Опыт Свято-Тихоновского института очень важен, потому что он доказывает: религиозное образование — это не только подготовка к священству, но также образование, в том числе научное, которое осуществляется в гармонии с религиозным миросозерцанием. Могут существовать государственные стандарты религиозного образования — такой стандарт был разработан университетом. Это поликонфессиональный стандарт по теологии, и я бы хотел поблагодарить университет за то, что это было сделано. Сейчас завершается работа по третьему поколению этого стандарта, мы ждем этот стандарт — я его уже видел, но не знаю, насколько он воспринят нашим министерством и научным сообществом. Очень важно совершенствовать этот стандарт, чтобы он стал приемлемым, чтобы его реализация помогла нам, в конце концов, выйти на признание научных степеней по теологии и, что самое главное, чтобы теология заняла свое место в перечне научных дисциплин. В результате той работы, которую вы провели в свое время, в России уже работают около пятидесяти теологических кафедр в государственных и негосударственных вузах, открыта дверь в мировое образовательное пространство, которое в своем гуманитарном компоненте немыслимо без теологии. Российское законодательство освобождается от остаточных явлений атеистического периода. Почти два года назад принят, наконец, закон об аккредитации духовных школ. И уместно вспомнить, что и на этой стезе первым был Свято-Тихоновский университет, который получил такую аккредитацию. Если обратиться к фактической стороне, то дипломы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета сегодня имеют более 300 клириков. Мы говорили о важности формировании светской национальной элиты, которая бы прошла через школу религиозного образования, но ведь очень важна и тема подготовки духовенства. И Свято-Тихоновский университет не снимает с себя этой ответственности: все-таки 300 клириков — это хороший вклад, может быть, недостаточный, но хороший. За семнадцать лет выпущено несколько тысяч квалифицированных специалистов, которые трудятся по всей России — в церковных структурах, федеральных, муниципальных. Конечно, пока еще тоже мало, но в сравнении с нулем, с отсутствием всяких специалистов такого рода, эти достижения впечатляют.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209904...

Никакое зло в мире, под какими бы предлогами оно ни приходило в жизнь, не может возноситься как идеал и как высшее благо. Зло есть зло. Зло – это грех. А грех и зло победил Господь, взойдя на Крест, принеся себя в жертву Богу-Отцу, даруя свободу, счастье и радость всему человеческому роду. В этот день я хотел бы поздравить всех наших ветеранов, тех, кто до последней жизненной капли отдавал всё ради этой великой победы. Я хотел бы поздравить всех тех, кто трудился в тылу, кто в годы Великой Отечественной войны полагал свои детские силы, взрослые силы для того чтобы эта победа, этот день свершился. Дай Бог нашим ветеранам крепости сил и духа, чтобы их ратный подвиг не был забыт, чтобы на примере этого подвига воспитывалось наше молодое поколение. Вечная память тем, кто свою жизнь отдал за наши сегодняшние дни, чтобы мы сегодня могли жить спокойно, и чтобы эта память действительно была вечной. Ибо осталось совсем немного времени, и те, кто были живыми свидетелями, перейдут в мир иной, но память о том великом подвиге должна сохраняться в умах, сердцах и в жизни нашего народа. Один за всех и все за одного После церемонии открытия было награждение команд, которые участвовали в турнирах в первой половине дня – с 9 утра. Первое и второе место в соревнованиях по мини-футболу заняла вторая команда Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета. Третье — команда Клуба православных путешественников. Команда Свято-Тихоновского православного университета заняла также первое место в соревнованиях по волейболу. Второе — команда «Маронцы». Третье — «Колокол». Первое место по стритболу заняла команда «Георгиевцы». Второе – команда Свято-Тихоновского университета. И третье – команда «Маронцы». Ребята фотографировались с кубками, шутили и веселились. «Все-таки если ты один сам за себя – вот тогда у тебя мало что получится, одни разборки – кто виноват, и почему так вышло, а когда ты понимаешь – что ты в команде, за тобой другие, то и ведешь себя по-другому. Уже нет споров никаких, а четкое распределение, стратегия: ты – лучше подавать будешь, вот ты — защищать, уже другая степень ответственности. И тебя только поддерживать все будут» — поделился с нами Алексей, один из участников игр.

http://pravmir.ru/georgievskie-igry-derz...

