Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 10-13 мая 2016 г.Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.  2. Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.  3. Доклад: «О влиянии онтологии Аристотеля на схоластическую теологию» — XXVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 26 ноября 2016 г.  4. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 2)» — круглый стол: «Как должно говорить и писать о Боге согласно святым Отцам». Университет Дмитрия Пожарского, 18.02.2015.  5. Доклад: «Онто-тео-логия: pro et contra» — регулярный семинар сектора философии религии ИФ РАН Scientia de religione, 26.02.2015.  6. Доклад: «Предпосылки учения о трансценденталиях в античности: Доаристотелевский период» — XV Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 27-30 мая 2015 г. Санкт-Петербург.  7. Доклад: «Метафизика Исхода» и исход из метафизики: две парадигмы в патристической философии. — Конференция: «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность», 18 декабря 2015г. Институт философии РАН.  8. Доклад: «Этика и преодоление онтологии». XXII Международные Рождественские образовательные чтения. 28 января 2014. Храм Христа Спасителя. Секция «Онтология нравственных начал».  9. Доклад: «Платон и онто-гено-логия». Универсум Платоновской мысли. Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций – II. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Институт философии. 24-25 июня 2014 г.  10. Доклад: «Бытие и Единое у Платона». 2-я международная Платоновская конференция. РГГУ, 18-19 сентября 2014.  11. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 1)». Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 11 ноября — 2 декабря 2014.  12. Доклад: «Деконструкция генологии: Хайдеггер и неоплатонизм». 86-е заседание Научно-методологического семинара богословского факультета ПСТГУ.

http://bogoslov.ru/person/287368

К сожалению, должен сообщить и о печальном событии. Один из соискателей Макариевской премии известный ученый, профессор Московского государственного академического художественного института им. Сурикова Н Н. Третьяков скоропостижно скончался 2 февраля этого года на 81 году жизни. В соответствии с Положением о Макариевских премиях решением Экспертного совета его работа была исключена из числа сочинений, участвующих в Макариевском конкурсе. Экспертный Совет был сформирован Комитетом и утвержден учредителями Фонда в составе: декан исторического факультета МГУ, член-корреспондент РАН С.П. Карпов (председатель), А.Л. Савельев (секретарь), доцент Московской Духовной Академии магистр богословия архимандрит Макарий (Веретенников), преподаватель МДА и Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиерей Валентин Асмус, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, член-корреспондент РАН Я.Н. Щапов, член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря, доктор искусствоведения А.В. Рындина, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Ю.Н. Емельянов, заведующий кафедрой Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук В.Ф. Козлов, директор Государственного исторического музея А.И. Шкурко, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Н.В. Синицына, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук С.А. Беляев, доцент исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, кандидат физико-математических наук А.Ю. Андреев. Для объективной оценки поступивших работ Экспертным советом были подготовлены специальные анкеты-тесты с четкими критериями оценок научного уровня представленного сочинения по пятибалльной шкале и определены рецензенты. Каждая работа читалась двумя рецензентами, при получении полярных оценок назначался третий рецензент. Такие работы обсуждалась на заседании Экспертного совета, и по каждой следовало особое заключение Экспертного совета. В рецензировании и оценке конкурсных сочинений принимали участие ведущие специалисты в данной области. Среди них – 2 действительных члена РАН, 3 – члена-корреспондента РАН, 31 доктор наук, 37 кандидатов наук, 3 кандидата и 1 доктор богословия. В экспертной работе приняли участие 14 лауреатов Макариевской премии. По ведомственной принадлежности среди рецензентов было 26 сотрудников МГУ, 14 – Института российской истории РАН, 11 – других институтов РАН, 1 – Российской Академии образования, 4 – РГГУ, 6 – ПСТБИ, 2 – МДА, двое сотрудников Государственной Третьяковской галереи, 4 – ГИМа, 2 – Московской Государственной консерватории, 1 – Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, 1 – Государственного архива РФ, 1 – Российского государственного архива древних актов, 1 – Дипломатической академии МИДа.

