В различных слав. списках Иерусалимского устава присутствует указание о пении начала предначинательного псалма игуменом или экклисиархом, напр.: «Оттуду начинает вышьшим гласом или игумен или еклисиарх во глас 8 Благослови душе моя Господа» (РГБ. Ф. 304. 242. Л. 22 об., 1-я пол. XVI в.), восходящее к аналогичной ремарке в греч. источниках: «Предстоятель или екклисиарх начинает во услышание на 4-й плагальный глас Благослови душе моя Господа» ( προεστς ρχεται ϒεϒωντερον κκλησιρχης ες πλ. δ Ελϒει ψυχ μου: Sinait. gr. 1096, XII в.; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 21). По аналогии с этим правилом в слав. традиции пелись и др. песнопения всенощного бдения, преимущественно псалмы («Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелей, кафизмы, «Хвалите Господа с небес»), что подтверждается соответствующими ремарками в певч. рукописях c нач. XVII в. и богослужебной практикой старообрядцев. Так, в певч. рукописях можно обнаружить следующие указания: «посем правыи лик поет головщик первую кафизму» (ГИМ. Син. певч. 1354. Л. 4, сер. XVII в.), «также начинает правого крылоса головщик кафизму 1-ю славу», «полиелос начинает праваго лика головщик велегласно» (ГИМ. Син. певч. 1191. Л. 5 об., 49, сер. XVII в.), «на утрени по ексапсалмех начинает головщик равным гласом» (Там же. Л. 36), «первыи в лику начинает псалом 1-й кафизму 1-ю» (РНБ. Кир.-Бел. 646/903. Л. 5, 1-я пол. XVII в.), «кафизму начинает един настоящий певец» (ГИМ. Хлуд. 130. Л. 74 об., нач. XVII в.), «начинает псалом Давидов 140 настоящий певец един» (Там же. Л. 78), «начинает правыя страны настоящий певец един велегласно Господи помилуй трижды. Слава. И ныне. Таж кафизму» выписана с нотацией] (Там же. Л. 89 об.), «начинает левая страна настоящий певец един вторую славу» (Там же. Л. 90), «начинает правыя страны един» [полиелей] (Там же. Л. 95 об.), «красно гласом воздвизает головщик» [Хвалите Господа со небесо] (РГБ. Ф. 304. 429. Л. 152 об., 1-я пол. XVII в.). В старообрядческих литургических источниках подобные указания систематизированы. В «Уставе обители святаго Богоявления на Выгу реце», отражающем особенности богослужения поморских старообрядцев, сказано, что предначинательный псалом поет «головщик правого лика един», «Блажен муж» и «Господи, воззвах» «запевает правого лика головщик» (Саратов, 1911. Л. 6 об., 7; тем не менее в поморском «Обиходе» указание к предначинательному псалму: «Поем сие велегласно» (Л. 3), но к 1-й кафизме: «Начинает правого лика головщик» (Л. 6)). В «Кратком уставе» еп. Арсения Уральского для старообрядцев белокриницкого согласия указание на З. присутствует для предначинательного псалма, стихов «Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелея (Уральск, 1908. Л. 7 об., 10, 11 об., 37 об.).

