За образец для «Православной Богословской Энциклопедии» была взята немецкая «Реальная Энциклопедия» Герцога (в третьем издании). Немецкий прототип насчитывал почти двадцать томов. Издатели «Православной Богословской Энциклопедии» ввиду долговременности подобного рода изданий решили уложиться в десять томов, предполагая давать материал в более сжатом виде. К участию в составлении «Богословской Энциклопедии» А.П. Лопухиным были привлечены более или менее известные представители отечественной богословской науки. Среди них были представители всех духовных академий, а также некоторых университетов. Та живая отзывчивость, с какой отнеслись приглашенные к участию в составлении «Энциклопедии», лишний раз доказывала, какая чувствовалась потребность в подобном издании. Даже сам А.П. Лопухин в начале не рассчитывал на такую деятельную поддержку представителей ученого мира. Именно это обстоятельство повлияло на качественное содержание «Богословской Энциклопедии». Первоначально предполагалось издать лишь краткий справочный словарь (в трех томах), в котором сообщались бы самые лаконичные энциклопедические сведения, необходимые для самых элементарных справок. Однако «заявления от многих подписчиков, чтобы предметы обрабатывались в Энциклопедии не кратко и сухо, а полно и обстоятельно», с одной стороны, а с другой – «характер статей, представлявшихся сотрудниками, которые, как бы идя навстречу заявлениям подписчиков, давали обстоятельные исследования по всем важнейшим предметам богословского знания, заставили редакцию изменить свой первоначальный план и сразу же приступить к изданию большей Энциклопедии в том объеме», в каком она и начала выходить в свет. Хотя при этом увеличивались труды и расходы редакции. Издание «Богословской Энциклопедии» предполагалось завершить в ближайшие пять лет: в 1905 году 225 . В это же время С.Г. Рункевич начал принимать участие в журнале «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» – «С.-Петербургский Духовный Вестник». По приглашению председателя «Общества» и редактора журнала протоиерея Философа Орнатского С.Г. Рункевичем велся в первые годы существования журнала обзор епархиальной жизни. В этом же журнале напечатаны были написанные им исторические очерки «Приходская благотворительность в Петербурге». |
с древнегреч., введение и комм. Н. А. А. под общ. ред Н. науч. ред. М.: Мосты культуры – Гешарим, 2014; книги//Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2016. т. 42. 100 о Ездре см.: осмысление образа Ездры в Ветхом Завете, в межзаветной и апокрифической литературе. Автореф. дис. … канд. богословия. М., 2010. С. 15–18. 102 Fourth Book of Old Testament Pseude- pigrapha. Vol. 1: Apocalyptic Literature and Testaments. N. Y.: Doubleday and Company, Garden City, 1983. P. 517. 104 A. 2 Esdras//The New Oxford Annotated Apocrypha: New Revised Standard Version/Ed. by M. NY: Oxford University Press, 2010. P. 317–318. 105 В., третья книга//Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2008. т. 18. С. 81. 111 или плач? Сирийская версия 4-й книги Эзры в истории Библейских переводов//Символ. 2009. 55. С. 67. 113 М. о достоинстве, целости и происхождении 3-й книги Ездры. М.: Издание книгопродавца А. 1864; М. и радость по Слову Божию. Очерки священных книг: «Плача Иеремии» и «Песни Песней» с прибавлением соображений об Апокалипсисе и 3 книге Ездры. М.: Издание книгопродавца А. 1865. 114 М., прот. об истинном значении третьей книги Ездры и правильном её понимании и раскрытии при свете современных политических событий и умственной, религиозно-нравственной жизни христианских народов и прочих языков. Оренбург: 1907. 115 перевод 4-й книги Ездры//XIX ежегодная богословская конференция ПСТГУ. м., 2009. т. 1. С. 155–158; или плач? Сирийская версия 4-й книги Ездры в истории Библейских переводов//Символ. 2009. 55. С. 55; В., третья книга//Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2008. т. 18. С. 81–92. |
