Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы 33 Рече же Мариамь: се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему ( Лк. 1:38 ). Немного слов произнесла Преблагословенная Дева Мария, но произвела ими необычайное действие. В те минуты, как Мария размышляла о приветствии Ангела и неудомевала о зачатии и рождении Сына Божия, в сии минуты воля Божия, так сказать, медлила действовать, удерживаясь размышлением и недоумением Девы Марии. Но как скоро назвала Она себя рабою Господнею, то Святой Дух тотчас же осенил Ее, и Она соделалась живым храмом вечного Сына Божия, – и как скоро изрекла: буди, то Ипостасное Слово соделалось во чреве Ее плотию ( Ин. 1:14 ). Слова произнесены простые и обыкновенные, но сила в них заключается великая. Сия сила есть чистейшая и совершеннейшая преданность Богу. Мария, вняв предсказанию Ангела и уразумев Святую Божию волю, предалась оной, своею волею, мыслию, душою, всем существом, всякою способностию, всяким действием, всякою надеждою и ожиданием, – и соделалась одушевленным храмом Слова животнаго! Как всякий из нас называет самого себя рабом Господним: то пример Пресвятой Девы да будет наставлением для каждого в истинной Богу преданности. Преданности Богу требует от нас расстройство наших духовных сил. Мы желаем сделать себя совершенными и благополучными. Но как сделаемся таковыми под управлением собственного разума, который помрачен, и под управлением собственной воли, которая влечет ко злу? Нам нужен наставник, который бы просвещал ум и исправлял волю; нужен вождь, который бы руководствовал в жизни, нужен распорядитель, который бы управлял расстроенною собственностию нашею. Кто же иной может быть истинным наставником, вождем и распорядителем, кроме Бога? Преданности Богу требует от нас ничтожность вещей, нами любимых. Наружная крепость и красота тела увлекает нас; но можно ли положиться на цвет, который чрез несколько дней увядает? Богатство утешает; но можно ли положиться на прах, который развевается ветром? Достоинство, почести и слава восхищают: но можно ли положиться на мечту, которая во время сна приходит и сном оканчивается? Нет предмета в мире, на котором бы можно было утвердить свои надежды и ожидания. Мир преходит; преходят с ним и вещи. На кого же иного возложим все наше упование, как не на Единого Вечного Бога ?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Преданность Богу, по примеру Божией Матери. Два поучения на Успение Пресвятой Богородицы 1. На всенощной Когда Архангел Гавриил благовестил Пресвятой Деве Марии о зачатии и рождении Ею Спасителя мира, – Она, успокоенная Ангелом, что сие совершится без нарушения Её обета девства, силою Святого Духа, в глубоком смирении не что иное рекла, как: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему! Всецелая преданность в волю Божию, выраженная сими словами, составляла основное правило всей земной жизни Пресвятой Девы; везде, во всех обстоятельствах жизни, она, по изображению Евангелистов, смиренно слагала в своем сердце все видимое и слышимое в глубокой преданности воле Божией. Благо тебе будет, христианин, и на небеси, и на земли, если, по примеру Матери всех нас христиан, нашей Заступницы и Ходатаицы, и ты сделаешь главным правилом своей жизни всецелую преданность воле Божией, если устроишь свою жизнь так, чтобы мог сказать вместе с Псалмопевцем: на Господа уповах ( Пс.10:1 ). Подражая примеру Матери Божией, ты должен стараться о том, чтобы всего себя и все свое отдать в волю Божию, препоручить Его верховному распоряжению. «Да будет со мною всегда и везде, что Богу угодно: я стану только внимательно смотреть на себя и вокруг себя, и действовать всегда пред лицем Господним, исполняя свой долг и шествуя путем, который мне указан в жизни. Господь – мой Владыка, Помощник и Отец: к Нему буду относить все, чего ни достигну, что ни потеряю, чем ни утешусь и чем ни оскорбею». Вот весь план твоей жизни, основанный на разумной и сердечной преданности Богу. Он прост и краток; но в нем есть все. Нужно ли известное и верное направление жизни? Самый определенный характер дает ей преданность Богу. Нужна ли защита в скорби и услаждение в горести? Чашу отрады и благодушия подает преданность Богу. Нужна ли опора и облегчение в делах благочестия и веры? – Помощницею верною и неизменною является и здесь преданность Богу. Нужно ли самой добродетели особенное украшение и приятность? – Украшает и услаждает ее преданность Богу. Все это в ней есть, точно так же как ничего такого нет вне её.