Н.К. Гаврюшин Василий Зеньковский. Принципы православной антропологии Вводные замечания 1. Основные принципы христианской антропологии, христианско­го учения о человеке были намечены и развиты св. отцами, исхо­дившими в своих построениях как из библейской антропологии, так и из духа новозаветного благовестия. Однако надо иметь в ви­ду, что главной задачей святоотеческого богословия была разра­ботка основных догматов, темы же антропологии св. отцы касались всё же лишь попутно. В силу этого Церковь , в эпоху расцвета бо­гословского творчества, не создала законченного учения о челове­ке, как не создала она и законченной системы космологии, и это обстоятельство имело самые тяжёлые последствия в судьбе Церк­ви. Церковная мысль подвергалась в данной области влиянию внецерковных течений, и в недрах церковного сознания возникли очень серьёзные и глубокие разногласия, которые касались именно тем о человеке, об историческом процессе. Уже в антропологии блаж. Августина мы имеем столь явное уклонение от общехристи­анского понимания человека, что если сравнить, например, «Испо­ведь» блаж. Августина с аскетическими писателями Востока (св. Макарий, св. Иоанн Лествичник , св. Исаак Сириянин), то стано­вится ясно, как далеко разошлись христианский Восток и Запад в данной области. Все эти разногласия никогда не были предметом обсуждения и разрешения в плане вселенского христианства, меж­ду тем они часто имели решающее значение в самых актуальных и насущных вопросах, стоявших перед христианским миром, и, та­ким образом, христианство стало раскалываться ещё задолго до то­го, как этот распад был закреплён исторически, и так и доныне са­мый дух Христова благовестия в отношении его к путям спасения, к пониманию человека и его участия в историческом процессе ока­зывается различным в отдельных христианских исповеданиях. Можно с уверенностью сказать, что сближение христианских ис­поведаний (в так называемом «экуменическом движении») в обла­сти догматической будет очень трудно до тех пор, пока не удастся достичь взаимного понимания человека и его исторической актив­ности.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 14. Персоналистическая антропология: С. Л. Франк и Н. О. Лосский Семен Людвигович Франк (1877–1950), один из выдающихся отечественных мыслителей, первым проложил путь от философии всеединства, основным источником которой были идеи В.  С. Соловьева , к обоснованию персоналистической метафизики. Проблема человека и понятие личности были одним из истоков его философского творчества. Так, еще в 1908 г. Франк опубликовал статью «Личность и вещь», в которой писал: «Личность не может мыслиться иначе, как в виде единства множественного» 173]. В дальнейшем он все больше отходил от проблематики философии всеединства и выдвинул в центр своих построений личность. Для раннего периода творчества С. Л. Франка характерна разработка преимущественно философской антропологии, что нашло отражение в наиболее законченном виде в книге «Душа человека» (1917). В дальнейшем Франк перешел от проблем философской антропологии к разработке системы религиозной антропологии. Его взгляды позднего периода систематически изложены в последней, опубликованной посмертно книге «Реальность и человек» (1956). Франк создал стройную религиозно-философскую концепцию, в которой раскрыты понятия свободы, благодати, греха, творчества, душевной жизни. Книгу «Реальность и человек» можно считать органичным сплавом предыдущей философской антропологической концепции и личного жизненного, духовного опыта. Франк утверждал, что старые богословские концепции о человеке несостоятельны перед судом современной философской мысли, учитывающей всю сложность пройденного человечеством пути и усложнившуюся структуру душевной жизни. Для анализа новых антропологических идей Франк прибегал к свидетельству христианского богословия, которое у него ограничивалось в основном западными и католическими отцами Церкви, такими, как блаженный Аврелий Августин и Фома Аквинский. Если он и был знаком с восточной патристикой, то, видимо, не считал нужным защищать или опровергать ее положения, поскольку у восточных отцов Церкви отсутствует рациональное, систематическое изложение мысли, которое могло бы привлечь внимание Франка. Источники мистического откровения о Боге и человеке Франк находил в западной мистике, в сочинениях Якоба Бёме, Франциска Сальского, Бернарда Клервосского, Ангелуса Силезиуса. Метод идеального богопознания он видел в трудах Николая Кузанского. Таким образом, антропологическая система Франка относится скорее к западному типу, что вполне объяснимо условиями жизни Франка, который ко времени начала работы над книгой уже долгие годы прожил на Западе. Тем не менее его выводы вполне приложимы и к восточной христианской антропологии, опирающейся на православную патристику.