Кроме того, проблемным местом этих дат для библейской археологии является то, что даваемые ими абсолютные даты никак не вписываются в библейскую хронологию эпохи праотцев. Для разрешения этого вопроса было решено пользоваться некомментируемыми общепринятыми датами, пользуясь гипотезой, гласящей, что библейские персонажи эпохи праотцев - лишь важнейшие представители целых периодов в истории человечества тех времен. Необходимо добавить, что данная работа, в качестве практического следствия имеет издание первого отечественного учебного пособия, основанного на материалах предлагаемой диссертации (Снигирев Р., прот. Библейская археология. Учебное пособие для духовных школ. М., 2007, 575 с., илл..) , а также внесение данного предмета в основную образовательную программу семинарий Русской Православной Церкви. По мнению автора, предложенное исследование не может, естественно, исчерпать всех проблем, как решенных библейской археологией, так и поставленных ею. Учитывая же необходимость усвоения возрождающейся отечественной богословской наукой результатов трудов как отечественных, так и зарубежных ученых, хотелось бы надеяться, что представленная работа, и в особенности основанное на ней учебное пособие, решат эту задачу хотя бы в главнейших чертах. Хотелось бы также надеяться, что наш скромный труд разбудит интерес к чрезвычайно удивительной, перспективной, занимательной и, что самое главное, такой полезной для Церкви науке, как библейская археология. СПИСОК ТРУДОВ Снигирев Р., свящ. История Калужской епархии. Канд. соч., Сергиев Посад, 1997. Р., прот. Виникнення культури. до православного погляду на проблему. культура. 2001, 8, 9. Снигирев Р., прот. Статья «Баалоф», Православная энциклопедия, т. 4-й, М.,2002. Снигирев Р., прот. Статья «Беэр-Лахай-Рои», Православная энциклопедия, т. 5-й, М., 2002. Снигирев Р., прот. Статья «Библейские исследования», Православная энциклопедия, т. 5-й, М., 2002. Снигирев Р., прот. Статья «Бытие и ближневосточная археология», Православная энциклопедия, т. 6-й, М., 2003. Снигирев Р., прот. Статья «Ваал-Гацор», Православная энциклопедия, т. 6-й, М., 2003. Снигирев Р., прот. Статья «Ваал-Перацим», Православная энциклопедия, т. 6-й, М., 2003. Снигирев Р.Л. Религиозные, псевдорелигиозные другие «духовные» феномены российской провинции. В сб. регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук . Калуга, 2003. |
Этот редакционный недосмотр с приправой критицизма на многих страницах «набросков» делает всю книгу ненужной в обиходе «общедоступной богословской библиотеки 267 . Вот такой безапелляционный «приговор» вынес историческим наброскам С.Г. Рункевича «Русский Вестник». Примечательно, что, нападая на Рункевича по поводу оценки личности митрополита Филарета (Дроздова) , автор критической заметки как будто не замечал настоящего отношения историка к Московскому святителю. Из контекста был взять лишь небольшой отрывок, но при этом остались незамеченными возвышенные слова в адрес святителя и то, что он по признанию Рункевича «скончался неоспоримым столпом русской Церкви, отцом отцов и учителем учителей» 268 . Для первых томов «Православной Богословской Энциклопедии», начавшей выходить с сентября 1900 года, С.Г. Рункевич подготовил целый ряд статей исторического содержания 269 . В это время он «один вел отдел русской церковной истории XVIII–XIX веков», вплоть до III тома, пока «оказался не в состоянии нести это бремя» 270 . Наиболее крупными его статьями были исторические очерки епархий, составленные заново по неиспользованным до того времени источникам, и обзоры духовных журналов. Остальные статьи были исключительно биографического характера. К этому времени в адрес «Православной Богословской Энциклопедии» в печати появилось уже большое количество рецензий, за небольшим исключением проникнутых самими доброжелательными отзывами и пожеланиями. Выпуская в свет II том «Энциклопедии» редакция сообщала, что его пришлось значительно увеличить в сравнение с предполагаемым объемом (вместо 30–35 листов до 40). Редакция объясняла это важностью «тех предметов, которые вошли в его состав и которые требовали особенно обстоятельного изложения», а также тем, что со стороны читателей продолжали приходить «заявления не только не противные такой широте постановки издания, а напротив даже прямо настаивающие на том, чтобы предметы в Энциклопедии излагались с возможно большею широтой и обстоятельностью» 271 . Появление «Богословской Энциклопедии» было встречено с большим сочувствием не только в России, но и среди православного славянства. |
