Наместник Почаевской Лавры: Из Лавры хотят сделать мумию, в которой кроме оболочки ничего нет Мне кажется, что у наших местных властей декреты Ленина и его приспешников до сегодняшнего дня находятся в почете и стоят на повестке дня. 28 апреля, 2015 Мне кажется, что у наших местных властей декреты Ленина и его приспешников до сегодняшнего дня находятся в почете и стоят на повестке дня. Митрополит Почаевский, наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры Владимир рассказал о ситуации вокруг одного из самых больших духовных центров православных христиан в Украине. — Владыка, расскажите о том, что сейчас происходит с Лаврой, что это за решение Тернопольского областного совета, которым Лавра может стать музеем? — В Великий Четверг святая Церковь воспоминает Тайную Вечерю и предательство Иуды, который за 30 сребреников продал Христа Спасителя. Эти события происходили двадцать веков назад. Время проходит, но лица и действия остаются прежними. В нынешнем 2015 году, в Великий Четверг совершилось подобное. Депутаты областного совета, которые считают себя христианами, принимают нехристианские законы. Они хотят из Почаевской Лавры (духовный центр православных христиан) сделать музей истории. Чтобы обителью управляли не настоятель и братия, которые в 1240 году основали обитель, а директор и другие экскурсоводы, которые чаще не имеют веры в Бога. Как можно действующий монастырь, который основали и в котором живут монахи, сделать музеем? Монастырь и братия обители – духовно-живой организм святой Церкви, который окормляет множество православных христиан. А сегодня, люди обличенные властью, которые называют себя христианами, хотят из монастыря сделать музей, то есть мумию, в которой кроме оболочки ничего нет. Сегодня из Лавры хотят сделать то, что не получилось при Советском Союзе; то, что не смогли сделать «дети Ильича». И опять-таки, время проходит, а лица и действия остаются прежними. Кем хотят стать или за кого выдают себя народные избранники, и за какой народ они переживают, будет видно из их дальнейших решений.

http://pravmir.ru/namestnik-pochaevskoy-...

Под солнцем Африки Отправляясь отдыхать в Тунис, я никогда бы не подумала, что там, на севере африканского континента, среди высоких пальм и совсем другого неба, можно встретить кусочек родины, который оказался заключен в русском православном храме в честь Воскресения Христова. 9 августа, 2011 Отправляясь отдыхать в Тунис, я никогда бы не подумала, что там, на севере африканского континента, среди высоких пальм и совсем другого неба, можно встретить кусочек родины, который оказался заключен в русском православном храме в честь Воскресения Христова. Отправляясь отдыхать в Тунис, я никогда бы не подумала, что там, на севере африканского континента, среди высоких пальм и совсем другого неба, можно встретить кусочек родины, который оказался заключен в русском православном храме в честь Воскресения Христова. Купола на фоне революции Наш экскурсионный автобус останавливается в самом центре столицы Туниса – городе с аналогичным названием, что и страна. Еще совсем недавно здесь бушевали беспорядки, президент, обвиненный в 93 преступлениях, вынужден был бежать. Теперь о свершившемся в январе государственном перевороте напоминают лишь ряды колючей проволоки, растянутой прямо вдоль проспекта, и несколько бэтээров. То, что в Тунисе есть православный храм, оказалось полной неожиданностью, его посещение не входило в экскурсионную программу. Спасибо экскурсоводу Джемалю, что по доброте душевной вскользь упомянул об этом. В правдивость его слов поначалу даже не верилось. Неужели такое может быть: здесь, в Африке, в мусульманской стране, настоящий русский храм? Но откуда? Вот католический собор – с ним все понятно, Тунис долгое время был французской колонией. Может, Джемаль что-то перепутал и храм не православный, а какой-то другой? Упускать возможность выяснить это было нельзя. Пока весь наш экскурсионный народ отправляется в торговый центр закупать оливковое масло и сувениры, поворачиваю в противоположную сторону и иду искать храм. Сам город выглядит вполне по-европейски – широкие ухоженные улицы, многоэтажные торговые центры, отремонтированные дороги. На первый поверхностный взгляд ни за что не скажешь, что страной управляет временное правительство. Влияние просвещенной Франции здесь ощущается, и все-таки Тунис – это Восток. По чисто субъективному ощущению, иностранцев здесь всерьез не воспринимают, по крайней мере, русских. Средиземноморская хитрость – особая разновидность менталитета, когда внешняя вежливость легко и непринужденно уживается с полнейшим равнодушием. Используя весь арсенал цивилизованных слов вроде «no problem» и «okay, madam» и горячо жестикулируя, вам могут пообещать исполнить любую вашу просьбу, в глубине души даже не думая при этом ударять палец о палец. Такое странное раздвоение, когда все вокруг не то, чем кажется.

