II. О МЗДОВОЗДАЯНИИ ПОСЛЕ ЧАСТНОГО СУДА § 251. Учение православной Церкви и состав этого учения О мздовоздаянии людям, которое бывает следствием частного суда над ними, православная Церковь учит: «хотя прежде последнего суда ни праведные, ни грешные не получают совершенного воздаяния за дела свои; но при всем том не все души находятся в одинаковом состоянии, и не в одно и тоже место посылаются» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Посл. восточ. патриарх. о прав. вере чл. 18). Таким образом, православная Церковь различает двоякое мздовоздаяние после частного суда: одно для праведников, другое для грешников, хотя то и другое называет еще несовершенным, неокончательным. § 252. Мздовоздаяние праведникам: а) прославление их на небеси – в Церкви торжествующей Мздовоздаяние праведникам, по воле небесного Судии, имеет также свои два вида: это – а) прославление их, хотя еще несовершенное, на небеси – в Церкви торжествующей, и – б) прославление их на земле – в Церкви воинствующей. I. Действительность прославления праведников на небеси (еще неполного), вдруг по окончании частного суда над ними, и прежде последнего всеобщего суда (Прав. Исп. ч. 1, отв. на вопр. 67), несомненна: 1) Из св. Писания, которое представляет нам: а) Ясное обетование Господа касательно этой истины. Христос-Спаситель, до пришествия которого сами праведники ветхозаветные находились душами своими во аде, и который имел крестом своим отверсть для людей вход в царство небесное, говорит в утешение Апостолам пред отшествием своим ко Отцу: в дому Отца моего обители многи суть; аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе: да, идеже есмь аз, и вы будете ( Иоан. 14, 2. 3 ). Вместе с тем Он молился ко Отцу: Отче! ихже дал еси мне, хощу, да, идеже есмь аз, и тии будут со мною: да видят славу мою, юже дал еси мне (17, 24). И, вися на древе крестном, сказал разбойнику покаявшемуся: аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи ( Лук. 23, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ЧЛЕН I. О БОГЕ, КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОРОЗНЬ I. О ЧАСТНОМ СУДЕ § 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека Частный суд, как учит православная Церковь , бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). Учение о самой смерти, по частям нами уже изложенное прежде (§§ 90. 93), здесь довольно представить в следующих главных чертах: 1. Смерть человека есть разлучение души его от тела, и называется в св. Писании разными именами, как то: исходом ( Лук. 9. 31 ; 2Петр. 1, 15 ; Евр. 13, 17 ), концем ( Матф. 10, 22; 24, 13 ; 1Кор. 1, 11 ; Евр. 13, 6 ), изведением души из ее темницы ( Пс. 141, 8 ), разрешением от уз тела ( Фил. 1, 23 ), отшествием ( 2Тим. 4, 6 ), успением ( Деян. 13, 26 ) и под. При этом разлучении двух составных частей человека тело его, как персть, возвращается в землю, якоже бе, а дух возвращается к Богу, иже даде ею ( Еккл. 12, 7 ), и остается всегда живым и бессмертным (§ 81). 2. Причина смерти человека заключается в его грехопадении ( Быт. 2, 17; 3, 19 ). Ибо Бог созда человека в неистление ( Прем. 3, 23 ), и, для постоянного освежения его телесных сил, для поддержания его жизни навсегда, даровал ему в начале древо жизни ( Быт. 2, 9 ). Но так как чрез непослушание воле Божией он соделался недостойным пользоваться плодами благодатного древа ( Быт. 3, 22 ); так как грех, действие противозаконное и противоестественное, внес в тело человеческое разрушительное начало болезней и изнеможения: то неизбежным следствием и оброком греха и была смерть человека ( Быт. 3, 22 ) (§§ 92. 93). 3. Будучи следствием и оброком греха наших прародителей, распространившегося от них на все их потомство, смерть необходимо соделалась общим уделом всего рода человеческого: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша ( Рим. 5, 12 ; 1Кор. 15, 22 ; Пс. 88, 49 ). Примеры Еноха и Илии, равно как тех, о которых сказал Апостол: вси не успнем (т. е. не умрем), вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе ( 1Кор. 15, 51. 52 ; снес. 1Сол. 4, 16 ; 1Тим. 4, 5 ), составляют только исключение из правила, а не опровергают всеобщности закона смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