25. Лебедев А.П. Духовенство..., с. 175. 26. Евсевий Памфил. Церковная История. Кн. VI, гл. 43. М., 1993, с. 238-241. 27. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г., т. II, стб. 1219. 28. Там же, т. II, стб. 1219. 29. Там же, т. II, стб. 1219. 30. Там же, т. II, стб. 1219. 31. Там же, т. II, стб. 1219. 32. Там же, т. II, стб. 1219. 33. Евсевий Памфил. Церковная История. Кн. VII, гл. 27-30. М., 1993, с. 271-276, 433-434; Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2, с. 332; Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви, с. 175-176. 34. Евсевий. Церковная история, с. 271-276, 433-434; Лебедев А.П. Духовенство..., с. 175-176. 35. Евсевий. Церковная история, с. 419. 36. Евсевий. Церковная история, с. 271-276, 433-434; Лебедев А.П. Духовенство..., с. 175-176. 37. Лебедев А.П. Духовенство..., с. 179; Евсевий. Церковная история, кн. VI, гл. 33, 37. 38. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994, т. 3, с. 25; Лебедев А.П. Духовенство..., с. 178. 39. Лебедев А.П. Духовенство..., с. 171; Rothe. Vorlesungen uber Kirchegeschichte und Greschichte des kirchlichen Lebens. Heidelberg, 1875, B. I,. s. 184, 189-191. Впрочем, на 57 странице книги А.П.Лебедева Духовенство древней Вселенской Церкви указан иной год Эльвирского собора - 306-й. 40. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г., т. II, стб. 1219. 41. Болотов В.В. Лекции..., т. 3, с. 46. 42. Болотов В.В. Лекции..., т. 3, с. 46; Лебедев А.П. Духовенство..., с. 62 43. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г., т. II, стб. 1191; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993, т. II, с. 1752-1753, здесь, видимо, ошибочно указан 313 год проведения этого Собора. 44. Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., б.г., т. II, стб. 1191. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993, т. II, с. 1752-1753. 45. Евсевий Памфил. Церковная История, М., 1993, с. 361-362, 444-445; Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994, т. 3, с. 46. |
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВОСЛАВНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Статья из энциклопедии Древо : drevo-info.ru Православная богословская энциклопедия, титульный лист первого тома, 1900 г. Православная богословская энциклопедия (ПБЭ) , выходила с 1900 по 1911 год в качестве приложения к журналу Странник Инициатива издания первой Православной богословской энциклопедии принадлежит профессору Санкт-Петербургской духовной академии Александру Павловичу Лопухину . За образец Лопухин взял протестантскую protestantische Theologie und Kirche», выходившую с 1896 года третьим изданием. Планировалось выпустить десять томов по 30-35 листов и завершить всё издание к 1905 году. Увеличение объема статей и, соответственно, количества томов замедляло ход всего издания, уже со второго тома редакция вышла из намеченного графика. За пять лет (1900–1904) Лопухин успел издать пять томов. После смерти Лопухина (+ 22 августа 1904 г.) редактирование ПБЭ принял на себя его ближайший помощник Николай Никанорович Глубоковский . Энциклопедия стала любимым детищем, а её издание – поистине научным подвигом. Хранящаяся в архиве Глубоковского переписка отразила драматичную историю издания первой Православной энциклопедии. Более 150 новых авторов в России и за границей были привлечены Глубоковским к изданию ПБЭ, список авторов превысил 230 имён (для сравнения: 3-е издание протестантской энциклопедии выходило при сотрудничестве свыше 420 учёных). Основную часть сотрудников составили выпускники духовных академий (доктора богословия, церковной истории и церковного права, магистры богословия) из числа преподавателей духовных академий и семинарий, богословских кафедр Московского, Казанского, Новороссийского, Харьковского и Юрьевского (Дерптского) университетов, чиновников Духовного ведомства. |
