См. также: Указатель статей о старообрядчестве, помещенных в журнале «Миссионерское обозрение» Миссионерское обозрение – ежемесячный православный миссионерский журнал, официальное издание Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви. Учреждён в 1896 году по решению 2-го Всероссийского миссионерского съезда. Издавался в Киеве. Журнал являлся официальным изданием синодальной внутренней миссии, созданной в первой половине XIX века для борьбы со старообрядческим расколом и сектантством. Журнал выходил ежемесячно объёмом 8–10 печатных листов (в 2-х отдельно издаваемых частях). Первая часть служила специальным координирующим органом для миссионеров. В ней помещались сведения о церковно-гражданских узаконениях, касающихся сектантов, статьи по миссионерской методике, материалы о современном состоянии сектантства и старообрядчества. Здесь же помещались критические разборы сектантских сочинений, обрядников, катехизисов и пр. Публиковались дневники известных миссионеров, отчёты епархиальных миссий, материалы судебных процессов над сектантами, а также сведения этнографического и статистического характера о русском сектантстве. Вторая часть включала статьи с изложением святоотеческих учений, в которых особенное внимание обращалось на места, иначе трактуемые сектантами различных направлений. Публиковались избранные патриотические сочинения (имеющие отношение к тематике журнала). Здесь содержались также все приложения к журналу: поучения, внебогослужебные беседы и спец. «Миссионерские листки» для народа. Выпуск журнала прекратился в 1916 году. Журнал возрождён в январе 1996 года как печатный орган созданного в конце 1995 года Миссионерского отдела при Священном Синоде Русской православной церкви. Ныне это 32-страничный иллюстрированный журнал с цветной обложкой и вкладкой. Выпуски: (содержание) Миссионерское обозрение. 1896 г. 1 полугодие Миссионерское обозрение. 1897 г. 2 полугодие. Кн. 1 и 2 Миссионерское обозрение. 1899 г. Январь–Июнь. 1 Миссионерское обозрение. 1899 г. Июль–Декабрь. 2

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«С началом нынешнего года вступил во второе двадцатипятилетие своего существования один из известнейших органов нашей духовной журналистики, Православное Обозрение. Он возник в 1860 году, в такое время, когда духовная наука и литература были достоянием единственно духовных школ, главным образом, духовных академий, в изданиях которых помещались официальные труды профессоров и студентов, и впервые выступил со своей задачей отвечать на все важнейшие вопросы духовной мысли и церковно-общественной жизни, впервые открыл на своих страницах серьезную апологетику христианства и православия в борьбе с неверием, критику произведений духовной и светской литературы, насколько последняя касалась вопросов религии, равно, как обозрение и оценку текущих церковных и общественных дел. Предпринятый столь просвещенными и энергическими лицами из московского духовенства, каковы Η.А. Сергиевский, Г. П. Смирнов -Платонов и Π.А. Преображенский, орган этот сгруппировал вокруг себя людей способных, вызвал к жизни много новых молодых литературных сил и внес интерес духовного знания в среду светского общества, из которой он постоянно имел сотрудников и соревнователей. Православное Обозрение, верное своему имени, всегда отстаивало истину православия и в то же время, умело стоять на высоте современной науки и требований времени; произносило верную оценку текущих событий, – в особенности, духовно-учебная реформа прошлого царствования нашла в этом органе своего лучшего истолкователя. Опираясь только на свои силы и не получая ни откуда никаких субсидий, редакция Православного Обозрения пережила много критических моментов, в особенности когда по ее примеру стали возникать другие издания с одинаковой программой, когда по обстоятельствам оставляли ее прежние редакторы, как Η.А. Сергиевский и Г. П. Смирнов -Платанов, равно, как в последствии, примкнувший к редакции А.М. Иванцов-Платонов (не перестававший, впрочем, поддерживать журнал и нравственно и сотрудничеством), но благодаря энергии единственного оставшегося с 1674 года редактора, отца протоиерея Π.А. Преображенского, который принес в жертву этому делу все свои жизненные и личные интересы, орган этот, до сего времени, с таким же мужеством и честью держит свое знамя и, несмотря на резвившуюся конкуренцию с другими органами, нисколько не потерял своей прежней репутации, напротив, до сего времени, является почти единственным органом духовной науки для светского общества и единственным из духовных журналов, имеющим круг читателей за границей».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