http://pravenc.ru/text/182591.html

1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец – 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190:295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. Господи воззвах После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Триодь постная (рус) Триодь постная в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: поем стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и две самогласные из Триоди, дважды повторяя первую: Не будем молиться по-фарисейски, братия:/ибо возносящий самого себя унижен будет./Смирим самих себя пред Богом,/как мытарь в дни поста взывая:/«Будь милостив, Боже, к нам грешным!» (2) Фарисей тщеславием побеждаемый,/и мытарь покаянием приклоняемый,/приступили к Тебе, Единому Владыке:/но один, похвалившись, лишился благ,/другой же без многих слов удостоился даров./В тех стенаниях укрепи меня, Христе Боже,/как Человеколюбец. Слава, глас 8: Вседержитель, Господи,/знаю, сколько могут слезы:/ибо Езекию они от врат смерти возвели,/грешницу от согрешений долговременных избавили,/мытаря же более фарисея оправдали;/и прошу:/«К ним причислив, помилуй меня!» И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа. На Литии стихира храма Слава, глас 3: Различие мытаря и фарисея уразумев, душа моя,/возненавидь первого надменный глас,/но поревнуй молитве второго с добрым сокрушением и воззови:/«Боже, сжалься надо мною, грешным, и помилуй И ныне, Богородичен воскресный того же гласа Стихиры на стиховне Октоиха Слава, глас 5: Очами моими, отягченными от беззаконий моих,/не могу я воззреть и увидеть высоту небесную;/но прими меня, как мытаря кающегося, Спаситель,/и помилуй меня. И ныне, Богородичен, глас 5: Храм и дверь, дворец и престол Царя, –/Ты, Дева досточтимая;/чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь,/явился спящим во тьме, как Солнце правды,/просветить желая тех, кого Он создал/Своею рукою по образу Своему./Потому, Всепрославленная,/как материнское дерзновение к Нему стяжавшая,/непрестанно ходатайствуй/о спасении душ наших. НА УТРЕНИ После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха и дважды поем воскресный тропарь, и Богородичен один раз. Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После «Непорочных» тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и Прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христово: Псалом 50.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

«Что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле Его?» «Наш Чайковский» на «Острове классики» В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения П.И. Чайковского. И потому очередная программа цикла «Место встречи – Остров классики», который организует и проводит в Днепропетровске Центр православной культуры «Лествица» совместно с областным советом и администрацией Днепропетровской области, носила название «Наш Чайковский». На концерте, который состоялся 31 мая, прозвучала Симфония 5 композитора в исполнении симфонического оркестра Днепропетровской областной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Натальи Пономарчук.   Часть 1. Andante. Allegro con anima: Путь восхождения   Рассказ о впечатлениях от концерта, посвященного 170-летию П.И. Чайковского, на котором была исполнена Симфония 5 композитора, мне хочется начать с небольшого фрагмента, где говорится о красоте Божиего творения: «Вечный наш Бог! Ты сделал все это. Дитя! Смотри на эти растения, столь прекрасные, эти розы, эти цветы вероники – они так красивы. Блестящее солнце освещает весь мир; это Божество создало его. Луна, звезды освещают нашу ночь. Без Тебя хлеб не мог бы расти, волны этих красивых вод… мы бы умерли без них. Моря, которых протяжение так велико. Реки их окружают… Бог создал их. Боже могучий, Тебе поклоняются!..» Как сходны эти строки со словами предначинательного, 103-го, псалма, не правда ли? Но кому же они принадлежат? И какое отношение имеют к днепропетровскому концерту? Самое непосредственное. Их автор – восьмилетний Петенька Чайковский. Это стихотворение, называющееся «Вселенная», написано будущим композитором по-французски в тетради, которую он заполнял в 1848 году. Здесь есть и другие стихи. Вот лишь некоторые их заглавия: «Дитя обращается к своему ангелу-хранителю», «Конец мира»… Рядом – стихотворное переложение истории грехопадения, песнопение на Рождество Христово, прозаическое размышление «Смерть». Вспоминаются слова Спасителя: «Пустите детей приходить ко Мне…» (Мк. 10: 14).