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. ( Втор.6:4-6 ) 1 Строжайший монотеизм Эпиграф, которым открывается эта глава – это краткий символ веры Израиля. Каждое утро благочестивый иудей на протяжении вот уже трех с половиной тысяч лет произносит эти слова. Главное в них – всецелая преданность человека Богу Единому, т.е. Единственному, тому Богу, который является хранителем и господином Израиля. Эта преданность Богу должна выражаться не только внешне, в религиозном культе, но идти от сердца, из самой глубины личности, включать и интеллект, и эмоции, и проявляться в ревностном исполнении заповедей. На фоне окружающих народов, поклоняющихся многочисленным богам плодородия, богам-героям, императору, наконец, современным идолам – богатству, престижу, развлечениям, либерально трактуемым правам человека, – на этом фоне вера Израиля, не допускающая измены Богу Единому, всегда казалась чем-то удивительным. Иудаизм и мировое сообщество Еще более удивительным окажется список людей, исповедующих эту религию: Моисей, на традиции которого основывается современная иудеохристианская нравственность и традиция ислама, сам Иисус, Основатель христианства, великие философы – Филон Александрийский, Маймонид, Б. Спиноза, М. Бубер, известные педагоги, например, Я. Корчак, многочисленные ученые всех отраслей знания. Однако, несмотря на очевидный вклад в мировую цивилизацию, иудеи 2 вовсе не пользовались любовью современников. Известный историк русской культуры Г.П.Федотов объясняет неприязнь к евреям тем, что на Руси в Средневековье практически не было историософских трудов, зато в изобилии были представлены византийские проповеди, излюбленным приемом в которых было обвинить злочестивых жидов в распятии Христа. Впрочем, на Руси и в Российской империи эта нелюбовь никогда не доходила до той ненависти, которая сопровождала иудея в Европе. Нехристианину в Европе были закрыты двери ремесленного цеха, научной лаборатории, зато оставалась возможность заниматься ростовщичеством, т.е. кредитованием под проценты – делом, которым Католическая Церковь запрещала заниматься христианам (наживаться на потребностях своих братьев по вере – последнее дело). Неудивительно, что в руках непроизводительного, по-видимому, еврейского народа, исповедующего иудаизм, скопилось большое количество капитала, нередко нажитого и за счет бедных, что отнюдь не способствовало популярности иудеев. Итак, необразованность и религиозная предубежденность, а также столкновение экономических интересов вели к столкновению остальных народов с еврейским.

http://azbyka.ru/kratkoe-vvedenie-v-iuda...

ЦВ 24 (445) декабрь 2010 /  21 декабря 2010 г. Кто по-настоящему служит любви — тот служит и Богу. Памяти Веры Миллионщиковой В Москве 21 декабря на 69-м году жизни скончалась главный врач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова. Вере Васильевне удалось —изменить отношение российского общества к неизлечимо больным людям, доказать государству, что необходимо поддержать каждую человеческую жизнь до конца. Об этой замечательной женщине газете «Церковный вестник» рассказал настоятель храма-часовни Живоначальной Троицы при хосписе протоиерей Христофор Хилл. Первое качество, которое отличало Веру Васильевну как человека, — это преданность своему делу. Без преувеличения, вся повседневная жизнь ее была посвящена служению своему делу. И при этом она была очень стойкой, независимой, порой до упрямства. И это я говорю как комплимент, потому что часто бывали ситуации, когда необходимо было проявлять жесткость и именно ее упорство спасало положение. У нее была редкая способность переживать, сочувствовать. Человек она была очень эмоциональный, и если что-то было не так, она всегда открыто выражала свое недовольство. И поступала она так не потому, что у нее был плохой характер, а потому, что не могла быть равнодушной. Я считаю, что самое страшное качество для души человека — это безразличие, христианин должен бороться с ним постоянно. Так вот, Вера Васильевна не была равнодушной. Кто по-настоящему служит любви — тот служит и Богу. И Вера, хоть и не всегда понимала церковные правила, своими делами доказывала преданность Христу. У нас с ней были очень дружеские отношения, и я очень много разъяснял ей в наших разговорах тонкости учения Церкви. Она постоянно спрашивала, рассказывала о своем личном отношении к Богу, даже спорила по некоторым вопросам православного вероучения. Но при этом она была человеком молитвенным, почти монашеского настроения. Она много молилась за своих пациентов, пока они были живы, и потом, после их смерти. Когда в хосписе появился храм-часовня, она посещала богослужения. Сейчас, вспоминая наши беседы, я прихожу к выводу, что она была человеком глубокой веры. Ведь без истинной веры не состоялось бы ее служение.