[Май] Стешенко П., свящ. Миссионерские курсы для духовенства, как не испытанная ещё в борьбе с расколо-сектантством мера//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 813–821 Кому не известно, как настойчиво в настоящее время ведётся пропаганда расколо-сектантства с его многочисленными разветвлениями среди населения! Кому не известно, каким бурным потоком несутся во всех слоях обществу всевозможные лже-мудрования религиозного характера, увлекая своим шумным течением на путь погибели немало чистых, невинных, но неустойчивых натур! Со всех почти концов нашего необъятного отечества раздаются тревожные, грустные повести о том, как фанатизированные вожаки и агитаторы всяких кривотолков, нередко путём торгашеских приёмов, вербуют в свой лагерь материально пришибленных чад православной Церкви, обещая им здесь богатства и блага мира, а там – за гробом – спасение души или вечную нирвану. Как часто ныне приходится слышать, что православные, просвещённые светом Христовым, нередко идут туда, где отрицается власть божественная и человеческая и царит одна лишь власть, – власть непроницаемой тьмы и лжеверия, власть грубого невежества и суеверия, власть греха и неправды... Видно, энергично, упорно идут к своей грешной цели современные лжеучители; видно, грудью отстаивают они свою ложь и обман, многим жертвуют, лишь бы смутить возможно большее число православных. Что же делают пастыри Церкви Христовой, призванные на защиту божественных истин от врагов Христа? Как встречают они нападки и натиски своих отпавших членов, погрязших в грубых заблуждениях сектантства и раскола? Не с спокойной душой, не с спокойным сердцем выслушивают они скорбные вести о подпольной и открытой пропаганде народных и интеллигентных агитаторов. Вместе с ростом религиозных лжеучений растёт и усердие наших священников; вместе с расширением деятельности секто- и расколо-учителей расширяется и миссионерская деятельность пастырей Христовых. В журналах и газетах, наряду с тяжёлыми известиями о наглой вербовке лжеучителями в свою среду православных, передаются трогательные повести о том, как священники, с болью в душе, с лаской и приветливостью отца, призывают отпадших от Церкви Христовой возвратиться под её спасительный покров; как они целые дни и часы проводят в искренних, задушевных беседах с совратившимися в раскол и сектантство; с риском для здоровья, а иногда и жизни, полемизируют с ними, умоляя их снова сделаться чадами оставленной ими Матери-Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ноябрь Фудель И. Свящ. Миссия среди интеллигенции. (Доклад, читанный в Орловском миссионерском съезде)//Миссионерское обозрение 1901 г. 11. С. 497–501 «Бых немощным яко немощен, да немощные приобрящу» 1Кор.9:22 . Религиозное настроение русского так называемого интеллигентного общества, крайне печальное с точки зрения православного христианина, в переживаемое нами время, кажется, ничем по существу не отличается от того, каким оно было 20–40 лет тому назад. Ибо при всей разнохарактерности увлечений общества модными теориями и веяниями, при видимом разнообразии тех идолов, коим оно поклонялось в последнее полустолетие, одна общая черта присуща всем этим увлечениям и объединяет их в одно целое, – это уклонение от Истины и блуждание по распутиям мира вне Церкви. В этом последнем заключается существенный характерный признак настроений наибольшей части русского общества во все периоды его жизни. В последний период эта черта общего настроения стала более резко выделяться среди других побочных, несущественных признаков, и это кладет