ИСТОРИЯ православного грузинского монашества весьма мало разработана в науке, – как и вообще вся история грузинской церкви. Исследователю истории монашества предстоит тяжелый и кропотливый труд разыскания, критики и анализа рукописных и печатных грузинских материалов разного рода, в которых содержатся данные относительно этого весьма интересного вопроса. Грузинские кодексы в рукописных собраниях Тифлиса, Петербурга, Москвы, Афона, Иерусалима и Синая еще ждут специалиста по вопросам из истории иверского иночества. А затем, пресловутая грузинская летопись Картлис Цховреба с её источниками общими и частными, местные хроники и исторические памятники позднейшего происхождения, жития грузинских святых, паломническая литература, постановления грузинских церковных соборов касательно монашества, многочисленные гуджары и сигели, немногие сохранившиеся уставы грузинских монастырей и описи монастырского инвентаря, некоторые памятники грузинского права, небогатый эпиграфический материал – вот группа печатных источников для ознакомления с прошлою судьбою грузинского монашества. В научный оборот необходимо привлечь и иностранные источники, в которых сохранились следы былого величия Грузии и её международных отношений с византийцами, армянами, сирийцами, арабами, персами, русскими... Особенно тесные исторические связи Грузия имела с Византией, которая по своей культуре занимала в средневековую эпоху центральное положение среди государств всего мира. Подпавши просветительному воздействию мощной Византии, Грузия и в церковной, и в гражданской своей жизни воспроизвела многие элементы византинизма, претворив их, силою национального гения, в своеобразную культурную систему с явно определившимися признаками иверизма. В частности, для характеристики грузинского монашества существенную услугу может оказать история иночества византийско – восточнаго, идеалы которого в полноте были восприняты грузинскими подвижниками и пересажены на родную почву. Афон, Константинополь, Сирия, Иерусалим и Синай – вот главные византийско-восточные школы для иверских монахов, которые жили здесь в своих или греческих монастырях, руководясь местными иноческими уставами, внимали поучениям и наставлениям византийско-восточных аскетов, воспринимали их идеи о значении подвижничества, его видах и реальных способах проявления, а потом и распространяли уроки церковного византинизма в пределах Иверии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/g...

Что бы ни говорили про монастыри православной России, они, тем не менее, составляют истинное и наилучшее пристанище верующей души, обуреваемой на море житейском. А потому они не только существуют, но и размножаются: их восстановляет, вновь созидает и благоукрашает православный народ, потому что любит их. Об этой правде красноречиво свидетельствует также и возникновение в Туле Богородичного общежительного монастыря. Предлагаемый «Исторический очерк» этого монастыря имеет своею задачею представить дело основания и благоустроения сей св. обители не по официальным только документам, но и на основании материалов, имеющих частный характер и, однако же, раскрывающих всю внутреннюю сторону дела, а потому, с точки зрения исторически-бытовой, тем более интересных. Спросят: в недавнем устроении и непродолжительном существовании Богородичного монастыря в Туле что же есть собственно исторического? – тот исконный дух православного народного русского благочестия, которым во все века одушевлялись строители и любители иноческих обителей и который так блистательно открывался в величественных картинах исторических событий, какие переживало наше отечество. Да простит нам благосклонный читатель, если мы заявим с откровенностью, что при составлении настоящего «Исторического очерка» нас одушевляла не столько чисто научная сторона предмета, сколько светлая личность основателя монастыря – схимонаха Варсонофия, который под видом и в звании простого московского обывателя скрывал, но сберег для истории могучий дух мужественного инока и сошел в могилу увенчанным схимой. – Одна его личность, помимо созданной им обители, стоит исторической характеристики; но и обитель его, теперь процветающая и быстро возрастающая, стоит исторического очерка и – лучшего, нежели предлагаемый. Для нашего посильного труда, кроме некоторых немногих сведений, устно переданных нам лицами, непосредственно и близко знавшими всех, кто и как участвовал в созидании Богородичного монастыря, послужили следующие источники: Документы и деловая официальная переписка, сохранившиеся в монастырском архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монастыри Русской Церкви, возникшие в до-монгольский период Монастыри, основанные на Руси в 988—1240 Список составлен А. В. Назаренко и А. И. Самойловым с учетом исследований: Зверинский В. В. Материалы для историческо-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890–1897. 3 т.; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1. 2-я пол., но со значительными поправками и дополнениями. IX в. Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня XI в. После 1037 Киевский (близ Софийского собора) мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца, освящен вскоре после 1051, разрушен в 1240 После 1037 Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240 После 1051 Киево-Печерская лавра. 1050–1060-е или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирликийского. Несколько прежде 1062 Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240 До 1060-х Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины. 1060-е Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после 1069 Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1070 Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1072 Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 и возобновлен. До 1072 Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна. До 1074 Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте. До 1076 Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240 1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного, разрушен в 1240 До 1096 Муромский мужской монастырь во имя Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/443871/

Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви К 18 апреля в России беженцы размещены в церковном  приюте в станице Манычской,  приюте в Каменске-Шахтинском,  приюте в  Воронежской епархии ,  Иверском женском монастыре Ростовской епархии, Успенском мужском монастыре  Тверской епархии , Марфо-Мариинском монастыре Белгородской епархии, в епархиальном центре матери и ребенка в Белгороде. Также при поддержке Церкви размещены беженцы в Новочеркасске Ростовской епархии. Семью беженцев принял Ковалевский детский дом в  Костромской епархии . Дети определены в сады и школы. Беженцев и нуждающихся людей приняли Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии , Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии , Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии , Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Успенская Почаевская лавра , Ольшанский женский монастырь и  Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии , Архангельско-Михайловский монастырь, Пантелеимоновский мужской монастырь Одесской епархии, Елизаветинский монастырь и Успенский храм Кировоградской епархии , Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии , Киево-Печерская лавра , Покровская Голосеевская пустынь, Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария , Благовещенский храм Краснограда, Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Покровский храм в Днепре, Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии . В Берлинской епархии Русской Православной Церкви беженцев разместили в Георгиевском мужском монастыре в Гетшендорфе, в Знаменском храме в Ульме, в приходском доме Гамбурга, в приходском доме храма Святой Троицы Дортмунда.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5918788...

Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви В Марфо-Мариинском монастыре Белгорода приняли за день 7 беженцев. Священники Павлоградского церковного округа Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви приютили у себя семьи беженцев из Мариуполя. Мариупольцы обеспечены питанием. Беженцы принимают участие в богослужениях в храмах Павлограда. В Берлинской епархии Русской Православной Церкви приход святой Ксении Петербургской в Ростоке взял под опеку проживающих беженцев в одной из трех городских гостиниц: здесь нашли временное пристанище переселенцы из Украины. Помимо снабжения людей вещами первой необходимости, прихожане регулярно доставляют в гостиницу горячие обеды и ужины. К 7 апреля в России беженцы размещены в церковных учреждениях: в церковном приюте в станице Манычской, приюте в Каменске-Шахтинском, приюте в Воронежской епархии, Иверском женском монастыре в Ростовской епархии. Также при поддержке Церкви размещены беженцы в Новочеркасске Ростовской епархии. Семью беженцев из пяти человек принял Ковалевский детский дом в Костромской епархии. Дети определены в сады и школы. Беженцев и нуждающихся людей приняли Успенская Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и храм Воздвижения Креста Господня Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, монастыри Мукачевской епархии, Успенская Почаевская лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Преображенский монастырь Киевской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь Одесской епархии, Елизаветинский монастырь и Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская лавра, Покровская Голосеевская пустынь, Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Благовещенский храм Краснограда, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария. В Берлинской епархии Русской Православной Церкви беженцев разместили в Георгиевском мужском монастыре в Гетшендорфе, в Знаменском храме в Ульме, в приходском доме Гамбурга, в приходском доме храма Святой Троицы Дортмунда.