254 “Един Бог Отец Слова живого, премудрости и силы самосущей” (Символ святого Григория Чудотворца )... “Имеем Бога единого, Бога сущего и всегда сущего – Θεν ντα κα ε ντα...”. (Прав. испов. Каф. и Αп. Церк. вост. отв. на вопр. 8). “Существенные свойства Божии суть:... быть.... безначальным – τ ναι.... ναρχον...”. (там же отв. на вопр. 13). “Верую во единого Бога Отца вседер­жителя.... безначального убо и нерожденного и безвинного” (Чин избр. и рукополож. Архиерейск. л. 9 на обор.). “Едино триипостасное существо почитающе, вернии, прославим Отца и Сына и Духа правого...., единого несозданного Бога, со безплотными взывающе: свят, свят, свят еси, царю” (Триод. цветн. л. 140 на обор. М. 1837). 256 Hieronym. Epist. 136; Augustin. de civit. Dei lib. 1,cap. 32; de genes, ad litter. lib. V, c. 16; Hilar. in verba Exodi c. 3: Ego sum qui sum. 257 Clem. Alex. Paedag. lib. 1, c. 8; Dionys. Areopag. de divin. nomin. c. 5; Euseb· Praepar. Evangel, lib. XI, c. 9; Augustin. Enarrat. in Ps. 134 : “ita enim ille (Deus) est, ut in ejus comparatione ea, quae facta sunt, non sint”. 269 “Бог есть Дух... вседовольный” (Простр. Катих. правосл. каф. восточ. Церкви, о члене перв.). “Вседержительство ( παντοκρατορα) и всемогущество Бога определяется собственным Его хотением и произволением” (Прав. Испов. ч. 1 отв. на вопр. 14). “О называется Вседержителем потому, что все состоит в Его власти” (там же). 271 Святой Кирилл Иерусалимский . Оглас. поуч. IV, n. 5, стр. 61. Эту мысль Платоников, будто и сам Бог подлежит судьбе (fatum) и от нее зависит, подробно опровергает Немезий, епископ немессийский – lib. de natura hominis cap. 38. 274 “Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... вездесущ – πανταχο παρν” (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 17). “Существенные свойства Божии суть: быть... вездесущим, всеисполняющим, неизмеримым” – τ ναι πσι παρντα κα τ πντα πληρντα, περγραπτον” (там же, отв. на вопр. 13, срав. вопр. 15). “Царю небесный., утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй..”. (Молитва ко Святому Духу).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сам себе скопивший да не будет принят в клир. Самоубийца бо есть и враг Божия создания. Аще кто от клира скопит себе самого, да будет извержен. Ибо убийца есть самого себе. Мирянин, себе самого скопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Прав. свят. Ап. 22 – 24. Срав. также 1 Всел. соб. прав. 1 и Прав. св. Anocm 21 90 . γ) Богатство; бедствия и несчастия. Богатство и христианское употребление его; предосудительность любостяжания, расточительности и скупости. – См. выше (об обетах) Гангр. соб. пр. 21. Если они (богатство и вещи мирские) приходят к кому обильно по благодати Божией, тот должен ими пользоваться не так, как полный господин их, но как управитель и не должен желать их с чрезмерною жадностью сердца, по словам свящ. Псалмопевца: богатство аще течет, не прилагайте сердца ( Пс.61:11 ). Испов., II, отв. на вопр. 31. Любостяжание есть неумеренное желание богатства и имущества. О сем грехе Писание говорит: ненавидящий корысть продолжит дни ( Притч.18:16 ). И Апостол: сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия ( 2Пет.2:14 ). Противоположная сему пороку добродетель есть щедрость, как сказано: он 91 расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовеки ( Пс.111:9 ). От любостяжания рождаются следующие грехи: грабительство, убийство, коварство, обман, мятеж, насилие и жестокость, немилосердие, бесчеловечие, огрубение сердца, зависть, вероломство, притеснение бедных и других людей, мелкая расчетливость, кража и другие подобные. Посему кто хочет избежать сего греха, должен памятовать произвольную нищету Христа Господа нашего, как Он сам говорит о Себе: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову. Притом должен помышлять, что он приставник богатства, а не господин и что в день суда должен отдать отчет Богу в своем управлении. Испов., III, отв. на вопр. 26 и 27. Почему любостяжание относится к идолопоклонству? Ап. Павел именно говорит: любостяжание есть идолослужение ( Кол.3:5 ). потому что любостяжательный человек более работает богатству, чем Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

§ 61. Учение Церкви и части этого учения Православная Церковь учит, что Бог, как только сотворил первого человека Адама, «ввел его в рай, дал ему в пищу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни, заповедал ему, чтобы он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и притом сказал ему, что как скоро вкусит оных, то смертию умрет» (Простр. Христ. Кат. о чл. I и III). «Но поскольку человек не сохранил заповеди Божией в раю, но взял от запрещеннаго плода и вкусил: то за сие лишился достоинства своего и того состояния, какое имел во время своей невинности... И поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме: то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 22 и 24). Впрочем, и по падении человека, «Господь не только о нас, но и о волосах на голове нашей печется, как учит Писание: и власи главы вашея вси изочтени суть» ( Лук. 12:7 ) (Прав. Испов. ч. II, отв. на вопр. 17). В этом учении выражается, что Бог: а) промышлял о человеке еще до его падения; б) только попустил самовольное падение человека со всеми его последствиями; в) продолжает промышлять о человеке и после его падения. § 62. Промышление Божие о первозданном человеке и данная ему заповедь Промышление это состояло в том, что – 1. Бог Сам насадил в жилище человеку рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда ( Быт. 2:8 ). «Это был, по словам св. Иоанна Дамаскина , как бы царский дом, где обитая, человек проводил бы жизнь, счастливую и блаженную. Это было вместилище всех радостей и удовольствий: ибо Едем означает наслаждение...» «Рай, – говорит тот же св. отец, – некоторые представляли чувственным, а другие духовным; но мне кажется, что как человек создан был чувственным и вместе духовным, так и священнейший храм его был и чувственным и вместе духовным, и таким образом имел двоякий вид. Телом водворялся человек в блаженной и прекрасной стране, а душою жил несравненно в высшем и прекраснейшем месте, где имел своим домом и светлою ризою Бога; облечен был Его благодатию, наслаждался одним сладчайшим созерцанием Бога, как будто другой ангел... Итак, я думаю, что божественный рай был двоякий, и потому учение преданное Богоносными отцами, из коих одни представляли рай чувственным, а другие духовным, справедливо».