О духовном смысле монархии весьма точно в свое время высказался еще поэт В.А. Жуковский, отмечавший, что идеальная, предельная суть самодержавия есть «правда, правда, Божия правда – и более ничего. Вот тайна верховной власти и самое легкое средство властвовать: умей только вовремя, не обманывая себя никакими софизмами, верующим, полным страха Божия сердцем применять Божию правду к делам человека. Самодержец неограничен в исполнении Божией правды; монарх более или менее ограничен постановлениями, которых сохранение, раз признанное, принадлежит уже Божией правде; республиканское правительство так же точно подчинено закону Божией правды, как и самодержец. Никто не говори: моя воля; все должны говорить: воля высшая – и в ней видеть свою. Итак, ни самодержец, ни монарх, ни демократия не могут следовать одной собственной воле. И если свою волю кто из них признает главным источником власти, то из законного владыки он обращается в беззаконного деспота. Воля самодержца так же ограничена, как воля толпы, с тою только разницею, что на нем лежит наибольшая ответственность, ибо на одном его лице лежит все, тогда как монарх имеет своею подпорою и ограничением воли своей постановления, тогда как демократия не лицо, а масса, и ответственность лежит на всех вместе, а не на каждом особенно. Самодержец не имеет права быть самовластным; когда он говорит: я так хочу, – он должен в то же время присоединять к этому слову: потому что Бог или Божия правда так хочет. Принимать свою волю за высшую волю есть святотатство; произвол есть нарушение Божией правды и самый опасный враг власти самодержавной, которая в своей чистоте есть высочайшее достоинство, какое только может иметь на земле человек смертный. Смирение христианское есть венец самодержавия; оно должно быть святейшею добродетелью самодержца, понеже между христианами он должен занимать ближайшее место к Богу Спасителю. Но, представляя Бога, он не есть Бог, а только самый могущественный исполнитель Божией воли, то есть Божией правды… Самодержец есть источник земного закона, но он сам не есть закон, а только выразитель закона Божия, который один – закон, один – верховная правда» .

http://pravoslavie.ru/51542.html

Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. (Мф. 5: 10) Когда Христос говорит о правде, Он не имеет в виду мирской правды. Например, террористы пошли и стали бомбить Америку – мирская правда (справедливость) требует, чтобы и Америка в ответ начала бомбить террористов. И говорят, что это справедливость: ты меня ударил, и я тебя тоже ударю! Поскольку ты со мной поступил несправедливо , то я тоже имею право поступить с тобой несправедливо. Или, например, у нас есть поле; мирская логика считает, что его надо разделить пополам. Чтобы мы его измерили и разделили, что тоже неплохо, однако это не та правда, о которой говорит Христос. Божия правда другая, поэтому авва Исаак и говорит: «Если ты скажешь, что Бог справедлив, то это всё равно что похулишь Бога, потому что Он не справедлив. Ибо как же Он справедлив, если подает Свои блага всем без исключения? Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45)» . Бог любит всех людей и не делает между ними никакого различия. У Него нет мирской логики. По сути, неправда – это когда кто-нибудь поступает несправедливо к себе самому. А когда мы терпим несправедливость? Когда у нас бывают неправильные отношения с Богом. Это и есть неправда (несправедливость), потому что тогда наше «я» больно, немощно и недостаточно. Правда – это когда ты находишь правильные отношения с Богом, а отсюда – и со всеми людьми. Правда – это когда поступаешь сообразно с Божиим духом. Христос что говорит? «Если кто-нибудь будет тебя гнать, ты его не гони, если кто-нибудь ударит тебя по щеке, подставь ему и другую» (см.: Мф. 5: 39). Это безумие, судя по-мирски, не так ли? Многие, особенно молодежь, говорят сегодня: – Ну ладно, да что же мы – жертвы какие-нибудь? Глупцы? Идиоты? Чтобы кто-нибудь пришел и ударил меня, а я не реагировал? То есть чтобы мы всю жизнь оставались городскими сумасшедшими? Такова мирская логика, так рассуждает человек. А Христос приходит и говорит нам, что б лаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное .

http://pravoslavie.ru/put/109427.htm

Сортировать по Исключить новости Патриарх Кирилл: Правда Божия и жизнь по Христову закону выше человеческой славы 29 июля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл На фоне трагических событий в мире мы особенно остро ощущаем необходимость укрепления общеправославного единства, солидарности и взаимной поддержки. 29 июля. ПРАВМИР. 28 июля 2015 года в Кремле состоялся торжественный прием от имени Президента России Владимира Путина по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. После выступления главы государства к присутствующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Ваше Превосходительство Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин! Досточтимые представители Поместных Православных Церквей! Высокие представители государственной власти! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие участники приема! Хотел бы сердечно приветствовать всех собравшихся в Московском Кремле на торжествах, посвященных Дню Крещения Руси и тысячелетию со дня преставления равноапостольного князя Владимира. Житие святаго князя Владимира являет нам зримый пример подвига, как личного, так и общественного, значимого для судеб многих народов и миллионов людей. Приняв святое крещение и изменив образ своей жизни и уклад жизни своих подданных, он установил принципиально новую норму личного и общественного поведения, зиждущуюся на евангельских заповедях. Если раньше убийства, человеческие жертвоприношения, обман, корысть были естественными и, как многие тогда считали, правильными средствами достижения власти и счастливого образа жизни, то после исторического поступка князя Киевского меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо. Злодеяния не исчезают, конечно, из жизни восточнославянских племен, но они навсегда утрачивают ореол чего-то дозволенного, необходимого и законного. Избрав благочестивый образ жизни, начав повсеместное строительство храмов и церквей, демонстрируя неизменную заботу о дружине, о простых людях, об убогих и даже о преступниках, мудрый правитель, прозванный в народе Красно Солнышко, доказал своим подданным, что правда Божия и жизнь по Христову евангельскому закону неизмеримо выше человеческой славы, почестей и богатств.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pravda...

Скорби Скорбь об умерших Скорбь по земным родителям пользы им не приносит, упокоевайте их поминовением, панихидами и милостыней. Это уже есть надежда крепкая и помощь сильная. Истинный помощник и утешитель наш Всесильный Бог. Вы только к Нему Единому обращайтесь, и воздыхайте, и плачьте, и Господь, видя такое ваше на Него упование и преданность, будет вашим заступником и поможет вам во всем (15, с.257). Претерпевающих со смирением скорби ожидает неизреченная радость Истинно не уничижит Господь претерпевающих скорби. Он сладко защищает к Нему воздыхающих и сладко питает сирых. Господь знает все наши болезни и оскорбленное ваше сердце, Он смотрит отеческим оком на терпение, благоугодное пред Ним и, когда Ему угодно, предающуюся в волю Его душу освободит от всех болезней и скорбей! И тогда страждущее сердце возрадуется о милости Божией радостью неизреченной (Там же, с.256). Когда человек грешит и не сознает себя виновным, Бог для вразумления его посылает скорби. Они еще более умножаются, если принимаются с ропотом, как незаслуженные. Отсюда происходят сетование, печаль, уныние. Но ис­тинные подвижники в самой скорби видят любящего Бога, Который наказует любимых и бьет всякого сына, его же приемлет ( Евр.12,6 ) (25, с.465–466). Скорби есть проявление ЛЮБВИ БОЖИЕЙ. Скорби есть знамение милосердия Божия. Временное наказание – милость Божия, чтобы вечного избежать. И в скорби благость Божия. Скорби есть проверка упования. Скорби – признак истинных последователей Христовых. Если ты христианин, то скорби неизбежны. Скорби – удел христиан, и каждый должен ожидать их в будущем. Если Учителя гнали, то учеников тем более. Если Христос терпел, то и последователи Его такие же будут испытывать бедствия. Скорби неизбежны на пути ко спасению. Жизнь человека преисполнена скорбей. Все в этой жизни переполнено скорбями. Скорби неизбежны в этом мире. Скорби не без попущения Божия. Отсутствие скорбей есть признак оставленности Богом. Скорби есть наказание за грехи. Правда Божия требует удовлетворения за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

