Разделы портала «Азбука веры» Время – одно из условий существования сотворенного Богом мира; течение, длительность, сопровождающая развитие событий. Время есть неотъемлемое условие существования конечных вещей и творится Богом вместе с миром. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» ( Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33 ). Время как часть творения упразднится в конце мира. митрополит Макарий (Булгаков) Бог сотворил мир не от вечности, а во времени, или вместе со временем. Если мир создан из ничего, значит, он когда-то не существовал; значит, он имел начало, и создан не от вечности, но во времени, или точнее, вместе со временем. Ибо время есть не что иное, как преемственность вещей, как необходимая форма бытия существ и предметов ограниченных, подлежащих переменам. Потому оно не могло иметь места прежде этих существ, а могло явиться только вместе с ними, – так что начало мира есть вместе начало времени, и когда сотворен первый, тогда же сотворено и последнее. Православная Церковь действительно и учит, что Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33), что «предведение и предопределение были в Боге прежде бытия всех вещей» (там же отв. на вопр. 30), и Он «знал все прежде сотворения мира» (там же отв. на вопр. 26). Священное Писание также подтверждает: а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:5 ), и в словах апостола Павла: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа…, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф.1:3-4 . См. также Кол.1:17 ; Сир.23:29 ; Притч.8:23 ). б) что мир имел свое начало. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их ( Мк.10:6 ). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ); в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Пс.101:26 ), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и другой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности ( Ин.1:1 ; Притч.8:23 ).

http://azbyka.ru/vremya

Следует добавить, что – а) учение об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть необходимое следствие учения об Их единстве и совершенной нераздельности по естеству и всем Божеским свойствам, и – б) сам порядок и мера участия каждого из Них в этом деле вполне соответствуют Их личному порядку и отношению между собой. § 58. Способ творения. Касательно способа творения Богом вселенной Православная Церковь выражается иногда, что Он сотворил все мыслью (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 18), иногда – хотением (там же отв. на вопр. 14), иногда – словом или повелением (там же отв. на вопр. 22). И в этом она последует Слову Божию, которое сви­детельствует, что Бог создал мир – 1) Разумом и премудростью: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом ( Притч. 3:19 ; срав. Псал. 135:5 ; Иер. 10:12 ), т.е. создал сообразно с теми высочайше-премудрыми умопредставлениями (идеями) своими, в которых Он от века созерцал все свои будущие создания: ведомы Богу от вечности все дела Его ( Деян. 15:18 ; срав. Дан. 13:42 ; Сирах. 23:29; 39:26 ). от века я помазана, говорит так­же сама Премудрость Божия от начала, прежде бытия земли... Когда Он уготовлял небеса, я была там..., когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,... когда полагал основания земли, тогда я была при Нем ( Притч. 8:23,27,29 ). Действительность этих вечных Божиих умопредставлений, в которых мир существовал еще прежде, нежели получил подлинное (реальное) бытие, единодушно признавали Отцы и учители Церкви, 1081 и называли их первообразами ( πρωττυπα) всех вещей, предначертаниями ( παραδεγματα), предопределениями ( προορισμο) и т.п. 1082 “Бог видел все, прежде чем стало существовать, пишет, например, святой Иоанн Дамаскин , от вечности представляя в уме своем; и каждая вещь получает бытие свое в определен­ное время, вследствие вечной Его, с хотением соединенной, мысли, которая есть предопределение, образ и предначертание”. 1083 И в другом месте: “понятия Божии каждой из тех вещей, которые от Него имеют принять бытие свое, суть их образы, чертежи, или, как называет святый Дионисий, предопределения. Ибо в совете Его предначертаны образы всем вещам, которым предопределено быть и которые непременно будут”. 1084

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

