М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новый год (1 Сентября) I В древней Руси было двоякое летосчисление. Первоначально русские люди начинали год с 1 числа марта. В этом, как и во всех других случаях, они покорно следовали указаниям Церкви. Православный церковный год из древности начинался с 1 марта. Основанием этого послужило то обстоятельство, что, приблизительно, в этом месяце празднуется Пасха – Воскресение Господа, давшее новую жизнь, новое лето людям. С праздника же Пасхи начинаются и главные церковные счисления: днем Пасхи определяются дни переходящих праздников, постов и других дней богослужения; с Пасхи ведется порядок седмиц всего года, порядок чтений апостола и евангелий на литургиях, ряд столпов утренних воскресных евангелий и ряд столпов гласов октоиха. Пасха, таким образом, является новым годом христианина. При начинании года от праздника Пасхи первое число марта приняли считать началом нового года для округления чисел, подобно тому, как теперь лета от Рождества Христова, празднуемого 25 декабря, считаются для округления чисел с 1 января. Вместе с этим, основанием для начинания года с марта служило и древнее церковное верование, что именно в этом месяце получил начало видимый мир, человек и вся тварь. Поэтому говорится в месяцесловах, от первого числа этого месяца «начало приемлют вси крузи – солнечный, и вруце-лето, и високос, и равноденствие составляется в нем» 36 . Вместе с Церковью древняя Русь и свой гражданский год начинала с 1 числа марта. Однако до нашего времени не сохранилось никаких данных для суждения о том, в какой форме совершалось празднование этого дня Церковию, и даже было ли оно. Гораздо позднее, приблизительно в XV веке, гражданский год на Руси стали начинать с 1 числа сентября. И в этом случае русские люди следовали примеру своей Церкви. Восточная Церковь еще в VI веке приняла индиктионное летосчисление 37 , начинавшее год с сентября, и с этого месяца идет расположение ее непереходящих праздников. Можно думать, что тогда же в Греции установлено было и особое празднование этого дня, выражавшееся в торжественной литии с крестным ходом, с особыми молитвословиями и песнопениями. Вместе с богослужебными книгами и всей церковной практикой, Русь приняла от греков и обычай начинать год с сентября месяца и все формы церковного празднования первого дня года. Вот почему в древнейших русских богослужебных книгах год начинается с сентября, и даже в первой (из сохранившихся) русской книге–Остромировом евангелии – читаем: «первое сентября новое лето, начало индикту». От XIII века мы имеем уже известие о праздновании этого дня на Руси особым крестным ходом, во время которого евангелие читалось архиереем, как разъяснил сарайскому епископу Феогносту константинопольский собор 1276 года. Однако, как мы заметили, сентябрьский год вошел в гражданское употребление на Руси не раньше XV века, и уже с этого времени началось развитие форм церковного празднования первого дня сентября достигшее в XVII веке своего полного расцвета. II

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Сортировать по Исключить новости СМИ: Школьный курс «Православная культура» могут ввести с 1 по 11 класс 29 ноября, 2016. Новостная служба Среди тем для изучения — «Во что верят православные христиане» и «Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре» 29 ноября. ПРАВМИР. В программу российских школ могут включить предмет «Православная культура», рассчитанный на все время обучения — с 1-го по 11-й класс. Российская академия образования уже запустила процесс заочного голосования по первому проекту курса, пишет газета «Коммерсантъ», со ссылкой на письмо, разосланное 36 членам Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. В документе предлагается оценить доработанную программу школьного курса «Православная культура». Если документ будет одобрен, школы получат федеральные методические рекомендации по изучению курса. Летом этого года, напомним, президент Российской академии образования Людмила Вербицкая разослала членам методического объединения проект программы «Православная культура», рассчитанной на изучение с 1-го по 11-й класс. Однако тогда специалисты ряда педагогических вузов выступили против проекта, методисты его также отклонили. Спустя два месяца появилась новая версия документа. Сейчас учебный план школы на 70% состоит из обязательных предметов (в начальных классах — 80%). С учетом мнения родителей администрация школы сама решает, как использовать оставшееся время. Часы можно потратить на дополнительные занятия по основным предметам, а можно ввести новые уроки. «Православная культура» претендует именно на это время. Сам курс разбит на три блока. Первый, с 1 по 4 классы, займет минимум 102 учебных часа. В первом классе разрешено изучать «Православную культуру» во внеурочное время. Среди тем для изучения — «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции», «Христианская семья» и др. В 5-9-х классах «Православная культура» претендует как минимум на 175 часов (один урок в неделю, в рамках обязательного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»). В списке тем есть культурологические («Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре», «Православная храмовая архитектура» и т. д.) и более углубленные («Православное христианское понимание смысла жизни человека», «Нравственная культура православной семьи», «Особенности нравственной культуры воина-христианина», «Латинский прозелитизм на Руси», «Искаженные толкования библейских текстов в литературе деструктивных сект»). По мнению разработчиков курса, выпускник девятого класса обязан «знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения», «ориентироваться в православном календаре (месяцеслове)», «перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники» а также «перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов».