свой отпечаток на наше время. Мы переживаем период особенной напряженности противоцерковных и противорелигиозных стремлений крайних элементов нашего общества, стремлений, граничащих с открытой борьбой. По крайней мере никогда еще у нас не выражалась так открыто, так цинично страшная хула на всё то, что дорого и свято каждому христианину без различия вероисповеданий. И никогда еще в обществе не наблюдалось такого холодного, циничного равнодушия, как теперь, к тому, что, казалось бы, должно вызвать крик общего единодушного негодования. Эти два явления находятся между собой в некоторой связи. Цинизм отрицания действует на массу средних людей растлевающим образом. Голый соблазн привлекателен для полуобразованных, полуневерующих, полумыслящих людей. Но, к счастью, есть и обратная сторона тех же явлений. Цинизм отрицательной пропаганды, как и всякий голый цинизм, действует отрезвляющим образом на лучших, более чутких, более искренних людей общества; перед фактом циничного надругательства над тем, что свято, если не для них, то для их отцов, матерей, братьев и миллионов иных людей, они останавливаются… и задумываются. Вот почему именно теперь так часто встречаешь людей, хотя бы и неверующих, но в то же время не уклоняющихся от умственного общения и откровенной беседы с искренно-верующими. Тогда как недавно еще это было невозможно вследствие крайней исключительности и нетерпимости к чужому мнению со стороны последователей господствующего мировоззрения. Теперь же многие, из увлеченных общим потоком неверия и отрицания начинают прислушиваться к голосу веры. Многое для них в этом голосе еще непонятно, но отраден уже самый факт, важно то, что это новое настроение создает благоприятную почву для личного сближения с людьми неверующими и личного воздействия на них. Было бы непростительно с нашей стороны и во всяком случае грешно не воспользоваться этим благоприятным для нас моментом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Православное обозрение Выпуск 1 (1126) от 01.01.2024 Подписчиков: 1560 Избран правящий архиерей Бакинской епархии 27.12.2023 На состоявшемся 27 декабря 2023 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви участники имели суждение о замещении вакантной кафедры Бакинской епархии (Азербайджанская Республика) (журнал 124). Принято решение преосвященным Бакинским и Азербайджанским избрать иеромонаха Филарета (Тихонова), клирика Коломенской епархии. Место наречения и хиротонии иеромонаха Филарета (Тихонова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставлено на усмотрение патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Временное управление Ереванско-Армянской епархией поручено архиепископу Подольскому и Люберецкому Аксию 27.12.2023 27 декабря 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви собравшиеся имели суждение о положении дел в Ереванско-Армянской епархии (журнал 129). Принято решение освободить митрополита Клинского Леонида (Горбачева) от временного управления Ереванско-Армянской епархией и почислить его на покой. Временное управление Ереванско-Армянской епархией поручено архиепископу Подольскому и Люберецкому Аксию (Лобову) . Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Курская и Иваново-Вознесенская семинарии преобразованы в Межъепархиальные центры подготовки церковных специалистов 27.12.2023 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 27 декабря 2023 года, были заслушаны прошения архиереев в сопровождении рапортов председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова о преобразовании семинарий (журнал 142). 19 июля 2023 года Архиерейское Совещание постановило просить Священный Синод «рассмотреть возможность объединения существующих духовных учебных заведений для более эффективной дальнейшей работы по образованию и воспитанию будущих пастырей». Архиерейское Совещание напомнило, что «при этом должны тщательно соблюдаться установленные Священным Синодом правила (журнал 112 от 30 августа 2019 года) относительно распределения выпускников в те епархии, откуда они были направлены на обучение» (пункт 9 Постановления Архиерейского Совещания).