Сегодня мы представляем 10 по общему счету том «Право-славной Энциклопедии». Энциклопедия строится по алфавитному принципу и казалось бы все тома должны быть примерно одинаковыми по содержанию. Но это не так и 9 алфавитный том, который мы представляем сегодня, тому пример. Именно он, благодаря все тому же алфавитному принципу, содержит значительный объем богословских статей, таких как Воскресение, Воплощение, Вселенские соборы, Второе пришествие, Время и другие. Работа над этими основополагающими для православной веры статьями проходила в тесном взаимодействии с Синодальной Богословской комиссией Русской Церкви. Именно поэтому я прошу Председателя Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета представить 9-й том. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, председатель Синодальной Богословской комиссии, представил богословские статьи нового тома, составляющие значительную часть его содержания. Выступление митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха Беларусии Ваше Святейшество, глубокоуважаемый Юрий Михайлович, члены Советов! Сегодня было проведено очередное рабочее заседание, на котором было уделено достаточно большое внимание выпуску 9-го тома (в алфавитном порядке, 10-го по числу выпущенных томов «Православной энциклопедии»). Еще живы наши воспоминания о торжестве, состоявшемся в этом зале чуть более пяти лет назад по случаю выхода 1-го тома «Православной энциклопедии». Сегодня же мы с радостью приветствуем появление уже 9-го алфавитного и 10-го по счету тома этого фундаментального издания, представляющего собой систематический и универсальный свод богословских и церковно-исторических гуманитарных знаний. Всякий, кто внимательно следит за этим проектом, не может не отметить неизменно высокий научный уровень статей «Православной энциклопедии», равно как и постоянно растущий профессионализм работы редакций. В качестве особой заслуги Церковно-научного центра следует отметить тот факт, что «Православная энциклопедия» стала сегодня образцом церковно-научного издания, в котором найдено гармоническое сочетание строгой церковности и не менее строгой научности. Отрадно и похвально, что наряду с авторитетными представителями нашей церковной науки, в качестве авторов энциклопедии все чаще выступают молодые ученые и богословы. Достойно уважения то, что Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» является сегодня не только потребителем церковно-научного потенциала нашей Церкви, но и сам вносит большой вклад в развитие церковной науки. |
Интрига//Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929-1939. Т. 4. М.: Издательство академии, 1930. Стб. 549. [Лунин энциклопедия: В 11 т. М., 1929-1939. Т. 4. М.: Издательство Коммунистической академии, 1930. Стб. 263. Михайлов П., Михайловский Б. Сюжет//Литературная энциклопедия. Т. 11. Стб. 146. искусстве поэзии. М.: Государственное издательство художественной 1957. С. 57. фабулы «обозначается повествовательная основа, прямая последовательность рассказанных событий, как она может быть в конечном счете восстановлена читателем, в отличие от сюжета, который образуется последовательностью событий в том виде, в каком она П., Михайловский энциклопедия. Т. 11. Стб. 147. Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/Ред. Эванс К. и др. М.: ББИ, 2010. С. 684. о вечном возвращении (архетипы и и история. (Избранные работы). Пер. с англ. и франц. яз./Под ред. Григулевич И.Р., Гаспарова М.Л. М.: «Прогресс», 1987. С. 101. «Ситуация, обнаруживающая резко выраженные противоречия, противоположность в произведении сил, называется коллизией». Михайлов П., Михайловский Б. энциклопедия. Т. 11. Стб. 144. Study in the Relationship of the Church to Christ in the Epistles of the Apostle Paul. L.: SPCK, 1955. P. 42. Barrett First Adam to Last. A Study in Pauline Theology. 97. При изложении богословия первых восьми глав Послания к Римлянам использована наша более ранняя статья, посвященная богословскому анализу этих глав логическое измерение богообщения в богословии святого апостола Павла на примере Послания к Римлянам//Христианское чтение. 2011. 1. С. 115-138). Статья подготовлена при финансовой РГНФ, проект 10-04-00133а. В основу публикации положен доклад автора на Ежегодной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской православной духовной академии 4 2012 года. Источник: Ковшов М. В. Проблема центра богословия апостола Павла: пролегомены к альтернативному подходу//Христианское чтение. СПб., 2013. 2. С. 54-67 Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения. |
