Сего Ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием ( Мф.13:55 ) и словами Ап. Павла ( Гал.1:19 ), прав. Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом Ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым или Меньшим ( Мк.15:40 ), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова брата Господня одним лицом с Ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от Ап. Иакова Зеведеева, призванного в Апостольство и умершего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книге Апостол, в Прологе под 28 числом октября, и 4-го января в Минеи-Четьи, и священных песнопениях под теми же числами, согласно с писанием и преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти Апостол, а Иакова Малого, брата Господня, к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого, брата Господня, прав. Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях. Иаков, празднуемый в 9-й день октября, нигде не называется и не прославляется братом Господним, епископом Иерусалима, писателем соборного послания и священномучеником, что без сомнения даёт высокие преимущества; но называется Иаковом Алфеевым, прославляется Божественным светильником язычников, который, исполняя число дванадесяти, объюродил Еллинскую мудрость и прошёл всю вселенную, проповедуя всегласно слово веры Христовой. Иаков же, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды ( Мф.13:55 . Мк.6:3 ), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с Младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» ( Иак.1:17 ); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец, священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4. Жизнь святых Святые отроки и отроковицы Благоверный царевич Димитрий Угличский Память 15 (28) мая (по старому и новому стилю) Царевич Димитрий был сыном царя Иоанна Грозного от его седьмого брака – с Марией Нагой. После смерти Иоанна Грозного в Государстве Российском многие, начиная с царя Феодора Иоанновича, признавали царевича Димитрия наследником престола, и имя его поминалось в церквах. Искони ненавидящий доброе в человеке диавол, видя сирых братьев, царя Феодора и царевича Димитрия, ни о чем земном не радеющих, ибо ни славы мира сего, ни богатств не желали, вложил в сердца преступников, обольщаемых мечтами о власти, истребить царский род. Сначала были распущены слухи о том, что царевич Димитрий – незаконнорожденный, и имя его запретили поминать в церкви. Затем распространились новые вымыслы: будто бы царевич Димитрий с юных лет уже проявляет в себе наследственную жестокость отца. Попытка отравить царственного отрока не увенчалась успехом: смертоносное зелье не нанесло ему вреда. И тогда было решено его заколоть. Утром 15 мая 1591 года кормилица вывела девятилетнего отрока во двор, где уже поджидали его убийцы. Осип Волхов, взяв Димитрия за руку, сказал: «Сие у тебя новое ожерелье, Государь?» Он же, кроткий ангел, подняв голову, тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». И Волхов кольнул его ножом в шею, но не до смерти. Тогда Данило Битяговский и Никита Качалов дорезали его и сбросили вниз с лестницы. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, и уже в царствование Бориса Годунова у его гробницы стали совершаться исцеления больных. Молитва О преславный и дивный в чудесех, красото мучеников, страстотерпче царевичу княже Димитрие! Скоро предстани Небесному Царю и мученические твои руце о нас, грешных, молебне к Нему простри, яко имеяй дерзновение велико; сохрани же твоими молитвами град сей, и вся грады и веси православныя, и Святейшаго Патриарха (имя) и преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы и весь священный чин церковный, и вся православныя христианы; всех нас приими во твое заступление, и от всех бед и зол избавляя, и от нашествия видимых и невидимых борющих нас врагов свобождая, и тех всяк навет и злодейство погубляя и отгоняя; таже прегрешений наших прощение испроси, и в век будущий Небеснаго Царствия нас сподоби, и спасенных Богу представи, благодатию и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Праведный Артемий Веркольский

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография праведных и бессеребреников АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская)

