Собрание сочинений святителя Амвросия Медиоланского в 7-и томах: Том I (содержание) Том II (содержание) Том III (содержание) Том IV. Часть 1 (содержание) Том IV. Часть 2 (содержание) Том V (содержание) Том VI (содержание) Том VII (содержание) Содержание 1 тома ЖИТИЯ ОБЪЯСНЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ О ТАИНСТВАХ О ТАЙНАХ О ПОКАЯНИИ INTRODUCTIO/ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Предисловие к первому тому издания трудов святителя Амвросия Медиоланского митрополита Волоколамского Илариона Приветственное слово кардинала Анджело Сколы, архиепископа Миланского A. Р. Фокин Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского Н. А. Кулькова, Т. Л. Александрова, Г. Е. Захаров Творения святителя Амвросия Медиоланского Список сокращений Библиография VITAE/ЖИТИЯ Павлин. Житие свт. Амвросия Предисловие переводчика Д. Е. Афиногенова Paulinus. Vita Ambrosii Павлин. Житие свт. Амвросия B. Велинова. Пространное житие святого Амвросия Медиоланского в древнеславянской литературной традиции Житие свт. Амвросия на старославянском языке OPERA/ТВОРЕНИЯ Предисловие переводчика прот. А. Гриня Explanatio Symboli Объяснение Символа веры De sacramentis О таинствах Беседа первая De mysteriis О тайнах О покаянии Предисловие переводчика и редактора М. В. Герасимовой De paenitentia Liberprimus О покаянии Указатель имен и географических названий к Вступительной части и Житиям Указатели к отдельным произведениям Содержание 2 тома Т. Л. Александрова. Предисловие Библиография Список сокращений DE VIRGINIBVS/О ДЕВСТВЕННИЦАХ De uirginibus О девственницах DE VIDVIS/О ВДОВИЦАХ De uiduis О вдовицах DE VIRGINITATE/О ДЕВСТВЕ De uirginitate О девстве DE INSTITVTIONE VIRGINIS ET SANCTAE MARIAE VIRGINITATE PERPETVA/О НАСТАВЛЕНИИ ДЕВЫ И О ПРИСНОДЕВСТВЕ СВЯТОЙ МАРИИ De institutione uirginis et sanctae Mariaeuirginitate perpetua О наставлении девы и о приснодевстве святой Марии EXHORTATIO VIRGINITATIS/УВЕЩАНИЕ К ДЕВСТВУ УКАЗАТЕЛИ Указатели к Предисловию Указатели к произведениям Содержание 3 тома Список сокращений Библиография DE ISAAC VEL ANIMA/ОБ ИСААКЕ ИЛИ ДУШЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

А.И. Никольский Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода. Том I. Рукописи богослужебные Источник Содержание Предисловие Песнь Песнем Евангелия Апостолы Псалтыри Часословы Паремейники Октоихи Шестодневы Триоди Постные Триоди Цветные Синаксарь Минеи Общие Минеи Праздничные Минеи служебные месячные Празднея Тропари и кондаки Песнопения утрени Канонники Акафисты Молитвенники и молитвы Сборники богослужебные Служебники Службы Сборники избранных служб Сборник старообрядческих служб Ектении Отпусты Последования молебных пений Последования разные Правила келейные и от искушения Требника Извлечения из Кормчей Епитимейник Последования молебных пений (2) Скитское покаяние Исповедание по вся дни Исповедание иноком Уставы Церковные Извлечение из Церковного Устава Устав старообрядческий Устав о псалтыри Устав о христианском житии Чины Присяги Чины (2) Святцы Синодики Нотные книги Приложения Приложение I. Канон Кирилла философа Приложение II. Молитвы из чина освящения плодов лл.84–87 об.)     Предисловие Собрание рукописей в Архиве Святейшего Синода, заключающее в себе более 2000 номеров, составилось постепенно, имеет свою историю. В разное время и по разным обстоятельствам представлялись в Святейший Синод рукописи, которые, по рассмотрении, или отсылались авторами в те учреждения, откуда были присланы, или сдавались в Синодальный Архив. Нет возможности, да и необходимости говорить здесь о том, когда и при каких обстоятельствах та или другая рукопись поступила в Архив Святейшего Синода. Мы приведем лишь несколько примеров. В 1721-м году 25 августа присланы были из Тайной Канцелярии в Святейший Синод тетради бывшего архимандрита Владимирского Рождественского монастыря Гедеона, названного по снятии санов «расстригою Григорием», числом 166 номеров, из которых большая часть оказалась «казаниями» или проповедями самого архимандрита на разные праздники, на царские