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько Скачать epub pdf Глава 7. Внимание § 1. Представления о внимании в христианской антропологии Душевные феномены (воля, чувства, слово, память, восприятие и т.д.) сами по себе не были предметом святоотеческого психологического наблюдения [ Киприан (Керн) . 1996]. Эти феномены, в оторванности от души как их основы, не интересовали св. отцов сами по себе. То же относится и к вниманию. Святыми отцами, как правило, не упоминаются ни виды, ни свойства внимания, о внимании говорится скорее имплицитно, часто внимание отождествляется с умом, но из всего контекста святоотеческой литературы ясно, что вниманию святыми отцами придавалось огромное значение. В одной из своих важнейших работ преп. Симеон Новый Богослов писал: «Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает или низвергается и гибнет» [ Симеон Новый Богослов . 1993, с. 174]. Внимание в контексте христианской антропологии выступает как условие и средство духовного возрастания, как «индикатор» ценностей человека («где сердце ваше... там и сокровище ваше») и мотиваций человека. «Душа всех упражнений о Господе – внимание, – писал свят. Игнатий (Брянчанинов) , – Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами» [ Игнатий (Брянчанинов) . 1993. Т. 2, с. 296]. Можно попытаться выделить в христианской антропологии «виды» внимания. Вероятно, это будут: внимание к Богу, Божественной реальности; к другим ближним; к себе, своим помыслам. Эти три вида внимания как раз указывают на ценности, к которым обращается человек. О внимании к Богу, как высшему смыслу жизни, говорил ветхозаветный пророк Исаия, обличая и призывая народ Израиля: «Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою» ( Ис. 28:23 ). В Новом Завете Иоанн Предтеча, встречающий Господа Иисуса Христа, «друг жениха, внимающий Ему, радостью радуется» ( Ин. 3:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Христианская антропология по св. Николаю Кавасиле Здесь представлен сокращенный перевод главы из книги Нелласа Панайотиса «Животное, призванное к обожению». Эта глава посвящена антропологии св. Николая Кавасилы, великого византийского богослова. Панайотис в «Христианской антропологии по св. Николаю Кавасиле» разбирает сначала учение Кавасилы о духовной жизни, а затем главный плод и цель духовной жизни — обожение. Панайотис рассматривает обожение человеческого бытия, движения, жизни, ума и воли. Панайотис кратко характеризует специфику богословия Николая Кавасилы и план своего исследования: «Весь корпус творений св. Николая Кавасилы непосредственно относится к духовной жизни. Этот византийский мистик XIV столетия особенно интересен тем, что, оставляя в стороне, как уже достаточно рассмотренное другими аскетическими писателями и всем известное, перечисление степеней и способов христианского совершенствования (таких, как покаяние, подвижничество, очищение и проч.), он углубляется в изучение самой природы духовного делания. В его трудах, посвященных сакраментальной, евхаристической и аскетической жизни Церкви («Семь Слов о Жизни во Христе»и»Изъяснение Божественной Литургии»), почитанию Божией Матери («Богородичные проповеди»), памяти некоторых избранных святых, а также нескольким церковным праздникам и наиболее важным событиям общественной жизни (прочие проповеди), по сути дана христологическая и экклесиологическая структура духовной жизни. Основной — и весьма значительный — его вклад в православное богословие, таким образом, оказывается в области христологической антропологии. Поэтому, на наш взгляд, серьезное научное исследование мистики Николая Кавасилы стоило бы озаглавить: Духовная Жизнь во Христе по Николаю Кавасиле: Вклад в православную христологическую антропологию. А содержание возможно такое: 1) Предпосылки духовной жизни (Спасение во Христе); 2) Природа духовной жизни (Жизнь во Христе); 3) Осуществление духовной жизни (Обожение вселением Христа через приобщение Христу); 4) Плоды духовной жизни (Преображение твари в церковное единство в Теле Господнем). Ниже я в общих чертах предлагаю набросок такого исследования.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

