1. Православный собеседник. 1855 год Оглавление статей, содержащихся в православном собеседнике за 1855 год. 1 . День святой жизни, или ответ на вопрос: как мне жить свято? (2,70,165 и 280.) 2 . Нечто о слове истинного в восьмом члене Символа Веры (43.) 3 . О книгах, на которых отступники от православной Церкви основывают свои неправильные мысли (47,105 и 238.) 4 . Современные наши грехи. Слово в день Тезоименитства Его Величества Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича, сказанное Синодальным членом Григорием, Архиепископом Казанским, Августа 30 дня 1855 года, в Казанском Богородском Соборе (154.) 5 . Новозаветный закон в сравнении с Ветхозаветным (187.) 6 . Слово на память иже во святых Отца нашего Митрофана, первого Епископа Воронежского (291.) 2. Православный собеседник. 1856 год Оглавление статей, содержащихся в православном собеседнике за 1856 год. 1 . День святой жизни, или ответ на вопрос: как мне жить свято? (окончание) (72 и 170). 2 . Новозаветный закон в сравнении с Ветхозаветным (окончание) (3 и 107). 3 . Как, по учению Иисуса Христа, должно творить милостыню, молиться и поститься (215). 4 . Не должно прилепляться к земным благам (357). 5 . О мнимо-духовном Христианстве в древние времена Церкви(27). 6 . О числе просфор на Проскомидии по древлеписьменным Соловецким служебникам(148). 7 . О книге: Большой Катихизис (окончание)(305 и 399). 8 . Слово на Новый год(88). 9 . Размышление о том, как, по примеру древних Христиан, следует проводить великий пост(93). 10 . Слово во святых и великий пяток(205). 11 . Выписка из записной книжки одного старого почтенного законо-учителя(349). 12 . О причинах разделения главных раскольнических сект (Поповщины и Безпоповщины) на многие мелкие толки(431). 3. Православный собеседник. 1857 год Книжка первая Оглавление статей, содержащихся в православном собеседнике за 1857 год. Предисловие. 1 . Глава первая 2 . Глава вторая 3 . Глава третья 4 . Глава четвертая 5 . Глава пятая 6 . Глава шестая 7 . Глава седьмая

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" ЖИВИТЕ С МИРОМ! " Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в канун Святой Пасхи ответил на вопросы " Собеседника " . ( " Собеседник " от 14 апреля 2001 года) ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ИСТОЧНИКОВ " ЖИВИТЕ С МИРОМ! " Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II еженедельнику " Собеседник " . ( " Собеседник " от 14 апреля 2001 года) 14.04.2001 Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в канун Святой Пасхи ответил на вопросы " Собеседника " . " Я прятал куклы от младшей сестренки... " — Ваше Святейшество, в этом году исполняется 40 лет вашей архиерейской хиротонии. Что значили для вас эти годы служения Богу и Церкви, что прежде всего вспоминается сейчас? — Одному Богу известно, сколько каждому из оставшихся в советской России, а не уехавших за рубеж священнослужителей пришлось пережить!.. Архиерейская хиротония — это посвящение в довольно высокую степень священства, во епископа. Я же в Церкви, можно сказать, с малых лет. Сколько помню себя, служу Богу. — Как известно, в миру вы — Алексей Михайлович Ридигер. Само имя Алексей означает " человек Божий " . Выходит, ваши родители с колыбели готовили вас к священной миссии? — В шесть лет я разливал крещенскую воду в храме — это стало первым моим послушанием — и твердо знал: буду священником и никем иным! Разумеется, к столь бескомпромиссному выбору подвели меня мои бесценные родители. Отец, Михаил Александрович, уроженец Санкт-Петербурга, происходил из древнего рода Ридигеров. Наш род дал России знаменитых военачальников и юристов, в том числе и героя Отечественной войны 1812 года генерал-адъютанта графа Федора Ридигера, военного министра царского правительства в 1905—1909 годах Александра Ридигера, о мужестве которого во времена русско-турецкой войны 1877—1878 годов ходили легенды. Папа должен был продолжить семейную традицию и для начала поступил в Императорское училище правоведения — одно из самых привилегированных учебных заведений в те времена. Но грянула революция 1917 года, за ней — октябрьский переворот. Спасение отец нашел в эмиграции. Поселился в Эстонии, где через несколько лет сочетался законным браком с моей будущей мамой — Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля, ныне Таллина. Я был единственным сыном у родителей. Нас связывали крепкая любовь и особый дух православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и сама семья воистину становится домашней Церковью. К десяти годам выучил наизусть литургию.