http://drevo-info.ru/list/1126.html

Глава II. Специальные уставы, соприкасающиеся с исповедью I. «Скитское покаяние» и чин самопричащения. II. «Молитва от осквернения мирским человеком кроме причастия». III. Устав священнической самоисповеди. IV. «Последование о свящеянице, во сяе искусившемся». V. «Чин, иже хощет исповедатя свои грехи со слезами». VI. «Последование о причащении св. воды великого освящения на Богоявление». «Канон за епитимию)». VII. «Служба за отпущение грехов». VIII. Устав поставления духовника. Кроме рассмотренных нами уставов – общих и специальных, имеющих своим объектом совершение самой исповеди, – уставов исповедных в точном смысле, мы знаем еще специальные уставы, которые только известными сторонами относятся к предмету нашего исследования. Одни из таких уставов, с внутренней их стороны, имели чисто субъективное назначение, другие предполагались, как замена на случай необходимости исповеди в собственном смысле, иные имеют соприкосновение с исповедью только в области ее последствий, некоторые же, наконец, имеют в виду лишь лице, могущее быть совершителем исповеди. При этом большинство из них сохранилось только в рукописях и не перешло в печатный литургические издания; если же некоторые и переходили в последние, то переходили лишь на время. Согласно этому, большинство же данных уставов имеют теперь не более, как историческое значение. При всем том, изучение подобных уставов порою имеет значение особенной важности для правильной оценки воззрений на исповедь в ее прошедшем. Но и вне того, такое изучение само собою предполагается должным выполнением предпринятой нами в настоящем исследовании задачи. – Руководясь этим, мы и предлагаем далее обозрение отмечаемых уставов, – обозрение в том их числе, в каком мы имели возможность непосредственно ознакомиться с ними в памятниках, – и в том порядке, в каком они исчислены в перечне содержат я настоящей главы. I. Скитское покаяние. «Скитское покаяние» в первичном своем понятии – очень пространная, с подробным перечнем всевозможных грехов, покаянная молитва к Богу (собственно к Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Глава I Попутные наблюдения памятников христианского искусства в Константинополе, Афинах и Смирне. Путешествие из Бейрута в Баальбек. Сассанидский рельеф в Ферзуле. Вопрос о времени и стиле построек Баальбека и значение его декоративной архитектуры. Дамаск. Общий характер мечети Оммиадов и ее архитектурных деталей Предлагаемый читателю очерк археологического обозрения памятников христианской древности и искусства в Иерусалиме, Заиорданье и Гауране основан на путевых заметках, сделанных автором еще в 1891–92 годах, во время его путешествия из Бейрута, через Дамаск и Гауран, по Заиорданью и до Иерусалима, в составе ученой экспедиции 53 , отправленной Имп. Православным Палестинским Обществом. Путешествие, в силу тревожного состояния многих частей Сирии и появившейся в конце 1891 года холеры, ограничилось Гаураном, Заиорданьем до Мертвого моря и Иерусалимом с его окрестностями, по преимуществу на Восток, до Иерихона. Понятно, что, не закончив задачи таким же наглядным изучением памятников верхней и средней Сирии, нельзя было построить какого бы то ни было общего теоретического рассуждения о ходе развития христианского искусства в Сирии. Тем не менее, по числу обозренных местностей, и по количеству и интересу осмотренных памятников древности, и это путешествие заслуживает иметь место в русской археологической литературе, хотя бы в виде отчета и в главных своих результатах. Правда, со времени путешествия, прошло более десяти лет, а в наш век и Восток принужден жить скорее, и некоторые результаты поездки стали уже достоянием других ученых, или утратили характер свежей новости. Однако, собственная наука движется далеко медленнее практической жизни и в стороне от нее, а многочисленные разъезды западных ученых, английских картографов и испытателей природы, французских миссионеров и русских паломников не дали за это десятилетие нового (после Вогюэ и др.) научного исследования христианских древностей Палестины или их общего обозрения, хотя и