http://pravmir.ru/smi-shkolnyiy-kurs-pra...

Г.С. Битбунов Часть 2. Двунадесятые праздники в Русской Православной Церкви Несмотря на то, что уже с IX столетия разные хронологические и территориальные месяцесловы обосновывают субординацию праздников, четкое выделение двенадцати из всех годовых празднований, уступающих по значимости только Пасхе («празднику праздников») и имеющих глубокое символическое значение, характерно исключительно для православной традиции. Свое законченное выражение данное классификационное решение приобрело достаточно поздно – к XVI-XVII вв. С тех пор в состав двунадесятых праздников входят: Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября); Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря); Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля); Рождество Христово (25 декабря/7 января); Сретение Господне (2/15 февраля); Богоявление (Крещение) Господне (6/19 января); Преображение Господне (6/19 августа); Вход Господень в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой); Вознесение Господне (четверг шестой седмицы по Пасхе); Пятидесятница (восьмое воскресенье по Пасхе, считая ее саму); Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября); Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа). Существует по крайней мере двухчастная классификация двунадесятых праздников. По содержанию они делятся на Господские , которые посвящены событиям земной жизни Господа Иисуса Христа: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, Воздвижение Креста Господня, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница 20 , и на Богородичные , которые прославляют события жизни Пресвятой Девы Марии: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы. В связи с приведенным классификационным делением возникают отдельные споры – в частности, по поводу Сретения Господня (подробнее см. далее). В настоящее время не вызывает споров подразделение двунадесятых праздников в зависимости от фиксации даты. Так, к непереходящим, которые празднуются в одно и то же время по юлианскому календарю, относятся Рождество Пресвятой Богородицы, Введение, Благовещение, Сретение Господне, Успение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воздвижение Креста Господня. Службы этим двунадесятым праздникам помещены в Минее. Переходящих же празднований, которые жестко привязаны к пасхальному циклу, три: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница. Последования указанных празднований содержатся в Постной Триоди и Цветной Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ) Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ) [дванадесятые] [греч. ωδεκορτον], 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после праздника Пасхи (к-рый не относится к Д. п.). По содержанию Д. п. разделяются на Господские праздники , посвященные событиям земной жизни Господа Иисуса Христа (сюда же включен и праздник Крестовоздвижения), и на Богородичные праздники , посвященные событиям земной жизни Пресв. Девы Марии; по положению в системе праздников года церковного - на непереходящие, т. е. имеющие фиксированную дату по юлианскому календарю (см. ст. Годовой неподвижный богослужебный круг ), и на переходящие, т. е. привязанные к пасхальному циклу (см. ст. Годовой подвижный богослужебный круг ). Выделение 12 из всех годовых праздников, уступающих по значимости только Пасхе («празднику праздников»), имеет символическое значение и характерно только для правосл. традиции - хотя, естественно, и в др. христ. традициях среди праздников те или иные из них признаются наиболее важными (см. ст. Великий праздник ; согласно классификации принятого ныне в РПЦ Типикона (см. Знаки праздников месяцеслова ), в число великих входят все неподвижные Д. п. (9), а также еще 5 праздников). Сформировавшаяся к XVI-XVII вв. система Д. п. включала праздники Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.), Введения во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.), Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта), Рождества Христова (25 дек.), Сретения Господня (2 февр.), Крещения Господня (6 янв.), Преображения Господня (6 авг.), Входа Господня в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой), Вознесения Господня (четверг 6-й седмицы по Пасхе), Пятидесятницы (8-е воскресенье по Пасхе, считая саму Пасху), Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.), Успения Пресв. Богородицы (15 авг.). Формирование системы Д. п.

http://pravenc.ru/text/двунадесятого ...