http://sedmitza.ru/text/397830.html

SVSQ – Saint Vladimir’s Seminary Quarterly: [New Series]. Vol. 1–12. Crestwood, NY, 1957–1968. SVTQ – Saint Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 13-. Crestwood, NY, 1969. TM – Travaux et Mémoires/Centre de recherche d’histoire et civilisation byzantines. T. 1–4. P, 1965–1970; Travaux et Mémoires Centre de recherche d’histoire et civilisation de Byzance. T. 5-. R, 1973-. TRE – Theologische Realenzyklopàdie hrsg. G. Krause, G. Müller. Bd. 1–36. B.; NY, 1977–2004. TU – Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Vol. 1–138. Leipzig; B., 1882–1989. АО – Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. Μ., 1994-. БС – Богословский сборник [Православного Свято-Тихоновского богословского института]. Μ., 1997-. БТ – Богословские труды: сборник: [Издание Московской Патриархии]. М., I960-. ВВ – Византийский временник. Т. 1–25. СПб., 1894–1928; Т. 1(26) – . М., 1947-. ВР(С)ХД – Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1925-. ВЭ – Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1952-. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. М., 1931–1935; 1943-. ЗРВИ – Зборник Радова Византолошког Института. Београд, 1952-. ПМ – Православная мысль: Труды Православного Богословского института в Париже. Париж, 1928-. CK – Seminarium Kondakovianum: сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарием институтом имени Н. П. Кондакова . Прага, 1927-. ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Л.; СПб., 1934-. ХЧ – Христианское чтение: Журнал, издаваемый при Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1821–1917. 3. Отдельные издания источников Anna Comnena. Alexias – Anne Comnène. Alexiadë (Règne de l’empereur Alexis I Comnène, 1081–1118)/ed. B. Leib. T. 1. P., 1937; T. 2. P., 1943; T. 3. P., 1945. Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes – Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes intr., texte crit., tr., notes J. Meyendorff. Louvain, 1959. T. 1–2 (Spicilegium Sacrum Lovaniensë Études et documents, 30–31); Ibid. Ed. 2. Louvain, 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-bepcuя. 21 ноября 2023 г. 14:00 пастырство Призываемый Богом (Евр. 5, 4) «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-bepcuя. 30 января 2024 г. 13:00 Жить с Богом в сердце своем Людям свойственно развиваться, совершенствовать свои профессиональные умения, вносить в свое дело элемент творчества. А как развиваться священнику? Изо дня в день он совершает примерно одни и те же действия, произносит одни и те же слова, прочно закрепленные многовековой традицией. Есть ли в его служении пространство для творчества и роста? PDF-bepcuя. 19 декабря 2023 г. 17:00 Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения.

http://e-vestnik.ru/culture/sergiy_meche...