Боговоплощение Господа явило собою Абсолютную Истину, избавляя нас от греха и смерти, не требующую каких-то изменений или развития ее, кроме изменения самих себя. Не всякое новое качественное изменение, революция, есть всегда положительное и ведущее ко спасению. Примерами тому могут служить социальные, культурные, научно-технические, сексуальные, информационные революции, приводящие человечество к открытому богоборчеству, антикультуре, псевдонаукам и экологическому кризису, содомогоморрии и распаду семьи, тоталитарному контролю за всем обществом в целом, поэтому само понятие «революция» не приемлемо для православного сознания, а правильнее говорить о развитии картины мира. Выражаем глубокую благодарность за ценные замечания и обсуждение рукописи заведующему кафедрой истории Церкви, патрологии и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета магистру богословия, протоиерею Валентину Асмусу (г. Москва), ответственному секретарю отдела религиозного образования и катехизации РПЦ – В.Л. Шленову (г. Москва), заведующему кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета кандидату богословия, доценту В.П. Лега (г. Москва), преподавателю основ православной культуры педагогического колледжа г. Буденовская В.Н. Олейникову, М.К. Корнилову, кандидату филологических наук М.А. Шахбазян, К.Г. Шахбазян, Л.К. Аванесовой и всем тем, кто принял участие в создании этой книги. Священник Евгений Порфирьев 1. Современные научные еретические учения отличаются от вышеперечисленных тем, что они, во-первых, имеют всеобъемлющий, тотальный характер, так как проникают (подобно теории эволюции, синергетике, теории Биг-Бена и др.) в мировую систему образования; во-вторых, они все более проявляют синкретический характер и впадают в две основные крайности: либо пытаются «доказать», что Бога нет по принципу: «Его никто, никогда не видел, следовательно, Его нет»; либо стараются эмпирически доказать Божие бытие, что в принципе невозможно. Глава I. СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Причем, если первоначально светская наука была представлена, в первую очередь, членами Научно-редакционного совета, то впоследствии семинар значительно обогатило участие и других специалистов — преподавателей и студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Тамбовского, Курского и Арзамасского государственных университетов. Активное участие в работе семинара теперь принимают студенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Научные знания в области таких гуманитарных дисциплин, как филология (в первую очередь, текстология, литературоведение, лингвистика), философия, педагогика, психология, история России XIX века, архивное дело в изложении настоящих профессионалов существенно обогатили наших студентов, помогли им показать в их работах хороший научный уровень. Эти знания во многом стали необходимой базой для последующих исследований — и в этом плане, конечно, неоценим вклад членов и экспертов нашего Научно-редакционного совета. Руководство светских ученых, специалистов в различных областях гуманитарного знания, тоже помогает ученикам духовных школ сделаться, по слову святителя Феофана, «специалистами в своем роде». И за это им огромная благодарность! Вместе с тем, соработничество церковных и светских ученых, так ярко проявившееся в рамках семинара, еще раз показывает и доказывает изначальное единство этих ветвей познания, искусственно разорванное катаклизмами XX века, но, тем не менее, восходящее к общему источнику всяческого ведения и мудрости, – к Творцу и Промыслителю всех Богу, даровавшего нам Свет Разума. Существенно, более чем в 3 раза, расширилась география духовных и светских школ, представленных на семинаре. Если первоначально это были в основном Московская Духовная Академия и Семинария, Рязанская духовная семинария и в особенности Отделение теологии Рязанского университета, то со временем в число его участников вошли преподаватели и студенты Санкт-Петербургской, Киевской, Минской духовных академий, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Калужской, Сретенской, Николо-Угрешской, Николо-Перервинской духовных семинарий.