29 Разбор протестантских доказательств этого рода можно читать у арх. Иннокентия. «Обличит. Богословие». Каз. 1864 г. IV т. 190–242 стр. 30 Соколова Б. А. проф.. Иерархия англиканской епископальной церкви. Серг. пос. 1897 г. 254–256 стр. Лепорского проф. XXXIX чл. англик. церкви. Хр. Чт. 1904 г. I т. 614–619 стр. Довольно понятно желание английских ученых богословов убедить, будто англиканская церковь не отвергает седмиричного числа таинств, и в особенности таинства священства. С этим связан вопрос, сделавшийся в последнее время предметом особенного внимания и в нашей богословской литературе, о законности и действительности англиканской иерархии. Если в числе отвергаемых в символических книгах англиканства пяти таинств и священство – не таинство, то нельзя признавать законною я действительною и англиканскую иерархию, недействительны и совершаемый ею таинства. 31 Не только в «XXXIX членах веры», но и в других англиканских вероизложениях утверждается, что таинств только два. «Сколько таинств Христос установил в церкви?» – спрашивает англиканский» катехизис, и затем отвечает: «только два, как всеобще – необходимые для спасения, а именно: крещение и вечерю Господню» – Книга гомилий говорит: «что касается числа таинств, то если понимать их согласно точному смыслу таинства, – а именно, как видимые знаки ясно предписанные в новом завете, с которыми соединено обетование отпущения грехов наших и нашей святости и соединения во Христе, – их только два, а именно: крещение и вечеря Господня». См. у Соколова, Англ. иерархия. 351–352 стр. 33 В «Прав испов.» говорится: «сие таинство (т. е. крещение), принятое однажды, не повторяется, если только крестящий православно верует в единого триипостасного Бога и если он выше сказанные слова: «во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь» произнесет точно и неизменно, по разумению кафолической и православной церкви» (отв. на вопр, 102; см. Посл. патр. 16 чл.). 34 Янус. Папа и собор. 76–77. 311 стр. См. о том же еще у дроф. Беляева Н. Я. Пелагианский принцип в рим. католичестве (Прав. Соб. 1871 г. I ч. 232–235 стр.), и у проф. Соколова И. П. Учете р.-католической церкви о т. священства, СПб. 1907 г. Вып. 1. 349 стр. и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

в) Если в св. Писании упоминается о братиях и сестрах Иисуса Христа (Мат. 12, 46–48, 9; Марк. 6, 3 ; Иоан. 2, 17; 7, 3 и др.): отсюда еще не следует, чтобы это были дети Пресв. Девы Марии. Ибо в св. Писании братьями иногда называются только сродники, в смысле свойства, например, названы братьями Авраам и Лот ( Быт. 13, 8 ), тогда как Лот был собственно сыном брата Авраамова, Аррана (слич. Быт. 12, 4. 5; 14, 14–16 ), – названы братьями Иаков и Лаван, тогда как Иаков был сыном сестры Лавановой, Ревекки, жены Исаака (слич. Быт. гл. 28 и 29 с 36. 37). В таком же смысле надобно принимать и наименование братьев Господних, т. е. в значении только близких сродников, а не братьев единоутробных: это были дети мнимого мужа Пресв. Девы Иосифа от первой жены его 185 . § 136. Господь Иисус есть человек безгрешный Отличаясь от нас по человечеству сверхъестественным образом рождения от Девы, Христос Спаситель отличается от нас, по человечеству, еще тем, что Он совершенно непричастен никакому греху (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 38). 1) Слово Божие учит, во-первых, что Господь непричастен греху первородному: а) Когда представляет слова ангела благовестника пресв. Деве: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя: темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий ( Лук. 1, 35 ). Отсюда видно, что хотя Господь Иисус зачался от Девы, дщери человеческой, но от Девы, в которой душа и тело, по выражению песни церковной, были предочищены Духом Святым 186 ; зачался от Девы силою и действием того же Святого Духа, а потому и родился совершенно чистым и святым: мысль, которую ясно проповедывали св. Отцы Церкви, например: Св. Кирилл иерусалимский : «сей самый Дух Святый сошел на святую Деву Марию. Ибо когда Христос единородный должен был родиться, сила Вышнего осенила Ее, и Дух Святый, нашедши на Нее, освятил Ее, дабы возможно было Ей приять Того, чрез которого все произошло. Не нужно мне говорить о сем много, чтобы научить тебя, что нескверно и чисто сие рождение» 187 . Св. Григорий Богослов : «хотя чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом (ибо надлежало и рождение почтить, и девство предпочесть); однако же происшедший есть Бог и с воспринятым от Него (человеческим естеством) – единое из двух противоположных – плоти и Духа, из которых один обожил, а другая обожена… Таково мое слово о новом рождении Христовом! Здесь нет ничего позорного; потому что позорен один грех . А во Христе не имеет места позорное; потому что его (человечество Иисуса Христа) создало Слово, а не от человеческого семени стал Он человеком. Но из плоти пречистой, неневестной Матери, которую предварителъно очистил Дух, исшел самозданный Человек, принял же очищение ради меня» 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сохранение охватывает и бытие тварей, и их силы, и деятельность; содействие