http://zavet.ru/news/news-p010415.htm

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви ЖМП 3 март 2018 /  13 марта 2019 г. 15:10 Митрополит Калужский и Боровский Климент: Шаг к добру и свету — Христу Отмечая День православной книги, мы вновь говорим о роли литературы в жизни человека. Что такое книга? Учитель, как мы не раз читали в школьных учебниках? Друг? Советчик? Что делает книгу православной? Об этом рассуждает митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви.  PDF-bepcuя.  Мой читательский и жизненный опыт подсказывает, что на роль учителя подходит только духовная литература. Преподобный Иоанн Лест-вичник говорил, что чтение книг Священного Писания «немало может просвещать и собирать ум; ибо они суть глаголы Святого Духа». Он же — Господь Дух Святой — дышит в святоотеческих творениях. «И Слово Божие и толкование его — дар Святого Духа», — пояснял святитель Игнатий (Брянчанинов). Но далеко не каждую книгу (и не каждого автора) можно воспринимать как безупречного наставника, советы которого неоспоримы, принципиально важны. Художественные произведения (и их авторы) — это собеседники читателя. Именно так, на мой взгляд, правильно их воспринимать. А собеседники, как известно, бывают разные. Одним можно доверять, к другим можно и нужно прислушаться, а от некоторых лучше держаться подальше.   Когда мы общаемся с людьми, чьи-то слова заставляют нас задуматься, чьи-то — улыбнуться или возмутиться. Ведь одни призывают к честности, добросердечию, достойным поступкам, а иные всегда готовы найти оправдание любым порокам, рисуют их привлекательными, воспевают все виды «свободы». Книги в этом удивительно похожи на людей. Книга может стать увлекательным рассказчиком, другом, добрым советчиком, который поставит новые вопросы и поможет найти на них ответы. Но книга может оказаться и недругом, сомнительным приятелем, подстрекателем, который будет тянуть во тьму, романтизировать совершаемое людьми зло или убеждать, что в жизни нет ничего привлекательнее гедонизма, призывать следовать всем своим желаниям, страстям, соблазнять на грех. По мнению преподобного Паисия Святогорца, можно распознать духовное состояние человека из того, что он читает. Его слова перекликаются с русской поговоркой: «Скажи мне, кто твой друг…».

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отрадный знак Заявление Иерусалимского Патриарха Феофила о непризнании «ПЦУ» повлияет на позицию колеблющихся Поместных Православных Церквей 06.09.2019 1119 Религиовед отметил, что «слова Иерусалимского Патриарха – это отрадный знак. Теперь позиция иерархов Православных Церквей, которые не признают раскольнических действий ПЦУ, станет еще более весомой». «Отрадно, что такое заявление прозвучало, поскольку обычно греческие Церкви (к которым относится и Иерусалимская) проявляют солидарность с Константинополем. Но тут надо учитывать, что Иерусалимская Церковь, в хорошем смысле, весьма консервативная среди греческих Церквей», – сказал Владислав Петрушко. Особенно важно, что это заявление прозвучало в преддверии Собора, который в октябре состоится в Элладской Церкви, которая объединяет большинство православных верующих в Греции, отметил Петрушко. Фактически это Архиерейский Собор, который должен рассмотреть «украинский вопрос», поделился собеседник. «Есть опасения, что на Элладскую Церковь могут оказать давление в плане признания так называемой Православной церкви Украины ( " ПЦУ " ). И тут позиция Иерусалима может оказать большое влияние на иерархов Элладской Церкви. Тем более, что среди них многие иерархи уже высказывали аналогичную точку зрения: признавали только одну Церковь Украины – каноническую, во главе с митрополитом Онуфрием. Поэтому позиция Иерусалимской Церкви, это, конечно, очень отрадный знак», – подчеркнул Владислав Петрушко. Собеседник также напомнил, что ни одна Поместная Церковь, за исключением собственно Константинопольского Патриархата, выдавшего томос «ПЦУ», на сегодняшний день не признала законность существования «ПЦУ». «Однако один из иерархов Элладской Православной Церкви, митрополит Лангадский Иоанн (Тассиас), к сожалению, участвовал этим летом в богослужении, которое возглавлял глава " ПЦУ " , так называемый митрополит Епифаний, – отметил Петрушко. – Правда, потом митрополит Иоанн сделал оговорку, что он присутствовал как частное лицо, что не представлял Элладскую Церковь. Более того, в Лангадской митрополии служил и кто-то из иерархов так называемой Православной церкви Украины. Там, видимо, глубокая позиция иерарха на этот счет. Так что, к сожалению, есть иерархи, которые в большей степени склонны к поддержке " ПЦУ " ».