дни, на викторию над «свейским королем» и на другие случаи, говоренными им или в своем монастыре, или в других местах. Весьма немногие тетрадки, две или три, составляли что-то вроде записок для памяти; были также три письма. По своей малоценности в денежном отношении эта часть имущества доставлена была в Святейший Синод бесспорно и оставлена им непроданною. (Описание документов и дел, т. I 276 / 421 302–303). В 1749-м году в Святейшем Синоде возникло дело об исправлении чина Православия по доношению Московского Успенского Большого собора ключарей. Из дела видно, что по определению Святейшего Синода от 1-го февраля 1751-го года прислана была в Святейший Синод Киевским митрополитом Тимофеем, при доношении от 28-го марта того же 1751-го года, «верная копия о бываемом в Киево-Катедрально-Свято-Софейском соборе повсягодно в первую Святого Великого поста неделю Православия о поминовении содержащих православную веру и о анафематствовании отступников, еретиков и раскольников, хулящих Святую Православную веру и о прочем чинодействии, каковое в ту неделю чинимо бывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.Т. Кречетова (Пелих) Содержание Предисловие Часть I. Жизнеописание Годы детства В Москве Духовный наставник При святыне В Сергиевом Посаде Матушка Татьяна Явление преподобного Серафима Лавра оживает Рукоположение В Ильинском храме Иерей милостью Божией Печальная осень Отрада души – Отрадное Подвиг старчества Кончина отца Тихона По молитвам батюшки Спасительное общение Очищение через болезнь О грехе детоубийства Прозорливый старец Взыграся радощами «Будто кто любовью обнимает» Часть II. Проповеди Слово на Новолетие В Неделю пред Рождеством Христовым На Рождество Христово На Сретение Господне У дверей Великого поста На Прощеное воскресенье «Покаяния отверзи ми двери» В чем сущность покаянного подвига? О Страшном Суде В Неделю 2-ю Великого поста В Неделю 3-ю Великого поста. У подножия Креста Вербное воскресенье В Великую Пятницу Христос воскресе! На Вознесение Господне В День Святой Троицы В праздник Пятидесятницы В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших Два столпа Церкви На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа На Успение Пресвятой Богородицы В Неделю 11-ю по Пятидесятнице. Притча о должнике На Рождество Пресвятой Богородицы На Воздвижение Креста В праздник Иверской иконы Божией Матери В праздник Казанской иконы Божией Матери Об Ангелах «Сердце чисто созижди во мне...» Сокровища на кладбищах О назначении женщины О молитве Как нам молиться Должно родиться свыше Часть III. Дневники 1927 год 1928 год 1929 год Примечания     Предисловие Протоиерей Тихон Тихонович Пелих прожил долгую и на редкость плодотворную жизнь. Скорби, посетившие в XX веке многострадальную Россию, не миновали и батюшку Тихона, но как бы лишь коснулись его: он ни разу не был арестован, не был и в ссылках. В страшные богоборческие годы отец Тихон, будучи еще молодым человеком, не кривил душой, открыто исповедовал Христову веру, – и остался цел. Господь послал ему замечательных духовников, необыкновенную спутницу жизни, хороших детей, преданных духовных чад. Он всегда тяготел к знаниям, к мировоззренческому энциклопедизму, но Господь уготовил ему путь приходского священника. Дневники отца Тихона, которые он вел на протяжении долгих лет, приоткрывают завесу его внутренней жизни – углубленного, сосредоточенного постижения тайн Домостроительства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предисловие к «Лествице» прп. Иоанна Лествичника Скачать epub pdf I. Об авторе Синай и Фавор После Библии и богослужебных книг нет книги, которую в Восточном христианстве переводят, изучают и издают чаще, чем «Лествица, возводящая на небеса» прп. Иоанна Лествичника . Каждый Великий пост в православных монастырях ее читают вслух за богослужением или в трапезной с тем, чтобы монашествующие в течение своей жизни слушали ее пятьдесят или шестьдесят раз. Вне стен монастырей «Лествица» – излюбленное чтение огромного числа мирян в России, Греции, Болгарии, Сербии и во всем православном