относится собственно к силам; управление – к силам и действиям тварей. Сохраняет Бог все существа мира; содействует одним добрым, а злым только попускает их злую деятельность; управляет также всеми. И ни одно из этих действий не заключается в другом – можно со­хранять какое-либо существо, не содействуя ему и не управляя им; можно содействовать существу, не сохраняя его и не управляя им; можно управлять существом, не сохраняя его и не содей­ствуя ему. Но, с другой стороны, надобно заметить, что все три действия промысла Божия различаются и разделяются только нами, по различному обнаружению его в ограниченных и разнообразных существах мира и вследствие ограниченности нашего ра­зума; а сами в себе они нераздельны, и составляют одно беспредельное действие Божие: потому что Бог как “все вместе и каждое в частности видит одним разом,” 1510 так все и совершает одним простым, несложным действием. Он нераз­дельно и хранит все свои создания, и содействует им, и управляет ими. Промысл Божий обыкновенно разделяется на два вида: на Промысл общий и Промысл частный. Общий Промысл – тот, ко­торый объемлет весь мир вообще, все роды и виды существ; частный – тот, который простирается на самые частные суще­ства мира и на каждое из неделимых, как бы они малыми ни казались. И Православная Церковь , веруя, что Бог “от малого до великого знает все в точности, и о всяком творении в осо­бенности промышляет” (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 29), очевидно, допускает оба эти вида промысла. Изложенными понятиями о Промысле Божием совершенно ис­ключаются – а) лжеучение гностиков, манихеев и других еретиков, которые, подчиняя все судьбе, или признавая мир произведением злого начала, или признавая для мира излишним по­печение Божие о нем, вовсе отвергали Промысл Божий со всеми его действиями; 1511 б) лжеучение пелагиан, которые отвергали собственно содействие Божие тварям неразумным и разумным, считая это несообразным с их совершенством и свободою; 1512 в) противоположное лжеучение разных сектантов, которые, веруя в безусловное предопределение Божие (praedestinationismus), до того преувеличивают содействие Божие разум­ным тварям, что почти уничтожают их свободу, и Бога считают истинной причиной всех их действий, добрых и злых; 1513 г) наконец, лжеучение некоторых умствователей, древних и новых, которые допускают только общий Промысл, и отвергают частный, признавая его недостойным Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сохранение охватывает и бытие тварей, и их силы, и деятельность; содействие относится собственно к силам; управление — к силам и действиям тварей. Сохраняет Бог все существа мира; содействует одним добрым, а злым только попускает их злую деятельность; управляет также всеми. И ни одно из этих действий не заключается в другом — можно сохранять какое либо существо, не содействуя ему и не управляя им; можно содействовать существу, не сохраняя его и не управляя им; можно управлять существом, не сохраняя его и не содействуя ему. Но, с другой стороны, надобно заметить, что все три действия промысла Божия различаются и разделяются только нами, по различному обнаружению его в ограниченных и разнообразных существах мира и вследствие ограниченности нашего разума; а сами в себе они нераздельны, и составляют одно беспредельное действие Божие: потому что Бог как «все вместе и каждое в частности видит одним разом,» так все и совершает одним простым, несложным действием. Он нераздельно и хранит все свои создания, и содействует им, и управляет ими. Промысл Божий обыкновенно разделяется на два вида: на промысл общий и промысл частный. Общий промысл — тот, который объемлет весь мир вообще, все роды и виды существ; частный — тот, который простирается на самые частные существа мира и на каждое из неделимых, как бы они малыми ни казались. И православная Церковь, веруя, что Бог «от малого до великого знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 29), очевидно, допускает оба эти вида промысла. Изложенными понятиями о промысле Божием совершенно исключаются - а) лжеучение гностиков, манихеев и других еретиков, которые, подчиняя все судьбе, или признавая мир произведением злого начала, или признавая для мира излишним попечение Божие о нем, вовсе отвергали промысл Божий со всеми его действиями; б) лжеучение пелагиан, которые отвергали собственно содействие Божие тварям неразумным и разумным, считая это несообразным с их совершенством и свободою; в) противоположное лжеучение разных сектантов, которые, веруя в безусловное предопределение Божие (praedestinationismus), до того преувеличивают содействие Божие разумным тварям, что почти уничтожают их свободу, и Бога считают истинной причиной всех их действий, добрых и злых; г) наконец, лжеучение некоторых умствователей, древних и новых, которые допускают только общий промысл, и отвергают частный, признавая его недостойным Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