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/06/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > «От согласия или несогласия музея вопрос о передаче не зависит» Игумения Ксения (Чернега) о неадекватной реакции Музея Андрея Рублева на передачу Русской Православной Церкви зданий Спасо-Андроникова монастыря 19.03.2019 964 Время на чтение 7 минут Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл написал главе Росимущества Вадиму Яковенко письмо с просьбой о передаче Спасо-Андроникова монастыря в Москве . Об этом сообщил «Интерфаксу» глава движения за возрождение обители Сергей Карнаухов. «29 января Патриархом подписано письмо о передаче Церкви комплекса зданий Спасо-Андроникова монастыря. Это не просьба. В соответствии с законом этого письма уже достаточно для передачи обители в церковное ведение», - отметил собеседник агентства. По оценке Карнаухова, «Патриарх принял решение не столько религиозное, сколько социально-культурное, потому что таким образом он спасает это место от деградации». Собеседник агентства пояснил, что Минкультуры уже утвердило концепцию, которая должна была превратить весь квартал Спасо-Андроникова монастыря в единый выставочный туристическо-рекреационный комплекс с ресторанами, переходами и галереями, поэтому решение Предстоятеля о передаче монастыря Церкви очень своевременно. Активист отметил, что музею также необходимо развиваться. «Весь выставочный комплекс музея скукожен внутри одного храма Михаила Архангела. Неужели у нас в Москве нет места для того, чтобы разместить экспозицию! Восемь тысяч единиц хранения за 70 лет ни разу не достали!» - сказал Карнаухов. Он также указал на то, что рядом с монастырем находятся брошенные здания, «деградирующие, разваливающиеся - дворец культуры " Серп и молот " , два огромных здания усадьбы Хрящевых, которые музей уже получил, чтобы разместить там свои площади». Руководитель движения за возрождение Спасо-Андроникова монастыря считает, что «сегодня надо найти компромисс и вернуться к решению 1994 года», которое было подписано тогдашним премьером России Виктором Черномырдиным, о возрождении монастыря и развитии музея как центрального научно-исследовательского центра православной культуры и искусства. «Для нас важно, чтобы сейчас руководство музея искало компромисс и систему гармонизации отношений с Церковью, не выступало в качестве врага - не советское же время! Музей бы мог опереться на попечительский совет по возрождению монастыря и решить очень много вопросов», - считает Карнаухов.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/19/ot...

Закрыть Валерий Филимонов Читательский рейтинг: 35611   Родился 21 июля 1946 года, в День Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Коренной петербуржец. Внук офицера императорской гвардии, погибшего в Первую Мировую войну. Закончил Ленинградский радиотехнический техникум и Политехнический институт по специальности «Электронные вычислительные машины». Работал в научно-исследовательских организациях города на Неве и в Российской академии наук. Специалист в области неконтактной техники, кибернетики и систем управления. Занимался изучением проблем симбиоза «человек-машина» и «человек-система», а также разработкой электронных вычислительных систем для биологических и медицинских исследований. Первые публикации стихов и статей о Православной вере и о подвигах святых относятся к началу 90-х годов прошлого века. Печатался в газетах: «Православный Санкт-Петербург», «Софийский Собор», «Русский Вестник», «Православная жизнь», «Горница», «Свете тихий», «Литературный Петербург», «Благовест», «Русское слово», «Преображение», «Вечерний Петербург», «Дух христианина», «Православная газета», «Колокол», «Православный Крест» и других; в журналах «Собеседник православных христиан», «Славянин», «Сербский Крест», «Марфа и Мария», «Духовный собеседник», «Русский мир», «Православный летописец Санкт-Петербурга», «Первый и последний», «Спасите наши души», «Благовестник», «Лад», «Вода живая», «Родная Ладога», «Вестник Александро-Невской Лавры», «Церковный вестник», «Журнале Московской Патриархии» и других. К Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года стараниями В.П.Филимонова были подготовлены материалы к канонизации и написаны Жития старца иеросхимонаха Серафима (Муравьева) Вырицкого, а также новомученика протоиерея Философа Орнатского и иже с ним убиенных чад — новомучеников Николая и Бориса. На основании этих исторически достоверных и точных сведений Освященный Архиерейский Собор принял решение о прославлении для общецерковного почитания: великого вырицкого подвижника — в лике преподобных; пресвитера Петроградского Философа — в лике священномучеников, а его сыновей — в лике мучеников. Исследованиям жизни и подвигов преподобного Серафима Вырицкого и его сомолитвенников Валерий Павлович посвятил более двадцати лет.

