Опыт Свято-Тихоновского института очень важен, потому что он доказывает: религиозное образование — это не только подготовка к священству, но также образование, в том числе научное, которое осуществляется в гармонии с религиозным миросозерцанием. Могут существовать государственные стандарты религиозного образования — такой стандарт был разработан университетом. Это поликонфессиональный стандарт по теологии, и я бы хотел поблагодарить университет за то, что это было сделано. Сейчас завершается работа по третьему поколению этого стандарта, мы ждем этот стандарт — я его уже видел, но не знаю, насколько он воспринят нашим министерством и научным сообществом. Очень важно совершенствовать этот стандарт, чтобы он стал приемлемым, чтобы его реализация помогла нам, в конце концов, выйти на признание научных степеней по теологии и, что самое главное, чтобы теология заняла свое место в перечне научных дисциплин. В результате той работы, которую вы провели в свое время, в России уже работают около пятидесяти теологических кафедр в государственных и негосударственных вузах, открыта дверь в мировое образовательное пространство, которое в своем гуманитарном компоненте немыслимо без теологии. Российское законодательство освобождается от остаточных явлений атеистического периода. Почти два года назад принят, наконец, закон об аккредитации духовных школ. И уместно вспомнить, что и на этой стезе первым был Свято-Тихоновский университет, который получил такую аккредитацию. Если обратиться к фактической стороне, то дипломы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета сегодня имеют более 300 клириков. Мы говорили о важности формировании светской национальной элиты, которая бы прошла через школу религиозного образования, но ведь очень важна и тема подготовки духовенства. И Свято-Тихоновский университет не снимает с себя этой ответственности: все-таки 300 клириков — это хороший вклад, может быть, недостаточный, но хороший. За семнадцать лет выпущено несколько тысяч квалифицированных специалистов, которые трудятся по всей России — в церковных структурах, федеральных, муниципальных. Конечно, пока еще тоже мало, но в сравнении с нулем, с отсутствием всяких специалистов такого рода, эти достижения впечатляют.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209904...

Никакое зло в мире, под какими бы предлогами оно ни приходило в жизнь, не может возноситься как идеал и как высшее благо. Зло есть зло. Зло – это грех. А грех и зло победил Господь, взойдя на Крест, принеся себя в жертву Богу-Отцу, даруя свободу, счастье и радость всему человеческому роду. В этот день я хотел бы поздравить всех наших ветеранов, тех, кто до последней жизненной капли отдавал всё ради этой великой победы. Я хотел бы поздравить всех тех, кто трудился в тылу, кто в годы Великой Отечественной войны полагал свои детские силы, взрослые силы для того чтобы эта победа, этот день свершился. Дай Бог нашим ветеранам крепости сил и духа, чтобы их ратный подвиг не был забыт, чтобы на примере этого подвига воспитывалось наше молодое поколение. Вечная память тем, кто свою жизнь отдал за наши сегодняшние дни, чтобы мы сегодня могли жить спокойно, и чтобы эта память действительно была вечной. Ибо осталось совсем немного времени, и те, кто были живыми свидетелями, перейдут в мир иной, но память о том великом подвиге должна сохраняться в умах, сердцах и в жизни нашего народа. Один за всех и все за одного После церемонии открытия было награждение команд, которые участвовали в турнирах в первой половине дня – с 9 утра. Первое и второе место в соревнованиях по мини-футболу заняла вторая команда Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета. Третье — команда Клуба православных путешественников. Команда Свято-Тихоновского православного университета заняла также первое место в соревнованиях по волейболу. Второе — команда «Маронцы». Третье — «Колокол». Первое место по стритболу заняла команда «Георгиевцы». Второе – команда Свято-Тихоновского университета. И третье – команда «Маронцы». Ребята фотографировались с кубками, шутили и веселились. «Все-таки если ты один сам за себя – вот тогда у тебя мало что получится, одни разборки – кто виноват, и почему так вышло, а когда ты понимаешь – что ты в команде, за тобой другие, то и ведешь себя по-другому. Уже нет споров никаких, а четкое распределение, стратегия: ты – лучше подавать будешь, вот ты — защищать, уже другая степень ответственности. И тебя только поддерживать все будут» — поделился с нами Алексей, один из участников игр.

http://pravmir.ru/georgievskie-igry-derz...