2. Таким образом в общем понятии о Промысле Божием различаются три частных его действия: сохранение тварей, содействие или вспомоществование им и управление ими. Сохранение тварей есть такое действие Божие, которым Всемогущий содержит в бытие как весь мир, так и все частные существа, в нем находящиеся, с их силами, законами и деятельностью. Содействие или вспомоществование тварям – такое действие Божие, которым Всеблагий, предоставляя им пользоваться собственными силами и законами, вместе с тем оказывает им и Свою помощь и подкрепляет во время их деятельности. Это особенно ощутительно по отношению к тварям разумно-свободным, которые постоянно нуждаются в благодати Божией для преспеяния в жизни духовной. Впрочем, по отношению к нравственным существам, действительное содействие Божие бывает только тогда, когда они свободно избирают и творят добро; во всех же тех случаях, когда они, по своей воле, избирают и творят зло, бывает одно только попущение Божие, а отнюдь не содействие: потому что Бог творить зла не может, а лишить свободы нравственные существа, которую Сам же даровал им, не хочет. Наконец, управление тварями есть такое действие Божие, которым безконечно-Премудрый направляет их, со всею их жизнью и деятельностью, к предназначенным им целям, исправляя и обращая, по возможности, самые худые дела к добрым последствиям. Из этого видно, что все означенные действия промысла Божия различны между собою. Сохранение обнимает и бытие тварей, и их силы, и деятельность: содействие относится собственно к силам; управление – к силам и действиям тварей. Сохраняет Бог все существа мира ; содействует одним добрым, а злым только попущает их злую деятельность; управляет также всеми. 3. Промысл Божий обыкновенно разделяется на два вида: на Промысл общий и Промысл частный. Общий Промысл объемлет весь мир вообще, а также роды и виды существ; частный простирается на самые частные существа мира и каждое из неделимых, как бы они малыми ни казались – и православная Церковь , веруя, что Бог «от малаго до великаго знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет» (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 29), очевидно, допускает оба эти вида Промысла. § 39. Действительность Промысла Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

4) Как должно распять плот свою со страстьми и похотьми? Воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными. Например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию и, воспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своего, то сим образом распинаем страсть гнева. – Катих. стр. 29. ...Вообще же истиннейшее врачевание есть удаление от греха 87 , так что отвергший благодать 88 ради удовольствия плоти, подает нам совершенное доказательство своего исцеления, аще с сокрушением сердца и со всяким порабощением плоти воздержанию отступит от удовольствий, которыми совращен был... Вас. Вел. прав. 3. ...Присвоивший себе чрез тайное похищение и потом чрез исповедь грех свой объявивший священнику да врачует недуг упражнением противоположным своей страсти, т.е. раздаянием имения нищим, да расточив то, что имеет, покажет себя очищенным от болезни любостяжания. Не имеющему же ничего, кроме тела, повелевает Апостол телесным трудом страсть оную врачевати. Повеление сие читается так: крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая благое, да имать подаяти требующему... Григ. Нисск. прав. 6. β) В отношении к телу и его жизни. В отношении к своему телу христианин обязан хранить здоровье его и развивать его 1) чрез воздержание в пище и питье, правильное употребление одежды; 2) посильную деятельность; 3) чрез хранение целомудрия. – 1) Воздержание есть умеренность, соблюдаемая в пище и питье и одежде, также в словах и во всех поступках, при руководстве которой человек избирает то, что прилично, по словам Апостола: как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам, ни зависти ( Рим.13:13 ). Подобно и в другом месте говорит: все должно быть благообразно и чинно ( 1Кор.14:40 ). – Испов., III, отв. на вопр. 14. Чревоугождение или объедение есть чрезмерное против обыкновенного количества употребление пищи и пития. О сем грехе свящ. Писание говорит так: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк.21:34 ). И в другом месте: как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству... ( Рим.13:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Наказание монашествующих за нарушение обетов. Монах, обличенный в блуде, или берущий к себе жену для брачного общения и сожития, пусть будет подвергнут епитимиям, положенным по правилам блудникам. VI Всел. соб. пр. 44. См. также выше (о монашестве) Прав. Вас. Вел. 60 и 19. IV Всел. соб. прав. 16. 