http://pravoslavie.ru/35639.html

Вечерня С вечера начались дни мира (Быт. гл. 1), посему службою вечерни начинается церковное общественное богослужение каждых суток. Молитвословия вечерни, которые имеют отношение к вечернему времени, содержат воспоминания о событиях, бывших вечером. Такие молитвословия находятся в службе почти каждой вечерни, к этим молитвословиям присоединяются молитвословия, принадлежащие к дню седмицы (понедельнику, вторнику и т.д.), которые содержат воспоминания, особые на каждый день седмицы, и также молитвословия, которые принадлежат к дню года и содержат воспоминания, особые на каждый день года. Молитвословия и суточные, и седмичные, и годовые в службе вечерни следуют особому своему порядку. Но вместе с тем находятся в связи между собою. Во всегдашних (суточных) молитвословиях вечерни воспоминается сотворение мира, пребывание прародителей в раю (предначинательный псалом), грехопадение их и раскаяние (ектения великая), времена ветхозаветные, когда для умилостивления Бога приносились жертвы («Господи воззвах»), пришествие Господа на землю для искупления людей («Свете Тихий», «Ныне отпущаеши»). В полном своем составе молитвословия, песнопения, также чтения и священнодействия совершаются на всенощном бдении в следующем порядке: Вечерню на бдении иерей начинает прославлением Святой Троицы: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице». Этот возглас священник произносит после того, как диакон скажет собравшейся в ожидании богослужения братии: «Востаните», и испросит от Господа благословение на служение: «Господи, благослови». После возгласа священник возглашает: «Приидите, поклонимся», трижды 34 . Затем поется предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа» ( Пс. 103 ). Псалом называется предначинательным потому, что им, собственно, начинаются молитвословия, приличные вечернему времени. Можно сказать, что этим псалмом начинается вечерня, а с нею и все службы дня. В нем воспевается создание мира и прославляется Создатель. Этот псалом невольно изливается из уст человека, который прожил день и в продолжение его созерцал красоту и великолепие мира. На бдении этот псалом положено не читать, а петь, именно на 8 глас, т.е. на тот глас, на который поется затем первый антифон 1 кафизмы – «Блажен муж»; поется же псалом с припевом «Благословен еси Господи», именно: «Благослови, душе моя, Господа, благословен еси Господи, Господи Боже мой, возвеличился еси зело, Благословен еси Господи», и так далее (Тип., гл. 2); пение предначинательного псалма оканчивается славословием: «Слава и ныне» и «Аллилуиа», трижды 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков. Книга 3. Последования Таинства Евхаристии: литургия св. Василия Великого, литургия Преждеосвященных Даров, литургия св. апостола Иакова Источник Книга 1 • Книга 2 • Книга 3 Издание подготовлено в московском Свято-Филаретовском православно-христианском институте проф.-свящ. Георгием Кочетковым с группой филологов. Эти переводы являются плодом многолетней научно-богословской и духовно-педагогической работы. Они выполнены с греческих и славянских источников. Они целиком ориентированы на существующую в Русской православной церкви традицию и могут служить уникальным пособием не только для студентов-богословов и катехизаторов, но и для всех ищущих явления полноты духа и смысла в богослужении христианской православной общины. В 3-ю книгу серии «Православное богослужение» вошли переводы с греческого языка на русский Литургии св. Василия Великого и Литургии преждеосвящённых даров (с приложением их церковнославянских текстов, сверенных по изданию: Служебник. М.: Издательский совет РПЦ, 2006), а также Литургии св. ап. Иакова. Приложение включает русские переводы прокимнов, аллилуариев и некоторых других текстов Постной триоди, Праздничной минеи, а также воскресных тропарей. В представленном в данном издании тексте Литургии св. Василия Великого из эпиклесиса убраны в квадратные скобки и даны петитом являющиеся неуместной интерполяцией слова «преложив Духом Твоим Святым». Прочие особенности чинопоследования в сравнении с общеупотребительной практикой совпадают с таковыми в чинопоследовании Литургии св. Иоанна Златоуста (см. предисловие к книге 2 настоящей серии). В чине Литургии преждеосвящённых даров молитвы Великопостной вечерни расположены в соответствии с обычным расположением светильничных молитв в Песненном последовании: молитвы (4)—(6) читаются не тайно во время чтения предначинательного псалма, как в нынешнем Служебнике, а после молитв (1)—(3). Наши богослужебные указания на Литургии преждеосвящённых даров учитывают обе указанные в Служебнике традиции: согласно одной святые дары изначально лежат на жертвеннике, а согласно другой — на престоле. Второй из этих вариантов, поскольку он не является изначальным в православной традиции, учтён в тексте, данном в квадратных скобках петитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Азы Православия. О смысле Всенощного бдения и Божественной Литургии Всенощное бдение Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения. Пение 103-го псалма (предначинательного) «Благослови, душе моя, Господа» изображает величественную картину создания мира. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия. Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены (закрыты) вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как пред заключенными дверями рая, молят Творца своего о помиловании. Пение псалма «Блажен муж» со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя. Пение «Господи, воззвах» со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам. Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая. Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона «Премудрость, прости!» Святая Церковь учит нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение «Свете тихий» содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