иеромонах Тихон Нравственное совершенство, – уподобление совершенному Отцу небесному, должно быть, по слову Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, целью всей жизни и деятельности христианина: будьте говорит, совершенны, якоже Отец ваш небесный совершен есть. Все роды деятельности разумной, все лучшие стремления человека, возвышающие его ; как существо разумное и свободное, как превосходнейшее творение Премудрого Художника, должны сосредоточиться в одной прекрасной цели – быть истинным подобием небесного Отца, подражателем Его благости и любви, оживотворяющей Своим всемогущим влиянием все творения даже до крин сельных, – одним словом, быть сыном Божиим. Цель и достойная человека, самая благородная и возвышенная, но вместе с тем не разом достигаемая, но постепенно, и притом не без собственной деятельности и усилия и не без стороннего наставления, вразумления и руководства. Высокая, говорим, цель, стремиться к выражению в себе, в своем сердце и своей деятельности подобия совершенств Божиих и таким образом соделываться истинными чадами Божьими, подражателями Единородного Сына Божия. При своей возвышенности, такое стремление, деятельно выражаемое, должно вести человека к истинному благу, составляющему постоянный предмет исканий его, – предмет жажды сердечной и неизъяснимых желаний: быть Сыном Божиим – тоже, что быть наследником царства Божия, быть прекрасным гражданином небесным. А быть гражданином неба не тоже ли, что быть самым лучшим гражданином земли? He правда ли, что благочестие на все полезно и имеет обетование нынешнего века и грядущего? Что, если бы общества человеческие состояли из членов, в тесном общении братской любви усиленно и деятельно ищущих гражданства небесного, истинных подражателей Сына Божия Единородного, подражателей Его смирения, терпения, кротости, любви; то утратили ли бы они блага гражданства земного? Напротив, такие общества представили бы прекрасное подобие царства Божия, царства мира, любви и истинного счастья, какое только доступно обитателям земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Отдел III. Статьи педагогического и философского содержания 1. О преподавании закона Божия и в особенности Катехизиса (По поводу книги г. Ширского «О преподавании закона Божия». Кострома 1876 г.) «Школа – главная забота нашего отечества в настоящее время» – говорится в предисловии к одному солидному педагогическому изданию минувшего года. 415 «Без парадокса можно сказать, что литература – это вернейшее выражение общественной жизни. У нас в настоящее время почти исключительно существует для школы. Должно сознаться, что едва ли с достаточною живостью ощущаем мы необходимость в иной литературе. Никто не может отрицать, что современная русская школа переживает момент в высшей степени важный по своему значению для будущего... В основу обучения всех ступеней полагаются знания, которым наименее нужно поступаться своею научною ценностью, становясь учебным предметом». 416 Со всем этим нельзя не согласиться, особенно, если иметь в виду начальную народную школу, действительно, с некоторого времени, сделавшуюся предметом самых оживленных и даже модных толков. Сказанное о стремлении обосновать все предметы преподавания на прочных научных данных, вполне верно даже в приложении к преподаванию закона Божия. И в этой сфере ныне полагается главнейшая сила и слава в научной методике и дидактике. Такое, по крайней мере, заключение можно было вынести после изучения более чем трехгодичной педагогической религиозной литературы последнего времени. К такому же заключению приводит обозрение этой литературы, помещенное в «Историческом очерке преподавания закона Божия» прот. Д. Соколова и в разных библиографических заметках. К тому же наконец приводит и обозрение религиозно-педагогической литературы, находящееся в «Учебно-воспитательной библиотеке». Правда, в последние годы в религиозной педагогии, как и во всей педагогии, сделано более, чем в прежние десятки лет, особенно если взять во внимание количественную сторону. Прежде всего, в высшей степени отрадное явление представляют уже самые обозрения, и преимущественно те, которые основным принципом при оценке полагают требование, чтобы похвала или порицание опирались на предварительно доказанный тезис, заключающий в себе научную или дидактическую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Скачать epub pdf Беседа 1-я. Проявление Царства Божия на земле Христианская жизнь как Царствие Божие внутри человека. – При каких условиях начинается христианская жизнь внутри человека и возрастает царствие Божие внутри его, как зерно