Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Рождество Иоанна Предтечи Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1. 5). Благочестивые (Лк 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета. «была неплодна» (Лк 1. 7, 36). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя Захария , судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк 1.

http://pravoslavie.ru/35999.html

На рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (I) Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя! Тропарь Рождества Предтечи, гл. 4. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня мы чтим память и радостно торжествуем славное рождество великого Пророка Божия и Предтечи пришествия Христова славного Иоанна Крестителя. Сам Господь научает нас так почитать и прославлять святого Иоанна Предтечу, говоря, что из рожденных женами не восставал больший его (см.: Мф. 11:11 ). Сегодня день его рождения; послушаем, как повествует об этом Святое Евангелие. 1960 лет тому назад в Святой Земле, в двух часах пути от святого града Иерусалима, в горном городе Хевроне, жили благочестивые супруги – Захария, священник Иерусалимского храма, и жена его Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно ( Лк. 1:6 ). Но не было у них детей, ибо Елисавета была бесплодна, лета же оба они имели уже преклонные. Однажды Захария в порядке своей чреды служил пред Богом, и по жребию ему досталось войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне храма. Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и напал на него страх. Ангел же ему сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. И многих от сынов Израилевых обратит он ко Господу Богу их». И сказал Захария Ангелу: «Почему я узнаю это? ибо я уже стар и жена моя уже в преклонных летах». Ангел сказал ему: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие. И вот ты будешь молчать до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые в свое время исполнятся». Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в Храме. Он же, вышедши, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в Храме, и Захария объяснялся с ними знаками и оставался нем. А когда окончились дни службы его, он возвратился домой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Скачать epub pdf 36. Благовещение Пресвятой Богородицы. О главизне (начале) нашего спасения «Благовестите день от дне спасение Бога нашего». Евангельское чтение, братия и сестры, в праздник Благовещения начинается словами: После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев ( Лк. 1:24 ). После каких дней зачала праведная Елисавета? После дней служения мужа её – священника Захарии – в Иерусалимском храме, когда явился ему архангел Гавриил с благовестием о рождении женой его Иоанна, предтечи и крестителя Господня. Праведный Захария усомнился этому благовестию и сказал Архангелу: Почему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных ( Лк. 1:18 ). За своё сомнение праведный Захария был наказан немотой до дня рождения сына ( Лк. 1:20 ). Для чего Евангельское чтение в праздник Благовещения начинается с этого упоминания о зачатии праведной Елисаветы? Для того, чтобы подготовить верующих к восприятию благовещении от того же архангела Гавриила, но уже о зачатии и рождении Христа, Сына Божия. Уже первое благовестие (Захарии) несло в себе чудо: как могли они, престарелые, заматеревшие, зачать сына? Очевидно, они могли зачать только с явным участием силы, благодати Божией, изменяющей «естества чин» и неплодящую, нерождающую творящей, и рождающей по воле и силе Божией. Но благодать Божия вспомоществует лишь духовно подготовленным или избранникам Божиим, какими и сказались праведные Захария и Елисавета. Благодать Божия воздействует на избранников своих с соизволения, с согласия, с желания свободной воли их. Такое соизволение и желание праведные Захария и Елисавета проявили в течение всей своей супружеской жизни, и особенно в последние годы, когда они усиленно просили у Бога снять с них поношение бесчадия ( Лк. 1:25 ) рождением дитяти. Поэтому и была дарована им, праведным и благочестивым, благодать зачатия. Поэтому же и святой Иоанн оказался ещё от чрева матери исполненным святого Духа ( Лк. 1:15 ), и на шестом месяце своего зачатия радованиями приветствовал зачатого Сына Божия при встрече матерей их в доме Елисаветы ( Лк. 1:39–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Беседа 4. Евангелие от Матфея, глава 3, 1–17. «Иоанн Креститель и Крещение Господне» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея; и сегодня мы будем читать 3-ю главу с 1-го по 17-й стих. Тема сегодняшней беседы называется: «Иоанн Креститель и Крещение Господне». И мы читаем 1-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея: Мф.3:1 . «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской». Великий пророк Иоанн Креститель был троюродным братом Христа по плоти, так как его (Иоанна) мать, праведная Елисавета, и Пресвятая Дева Мария были двоюродными сестрами. Детство Иоанна Крестителя проходило в более чем сложных условиях. В Житии святого Иоанна Крестителя говорится о том, что после Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, праведная Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой праведный Захария, отец Иоанна Крестителя, как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в Храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание святого младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в Храме, между престолом и жертвенником. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелами, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Он жил в пустыне, как на небе вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