http://pravoslavie.ru/1818.html

«В послушании я увидел великие вещи!» Житие и поучения старца Ефрема Катунакского Старец Ефрем Катунакский Отец Ефрем – великое духовное сокровище. Преподобный Паисий Святогорец 27 февраля мы вспоминаем старца Ефрема Катунакского (1912–1998). Иеросхимонах Ефрем Катунакский еще при жизни получил широкую известность как подвижник, стяжавший благодатные дары от Господа, и продолжатель древней аскетической традиции исихастской молитвы. Это был истинный ученик Христов – носитель богодухновенного святоотеческого предания. Старец Ефрем Катунакский (в миру Евангелис) родился 6 декабря 1912 года в деревне Амбелохори, близ Фив, в Греции, в бедной крестьянской семье. Кроме него в семье росли еще трое детей. Дедушка его, отец Никита, был деревенским священником. В семье старца все глубоко верили в Бога, детей воспитывали в благочестии и целомудрии. Евангелис с детских лет навык к посту, молитве и послушанию родителям. В возрасте 21 года юноша приехал на Афон. Он был принят послушником в братство своих земляков Ефрема и Никифора – в скит святого Ефрема в Катунакии. В 1935 году молодой инок принял постриг в великую схиму с именем Ефрем, а через год был рукоположен в иеромонаха и с тех пор известен как отец Ефрем Катунакский. Несмотря на отсутствие серьезного духовного руководства, уже в эти молодые годы отец Ефрем благодаря своей ревности и благочестию достиг многих благодатных состояний. Однажды, на вечерне, во время чтения предначинательного псалма, ум отца Ефрема был пленен гор е , и он призывал всю тварь к славословию Бога. Как только закончился псалом, он снова пришел в себя. В другой раз, когда его старец Никифор возвращался из Афин на Святую Гору, отец Ефрем духовным зрением увидел корабль и путешествующего старца. Он смог даже прочитать название судна – «Семирамида». Когда я познакомился со старцем Иосифом Исихастом, он сказал мне: “Я искал тебя, а ты – меня” Отец Ефрем делился: «То, чего я искал, я нашел у старца Иосифа Исихаста. И потому, когда я познакомился с ним, он сказал мне: “Я искал тебя, а ты – меня”. Старец передал мне четки, молитву: “Не подниматься же на небо в одиночку! Только попробуй – сразу впадешь в прелесть. А надо пойти к человеку: пусть научит тебя избегать козней диавола, научит, как подняться на небо”».