http://e-vestnik.ru/church/445_kto_ponas...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святой Александр - пример беззаветной преданности России и Богу» В Санкт-Петербурге состоялся многотысячный крестный ход по Невскому проспекту, посвященный празднику перенесения мощей святого Александра Невского 12.09.2022 647 Время на чтение 4 минуты Фото: t.me/Piotrovsky Сегодня, в праздник перенесения мощей святого Александра Невского, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Владыке сослужили митрополит Вострский Тимофей, экзарх Гроба Господня, представитель Иерусалимского Патриархата на Кипре, епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, иерей Павел Ермошкин, духовенство митрополии. Среди молящихся были председатель Заксобрания Александр Бельский, депутат Госдумы Михаил Романов, вице-губернатор Борис Пиотровский. В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Божественную литургию совершил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий в сослужении епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона, протоиереев Владимира Сорокина, Александра Будникова, Валерия Дорохова, братии монастыря. Мощи святого Александра Невского были вынесены в центр собора. После Божественной литургии состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери. В нем участвовали священнослужители митрополии, представители приходов города, области и других регионов, общественных организаций, братств, учащиеся духовных школ, горожане. Вице-губернатор Борис Пиотровский сообщил в своём телеграм-канале , что в молитвенном шествии приняли участие 30 тысяч человек. В полдень у памятника святому Александру Невскому после встречи с малым крестным ходом от Свято-Троицкого собора был отслужен молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга. Его возглавил митрополит Варсонофий.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/12/sv...

О почитании Пресвятой Богородицы I. Православное учение о почитании Пресвятой Богородицы Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, дочь праведных Богоотец Иоакима и Анны, происходила из царского рода Давидова через Нафана. С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу и торжественно введена в храм Иерусалимский для воспитания. Здесь, как говорит св. Предание, Она проводила все время в трудах рукоделия, чтения св. книг и молитве и особенно отличалась высокими добродетелями, глубочайшим смирением и совершеннейшею преданностью воле Божией. В четырнадцатилетнем возрасте, когда родителей ее уже не было в живых, Она решилась всецело посвятить себя Богу, с обетом всю жизнь свою пребывать в девстве ( Лк. 1:34 ). Тогда Ее обручили старцу Иосифу, занимавшемуся древоделием и происходившему также из царского рода Давидова чрез Соломона. Он был Ее хранителем и питателем ( Лк. 1:27 ). (а не мужем обыкновенным, как суемудрствуют сектанты). В высшей степени трогательно и умилительно евангельское повествование о благовестии Пр. Деве Марии архангелом Гавриилом и чудесном зачатии и рождении от Нее Спасителя. «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! сказал ей явившийся ангел, благословенна Ты между женами». Неудивительно, что Мария смущается при сем необычном благовестии; но Она внимает с чувством безмолвного смиренного удивления и радости, когда небесный посланник раскрывает пред Ней тайну преславного воплощения сына Божия, что Он родится от Нее, примет человеческое естество, кроме греха, наречется Сыном Всевышнего и что Она наименует Его именем Иисус (Спаситель). «Как будет это, когда я мужа не знаю?» вопрошает Пресв. Мария в безмолвном удивлении. «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя» отвечает Ей небесный посланник, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Тогда с глубочайшей верой, преданностью воле Божией и смирением Она воскликнула: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему». И отошел от Нее ангел 7 ). Затем следует дивное приветствие Приснодевы Марии родственницей Ее, женою Захарии – Елисаветой, повествование о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа, сопровождавшемся неизглаголанными чудесами, пением чудной песни ангелами, явлением путеводительницы волхвов звезды, встречею Богоматери с предвечным Младенцем в храме праведным старцем Симеоном, изрекшим пророчественно величие родившегося и скорбь родившей: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2:29 – 35 ) и проч. После всего этого вполне будет достойно именовать Деву Марию «честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов?» Если родившую и воспитавшую земного царя почитают выше всех министров и слуг царских, то достоинство Пренепорочной Приснодевы Марии так велико, что Она избрана быть Матерью Самого Господа по плоти, Царицей Небесной; между тем как об ангелах слово Божие говорит, что они суть только служебные духи у Господа ( Евр. 1, 7, 13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

