Православная мысль



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Игорь Бекшаев: Почему книга Иова противится ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... грехи Иова растут в глазах его друзей. Однако Иов проявляет удивительную твердость: «Будет ли конец ветреным словам… Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом. А вы сплетчики лжи; все вы бесполезные врачи. О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость». То есть Иов совсем не согласен с тем, что страдает за какие-то грехи. И постоянно настаивает на том, что желал бы получить ответ от Бога, а не от таких вот утешителей. Утешители, впрочем, отвечают, что об ответе от Бога пусть даже не мечтает. Поэтому в диалогах постоянно сквозит вполне православная мысль, что до Бога далеко и Богу не до страдальцев с их дурацкими вопросами. Получил за грехи — вот мучайся и кайся, тогда все получишь назад, может быть. Однажды один из его друзей намекнул, что праведность это, по-видимому, череда благих осмысленных действий. И что он может ответить на это: «Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? ... текст полностью ...
Симпозиум о соотношении науки и богословия прошел ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... трансцендентность Бога, богословие косвенно оправдало безжалостную эксплуатацию творения человеком. Экологические последствия этого побудили к осознанию необходимости бережного отношения к природе и к отказу от антропоцентризма. О. Владимир подчеркнул опасность синкретизма при расширенном понимании «духовного» и привел ряд примеров из православного предания. С докладом «Конвергенция между богословием и наукой — святоотеческий подход» выступил архимандрит Кирилл (Говорун) . Он подчеркнул, что, оказавшись перед дилеммой, полностью принять или полностью отвергнуть античный гнозис, православная мысль в лице отцов-каппадокийцев нашла третий путь — перенять терминологию, вложив в нее христианские смыслы. В противовес ересям Аэция и Евномия Отцы строго разделили сферы тварного и нетварного, а также определили границы возможного познания. Проф. С. С. Хоружий в своем докладе «Как именно Дух присутствует в творении? » остановился на исихастской рецепции естественного богословия. В дополнение к естественному познанию Бога православно-аскетическая мысль предлагает и путь прямого познания Бога, достигаемого путем преображения человека. С. С. Хоружий подчеркнул роль человека как ... текст полностью ...
Неопатристический синтез прот. Г. Флоровского как ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... горы Афон залучшую по сей день монографию о богословии преподобного Максима Исповедника. Следует осмыслить историческое значение встречи с западным богословием. Вспомним мудрое размышление поэтому поводу отца Георгия Флоровского: «В порядке подражательном русское богословие перешло все главные этапы западной религиозной мысли нового времени... Нужно не только повторять готовые западные ответы, но распознать и пережить именно западные вопросы... Независимость от инославного Запада недолжна вырождаться в отчуждение от него. Именно разрыв с Западом и не дает действительного освобождения. Православная мысль должна почувствовать и прострадать западные трудности и соблазны... Нужно творчески продумать и претворить весь этот опыт западных искушений и падений, понести всю эту " европейскую тоску " ... Только такое сострадающее со-переживание есть надежный путь к воссоединению распавшегося христианского мира, к приобретению ивозвращению ушедших братий... Православное богословие призвано отвечать на инославные вопросы из глубин своего кафолического и непрерванного опыта. И западному инославию противопоставить не столько даже обличение, сколько свидетельство, — истину Православия». ... текст полностью ...
Христианские корни европейской цивилизации и ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Из субъекта рассуждения мы преврщаемся в его объект. Только что вели мужской разговор, а тут вдруг какие-то ужимки, прихорашивания и причитания типа " ты мне всю жизнь испортил " . Эта женская несамодостаточность чувствуется и в приведеннном выше призыве прот. Флоровского " почувствовать и прострадать западные трудности и соблазны " . Честно говоря хочется крикнуть (в данном случае в прошлое) : зачем?? Ведь это перенесение центра внимания изнутри наружу, а субъект (человек, народ) утверждается в мире не переносом, а развитием. Спасись сам... Непомнящих Игорь 26 августа 2009, 12: 00 “Православная мысль должна почувствовать и прострадать западные трудности и соблазны, она не смеет их обходить или замалчивать для себя самой. Нужно творчески продумать и претворить весь этот опыт западных искушений и падений, понести всю эту “европейскую тоску” (как говорил Достоевский) , за эти долгие века творческой истории. Только такое сострадающее со-переживание есть надежный путь к возсоединению распавшегося христианского мира, к приобретению и возвращению ушедших братий. И нужно не только опровергать или отвергать западные решения и погрешности, нужно их преодолеть и превзойти в новом ... текст полностью ...