мире. «Лествица» на Востоке столь же популярна, как «О подражании Христу» на Западе, хотя по своему характеру эти книги совершенно различны. Автор «Лествицы» жил в Синайской пустыне у подножия Джебель-Мусы, горы Моисея, отвесные скалы которой вздымаются на высоту почти две с половиной тысячи метров. Когда он взирал на местные ландшафты, в его воображении, должно быть, часто возникали картины Исхода: гром и молнии, вершина горы, окутанная густыми облаками, Моисей, в одиночестве уходящий во мрак, чтобы говорить с Богом лицом к лицу ( Исх 20:18–21 ). Но святой Иоанн Лествичник постоянно вспоминал также другую горную вершину, относящуюся к Новому Завету, – Фавор, «гора высокая отдельно от других» ( Мф 17:1 , пер. еп. Кассиана (Безобразова)) , где Господь наш преобразился на глазах у трех учеников Своих, потому что когда он молился у церкви, построенной для монахов Синайской пустыни императором Юстинианом в 556–557 гг., всякий раз, когда он поднимал взор, то видел в апсиде на восточной стороне мозаику, сохранившуюся до наших дней, на которой изображено Преображение Христа 1 . Таким образом, Иоанн Лествичник взирал духовными и телесными очами на эти две горы, Синай и Фавор, и обе они отражены в написанной им книге. Своим строгим аскетизмом, призывом полностью отдать себя Богу, своей бескомпромиссностью Лествица вызывает в воображении безводную пустыню, скалы и мрак горы Синай. Но стоит лишь взглянуть немного глубже, и окажется, что книга эта не только о покаянии, но о радости; не только о самоотречении, но о том, как войти в Божью Славу. Кроме тьмы Синая есть также и огонь Неопалимой Купины и Фаворский свет. Три монашеских пути

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Содержание Предисловие 1. Доисторическая эпоха а) фон иного мира б) духовный экран в) иная глубина г) Орёл и Петух д) полководец Тит е) исповедь 2. Эпоха истории а) путешествие в Рай... б) пробуждение Востока в) созывание духов г) на посту д) духовное пьянство е) холодильники 3. Осанна Христу а) «Осанна» от природы неодушевлённой б) «Осанна» от природы одушевлённой в) благоговение перед жизнью д) вечные идеалы 4. Слава миру а) бог славы б) идол силы в) культ знания г) культ техники д) культ красоты е) культ сытости ж) идол беспечности 5. «Осанна сатане!» а) Первый круг борьбы (Святое Крещение и гордость) б) Второй круг борьбы (Святое Миропомазание и неверие) в) Третий круг борьбы (Святое Причащение и ненависть) г) Четвёртый круг борьбы (Святое Соборование и ложь) д) Пятый круг борьбы (Святое покаяние и жестокость) е) Шестой круг борьбы (Святой брак и властность) ж) Седьмой и решающий круг борьбы (Таинство Священства и богоборчество) 6. Окончательная победа Христа Бога над зверем Борьба по безумию Бой решительный Бешенство Титана 7. Вечная Осанна Богу Жизнеописание архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеймона.       Рассуждения человека, ревнующего о славе Божией «Разве Вы не знаете, что святые отцы советуют славить чаще Бога тем, кто страдает унынием, безрадостностью жизни? Вот говори чаще: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, слава Тебе!» – и ты будешь жить, как в раю. Среди скорбей и болезней будешь, как в раю. Такое у тебя будет чувство радости, что и сам не сумеешь понять, откуда оно. А оно от­того, что ты славишь Бога за все. Так вот что даёт твари славословие Бога. Оно даёт невыразимую радость. Веселье. Полноту жизни. А нехваление Бога даёт твари тоску, муку, горесть, безрадостность, уныние...» Архимандрит Тихон (Агриков) Предисловие Это вовсе не книга, и не жития святых, и тем более это не учёный какой-либо трактат. Это просто «Рассуждения». Да, рассуждения человека, ревнующего о славе Божией. Действительно, основная тема этих вот «рассуждений» – ничто иное, как убедить читателя в той спасительной истине, что настоящая слава, истинное поклонение, подлинно всецелое почитание принадлежит только одному Богу. Да, одному живому истинному Богу. Тому Богу, Который живёт на Небесах, Который создал небо и землю, Который искупил род человеческий Своею бесценной Кровью, Который