http://pravenc.ru/rubrics/123230.html

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, дивно прославленный от Него святых мощей твоих явлением и множеством чудотворений, угодниче Божий Иакове праведный, о твоих источаемых нам благодеяниих благодарни суще, похвальное восписуем ти пение, и молимтися о еже от всяких бед свободитися нам твоими молитвами, радостно и умиленно тебе зовущым: Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный. Икос 1 Ангелоподобное житие твое на земли являеши нам по смерти, богомудре Иакове, святых мощей твоих преславным прославлением, от нихже токи исцелений благодатных источаеши недужным. Темже Российская страна тобою красуется, стяжавши тя, богодарованного целебника, мы же с любовию ти зовем: Радуйся, великий угодниче Божий, утаивый от нас Отечествие твое земное, да увериши, яко от Бога к нам послан еси. Радуйся, равноангельный человече, облиставый нас божественною зарею преславных твоих чудес. Радуйся, небожителю, горе со ангелы обитаяй. Радуйся, от небесных высот благосердием твоим к земнородным приникаяй. Радуйся, в тайне Господеви поработавый в преподобии и правде. Радуйся, явно и преславно от Господа прославленный нетлением и чудесы. Радуйся, Иакове праведный, чудотворче Христов предивный. Кондак 2 Видя льдину, манием Божиим противу быстрин водных плывущую, и от нея дым кадильный горе возносящийся, недоумеваху людие веси Боровичския о необычнем сем явлении. Приставшей же льдине ко брегу речному, обретоша на ней на кладе древесней лежащыя, нетлением процветшыя святыя мощи твоя, смиренномудре Иакове. Темже и нас подвизаеши Прославльшему тя Господу пети: Аллилуиа. Икос 2 Разум божественныя тайны неразумевающе, убояшася людие Боровичстии прияти тя незнаема и непогребенна, и вспять отринуша льдину с мощами твоими в быстрину речную. Оней же паки к ним трижды возвращшейся, представ святый Иаков в соннем видении старейшинам Боровичским, обличил еси их сице глаголя: «Что гоните мя христианина верна, именем тезоименита святому апостолу Иакову брату Божию суща»; о сем радующеся благодарим и зовем ти таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pra...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праведный Иаков Боровицкий (Боровичский), Новгородский чудотворец (мощи явились в 1540 г.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 окт. в день перенесения мощей, 22 мая в день тезоименитства со св. апостолом Иаковом и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Был Светлый Вторник 1540 г. Река Мста только что вскрылась. Против самых страшных Боровицких порогов, где стояло село Боровичи Новгородской области, крестьяне увидели быстро несущуюся против бурного течения огромную льдину. Густой пар, как дым, поднимался с нее. На ней стоял гроб без крышки, представлявший собой обгорелую дубовую колоду, а в нем лежал почивший отрок. Крестьяне не поняли, что это явление благодатное. Они испугались судов и дознаний и поспешно оттолкнули льдину длинным шестом. Но льдина вернулась. Тогда они обвязали колоду веревкой и оттащили ее за две версты. Но утром она опять вернулась. Ее опять отвели, но она опять вернулась. Тогда ночью святой отрок явился некоторым сельчанам и сказал им: «Зачем вы, будучи христианами, гоните меня, христианина? Если вы хотите знать мое имя, то я — Иаков, единоименный св. апостолу Иакову, брату Господню по плоти». Тогда святые мощи были вынуты из воды и положены на берегу, и от них стали истекать исцеления. Посте же освидетельствования их духовными властями они были положены в Свято-Духовской Боровичской церкви, при которой был устроен монастырь. Но при Патриархе Никоне мощи были перенесены в основанный им валдайский Иверский монастырь, где и почивали в открытой раке до нашего времени. Существует предание, согласно которому св. праведный Иаков был усердный к своему делу судовщик и нес подвиг юродства ради Христа. • Достоверных сведений о происхождении св. Иакова не сохранилось. Село Боровичи расположено на р. Мсте (ныне город в Новгородской обл.). • Валдайский Иверский монастырь находится в 3 верстах от г. Валдая (Новгородская обл.), в нем есть храм во имя прав. Иакова Боровичского. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437810/