Для поддержки, развития и координации научной богословской деятельности в Русской Православной Церкви действует специальное учреждение Синодальная библейско-богословская комиссия , председателем которой я являюсь. Под ее эгидой действует регулярная международная конференция, на которой русские богословы выступают с докладами о своих исследованиях наряду с ведущими учеными со всего мира. Традиционно в Московской и Санкт-Петербургской академиях присутствуют отделения для иностранных студентов. Там преимущественно обучаются представители братских Поместных Православных Церквей, многие выпускники этих отделений благодаря полученному образованию становятся в дальнейшем иерархами в своих родных Церквах. Иностранные студенты обучаются и в Общецерковной аспирантуре. Динамично развиваются семинарии в различных регионах России, Украины и других стран «постсоветского пространства». Так высокий профессиональный уровень организации учебного процесса позволил Смоленской семинарии первой из всех других семинарий получить государственную аккредитацию. Во многих семинариях присутствует специализация. В Хабаровской семинарии углубленно изучают языки, историю и культуру Китая. В Казанской семинарии традиционно уделяют особое внимание диалогу с исламом. Белгородская семинария специализируется на подготовке миссионеров. Киевская духовная академия активно развивает международные контакты, прежде всего с учебными заведениями Поместных Православных Церквей, находящихся в Восточной Европе. В Белоруссии помимо традиционных академии и семинарий был открыт Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла как образовательное подразделение Белорусского государственного университета. Организация учебного процесса по европейским образцам позволила сочетать фундаментальную гуманитарную подготовку и профессиональную богословскую специализацию различных профилей. Кстати, проректором этого Института является выпускник вашего университета. Новым направлением в развитии системы богословского образования стало открытие на постсоветском пространстве православных университетов, а также кафедр и факультетов теологии в светских высших учебных заведениях. В 1992 году открылся Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет . Он стал первым в истории России учебным заведением, где мирянин может получить высшее богословское образование на базе мощной гуманитарной подготовки. В настоящее время университет имеет государственную аккредитацию, выпускникам выдают дипломы государственного образца. На базе Свято-Тихоновского университета был разработан, а затем модифицирован с учетом требований Болонского процесса, специальный стандарт, который лег в основу государственной аккредитации духовных учебных заведений. В 2007 году был принят и вступил в силу соответствующий закон. В настоящее время благодаря этому закону все ведущие духовные учебные заведения проходят процесс государственной аккредитации, что позволит им в скором времени выдавать дипломы государственного образца.

http://patriarchia.ru/db/text/2902037.ht...

Вторая проблема связана с переходом православных образовательных учреждений на Стандарт православного компонента общего образования. Мы планируем введение обязательной переподготовки и аттестации педагогов преподавателей по обязательным предметам православного компонента: Основам православной веры, церковнославянскому языку и церковному пению (для гимназий также по классическим языкам и логике). Рассматривается возможность организации централизованных куров переподготовки педагогов на базе Российского Православного университета, но не исключаем возможности создания таких курсов на региональном уровне в рамках уже отработанных моделей. Прошу вас до 1 декабря этого года выслать в Отдел ваши предложения по аттестации православных педагогов и предложить возможные варианты моделей переподготовки на базе региональных институтов развития образования или научно-образовательных центров. Думаю, что можно было бы создать курсы переподготовки педагогов в Нижнем Новгороде, на базе Нижегородского государственного педагогического университета; в Калининграде, на базе Института развития образования; в г. Волгограде, на базе Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; Новосибирске, на базе Новосибирского государственного педагогического университета. Мы знаем, что в ряде епархий осуществляется подготовка педагогов по ОПК, предметам духовно-нравственной направленности на базе институтов развития образования, научно-образовательных центров и др. Надеюсь, что мы сможем обменяться мнениями на эту тему. Программы переподготовки и повышения квалификации по курсам «Основы православного богословия и культуры», «Основы православия», «Возрастная психология и педагогика» и другие реализует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет на факультете дополнительного образования и Московская православная духовная академия на Высших богословских курсах на заочной форме обучения. По окончании обучения выдаются дипломы государственного образца (при объеме от 500 и более 1000 часов) или удостоверения, свидетельства ПСТГУ, Высших богословских курсов (при объеме менее 500 часов).

http://patriarchia.ru/db/text/1629476.ht...