24. Заявитель: Н. В. Маслов. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги Н. В. Маслов «Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги Н. В. Маслов «Хрестоматия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р15-508-0434 25. Заявитель: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Отец земли Русской. К 1000-летию святого равноапостольного князя Владимира» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Отец земли Русской. К 1000-летию святого равноапостольного князя Владимира». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р15-508-0435 26. Заявитель: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Служба с акафистом святому равноапостольному великому князю Владимиру» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Служба с акафистом святому равноапостольному великому князю Владимиру». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р15-508-0436 27. Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги протоиерея Андрея Ткачева «Человек важнее всего: Размышления о жизни» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги протоиерея Андрея Ткачева «Человек важнее всего: Размышления о жизни».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

  12 .       Заявитель: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги « " Друг друга тяготы носите " . Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва. В 2 томах. Т. 1/сост. А. Ф. Грушина» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги « " Друг друга тяготы носите " . Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва. В 2 томах. Т. 1/сост. А. Ф. Грушина». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-711-3243.   13 .       Заявитель: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги « " Друг друга тяготы носите " . Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва. В 2 томах. Т. 2/сост. А. Ф. Грушина» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги « " Друг друга тяготы носите " . Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва. В 2 томах. Т. 2/сост. А. Ф. Грушина». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-711-3244.   14 .       Заявитель: ООО «Духовное преображение». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Псалтирь с молитвами о живых и усопших, с указанием чтений на всякую потребу, 70х100/16, 544 с.» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Псалтирь с молитвами о живых и усопших, с указанием чтений на всякую потребу, 70х100/16, 544 с.». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-711-3245.   15 .       Заявитель: издательство «Даниловский благовестник».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Боговоплощение Господа явило собою Абсолютную Истину, избавляя нас от греха и смерти, не требующую каких-то изменений или развития ее, кроме изменения самих себя. Не всякое новое качественное изменение, революция, есть всегда положительное и ведущее ко спасению. Примерами тому могут служить социальные, культурные, научно-технические, сексуальные, информационные революции, приводящие человечество к открытому богоборчеству, антикультуре, псевдонаукам и экологическому кризису, содомогоморрии и распаду семьи, тоталитарному контролю за всем обществом в целом, поэтому само понятие «революция» не приемлемо для православного сознания, а правильнее говорить о развитии картины мира. Выражаем глубокую благодарность за ценные замечания и обсуждение рукописи заведующему кафедрой истории Церкви, патрологии и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета магистру богословия, протоиерею Валентину Асмусу (г. Москва), ответственному секретарю отдела религиозного образования и катехизации РПЦ – В.Л. Шленову (г. Москва), заведующему кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета кандидату богословия, доценту В.П. Лега (г. Москва), преподавателю основ православной культуры педагогического колледжа г. Буденовская В.Н. Олейникову, М.К. Корнилову, кандидату филологических наук М.А. Шахбазян, К.Г. Шахбазян, Л.К. Аванесовой и всем тем, кто принял участие в создании этой книги. Священник Евгений Порфирьев 1. Современные научные еретические учения отличаются от вышеперечисленных тем, что они, во-первых, имеют всеобъемлющий, тотальный характер, так как проникают (подобно теории эволюции, синергетике, теории Биг-Бена и др.) в мировую систему образования; во-вторых, они все более проявляют синкретический характер и впадают в две основные крайности: либо пытаются «доказать», что Бога нет по принципу: «Его никто, никогда не видел, следовательно, Его нет»; либо стараются эмпирически доказать Божие бытие, что в принципе невозможно. Глава I. СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 10-13 мая 2016 г.Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.  2. Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.  3. Доклад: «О влиянии онтологии Аристотеля на схоластическую теологию» — XXVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 26 ноября 2016 г.  4. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 2)» — круглый стол: «Как должно говорить и писать о Боге согласно святым Отцам». Университет Дмитрия Пожарского, 18.02.2015.  5. Доклад: «Онто-тео-логия: pro et contra» — регулярный семинар сектора философии религии ИФ РАН Scientia de religione, 26.02.2015.  6. Доклад: «Предпосылки учения о трансценденталиях в античности: Доаристотелевский период» — XV Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 27-30 мая 2015 г. Санкт-Петербург.  7. Доклад: «Метафизика Исхода» и исход из метафизики: две парадигмы в патристической философии. — Конференция: «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность», 18 декабря 2015г. Институт философии РАН.  8. Доклад: «Этика и преодоление онтологии». XXII Международные Рождественские образовательные чтения. 28 января 2014. Храм Христа Спасителя. Секция «Онтология нравственных начал».  9. Доклад: «Платон и онто-гено-логия». Универсум Платоновской мысли. Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций – II. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Институт философии. 24-25 июня 2014 г.  10. Доклад: «Бытие и Единое у Платона». 2-я международная Платоновская конференция. РГГУ, 18-19 сентября 2014.  11. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 1)». Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 11 ноября — 2 декабря 2014.  12. Доклад: «Деконструкция генологии: Хайдеггер и неоплатонизм». 86-е заседание Научно-методологического семинара богословского факультета ПСТГУ.