2 отделение. Обязанности христианина в отношении к самому себе 79 Сущность их заключается в любви к самому себе; отношение этой любви к любви к Богу и ближним. См. выше (Перв. полов. о главном начале христ. деятельности) Катихиз. стр. 96, 94 и 95. IV. Общие обязанности к самому себе Обязанность смирения; пороки, противные смирению, – гордость и тщеславие. Блаженные нищие духом, ибо их есть царствие небесное. – 1-е блаженство. (Быть нищим духом) значит иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати и таким образом вменять себя за ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по изъяснению Св. Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (На Мф. бес. 15). (Нищими духом и богатые), без сомнения, могут быть, если помыслят, что видимое богатство есть тленное и скоропреходящее и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мф.16:26 ). Не может ли нищета телесная служить к совершенству нищеты духовной? Может, если христианин избирает ее добровольно ради Бога. О сем сказал Сам Иисус Христос богатому: если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах и приходи и следуй за Мною ( Мф.19:21 ). Что обещает Господь нищим духом? Царствие небесное... В настоящей жизни внутренно и начинательно посредством веры и надежды; а в будущей совершительно посредством участия в блаженстве вечном. – Катих. стр. 84. Гордость есть неумеренное и несправедливое желание собственной славы, дабы превзойти других, подобных себе, достойно или недостойно. Оный грех был первый, который родился в деннице и из которого, как из ядовитого источника, проистекли все другие. О нем премудрость говорит: страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие, и злой путь и коварныя уста я ненавижу ( Притч.8:13 ). И в другом месте Писание (говорит): Гордость ненавистна и Господу и людям ( Сир.10:7 ). Противоположная сему греху добродетель есть смирение. Господь наш Иисус Христос, похваляя оное и призывая нас к люблению онаго, говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 ) Испов., III, отв. на вопр. 24.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

650 Дамаск. De fid. orthodox. lib. II. c. 3. Сравн. Дион. Ареопаг. О небесн. иерарх. изд. 1839 г. стр. 17, 21, 27, 35, 39 и 59. 653 Григор. Наз. Orat. 28 (de theolog. 2, n. 31). Так учили и многие другие Отцы и Пастыри Церкви, например св. Иустип (Dialog. cum Tryph. n. 5.), Ориген (In Ierem. homil. 10. n. 6), Иероним (In Gal. IV, 3 ), Августин (De Genes. ad litt. XII, 36) и Дамаскин (De fid. orthodox. lib. II, с. 3). Встречается также у некоторых мнение об особенных ангелах, поставленных над отдельными видами бытия царств природы, неорганического, органического и животного (Ориг. In Ioann. T. XIII. n. 49. In Num. homil. 14. n. 2. Август. De divers. quaest. LXXXIII. quaest. 79).  654 «Что некоторым из ангелов, – пишет Феодорит, – вверено начальство над народами, об этом свидетельствует божественный пророк Даниил, говоря: князь же царства персского стояше противу мне (10, 3), а также упоминая о князе эллинском и присовокупляя, что не было никого, кто помог бы ему ходатайствовать пред Богом, о свободе иудеев, кроме князя их Михаила» ( Дан.10:20–21 ) (Divin. decret. epitom. с. 7). По Григорию Богослову , «каждому (ангелу) дано особое начальство от Царя иметь под надзором людей, города и целые народы» (песноп. таинств. сл. 6. Твор. Св. Отц. IV. 236). И по Дамаскину, «ангелы охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом» (De fid. orthodox, lib. II. с. 3). To же высказывали и многие другие Учителя и писатели, например Климент Алекс. (Strom. VI. 6), Ориген (In Genes. homil. 16. n. 2), Василий Великий (Contr. Eunom. lib. III. n. 1), Златоуст (In Matth. homil. 49) и Епифаний (Haeres. 51. n. 34). 661 например, Илар. Comment. in Matth. cap. 18. vers. 6. Август. Lib. ad Honorat. de grat. Epist. CXI. c. 29. Иоанн. Леств. Леств. 28, по пер. славянск, изд. стр. 125. 664 например, Амврос. De Spirit. s. 1,7. n. 83 Григор. Наз. Orat.41.n. 11. Август. De civit. Dei; lib. XI. c. 9. 665 De fid. orthodox. lid II. c. 3. В православном же исповедании Восточной православной Церкви это же учение выражено так: «Ангелы утвкрдились в благодати Божией навскгда. Поскольку они не согласились с деницею восстать на Бога, то и получили сию благодать, так что не могу грешить, впрочем, не по естеству, но по благодати Божией» (Прав. испов. ч. 1. отв. на вопр. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010