Это поначалу давалось достаточно трудно. Сложно продвигалась работа над материалами о владыке Анастасии (Грибановском) и владыке Антонии (Храповицком), которые по нескольку раз рецензировались, уточнялись, дополнялись. Хочу отметить в этой связи один очень интересный и мало известный факт: одним из первых (если не первым вообще!) писем Святейшего Патриарха Алексия к митрополиту Лавру стало письмо, сопровождавшее посылку с 1-м томом «Православной энциклопедии». В нем Святейший Патриарх как главный редактор благодарил владыку Лавра за содействие и посылал ему том «Православной энциклопедии» как одному из наиболее почтенных авторов. — Наверное, это именно тот случай, когда церковное единство не строят, а вдруг обнаруживают. — Да, именно так. Оно, действительно, именно обнаруживается в ходе совместной работы, проявляясь в единстве взглядов. Это, кстати, во многом характерно и для межрелигиозного диалога. «Православная энциклопедия» и по своему авторскому составу, и по своим статьям находится ближе к консервативной части Русской Православной Церкви в том, что касается области богословских и литургических вопросов. Но при этом, находясь на консервативной позиции, мы находим возможность писать о других конфессиях максимально объективно — хотя и с точки зрения православной традиции. В частности, у нас публикуется много материалов, посвященных истории Римско-католической Церкви, ее деятелям. Уже после выхода первых томов энциклопедии мы получили важное для нас свидетельство того, сколь успешной является наша работа, когда руководители научных институтов Ватикана не просто отметили точность и объективность наших статей по истории католицизма, но и предложили одну из первых презентаций «Православной энциклопедии» за рубежом провести в Ватикане. Мне кажется, что это был очень важный прецедент, когда в Ватикане, при участии многочисленных кардиналов в Папском дворце была проведена презентация «Православной энциклопедии» и тома со статьей «Ватикан». Статья была написана без каких-либо реверансов в сторону католицизма, и, тем не менее, католические ученые ее оценили очень высоко. Презентация в Ватикане вызвала очень большой резонанс и интерес. |
2579 . Справочный богословский, преимущественно, церковно-исторический словарь/Сост. протоиерей Леонид Петров. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1995 . – 294 с. 2580 . Терминологический словарь одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1996. – 350 с. 2581 . Терминологичний словник. Географични назви. Видатни постати ис- В. О. Византинистика. – Чернивци: Книги – XXI, 2006. – С. 491540. 2582 . Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. – М., 1996. – 432 с. 2583 . Фомченко А. П. Толковый словарь по истории Средних веков. Для студентов вузов. – Ташкент, 1979. – 142 с. 2584 . Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – М., 1997. 2585 . Христианство: Словарь/Под ред. Л. Н. Митрохина. – М.: Республика, 1994 – 599 с. 2586 . Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т./Под ред. С. С. Аверинцева др. – М: Большая Рос. энциклопедия., 1993. – Т 1 (А-К); 1993. – Т 2 (Л-С); 1994 – Т 3 (Т-Я). 2587 . Хроника человечества. Энциклопедия. – М., 1996. 2588 . Шперк В. Ф. Фортификационный словарь. – М., 1946 2589 . Элиаде М., Кулиано М. Словарь религий, обрядов и верований. – М.; СПб., 1997 . 2590 . Энциклопедический словарь/Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – СПб, 18901907. 2591 . Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии: В 12 т. – М., 1991 2592 . Энциклопедический словарь/Изд. Русского библиографического института «Гранат». 7-е изд. – М., 1910 – 1948. – Т 1–55, 57–58. 2593 . Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997. – 432 с. 2594 . Энциклопедия православной святости: В 2 т./Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г Пар- менов. – М., 1997. – Т 1. – 400 с.; Т 2. – 368 с. 2595 . Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1996. – 480 с. 2596 . Altaner B., Stuiber A. Patrologie: Leben, schriften und lehre der Kirchenvater. – Freiburg etc.: Herder, 1978. – 672 p. (справочное издание по патрологии). 2597 . An Encyclopedia of World History: Ancient, Medieval and Modern Chronologically Arranged/Comp. and ed. by W. L. Langer. – 5 ed. – Boston: Mifflin, 1972. – XXXIX, 1569 p. |
|