http://pravmir.ru/pod-solncem-afriki/

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти Лидии Соколовой На 69-м году жизни преставилась автор РНЛ, секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии, хранитель музея Александро-Невской лавры 16.06.2016 1070 Сегодня, 16 июня, на 69-м году жизни, после тяжелой болезни преставилась Лидия Ивановна Соколова , постоянный автор «Русской народной линии», секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии, хранитель музея Александро-Невской лавры, добрый друг нашей редакции. Лидия Соколова родилась 29 марта 1948 года в Германии, в семье участников Великой Отечественной войны. В 1974 году она закончила филологический факультет ЛГУ им. А.А.Жданова. Потом работала экскурсоводом в музее Петра I, Петропавловской крепости, музее городской скульптуры, в Городском экскурсионном бюро, в общеобразовательной школе преподавала предмет «Культура Петербурга», занималась исторической работой. В 1985 архимандритом Кириллом (Начисом) Лидия была крещена в православной вере. В 1990 году стала членом братства иконы Державной Божией Матери. В 1993-1994 годах работала посудомойкой в казачьей церкви Тихвинской иконы Божией Матери. С 1994 года Лидия Соколова стала прихожанкой Троицкого собора Александро-Невской лавры. В 1995-1996 провела научно-исследовательскую работу по определению места погребения игумении Новодевичьего монастыря Феофании (Готовцевой), в результате чего была установлена ее могила, над которой совместно с прихожанами Троицкого собора Александро-Невской лавры был установлен крест. С середины 1990-х годов Л.И.Соколова стала сотрудничать с православной прессой: журналом «СПб епархиальные ведомости», газетами «Православный Санкт-Петербург», «За православие и самодержавие», «Православие и жизнь», интернет-агентством «Русская народная линия». С 2000 года Лидия Соколова - член Комиссии по канонизации СПб епархии и ее секретарь (председатель - протоиерей Владимир Сорокин). По материалам, подготовленным ею для Комиссии по канонизации, были прославлены некоторые новомученики СПб епархии, например, прот. Григорий Сербаринов, прот. Михаил Чельцов. Принимала участие в составлении второго и подготовки третьего издания Синодика СПб епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/16/pa...

     О том, что паломникам и туристам всегда рады в Староладожском Никольском мужском монастыре, мы говорили с его настоятелем игуменом Филаретом (Пряшниковым) в двух его предыдущих интервью, данных порталу «Монастырский вестник» – «Избрав путь следования за Господом, я ни разу не пожалел о своем выборе» и «Святитель Николай: связующая нить времен». Второе интервью появилось ровно год назад, накануне дня памяти святителя Николая Чудотворца, отмечаемого всем православным миром 22 мая (перенесение мощей Святителя из Мир Ликийских в Бари). Настоящей бедой для маленького по числу братии монастыря, выбирающегося из разрухи, назвал отец Филарет то, что пандемия и жесткие эпидемиологические ограничения привели к резкому сокращению поездок людей по святым местам, сокращению паломнических групп до минимума, в результате чего доходы обители практически свелись к нулю. Но, судя по всему, ситуация меняется. Сегодня те, в чьих сердцах история Святой Руси и история современной России неразрывно связаны, всё активнее выбирают паломнические маршруты, которые привлекают их возможностью многое увидеть своими глазами, много интересного и волнующего душу услышать, поклониться святыням, напитаться духовностью. И вот накануне празднования Николы летнего или Николы вешнего в нынешнем 2022 году мы снова вернулись с отцом-настоятелем к вышеобозначенной теме.      О новом проекте и дипломированных экскурсоводах Батюшка, начну с того, что не могли не порадовать последние новости на вашем монастырском сайте. В частности, новость о разработке и претворении в жизнь нового проекта, согласно которому паломники организованно смогут посетить три монастыря, корнями уходящие в давние века. То есть вы, руководители трех обителей Санкт-Петербургской епархии, решили трудиться в этом направлении, что называется, в одной связке? Чья это инициатива была? Воплощение в жизнь проекта под названием «Обители Северной земли», безусловно, является важным событием для нашего монастыря, поскольку мы выступили инициаторами.