и ныне, и всегда хранит нас всех, питает нас, согревает, одевает, любит безмерно, все содержит, все животворит и всему даёт цель и смысл бытия. Вот этому-то Богу и принадлежит «слава и держава во веки веков». Ему-το вот и посвящаются эти «Рассуждения». К Нему-το они всецело и относятся, Ему-то они и приличествуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Содержание Человек свободный и радостный. О протоиерее Александре Шмемане Беседы «Я верю в Бога…» Предельно личная религия Каково мое истинное «я»? «Я верю» – что это значит? В какого Бога? Всечеловеческое достояние Опыт веры – мой ли он? Единственное имя Непрекращающийся спор Время сравнить Необъяснимое неверие На последней глубине Исконное содержание Высшая разумность Растворяя ставни Беспомощная трактовка Познается по плодам Новая «религиозная война» «Религия» против религии Две веры Спор о Боге и богах Начало всего Главная тема Универсальное знание Доказательство от света Доказательство от полноты Возможность невозможного Историческое лицо, Господь, Учитель Заново поверить в непобедимость добра Почему замалчивается Рождество? Блаженны не видевшие и уверовавшие Враги одухотворения Во имя чего? Контрабандный идеал Объект ненависти Поразительное мировоззрение Парадокс нашей веры Слепота и зрячесть Псевдонаучность Одно из главных обвинений Догматизированная пропаганда Смешение понятий «Борьба» с наукой? Порабощенное знание Объективно и честно Подлинно научный подход Скучная помеха Обывательщина Сверху или снизу? Единство веры и разума Полярные объяснения Цена отказа «Како веруеши?» Общее – поиск Нужда в безмерно большем За пределами науки Радость или сытость? В едином мире Разоблаченный «гуманизм» Мнимый антагонизм Основополагающее различие Неоправданное разделение Отказ от подлинного знания Путь к соединению Метафизический «уклон» Сближение исходных позиций Современная наука о начале и конце Ложная предпосылка Два пережитка Встреча смирения и мудрости За жизнь мира Предисловие Глава первая. Жизнь мира Глава вторая Глава третья. Время Глава четвертая. Водою и Духом Глава пятая. Таинство любви Глава шестая. «Смертию смерть поправ» Заключение. «Вы же свидетели сему...» Литургия и жизнь. Христианское образование через литургический опыт Предисловие Литургия и образование 1 2 Пост: время наставления 3 Церковь: новая жизнь во Христе Обучение: «вкусите и видите» Возрождение концепции церкви 4 Опыт церкви Домашняя атмосфера Школа: ее значение Библия и Литургия Память о Христе Значение таинств Евхаристия как центр Православное богослужение Введение Основные элементы литургического богослужения Язык богослужения: язык библии Основные обряды Литургические формулы Богослужебные тексты Святой Храм Священник и приход Божественная литургия Проскомидия Литургия оглашенных Благословенно Царство Великая Ектения Антифоны и вход Литургия Слова Сугубая Ектения Молитва об оглашенных Литургия верных Приношение Исповедание веры и любви Благодарение Освящение Ходатайственные молитвы Причащение Освящение времени Праздник Воскресения Пятидесятница и Пасха Пришествие Христа Преображение Память Божией Матери Празднование: приготовление и исполнение Освящение жизни Дух и материя Крещение и миропомазание Приготовление Крещение Миропомазание Покаяние и исцеление Таинство покаяния Таинство Елеосвящения Брак Обручение Венчание Рукоположение Статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Тайноводственные поучения → Аудио Содержание Предисловие Поучение предогласительное, или Предисловие к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского Огласительное поучение первое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению, на слова Исаии пророка: омойтесь, очиститесь и проч. (Ис.1:16).] Огласительное поучение второе. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления о покаянии, отпущении грехов и о противнике, на слова Иезекииля: Правда праведного при нем и остается (Иез.18:20).] Огласительное поучение третье. