмотреть два из упомянутых вопросов об автокефалии и автономии, дискуссия по теме диптихов отложена до следующего заседания Комиссии. Тема церковной автокефалии уже рассматривалась на заседании Межправославной подготовительной комиссии, состоявшемся в 1993 году. Тогда было выработано общее мнение о том, что в основу предоставления автокефалии определенной части Поместной Церкви должно быть положено согласие на это самой Церкви-Матери, а затем необходим поиск всеправославного консенсуса по данному вопросу, осуществляемый при координирующей роли Константинопольского Патриарха. Предметом дискуссии на декабрьском заседании стала процедура провозглашения автокефалии. Достижение согласия по этому вопросу действительно было делом непростым. Принципиальная позиция Русской Православной Церкви, выраженная нашей делегацией, сводилась к тому, что упомянутая процедура должна соответствовать традиционному для Православной Церкви соборному принципу принятия решений по важным вопросам общецерковного характера. Исходя из этого понимания, Томос о предоставлении автокефалии должны подписывать Предстоятели всех Поместных Церквей. Подобную позицию занимали делегации Сербской , Румынской , Болгарской и Польской Православных Церквей , а также Православной Церкви Чешских земель и Словакии . Вместе с тем, делегации ряда Церквей настаивали на том, что под Томосом о предоставлении автокефалии достаточно наличия единственной подписи Вселенского Патриарха.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210918...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Завещание Шатохина Слово Владимира Осипова на годовщину кончины русского мыслителя-патриота 19.11.2015 804 Время на чтение 6 минут От редакции: Год назад, в ночь на 19-е ноября 2014 года ушел из жизни замечательный человек, подвижник, выдающийся мыслитель современной русской патриотики Сергей Антонович Шатохин. Философ, правовед, геополитик, эколог, участник и организатор патриотических объединений 1970 – 2014 гг. В течение года, благодаря усилиям друга С.А. Шатохина секретаря международной общественной организации «Русское Собрание», публициста Андрея Сошенко, мы публиковали на нашем ресурсе его работы, воспоминания людей, хорошо его знавших, таким образом, получилась своеобразная «страничка» Шатохина на РНЛ. Этим самым мы внесли посильный вклад в увековечивание его памяти. Пройдя по этой ссылке или набрав «Шатохин» в разделе «авторы» на РНЛ, можно просмотреть его наследие. Безусловно, нам удалось собрать не все его труды. Вечная память о Сергее Антоновиче сохранится в наших сердцах! Сегодня мы предлагаем вниманию читателя размышления об актуальности наследия Шатохина известного общественного деятеля Владимира Николаевича Осипова . Сергей Антонович Шатохин – типичный русский человек. Когда Достоевский говорил, что русский народ – это народ-богоносец, сие означало, что ядро народа состоит из честных, справедливых, бескорыстных, жертвенных подвижников, беззаветно преданных Богу и России. Таким подвижником был замечательный русский патриот и мыслитель С.А.Шатохин (1939-2014). Мне повезло, что я знал его, и последние годы с ним сотрудничал. На заре жизни он был шахтером. Мускулы сохранил и в зрелые годы. Стал ученым, преподавателем вуза, секретарем Комитета спасения Волги, вице-президентом антиядерного общества СССР , создателем общественной державной организации «Русский мир» (в пределах Империи). Всегда поддерживал инициативы Союза «Христианское Возрождение». Помню, как на Предсоборном Совещании 2011 года мы обсуждали перечень самых неотложных мер для Русского государства. Я вписал число необходимого минимума ракет с ядерной боеголовкой. Шатохин сидел в зале, встрепенулся, назвал другую, существенно большую, цифру. Мы тут же с ним согласились: он эксперт и он патриот.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/19/za...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Почему нам необходим православный социализм? Выступление на Четвертом Предсоборном Совещании монархических сил, 26 октября 2012 г. 12.11.2012 3380 Время на чтение 9 минут Прежде всего, я хочу поблагодарить устроителей за предоставленную мне возможность выступить в столь авторитетном собрании. Начну с очевидного. Ни для кого не секрет, что ныне Россия находится в крайне тяжелом состоянии, просто на грани бытия. Развал экономики, несправедливость социальной структуры, упадок культуры, бытовой разврат, кризис национальной жизни, провал демографии - все это хорошо известно. И причина этого тоже очевидна: несвойственный русской цивилизации социальный строй - капитализм. Попросту говоря, мы гибнем от рынка, делающего из русского человека эгоиста и морального урода. Капитализм был навязан нам Западом - нашим всегдашним, наиболее злым и сильным противником. Именно примат личной выгоды перед общими интересами, провоцируемый капиталистическим рынком, разрушает глубинные основы русской жизни и делает Россию беззащитной перед западной экспансией. И выскочить из этого капкана, оставаясь в рамках капитализма, у нас шансов нет. Поэтому, чтобы выжить, Россия должна отбросить губящий ее социальный строй, выработать и реализовать иной образ социального бытия. Какой? Прежде всего, опирающийся на традицию, на многовековую историю русской цивилизации. Наша история показывает, что наиболее успешные ее периоды были связаны не с развитием рынка, а с утверждением идеи служения (Богу, царю, отечеству, народу, общине), которая требует иной, нерыночной, модели экономики. Таковы периоды Московского царства (XVI-XVII века) и советского социализма (XX век). В то же время периоды, когда Россия втягивалась в рыночную стихию (вторая половина XIX в., XXI век), приводили к быстрой потере хозяйственной независимости (а ныне - фактически и государственной независимости). Далее, необходимо, чтобы чаемый социальный строй был морально выше навязываемого нам капитализма. Только более высокое целеполагание общества может обеспечить победу. Раньше мы всегда это понимали, и недаром наши предки называли себя Святой Русью, т.е. ставил самую высокую планку, какую только может поставить перед собой народ как целое. Иначе говоря, будущее России связано с нравственно более высоким экономическим строем, чем капитализм.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/13/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010