поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди Источник:  Православие.ру В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим – известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, " острее меча обоюдоострого " , всегда вызывает живую реакцию аудитории. Содержание Вход Господень в Иерусалим Слово о поклонении в духе и истине День памяти Илии Пророка. Слово о толерантности Неделя по Крестовоздвижении. О женщине-хананеянке Слово о жизненном призвании Слово о дорожном движении Притча о безумном богаче Слово о Церковном Уставе Неделя святых отец. Слово о человеческой истории Слово о поступке Неделя о мытаре и фарисее Неделя о Страшном Суде. День памяти новомучеников и исповедников Российских Слово перед началом Великого Поста Неделя Торжества Православия. Слово об анафематизмах Пассия первая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 1 Пассия вторая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 2 Пассия третья. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 3 День памяти преподобного Иоанна Лествичника День памяти преподобной Марии Египетской Неделя апостола Фомы. Слово о пасхальном настроении Неделя жен-мироносиц Неделя святых отцов I Вселенского Собора. Слово о догматах Слово в праздник Всех святых Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово о том, какая есть главная заповедь Воскресение словущее Воздвижение Креста Господня Слово о стяжании благодати Притча о сеятеле. Слово о культуре. День памяти апостола Луки Слово в день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана День памяти святителя Филарета Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово о выборах, которые мы совершаем Предпразднство Богоявления. Слово о подготовке к Таинствам

http://religare.ru/2_95047.html

Острее меча обоюдоострого: Проповеди РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95047.html 13 июня 2012 Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди Источник:  http://www.pravoslavie.ru/sm/54209.htm Православие.ру В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим – известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, " острее меча обоюдоострого " , всегда вызывает живую реакцию аудитории. Содержание Вход Господень в Иерусалим Слово о поклонении в духе и истине День памяти Илии Пророка. Слово о толерантности Неделя по Крестовоздвижении. О женщине-хананеянке Слово о жизненном призвании Слово о дорожном движении Притча о безумном богаче Слово о Церковном Уставе Неделя святых отец. Слово о человеческой истории Слово о поступке Неделя о мытаре и фарисее Неделя о Страшном Суде. День памяти новомучеников и исповедников Российских Слово перед началом Великого Поста Неделя Торжества Православия. Слово об анафематизмах Пассия первая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 1 Пассия вторая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 2 Пассия третья. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 3 День памяти преподобного Иоанна Лествичника День памяти преподобной Марии Египетской Неделя апостола Фомы. Слово о пасхальном настроении Неделя жен-мироносиц Неделя святых отцов I Вселенского Собора. Слово о догматах Слово в праздник Всех святых Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово о том, какая есть главная заповедь Воскресение словущее Воздвижение Креста Господня Слово о стяжании благодати Притча о сеятеле. Слово о культуре. День памяти апостола Луки Слово в день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана

http://religare.ru/2_95047_1_21.html

Предисловие Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих Слово первое Слово второе Слово третье Слово четвертое Слово пятое Слово шестое Слово седьмое Слово восьмое Слово девятое Слово десятое Слово одиннадцатое Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Слово двенадцатое Слово тринадцатое Слово четырнадцатое Слово пятнадцатое Слово шестнадцатое Послесловие Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515) «Просветитель» сложилось в борьбе с ересью жидовствующих, потрясшей Россию на рубеже XV – XVI вв. Этот емкий свод православного богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви. Полемически острая, богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга эта на протяжении веков оставалась живым явлением русской культуры и оружием идейной борьбы. Нападки на православное вероучение, которые приходилось отражать преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши дни с новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и «новых» религиозных и безрелигиозных учений, поэтому «Просветитель», впервые полностью переведенный с церковнославянского на русский язык, актуален и сегодня. Предисловие Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское близ города Волока Ламского (ныне Волоколамск) в семье благочестивых родителей Иоанна и Марины. Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря Арсению. В двадцать лет, презрев мирскую суету, Иоанн избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия († 1478; память 1 мая), который постриг его в иночество с именем Иосифа. Постриг и последующие монашеские подвиги преподобного Иосифа дали благодатные плоды в жизни всей его семьи. Вскоре после ухода преподобного из мира отец его, Иоанн, был поражен тяжелой болезнью – парализован. Преподобный Пафнутий немедленно принял и его в свой монастырь, постриг в иночество с именем Иоанникия и поручил заботам сына, который покоил его в течение 15 лет, до самой кончины. Матери своей преподобный Иосиф написал увещательную грамоту, советуя избрать иноческий чин; она приняла постриг во Власиевской женской обители Волока Ламского (в схиме Мария). Вслед за родителями ушли в монашество и братья преподобного Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Слово Божие в прямом эфире. Архимандрит Амвросий (Юрасов), духовник братства «Радонеж» Было время, когда Христос ходил из города в город, из села в село и проповедовал Слово о спасении. Это Слово проникало в души, и люди распространяли его среди ближних. Господь дал человеку разум открывать тайны природы, чтобы использовать их для спасения души. И в последние времена Господу было угодно, чтобы люди узнали, что есть радиоволны. По радио передают не только новости и музыку, по милости Божией, есть и православные передачи, и даже православные радиостанции: люди могут говорить слово спасения, повсюду вещать во славу Божию. Очень много людей, которые не знали Бога, но услышав Слово по радио, пришли в храм, пришли к покаянию, к исправлению. Многим в минуты скорби Господь Духом Святым внушает включить радиоприемник, попасть на волну, где вещает радиостанция " Радонеж " , и люди, услышав слово проповедника, спасаются. Сколько людей покаялось, знает только один Господь! Ведь Слово Божие можно распространять не только через книги, через газеты, но и через телевидение, через аудиокассеты, через радио (в прямом эфире и в записи). И когда в эфире вещают Слово Божие, оно освящает воздух, и люди, которые слушают Его, внутренне очищаются и просвещаются. Кого-то Слово Божие застает в пути. Знаем немало людей, которые ехали в машине, крутили настройку приемника, и неожиданно попадали на радиостанцию " Радонеж " . С этого дня они становились постоянными слушателями, шли в церковь, каялись и жили с Богом. А других Слово заставало в квартире, кого-то в поезде, иных - в самолете. Как-то летели мы в самолете и разговорились с бортпроводниками. Они говорят: " Батюшка, а мы радиостанцию " Радонеж " постоянно слушаем " . Повели нас к себе и весь полет задавали вопросы. Лет 30 тому назад мне довелось читать, что придет такое время, когда в России будут открывать храмы, монастыри, и будут проповедовать Евангелие, и мне все хотелось узнать: когда же это время настанет? И вот, это время пришло, Слово Божие вещают по всей России: в Сибири, на Дальнем Востоке, на Западе, и даже через Интернет в Америке. Что на это можно сказать? Слава Богу, что пока это Слово проповедуется.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная основа русского театра Доклад на Рождественских чтениях 17.03.2009 1067 Время на чтение 12 минут Искусство театра происходит из потребности человека моделировать мир в пространстве и времени. Никакое другое искусство не обладает этим свойством. Драматический театр, будучи искусством синтетическим, вобрал в себя и изобразительное искусство, и музыку, и танец (пластику), и, главное, - слово. Слово, произнесенное вслух, то есть слово, как таковое, в первичном своем образовании. Потому как слово, зашифрованное в буквах, то есть слово написанное, - вторично по отношению к слову, произнесенному вслух. Театр пользуется словом в первичном своем значении и до кинематографа являлся единственным из искусств, обладающим этим качеством. Но и сейчас театр отличается от кино, потому как только в театре слово рождается теперь и сейчас. " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " , - начинается Евангелие от Иоанна. Думается, неслучайно слово " Теос " переводится с греческого как Бог. Театр - это место, где рассказывают (или должны рассказывать) о Боге. В слове заложено действие, театр - это искусство действия. Действия во времени и пространстве, и пространстве духовном в том числе. Слово, заключающее в себе духовную основу, действует в мире, наполняя его духовностью. Слово, произносимое со сценических подмостков, также духовно. Недуховного театра не бывает. Пляски и заклинания языческих шаманов потому и имели такое сильное воздействие на людей, что они были порождаемы духами. Какие это духи, мы, как православные христиане, знаем. И, тем не менее, следует подчеркнуть: театр заключает в себе духовное содержание. Другое дело, какого он духа и может ли театральное действо иметь в себе и нести в зрительный зал христианскую православную духовность? Совершенно справедливо обличали современный им театр свт.Иоанн Златоуст и Тертуллиан. Но, как мы знаем, опыта христианского театра в то время еще не было. Театр был откровенно языческим, с культом похоти и разжигания низменных страстей. Не стоит задаваться вопросом, какого духа был такой театр. Он из одного источника, что и заклинания шаманов. Иоанн Златоуст пишет: " Театр - это храмина сатаны, школа безнравственности, зла, заразы, вавилонская печь. Не все ли здесь соединено для того, чтобы губить душу? И безстыдные женщины, и нецеломудренные песни, и страстная музыка " . Несомненно, такой театр ничего не имеет общего с христианской нравственностью.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/17/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Вечность и время " телеканала " Спас " 29 ноября 2016 года. Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Вечность и время " телеканала " Спас " 29 ноября 2016 года. Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Образ " на телеканале " Царьград " 12 декабря 2016 года. Священномученик Серафим (Чичагов). Выступление игумена Дамаскина (Орловского) в передаче " Образ " на телеканале " Царьград " 12 декабря 2016 года. Священномученик Серафим (Чичагов). Интервью игумена Дамаскина (Орловского) на телеканале Царьград. Прославлены и забыты? 2015 год. Интервью игумена Дамаскина (Орловского) на телеканале Царьград. Прославлены и забыты? 2015 год. Живое слово. Священномученик Павел Светозаров.  Живое слово. Священномученик Павел Светозаров. Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Николай Брянцев.  Живое слово. Священномученик Николай Брянцев. Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Феофан (Ильменский).  Живое слово. Священномученик Феофан (Ильменский). Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Андроник (Никольский).  Живое слово. Священномученик Андроник (Никольский). Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Иларион (Троицкий).  Живое слово. Священномученик Иларион (Троицкий). Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Живое слово. Священномученик Василий Соколов.  Живое слово. Священномученик Василий Соколов. Автор и ведущий - архимандрит Дамаскин (Орловский). Беседа А.Н. Крутова с игуменом Дамаскиным. В день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 10 февраля 2002 года игумен Дамаскин, научный руководитель нашего фонда, дал интервью телевизионной программе «Русский дом». В программе обсуждались вопросы определения святости, подвига за веру, причины канонизации людей. «Тот, что в этих книгах идеал – это ведь те же наши люди, современники, это ведь не только священники, не только епископы, не только сугубо церковные люди. Это те же крестьяне, это те же врачи, это те же учителя, но разница в чём? – Что эти люди исполняли свои земные обязанности, но и верили в вечность», – подчеркнул в своем выступлении игумен Дамаскин.