http://ruskline.ru/author/f/filimonov_va...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_33081.html 29 сентября 2006 Андрей Зайцев Церковь и СМИ – диалог трудных, но уважающих друг друга собеседников Источник:  РИА Новости На прошедшем 22 сентября в Москве круглом столе РИА – Новостей " Церковь и СМИ. Где источник противоречий? " , в котором приняли участие журналисты Андрей Золотов, Александр Щипков, Сергей Чапнин, Максим Шевченко, а также протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Андрей Кураев, было сделано несколько принципиальных заявлений, о путях развития отношений между Церковью и СМИ. За этим внешне протокольным сообщением скрывается важная встреча, открывающая новые перспективы сотрудничества светских СМИ и религиозных организаций. Тем более, что проблема, как и что писать о религии вообще и Русской Православной церкви в частности, необычайно актуальна в наше время: достаточно вспомнить реакцию в мусульманском мире на высказывания Папы Римского Бенедикта XVI во время лекции в Регенсбургском университете и предстоящий судебный процесс между обозревателем " Московского комсомольца " Сергеем Бычковым и заместителем председателя ОВЦС МП протоиереем Всеволодом Чаплиным. Последнее событие и стало формальным поводом для круглого стола. Какие же проблемы есть во взаимоотношении журналистов и религиозных организаций? Ответы на этот вопрос достаточно очевидны – откройте практически любую публикацию на религиозную тему, и вы увидите традиционный набор тем: религиозные праздники, скандалы, взаимоотношения верующих и неверующих. Подобный список можно продолжать до бесконечности, но как заметил телеведущий, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко: " Многим людям хотелось бы, чтобы Церковь была странным сообществом странных людей, мысленно находящихся в Средневековье " . К сожалению, такой подход отчасти проник и в журналистские материалы, что свидетельствует о кризисе восприятия Церкви, с одной стороны как социального института и, с другой стороны, как сакрального пространства, в котором нет места критике.

http://religare.ru/2_33081_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки! О загадке широкого чествования государственными СМИ неюбилейного юбилея недозапрещённого протодиакона 17.02.2021 4624 Время на чтение 6 минут 15 февраля православный мир праздновал Сретение Господня. Казалось, этот двунадесятый праздник должен был стать центральным событием церковной повестки дня… Однако для некоторых СМИ куда более важной темой оказалось 58-летие пока ещё протодиакона, блогера Андрея Кураева, признанного Епархиальным церковным судом г. Москвы подлежащим извержению из священного сана. Неожиданно крупнейшее государственное СМИ RT (Russia Today — «Россия сегодня») выпустило фильм «Протодиакон Андрей Кураев — о лишении сана, Патриархе Кирилле, изгнании из духовной академии». « Маргарита Симоньян и RussiaToday поздравили меня с днем рождения», — скромно сообщил своим френдам отец Андрей. Вот так взяла Маргарита Симоньян и поздравила за госсчёт... Дальше больше - прогосударственное радио «Комсомольская правда» подготовило с Кураевым получасовой выпуск программы. А тут еще умеренно оппозиционная еженедельная газета «Собеседник» опубликовала обстоятельное интервью с протодиаконом, сделав его лицом своего последнего выпуска. А ведь дата-то совсем некруглая — 58! «Ох, еще и " Собеседник " », — с ложной скромностью отреагировал недоюбиляр. А накануне дня рождения на сайте издания беглого олигарха М.Ходорковского «МБХ медиа» появилось ещё одно интервью с Кураевым. 58-летие протодиакона Андрея Кураева превращено СМИ прямо-таки в выдающееся событие общественной жизни! Такое внимание СМИ, особенно государственных, к этому недоюбилею как будто удивило и самого недоюбиляра (по крайней мере, он так изображает). Его фанаты на форуме странички отца Андрея уже третий день гадают о причинах внезапной славы их гуру. Звучат разные предположения и суждения, кураевские форумчане, по обыкновению, не стесняются в выражениях: «Как говорится, как тебе такое, патриарх Кирилл? (Я сам в шоке, если честно — хотя и понимал всю неоднозначность сложившейся вокруг МП реальности). Жизнь всегда сложнее картинки в голове. Маятник двинулся в другую сторону — хотя, казалось что это невозможно»; «В патриархии сейчас точно на изведутся, гадая, чтобы это значило и как дальше жить со своими филькиными грамотами и указивками»; «Симоньян точно знает, что такой фильм существует? Если да, то этот фильм — охранная грамота, в том числе и от произвола Гундяева» и т.