Затем Святейшего Владыку приветствовал протоиерей Владимир Воробьев. Ректор ПСТГУ преподнес Его Святейшеству икону с изображениями святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и святителей-новомучеников ХХ века, предстоящих Державной иконе Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Предстоятель Русской Церкви передал в дар ПСТГУ Владимирскую икону Божией Матери, протоиерею Владимиру Воробьеву был вручен крест с украшениями. «Хотел бы поблагодарить Вас, отец Владимир! Вы основатель, вдохновитель, труженик, человек, который отождествил себя с этой школой. В память о сегодняшнем совместном служении хотел бы преподнести вам крест с украшениями», — сказал Святейший Владыка, вручая награду. Студентам ПСТГУ Святейший Патриарх передал свою книгу «Только жизнь. Диалог с молодежью». Далее преподавателям и сотрудникам вуза были вручены церковные ордена. Указом Святейшего Патриарха Кирилла в ознаменование 30-летия основания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и во внимание к трудам на ниве духовного образования наград Русской Православной Церкви были удостоены: иерей Александр Мазырин, главный научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Церкви ПСТГУ, — ордена святителя Макария, митрополита Московского, III степени; В.П. Соловьев, декан факультета информатики и прикладной математики ПСТГУ, — ордена святителя Макария, митрополита Московского, III степени; Е.Б. Резниченко, заведующая кафедрой истории и теории музыки Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени; М.В. Таланкина, заведующая сектором научно-методического обеспечения религиозного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени; А.Ю. Гримза, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по информационным технологиям, — ордена святителя Макария, митрополита Московского, III степени. «Еще раз всех вас поздравляю, дорогие многочтимые владыки, отцы, братья и сестры, студенты! И еще раз призываю благословение Божие, чтобы Его силой, Его милостью мы хранили себя от всякого зла и с упованием на Его волю благую и совершенную шествовали по своему жизненному пути. Храни вас Господь!» — сказал в завершение Предстоятель Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5977724.ht...

Я убежден, что завершится время трудностей для нашего Свято-Тихоновского гуманитарного университета, но люди, которые прошли обучение в эпоху этих трудностей, всегда будут о них вспоминать. И никогда эти внешние обстоятельства не будут темными воспоминаниями — как и мы, прошедшие в советское время суровую школу борьбы, никогда не вспоминаем те годы как мрачное время, хотя уж как много было трудностей. Мы вспоминаем то время как время борьбы, созидания, как время свидетельства в тяжелейших условиях, хотя, конечно, не забываем о том, какими были эти условия, и сознаем необходимость сделать все для того, чтобы Церковь через такие внешние условия больше не проходила. Поэтому я хотел бы просто ободрить всех вас и сказать, что Господь проводит нас через испытания и часто таким образом, что в результате этих испытаний мы становимся сильнее и лучше. Дай Бог, чтобы внешние трудные обстоятельства жизни Свято-Тихоновского гуманитарного университета содействовали усилению духовной жизни, возрастанию интеллектуальной силы, формированию в студентах способности сопротивляться непростым жизненным обстоятельствам. Абсолютный комфорт и нега бытия не являются лучшими условиями для возрастания личности. Я бы хотел напомнить, что сегодняшний день — день избрания на Патриарший престол святителя Тихона — в настоящее время отмечается как церковный праздник, а инициатором этого празднования был Свято-Тихоновский институт. Это была хорошая инициатива, и дай Бог, чтобы и другие инициативы так же воспринимались церковным обществом и церковным сознанием. Я хотел бы сказать об этих инициативах. Одна из них — получение богословского образования не только будущими пастырями, но и мирянами, которые призваны трудиться как в церковной сфере, так и в иных сферах общественной жизни — в науке, в школе, в социальных учреждениях, в СМИ. Мы — как народ, как Церковь — очень нуждаемся в них, мы нуждаемся в формировании корпуса православной интеллигенции. Вы знаете, что именно интеллигенция несет на себе особую ответственность за народ, за будущее, за страну. Именно исторические заблуждения нашей интеллигенции и обусловили трагическое развитие истории России в XIX-XX столетиях, а, может быть, и раньше. Одной из главных проблем России было отсутствие связи между интеллигенцией и Церковью, отсутствие мощного корпуса православной интеллигенции, которая была бы способна к самоорганизации, к оказанию реальной поддержки Церкви. Церковь воспринималось как «ведомство православного исповедания», как некая замкнутая корпорация, потому что не было среди мыслящей, элитарной части общества достаточного количества людей, способных демонстрировать своей личностью, своей жизнью важность связи с Церковью. Интеллигенция была нецерковной, а чаще всего — антицерковной. Я не говорю о советском времени, но, пропуская этот период нашей истории, я хотел бы сказать о том, как важно сегодня формировать корпус православной интеллигенции.

http://patriarchia.ru/db/text/939506.htm...