http://bogoslov.ru/person/287368

К книге, которая сегодня представлена, я шел очень долго: хотя писалась она довольно быстро, но путь к ней занял, по крайней мере, четверть века, а может быть, и больше. В самом начале 90-х годов, когда был создан Свято-Тихоновский институт (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет прим.), меня пригласили туда читать лекции по Новому Завету. Тогда я впервые соприкоснулся не только с самим Евангелием, которое читал с детства, но и с научной литературой по этой теме. Но моей основной научной специализацией последних лет была патристика, то есть я занимался учением Святых Отцов, писал книги, посвященные им, и специальная литература по Новому Завету не привлекала моего серьезного внимания. Года три назад под эгидой Святейшего Патриарха и Высшего Церковного Совета началась реализация масштабного проекта подготовки учебных пособий для бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви. Мы рассмотрели весь имеющийся материал, а потом мне предстояло осуществить ревизию всех наличных научных сил; и так получилось, что начинать писать учебник по Четвероевангелию мне пришлось самому. Но, как вы понимаете, для того, чтобы написать учебник, нужно сначала очень серьезно освоить научную область. И вот я, будучи уже в достаточно зрелом возрасте, начал осваивать, по сути дела, новую для себя область научной литературы по Новому Завету. На этом этапе пришлось столкнуться с тем, что в современной западной новозаветной науке существует огромное количество концепций, по которым выстраивается изучение новозаветных текстов. Все ученые работают с одним и тем же текстом это текст Нового Завета, существуют критические издания, выверенные по рукописям; но у ученых очень разные подходы. Эти подходы я рассматриваю в первой части своей первой книги, в том числе, например, так называемую мифологическую теорию, говорящую о том, что Иисус Христос не был реальным историческим персонажем, что это была мифическая фигура, созданная на основе древнегреческих мифов об умирающих и воскресающих богах. В частности, эта теория развивалась в фашистской Германии в 20-30-е годы, она активно использовалась в Советском Союзе в атеистической пропаганде, а также нашла свое отражение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», по которому многие в нашей стране например, поколения моих родителей, дедушек и бабушек узнавали хоть что-то об Иисусе Христе. Этот роман начинается с того, что два литератора сидят в жаркий день на бульваре и рассуждают об Иисусе Христе, и один из них как раз озвучивает мифологическую теорию, а другой ему поддакивает.

http://patriarchia.ru/db/text/4570925.ht...

Причем, если первоначально светская наука была представлена, в первую очередь, членами Научно-редакционного совета, то впоследствии семинар значительно обогатило участие и других специалистов — преподавателей и студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Тамбовского, Курского и Арзамасского государственных университетов. Активное участие в работе семинара теперь принимают студенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Научные знания в области таких гуманитарных дисциплин, как филология (в первую очередь, текстология, литературоведение, лингвистика), философия, педагогика, психология, история России XIX века, архивное дело в изложении настоящих профессионалов существенно обогатили наших студентов, помогли им показать в их работах хороший научный уровень. Эти знания во многом стали необходимой базой для последующих исследований — и в этом плане, конечно, неоценим вклад членов и экспертов нашего Научно-редакционного совета. Руководство светских ученых, специалистов в различных областях гуманитарного знания, тоже помогает ученикам духовных школ сделаться, по слову святителя Феофана, «специалистами в своем роде». И за это им огромная благодарность! Вместе с тем, соработничество церковных и светских ученых, так ярко проявившееся в рамках семинара, еще раз показывает и доказывает изначальное единство этих ветвей познания, искусственно разорванное катаклизмами XX века, но, тем не менее, восходящее к общему источнику всяческого ведения и мудрости, – к Творцу и Промыслителю всех Богу, даровавшего нам Свет Разума. Существенно, более чем в 3 раза, расширилась география духовных и светских школ, представленных на семинаре. Если первоначально это были в основном Московская Духовная Академия и Семинария, Рязанская духовная семинария и в особенности Отделение теологии Рязанского университета, то со временем в число его участников вошли преподаватели и студенты Санкт-Петербургской, Киевской, Минской духовных академий, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Калужской, Сретенской, Николо-Угрешской, Николо-Перервинской духовных семинарий.