http://pravoslavie.ru/90992.html

Сортировать по Исключить новости Гони правду! 103 псалом рисует сотворение мира и величие Божие. «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». Кого и кем творит Господь? 21 февраля, 2011 103 псалом рисует сотворение мира и величие Божие. «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». Кого и кем творит Господь? 103 псалом рисует сотворение мира и величие Божие. (Предначинательный псалом – его избранные строки.) «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». Кого и кем творит Господь? (чтобы быть точным, «творяй» — это причастие: Господь характеризуется как Творящий, а вот кого он творит, ангелов духами или духов ангелами – это вопрос). Священник Александр Егоров. Силы Небесные. Часть толкователей Псалтири, а со времен Древней Церкви и до наших дней существуют разные переводы и толкования этой одной из самых сложных книг Священного Писания , считают, что Господь делает ангелов такими легкими и подвижными, как дух, т.е. ветер (это одно из значений церковнославянского слова «дух»), а слуг своих представляет в пылающем огне Другие, наоборот, что Господь творит духов ангелами, т.е. вестниками, и огонь заставляет служить Ему «Вся премудростию сотворил еси…». Премудрость — слово тоже не простое: в русском языке мудрость и премудрость в общем-то синонимы, разве что премудрость – что-то совсем высшее и непостижимое. Здесь же премудрость обозначает скорее творческую силу, умение, знание (сравни в книге Экклезиаста: «Премудрость поможет мудрому» (7, 20)). Диакон возглашает ектению Вот закончилось пение предначинательного псалма, диакон выходит возглашать великую или мирную ектенью. Мирной она называется вовсе не по особому миролюбию и умиротворению, просто ее первое прошение «Миром Господу помолимся!». Что значит «помолимся миром»? здесь форма творительного падежа слова мир (помолимся чем?) вводит нас в заблуждение: мы по привычке переведем это как «всем миром помолимся». Ан нет! Здесь, несмотря на падежную форму, слово «мир» употребляется в значении «покой, примирение»: «в мире, душевном покое будем молиться Господу». Сравните с традиционным древнееврейским приветствием «Мир вам!» (или в известной песне Высоцкого : «Мир вашему дому!»).

http://pravmir.ru/goni-pravdu/

Скачать epub pdf СВЕТИЛЬНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ СВЕТИЛЬНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ – молитвы, читаемые священником перед закрытыми царскими вратами после каждения с непокровенной головой, при пении предначинательного (103-го) псалма, при начале вечерни. Они напоминают об Адаме, изгнанном из рая и кающемся пред вратами его. Их положено священное число 7, что отвечает 7 дням творения и промышления, воспеваемым при чтении их. На утрени, соответственно большей длине и важности этой службы, аналогичных молитв положено тоже священное число – 12. По содержанию ни каждая отдельно из светильничных молитв, ни тем более весь ряд их не представляет чего-либо систематического. Тем не менее каждая следующая молитва пополняет прошение предшествующих. 1-я, взывая к милости и долготерпению Божиим, просит прежде всего услышать наше моление, наставить нас вообще на путь Божий и сообщить радостное чувство страха Божия: молитва имеет заключительное славословие, тождественное с возгласом великой ектений; 2-я и 3-я молитвы – покаянного характера, причем одна из них содержит прошения о духовном просвещении и безгрешном проведении остатка дня, а другая – об исполнении всех прошений наших, полных надежд на Бога, о даровании нам не только страха Божия (1-я молитва), но и любви к Нему; заключаются молитвы возгласами 2-й и 3-й ектений (малых) вечерни. 4-я молитва – радостного характера, воспоминая о славословиях ангельских Богу, просит слить с ними и наше хваление теперь и в вечности; в качестве заключительного славословия она имеет возглас великой ектении. 5-я молитва , повествуя о промышлении Божием, непоколебимом нашими грехами, просит о сохранении от них в остаток дня и во всю жизнь; имеет славословие, почти тождественное с возгласом ектении пред каноном на утрени и с литургийным возгласом пред приобщением. 6-я молитва, обращая внимание на Промысл Божий, свидетельствующий о величии, неисповедимости и благости Божией, и на обетованное нам Царство, опять (ср. 2 и 5 молитвы) просит о безгрешном остатке дня. Исключительна по своему содержанию и величине среди других светильных молитв – 7-я. Направляя наш духовный взор к величию, бессмертию и светоносности Божией и обозревая содержание не только вечерни (заимствуются выражения из пс. 103 и 140), но и повечерия (есть выражения из пс. 90 и последней молитвы повечерия), она содержит одно лишь прошение о безгрешном и счастливом вечере, ночи и утре. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010