2 место. Издательство «Наука». Под редакцией Александра Корзинина «Русские княгини и их дворы в XI – XVI bekax» 3 место. Издательство «Наука». Составитель Сергей Иванов «Эккехард. Истории монастыря Санкт-Галлен» 3 место. Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря. Вера Кондрашина «Колокольное многоголосье Москвы и Звенигорода XVII beka» 3 место. Издательство «Политическая энциклопедия». Михаил Одинцов, Анна Кочетова «Свобода совести в истории России: идеи, законодательные проекты, практическое воплощение. Конец XIX – первая четверть ХХ в.» Лучшее учебное издание 1 место. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Владислав Петрушко «Очерки по истории Русской Церкви. Середина XV в. – конец XVI b.» 2 место. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Протоиерей Олег Давыденков , протоиерей Николай Емельянов, Сергей Чурсанов «Богословская терминология. Основные понятия» 2 место. Издательство «Пашков дом». Татьяна Исаченко «Святая гора Афон в сказаниях, воспоминаниях и зарисовках русских паломников» 3 место. Издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии. Протоиерей Георгий Шмидт «Богословие святого Луки, евангелиста и дееписателя» 3 место. Издательство Санкт-Петербургской Духовной Академии. Евгений Герцман «Деятели Византийской Церкви о музыке» 3 место. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Ответственные редакторы: священник Павел Ермилов, Михаил Грацианский «Понятие первенства. Истоки и контексты» Лучшая книга для детей и юношества 2 место. ООО «Арт-холдинг «Медиарост». Виталий Горошников «А у нас нынче диво, диво! Сказки, пословицы, песни» 2 место. Издательство Сретенского монастыря. Ирина Судакова «Белый ангел России. Житие святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны в пересказе для детей» 3 место. Издательство «Сибирская Благозвонница». Валентина Карпицкая «Повесть о преподобном Серафиме Саровском » 3 место. Издательство «Символик». Дарья Плещеева «Двенадцать добрых дел»

http://azbyka.ru/news/vrucheny-nagrady-x...

Для участия в летней сессии (март-август) Священного Синода приглашены: митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Лугански й и Алчевский Митрофан, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, епископ Касимовский и Сасовский Дионисий. Решением Священного Синода с целью экспертизы общецерковных проектов в области архитектуры и реставрации, а также оценки предложений в области иконографии новопрославленных святых и решения других искусствоведческих задач образована Общецерковная комиссия по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В состав комиссии вошли: - епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, — председатель; - епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий; - архимандрит Лука (Головков), заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии; - протоиерей Владимир Силовьев, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете города Москвы , — секретарь; - протоиерей Леонид Калинин, епархиальный древлехранитель города Москвы; - Баталов Андрей Леонидович, заместитель генерального директора музея-заповедника «Московский Кремль», профессор Московского архитектурного института и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (по согласованию); - Виноградова Елена Александровна, преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (по согласованию); - Серегина Евгения Ильинична, художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, преподаватель Московской высшей художественно-промышленной академии (по согласованию); - Свердлова Софья Владимировна, заместитель заведующего кафедрой реставрации, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (по согласованию). Священный Синод установил день особой молитвы о Божием творении. Члены Синода утвердили представленный Синодальной богослужебной комиссии чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября. Архипастырям и пастырям в первое воскресенье сентября Синод постановил посвящать проповедь заботе о Божием творении.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/14/v_...

Святейший Патриарх Кирилл вручил награды — диплом лауреата и медаль митрополита Макария — лауреатам Макариевских премий в области гуманитарных наук 2023 года. Награды были вручены: в номинации «История Православной Церкви» первая премия — Федотовой Марине Анатольевне, доктору филологических наук, ведущему научному сотруднику Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, за труд «Святитель Димитрий Ростовский: Житие, Служба, чудеса: Исследование и тексты»; вторая премия — Соболевой Ларисе Степановне, доктору филологических наук, профессору кафедры русской и зарубежной литературы Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, за труд «Сборник проповедей XVII века " Статир " : сакральные образы и автор» (дистанционно); третья премия — Павлову Дмитрию Владимировичу, магистру теологии, младшему научному сотруднику Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, за труд « " До смерти я буду призывать вас к молитве " : жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)»; третья премия — Михайлову Андрею Юрьевичу, кандидату исторических наук, доценту кафедры общей и церковной истории Казанской духовной семинарии, доценту кафедры отечественной истории и архивоведения Казанского федерального университета, за труд « " Канонист с горением Илииным... " : жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839-1915)»; молодежная премия — иеромонаху Ферапонту (Широкову), кандидату богословия, проректору по воспитательной работе, секретарю Ученого совета, доценту кафедры церковно-исторических дисциплин Вологодской духовной семинарии Вологодской епархии, за труд «Вологодская духовная семинария во второй половине XIX — начале ХХ века»; молодежная премия — Дружинину Андрею Владимировичу, старшему преподавателю кафедры общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, за труд «Подготовка пастыря в российской духовной школе: осмысление, дискуссия и практика (1808-1869 гг.)»;

http://radonezh.ru/2023/11/17/svyateyshi...