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2. Учение о мытарствах согласно со Св. Писанием. В этом учении представляется: а) что к людям умирающим, при разлучении их души от тела, являются ангелы Божии и духи-истязатели. И Сам Спаситель заметил: бысть умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле ( Лк. 16:22 ); а другому человеку сказал Бог: безумне, во сию нощь душу твою истяжут от Тебе ( 12:20 ); б) что, по разлучении от тела, душа человека, совершая свой путь в мир высший через воздушные пространства, непрестанно встречает здесь падших духов и слово Божие свидетельствует, что воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной ( Еф. 6:12 ), – разумеется наполнен не телесно, а духовно, что князь их есть князь власти воздушныя ( Еф. 2:2 ); в) что Бог не непосредственно творит суд частный над душой человека, по разлучении ее с телом, а допускает истязать ее духам злобы, как бы орудиям своего грозного правосудия, и вместе с тем употребляет в орудия своей благости ангелов добрых. Но известно из Писания, что, и при кончине мира, Господь не Сам непосредственно будет совершать всё, относящееся к суду, а послет Ангелы Своя, которые соберут от царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие, отлучат злыя от среды праведных, и ввергут их в пещь огненную ( Мф. 13:41, 49 ), и что Бог попускает падшим духам вообще действовать против человека ( Иов. 1:12 ; 1Пет. 5:9 ), и иногда употребляет их еще на земле в орудия Своего праведного гнева против грешников, как ангелы люты ( Пс. 77:49 ; 1Кор. 5:5 ). II. О мздовоздаянии после частного суда § 177. Учение православной Церкви и состав этого учения О мздовоздаянии людям, которое бывает следствием частного суда над ними, православная Церковь учит: «хотя прежде последняго суда ни праведные, ни грешные не получают совершеннаго воздаяния за дела свои; но при всем том не все души находятся в одинаковом состоянии, и не в одно и то же место посылаются» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, оне тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершеннаго блаженства, ни совершеннаго мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общему воскресению, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 18). Таким образом православная Церковь различает двоякое мздовоздаяние после частного суда: одно для праведников, другое для грешников, хотя то и другое называет еще несовершенным, неокончательным. § 178. Мздовоздаяние праведникам: а) прославление их на небесах – в Церкви торжествующей

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2. Как в деле нашего искупления участвовали все лица Пресв. Троицы, хотя, собственно, и непосредственно Искупителем нашим был Сын Божий, принявший на Себя естество наше и вкусивший за нас смерть (§ 74); как в деле нашего освящения участвуют также все Лица Пресв. Троицы, хотя, собственно, и непосредственно совершает наше освящение Своею благодатью Бог Дух Святой (§ 106); так точно и в деле суда над нами, в деле мздовоздаяния нам участвует вся Пресв. Троица. Эта мысль – а) вытекает, как следствие, из догмата о том, что Лица Пресв. Троицы единосущны, имеют единое Божество, единое хотение, и, различаясь только личными свойствами, нераздельны во всём, почему и невозможно, чтобы одно из них действовало только от себя, без всякого участия двух других; б) подтверждается Св. Писанием, которое говорит, например о Боге вообще: без веры не возможно угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его Мздовоздатель бывает ( Евр. 11:6 ; снес. 12:23 ). Но собственно и непосредственно, нареченный от Бога, судия живым и мертвым есть Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Деян. 10:42 ): Ему область даде Отец суд творити ( Ин. 5:27 ); Он же, Сын Человеческий, приити имать во славе Отца Своего со Ангелы Своими; и тогда воздаст комуждо по деянием его ( Мф. 16:27 ; снес. 19:28 ). 3. Излагая учение о Боге, как Судье и Мздовоздаятеле, православная Церковь различает двоякий суд Божий, двоякое мздовоздаяние: во-первых, суд частный, который совершает Господь над каждым человеком порознь вдруг по смерти его, и следующее за тем мздовоздаяние еще не полное, не окончательное, и во-вторых – суд всеобщий, который совершит Господь торжественно над всем родом человеческим при кончине мира и который заключит мздовоздаянием уже полным, решительным, вечным (Прав. Испов. веры ч. 1, отв. на вопр. 58–61). Таким образом это учение разделяется на две половины, из которых каждая подразделяется на две части. Член 1. О Боге, как Судье и Мздовоздаятеле для каждого человека порознь I. О частном суде