Во второй секции обсуждалась русская словесность ХХ века. Прозвучали доклады Виктории Захаровой (Нижегородский педагогический университет), Татьяны Кошемчук (Санкт-Петербургский университет), Ольги Бердниковой (Воронежский университет), Елены Трофимовой (Московский университет), Марины Шкуропат (Донецкий университет, Украина), Марины Крошневой (Ульяновский технический университет), Наталии Стюфляевой (Липецкий педагогический университет), Галины Карповой (Кемеровский университет). Третий день конференции открыл доклад Наталии Ермолаевой (Колумбийский университет, США) «Песня песней» в Житии Св.Параксевы: новый тезис о влиянии исихазма в поэтике Евфимия Тырновского», где, кроме выявления структурных особенностей православного памятника литературы в указанном аспекте, была по-новому рассмотрена и роль исихазма в славянской культуре. Только накануне защитившая докторскую диссертацию Ирина Дергачева (Православный Свято-Тихоновский богословский институт) проанализировала представления о посмертной судьбе человеческой души в памятниках русской словесности (на материале древнерусских синодиков). Завершил пленарный «цикл», посвященный рассмотрению православной средневековой словесности, доклад проф. Ольги Бахтиной (Томский университет). Затем свои доклады представили директор Музея-квартиры Ф.М.Достоевского Галина Пономарева и проф. Ростовского университета Вадим Белопольский. Два последних доклада конференции расширяли ее «литературоцентричную» тематику. Декан  факультета психологии проф. Александр Сухарев (ГАСК) остановился на проблеме преподавания основ православной культуры в системе образования. Проф. Людмила Сараскина (Институт художественного образования) проанализировала дискуссию о школьном курсе «Основы православной культуры». В свою очередь, ее анализ дискуссии вызвал как многочисленные вопросы, так и резкое несогласие многих участников конференции. Музыкальным же завершением научного форума стал концерт Камерного оркестра Московской консерватории (художественный руководитель и дирижер Станислав Дяченко).

http://pravoslavie.ru/news/11897.htm

В условиях недостатка средств и персонала Учебный комитет фактически не мог стать церковным аналогом министерства образования, с четкой системой принятия решений и иерархической системой управления и контроля, а также самостоятельной инновационной научно-методической деятельностью, потому что не было, к сожалению, ни финансирования, ни кадровой поддержки деятельности Учебного комитета. По разным причинам, по разным обстоятельствам, но это действительно было так. Для координации деятельности духовных школ была избрана модель сетевого взаимодействия — посредством проведения ректорских совещаний, а также методических встреч и семинаров. И благодаря этой сетевой модели Учебный комитет, несмотря на трудное положение, в котором он находился, осуществлял координацию деятельности всех учебных заведений и руководство ими. Методическая помощь вновь открывшимся семинариям оказывалась Учебным комитетом в значительной мере на базе Московской духовной академии и семинарии, учебные программы и пособия которой легли в основу соответствующей учебно-методической документации для региональных семинарий. Инспекционная деятельность Учебного комитета также осуществлялась при содействии Московских духовных школ. Тот факт, что председателем Учебного комитета был назначен ректор Московской духовной академии, помог использовать потенциал Московских духовных школ для руководства практически всей деятельностью учебных заведений Русской Церкви. Концепция богословского образования, задача подготовки которой была поставлена на Архиерейском Соборе в 1994 году, подготовленная Учебным комитетом в виде «Основных направлений концепции богословского образования Русской Православной Церкви», была утверждена Священным Синодом на заседании 28 декабря 1996 года (журнал 92). Статус структурных элементов системы богословского образования в концепции определялся следующим образом: «Духовная семинария — учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Духовная семинария является учебным заведением закрытого типа. Срок обучения в семинарии — 4-5 лет. По окончании семинарии, в случае успешной защиты дипломной работы, выпускнику присваивается звание бакалавра. Духовная академия — высшее учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт — высшее учебное заведение Московского Патриархата открытого типа. Духовное училище — специальное учебное заведение Московского Патриархата, готовящее церковнослужителей Русской Православной Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/934945.htm...