Православное богословие в условиях атеистического давления в СССР в 1946–1988 гг. И.И. Улитчев, кандидат богословия, Донская духовная семинария. Богословский персонализм В.Н. Лосского в контексте русской и европейской философской мысли. П.А. Кузьмин, преподаватель Российского государственного социального университета. Опыт применения семиотического метода в богословии в трудах С.С. Аверинцева. И.Т. Регульский, студент ΙΙ курса магистратуры НИУ «Высшая школа экономики», Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноап. Кирилла и Мефодия. Попытки идентификации богословия Исаака Ньютона: критический анализ. А.С. Козуля, студент I курса магистратуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Статус римской Церкви в раннехристианский период в трудах богословов Парижской школы (на примере Афанасьева, Шмемана, Мейендорфа). А.С. Биджамов, студент 5 курса бакалавриата Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Богословский взгляды А.В. Карташева на Халкидонскую формулу. А.А. Лагунов, доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета. Православная теология перед вызовом современности. М.С. Иванов, доктор богословия, заслуженный профессор, Московская духовная академия. Иван Киреевский: «Новые начала» философии. Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент МДА. Соотношение понятий долга и вины в библейском и богословском контекстах. А.А. Парпара, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры богословия, научный сотрудник кафедры богословия МДА. Любовь к себе в контексте христианской психологии: грех или добродетель? Протоиерей Александр Абрамов, старший преподаватель Сретенской духовной семинарии, аспирант МДА. «Samaritanus bonus»: ключевой документ Ватикана об уходе из жизни и эвтаназии с позиций православного учения. Иеромонах Дамиан (Воронов), преподаватель МДА. Религиозно-философские основания принципов биомедицинской этики Т. Бичампа — Дж. Чилдреса. Г.В. Паутов, студент магистратуры ИДО ПСТГУ.

http://sedmitza.ru/text/9945931.html

77. архимандрит Варфоломей (Калугин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 78. архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 79. архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 80. архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии 81. архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря 82. протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Московской духовной академии 83. протоиерей Игорь Базаринский, заведующий канцелярией Киевской митрополии 84. протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 85. протоиерей Александр Балыбердин, руководитель Церковно-исторического центра Вятской епархии 86. протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви 87. протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии, главный редактор портала Богослов.ru 88. протоиерей Владимир Вигилянский, председатель Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы 89. протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 90. протоиерей Николай Данилевич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви 91. протоиерей Александр Задорнов, проректор по научной работе Московской духовной академии 92. протоиерей Петр Иванов, помощник управляющего Московской областной епархии по церковно-общественным вопросам 93. протоиерей Димитрий Карпенко, клирик Губкинской епархии 94. протоиерей Димитрий Кирьянов, преподаватель Тобольской духовной семинарии 95. протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви 96. протоиерей Олег Корытко, руководитель Референтуры Московской Патриархии 97. протоиерей Кирилл Копейкин, доцент Санкт-Петербургской духовной академии

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5303371...

На заседание также были приглашены руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) , руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России протоиерей Лев Семенов, начальник Управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ П.В. Лебедев. Также в числе присутствовавших были проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, член Экспертной группы по теологии при МСР Д.В. Шмонин , заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Е.А. Агапова, глава Классического ювелирного дома «Лобортас» И.Ю. Лобортас, сотрудник Секретариата ОВЦС по межрелигиозным отношениям, сотрудник Секретариата МСР С.В. Мельник. Открывая заседание Межрелигиозного совета России, митрополит Волоколамский Иларион отметил, что на заседании предстоит рассмотреть обширную повестку дня и обсудить ряд важных вопросов. В начале заседания председатель Попечительского комитета Межрелигиозного совета России, глава Императорского Православного Палестинского общества С.В. Степашин вручил медаль Межрелигиозного совета России «За вклад в укрепление межрелигиозного мира и согласия» руководителю Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доценту кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета, заместителю председателя Совета Ассамблеи народов России протоиерею Льву Семенову, генеральному директору группы компаний «Дворцовый ряд» М.Н. Урясову, руководителю Департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, МЧС и ветеранскими организациями России раввину А.Ю. Гуревичу. Также С.В. Степашин вручил исполнительному секретарю МСР, секретарю ОВЦС по межрелигиозным отношениям священнику Димитрию Сафонову почетный памятный знак ИППО «Медаль имени Николая Николаевича Лисового».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537777...

