Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации II Московский фестиваль православной студенческой молодежи (комментарий в интересах нации) Л.Шевченко, Международная педагогическая академия Православная культура и мир ценностей современного школьника Но Иисус сказал: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. (Мф. 19, 14-15) Министерство образования Российской Федерации опубликовало информационное письмо органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 14-52-876 ин/16, доводящее до их сведения примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», которое может быть использовано в рамках регионального компонента образования и компонента образовательного учреждения. Это означает, что государство берет на себя бюджетное финансирование предмета «Православная культура» как предмета по выбору в рамках учебного плана. Трудно переоценить значение этого события: разработано нормативное и научное обеспечение нового учебного предмета «Православная культура» (так теперь следует именовать курс «Основы православной культуры»). Отныне школам дано право на законных основаниях по согласованию с пожеланиями родителей предоставлять детям возможность его изучения, и российские школьники смогут, наконец, познакомиться с традиционной отечественной православной культурой. Культурой, на которой были воспитаны многие поколения их предков и от которой были искусственно оторваны их дедушки и бабушки, отцы и матери. Кто может сегодня в нарушение международных норм «Конвенции о правах ребенка», вступившей в силу в Российской Федерации 15.09.1990 и декларирующей право ребенка получать образование, способствующее воспитанию уважения к «культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (Ст. 29, 1с/), препятствовать российским школьникам получать знания о традиционной культуре России? И разве может государство не заботиться о воспитании образованных и культурных граждан, знающих и уважающих национальные ценности, святыни и традиции своего отечества, о воспитании юного гражданина в духе мира, терпимости, равноправия и дружбы между всеми народами, национальными и религиозными группами (Ст. 13, 1; 14, 1; 29, 1d/)? Опубликованный Министерством образования Российской Федерации документ является ответом государства тем «правозащитникам», которые защищают неведомо чьи права неведомо от кого.

http://sedmitza.ru/text/397668.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Позиция Минобразования по вопросу изучения православной культуры в школах (комментарий в цифрах и фактах) Извлечения из приложения к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 «Примерное содержание образования по учебному предмету " Православная культура " » Предисловие В последние годы во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получило преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов православной культурологической направленности ( " Основы православной культуры " , " Православная традиция " , " Основы православия " , " Традиционная русская культура " , " Православная этика " , " Православное искусство " и др.). Этот процесс обусловлен объективными обстоятельствами, выдающимся значением православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, местом православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии. Росту интереса существенной части учащихся и их родителей к изучению православной культуры способствуют также новые социальные условия – открытость, приверженность демократическим институтам и принципам, отказ от односторонней идеологизации светского образования, наметившаяся в последние годы тенденция ориентации российской школы на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования, особенно в практике преподавания социально-гуманитарных дисциплин, исторической и культурной преемственности. Примерное содержание образования по учебному предмету " Православная культура " подготовлено на основе анализа сложившейся в регионах России практики преподавания учебных предметов и курсов православной культурологической направленности, с учетом правовых норм деятельности светской школы, существующей практики стандартизации образовательных программ. Проведено научно-педагогическое обоснование преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (средней школе, учреждениях начального и среднего профессионального образования), определено содержание образования, которое предъявляется учащимся и осваивается ими.

http://sedmitza.ru/text/395421.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Созданный «Православной Энциклопедией» документальный сериал «Планета Православия» вышел в свет на 3-х DVD-дuckax В 2008 году на телеканале «Россия» был показан уникальный кинопроект Кино- телекомпании «Православная Энциклопедия» 12-серийный документальный цикл «Планета Православия»... В 2008 году на телеканале «Россия» был показан уникальный кинопроект Кино- телекомпании «Православная Энциклопедия» 12-серийный документальный  цикл «Планета Православия». Цикл создавался одновременно несколькими творческими группами на разных  континентах, во многих странах. У каждой серии - свой ведущий: это широко известные и любимые в нашей стране актеры Ирина Купченко, Николай Бурляев, Николай Добрынин, Борис Корчевников, Илья Носков, Сергей Маховиков. Герои фильмов - аляскинские звероловы, эфиопские пастухи, японские клерки, бывшие американские хиппи, бразильские фермеры, священники и Патриархи... Съемочные группы документального цикла «Планета Православия», пройдя по всему миру, рассказали зрителю об истории и географии Вселенской Православной Церкви, о нашей духовной родне, живущей в разных странах и на разных континентах, но близкой нам в самых главных вопросах веры, надежды и любви. Это рассказ о святынях и чудесах Поместных Православных Церквей, об их особенностях и накопленных духовных сокровищах. Двенадцать фильмов, как двенадцать апостолов, посланных на проповедь во все концы земли, к разным народам, возвращаются к зрителю, чтобы  засвидетельствовать многоголосие и разнообразие языков, которыми говорит сегодня с человечеством Истина Православия.      Исторический материал  для работы над фильмом предоставлен ЦНЦ «Православная Энциклопедия». Продюсер сериала - Наталия Гостюшина; продюсер от телеканала «Россия» - Сергей Шумаков; художественный руководитель проекта - Сергей Кравец.