Для второго блока авторы «Православной культуры» воспользовались возникшей коллизией с логикой ведения предмета. С 1 сентября 2015 года Минобрнауки ввело в обязательную часть программы предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), называя ее «логическим продолжением» курса «Основы религиозных культур и светской этики». Сначала обсуждалась возможность разделения курса ОРКСЭ на два года — и тогда он плавно перетек бы в среднюю школу — в ОДНКНР. Но этого так и не произошло, а конкретных предметов для нее так и не появилось. Теперь авторы предлагают заполнить эту описанную в законе предметную область курсом «Православная культура». Если это произойдет, то у родителей просто не будет альтернативы при выборе, пока не разработают другие курсы. В 5-9-х классах «Православная культура» претендует минимум на 175 часов (один урок в неделю), но «оптимальным» сроком называют 350 часов. Список тем для изучения занимает несколько страниц. Среди них действительно есть культурологические («Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре», «Православная храмовая архитектура» и т. д.), но большинство касается религиозного мировоззрения: «Православное христианское понимание смысла жизни человека», «Нравственная культура православной семьи», «Особенности нравственной культуры воина-христианина». Среди прочего школьнику предлагается изучить темы «Латинский прозелитизм на Руси» и «Искаженные толкования библейских текстов в литературе деструктивных сект». По мнению разработчиков курса, выпускник девятого класса обязан «знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения», «ориентироваться в православном календаре (месяцеслове)», «перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники» а также «перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов». Результатами курса авторы считают «формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции» и «готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Для св. Андрея Критского , составившего на праздник два слова и канон (около 712 года), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он доказывает, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды» (подробнее см. ниже). Помечен праздник в Иерусалимском Канонаре VII века, по грузинской версии – с явными отличиями от других дней. Праздник поименован в праздничном Евангелии, которое подарено Синайскому монастырю императором Феодосием III (715–717). Из западных месяцесловов празднование впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе в VII столетии. На Западе, должно быть, примерно в это же время выдвинута версия, связанная с датировкой рассматриваемого праздника – 8 сентября. Один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь накануне слышал с неба праздничное пение ангелов. На вопрос о причине ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздновалось Рождение Святой Девы 27 . Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII столетия, праздник не был там распространен и долгое время вплоть до XII-XIII вв. не имел торжественной службы. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей Западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378) установил для праздника бдение с постом и особую службу Литургии. Праздник в православном богослужении Источником, от которого можно вести историю литургического формуляра праздника Пресвятой Богородицы, следует признать Иерусалимский Канонарь VII столетия. Он устанавливает тропарь, глас 1 «Рождество Твое, Богородице Дево»; прокимен (глас 1) «Освятил есть селение Свое»; стих «Бог нам прибежище и сила»; чтения: Прем.8:2–4 ; Ис.11:1 ; Евр.8:7–9, 10 ; аллилуиа (глас 8) «Слыши, Дщи»; Лк.11: 27–32 . Евангелие начинается со слов: Бысть же егда глаголаше сия ( Лк. 12:27 ), то есть с конца отрывка, который положен в настоящее время. В Канонаре даны уставные рекомендации только для Литургии. По-видимому, вечерня и утреня в этот праздник не имела серьезных отличий от будничных, что в свою очередь приводит к следующему выводу: статус великого праздника Рождеству Богородицы усвоен еще не окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой» 26 . Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно в свой срок, 8 сентября, у них родилась дочь. Они назвали ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда». Начиная анализ установления рассматриваемого празднования, необходимо напомнить о том, что, как было показано в первой главе, Богородичные праздники появляются позднее Господских. Первое упоминание о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы относится на Востоке к V веку – в словах Прокла, Патриарха Константинопольского (439–446), а на Западе – в сакраментарии папы Геласия (492–496). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки указанного Требника появляются поздно – не ранее VIII века. В сирийском месяцеслове 412 года не зафиксирован не только праздник Рождества Богородицы, но и ни один из Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит следующая память: «Пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников». Праздник возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме. Знаменательно, что празднество совершается и иаковитами, и несторианами, которые называют его Рождеством Владычицы Марии. Происходит это, как правило, 8 сентября, хотя в некоторых древних коптских месяцесловах оно датируется 26 апреля. Подобный эортологический параллелизм служит признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от нее многих еретических течений, то есть в V столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рождество Христово Празднуется 25 декабря/7 января      По Божественному смотрению, Сын Божий по наитию Святого Духа родился от Пресвятой Богородицы ради спасения людей. Боговоплощение — величайшее событие не только Священной, но и всей мировой истории. О нем за много веков предвозвестили пророки (см.: Ис 7, 14; Иер 31, 22). По духовной значимости Рождество Христово является вторым после святой Пасхи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Наступил всех праздников праздник и наполнил радостью Вселенную. Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших; праздник, которым небо отверсто, Дух ниспослан, средостение уничтожено, преграды пали, расстоящее соединилось, мрак рассеялся, свет воссиял, небо приняло природу, происшедшую из земли, земля — Почивающего на Херувимах» . Последующие за праздником двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Поэтому они называются святыми (Святками). По традиции верующие проводят их радостно, весело и благочестиво. Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия, мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе! Рождение Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда служившие звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты, Господи, слава Тебе! Крещение Господне Празднуется 6/19 января      В начале Своего общественного служения Иисус Христос принял крещение от Пророка и Предтечи Иоанна в водах Иордана. Господь не нуждался в очищении и освящении. Он крестился, чтобы дать образ Таинства, через которое каждый человек вступает в Христову Церковь. Спаситель явил Себя миру как обетованный Мессия. В Постановлениях апостольских (IV века) предписано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Праздник Крещения называется также Богоявлением, поскольку при крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя). Этот праздник в богослужебных книгах называется также Просвещение, или праздник Светов. Этим выражается та богословская истина, что Бог есть Свет и явился просветить сидящих в стране и тени смертной (Мф 4, 16).