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

К сожалению, кризис религиозного образования не миновал и нашу страну. В советские годы духовное образование в России находилось в состоянии упадка, это было связано с тем, что  после революции все духовные школы были закрыты. И хотя после Великой Отечественной войны Церкви было позволено открыть несколько учебных заведений, они находились в почти полной изоляции  от светской системы образования. Конечно, развивать теологическую науку в этих условиях было невозможно, ее возможно было только поддерживать. После того, как в нашей стране началось возрождение религиозной жизни, начало возрождаться и религиозное образование. Этот процесс коснулся всех традиционных религий Российской Федерации. И сразу же встал вопрос о взаимодействии между религиозными конфессиями в сфере духовного образования. В этом нам очень помогает уникальная площадка, созданная в 1998 году, – Межрелигиозный совет России. В совет входят главы всех традиционных религиозных общин нашей страны: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Члены Межрелигиозного совета России совместно обращались к Президенту России с просьбой о завершении формирования самостоятельной научной отрасли – теологии. И в мае ушедшего года, впервые в истории нашей страны, появился Объединенный диссертационный совет по теологии, ученые степени которого будут  признаваться государством.  Совет создан на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Московского государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы.  То есть этот диссертационный совет создали два ведущих светских и два ведущих церковных  учебных заведения. Нам еще предстоит окончательно оформить процесс признания теологии, добившись права на присвоение ученых степеней кандидата и доктора теологии. Пока что этот диссовет наделен правом давать степень по смежным дисциплинам, хотя защита будет проводиться по специальности «Теология». Нас часто спрашивают, зачем нужна теология, когда есть религиоведение, и не лучше ли, чтобы теология существовала в духовных школах, а в светских учебных заведениях преподавалось религиоведение.  Я на это отвечаю так: теология и религиоведение – два разных направления гуманитарного знания. Теология изучает ту или иную религиозную традицию изнутри – предполагается, что теолог принадлежит к конкретной традиции и не только в теории, но и на практике осваивает то, чему она учит. Религиовед совершенно не обязательно должен принадлежать  к той конфессии, которую изучает, хотя это, конечно, не возбраняется и не исключается. Сегодня есть религиоведы и светские, далекие от какой-либо религии, и те, которые принадлежат к определенной религиозной традиции.

http://mospat.ru/2017/01/17/news141284/

К сожалению, кризис религиозного образования не миновал и нашу страну. В советские годы духовное образование в России находилось в состоянии упадка, это было связано с тем, что после революции все духовные школы были закрыты. И хотя после Великой Отечественной войны Церкви было позволено открыть несколько учебных заведений, они находились в почти полной изоляции от светской системы образования. Конечно, развивать теологическую науку в этих условиях было невозможно, ее возможно было только поддерживать. После того, как в нашей стране началось возрождение религиозной жизни, начало возрождаться и религиозное образование. Этот процесс коснулся всех традиционных религий Российской Федерации. И сразу же встал вопрос о взаимодействии между религиозными конфессиями в сфере духовного образования. В этом нам очень помогает уникальная площадка, созданная в 1998 году, Межрелигиозный совет России. В совет входят главы всех традиционных религиозных общин нашей страны: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Члены Межрелигиозного совета России совместно обращались к Президенту России с просьбой о завершении формирования самостоятельной научной отрасли теологии. И в мае ушедшего года, впервые в истории нашей страны, появился Объединенный диссертационный совет по теологии, ученые степени которого будут признаваться государством. Совет создан на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Московского государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы. То есть этот диссертационный совет создали два ведущих светских и два ведущих церковных учебных заведения. Нам еще предстоит окончательно оформить процесс признания теологии, добившись права на присвоение ученых степеней кандидата и доктора теологии. Пока что этот диссовет наделен правом давать степень по смежным дисциплинам, хотя защита будет проводиться по специальности «Теология». Нас часто спрашивают, зачем нужна теология, когда есть религиоведение, и не лучше ли, чтобы теология существовала в духовных школах, а в светских учебных заведениях преподавалось религиоведение. Я на это отвечаю так: теология и религиоведение два разных направления гуманитарного знания. Теология изучает ту или иную религиозную традицию изнутри предполагается, что теолог принадлежит к конкретной традиции и не только в теории, но и на практике осваивает то, чему она учит. Религиовед совершенно не обязательно должен принадлежать к той конфессии, которую изучает, хотя это, конечно, не возбраняется и не исключается. Сегодня есть религиоведы и светские, далекие от какой-либо религии, и те, которые принадлежат к определенной религиозной традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/4777960.ht...