http://sedmitza.ru/text/476542.html

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 19 от 9 сентября 2010 года 2. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Эксмо» книги В. Зоберн «Закон Божий, или Азбука Православия. В вопросах и ответах», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Эксмо» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги В. Зоберн «Закон Божий, или Азбука Православия. В вопросах и ответах» при условии доработки представленных материалов с учетом замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-19-1927. 3. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Рестарт» книги «Религиозная энциклопедия», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Рестарт» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Религиозная энциклопедия» при условии доработки представленных материалов с учетом замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-19-1928. 4. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной А. Крысиным книги «Календарь на 2011 год», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить А. Крысину право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Календарь на 2011 год». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-19-1929. 5. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательской группой «Азбука-Классика» книги А. Гиппиус «Петр и Феврония» (М., 2010), предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательской группе «Азбука-Классика» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги А. Гиппиус «Петр и Феврония» (М., 2010).

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Основы православной культуры " - средневековье и мракобесие? (комментарий в интересах нации) 15 ноября во время рабочей поездки в Новосибирск министр образования РФ Владимир Филиппов заявил о том, что Министерство образования России не будет вводить во всех российских школах предмет «Православная культура» в качестве обязательного. Как пояснил министр, «на первом этапе этот предмет может вводиться только в рамках регионального компонента или в рамках школьного компонента, определяемого самой школой». В.Филиппов отметил, что курс православной культуры и в этих случаях не будет обязательным. «Россия – страна многонациональная, и даже в рамках одного субъекта федерации есть поселения, где православных практически нет», – сказал В.Филиппов. С другой стороны, как отметил министр, «православная культура существует в России более тысячи лет, и потребность в ее изучении объективно существует». На вопросы корреспондента «Седмицы.RU» отвечает заместитель Министра образования Л.С.Гребнев — Какие практические шаги предпринимаются Министерством по введению в общеобразовательных школах предмета «Основы православной культуры»? — В 1999 году был подписан договор между Русской Православной Церковью и Министерством образования Российской Федерации. Один из его пунктов был посвящен взаимодействию по разработке и введения в светскую учебную программу отдельной дисциплины по основам православной культуры. В конце концов, министр направил для включения в региональные школьные компоненты подписанное им сопроводительное письмо к методическим указаниям, которые называются «Примерное содержание образования по учебному предмету “Православная культура”». Обучение предмету предполагается организовать в рамках стандарта или, как это раньше называлось, базисного учебного плана всеобщего среднего образования. Учебный процесс должен быть обеспечен бюджетными финансовыми ресурсами, правда, за счет вариативной части сметы расходов, а не федеральной, то есть, не за счет средств, отпущенных на обучение общеобязательным предметам.