М.Н. Боголюбов Решетов А. М. Значение трудов членов Российской Духовной Миссии в Пекине для этнографии Каждая наука должна изучать свою историю, ибо только в этом случае есть возможность верно определить как традиции,, так и основные направления ее развития на будущее. Такие задачи стоят и перед этнографической наукой. В этом плане нельзя не отметить заслуги выдающегося советского ученого С. А. Токарева, создавшего наиболее полные исследования по истории отечественной этнографии 284 . Обращаясь к нашей истории, мы с большой благодарностью отмечаем вклад Русской Православной Церкви в развитие этнографической науки. Вполне уместно назвать здесь имя Вениаминова (Попова) Ивана Евсеевича (1797– 1879) – русского ученого-этнографа, лингвиста, церковного деятеля, миссионера 285 . Почетный член Московского университета и Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, видный деятель Русской Америки, священник Русской Православной Церкви, в конце жизни – митрополит Московский и Коломенский, автор первого русского монографического описания североамериканского населения, собиратель ныне уникальных собраний Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого в Ленинграде по культуре и быту этих народов. Своими исследованиями отец Иннокентий прославил русскую науку. За многогранную, в том числе и миссионерскую деятельность 6 октября 1977 г. он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Это только один из многочисленных примеров плодотворного сотрудничества отечественной этнографической науки и Русской Православной Церкви. Значителен и вклад членов Российской Духовной Миссии в Пекине в этнографию. Как хорошо известно, деятельность Российской Духовной Миссии в Пекине была многогранна, и самые разные ее стороны весьма интересны для нашей науки. Один из важных аспектов – Русская Миссия и православие в Китае, культура и быт албазинцев в историческом аспекте, основные направления их трансформации, формирование китайской православной общины в Пекине. Для этнографа это важный объект изучения, еще ожидающий своего исследователя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Христианская антропология «Сложная духовно-социальная обстановка в русском обществе и Русской Церкви, а также острая дискуссия между православием и другими конфессиями, между Церковью и сектами, шаманством и «целителями» заставляют нас безотлагательно вводить православно-антропологический опыт в духовные школы, в практику Церкви и социальное служение Ее чад. Православная антропология опирается на догматику Церкви, святоотеческий опыт, богословские и научные труды православных авторов. Также немаловажное значение имеет опыт психологии, философии, психиатрии и других наук. Настоящая рукопись является расширенным конспектом лекций, которые читается автором с 1996 года в Православном университете студентам III-V курсов философско-богословского и библейско-патрологического факультетов, а также факультета психологии. Автор сознает, что несовершенство материала затрудняет понимание основной проблематики курса, и просит снисхождения у читателя. Однако острая церковная и социальная необходимость такого курса толкает автора к изданию первого выпуска этого курса. Для усиления мысли, свойственной православию, и для сравнения мы пользовались трудами русских философов, которые, однако, не всегда близки к православной мысли, и трудами западных мыслителей, как католических, так и светских. Это не означает, что данный труд входит в критику неправославной антропологии — для этого потребуется отдельная работа.» Православная антропология Лоргус Андрей Содержание Предисловие Часть I. Введение в православную антропологию Глава 2. Методология православной антропологии Часть II. Природа человека Глава 4. Тело и плоть человека Глава 5. Душа Глава 6. Душа и тело Глава 7. Дух человека Глава 8. Образ Божий Глава 9. Первозданный человек Примечания Список цитируемой литературы Предисловие Православная антропология как богословская дисциплина уже несколько лет преподается в Российском Православном Университете святого апостола Иоанна Богослова. Она является, на взгляд автора, необходимейшей дисциплиной в подготовке священников, преподавателей, богословов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Борис Бобылев Скачать epub pdf О христианских основах педагогики К.