http://fond.ru/video/kino

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») название неск. древнерус. некалендарных в своей основе четьих сборников относительно устойчивого состава, не связанных между собой по содержанию, в к-рые входят Слова и поучения, естественнонаучные и исторические статьи, жития святых. В «З. ц.» содержатся произведения визант. авторов: святителей Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова , Геннадия I , патриарха К-польского; труды слав. книжников: святителей Климента Охридского, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также Козьмы Пресвитера и др., анонимные сочинения. Большая часть поучений, входящих в «З. ц.», посвящена истолкованию богослужения и устава: «Слово откровеньи святого отца нашего Григория Богослова о святой службе истолковано», «Воображение о церкви», «Слово святого Василия, толкование ученического чина, что есть иерей и по коему желанию глаголет священник, что есть остригание главы его, что есть манатья его, что есть стихирь его», «Слово о посте о Велицем, и о Петрове говеньи, и о Филиппове» и др. Мн. поучения посвящены церковным праздникам: «Слово о Воскресении Господни и о Светлой недели», «Слово святого Иоанна Златоустого на Благовещение архангела Гавриила святой Преславной Богородице», «В Неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого», «Слово на Вербницы великого Антиоха Ерусалимского» и др. Некоторые Слова имеют катехизический характер: «Поучение правыя веры душеполезно», «Слово о Ветсем Законе и о Новем» и др. Ряд статей посвящен посту, молитве и иным христ. добродетелям, в др. поучениях осуждаются пороки («Слово святых отец о пьянстве», «Слово некоего старца о подвизе душевнем и пьянстве», «Слово святого Ефрема о мирстей суете» и др.), в т. ч. пороки духовенства («Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»). Большое число статей посвящено взаимоотношениям внутри христ. общества (Слова «о соседе», «о монастырех», «о епископе», «о попех», «о князех», «о друзех», «о челяди», «о волхвах», «о тайне», «о рабех» и др.).

http://pravenc.ru/text/199901.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чем пахнет слово? Последнее стихотворение Николая Гумилёва 6 мин., 05.09.2016 Мы продолжаем рассматривать стихотворения русских поэтов в проекте 50 великих стихотворений , акцентируя внимание на христианских образах и мотивах. На этот раз в центре внимания - Николай Гумилёв и одно из его последних стихотворений -- " Слово " . Можно ли словом разрушить город? Остановить солнце? Что такое " мёртвые слова " ? И отчего они омертвели? Разбираемся вместе! Слово В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово это - Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества. И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова. Слушать стихотворение " Слово " в исполнении Евгения Евтушенко (gumilev.ru) " Слово " в исполнении Маргариты Тереховой (gumilev.ru) Полина Агуреева, песня на слова стихотворения " Слово " (gumilev.ru) Свернуть Исторический контекст Стихотворение написано в Петрограде в 1919 году. Монархия низвержена, Временное правительство тоже, Учредительное собрание разогнано. В стране к власти пришли большевики во главе с Лениным, второй год бушует Гражданская война, и кто в ней окажется победителем, еще неясно. На территории, подконтрольной большевикам, действует политика военного коммунизма, развязан террор, жертвами которого оказываются не только активные противники советской власти, но и обычные люди, имеющие «подозрительное» социальное происхождение: дворяне, купцы, духовенство, бывшие офицеры царской армии, чиновники и так далее.

http://foma.ru/50-velikih-stihotvoreniy-...