священник Афанасий Гумеров Житие священномученика Иоанна Восторгова (1867–1918) Выдающийся организатор миссионерского дела и яркий проповедник протоиерей Иоанн Восторгов родился 30 января 1867 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн, был сыном профессора Владимирской духовной семинарии, магистра богословия Александра Восторгова. Мать протоиерея Иоанна – Татьяна Ксенофонтовна. Крещен он был в честь святителя Иоанна Златоуста . День тезоименитства совпадал с днем рождения – 30 января. К своему небесному покровителю отец Иоанн всегда относился с сыновней любовью: «Его жизнь навеки полна поучений, как пример твердой веры, бестрепетного служения долгу, невзирая ни на какие препятствия, беспредельной преданности Святой Церкви и Сопряженной с великими трудами и подвигами любви к своим ближним», – говорил отец Иоанн о великом святителе в день 1500-летия его кончины. Самого священномученика Иоанна Восторгова сближала с великим архиереем беспредельная преданность Церкви, жертвенное исполнение долга и дар проповедника. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл его Златоустом 14 . В марте 1868 года семья переехала в станицу Ново-Александровскую (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Здесь прошли детство и отрочество Иоанна. «...смиряюсь пред Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, царю и родному народу... слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества... Не стыжусь признать и благодарно исповедать, что среди простого верующего народа... заложены были мне в душу первые, и самые сильные, чувства преданности Богу, царю и нашему русскому царству, те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика; не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели» 15 . Иоанн Восторгов по окончании в 1887 году Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента) был назначен 15 августа того же года надзирателем за учениками Ставропольского Духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Глава 1 1. Божественное повеление Иисусу Навину перейти через Иордан. 3. Границы будущей израильской земли. 5. Обетование Иисусу Навину божественной помощи. 8. Условия к выполнению этого обетования. 10. Приготовление народа к переходу через Иордан. 12. Напоминание двум с половиною коленам об их обещании. 16. Ответ на это напоминание. Нав.1:1–9 . Книга Иисуса Навина начинается непосредственным откровением ему Господа как назначенному уже Моисеем его преемнику ( Чис.27:15–23 ). Перед самым выступлением на поприще деятельности он удостаивается особого откровения для того, чтобы побудить его к выполнению возложенного на него великого дела и обетованием божественной помощи укрепить его мужество. Это откровение особенно нужно было в начале трудного дела, вызывающем обыкновенно колебания и нерешительность. Такого откровения не могло заменить откровение через первосвященнический Урим, на который указал Моисей Иисусу Навину ( Чис.27:21 ), так как через последний получался только краткий ответ на предлагавшийся вопрос при трудных обстоятельствах ( 1Цар.23:11,30:8 ). С таким вопросом Иисус Навин не обращался к Господу, как знавший Его волю о своем назначении и предстоявшем деле. Непосредственное откровение ему Господа свидетельствовало также о том, что он, заступивши место Моисея по предводительству народом, имеет непосредственную близость к Богу. Нав.1:1 .  По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: «По смерти Моисея», т.е. по прошествии тридцатидневного оплакивания его народом ( Втор. 34:8 ). «Раба Господня» – это почетный титул (или прозвище) Моисея, указывающий на полную преданность и верность его Господу, а вместе с этим и на особую близость Господа к нему (он употреблен в Чис.12:7 , Втор.34:5 , 3Цар.8:56 , Пс.104:26 и др.). «Иисус сын Навина» – один из главных, или князей, Ефремова колена ( Чис.13:3–4,9 ) – назван служителем Моисея для указания на особую его близость к нему и преданность. Еврейский глагол «служить» («шарат»), от которого происходит слово «служитель» («мешарет»), употребляется для обозначения не подневольного, а добровольного служения и в частности – служения Господу ( 1Цар.2:11 и др. м.