Д. Ушинского «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве... Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» ( Ин.4:35, 38 ). Эти слова Иисуса Христа были обращены к его ученикам, но они справедливы и по отношению к нам. Мы входим, или точнее, начинаем входить в труд наших предшественников, подвизавшихся на ниве православной педагогики, среди имен которых первым стоит имя великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского . Долгое время считалось, что христианское миросозерцание К.Д. Ушинского мешало его педагогической деятельности, успех которой, как это подчеркивалось исследователями его творчества, достигался «несмотря на» и «вопреки» его религиозным верованиям. В данном случае мы имеем классический пример «точности наоборот». Необыкновенный эффект дидактики великого педагога был достигнут не вопреки, но именно благодаря православию К.Д. Ушинского. Приведем одно характерное высказывание Константина Дмитриевича: «Та вера хороша, которая удовлетворяет человеческой натуре, открывая ей бесконечную и не эгоистическую деятельность; дает терпимость; дает место науке, свободе мысли; не признает ничьей власти над моей совестью, стоит за свое. Но не навязывает; не допускает произвола; хранит исторические предания; признает свободу воли, а не фатализм, как турки и протестанты (словом, наша святая вера». 1 Подобных высказываний о религии, Церкви, христианской вере в трудах Ушинского мы находим множество. Из них можно составить целый сборник. Вместе с тем, при всей важности этих отдельных высказываний, они должны рассматриваться в контексте целого – православной педагогической антропологии К.Д. Ушинского , которая является ключом к пониманию его дидактической системы. Согласно К.Д. Ушинскому , целью, идеалом педагогики является «совершенный человек». В первом томе «Педагогической антропологии» он сначала отмечает, что «вечно предшествующий идеал педагогического искусства есть совершенный человек» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 5. Различия православной, католической и протестантской антропологии Различия в учениях о человеке, которые характерны для трех самых многочисленных христианских конфессий (православие, католичество, протестантизм), в современном богословии исследованы еще недостаточно. Чаще всего в литературе обсуждаются отличия экклесиологического характера между католичеством и православием 16 . Говоря о различиях между православным вероучением и протестантизмом обсуждают практики благочестия, отношения к таинствам и другие проблемы церковных обычаев и вероучительных определений 17 . Между тем расхождения между тремя конфессиями весьма значительны, различия в догматике и даже в культе (богослужебной культуре) зависят от понимания центральных идей – сущности и бытия Бога, сущности и цели создания человека. Различия теологического характера очевидны: у католиков за счет введения в Символ веры вставки Filioque (и от Сына) Сущность Божия оказывается превалирующей над Ипостасями, началами Персональными: «…западная мысль в своем изложении тринитарного догмата чаще всего отправлялась от единой природы, чтобы прийти к Лицам, тогда как греческие отцы шли путем противоположным – от трех Лиц к единой природе» 131], в результате чего Ипостасные свойства растворяются в Божественной сущности. В Троицу вносятся признаки субординационизма, поскольку Бог Дух Святой исходит как от Отца, так и от Сына, согласно Filioque, т. е. Он получает не самостоятельное бытие, но зависимое от Отца и от Сына, чем нарушается с точки зрения восточнохристианского восприятия внутритроические отношения абсолютного равенства (равночестности) и любви. Для восточной теологии Бог Отец есть единый исток Божественного Бытия и начало единства Святой Троицы. От Отца превечно рождается Бог Сын и исходит Бог Дух Святой. В католическом толковании ипостасные свойства становятся модусами, а Бог Дух Святой приобретает признаки логической связки между Лицами Отца и Сына. Второе фундаментальное отличие состоит в том, что, согласно официальной концепции томизма, Бог есть Существо простое или чистый акт бытия, соответственно Его энергии, направленные к миру и человеку, признаются тварными, в то время как богословская мысль Востока признаёт энергии Божии нетварными, но непостижимо