Церковь мч. Иоанна Воина (Миголощи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь мученика Иоанна Воина была построена в 1812, в честь победы славного русского воинства над Наполеоном. Престольный праздник: 12 августа, день памяти мч. Иоанна Воина. Содержание История [ править править код ] Упоминание о селе уходит своими корнями в XVI век. В поселении бережно сохраняются народные традиции и передаются из поколения в поколения накопленный за века опыт. Вокруг села много исторических мест — храм святого мученика Иоанна Воина, часовенка «Всех скорбящих радости», место подвигов подвижника Марка-пустынника, целебный источник. Храм был построен в 1812 году, в честь победы славного русского воинства над Наполеоном. В начале ХХ века в селе Миголощи на месте древнего монастыря расположились четыре часовни и две церкви. Деревянная — в честь Владимирской иконы Божией Матери и каменная, в стиле ампир — во имя святого мученика Иоанна Воина с большой колокольней в виде храмовой пристройки. В 1936 году вышло постановление о сносе церкви, которую разрушить так и не смогли. И только через восемь лет уничтожили колокольню и часовни. В 1993 году начался процесс восстановления храма святого мученика Иоанна Воина. Тогда же церковь передали Новгородской епархии. Современное состояние [ править править код ] Церковь мч. Иоанна Воина является действующей. К 200-летию со дня освящения церкви была восстановлена роспись на алтарной апсиде, где изображены равноапостольный великий князь Владимир и праведный Иаков Боровичский, покровитель земель Новгородских. Обновили иконостас, установили новые царские врата. D духовную жизнь села Миголощи вовлечено много детей. Приход занимается организацией просветительской деятельности в школе, проводит беседы с учениками о православии. Кроме того, в церкви святого мученика Иоанна Воина, ярко и интересно проходят православные праздники, например, детская Пасха. В праздничных мероприятиях всегда принимают участие воспитанники детского сада и их родители, школьники, учителя, приезжают верующие и из других деревень. Появилась новая традиция проводить День православной книги. Как добраться [ править править код ] Адрес: Новгородская область, Хвойнинский район, село Миголощи Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_мч._Ио...

Во втором видении святой так и остается неизвестным Никону: «И се видех свет мног на месте, идеже святая та обитель строится, яко во дне, и некоего человека на некоем высоком месте устроеном лежаща нага светла телесем... мне же мнящу мертва суща . И пришед, хотящу ми. И егда наченшу ми онему творити, видех у лежащаго руки, яко благословящия, и отпрятовашеся, яко жив, и руки своя складоваше на перси своя по чину» (л. 62), а узнавание происходит только на следующий день, когда патриарх в присутствии митрополита и монастырских властей вскрывает нетленные мощи Иакова Боровичского и по останкам святого отождествляет его с тем «некоим человеком» из своего видения: «В суботу же по совершении святыя литоргии пев молебная и вземше святыя мощи с ветхою древяною ракою, яко да преложим святыя мощи Иякова от ветхия в новую сребряную раку, и открывше, видех святыя руки Ияковли, якоже видех во сне благословящими, и святыя его перси нетленны. И положих тако, якоже видех во сне по чину на святыя его перси » (л. 62 об.). Цель этого видения Никона не только прославить монастырь, но и создать почву для местного почитания и прославления святого Иакова Боровичского. Не случайно сборник «Рай мысленный» открывается гравюрой с изображением святого Иоакова Боровичского, Христа ради юродивого (л. 1 об.). Дело в том, что достоверных сведений о происхождении и жизни праведного Иакова не сохранилось. По преданию, он сын простых поселян (ремеслом судовщик или бурлак), будучи молодым, принял юродство и погиб от удара грома 475 . На иконах блаженный Иаков изображается в отроческом возрасте со скрещенными на груди руками 476 – как раз на эту деталь (скрещенные на груди руки) обращает внимание Никон, описывая мощи святого. Тело будущего местночтимого святого в полуразрушенной колоде весной 1540 г. было принесено на льдине по реке Мета к селу Боровичи в Новгородской области. По преданию. местные жители три раза отталкивали льдину от берега, трижды она возвращалась обратно. Праведник Иаков явился во сне нескольким жителям, после чего гроб с телом отрока был перенесен в построенную на берегу часовню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в это самое время один из них, суконщик, схватив скалку, на которую накатываются сукна, ударил праведного по голове, и он скончался около 63 года по Рождестве Христове. На этом же месте и погребли его; над его могилой подле храма и доселе стоит памятник. Таким образом Иаков был верным свидетелем для Иудеев и язычников, что Иисус есть Христос. Иакову до того все удивлялись и за праведность столько уважали его, что беспристрастные из Иудеев именно мученическую его смерть почитали причиной немедленно открывшейся осады и разрушения Иерусалима от Римлян. Вот что известно об Иакове, который, говорят, написал первое из соборных так называемых «посланий». Это послание святой Апостол Иаков написал около 59 года по Рождестве Христове к рассеянным Иудеям, о спасении коих ему вверено