Неугасимый светильник Закарпатья / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... (Діус) » ( 1956. № 1, січень ) ; «Зустріч і перше Богослужіння преосвященного Варлама, єпископа Мукачівського і Ужгородського в кафедральному соборі м. Мукачева» ( 1956. № 10, жовтень ) ; «Празник Успення Пресвятой Богородиці у Свято-Миколаївському монастирі в Мукачеві» ( 1956. № 11–12, листопад-грудень ) ; «Преподобний Серафим Саровський ( до 200-ліття з дня народження ) » ( 1959. № 11–12, листопад-грудень ) ; «Престольне свято в мукачівському монастирі» ( 1958. № 4, квітень ) ; «До шістьсотріччя мукачівського монастиря» ( 1960. № 2–3, лютий-березень ) и многие другие. [36] Православная мысль. Прага, 1957. № 1. [37] Православная мысль. Прага, 1957. № 2. [38] Альманах «Дукля». № 4. Пряшев, 1958. [39] Православная мысль. Прага, 1958. № 2–4. [40] Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии. Rocenka annual. Прага, 1968. [41] Archeologicke nalezy na Cerneckei Hore v Mukaceve. Stud. zvesti AUSAV (Археологический отдел Словенской академии наук) . C. III. Nitra, 1959; Князь Корятович, внук Гедіміна Єпархіальний вісник. Видання Мукачівсько-Ужгородської православної єпархії. 1990. № 3, березень; Де монастирська бібліотека Новини Мукачева. 1990. № 1, листопад; Про ... текст полностью ...
Сын Человеческий — протоиерей Александр МеньИскать в Источникеazbyka.ru
... и учение Христа. IV. Частный аспект евангельской истории. V. Евангелия: происхождение и историческая достоверность. VI. Словари и справочники. VII. Евангельская история в художественной литературе. Принятые сокращения БВ Богословский вестник Бвс Братский вестник БТ Богословские труды ВДИ Вестник древней истории ВР Вера и разум ВЧ Воскресное чтение ДЧ Душеполезное чтение ЖМП Журнал Московской Патриархии И. Флавий, Арх Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях НЭС Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона ПБЭ Православная богословская энциклопедия ПМ Православная мысль ПО Православное обозрение ПС Православный собеседник ПТО Прибавление к творениям св. Отец ТБ Толковая Библия Ст Странник ТКДА Труды Киевской Духовной Академии ХЧ Христианское чтение ЧОЛДП Чтения в Обществе любителей духовного просвещения BTS Bible et Terre Sainte JBC The Jerome Biblical Commentary. Ed. R. Brown, J. A. Fitzmyer, R. E. Murphy, v. I-II, London, 1968. RFIB Robert A., Feuillet A. Introduction а la Bible, v. I-II, Tournai, 1959. I. Жизнь Иисуса Христа: общие труды, источники —————————————————— Звездочкой отмечены книги, рекомендуемые начинающим ... текст полностью ...
«ВЕРА ОТ СЛЫШАНИЯ, А СЛЫШАНИЕ ОТ СЛОВА…». К ...Искать в Источникеradonezh.ru
... пастыри, педагоги, преподаватели духовных школ, писатели, богословы. Почему я так подробно перечислил создателей нашего журнала? Потому что все они — сугубо церковные люди. А каждый человек, находящийся в церковной ограде, имеет в той или иной степени дар различения духов. Наши авторы хорошо понимают, что вредно, а что полезно для душ читателей. Идти царским путём — это вполне естественно для церковного человека. Наш журнал духовно-просветительской направленности, но тем не менее на страницах «Православной беседы» существуют такие рубрики, как «Церковь и государство», «Русская идея», «Православная мысль», «Вавилон». Все они касаются в той или иной степени политики, истории, экономики. Материалы этих разделов рассчитаны на то, чтобы освещать явления политической, экономической, культурной жизни в свете евангельского Откровения, то есть как бы нашими слабыми силами продолжать делать то, что делали наши известные церковные мыслители, создатели христианского социального богословия. И это, на наш взгляд, чрезвычайно важно, даже необходимо в настоящее время. Особенно остановлюсь на вопросах искусства и литературы. В своё время этими рубриками занимался ныне покойный профессор ... текст полностью ...
Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина)Искать в Источникеpravmir.ru
... В июне 1956 года отец Василий едет в Троице-Сергиеву Лавру в стены МДА. В 1958 году за диссертацию “История Мукачевской епархии (с древнейших времён до Первой мировой войны 1914 г.) ” учёным советом Московской Духовной академии ему была присвоена степень кандидата богословия 23. Свои научные опыты отец Василий начинает публиковать в 1950-х гг., именно в период гонения на Церковь, когда за выступления или статьи грозила тюрьма. В 50–60-е гг. он смело публикует свои статьи за рубежом, в Чехии и Словакии, а также во Львове в журнале “Православный Вестник”. Одна за другой в сборниках “Православная Мысль” и “Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии” печатаются его статьи: “Протоигумен Иоанникий Базилович (1742–1821) ” 24, “Закарпатское Евангелие 1401 года” 25, “Где был напечатан Урбариум? ” 26, “К истории Мукачевского монастыря” 27, “К истории Угольського монастыря” 28. В “Православном Вестнике” с 1956 года также выходят статьи, некрологи и заметки отца Василия: “Ієромонах Василій (Діус) ” 29, “Зустріч і перше Богослужіння Преосвященного Варлама, єписко­па Мукачівського і Ужгородського в кафедральному соборі м. Мукачева” 30, “Празник Успення Пресвятой Богородиці у ... текст полностью ...
Великое знамение Царства Небесного и его ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Церкви и, следуя ей, исповедовать пришествие Царствия Божия в силе; входить со всей Церковью в силу победы, ценой которой это Царство было низведено в мир. Это, наконец, свидетельствовать в Церкви и с Церковью о той необъятной и ни с чем не сравнимой любви, которой Бог возлюбил человека, как и весь сотворенный Им мир. Радуйся, Свет неизреченный родившая… Радуйся, Святая Святых большая, Радуйся, обоняние Христова благоухания… Радуйся, приятное молитвы кадило… Радуйся, земле обетования… Радуйся, чаше, черплющая радость… Радуйся, Невесто Неневестная! Notes: Впервые опубликовано в: Православная мысль. Труды православного Богословского института в Париже. Вып. 14. 1971. С. 62–83. Среди главных богословских трудов, посвященных в наше время мариологическим темам: Протоиерей С. Булгаков. Купина неопалимая. Париж, 1927; см. также статьи протоиерея Г. Флоровского и покойного В. Н. Лосского в сборнике “TheMotherofGod: asymposion” (Ed. byE. L. Marshall. Dacre Press, Westminster. С. 24–36, 51–65) . — Авт. ; см. также Лосский В. Н. Всесвятая Лосский В. Н. По образу и подобию. М., 1995; Он же. Догмат о непорочном зачатии Лосский В. Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., ... текст полностью ...
Мусульманам о православии: Христос, иконы, ...Искать в Источникеpravmir.ru
... цвет здесь – это не цвет онтологии, выражающий качество бытия, не цвет зла, а это цвет неведения, непостижимости того, что за пределами познания, символизирующий тот самый «пресветлейший мрак Божества». Григорий Богослов формулировал это так: «Мы знаем, что Бог есть, но мы не знаем, что Бог есть». Его природа, Его сущность за пределами познания. Отсюда проистекает апофатическое богословие, согласно которому Бог – это не то, и не то, и не то. Какие бы высокие понятия и категории мы не подставляли в эту формулу, они не смогут передать даже малую толику того, что такое Бог. Поэтому православная мысль обращается к превосходным степеням – Господь выше всего того хорошего, что известно нам, Он выше всех благ, Он премудр, Он предвечен, Его любовь не знает пределов, Его милосердие превосходит любой закон, при этом, будучи Всемогущим и Вездесущим, Он ценит нашу свободу и не навязывает нам Себя. И в этом мы согласимся с мусульманами, точно так же отстаивающими единобожие, и нетождественность Творца ничему в сотворенном мире, в чем, собственно, и заключается богословский нерв ислама. Только православие об этом говорит и словами, и на языке красок. И потом от иконы ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Православная мысль
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"