И я вспомнил, что именно так происходило у древних церковных авторов — они одновременно «слышали» мелодию и слова песнопений. Я кинулся к столу и стал записывать. Помню: это произошло в ночь на 11 февраля 1992 года, то была особенная ночь, ночь необычайного творческого озарения. Надеюсь, что мои «Соловецкие мученики» обязательно прозвучат. Хотелось бы, чтобы это произошло в нынешнем году во время торжественного акта в Православном Свято-Тихоновском богословском институте, где я читаю лекции. Мне хотелось бы самому управлять хором, я умею это делать. — Одни из пастырей Правдолюбовых служат в сельской местности, другие в городе, в том числе двое в столице. Скажите, как живется сегодня пастырям? Нуждаются они или благоденствуют, если говорить о материальной стороне дела? — Приход приходу — рознь, как на селе, так и в большом городе. В столице, скажем, больше народу бывает в тех храмах, что находятся вблизи метро или многолюдных перекрестков. Такие храмы — побогаче. Но я хочу сказать о другом. Да, есть священники, которые имеют приход в селе, а большую часть времени проводят в городе, занимаясь «улучшением» личного благосостояния, но это, скорее, исключение из правила (как Иуда был исключением среди апостолов), и таких сребролюбов-стяжателей сурово обличает наш Святейший Патриарх Алексий II. Правило же таково, что в абсолютном своем большинстве священники Бога боятся и несут свое служение достойно — и в хороших условиях, и в крайне скудных. Потому что самое главное для пастыря — это его храм и престол Божий, стоящий в храме. И пусть вокруг будет лес, степь, пустыня — для священника это безразлично, потому что основное для него — ежедневное общение с Богом и с людьми. В известном смысле священнику в большом городе даже тяжелее, беспокойнее, чем сельскому батюшке. Я вот уже сколько лет в Москве, а все не могу привыкнуть. Дважды просился направить в провинцию, но безуспешно. — Вы преподаете в духовных высших учебных заведениях. Поделитесь своим мнением о современном православном студенчестве. Вы с оптимизмом оцениваете церковную молодежь?

http://pravmir.ru/krest-pravdolyubovyx-e...

– Как Вы думаете, для художника достаточно сказать: “я – православный”, чтобы после этого считать свое творчество воплощением христианской идеи? – Меня пугает, что сейчас становится модным быть христианином в искусстве. Очень хорошо, что есть тенденции к сближению, к преодолению пропасти между Церковью и культурой. Конечно, это правильный путь. Но одним прыжком эту пропасть не одолеть. Поэтому-то я и окончил на старости лет Свято-Тихоновский богословский институт. Я ощущаю эту пропасть. Мы безграмотны в области богословия. Мы отравлены, по нам проехался такой каток, что мы, чтобы как-то восстановиться, должны прикладывать очень серьезные личные усилия. Нельзя ставить православный спектакль, утверждать что-то в искусстве, если в сердце у тебя иное сокровище. – У вас при театре есть детская театральная студия, дети заняты во многих спектаклях. Вы с ними работаете как с актерами, или воспитываете? – Я был противником детского театра. Ребенок, ничем не заслужив, уже получает порцию славы, поднимается над другими людьми, а это огромный стимул к развитию тщеславия. Детский шарм обеспечивает успех, взрослые умиляются независимо от того, есть талант или нет. А если таланта нет? Потом ребенок вырастает, потребность в аплодисментах уже сформирована огромная, а возможности заслужить эти аплодисменты нет. И в результате получается армия несчастных людей. Хотя, когда дети играют в дочки-матери – это тоже театр. Ребенок познаёт мир через игру. Как ни странно, привел меня к работе с детьми священник, отец Владимир Ригин. В приходской воскресной школе устраивали праздник, и меня попросили помочь. Проблема в том, что в православных сборниках в основном публикуются произведения скучные и неинтересные, они никак не задевают детей, особенно подростков. Наша актриса Юлия Аверина написала пьесу “Небесный гость”, и мы на Рождество с воскресной школой ее поставили. Был большой успех. Батюшка говорит: ну, давайте и дальше, вот на Пасху нужно что-то поставить. Юля написала вторую часть – “Земная гостья”. Потом были еще постановки. И в результате у нас сформировался детский репертуар, мы стали привлекать детей, которые хотят быть в театре. Мысль нами руководила простая – часть детей все равно будут стремиться играть в театре. И что, отдать их тем, кто будет их растлевать?..

http://foma.ru/mihail-shepenko-teatr-del...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010