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

§ 175. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека Частный суд, как учит православная Церковь , бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). Учение о самой смерти, по частям нами уже изложенное прежде (§§ 62, 64, 67), здесь довольно представить в следующих главных чертах: 1. Смерть человека есть разлучение души его от тела, и называется в Св. Писании разными именами, как-то: исходом ( Лк. 9:31 ), концем ( Мф. 10:22 ), изведением души из ее темницы ( Пс. 141:8 ), разрешением от уз тела ( Фил. 1:23 ), отшествием ( 2Тим. 4:6 ), успением ( Деян. 13:36 ) и под. При этом разлучении двух составных частей человека тело его, как персть возвращается в землю, якоже бе, а Дух возвращается к Богу, Иже даде его ( Екк. 12:7 ) и остается всегда живым и бессмертным (§ 58). 2. Причина смерти человека заключается в его грехопадении ( Быт. 2:17; 3:19 ). Ибо Бог созда человека в неистление ( Прем. 2:23 ), и, для постоянного освежения его телесных сил, для поддержания его жизни навсегда, даровал ему в начале древо жизни ( Быт. 2:9 ). 3. Будучи следствием и оброком греха наших прародителей, распространившегося от них на всё их потомство, смерть необходимо сделалась общим уделом всего рода человеческого: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша ( Рим. 5:12 ). 4. Смерть есть предел, которым оканчивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что, по смерти, невозможно нам ни покаяние, ни исправление жизни. Эту истину выразил Христос Спаситель Своей притчей о богатом и Лазаре, из которой видно, что тот и другой, немедленно по смерти получили воздаяние, и богатый, как ни мучился во аде, не мог, через покаяние, освободиться от своих страданий ( Лк. 16:26 ). Выразил потом св. Апостол Павел, когда писал о самом себе: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды ( 2Тим. 4:8 ) и когда наставлял христиан: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор. 6:2 ); темже убо Дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем ( Гал. 6:10 ). § 176. Действительность частного суда

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

9 Посл. вост. патр. чл. 3: χριτος... παρ τς θεας γαθτητος πσι χορηγουμνης. Иногда слово «благодать» употребляется прямо в значении благости Божией: так, в Прав. Испов. ч.3, вопр. 31; ibid. ч. 2, вопр. 2 (в словах: ες τοτο γροικται θεα χρις.) 11 Ср. «Посл. вост. патр.» чл.14. В «Прав. испов.» ч.2 вопр. 5 благодать называется «святою» (γα). 15 Об этом виде благодати говорится в Прав. Испов. ч. 2, вопр. 10; ср. ibid. ч. 1, вопр. 35 и Посл. вост. патр. чл.16 16 Прав. Испов. ч.1, вопр.104. Ср. с сим учение о семи дарах Святого Духа: ibid. ч. 2, вопр. 73 –80. 17 Ibid ч. 1, вопр. 35: χρις τοτη τς υοθεσας δι μσου το Χριστο χαρζεται  υοθεσας; Ibid. ч. 2, вопр. 10 22 Точное излож. прав. веры кп. 2, гл. 12. См. «Прав.-догмат. Богосл.» преосвященного Макария. Изд. 1856, т.1 § 76. стр. 327. 25 Правосл. Исповед., ч. 1, вопр. 23: ξουσα... ν μρτη, ν μν μρτη. Ibid. ч.1, вопр. 27: τ ατεξοσιον το νθρπου εναι μα θλησις... ες τ ν νεργ τ γαθν, τ κακν. 29 Эта потребность является еще более сильной, если обратить внимание на испорченность человеческой свободы вследствие первородного и личных грехов. Но последняя сторона дела сама собой здесь предполагается, и входить в ее рассмотрение нет надобности. 