76. Слово в день Рождества Пресвятыя Богородицы 422 1828 год И отвеща им глаголя: кто есть мати Моя или братия Моя? ( Mk. III. 33 ) От чего праведная Елисавета, как скоро увидела пришедшую к ней Деву Марию, и услышала из уст Ея обыкновенное приветствие посещающих, тотчас исполнилась такою радостию, что радость сия сообщилась и младенцу во чреве ея 423 , и он взыгрался, и матерь воскликнула и начала благословлять Деву! От того, как объясняет сама Елисавета, что в Марии узнала она Матерь Господа. «Откуду, – говорит, – мне сие да приидет Мати Господа моего ко мне»? ( Лк.1:43 ) От чего и Церковь о Пресвятой Деве Марии так радуется и с таким восторгом ублажает Ее 424 ? Почему самому рождению и младенчеству Ея воздает празднственную честь, безпримерную для прочих святых и праведных? – Кажется, и на сие не нужно искать другаго ответа, кроме того, который нашли мы в пророческом духе Елисаветы: Мария есть Мати Господа нашего. Но посмотрите, какую нечаянность представляет нам Евангелие. Мати Господа, которую так рано нашла и нам указала Елисавета, внезапно скрывается. Се Господь Сам вопрошает: «кто есть Мати Моя?» – Нельзя вообразить, чтобы Он или не знал Своей Матери, или хотел отречься от Нея: однако вопрошать: «кто есть Мати Моя», значит или не знать Ея, или отрицаться от Нея 425 . И что же мы делаем, когда ублажаем благословенную Матерь Господа нашего, думая тем угодить Ему, и к Нему чрез Нее приближиться, если Он некоторым образом устраняет Ее от Себя 426 ? Не смущайтесь, Песнословцы Богородицы, от сего труднаго помышления. Оно поведет нас к размышлениям, которыя не поколеблют, но утвердят нас в уверенности о Ея Божественной славе, также как и в разумении святаго учения Сына Ея и Бога. «Седяше, – повествует Евангелист Марк, – народ окрест Его. Реша же Ему: се Мати твоя и братия твоя и сестры твоя вне ищут тебе. И отвеща им глаголя, кто есть Мати Моя или братия Моя?» ( Мк. 3:32–33 ) Что не хощет Он знать братий Своих, то понять не трудно. В то время они были достойны таковаго отчуждения, потому что, как замечает Евангелист Иоанн, «ни братия Его вероваху в Него» ( Uh. VII. 5 ) 427 . Но и кроме вины неверования их, справедливо сие потому, что это были мнимые только братия Иисуса; ибо это было родство 428 Иосифа, мнимаго отца Иисусова. Таким образом, отрекаясь от братий, по рождению плотскому так называемых, Господь не отрицает никакой истины земной, а утверждает небесную истину Своего Божественнаго рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото) Это место знакомо каждому христианину по евангельским стихам: «Во дни оны воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…». Корреспонденты ПРАВМИРа приглашают читателей прогуляться по одному из красивейших уголков Святой Земли. 12 апреля, 2013 Это место знакомо каждому христианину по евангельским стихам: «Во дни оны воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…». Корреспонденты ПРАВМИРа приглашают читателей прогуляться по одному из красивейших уголков Святой Земли. Район в южном Иерусалиме Эйн Карем известен не только благодаря расположенным здесь корпусам крупнейшей в Израиле и во всем мире клиники Хадасса. Это место знакомо каждому христианину по евангельским стихам: «Во дни оны воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…». Здесь стоят несколько монастырей разных юрисдикций и конфессий, каждый из которых претендует на то, что именно его земля видела эту знаменитую встречу и рождение Иоанна Крестителя . Здесь же находится и Горненский женский монастырь — сердце «русского Иерусалима». История обители началась в 1871 с покупки архимандритом Антонином (Капустиным) оливковой плантации. На этом участке поселилась женская община, вскоре получившая статус монастыря. Сегодня Горненский монастырь находится в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат) и насчитывает примерно шестьдесят сестер, принимает множество трудников и паломников. Настоятельница обители — игуменья Георгия (Щукина). 12 апреля в Горненской обители отмечается престольный праздник, посвященный встрече Пресвятой Богородицы со святой праведной Елизаветой — «Целование Мариино». В этот день в монастырь из Свято-Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме приносят образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Он будет находиться в Казанской церкви в течение трех месяцев («Пребысть же Мариам с нею три месяца и возвратися в дом свой»), и сестры будут брать благословение сначала у образа, а затем — у матушки игуменьи.