http://sedmitza.ru/text/395457.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Религиозный фактор как элемент геополитики России (комментарий в свете веры) Александр Журавский Религиозный фактор становится элементом геополитики России. Это стало ясно после двух важных событий - сентябрьской встречи в Нью-Йорке Президента Путина с делегацией Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Предстоятелем митрополитом Лавром и октябрьского малазийского визита главы Российского государства. Первое событие стало началом новой большой политики России в религиозном вопросе. Воссоединение двух разрозненных частей Русской Церкви, размежевание которых стало следствием советской репрессивной политики, становится отныне не только церковным, но и общероссийским политическим событием. Событием, которое должно ознаменовать как преодоление исторической катастрофы русской нации, впервые оказавшейся в XX веке в разделенном состоянии (эмиграция, диаспоральность), так и новый этап российской государственности, не просто отторгнувшей архетип советской антирелигиозной политики, но и формирующей новый архетип, лишенный рудиментов постсоветской половинчатости. Президент передал Первоиерарху Зарубежной Церкви письмо Патриарха Алексия (знатоки дипломатического протокола, вспомните, когда такое было?!) с приглашением посетить Россию. А затем передал письмо митрополита Лавра Патриарху Алексию. Глава государства выступил как коспонсор переговорного процесса и, одновременно, как лично православный человек, при этом, именно личная религиозность Президента была отмечена представителями Зарубежной Церкви как основание для надежды. Малазийский визит, хотя и более масштабный, чем скромная нью-йоркская встреча с делегацией РПЦЗ, стал лишь продолжением нового курса Президента. Не вдаваясь в подробности малазийских встреч Президента Путина, особо отметим его интервью телеканалу «Аль-Джазира». Впервые глава государства так четко и ясно сформулировал формат сотрудничества России и исламского мира: «В России проживает 20 миллионов мусульман... Причем в отличие от, скажем, мусульман, которые проживают в Западной Европе, наши мусульмане - это россияне. У них нет другой родины. И в этом смысле Россия, конечно, - часть мусульманского мира. Во всяком случае, наши мусульмане не должны себя чувствовать людьми второго сорта в мусульманском мире. Они имеют право прямых контактов с мусульманским миром через представительные международные организации». Не менее важным был другой тезис Президента: «У нас 20 миллионов мусульман, но 125 - не мусульман. У нас в основном христианская, православная страна». Православная страна - это уже серьезное утверждение, свидетельствующее о восприятии страны Президентом и его окружением.

http://sedmitza.ru/text/398019.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флоря Б. Н. Православная шляхта и православные иерархи на Правобережье во 2-й половине XVII в. Когда в 1648 г. началось восстание Б. Хмельницкого, восставшие убивали и изгоняли шляхту, как «ляхов», порвавших со своим народом и верой своих отцов. В действительности, однако, как показано в исследовании польского историка Г. Литвина, большая часть шляхты в Киевском и Брацлавском воеводствах продолжала сохранять традиционные Эта шляхта играла важную роль в жизни православного общества, участвуя в выборах иерархов, а также (в некоторых случаях) в выборах настоятелей наиболее важных монастырей. Акт избрания митрополита Сильвестра (Коссова) в феврале 1647 г. скрепили своими подписями 46 шляхтичей Киевского, Черниговского и Волынского Для этой шляхты восстание Хмельницкого обернулось настоящей катастрофой. Хотя некоторые представители этого слоя сумели вписаться в новое общество (как скрепивший своей подписью акт избрания митрополита Остафий Выговский, отец будущего гетмана), большая часть шляхтичей бежала на запад, где и переселенцы и коренные жители вынуждены были вести постоянные бои с наступающими казаками. Все это, однако, не вело в середине XVII в. ни к отказу от веры отцов, ни тем более к враждебному отношению к православным иерархам, которые были выходцами из той же среды и не побуждали казачество к восстанию. В трудных ситуациях иерархи могли обращаться к шляхте за поддержкой и такую поддержку получали. Так, когда после битвы на Берестечке Холмский епископ Дионисий (Балабан) был устранен со своей кафедры униатским епископом Яковом Сушей он обратился с просьбой о поддержке к волынской шляхте, и шляхта поручила в декабре 1651 г. своим послам на сейме добиваться, чтобы «duchowni religii greckiej» могли спокойно пользоваться своими кафедрами, храмами и имениями, а «насильник» (violator), отобравший у «брата нашего» кафедру, должен быть подвергнут сеймовому