представили ряд крупных научных работ. Правда, археологическая литература Святой Земли началась на высшем уровне сравнительно с тем, как она продолжается, став в последнее время, по преимуществу, литературою смеси, хроники и любительских путевых заметок. Правда, этому положению литературы отвечают и обстоятельства нашего новейшего ознакомления с христианским Востоком: это ознакомление также отрывочно, и принуждено пока пользоваться тем, что можно увидать ныне на поверхности земли, что можно снять фотографическим аппаратом и что можно издать хотя бы в отделе смеси в археологических современных обозрениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Гогоцкий Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович, магистр богословия, доктор философии и древней филологии; сын Каменец-Подольского кафедр. протоиерея, родился в 1813 г.; первоначальное воспитание получил дома под руководством своего отца, который, между прочим, часто упражнял его в произнесении поздравительных речей и чтении стихотворений, благодаря чему он привык с ранних лет к публичным чтениям. Впоследствии Г. всегда с благодарностью вспоминал об отце, как своем воспитателе. В 1821 г., 8 лет, поступил в духовное училище, а в 1827 г. в дух. семинарию. Еще до полного окончания курса в семинарии начальство хотело послать его в академию, но этому воспротивился отец, и Г. поступил в Киевск. д. акад. уже в 1833 г. Будучи студентом, с особенным вниманием и интересом слушал лекции по философии прот. Скворцова, Карпова и Новицкого и по богословию – ректора, архим. Иннокентия (Борисова) . Лекции этих проф. имели наиболее сильное и глубокое влияние на Г. Курсовое сочинение при окончании курса писал на тему: «Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви». Сочинение это впоследствии выдержало несколько изданий и дало автору степень магистра богословия (в 1887 г.). По окончании курса, оставленный при академии, Г. состоял сначала преподавателем польского яз., затем с 1839 г. – немецкого яз. и только в 1842 г. был назначен бакалавром философских наук. Но академическая аудитория не удовлетворяла Г., он искал более широкого поля деятельности и в этих видах в начале 40-х годов подал в университет св. Владимира заявление о своем желании читать там лекции, как ни отговаривал его от этого шага высокопреосв. Филарет (Амфитеатров) . Прежде чем, однако, удалось достичь намеченной цели, пришлось перенести много разных испытаний: от него потребовали, чтобы он получил сначала ученые степени при университете, для чего необходимо было держать и устные испытания. Но затруднения эти, как велики они ни были (по некоторым предметам нужно было отвечать на латинск. яз.), были преодолены, и в 1845 г. Г. удостоен был степени кандидата философии, в 1848 г. – магистра, а в 1850 г. – доктора философии и древней филологии. Докторскую диссертацию писал на тему: «обозрение системы философии Гегеля». Однако любимую кафедру получить не удалось и теперь, после стольких трудов и усилий, так как кафедра философских наук в это время была закрыта во всех университетах, а преподавание логики и психологии поручено было законоучителям. Ввиду этого, Г., после кратковременного исполнения временно возложенной на него университетом обязанности цензора Киевского ценз. комитета, в 1851 г. избран был на кафедру педагогии, с званием экстраординарн. проф. и только в 1869 г., с открытием вновь кафедры философских наук, занял эту последнюю кафедру с званием ординарного профессора, не оставляя однако кафедры и педагогии (безвозмездно), и состоял при ней до 1886 г., когда, в силу постигшей его хронической болезни глаз и преклонных лет, вынужден был оставить свои занятия при университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Самый сложный вопрос – русский 2.