548. Успенский – Николаевский – Мороцкий , мужской, ныне приходская церковь в селе Морочи, Минской губ., Мозырского у., в 124 вер. к сев.-зап. от Мозыря, при впадении рч. Морочи в р. Случ, с правой ее стороны. Вероятно, уже существовал в XV ст., так как в 1508 году упоминается игум. Феодосий. В грамоте 1558 кн. Юрию Слуцкому о подсудности православн. духовенства Киев. митрополиту упоминается и Николаевский Мороцкий игумен. В 1589 г. отдан в управление архим. Слуцкого Троицкого м-ря Михаилу Рагозе. В 1824 г. он упразднен и церковь его обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 107; Ратшин, 175; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 202; “Опис. монаст.”, 1817 г., 121; “Поли. собр. Закон.”, 1824 г., XXXIX, 30010; “Акты Зап. Р.”, III, 22 (грам. 1558 г.); IV, 15 (грам. 1589 г.); Архим. Николай, “Ист. стат. оп. Минск. еп.”, 161; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписных к Духову Вилен. м-рю); “Архив юго-зап. России”, ч.1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 549. Успенский – Новодворский , мужской, ныне село Новый Двор, Минской губ., Пинского у., Логишинской волости, в 25 вер. к сев.-вост. от Пинска и в 15 вер. к юго-вост. от местечка Логишина, при оз. Постском. Основан в 1618 г. Григор. Володкевичем для укрепления православия против унии. В 1743 г. подвергался притеснениям униатов, которые разогнали монахов и овладели м-рем и его имуществом, но в 1747 г. возвращен православным и приписан к Виленскому Духову монастырю. Закрыт в 1817 и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 340; “Минск. губ. в.”, 1847 г., 26 (стат. опис. Пинск. у.); 1864 г., 50 (год основания); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.” 68, 152; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 598 (просьба православных о возвращении иконы Новодвор. Божией Матери, которая игуменом этого м-ря завезена в Киев); III, прилож., CXII, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписных к Духову Вилен. м-рю); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 53, XXVIII (постановления 1681 г. о мерах для защиты православия; подписался игум. Грозовский и Новодворский Платон Лукианский), 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей), 448, (обращен в унию 1743 г. 22 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С развитием экуменических контактов Русской Православной Церкви возрос интерес к Журналу за рубежом. По этой причине с ноября 1971 г. Журнал выходил также на англ. яз. под названием «The Journal of the Moscow Patriarchate» (1971, 1-2; 1972-1991, ежемесячно; 1992, 1-6; 1993, 1-5; 1994, 1). В целом англ. издание Журнала идентично русскому, хотя некоторые материалы помещались только в англ. или только рус. издании. Первым ответственным редактором англ. версии Журнала был В.П. Овсянников, в 1978-1988 гг. — Т.А. Волгина, последний заведующий англ. редакцией — В.В. Зайцев. Помимо англ. версии Журнала, отправляемой в 54 страны мира (на рус. языке в те годы Журнал получали в 40 странах), отдельные его материалы переводились и широко использовались в других церковных журналах, например, «Православний bichuk» в Киеве (на укр. языке), «Голос Православия» в Берлине (на нем. языке), «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» в Париже (на рус. и франц. языках), «Единая Церковь» в Нью-Йорке (на англ. языке), «Православный канадский вестник» в Эдмонтоне (на англ. языке), «Церковная хроника» («Эдьхази кроника») в Будапеште (на венг. языке). С начала 1993 г. с целью более оперативного информирования читателей о событиях церковной жизни и постановлениях Священноначалия, а также расширения возможностей публикации статей на богословские, церковные и церковно-общественные темы Журнал разделился на две части: помимо Журнала со старым названием стал выходить «Журнал Московской Патриархии. Официальная хроника». Всего вышло 11 номеров — от (пробного) 1993 г. до 1-3 1994 г.; главным редактором этого издания первоначально также был митр. Питирим (Нечаев), с 5 1993 г. — Е.В. Комаров. Однако отход от традиционной структуры себя не оправдал, и с 1995 г. блок официальных материалов вновь стал частью единого Журнала. 17 июля 1995 г. главным редактором Журнала стал епископ Бронницкий (впоследствии архиепископ Новосибирский и Бердский) Тихон (Емельянов) . К тому времени в связи с реорганизацией Издательского отдела на Архиерейском Соборе РПЦ (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) выпуск Журнала временно приостановился — за первые 9 месяцев 1995 г. вышли только два номера: 5 (к Пасхе) и спецвыпуск (к пятилетию интронизации Святейшего Патриарха Алексия II). Усилиями нового главного редактора за несколько месяцев недостающие номера были подготовлены и долг перед подписчиками Журнала был ликвидирован. Ответственными за выпуск Журнала при нем были зам. главного редактора Е.С. Полищук (сентябрь 1995 г. — август 1996 г.) и М.В. Жилкина (с сентября 1996 г.).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5306942...