http://pravmir.ru/gornyaya-serdce-russko...

Евангелие от Луки начинается повествованием об обстоятельствах зачатия и рождения святого Иоанна Крестителя . «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лк. 1: 5–7), – читаем в благовестии апостола Луки. Однако в сравнении с этим гимном праведности родителей Предтечи несколько странными для нас могут показаться слова Ангела, явившегося отцу Пророка: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1: 13). Почему молитва праведника услышана только сейчас, когда он достиг уже пределов земной жизни? Неужели всю жизнь Бог не слышал голоса святых родителей Предтечи ?.. Это вопрос, близкий для каждого христианина. Слышит ли нас Бог? И почему Он так часто молчит в ответ на наши просьбы? А если отвечает, то почему мы не слышим этот ответ? Одни сомнения неизбежно рождают другие, и жизнь наполняется нерешительностью, колебаниями и бесплодными поисками. Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью! Трудно оправдать молчание Бога . Однако в этом и смысл жизни христианина: оправдать даже молчание Спасителя – как ответ, исполненный истинной любви. Ведь любовь Бога не слепа, она совершенна, а значит, может отказать в просьбе, которая не принесет человеку пользы. Наша вера должна непрестанно разрушать сомнения разума одним аргументом: если Бог молчит, значит, у Него есть на это причины! Это мысль, с которой мы должны нести весть о Благом Спасителе всему миру. Мы призваны своим терпением, своей верой оправдать молчание Бога перед безумным миром, требующим от Творца непременно заявить о Себе явно и однозначно. На самом же деле Бог не молчит, Он говорит на языке совершенной любви, который понять может лишь тот, кто готов ответить на эту любовь! И на этом языке даже молчание исполнено трепетного признания отеческого благоволения к Своему созданию. Это очень важно принять и хранить в своем сердце, чтобы ответить сомнениям в момент, когда жестокость внешних обстоятельств или другие причины будут побуждать усомниться в том, слышит ли нас Бог. Именно в этот момент должна сказать свое слово наша вера: значит, пришло время, когда мне мой Спаситель поручил засвидетельствовать о Его любви, оправдать перед всем миром Его молчание… Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью!..