Без русских никуда. Но куда – с русскими? Актуальное обозрение 17.12.2023 2154 Время на чтение 94 минут Сегодня, когда широко зазвучало понятие «Русский мир», когда идет битва не на жизнь, а на смерть, и направлена она со стороны Запада во главе с США на полное уничтожение Русской цивилизации, озвученное украинскими и американскими нелюдями и выродками как вообще уничтожение русских людей, где бы они не находились – всё это побуждает внимательно посмотреть на уроки так называемого «Ленинградского дела» (о котором вообще мало кто сегодня знает или помнит), понять причины русской трагедии 1949-53 гг. Потому что весьма схож сценарий 30-40-50-х в плане возвращения «русскости» в СССР – с развитием нынешнего, разве что более откровенного в силу идеологической неразберихи и запущенности в государстве и резкого повышения градусности русофобии как внутри России, так и на Западе. Не случится ли что-нибудь похожее и в наше послевоенное время, после – надеемся – Победы?.. Выиграв, не проиграем вновь опять?.. Часть первая ЧАСТЬ ВТОРАЯ. В НЕРАЗРЕШИМОСТЬ «РУССКОГО ВОПРОСА» СТАЛИН И «РУССКИЙ ВОПРОС»: ЭВОЛЮЦИЯ, БИФУРКАЦИЯ (ДВОЕНИЕ, РАЗДЕЛЕНИЕ), И – УГАСАНИЕ… Попробуем проследить эволюцию Сталина в проблеме «русского вопроса», которая в формате СССР оказывалась поистине трудноразрешимой. Проникшись несомненным доверием и симпатией к личности Жданова - в чём нашла, очевидно, удовлетворение душа вождя, жаждавшая подлинности качеств, моральных и деловых, присущих природе русского человека, – он дал добро на всю «русскотворящую» деятельность Жданова и его кадров. «Аппаратная революция» Жданова, позволившая значительно изменить кадровую обстановку в стране («кадры решают всё») и повернуть на патриотические рельсы культуру, литературу, искусство, выявила и обозначила для всех мобилизующую роль русского народа (70 процентов населения), в том числе и на войне. Все эти шаги Сталина говорят о несомненном понимании и признании достоинств и достижений русских начал и традиций, я полагаю, что этого желала, может неосознанно, и прикровенная, «утаившаяся» в детстве и юности, не развитая в дальнейшем православно-христианская его основа. Хоть дозировано, но с несомненным нарастанием эта тенденция продолжалась в действиях вождя до конца 40-х годов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/17/...

Иванцов-Платонов Иванцов-Платонов Александр Михайлович (1835–1894) – протоиерей, доктор богословия, знаменитый ученый, проповедник и церковно-общественный деятель. И.П. был сын священника Курской епархии. По окончании Московской духовной академии в 1860 г. был бакалавром в Петербургской духовной академии и затем перешел в Москву на должность законоучителя Александровского военного училища. В 1872 г., по открытии кафедры церковной истории в Московском университете, он был избран советом университета на должность экстраординарного профессора по этому предмету. Учено-литературная деятельность его началась еще на студенческой скамье статьею «О положительном и отрицательном направлении в русской литературе», напечатанною в «Русской Беседе» за 1858 год. Обнаруженный в этой статье молодым писателем талант, понимание литературы и искусство изложения обратили на него внимание С. Т. Аксакова и послужили началом его последующей связи с кружком славянофилов. Его сближала со славянофилами живая вера в силы православия и общее стремление к синтезу религии и науки на его началах. И.П. участвовал почти во всех изданиях И. С. Аксакова, в особенности, в «Дне» и «Руси», где он поместил ряд замечательных статей о реформе нашего церковного управления. Он издал на русском языке в «Правосл. Обозрении» французские брошюры Хомякова, письма его к Пальмеру с обширными примеч. Но, сочувствуя славянофилам, И.П. оставался вполне самостоятельным, критически относясь к некоторым их воззрениям, напр., чисто отрицательному отношению к западным вероисповеданиям. Научные и литературные труды И.П. поражают своими размерами и достоинствами. Он поместил целый ряд статей в духовных и светских журналах, напр., «Душеполезном Чтении», «Православном Обозрении», «Русской Беседе», «Педагогическом Сборнике», «Русской Мысли», газете «День» и др. Вместе с прот. Смирновым-Платоновым, П. А. Преображенским и прот. Сергиевским И.П. участвовал в издании «Православного Обозрения» – лучшего из всех, бывших у нас, духовных журналов, который в свое время сумел достигнуть серьезного общественного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010