31 Возрожденный «есть весь семя будущего, или земля, исполненная семенем» (Путь ко спасению, еписк. Феофана, 23 стр.). 32 Правосл. Испов., ч. 2, вопр.15: Παρακαλομεν τν Θεν, στε ατς μ τν χριν... βασιλε ες λους μς, κα μλιστα ες τν καρδαν μας.  Ср. выражение: Θες λλου ποθν δν μνει, μνον ες τν καθαρν κα σφρονα καρδαν. (ibid. ч.3 вопр.20) 33 «Сердце», как внутреннейшее «я», выражаясь образно, лежит в основании всех добродетелей. Так, вера состоит в веровании «сердцем» и исповедании устами одного Триипостасного Бога (Прав. Испов. ч.1, вопр.4); надежда есть истинное дерзновение к Богу, дарованное «сердцу» человека через вдохновение и просвещение от Бога (ibid. ч.2, вопр.1); одно из важнейших проявлений любви к Богу – прославление Бога есть так же «сердечное» (απο καροιαν – ibid. ч.3, вопр.50) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Ответы преподобных В. В. и Иоанна в соответствии с адресатами делятся на 3 категории. Они адресованы: отшельникам (Ep. 1-223); братьям, живущим в общежитии (Ep. 224-616); епископам и мирянам (Ep. 617-850). К группе отшельников (или стремящихся к отшельничеству) относятся: инок Иоанн (Отв. 1-54), егип. мон. Авраамий (Отв. 55), Павел Отшельник (Отв. 56-58), авва Евфимий (Отв. 150-162/59-71), Андрей, болящий старец (Отв. 163-214/Ep. 72-123), мон. Феодор (Отв. 59-62, 64-67/Ep. 124-131), брат, гадательно вопрошавший (Отв. 215-219, 68/Ep. 132-137), 2 отца (Отв. 69-74, 75-79, 81-82, 84-86/Ep. 138-160), брат и 2 отца (Отв. 87-93, 95, 94, 99-100, 124-127, 101-110, 131-136, 111-119, 137, 120-123/Ep. 161-210), отец-священник (Отв. 138-140/Ep. 211-213), больной брат (Отв. 141-145/Ep. 214-219), умирающий брат и его братья (Отв. 146-149/Ep. 220-223). Ко 2-й группе относятся: некие братья и 2 монаха (Отв. 220, 222-248/Ep. 224-251), авва Дорофей (Отв. 249-335/Ep. 252-338), различные монахи (Отв. 336-344/Ep. 339-347b), брат В. В. (Отв. 345/Ep. 348), отцы, монахи, братья и миряне (Отв. 346-575/Ep. 349-570), авва Елиан (в переписке с прп. Иоанном: Отв. 576-604/Ep. 571-598, из к-рых Отв. 577, 578/Ep. 572, 573 принадлежат В. В.), старцы мон-ря (Отв. 605/Ep. 599), брат, вопрошавший об учении Оригена (Отв. 606-613/Ep. 600-607), разные монахи (Отв. 614-622/Ep. 608-616). К 3-й группе относятся: миряне (Отв. 623-796/Ep. 617-787), епископы и жители Газы (Отв. 797-844, 846-850/Ep. 788-844), снова миряне (Отв. 845/Ep. 845-848). Источники Из ВЗ преподобные В. В. и Иоанн всего более цитируют Псалтирь, а также учительные Книгу Иова, Притчи Соломона и др.; из пророческих книг чаще всего цитируется прор. Исаия. Из НЗ помимо Четвероевангелия В. В. часто цитирует послания ап. Павла к Римлянам, к Коринфянам и особенно к Евреям. При толковании Свящ. Писания (напр., Ep. 847) преподобный являет себя умелым и опытным экзегетом. В. В. писал авве Иоанну Миросавскому: «Вникни в мои послания, разжуй содержащееся в них и спасешься. Если ты только поймешь это - в них заключается Ветхий и Новый Завет (τν Παλαιν κα τν Καινν). Углубляясь в изучение их, ты не будешь иметь нужды в другой книге» (Отв. 49. С. 36/Ep. 49). Из этих слов можно сделать выводы, что, с одной стороны, подобно свт. Василию Великому , В. В. считал свои ответы комментарием Свящ. Писания, приспособленным к пониманию каждого, а с др., в достаточной степени осознавал свое высокое и исключительное право быть исполнителем и толкователем воли Божией по отношению к тем, кто был вверен его духовному попечению.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010