http://pravoslavie.ru/146221.html

Архив Святые и святыни Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери Празднование 1/14 сентября Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери. Празднование 1/14 сентября. Обитель иноков. Сюда Пришли мы помолиться. И здесь от горя и труда Хотим на час забыться. Идем в пещерный Божий храм, Где у святой иконы Отрадно волю дать слезам, Земные класть поклоны. Владычица Небес глядит Любвеобильным взором И как бы хочет всех покрыть Чудесным омофором… Эти бесхитростные, но искренние строки были написаны в день ангела великого старца Варнавы Гефиманского, спустя шесть лет после его кончины – происшедшей прямо во время его коленопреклоненной молитвы в алтаре. Принадлежат они иеромонаху Ефрему, духовнику Черниговского скита, расположенного в получасе ходьбы к востоку от Троице-Сергиевой лавры. До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах, отделенных друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них: территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный военный НИИ. Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров. Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная  ЧерниговскоГефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу. Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от ЧерниговскойГефсиманской иконы. С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: ЧерниговоЕлецкий, ЧерниговоИльинский, ЧерниговоГефсиманский. Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает Несторлетописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник ЧерниговскоЕлецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII cmoлemuя после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.

http://pravoslavie.ru/put/050914185335.h...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Поездка в Варницу Последние дни масленичной недели учителя и ученики 9-10 классов гимназии «Радонеж» провели в гостях у Троице-Сергиевой гимназии Варницкого монастыря. С 26 февраля по 1 марта мы жили в чистых уютных комнатах паломнической гостиницы, ездили на экскурсии в Ростов и Борисоглебск, участвовали в общих богослужениях и молебнах. Но основной целью нашей встречи было риторическое состязание, в котором каждый гимназист смог проявить своё умение владеть искусством слова. В конкурсе померились силами 2 команды: команда Варницкой гимназии и команда гимназии «Радонеж» - по 14 участников в каждой. Оценивали конкурсы преподаватели и директора обеих гимназий. 27 февраля, пятница, 9.00 После теплых приветственных слов начался первый этап трехдневного риторического соревнования. Каждая команда выступила с заранее подготовленными контраргументами к текстам еретического содержания и отвечала на каверзные вопросы команды противников. Ребята долго отстаивали свои позиции – конкурс длился более трех часов. Здесь каждый участник получил неоценимый опыт работы со сложными богословскими текстами, структурирования своей речи, подбора весомых доказательств своей точки зрения. И самое главное, каждый смог защитить свою веру, что обязательно пригодится в жизни православного христианина. Первый этап конкурса завершился участием в общей трапезе, после которой ученики гимназии «Радонеж» отправились в путешествие по городу Ростову. Ростов мы осмотрели под руководством чудесного экскурсовода. Побывали в Спасо-Яковлевом монастыре, где удостоились чести пропеть «Богородице…» с хоров Дмитриевского собора, помолиться перед мощами преподобного Дмитрия Ростовского и полюбоваться необъятными просторами ростовской земли со смотровой площадки. Последним пунктом нашего путешествия был Спасо-Авраамиев монастырь. Монахиня, рассказала нам историю обители и мы смогли еще раз помолиться перед святынями Ростова. Потом мы отправились в Варницкий монастырь, где нас ждал вкусный ужин и задание на 2 этап конкурса.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/56....