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Выдающийся святой и исповедник Русской Православной Церкви Преподобный Серафим Вырицкий был с юности и до праведной кончины человеком удивительного внутреннего смирения, милосердия и преданности воле Божьей. Конечно же, все святые имели эти добродетели, но по меткому замечанию знаменитого патролога современности, доктора церковной истории, профессора А. И. Сидорова «каждый святой имеет свой аромат». В жизни преп. Серафима Вырицкого нам было особенно ярко явлено сочетание именно этих добродетелей. И, следует особенно отметить, что эти качества христианской души были крайне востребованы в эпоху страшных испытаний Великой Отечественной войны, как в судьбе всего Отечества, так и отдельных семей и людей. «Судьбы Господни истин­ны, оправдан­ны вкупе» ( Пс 18.10 ), – говорит псалмопевец, но нелегко бывает человеку принять эти слова глубиной души посреди жестоких испытаний и устрашающей зияющей неизвестности будущего. Василий Муравьев через всю жизнь пронес готовность принимать судьбы (суды) Божии, открытые как через жизненные обстоятельства, так и через решения старших. Исполнять именно не свою волю, а Божью волю будущий старец учился, начиная с самого юного возраста. Преподобный достиг высокой меры духовного совершенства, находясь еще именно в миру. Он приходит в монастырь осенью 1920 года (ему в это время исполнилось 55 лет), и пишет прошение на вступление в братию Александро-Невской Лавры. А уже в 1926 году он избирается на общем собрании братии Александро-Невской Лавры духовником как для монашествующих, так и для мирян. Эта должность – духовника главного монастыря столицы Российской империи, подразумевала также обязанность принимать исповедь епископата трех епархий – Петроградской, Олонецкой и Новгородской. Преподобный Серафим подал, таким образом, пример духовного преуспеяния в миру, пример духовного трезвения и благочестивого христианского устроения, не повреждаемого соблазнами мира сего. Добродетели смирения, милосердия и преданности воле Божьей, которые мы особенно выделили в духовном облике преп. Серафима Вырицкого , помогли купцу Муравьеву идти посреди мира по пути, который привел его к старческому служению. Смирение и милосердие не позволяли тратить на себя лишние средства, а преданность Божьей воле создавала полноту ощущения себя на службе Богу и ближним. Эти же добродетели помогли ему совершать служение молитвы и пророческого вразумления в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны и трудное время восстановления гражданской жизни в послевоенный период.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Основание нашего стремления к Богу положено во глубине души нашей. Человек любит своих родителей и воспитателей, хотя они иногда показывают себя строгими; сам он, прежде всякого наставления, так привязан к ним, что силу сего душевного влечения ощущает и тогда, когда пребывает с ними в разлуке, и благодарное о них воспоминание сохраняет на всю жизнь. Сие чувство потому так сильно в человеке, что первоначально вложено было в его природу неизгладимое стремление к общему нашему Отцу, от Которого имеем и живот, и дыхание, и вся ( Деян. 17:25 ). Если человек в своем стремлении к Богу водится рабским страхом, то любовь его еще слаба, потому что бояйся не совершися в любви ( 1Ин. 4:18 ); но кто водится духом сыноположения, в том любовь приобретает непреоборимую крепость. Приверженный к Богу, как сын к своему отцу, пребывает постоянным в своей любви к Нему, так что никакая превратность судьбы не ослабляют в нем сего чувства, не удаляют его от Бога. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты, – исповедует возлюбившая Господа душа ( Псал. 21:11 ). Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь ( Римл. 8:35 )? По слову Иоанна Лествичника , «не столько матерь прилеплена к своему младенцу, сколько сын любви привержен всегда ко Господу 1 . В своей приверженности к Богу полагает он и высшее свое совершенство, и врачество, утешающее в часы горестей земных. Приверженность к Богу в трудных обстоятельствах жизни есть совершенство любви к Нему. Если любовь к Богу есть союз совершенства ( Кол. 3:14 ), если она совокупляет и выражает в себе все высокие качества: то, с другой стороны, это преимущество любви никогда так ясно и так верно не обнаруживается, как во время борьбы ее с затруднениями и препятствиями. Во время всеобщего мира и спокойствия можно с дерзновением исповедовать веру; но та же самая вера является совершеннее, когда за нее стоят до крови, когда она украшается мученическим венцом. Похвальна добродетель и тогда, когда хранят ее при всех удобствах жизни; но полное торжество истинного благочестия открывается в борьбе с искушениями, в твердости среди превратностей земного счастья. Сам Спаситель представляет веру еще не укорененную в сердцах тех людей, которые во время веруют, а во время напасти отпадают ( Лук. 8:13 ). Подобно вере, и любовь к Богу еще не тверда и несовершенна в тех людях, которые во время напасти забывают о Боге, охладевают в своей преданности к Нему. Истинная и совершенная любовь николиже отпадает ( 1Кор. 13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010