http://pravoslavie.ru/145603.html

Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви В Знаменском приходе Берлинской епархии Русской Православной Церкви в Ульме приняли для проживания 56 беженцев. В приходском доме Гамбурга выделено несколько комнат для проживания беженцев, обычно в них в течение недели проживают пять семей. За это время люди проходят регистрацию, получают весь социальный пакет, им находят временное жилье. Прихожане храма Святой Троицы Дортмунда опекают около 40 беженцев, часть из которых проживает в приходском доме. Беженцев из Украины также ранее разместили в Георгиевском мужском монастыре в Гетшендорфе. К 6 апреля в России беженцы размещены в церковных учреждениях: церковном приюте в станице Манычской, приюте в Каменске-Шахтинском, приюте в Воронежской епархии , Иверском женском монастыре в Ростовской епархии . Также при поддержке Церкви размещены 24 беженца в Новочеркасске Ростовской епархии. Семью беженцев из пяти человек принял Ковалевский детский дом в Костромской епархии . Дети определены в сады и школы. Беженцев и нуждающихся людей приняли Успенская Святогорская лавра Донецкой епархии , Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и храм Воздвижения Креста Господня Винницкой епархии , Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии , Галайковский Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии , Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии , монастыри Мукачевской епархии , Успенская Почаевская лавра , Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Преображенский монастырь Киевской епархии , Архангельско-Михайловский монастырь Одесской епархии , Елизаветинский монастырь и Успенский храм Кировоградской епархии , Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии , Киево-Печерская лавра , Покровская Голосеевская пустынь, Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария , Благовещенский храм Краснограда, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии , Полтавская миссионерская духовная семинария. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5915193...

Статистика Более чем 31 000 беженцев помогает Русская Православная Церковь в России. Более 670 тонн гуманитарной помощи в Церкви передали беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта, из них более 380 тонн направлено в Донецкую, Луганскую, Харьковскую, Херсонскую, Запорожскую епархии. 52 епархии Русской Православной Церкви оказывают помощь беженцам на территории России. В церковный штаб адресной помощи беженцам в Москве 13 апреля обратились 129 человек. 52 семьи получили гуманитарную помощь и консультации по вопросам документов. Помощь психолога получили 14 семей. Автоволонтеры помогли 7 семьям. Документы одной семьи направили в больницу святителя Алексия. 1 семью (двух взрослых женщин) направили жить в скит Пюхтицкого монастыря. 1 семью поселили в благоустроенный дом, еще одну семью — в квартиру. Одному человеку купили билет домой в Горловку. В центр гуманитарной помощи Белгородской епархии 13 апреля обратились за помощью 76 беженцев. Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви Прихожане Пантелеимоновского храма Кременчугской епархии (Полтавская область) поселили у себя дома беженцев. К 14 апреля в России беженцы размещены в церковных учреждениях: в церковном приюте в станице Манычской, приюте в Каменске-Шахтинском, приюте в Воронежской епархии, Иверском женском монастыре Ростовской епархии, Марфо-Мариинском монастыре Белгородской епархии, в епархиальном центре матери и ребенка в Белгороде. Также при поддержке Церкви размещены беженцы в Новочеркасске Ростовской епархии. Семью беженцев принял Ковалевский детский дом в Костромской епархии. Дети определены в сады и школы. Беженцев и нуждающихся людей приняли Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, монастыри Мукачевской епархии, Успенская Почаевская лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Преображенский монастырь Киевской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь Одесской епархии, Елизаветинский монастырь и Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская лавра, Покровская Голосеевская пустынь, Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Благовещенский храм Краснограда, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария. В Берлинской епархии Русской Православной Церкви беженцев разместили в Георгиевском мужском монастыре в Гетшендорфе, в Знаменском храме в Ульме, в приходском доме Гамбурга, в приходском доме храма Святой Троицы Дортмунда.

http://pravoslavie.ru/145721.html

Аравийская пустыня. Монастырь Антония Великого. Карта и ближайшие объекты Монастырь Антония Великого в Египте, один из первых христианских монастырей, ныне действующий мужской монастырь Коптской церкви. Расположен в районе нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае). Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростый. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие —356 год. О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В V в. здесь находили убежище монахи из монастырей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Ок. 537 г. монастырь был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I, который, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить египетскую границу и построил крепость на Синае (совр. монастырь вмц. Екатерины), а также расширил территории монастырей Антония Великого и Павла Фивейского. Известно, что Александрийский патриарх свт. Иоанн Милостивый (+ ок. 619) дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных. Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным монахам (мелькитам). Халиф Аль-Хаким, между 1000 и 1017 годами разрушивший в Египте около трех тысяч церквей, монастырь не тронул. В конце XI века монастырь был разрушен турками и курдами (размеры разрушений неизвестны), но через сто лет он был восстановлен и принадлежал коптам. В 1178 году Абу-Салих, и в 1442 году Макризи (египетский историк XV в.) указывали, что египтяне (копты) владели монастырем преподобного Антония. Макризи в своем списке из 86 египетских монастырей указывает монастырь преподобного Антония на девятом месте.