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Саввино-Сторожевский монастырь и Дунино А вы слышали как храпят глухари? А Михаил Михайлович Пришвин слышал, да и не одного храпящего глухаря, а нескольких, они похрапывали над писателем, сидя на ветвистых елях. Много интересного ребята пятого и шестого классов узнали в субботней поездке 24 сентября. Сотрудники музея дом-музея михаила Пришвина в Дунино  радушно встречали и детей, и взрослых, для которых директор музея - Лилия Александровна провела отдельную экскурсию.  Ребята побывали не только в самом доме-музее и в его уютных комнатах, но и в гараже писателя, где стоит его старенький зеленый, раритетный ныне " Москвич " . Возле дома-музея есть часовня, посвященная архангелу Михаилу, возле нее - памятник погибшим войнам Великой Отечественной. У памятника гимназисты читали стихи о войне, вспоминали героев. О страшных боях на этих местах ребятам рассказала монахиня Варвара. С ней вместе дети пели молитвы и прикладывались к иконам в часовне. Следующий этап экскурсии - паломничество в Саввино-Сторожевский монастырь. Ребята слушали рассказ об обители, поднимались на звонницу.   Приложившись к мощам основателя монастыря  - преподобному  Саввы Сторожескому мы покинули обитель. Но на этом наше путешествие не закончилось. По традиции все гимназические поездки заканчиваются пикником, так случилось и на этот раз. Пока папы готовили трапезу мамы, учительницы и дети играли в вышибалы, ставили сценки по мотивам произведения Михаила Пришвина, грелись у костра. По дороге домой, в автобусе жюри – кураторы и педагоги – вручали вкусные призы тем ребятам, кто лучше читал стихи, был наиболее активен и выразителен. Домой приехали затемно, счастливые, и даже не очень уставшие. Огромное спасибо всем – и организаторам, и экскурсоводам, и участником столь яркого мероприятия! Предлагаем вашему вниманию отзывы гимназистов о поездке: Осенняя зарисовка:  «В краю непуганых птиц» В усадьбе Пришвина находится большой и красивый сад. Когда попадаешь туда, кажется, что ты попал в одно из произведений Пришвина. Здесь очень богатая природа. В саду растут старые деревья с большими кронами, которые особенно красиво смотрятся осенью, когда окрашиваются в багряный золотой и рыжий цвет. Туда забегают белочки, на деревьях спят птицы, а в дальнем уголке усадьбы находятся могилки собак писателя. Экскурсовод рассказала нам, что мать Пришвина специально хотела, чтобы сад выглядел запущенным. Сейчас у него действительно сказочный облик, словно это сад из повести о природе или с картины русского художника.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/329...