На заседаниях Епархиального совета также порой рассматриваются различные нестроения во взаимоотношениях между приходскими советами и священнослужителями, жалобы членов приходских советов друг на друга или на духовенство. Порой такие дела сначала попадают в Дисциплинарную комиссию, которая выносит заключение и передает свои рекомендации в Епархиальный совет. Заседания Епархиального совета требуют времени, иногда занимая целый день. При наличии пастырских обязанностей на приходе надо все же активно и вдумчиво участвовать в решении задач, встающих перед Епархиальным советом. Этот год будет сложным в плане участия Епархиального совета г.Москвы в жизни Церкви. Нам надо готовиться к Архиерейскому Собору, к принятию решения о церковном суде, а также к празднованиям 1020-летия Крещения Руси, 700-летия образования Покровского монастыря в Хотьково, 850-летия освящения Успенского собора во Владимире, 500-летия основания Даниловского монастыря в Переславле-Залесском, 400-летия открытия подворья Троице-Сергивей Лавры в Москве, 225-летия преставления святителя Тихона Задонского, 100-летия блаженной кончины отца Иоанна Кронштадского, 90-летия убиения Царской семьи. В этом году Русская Православная Церковь также будет отмечать целый ряд круглых дат — 20-летие или 10-летие открытия храмов и обителей после периода богоборчества. В Москве уже почти 500 православных приходов, где более 1 000 священнослужителей постоянно совершают богослужения. Архипастыри и пастыри Московской епархии привлекаются к соборным службам в Успенском соборе и других храмах Кремля и Храме Христа Спасителя, но принимать всех лично я как правящий архиерей епархии, к сожалению, не имею возможности. Задача знать нужды клириков Первопрестольного града, отвечать на их многочисленные вопросы и решать их проблемы возлагается на Епархиальный совет. Думаю, что новый состав Епархиального совета справится с возложенными на него обязанностями. Залогом тому послужит опыт владыки Арсения, который с 1990-го года возглавляет наш совет. Немалый опыт накоплен и у отцов Владимира и Леонида. Желаю всем новым членам Епархиального совета перенимать этот бесценный опыт и претворять его в жизнь. Желаю Епархиальному совету г.Москвы благословенных успехов в решении стоящих перед ним вопросов.

http://pravoslavie.ru/25943.html

Владыка Арсений – редактор журнала «Голос Церкви» 1912–1917 гг Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода 22 Синодальному Члену, Преосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту. По указу Его Императорского Величества , Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства от 7 сего декабря за 513, в коем ходатайствует об утверждении «программы» имеющего выходить в Москве, при Чудовом монастыре, нового журнала под названием «Голос Церкви», издателем какового журнала имеет быть Московский Чудов монастырь, и об утверждении редакторами сего журнала наместника того же Чудова монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова . Приказали: Рассмотрев настоящее представление Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: благословить издание при Московском Чудовом монастыре журнала под названием: «Голос Церкви» по представленной «программе» и редакторами сего журнала утвердить наместника названного монастыря архимандрита Арсения и Московского епархиального миссионера Ивана Айвазова ; о чем и послать Вашему Преосвященству указ, присовокупив в оном, что о лице, которому имеет быть поручена цензура сего журнала, надлежит донести Святейшему Синоду. Декабря 7 дня 1911 г. Обер-Секретарь г. Левицкий. От редакции 23 Волею Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Московский в Кремле Чудов монастырь приступил к изданию нового ежемесячного церковно-общественного журнала «Голос Церкви». Таким образом, православная духовная журналистика обогатилась еще одним собратом и соработником на ниве Христовой. Потребность в таких соработниках велика и ныне более, чем когда-либо. И редакция «Голоса Церкви», движимая желанием и множества своих, уже сплотившихся вокруг журнала, сотрудников и читателей, – да надеемся, что в этом случае к редакции примкнет и вся благомыслящая Православная Россия, – считает священным долгом принести Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Московскому, чувства горячей сыновней признательности за то, что он благовременно выслал нового