«Слово» как вид произведения в древнерусской словесности Принадлежность древнерусского словесного произведения к тому или иному жанру, как правило, указывается в начале названия данного произведения. В дошедших до нас рукописях встречается около сотни таких жанровых определений. Вид произведения, получивший название «слова», относится к числу наиболее ранних и распространенных. Многие древние «слова» изначально предназначались для произнесения в самом почитаемом и священном месте – в храме. Их них развилась церковная проповедь. Таковы, например, «слова» Кирилла Туровского на церковные праздники (XII в.). Другие «слова» предназначались для произнесения на иных торжественных собраниях, перед князьями. Самым ранним из дошедших до нас самобытных произведений Древней Руси считается «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В месте с этим произведением к числу известных и влиятельных древних «слов» относятся «Слово о полку Игореве» и «Слово Даниила Заточника». Три знаменитых «слова» можно считать прообразами для сотен «слов», украсивших русскую словесность. Внутреннее видовое единство всех этих, весьма различных, на первый взгляд, «слов» до сих пор не получило должного осмысления. Между тем несомненна та закономерность, согласно которой, по выражению Д.С. Лихачева, «жанровые определения Древней Руси очень часто соединялись с определением предмета повествования: “видение”, “житие”, “подвизи”, “страсть”, “хождение”, “чюдо”, “деяния” и пр.» . С этой точки зрения, жанр «слова» должен быть посвящен слову как таковому: его природе, его возможностям, его предназначению. И это безусловно так. У древних славян, как и у многих других народов, еще в язычестве сложилось представление о божественном происхождении слова, о его изначально божественной сущности. У славян это почитание слова выразилось даже в народном самоназвании (словены, словаки и т.д.: слава и слово происходят от одного корня). В язычестве славяне поклонялись богине Славе, олицетворявшей божественную природу слова . С крещением славян представление о божественности слова углубилось, укрепилось и преобразилось христианской верой: Христос, как сказано в особо полюбившемся славянам Евангелии от Иоанна – Само Слово Божие (см.: Ин. 1: 1). Название христианской веры у славян также оказалось знаменательным: это Православие, то есть Право-словиеправильное словесное почитание и прославление Бога. Отношение к слову как дару Божиему обусловлено у православных славян двумя библейскими указаниями на всемогущество слова, исходящего от Бога: ветхозаветным – «И сказал Бог…» (Быт. 1: 3) и новозаветным – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог Все через Него начало быть» (Ин. 1: 1, 3).

http://pravoslavie.ru/1263.html

Андреев И.М. Православная апологетика Введение Православная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения. Наука апологетика (основное богословие) носит еще и другие названия: введение в богословие, общее богословие, умозрительное богословие, апологетическое богословие, энциклопедия богословия; иногда эту науку называют философией религии, философией христианства, христианским мировоззрением и т. п. Мы будем называть наш курс апологетикой или основным богословием, так как главная цель нашего курса будет защита основных богословских истин Православной Церкви. Давая систематическое изложение основ православного богословия, апологетика (основное богословие) вместе с тем является и основой органически целостного православного христианского мировоззрения. Под именем православного богословия обычно разумеется систематическое изложение христианской религии на основании изучения Слова Божия, т. е. Священного Писания и Священного Предания, под руководством Православной Церкви. Слово «православный» (ортодокс) значит правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правильно славящий Бога. Слово «богословие» (теология), по учению святых отцов и учителей Церкви, имеет несколько значений: «слово о Боге», «слово от Бога», «слово к Богу», «слово для Бога». Митрополит Московский Макарий (Булгаков) определил богословие как «слово Божие о Боге во славу Божию». Согласно общему учению Православной Церкви, богословие можно определить как учение о Боге, Его свойствах и о всем относящемся к богопочитанию. Первым христианским богословом был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, в своем Евангелии преимущественно показавший, что Иисус Христос есть Сын Божий или Слово Божие, Бог Слово. Из святых отцов и учителей Церкви преимущественно богословом именуется святой Григорий Богослов и святой Симеон Новый Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4142...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010