http://sedmitza.ru/lib/text/5677363/

А.М. Смулов 1. Принципы, формы и методы православной миссии: сущность и определения Для начала, дадим определения понятиям «принцип», «форма» и «метод», применительно к миссионерской деятельности православной Церкви. Философский энциклопедический словарь понятие «принцип» определено, в частности, следующим образом: «(от лат. principium – основа, начало) 1) в субъективном смысле – основное положение, предпосылка (принцип мышления); в объективном смысле – исходный пункт, первооснова, самое первое (… принцип бытия). … 3) основополагающая этическая норма …», которая является субъективно направляющей волю или объективно руководящей волей разумного индивида. Автор Суворов О.В. в Новой философской энциклопедии указывает, что «принцип» есть «… 2) внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (… заповедь)». Сходное определение дает Ефремова Т.Ф. «1. Основное исходное положение какой-либо научной системы, теории … 2. Внутренняя убежденность в чем-либо, норма или правило поведения». По Ожегову С.И. и Шведовой Н.Ю. понятие принцип формулируется как: «1. Основное, исходное положение какого-нибудь … учения, мировоззрения¸… 2. Убеждение, взгляд на вещи. …». Наибольший интерес, в нашем случае, представляет определение, данное в Национальной педагогической энциклопедии «основное, исходное положение какого-нибудь … учения, мировоззрения, … программы; общее руководящее положение, требующее последовательности действий не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах». А именно: не поочередность, но постоянство. В учебном пособии «Миссиология» с. 133] приводятся следующие определения термину «принцип». В традиционном понимании: «основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям». В логике: «центральное понятие системы, представляющее обобщение и распространение некоторого положения на все явления области». В этике: «внутреннее убеждение, максима, задающая общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Москве открылись XI Международные Рождественские образовательные чтения (комментарий в аспекте культуры) Вера и нравственность: православные традиции и современность Выступление Президента Российской Академии образования Н.Д.Никандрова на XI Международных Рождественских чтениях 26 января 2003 г. Собираясь вот уже в одиннадцатый раз на Рождественских чтениях, мы все вместе стараемся найти те коренные проблемы, те, как сейчас иногда говорят, «болевые точки» нашей повседневности, которые мешают нам жить. Мешают жить вообще, мешают жить — и это самое главное — по нравственным нормам, свойственным православному пониманию жизни. Думаю, можно сказать и больше: хотя здесь собрались прежде всего люди православной ориентации, в своих нравственных основах традиционные религии России весьма близки. Не останавливаясь на этом подробно, просто напомню о недавно прошедшем Русском народном соборе. Там выступали представители основных, традиционных религий России - православия, иудаизма, ислама, было выступление и от буддистов. Многие из здесь присутствующих слышали эти выступления, и я просто призываю вспомнить, как мирно шел при этом диалог, который лишь иногда, и, слава Богу, редко нарушался шумными выступлениями совсем не священников, не раввинов, не муфтиев. И во всех выступлениях, разных по стилю и по конкретному содержанию, звучали две главных мысли. Первое — традиционные религии России близки в своих нравственных требованиях и нравственных запретах. Второе — сожаление о том, что в нашей повседневной жизни многие, даже религиозно мыслящие люди, об этих требованиях и запретах забывают. Забывают, соответственно, что вера без дел мертва. Поэтому я сегодня буду говорить о том, что применительно к некоторым, очень значимым сторонам жизни дает нам наша духовная православная традиция, как с этим соотносится наша российская современность, каким путем можно сблизить то и другое.

http://sedmitza.ru/text/395949.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жолудева С. А., Квашнина Н. Н. Церковная история Вологодского края Фонд краеведческой литературы – это, бесспорно, ценнейший капитал любой региональной библиотеки. На сегодняшний день наиболее полно раскрыть его и сделать доступным для всех могут только электронные краеведческие ресурсы. С этой целью в 2004 г. на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки имени И. В. Бабушкина (ВОУНБ) была создана краеведческая медиатека «Память Вологды». Она содержит электронные тематические ресурсы (коллекции), посвященные различным историческим событиям Вологодской области, известным вологодским брендам, выдающимся людям. Практически все ресурсы являются мультимедийными, т. е. в них объединены тексты, библиография, изображения, звук, видео. В январе 2016 г. на сайте библиотеки появилась новая электронная коллекция – «Церковная история Вологодского края». Работа над этим ресурсом проводилась в рамках Международного открытого конкурса «Православная инициатива 2014–2015» и при поддержке митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова). По условиям конкурса электронный ресурс должен был содержать 1500 оцифрованных книг и статей. Исполнители проекта очень бережно и со всей ответственностью подошли к подбору материала. Их основной задачей было объединение в одном месте как можно большего количества документов, отражающих богатейшую историю православия на Северной земле, раскрывающих малоизвестные имена и святыни, показывающих, как сегодня протекает церковная жизнь в городах и районах Вологодской области. В итоге оказалось, что количество выявленных материалов превысило предполагаемый объем ресурса более чем вдвое, поэтому было принято решение увеличить объем до максимально возможного и представить в ресурсе наряду с текстами фото- и аудиофайлы. В результате на сегодняшний

http://sedmitza.ru/lib/text/6417181/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010