http://pravoslavie.ru/105157.html

Не у всех перечисленных выше праздников проставлена дата. Это не случайно. Православный календарь представляет собою соединение Месяцеслова (или Святцев) и Пасхалии. Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также непереходящие (или неподвижные) праздники, которые имеют постоянную календарную дату. Пасхалия определяет подвижную дату праздника Пасхи и всех зависящих от нее переходящих праздников (Вербное воскресение, Вознесение, Троица), которые не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются в зависимости от дня празднования Пасхи. Так происходит потому, что Месяцеслов связан с солнечным календарем, а Пасхалия – с лунным. Правилами Православной Пасхалии определено праздновать Пасху Христову в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, последовавшего за днем весеннего равноденствия 21 марта (по юлианскому календарю). Поэтому православная Пасха отмечается в разные годы в период от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (то есть от 4 апреля до 8 мая нового стиля), приходится почти на середину церковного года и в календарном, и в духовном смысле является его центром. Прежде чем перейти к рассказу о великих праздниках, скажем еще несколько слов о сути церковного праздника. Радость праздника Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru      Православный христианин, живущий духовной жизнью, то есть старающийся жить по-евангельски и потому строго судящий себя за нарушение заповедей Божиих, приходит к празднику с сознанием своей греховной немощи, видением своих неизжитых греховных страстей и привычек, своей непобеды над грехом, исповедует это в таинстве покаяния и просит за это у Бога прощения. Но одновременно он приходит в храм с надеждой и искренне просит и ожидает от Господа милости и помощи, которые Христос подает нам, соединяя с Собой в таинстве Евхаристии, и без участия в этом таинстве человек, по слову Спасителя, не может наследовать жизни вечной (ср.: Ин. 6: 26–59). У каждого праздника своя благодать, свое откровение таин Божиих, хотя и подается она от одного Святого Духа. И потому, ожидая праздник, христианин должен подготовить себя к принятию благодати – жизнью по заповедям, добрыми делами, молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, а когда надо, и длительным постом, ибо благодать действует в человеке сообразно его устроению и готовности вместить ее.

http://pravoslavie.ru/put/64058.htm

  001     002