Притула А.Д. Из келий в ханские шатры: сирийская поэзия монгольского времени//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2.33. 2015. С. 88–117. Трейгер А.С. Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности Абд ал-Масиха ибн Наима ал-Химси, арабо- христианского переводчика Плотина//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2.33. 2015. С. 140–160. Французов С.А. Житие св. Герасима из Эмессы: уникальный памятник сиро-византийской агиографии в арабской передаче//Труды Государственного Эрмитажа. Т. 74. (Византия в контексте мировой культуры. Материалы конференции, посвящённой памяти А.В. Банк (1906–1984)). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2015. С. 260–270. 2016 год Ашуров Б.Б. Согдийские христианские тексты: комплексный кодикологический обзор//Паёми донишгои миллии Тоикистон: Бахши илмои филолог. 4/7. 2016. C. 21–26. Грацианский М.В. Император Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора//Труды исторического факультета МГУ, 86; II: Исторические исследования, 42. М.: Издательство Московского университета, 2016. C. 390–412. Заболотный Е.А. Учение Афраата и его место в сирийской христологии IV в.//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. C. 46–54. Калинин М.Г. (пер. с сир.), Преображенский А.М. (комм.) Иосиф Хаззайя, «Письмо о действии, происходящем от благодати»//Богословский Вестник. Московской Духовной Академии 20–21:1–2. 2016. C. 327–341. Калинин М.Г. (пер. с сир.), Преображенский, А. М. (комм.) Послание о различных действиях благодати [бывающих] у подвижников//Богословский Вестник. Московской Духовной Академии 22–23:3–4. 2016. C. 426–436. Муравьев А.В. Myatr: труднопереводимое понятие сирийской духовной литературы//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. C. 55–62. . Пантелеев С., диакон, Шаблевский Н. Евагрий Понтийский. О Серафимах и Херувимах//Богословский Вестник. Московской Духовной Академии. 22–23:3–4. 2016. C. 408–426.

http://bogoslov.ru/article/6168507

Приход храма Живоначальной Троицы, что в Вишняках, известен с 1642 года. Существующее здание храма построено в 1815 году. Освящено 18 мая 1824 года святителем Филаретом (Дроздовым) Московским. Главный престол освящен в честь Пресвятой Троицы. Правый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Левый придел в честь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и новомучеников Российских. В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1922 году. В 1991 году здание храма было приписано к приходу храма Святителя Николая Мирликийского в Кузнецах. 08 июня 1994 года освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Является базовым храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. http://vishnyaky.cerkov.ru/ С 1642 года храм известен как деревянный. В 1678 году на его месте выстроен каменный храм. Ныне существующее здание возводилось по частям. В 1804-1811 годах построена тёплая трапезная вместо старой. Во время пожара 1812 года храм горел и был восстановлен вчерне в 1815 году, полностью - к 1824 году, тогда же храм приобрел современный вид - ротонда на четверике с двумя ионическими портиками и крупной апсидой. В 1826 году, в связи с расширением Пятницкой улицы, снесена старая колокольня и выстроена новая многоярусная колокольня со шпилем. В трапезной были приделы Иерусалимской иконы Божией Матери и Илии Пророка. Церковь закрыта не раньше 1929 года. В 1994 году храм был вновь освящен. Приписан к Николо-Кузнецкому храму Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Троицы в Вишняках, при Свято-Тихоновском богословском институте церковь (Пятницкая улица, дом 51). В XVII в. на этих землях обосновалась стрелецкая слобода, названная по имени стрелецкого головы «Матвеева приказа Вишнякова», от которого произошло наименование урочища, а ныне – переулка. Свою документальную историю храм ведет с 1642 г., когда он был деревянным. Каменный рядом со старым построили в 1678 г. В 1706 г. к храму пристроили придел Иерусалимской иконы Божией Матери, расширенный в 1735 г. Второй придел пророка Илии устроили в конце XVIII века. Первой по времени в 1804 г. перестроили ныне существующую трапезную с двумя приделами. Ее архитектура типична для московского зрелого классицизма: пластичные скругленные углы, центр фасадов выделен тройным окном, строгий декор дополнен круглыми нишами и рустом. До пожара успели, в основном, возвести и сам новый храм. Однако в 1812 г. он сгорел и отстраивался заново с 1815 по 1824 гг.

http://sobory.ru/article/?object=02236

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010