Для поддержки, развития и координации научной богословской деятельности в Русской Православной Церкви действует специальное учреждение Синодальная библейско-богословская комиссия , председателем которой я являюсь. Под ее эгидой действует регулярная международная конференция, на которой русские богословы выступают с докладами о своих исследованиях наряду с ведущими учеными со всего мира. Традиционно в Московской и Санкт-Петербургской академиях присутствуют отделения для иностранных студентов. Там преимущественно обучаются представители братских Поместных Православных Церквей, многие выпускники этих отделений благодаря полученному образованию становятся в дальнейшем иерархами в своих родных Церквах. Иностранные студенты обучаются и в Общецерковной аспирантуре. Динамично развиваются семинарии в различных регионах России, Украины и других стран «постсоветского пространства». Так высокий профессиональный уровень организации учебного процесса позволил Смоленской семинарии первой из всех других семинарий получить государственную аккредитацию. Во многих семинариях присутствует специализация. В Хабаровской семинарии углубленно изучают языки, историю и культуру Китая. В Казанской семинарии традиционно уделяют особое внимание диалогу с исламом. Белгородская семинария специализируется на подготовке миссионеров. Киевская духовная академия активно развивает международные контакты, прежде всего с учебными заведениями Поместных Православных Церквей, находящихся в Восточной Европе. В Белоруссии помимо традиционных академии и семинарий был открыт Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла как образовательное подразделение Белорусского государственного университета. Организация учебного процесса по европейским образцам позволила сочетать фундаментальную гуманитарную подготовку и профессиональную богословскую специализацию различных профилей. Кстати, проректором этого Института является выпускник вашего университета. Новым направлением в развитии системы богословского образования стало открытие на постсоветском пространстве православных университетов, а также кафедр и факультетов теологии в светских высших учебных заведениях. В 1992 году открылся Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет . Он стал первым в истории России учебным заведением, где мирянин может получить высшее богословское образование на базе мощной гуманитарной подготовки. В настоящее время университет имеет государственную аккредитацию, выпускникам выдают дипломы государственного образца. На базе Свято-Тихоновского университета был разработан, а затем модифицирован с учетом требований Болонского процесса, специальный стандарт, который лег в основу государственной аккредитации духовных учебных заведений. В 2007 году был принят и вступил в силу соответствующий закон. В настоящее время благодаря этому закону все ведущие духовные учебные заведения проходят процесс государственной аккредитации, что позволит им в скором времени выдавать дипломы государственного образца.

http://patriarchia.ru/db/text/2902037.ht...