д. и т.п. Основная мысль кураевских фанатов — СМИ таким образом направили Патриарху Кириллу сигнал не трогать Кураева.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/17/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Алексий Уминский и поэтесса Ольга Седакова проявляют либерально-интеллигентский инфантилизм 08.02.2017 2252 Время на чтение 5 минут В либеральном проекте «Диалоги» Открытой библиотеки (Санкт-Петербург) состоялась дискуссия поэтессы Ольги Седаковой и протоиерея Алексия Уминского, настоятеля храма Святой Троицы в Хохлах, сообщает «Православие и мир» . Модератором беседы стал Николай Солодников. Дискуссию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик : Прочитав беседу уважаемого отца Алексия Уминского с уважаемой Ольгой Александровной Седаковой в программе Николая Солодникова, я вспомнил слова апостола Павла: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). Многое из того, что излагали уважаемые собеседники, было интересно, достойно внимания и временами глубоко, но некоторые высказывания мне показались, извините, просто детством. В частности, размышления отца Алексия Уминского по поводу Исаакиевского собора - нужно обязательно сохранить храм и музей. По его словам, это глубокая просветительская миротворческая установка. Всё хорошо, но эта установка пригодна для советского времени - как мы радовались, что Исаакиевский собор был музеем не атеизма, а архитектуры, куда можно прийти и взглянуть на священные изображения Всемирного потопа и Страшного суда и хоть как-то приобщиться к православным ценностям. Но это уже позавчерашний день. В советское время, которое, судя по всему, уважаемые собеседники не любят, был ряд сдерживающих факторов: великая нравственная культура и духовное наследие предыдущего периода, пусть не всегда и признаваемое, советские ценности, которые, что ни говори, возводились на пуританской нравственной модели. Наконец, жесткая система контроля, идеологии и цензуры. Ныне ничего этого нет и нам не выжить на прежних музейно-культурных ценностях. В мире свирепствуют куда более страшные и убийственные силы, чем те, которые были в предыдущий период, от которых не спасешься простой культурностью.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/08/pr...

О святых постах Православной Церкви § I. В один зимний вечер штундисты пришли к о. Моисею побеседовать о вере. Был и я там. Разговаривали о крещении младенцев и особенно долго об иконах. Сектанты слабо спорили. Они были недовольны своей штундой. Соглашались, что на беседах они говорят только для того, чтобы не показаться глупыми «пред народом». Позже других подошел солдат Игнатий. Этот был новичок в штунде и стоял за нее крепче. Осмотревшись в доме о. Моисея и заметив, что с нами почти никто не спорил, он сказал: – «тоже и в православии много лишнего. Вот Церковь людей морит постами. А разве Богу нужен наш пост?» – Мы все с любопытством смотрели на Игнатия и ждали, когда он выскажет всё. А Игнатий взял со стола Библию и прочел: «вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом, когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис.58:6–7 ). Игнатий положил Библию на стол. Как-то по-детски он вдруг стал улыбаться. Потом сказал: «так вот какой пост Богу приятен – дела благочестия и милости! Телесный же пост ни мало не полезен... Я согласился, что Бог требует от нас прежде всего сердца смиренного и сокрушенного, – духа любящего и благочестивого. И Церковь святая во дни Великого поста усердно просит у Бога «духа смиренномудрия, терпения и любви». Это так. Но учит ли нас пророк, что телесный пост Богу противен? Мои собеседники согласились, что о телесном посте в приведенных словах пророк ничего не говорит ( Ис.58:6–7 ). Я сказал: – Надо нам, значит, строже рассмотреть Писание: точно ли телесный пост Богу не угоден? Собеседники не знали, с чего начать решение поставленного вопроса, и молчали. Я спросил: – Скажите же: угодно ли Богу объядение в пище, – ненасытимость в удовольствиях? Сектанты смело ответили: – Нет, Богу противно «объядение». Я сказал: – Да; в Евангелии написано: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими»( Лк.21:34 ). А воздержание в пище приятно Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010