делателя на ниву Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Важными событиями епархиальной жизни стали празднования в честь 250-летия К. и Г. е. (1994), 250-летия Костромской ДС (1997), 400-летия преставления прп. Ферапонта Монзенского (1997), 555-летия преставления прп. Макария Унженского и Желтоводского (1999), 625-летия преставления прп. Авраамия Галичского (Чухломского, Городецкого) и 555-летия преставления прп. Варнавы Ветлужского (оба - в 2000). В марте 1990 г. вышел 1-й номер епархиальной ежемесячной газ. «Благовест». В 1994 г. начала работать епархиальная телестудия «Преображение». С 1 дек. 2005 г. на Костромском телевидении еженедельно выходит передача «Епархиальный вестник». С янв. 2008 г. возобновлен выпуск ежемесячных «Костромских ЕВ». В 2005 г. было возрождено Костромское церковно-историческое об-во (председатель - прот. Д. И. Сазонов). Общество выпускает альманах «Светочъ» (первый номер вышел в 2007). В К. и Г. е. трижды приезжал патриарх Московский и всея Руси Алексий II . 7 мая 1993 г. он посетил ряд храмов в Костроме, встретился с областным руководством и депутатами областного Совета. 8 мая побывал в местах, связанных с именем Ивана Сусанина. Патриарх принимал участие в праздновании 250-летия образования епархии 22-25 июля 1994 г. В 3-й раз Алексий II побывал в Костроме в связи с празднованием 850-летия города 28-31 авг. 2002 г. 5 марта 2010 г. архиеп. Александр (Могилёв) был назначен архиепископом Астанайским и Алматинским, а новым Костромским архиереем стал архиеп. Алексий (Фролов) , бывш. архиеп. Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. 13 мая 2013 г. указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на время болезни архиеп. Алексия временно управляющим Костромской епархией был назначен еп. Макарьевский Ферапонт (Кашин). 3 дек. 2013 г. после тяжелой болезни архиеп. Алексий скончался; согласно решению Синода от 25-26 декабря, еп. Ферапонт утвержден правящим архиереем К. и Г. е. Крестные ходы С древности в Костроме существовала традиция проведения 16 авг. крестного хода с Феодоровской иконой Божией Матери из городского собора на место явления иконы - в Спасо-Запрудненский мон-рь (в 1764 преобразован в приходскую церковь).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В связи с преобразованием в 1948 году Православного богословского института в Москве в Мос­ковскую духовную академию преподаватели и студенты духовных школ получили возможность для участия в издании церковного журнала, на страницах которого стали периодически появляться их публикации В 1954 году была проведена реорганизация редакционной комиссии журнала, обновлен состав ее членов. Ответственным секретарем журнала, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, был назначен А. В. Ведерников. В эти годы значительно расширился круг церковно-исторических, богословских и канонических вопросов, освещаемых в журнале. Появились проблемные статьи, посвященные пастырскому богословию, соблюдению канонического порядка в Церкви, вопросам межправославного и общехристианского единства... С октября 1960 года председателем редакционной коллегии журнала был епископ Подольский Никодим (Ротов, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский), осуществлявший эти труды по май 1963 года Получили свое дальнейшее развитие и публикации о событиях и юбилеях общегражданского значения. Так, в 1980 году Русская Православная Церковь вместе со всей страной отметила славный юбилей — 600-летие Куликовской битвы; на страницах журнала в связи с этим была помещена серия статей. Предстоящему юбилею — 1000-летию Крещения Руси (988–1988) посвящены публикации журнала, сопровождающиеся специальным юбилейным знаком с изображением святого равноапостольного князя Владимира. В последних номерах журнала сообщается о мероприятиях по реставрации Московского Даниловского монастыря, переданного Советским правительством Московскому Патриархату (ЖМП. 1983. 8–11; 1984. 1). За последние два десятилетия существенно изменилось и художественное оформление журнала, публикуемые материалы, как правило, сопровождаются фотоиллюстрациями, количество которых значительно увеличилось. С 1972 года началось систематическое использование цветной фотографии. В настоящее время в каждом номере помещаются цветные иллюстрации на отдельных вкладках.

http://e-vestnik.ru/history/vehi_tserkov...