отличными от сущности Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека ПРАВОСЛАВИЕ.RU БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ " УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ЧЕЛОВЕКЕ "     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРАВОСЛАВНО-АСКЕТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ДОКЛАД ПРОФЕССОРА С. С. ХОРУЖЕГО Проблема человека никогда не теряла важности для религиозного и философского сознания, однако отнюдь не всегда этому сознанию удавалось найти верный подход к проблеме. Долгое время в европейской мысли господствовали установки и направления, в которых образ человека дробился, заслонялся различными общими и отвлеченными понятиями, отодвигался на задний план и часто вообще терялся из вида. Все системы знания Нового Времени рассматривали человека и все происходящее с ним как область вторичных, производных явлений. Первичным, самым существенным считали исключительно большие и могущественные вещи - государства и нации, социальные институты, идеи и идеологии, законы истории и экономики... Предполагалось, что человек подчинен этим большим вещам не только внешне, но и внутренне, в самой природе, и его поведение, поступки, душевный и духовный мир - все косвенно или прямо определяется уровнями социальной, экономической, исторической реальности. Он был также вторичным и в другом смысле, структурном: его считали сборным, разложимым на те или иные первоэлементы, субстанции, сущности. И в силу этого, при всей искушенности религиозного и научно-философского мышления, происходящее с человеком как самостоятельной, по-своему живущей и изменяющейся цельностью ускользало от разума и оставалось непонятым. Ситуация в сфере христианской мысли не была исключением, хотя и обладала значительными отличиями. Христово евангелие есть откровение о человеке, о его природе, судьбе и пути спасения, так что тема о человеке, казалось бы, неизбежно должна быть центральной в христианском вероучении.

http://pravoslavie.ru/sobytia/chelovekko...

XII. Третий Вселенский Собор Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Карташев; Мейендорф, Введение; Meyendorff, Orthodox Church; Болотов; Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Флоровский прот. Георгий. Восточные отцы V-VIII веков. Париж, 1990. 1. Итак, II Вселенский Собор подвел черту под тринитарными спорами. Трагедия св. Иоанна Златоуста произошла в богословское междувременье. Теперь время поставило новый вопрос: вопрос о Личности «исторического Иисуса». Как в Личности жившего на Земле в конкретном месте в конкретное время Иисуса из Назарета совмещались божественные и человеческие черты? Церковь знала, что Он был и Богом, и человеком. Но как это было возможно? Как Божество и человечество совмещались в одной Личности? Объяснить это было чрезвычайно важно, т.к. от правильного понимания Боговоплощения зависело его сотериологическое значение - т.е. наше спасение. Как мы уже говорили, в IV в. существовали две интеллектуальные школы, по-разному подходившие к христологической проблеме: александрийская и антиохийская. Разность их подходов современные ученые попытались выразить следующими противопоставлениями: Александрия - аллегория, эллинский ум, платоновские методы; Антиохия - конкретика, семитский ум, аристотелевские методы. Но, конечно, эти противопоставления далеко не абсолютны и в значительной степени условны. Достаточно сказать хотя бы то, что главными богословами и той и другой школы были греки, мыслившие вполне в эллинских категориях. И в трудах такого типичного представителя антиохийской школы, как св. Иоанн Златоуст, столь же трудно найти какое-либо семитское влияние, сколь и в писаниях св. Афанасия Александрийского. Думается, можно более удачно выразить разницу между двумя школами в двух формулах христологической мысли: в Антиохии богословы говорили о Слове вочеловечившемся, а в Александрии - о Слове воплотившемся (ключевым текстом тут является Ин.1:14: «Слово стало плотью»). Или, согласно о. Георгию Флоровскому, Антиохия представляла традицию «антропологического максимализма» и никогда не упускала из виду полноту человеческой природы Христа, тогда как Александрия говорила в первую очередь о божественности Слова, ставшего плотью, т.е. телом, разрабатывая традицию «антропологического минимализма».

http://sedmitza.ru/lib/text/434739/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010