http://pravoslavie.ru/74107.html

протоиерей Михаил Браверман Песни Богородицы Если имя «Господь» указывает на Божество Спасителя, то самой первой исповедует Деву Марию Матерью Господа святая праведная Елисавета – жена священника Захарии, мать Иоанна Предтечи. В евангельской истории Господу Иисусу Христу предшествует Его пророк Иоанн. Выход Господа на служение предваряет проповедь Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [ Мф. 3:2 ]. И еще до того, как Господь примет смерть на Кресте, чтобы победить ее Воскресением, прежде чем Своей человеческой душой Он сойдет в царство мертвых, чтобы вывести оттуда всех Его ожидавших, начиная с Адама, – еще до этого в ад сходит убитый царем Иоанн, который, согласно церковному песнопению, «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию». Рождение Иоанна предшествовало земному рождению Сына Божиего, и в день Благовещения Архангел Гавриил, сообщая Деве Марии о том, что Она родит Сына, открыл и то, что Ее родственница Елисавета уже как шесть месяцев беременна. О Елисавете и ее муже, священнике Захарии, Евангелие говорит, что оба они были праведны перед Богом, но не имели детей. Это вызывало не только скорбь, но и «поношение в человецех», – а между тем оба они были уже в преклонных летах. Но Господь ответил на их молитвы и даровал им сына, который вырастет и станет пророком – да еще таким, о котором Сам Господь скажет, что из рожденных женами не восставал больший, чем Иоанн Креститель. А после дня Благовещения Дева Мария пойдет «со тщанием» навестить Свою родственницу Елисавету в «нагорную страну», чтобы увидеть Своими глазами то, о чем говорил Архангел. В упомянутом евангелистом «граде Пудовом» видят расположенный неподалеку от Иерусалима Айн – Керем (Виноградный источник). В V веке здесь существовал византийский монастырь Рождества Иоанна Предтечи, а с XIX века здесь же, на склонах холмов, располагается русский женский Горненский монастырь. В этих местах Елисавета встретила Пресвятую Деву – и, исполнившись Духа Святого, воскликнула: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» [ Лк. 1:43–44 ]. А Пресвятая Дева ответила словами, напоминающими ветхозаветную поэзию, – и это закономерно, ведь мир Священного Писания и был миром Девы Марии. Слова, которыми Пресвятая прославила Бога, в богослужении получили название «Песнь Пресвятой Богородицы». На церковнославянском языке Ее речь начинается так: «величит душа моя господа, и возрадовался дух мой о бозе спасе моем, яко призре на смирение рабы своея, себо отныне ублажат мя вси роди» [лк.1:46–48]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святое Евангелие Иисуса Христа по Луке Глава I 1) Поскольку же многие пытались излагать по порядку повествования о вещах, свершившихся среди нас, 2) как передали нам те, кто с самого начала был самовидцами и служителями слова, 3) усмотрел и я, [что хорошо], тщательно исследовав все сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4) чтобы ты познал истинность тех словес, в коих ты наставлен. 5) Был во дни Ирода, царя Иудеи, священник некий, именем Захария, из Авиевой чреды, и жена его из дщерей Аарона, а имя ей Елисавета. 6) Были же праведны оба они пред Богом, ходя по всем заповедям и оправданиям Господним безупречно. 7) И не было у них детей, так как Елисавета была неплодна, и оба состарились во днях своих. 8) Сталось же, когда он в порядке своей чреды священнодействовал пред Богом, 9) по обычаю священничества, выпал ему жребий, чтобы принес каждение, войдя в храм Господень, 10) а все множество народа молилось вне, в час каждения. 11) Явился же ему Ангел Господень, стоя одесную/по правую сторону/жертвенника кадильного. 12) И Захария был в смятении, увидев [его], и страх напал на него. 13) Сказал же к нему Ангел: «Не бойся, Захария, потому что услышана мольба твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн; 14) и будет радость тебе и веселие, и многие о рождении его возрадуются, 15) ибо он будет велик пред Господом; и вина и сикера не будет пить, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; 16) и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17) и сам предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и неверных к премудрости праведников, [дабы] приготовить Господу народ совершенный». 18) И сказал Захария Ангелу: «Откуда я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя состарилась во днях своих». 19) И, отвечая, Ангел сказал ему: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан был говорить с тобою и благовестить тебе сие. 20) И вот, ты будешь молчать, и не сможешь говорить вплоть до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые свершатся в свое время».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

25/7 Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). Собор новомучеников и исповедников Российских 40 : святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925); священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937); священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918); священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922); священномученика митрополита Серафима (1937), священномученика архиепископа Фаддея (1937), священномученика протоиерея Иоанна (1917), священномученика протопресвитера Александра (1937), преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918). Святителя Моисея, архиепископа Новгородского (1362). Праведного Софрония Ибердского (1914). Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.). Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову 41 . Тропарь святителю Григорию Богослову , архиепископу Константинопольскому, глас 1 Пастырская свирель богословия твоего/риторов победи трубы,/якоже бо глубины духа изыскавшу,/и доброты вещания приложишася тебе./Но моли Христа Бога, отче Григорие,/спастися душам нашим. Кондак, глас 3 Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне,/Православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси,/юже и носящи, с нами зовет твоими чады:/радуйся, отче, богословия уме крайнейший. Величание Величаем тя,/святителю отче Григорие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому, глас 2 Веры Православныя непорочный блюстителю/и заповедей Христовых усердный исполнителю,/священномучениче Владимире,/Христа всем сердцем возлюбив,/паству твою добре упасл еси,/незлобиво мученическую смерть приял еси./Сего ради в вечной славе пребывая,/моли спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010