http://sobory.ru/article/?object=22005

Волосово. Николо-Волосовский епархиальный женский монастырь. Николо-Волосовский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1300 и 1500. Адрес: 601220, Владимирская область, Собинский район, с. Волосово Координаты: 56.172373, 40.160877 Проезд:Федеральная трасса Москва-Казань (М7). до Ставровского поворота на пос. Ставрово, г. Кольчугино (бывш. пост ГАИ). От центра пос. Ставрово направо, по мосту через р. Колокша, далее до первой развилки и направо. На развилке имеется указатель монастыря. Дорога в хорошем состоянии, асфальт. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Официальное наименование в гос. реестре: Николо-Волосовский епархиальный женский монастырь с.Волосово Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Ансамбль монастыря зарегистрирован в Своде памятников истории культуры и архитектуры Владимирской области под Монастырь действует. Время возникновения Николо-Волосова монастыря неизвестно, но сведения о Волосовской обители находятся еще в XV столетии. Так в труде митр. Макария История Русской Церкви (т. 5 прил. 4) Владимирский на Клязьме Волосов, или Власов, мужской монастырь в честь свт. Николая упомянут постройкой XIV - не позднее XV в. В первой половине XVIII столетия обитель была упразднена, но в 1775 году снова возникла. В Николо-Волосов монастырь были переведены иноки Царе-Константиновской обители. Сто лет после этого монастырь существовал самостоятельно, а в 1877 году все имущество обители было переведено в Боголюбовский монастырь. Храмы же и здания монастырские перешли в заведование Боголюбовских настоятелей, и сама обитель приписана к Боголюбовскому монастырю. Храмов в монастыре три: главная церковь во имя св. Николая Чудотворца (Никольская) 1727г.; церковь в честь прп. Сергия Радонежского (Сергиевская) датируемая XVII в., точная дата окончания строительства не установлена; Покровская надвратная церковь 1763г. В 1909 монастырь обращен в женский. Из Определения Святейшего Синода. VI. От 5-18 февраля 1911 года за 972, постановлено: настоятельницу Николо-Волосова женского монастыря, Владимирской епархии, монахиню Таисию возвести в сан игумении. При обители существовала водяная мельница на р. Колочке. Другие исторически сохранившиеся сооружения монастыря келейный корпус, сторожка, две башни, стены ограды. В период сталинских репрессий, по всей видимости один из последних служителей монастыря в двадцатых годах XX в., протоиерей Сергий Сидоров Сергей Алексеевич 10.2.1895 был расстрелян в числе других 373 священнослужителей Подмосковья в Бутово Москва 27.09.1937.

http://sobory.ru/article/?object=00190

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преодоление (Телепрограмма, 02.04.05) (комментарий в русле истории) Свято-Никольский Черноостровский монастырь Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце Монастырь был создан в конце XVI в. на месте церкви, построенной князьями Оболенскими в XIV в. В начале XVII в. в Смутное время монастырь был разорен, и только к 1659 г. при старце Ипатии в нем возобновлена монашеская жизнь. В 1764 г. монастырь стал заштатным, а в следующем году по бедности обращен в приходскую церковь. По ходатайству и на средства Московского купца Целибеева, уроженца г.Малоярославца, в 1799 г. монастырь стал возрождаться. В 1809 г., когда наместником был назначен насельник Оптиной пустыни иеромонах Макарий (Фомин), началось строительство нового храма. Вместе с отцом Макарием из Оптиной в монастырь перешли 7 человек: один иеромонах, 2 монаха и 4 послушника. Его преемником был преподобный Антоний (Путилов), впоследствии подвизавшийся в Оптиной. Трудами своих настоятелей –– выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни –– на протяжении XIX и в начале XX вв. монастырь был благоустроен внешне и внутренне, и в нем сложились традиции строгой монашеской жизни. В 1812 г. территория монастыря стала местом решающего сражения в войне с Наполеоном. В этой битве погибло по разным оценкам от 6000 до 8000 русских воинов. От военных действий монастырь, как и весь город, сильно пострадал. Все его здания были выжжены, и только сохранились главные врата, испещренные картечью, но написанный на них Нерукотворный Образ Спасителя Божиим чудом остался невредим. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен. В 1817 г. он стал штатным третьеклассным монастырем «в память и в вечное благоволение Всевышнего, Отечеству нашему над врагами преславную победу под стенами его даровавшего».

http://sedmitza.ru/text/401937.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010