Если проповедать Слово Божие благовременно и безвременно есть непременная обязанность Пастырей; то внимание их Поучениям есть непременная обязанность пасомых. Поучения необходимы для наставления в вере, которая насаждается от слуха ( Рим.10:14,17 ), для побуждения к добрым делам ( 1Тим.3:1 ; 2Тим.3:16–17 ) и для прославления событий, воспоминаемых Церковью. Поучения необходимы и важны вообще для всех верующих ученых и простых. Ученым необходимы для очищения, возвышения и освящения их ума и сердца. Ибо в Проповеди возвещается Слово Божие; предлагается наставление для совести, которая при многих естественных знаниях может блуждать во мраке; не иметь тонкого чувства, указываемого Откровением, к различению добра и зла. Так Ап. Павел обличает и поучает мудрых века сего: Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать ( 1Кор.8:2 ), твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла ( Евр.5:14 ). На простых же Христиан Проповедь благотворно действует, впечатлевая в их души семена правой веры и Богоугодной жизни. Если они и не все понимают; но они чувствуют, что слышимая ими Проповедь есть учение Божественное и спасительное, умиляются и часто слезами и вздохами свидетельствуют о благотворном действии Слова Божия на сердца их. 97 Как-то: Акакий Архиепископ Константинопольский V века, в письме ad Petium Fullonem de Trisagio. Св. Дамаскин, о Православн. Вере. кн. 3, гл. 10. Зонарь in comment, in canones 88. conciliorum. Codinus, de origine Constantinopol. Вальсамон, в примеч. на 81-е прав. Трул. Собора, и другие. 98 Evagr. lib. 3, cap 44. Дамаскин о Православн.вере кн. 3, гл. 10. Нечестивое прибавление первоначально сделано было в 474 году Петром Гнафеем Евтихианином и Теопасхитом, Епископом Аниохийским. Император Анастасий хотел было ввести это прибавление в Константинопольской Церкви; но народ восстал против сего и защитил древнее Православное пение. Evgar. lib. 3, cap. 16. 30, 44. Baronius sub anno 474.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Всеволод I Ярославич 1078–1093. Святополк II Изяславич 1098–1113. Владимир II Всеволодович Мономах 1113–1125. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125–1132. Ярополк II Владимирович 1132–1139. Всеволод II Олегович 1139–1146. Игорь Ольгович 1146. Изяслав II Мстиславич 1146–1154. Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155–1157. Изяслав III Давидович 1157–1159. В Киеве и Владимире: Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157–1174. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159–1167. Мстислав II Изяславич в Киеве 1167 – 1169. Владимир III Мстиславич в Киеве 1169–1172. Михаил I Георгиевич во Владимире 1174– 1176. Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176–1212. Роман Ростиславич в Киеве 1172–1177. Святослав III Всеволодович в Киеве 1177–1195. Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195–1211. Георгий II Всеволодович во Владимире 1212–1216. Всеволод III Святославич в Киеве 1212–1214. Георгий II Всеволодович (вторично) во Владимире 1219–1238. Мстислав III Романович в Киеве 1214–1224. Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224–1240. Во Владимире, но жили и в других местах: Ярослав II Всеволодович 1238–1246. Святослав III Всеволодович 1246–1248. Михаил II Ярославич во Владимире 1248. Андрей II Ярославич 1249–1252. Св. Александр I Ярославич Невский 1252–1263. Ярослав III Ярославич 1263–1272. Василий I Ярославич (и в Костроме) 1272–1276. Димитрий I Александрович в Переяславе Залесском 1276–1294. Андрей III Александрович (и в Городце) 1294–1304. Св. Михаил III Ярославич (и в Твери) 1305–1318. Георгий III Даниилович (и в Москве) 1319–1322. Димитрий II Михайлович в Твери 1326. Александр II Михайлович в Твери 1326–1328. В Москве: Иоанн I Данилович Калита 1328–1340. Симеон Иоаннович Гордый 1340–1353. Иоанн II Иоаннович 1353–1359. (Димитрий III Константинович Суздальский 1359–1363, † 1384 в Нижнем-Новгороде). Дмитрий IV Иоаннович Донской 1363–1389. Василий I Димитриевич 1389–1425. Василий II Васильевич Темный 1425–1462. Иоанн III Васильевич 1462–1505. Василий III Иоаннович 1505–1533. Цари Иоанн IV Васильевич Грозный 1533–1584.