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о крещении, на слова из Послания к Римлянам: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть и проч. (Рим.6:3–4).] Огласительное поучение четвертое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о десяти догматах, на слова из Послания к Колоссянам: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира и проч. (Кол.2:8)]. Огласительное поучение пятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о вере, на слова из Послания к Евреям: Вера же есть осуществление ожидаемого и проч. (Евр.11:1).] Огласительное поучение шестое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о единовластительстве Божием, на слова: Верую во единого Бога, и о ересях; также на слова Исаии: Умолкните предо Мною, острова; Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков и проч. (Ис.41:1; 45:16–17).] Огласительное поучение седьмое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова из Послания к Ефесянам: Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа и проч. (Еф.3:14).] Огласительное поучение восьмое.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Эме Пюш Содержание Предисловие Глава I. Антиохия и Константинополь Св. Иоанн в Антиохии Св. Златоуст в Константинополе Глава II. Классы общества Богачи и роскошь Ремесленники и бедняки Идеи св. Златоуста о богатстве и благотворительности Глава III. Семья Девство и брак. – Брачный возраст. – Женитьба из-за денег. – Свадебные обряды Развод и вторичные браки. – Прелюбодеяние. – Равенство мужа и жены. – Согласие между супругами; их взаимное влияние одного на другого Дети. – Воспитание сыновей и дочерей. – Роль матери в воспитании. – Пребывание в монастыре. – Вдовство Похоронные обряды Рабы Религия в семье Глава IV. Религия Верующие – Верования и суеверия – Язычники и иудеи – Еретики Таинства и обряды: крещение, исповедь, причащение, покаяние, пост, молитва, усердие к церкви Клир, его организация и нравы – Официальная постановка дела благотворительности – Девственницы и вдовы – Евангелизация сёл Монахи и аскетизм Глава V. Зрелища Глава VI. Двор и государство Двор Государство Заключение Общее суждение об антиохийских и константинопольских нравах в эпоху св. Златоуста – Результаты Златоустовой проповеди Принципы Златоустовой морали – Его нравственный и религиозный идеал     Сочинение, удостоенное премии Французской Академии нравственных и политических наук. Предисловие Необычайно громкая слава, какою вполне заслуженно пользуется имя святителя Иоанна Златоуста , освобождает автора и переводчика от обязанности знакомить читателя с его жизнью и деятельностью. Автор предлагаемого труда предполагает в читателе знакомство с высокою личностью вселенского учителя. Только иногда в беглом очерке он обозревает факты его жизни, и, если подчас довольно обстоятельно останавливается на известных моментах его деятельности, как например, на его архиепископском служении в Константинополе и борьбе с императрицей Евдоксией, то делает это главным образом потому, что такие моменты существенно важны для нравственной характеристики изображаемой эпохи. Появление предлагаемого в настоящем переводе труда французского ученого вызвано предложением французской Академии нравственных и политических наук «исследовать по творениям св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Закрыть itemscope itemtype="" > О существенных свойствах печати антихриста Печать по своей сущности должна соответствовать сущности чаяний сатаны, а именно, сделать отречение от Христа практически необратимым, т.е. лишить обладающего ею возможности покаяния 02.06.2020 9757 Время на чтение 8 минут Об этой печати, которой пока ещё, слава Богу, нет, приходится говорить, чтобы понять ныне существующие её прообразы или образы, типа ИНН и чипов. Итак, в своё время печально известный и ныне запрещенный протодиакон Андрей Кураев решил, что сущность этой печати в отречении от Христа. Согласиться с этим мнением нельзя, поскольку, как это ни прискорбно, но следует признать, что, бывало, христиане отрекались от Христа и без всякой печати; например, во время гонений от язычников. Бывали и другие случаи, как, скажем, упоминаемый в Житиях святых св.