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

Для поддержки, развития и координации научной богословской деятельности в Русской Православной Церкви действует специальное учреждение Синодальная библейско-богословская комиссия , председателем которой я являюсь. Под ее эгидой действует регулярная международная конференция, на которой русские богословы выступают с докладами о своих исследованиях наряду с ведущими учеными со всего мира. Традиционно в Московской и Санкт-Петербургской академиях присутствуют отделения для иностранных студентов. Там преимущественно обучаются представители братских Поместных Православных Церквей, многие выпускники этих отделений благодаря полученному образованию становятся в дальнейшем иерархами в своих родных Церквах. Иностранные студенты обучаются и в Общецерковной аспирантуре. Динамично развиваются семинарии в различных регионах России, Украины и других стран «постсоветского пространства». Так высокий профессиональный уровень организации учебного процесса позволил Смоленской семинарии первой из всех других семинарий получить государственную аккредитацию. Во многих семинариях присутствует специализация. В Хабаровской семинарии углубленно изучают языки, историю и культуру Китая. В Казанской семинарии традиционно уделяют особое внимание диалогу с исламом. Белгородская семинария специализируется на подготовке миссионеров. Киевская духовная академия активно развивает международные контакты, прежде всего с учебными заведениями Поместных Православных Церквей, находящихся в Восточной Европе. В Белоруссии помимо традиционных академии и семинарий был открыт Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла как образовательное подразделение Белорусского государственного университета. Организация учебного процесса по европейским образцам позволила сочетать фундаментальную гуманитарную подготовку и профессиональную богословскую специализацию различных профилей. Кстати, проректором этого Института является выпускник вашего университета. Новым направлением в развитии системы богословского образования стало открытие на постсоветском пространстве православных университетов, а также кафедр и факультетов теологии в светских высших учебных заведениях. В 1992 году открылся Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет . Он стал первым в истории России учебным заведением, где мирянин может получить высшее богословское образование на базе мощной гуманитарной подготовки. В настоящее время университет имеет государственную аккредитацию, выпускникам выдают дипломы государственного образца. На базе Свято-Тихоновского университета был разработан, а затем модифицирован с учетом требований Болонского процесса, специальный стандарт, который лег в основу государственной аккредитации духовных учебных заведений. В 2007 году был принят и вступил в силу соответствующий закон. В настоящее время благодаря этому закону все ведущие духовные учебные заведения проходят процесс государственной аккредитации, что позволит им в скором времени выдавать дипломы государственного образца.

http://patriarchia.ru/db/text/2902037.ht...

К сожалению, кризис религиозного образования не миновал и нашу страну. В советские годы духовное образование в России находилось в состоянии упадка, это было связано с тем, что  после революции все духовные школы были закрыты. И хотя после Великой Отечественной войны Церкви было позволено открыть несколько учебных заведений, они находились в почти полной изоляции  от светской системы образования. Конечно, развивать теологическую науку в этих условиях было невозможно, ее возможно было только поддерживать. После того, как в нашей стране началось возрождение религиозной жизни, начало возрождаться и религиозное образование. Этот процесс коснулся всех традиционных религий Российской Федерации. И сразу же встал вопрос о взаимодействии между религиозными конфессиями в сфере духовного образования. В этом нам очень помогает уникальная площадка, созданная в 1998 году, – Межрелигиозный совет России. В совет входят главы всех традиционных религиозных общин нашей страны: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Члены Межрелигиозного совета России совместно обращались к Президенту России с просьбой о завершении формирования самостоятельной научной отрасли – теологии. И в мае ушедшего года, впервые в истории нашей страны, появился Объединенный диссертационный совет по теологии, ученые степени которого будут  признаваться государством.  Совет создан на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Московского государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы.  То есть этот диссертационный совет создали два ведущих светских и два ведущих церковных  учебных заведения. Нам еще предстоит окончательно оформить процесс признания теологии, добившись права на присвоение ученых степеней кандидата и доктора теологии. Пока что этот диссовет наделен правом давать степень по смежным дисциплинам, хотя защита будет проводиться по специальности «Теология». Нас часто спрашивают, зачем нужна теология, когда есть религиоведение, и не лучше ли, чтобы теология существовала в духовных школах, а в светских учебных заведениях преподавалось религиоведение.  Я на это отвечаю так: теология и религиоведение – два разных направления гуманитарного знания. Теология изучает ту или иную религиозную традицию изнутри – предполагается, что теолог принадлежит к конкретной традиции и не только в теории, но и на практике осваивает то, чему она учит. Религиовед совершенно не обязательно должен принадлежать  к той конфессии, которую изучает, хотя это, конечно, не возбраняется и не исключается. Сегодня есть религиоведы и светские, далекие от какой-либо религии, и те, которые принадлежат к определенной религиозной традиции.

http://mospat.ru/2017/01/17/news141284/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010