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Кроме регулярных номеров, вышло 4 специальных: в 1948 г. (в связи с юбилейными торжествами по поводу 500-летия автокефалии  Русской Православной Церкви и Московским совещанием Предстоятелей и Представителей автокефальных Православных Церквей), в 1963 г. (к 50-летию архиерейского служения Патриарха Алексия I ), в 1995 г. (к 5-летию Патриаршего служения Алексия II ) и в 1997 г. (в связи со 125-летием Среднеазиатской епархии и ее посещением Предстоятелем Русской Православной Церкви). Первый состав редколлегии Журнала состоял из четырех человек: ответственным редактором был Святейший Патриарх Сергий, членами редакционной комиссии — митрополиты Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) — будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) , а также архиеп. Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин; скончался через месяц после выхода первого номера Журнала); ответственным секретарем — прот. Александр Смирнов. После кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 года во главе Журнала стал Патриарший Местоблюститель, а затем и Святейший Патриарх Алексий I. В 1946 г. его сменил на этом посту митр. Крутицкий и Коломенский Николай, который руководил Журналом до 1960 г. Ответственными секретарями издания при нем были: прот. Александр Смирнов (до июля 1949 г.), проф. ЛДА Л.Н. Парийский (август 1949 г. — июнь 1950 г.), проф. МДА А.И. Георгиевский (июль 1950 г. — декабрь 1953 г.); А.В. Ведерников (1954-1962 гг.). Активное участие в редактировании Журнала в течение почти 50-ти лет (с 1954 г.) принимал ответственный секретарь ОВЦС А.С. Буевский. С 19 сентября 1960 г. по 14 мая 1963 г. председателем редколлегии Журнала был епископ Подольский (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Никодим (Ротов) , ответственным редактором — доцент ЛДА А.Ф. Шишкин, членами редколлегии: протоиереи Виталий Боровой и Всеволод Шпиллер, а также Н.П. Иванов, Е.А. Карманов, П.В. Уржумцев и А.С. Буевский (ЖМП, 1960, 10, с. 5; 1979, 4, с. 25).  2 января 1962 г. ответственным редактором Журнала был назначен архим. (впоследствии митр. Волоколамский и Юрьевский) Питирим (Нечаев) , к-рый возглавлял его почти 33 года. Ответственными секретарями редакции в это время были: Е.А. Карманов (1963 г. — август 1981 г.), В.П. Овсянников (сентябрь 1981 г. — 1985 г.); проф. МДА К.М. Комаров (1986 г. — январь 1992 г.). В 1985-1992 гг. зав. редакцией Журнала была А.Г. Чулюкина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5306942...

1. Редакция журнала " Альфа и Омега " – за многолетний духовно-просветительский труд. 2. Александр Щипков – за личный вклад в развитие православных СМИ. 3. Редакция " Журнала Московской Патриархии " – за актуализацию содержания журнала в 2009-2010 годах и за работу по повышению общественной роли журнала через вхождение в светские сети распространения. 4. Редакция портала " Православие и мир " – за проект " Еженедельная газета для православных приходов " , за яркую идею и использование современных технологий в деле информационной помощи приходам. 5. Редакция журнала Отрок.иа – за успешную работу с молодежной аудиторией Украины и России и высокий художественный уровень оформления и содержания издания. 6. Ирина Дмитриева, главный редактор молодежной газеты " Логос " (Якутская епархия) – за многолетний успешный труд по созданию уникального регионального издания с эксклюзивным содержанием, высоким качеством журналистской и редакторской работы, а также за самоотверженный труд в должности главного редактора. 7. Редакция радио " Образ " просветительского центра " Глагол " Нижегородской епархии – за создание нового высокого стандарта работы в радиоэфире. 8. Редакция епархиального веб-сайта " Наша Камчатка " – за активную работу с молодежной аудиторией региона. 9. Александр Ткаченко, обозреватель журнала " Фома " – за цикл популярных апологетических статей и за пропаганду и актуализацию святоотеческого наследия как основу православной апологетики. 10. Дмитрий Петров – за многолетний труд по формированию художественных образов православных журналов и православных интернет-порталов. 11. Протоиерей Владимир Вигилянский – личная номинация председателя Синодального информационного отдела. Дипломы лауреатов получили также: 1. Редакция журнала Саратовской епархии " Православие и современность " – за высокий художественный и содержательный уровень издания. 2. Редакция журнала Санкт-Петербургской митрополии " Вода живая " – за разработку и внедрение нового формата епархиального издания.

http://religare.ru/2_79698_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010