было архипастырское попечение. Ему же принадлежит и Божественная литургия, известная под именем Апостола Иакова, которая доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего Апостола, и на основании которой изложены литургии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоустог о. Мученическая кончина св. Иакова, брата Господня, последовала в 63 году по Рождестве Христове. Если при жизни своей Апостол Иаков пользовался всеобщим уважением, то память праведного без сомнения по смерти его сохранилась с похвалами в Церкви Христовой. В IX веке Феофан Никейский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь Иакова, брата Господня, ныне поемые в день его памяти. В своих песнопениях Церковь прославляет св. Апостола Иакова, брата Господня по плоти, яко ученика Господня, восприявшего Евангелие; яко мученика, стяжавшего неизреченное блаженство; яко брата Божия, имеющего дерзновение; яко иерарха, молящегося за нас. Называет его первым пастырем и учителем Иерусалимлян и верным строителем таинств. В Москве, на Старо-Иерусалимском подворье, сохраняется часть мощей св. Апостола Иакова с 1853 года 23 октября, полученная от патриарха Александрийского Иерофея. † Память о праведном Иакове Боровичском Кто был сей угодник Божий? Точных сведений не отыскано.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1542 г. (см.: Сергий. Т. 1. С. 610) или 23 окт. 1544 г. (РНБ. Археол. об-во. 31. Л. 16 об., нач. XVIII в.). Преставление И. связывают с 1452 г. (Там же) или с 1540 г. ( Барсуков. Стб. 233). Длительная традиция передачи предания об И. старожилами-«памятухами», существовавшая к сер. XVI в. в Боровичах, позволяет отнести явление мощей святого к XV в. В «Повести словеси...» сообщается, что мощи И. плыли против течения, жители Боровичей отталкивали их от берега, однако гроб трижды приставал к одному и тому же месту. Устойчивость предания о первоначальном пренебрежении мощами И. привела к тому, что коренных жителей Боровичей еще в XX в. звали «невежами» ( Панченко. 1998. С. 134). После погребения мощей святой явился в сонном видении «старым людям» в Боровичах и сообщил: «Меня зовут Иаковом, ангил мой Иаков, брат Божий по плоти». Согласно более позднему местному преданию, И. был отроком. В посвященных святому виршах, созданных не ранее 1657 г., он описан как юродивый отрок: «Кому подобен Иаков преблагий/Боровический, иже телом нагий./Облече душу в добрый бисер драгий,/Днесь украшает Иверские праги./Что луна небу, то Иаков младый» (цит. по: Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 173; ср.: С. 54). Под влиянием сб. «Рай мысленный», в к-ром Слово о явлении мощей И. соседствует с сочинениями об Иверской иконе Божией Матери , а также того обстоятельства, что мощи И. и список Иверской иконы были главными святынями валдайского Иверского мон-ря, к XIX в. сложилось предание об И. как об отроке - герое Сказания об Иверской иконе Божией Матери, вместе с вдовицей прятавшем икону в Никее во времена иконоборчества (день празднования Иверской иконы - вторник Светлой седмицы - совпадает с днем явления мощей И.). Прославленный в церковной службе как блаженный (Минея (МП). Окт. С. 589-592), И. в старших посвященных ему памятниках называется праведным и преподобным, возможно, потому, что его чудотворные мощи почивали в боровичском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и в валдайском Иверском мон-рях.

http://pravenc.ru/text/200241.html

«Не ведомо нам, кто он и откуда», говорит Славеницкий. «Мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовой силой чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришёл к нам в Русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа» 294 . По слухам, блаженный Иаков был простой, но усердный к делу судовщик и принял на себя суровое юродство; скончался же убитый громом 295 . Самое первое явление прославившегося раба Божия было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Меты, особенно страшно бурную силу её в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьёй. По этой-то реке против течения её волн, во время вскрытия её, на третий день Пасхи, в 1540 году, несло громадную льдину (накру). Это было у грозных Боровичских порогов; но льдина неслась, наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. – На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки, с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслью об ответе за мёртвое тело, – и положили проводить помимо селения гроб; принесли шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина однако не слушалась и возвратилась к берегу. Верёвками обмотав колоду, повлекли с льдиной по течению Меты и отвели версты за две от с. Борович. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Её вновь отвели по реке; но и в третий раз возвратилась она к тому же месту. Старшинам ночью, не одному и не двум, явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде, и с упрёком говорил: «зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня христианина? Если хотите знать моё имя, то я Иаков, единоименный св. Апостолу Иакову». – Старшины поутру передали один другому видение, и вслед за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи поставлены в часовне 296 . Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010