- Дмитрий Игоревич, расскажите, пожалуйста, о себе: как сформировались Ваши патриотические и монархические убеждения и почему сферой научных интересов Вы избрали консерватизм и монархическое движение начала ХХ века? - Я родился в 1977 году в обычной советской семье. Родители и родственники к религии и Церкви относились равнодушно. Впрочем, моя бабушка по линии отца, родившаяся еще до революции, была верующей, ходила в храм, исповедовалась и причащалась. На заре перестройки, на фоне краха коммунистической идеологии, в обществе резко возрастал интерес к жизни Русской Православной Церкви. Ярким свидетельством этого стало празднование 1000-летия Крещения Руси. Мне было тогда 11 лет. Я никогда не заходил до того момента в храм (не считая поездки к т. н. «источнику молодости» в деревню Старо-Сиверскую, когда экскурсовод - а дело было еще в далеком 1985 году - предложил всем на пару минут заглянуть в притвор местного храма; тогда я впервые услышал церковное пение). В 1988 году, тогда еще в Ленинг раде, в Елагином дворце, была развернута большая выставка, посвященная жизни Церкви и приуроченная к знаменательному юбилею. Помню, какие чувства она вызвала у меня - все казалось новым, необычным, но, с другой стороны, каким-то теплым, родным, хоть до сей поры и забытым! Вообще, история, прошлое нашей страны всегда были мне интересны. А тут такое событие - по сути дела целый пласт российской истории (я имею в виду историю Церкви) вытащили, наконец, из небытия! Примерно через полгода я впервые по-настоящему побывал в храме - это был храм святой Екатерины в селе Мурино под Ленинградом. Его только-только передали Церкви. От здания практически остались одни руины. Но уже сам факт передачи его Церкви был важен. К вопросу принятия святого Крещения я подошел вполне осознанно. Еще не почила моя бабушка, главным желанием которой было окрестить своих пока еще не крещеных внуков. И вот, 2 августа 1989 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, я крестился. Однако мое воцерковление началось не сразу и продвигалось очень медленно. Благодаря журналу «Литературная учеба», который выписывали мои родители, в 1991 году я начал изучать церковнославянский язык, тогда же выучил кое-какие молитвы, но в храм ходил редко - видимо, пугала длительность церковных служб, природная стеснительность - возникали трудные на тот момент вопросы: как подойти к батюшке, как исповедовать грехи и проч. Может быть, были и еще какие-то причины. Постоянно ходить в храм, более-менее регулярно исповедоваться и причащаться я начал только с 1999 года.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Валентин Петров: Человек-космос Удивительные истории про Гагарина, Сергия Радонежского и клавесин Рахманинова 12.04.2017 849 Время на чтение 13 минут Этому человеку делали официальный выговор на службе за «попытку втянуть в религию первого космонавта планеты». Он возил слушателей Центра подготовки космонавтов в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в советское время, когда любое упоминание о религии могло стоить должности. Благодаря ему в 1988 году с земной орбиты прозвучало поздравление с Тысячелетием Крещения Руси. В День космонавтики мы публикуем на сайте «Фомы» интервью с Валентином Петровым, полковником ВВС в отставке, доцентом Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. Зачем космонавты берут на борт корабля иконы, как Гагарин оказался в Троице-Сергиевой лавре и действительно ли он произносил фразу «в космос летал - Бога не видел». Гагарин у мощей преподобного - Валентин Васильевич, а как Вы познакомились с Гагариным? - Вначале я познакомился с Германом Титовым, а уже на XIV съезде комсомола в 1962 году он познакомил меня с Гагариным. Юрий Алексеевич знал, что я иногда привожу в Лавру слушателей моего курса по философии в Военно-воздушной академии и космонавтов, которые интересовались православной культурой. С Юрием Алексеевичем мы никогда не говорили о вере: в нашей среде эта тема была под запретом. Поэтому, когда в 1964 году у него возникло желание на свое 30-летие посетить Лавру вместе с однокурсником по училищу Николаем Копыльцовым, мы поехали все вместе. Мы приехали в Лавру в «гражданке» - в то время нам, военным, в форме нельзя было появляться в храмах. И сразу в монастырь хлынул поток народа - ведь Гагарина в любой одежде узнавали. В той поездке, как и во всех остальных, нам очень помог будущий ректор духовной Духовной академии - владыка Филарет Мы ведь толком ничего не знали о вере и Церкви. Владыка всегда давал в качестве экскурсовода замечательных преподавателей, которые рассказывали нам о церковной жизни, вере и Боге. Эти рассказы трогали душу и навсегда оставили самые теплые воспоминания о Лавре.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дело одного издательства: возвращение эмигрантов домой 13.05.2008 452 Время на чтение 5 минут Русская эмиграция. Книги. Виктор Москви н - директор издательства эмигрантской литературы " Русский путь " , руководитель библиотеки-фонда " Русское зарубежье " рассказывает о первой выставке запрещенной литературы; о том, почему люди начинали сомневаться, как боролись с бюрократами в СССР , что сегодня происходит на книжном рынке: В сентябре 1990 года была открыта выставка ИМКА-Пресс. Это было значительное событие, мы с размахом его организовали. У нас была не только экспозиция, но и читальный зал, в него стояла длинная очередь, где были и университетские профессора и студенты. Кроме этого, мы устроили книжный магазин по продаже запрещенной литературы. В сентябре 90-го года мы получили эти книги. Это было просто чудо. Как мы потом узнали, в КГБ по этому поводу был страшный скандал, и пострадавшей стороной была советская таможня, которая не досмотрела. СССР и ГУЛАГ - Виктор Александрович, вы возглавляете издательство, которое издает эмигрантскую литературу. Как так получилось, что вы начали этим заниматься? - Началось это очень давно. После окончания университета в 1973 году я начал работать экскурсоводом в отделе пропаганды Останкинского дворца-музея, поистине удивительном месте Москвы. Наш экскурсионный отдел находился в церкви Живоначальной Троицы, которая была превращена в административное здание. Мне посчастливилось работать с Борисом Борисовичем Михайловым - тоже научным сотрудником. Он был выпускником истфака МГУ, успел закончить аспирантуру у Д. Сарабьянова и поработать в одном из московских вузов, откуда был уволен за то, что отказался включить в курс скульптуры одного из тогдашних советских корифеев. Кроме того, Борис Борисович был человеком православным и входил в круг людей, близких к Александру Исаевичу Солженицыну. Мы с ним быстро сдружились, несмотря на разницу в возрасте в 14 лет. Б.Михайлов приносил мне эмигрантскую литературу. Книги он получал во французском посольстве, где у него были друзья. Это был мощный канал получения тамиздата. Я был одним из читателей изданий ИМКА-Пресс, " Посева " , " Ардиса " . В декабре 73-го усилиями Струве в Париже был опубликован " Архипелаг-ГУЛАГ " . С этого момента началась кампания против Солженицына. А Б.Михайлов выступил с открытым письмом в его защиту, которое опубликовали на Западе. Власти решили за это уволить его из музея. Обычная история, сначала увольняли, потом сажали или отправляли в психушку, в лучшем случае высылали заграницу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010