И в результате в церкви массово портятся иконы. К реставрации допускается любой, и делает с иконой этот «любой» с благословения батюшки такое, что порой профессионалу-реставратору сверхвысшей квалификации её не спасти. Бытует представление, что «подправить», «отремонтировать» икону может любой. В Интернет загляните. Там можно почерпнуть любые фантастические рекомендации, а наиболее совестливые могут поучиться на курсах, на которых реставрации обучают: где за 2 недели, где за 2 месяца, и диплом выдают. Не поддающийся подсчёту необратимый вред принесла книжка В.А.Петрова «Практическая реставрация икон»,  выпущенная в 2012 г. Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви тиражом в 2000 экземпляров, а потом ещё допечатали и дополнительный тираж.  Это вопиющая смесь невежества, устаревших и резонно отброшенных профессионалами приёмов, рецептов и материалов, незнание свойств материалов, непонимание процессов, происходящих как при бытовании иконы, так и при реставрации её. Книжка эта продаётся в церковных лавках и охотно и быстро раскупается. Безапелляционная манера изложения самых диких рекомендаций неизбежно вызовет у некоторых людей желание самим попробовать «починить» икону и тем самым, не ведая, уничтожить её. Ведь книга Петрова вышла в Издательстве Московской Патриархии, а для православного человека всё, что исходит от Патриархии, то и свято. Наша кафедра, кафедра реставрации ПСТГУ, выпустила небольшим тиражом рецензию на это произведение, где подробно разобрала каждый абзац этого опуса с объяснением, к каким последствиям приведёт следование таким рекомендациям. Уже скучно перечислять когда, в какой церкви испорчены иконы. До тех пор, пока настоятели монастырей и храмов не поймут, что на них и именно на них лежит ответственность за сохранение произведений церковного искусства, начиная от самого здания до маленькой лжицы. Специальный курс лекций об учёте и методах сохранения церковных ценностей читается для будущих служителей церкви в Духовной семинарии Великого Новгорода и в  Московской Духовной Академии. Несколько лет такой курс читался на Богословско-пастырском факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, но сейчас его отменили. На основе лекций, прочитанных в ПСТГУ, выпущено Методическое пособие «Как сохранить церковные ценности», предназначенное настоятелям, ризничим, хранителям храмов. Очень хочется надеяться, что где-то отнесутся со вниманием к тому, что там написано.

http://bogoslov.ru/article/4986871

О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-bepcuя. 21 ноября 2023 г. 14:00 пастырство Призываемый Богом (Евр. 5, 4) «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-bepcuя. 30 января 2024 г. 13:00 Жить с Богом в сердце своем Людям свойственно развиваться, совершенствовать свои профессиональные умения, вносить в свое дело элемент творчества. А как развиваться священнику? Изо дня в день он совершает примерно одни и те же действия, произносит одни и те же слова, прочно закрепленные многовековой традицией. Есть ли в его служении пространство для творчества и роста? PDF-bepcuя. 19 декабря 2023 г. 17:00 Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения.

http://e-vestnik.ru/culture/sergiy_meche...

Четвертая секция проходила под руководством Заведующей Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, профессора, доктора филологических наук Марины Ивановны Щербаковой. В ее рамках были представлены доклады главного архивиста Научно-исследовательского отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки, члена Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Дмитрия Александровича Чудинова («Методика работы в архиве по выявлению материалов, связанных со святителем Феофаном Затворником (на примере НИОР РГБ)»); студента 4-го курса богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Артема Малышева (“Святитель Иннокентий (Борисов) как академический наставник святителя Феофана Затворника”); сотрудника Издательства во имя святителя Игнатия Ставропольского Анатолия Ивановича Плево («Противостояние веры и общественного зла в “Девяти словах по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской” святителя Феофана Затворника»); преподавателя Российской академии образования Анатолия Николаевича Свирина («О церковных наказаниях во 2-й половине XIX века (по материалам Российского государственного исторического архива и Государственного архива Тамбовской области, связанным со служением святителя Феофана на Тамбовской архиерейской кафедре)»), студента 1-го курса бакалавриата Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии Алексея Ширикова «Миссионерская и образовательная деятельность святителя Феофана Затворника на Владимирской кафедре (по материалам Государственного архива Владимирской области)». На секции были проведены консультации студентов, а также задан ряд вопросам ее участникам, связанных с источниковедческими проблемами подготовки «Летописи жизни и творений святителя Феофана Затворника». Затем состоялось общее заседание участников семинара, на котором были подведены его итоги. Всего в рамках состоявшейся сессии семинара был сделан 31 доклад, проведены консультации, состоялась оживленная дискуссия по многим вопросам, связанным с изучением жизни и творчества святителя Феофана. Общее количество гостей и участников семинара — более 40 человек.

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010