Димитрия Ростовского некий церковный эконом, который отрекся и от Господа, и от Божией Матери, поклонился сатане и заключил с ним договор. И тем не менее, затем раскаявшись, этот эконом после долгого покаяния умолил Пресвятую Деву, и Её молитвами был спасён. Чем подтвердились сомнения и нарекания диавола (упоминаемые в том же житии) ещё перед заключением вышеозначенного договора: что, «мол, вы все христиане сначала договариваетесь, а затем бежите каяться…». Итак, отсюда следует, что а) отречение от Христа не есть сущность печати антихриста, поскольку не является чем-то только ей одной свойственным; б) но такое отречение является сущностью грехопадения христианина, потому что это самый большой грех, который он может совершить; и, наконец, в) очевидно, эта печать, исходя из вышесказанного, по своей сущности должна соответствовать сущности чаяний сатаны, а именно, сделать отречение от Христа практически необратимым, т.е. лишить обладающего ею возможности покаяния! Как это электронно-мистически должно происходить на практике, можно понять из Св.Писания и Св.Предания. Но для этого необходимо сделать небольшое православное догматико-аскетическое предисловие. Человек, как создание Творца, по своей природе есть образ и подобие Божие (ср. Быт. 1: 26-27). Этот образ был повреждён в грехопадении прародителей, но восстанавливается в нас Христом чрез наше участие в Таинствах Церкви (особенно Крещении, Миропомазании, Евхаристии) и благочестивую христианскую жизнь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/02/o_...

О покаянии Предисловие По признанию большинства исследователей сочинение «О покаянии» написано Тертуллианом в до-монтанистический период (Hauk, Bonwetsch, Hesselberg и др.; некоторые, как Noeldechen, раньше Besnard, относят переход Тертуллиана в монтанизм к 204 г.). Яснейшим подтверждением этой даты служат рассуждения Тертуллиана о «втором покаянии», которое, по его мнению, есть уже и «последнее покаяние», данное согрешающим по божественному милосердию. Трактат содержит в себе разъяснение предмета покаяния, его цели и его основания; говорится также о плодах покаяния, о грехе отпадения после покаяния, о покаянии катехуменов; наиболее места занимает речь о втором покаянии, которое должно быть покаянием публичным. В трактате весьма часто находим глубокие психологические наблюдения; рассуждения проникает иногда тонкая ирония. В издании Венской Академии наук сочинение «О покаянии» еще не напечатано. А потому пользуемся при переводах изданиями Миня и Элера, положивши в основу текст первого издания. Надписания глав сделаны нами самими. Глава 1. О том, чего касается покаяние. Тот род людей, коими и сами мы некогда были, — слепые, без света Господня, — считают покаяние, с точки зрения природы, некоторым страдательным состоянием души, происходящим из неодобрения (нами) какого-нибудь предшествующего (своего) мнения. Впрочем, они также удалены от разумения его (т. е. покаяния), как удалены и от Виновника разума, ибо разум есть дело Божие, так как Бог Создатель всяческих не желал, дабы что-нибудь было рассматриваемо и понимаемо без разума. Посему необходимо, что незнающие Бога не уразумевают также Его дела, ибо никакое сокровище не открывается внешним. Отсюда, переплывая все течение жизни без руля разума, они не могут избежать бури, угрожающей веку сему. А насколько неразумно они относятся к действию покаяния, достаточно подтверждается одним тем, что они прилагают его даже к добрым своим поступкам. Каются в вере, в любви, в простоте, в терпении, в сострадательности, раз что-нибудь получило неблагоприятный исход (in ingratiam cecidit). Самих себя проклинают за то, что сделали доброе дело и в своем сердце измышляют тот род покаяния, который вызывается добрыми делами, стараясь (как бы) напомнить себе, чтобы опять не сделать чего-нибудь доброго. Напротив, к покаянию о содеянном зле они менее склонны. Так что чрез него они скорее согрешают, нежели поступают право.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3989...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010