горушичное. «Подобно есть Царствие Божие зерну горушичному» ( Мф.13:31 ). Зерно горушное принесено с небес на землю Божественным Сеятелем – Господом нашим Иисусом Христом. Оно теперь возросло в великое древо и наполнило землю. Плодами его питаются и под тенью его укрываются народы земли. Это есть Царствие Божие на земле. Оно преобразовало мир; озарило умы людей недоступным дотоле ведением Бога и дел рук Его. Оно соединило сердца людей узами любви, единства и братства. Оно облагородило нравы их, смягчило ужасы войны, плена и рабства; наполнило землю приютами, богадельнями и больницами. Оно и небо наполнило обитателями-пресельниками от земли. Скажем более: там, на небесах, пресельников с земли более, чем сколько остается обитателей на земле. Там лики апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных с сонмами ангелов, составляют одну семью Отца небесного. Если в отношении к народам земли Царствие Божие было сперва малым семенем, возросшим потом в великое древо, то и в отношении к каждому человеку оно есть семя, которое насаждается, укореняется, растет и приносит плоды; а плоды царствия Божияправда, мир и радость о Дусе Святе. «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Это значит: не ищи Царствия Божия где-либо вдали от себя: не ищи его на небе: ибо небо высоко от тебя. Не ищи его на св.Афоне, ни в других обителях: не приметишь Царствия Божия, хотя здесь оно и есть. Царствие Божие не приходит заметным образом. Ищи его в себе, «Царствие Божие внутрь вас есть». Царствие Божие укоренившееся, распространившееся на земле и преобразовавшее мир, должно укореняться, возрасти в древо и преобразовать всякого человека, восприявшего семя его. Почивающий на херувимах, как на разумных престолах, Обитающий в храмах и обителях на земле и сердца человеческие соделывает Своими престолами, и тела их храмами и обителями Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Слово третье в Великий Четверток на Страсти Христовы И одного простого слышания повести Евангельской о страданиях Христовых достаточно, братие мои, дабы видеть что сии страдания были ужасны. Когда представишь при сем, что их терпела плоть пречистая, душа пресвятая, для коих, по самой чистоте их, всякое мучение долженствовало быть гораздо чувствительнее, нежели для нашего грубого тела, для нашего оплотянелого духа; то страдания Господа становятся еще ужаснее. А когда, вслед за сим, помыслишь, что таким образом страдал не только Пресвятый, но и Всемогущий, что на кресте висел в муках не простой человек или Ангел, а Сам Единородный Сын Божий; то, поражаясь ужасом и недоумением, вопрошаешь: что могло быть причиною столь беспримерного события, или паче сказать, таинства и чуда? Явно, что не воины римские вознесли Сына Божия на Крест; явно, что Он терпит муки и смерть не потому, что коварный ученик предал Его, что ослепленные страстью фарисеи и книжники испросили Его на смерть, что человекоугодливый судья осудил Его и отдал на пропятие. Когда Божественный Страдалец восхотел показать свое могущество, то единое Его слово: «Аз есмь»! ( Ин. 18:6 ) повергло на землю всю спиру иудейскую. И теперь, когда Он на Кресте истаивает в муках и вопиет: «жажду»! ( Ин. 19:28 ) теперь помрачающееся солнце, трепещущая земля являют, что вся тварь готова восстать на защиту своего Владыки. Кто же связал «льва от Иуды»? ( Быт. 49:9 ) Кто отдал Сына Божия на пропятие и смерть? – Правосудие Божие. – За что? – За грехи людей. – Чем Он виновен в грехах наших? – Тем, что принял их на Себя за нас. – Для чего принял? – Дабы освободить нас от казни за грех и примирить с Богом. – Как примирить? – Удовлетворив за грехи правосудию своею смертью. – Вот лестница, по коей взошел на Крест Сын Божий! Вот гвоздие, коим пригвожден Он ко Кресту! Вот терны, из коих соплетен венец на главу Его! Нужны ли на все сие свидетельства слова Божия? Они бесчисленны. Вопросите пророков, и они скажут вам, что Сей, висящий на Кресте, Страдалец грехи нашя носит и о нас болезнует, что Он «язвен быст за грехи нашя и мучен... за беззакония наша, что наказание мира нашего на Нем, и язвою Его мы все изцелехом " ( Ис. 53:4–5 ). Вопросите апостолов, и они скажут вам, что Бог «бе во Христе мир примиряя себе Крестом Его» ( 2Кор. 5:19 ), что милосердие Божие «не ведавшаго... греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем» ( 2Кор. 5:21 ), что Сын Божий «дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония» ( Тит. 2:14 ). Приложите слух ко гласу Самого Божественного Страдальца, и вы услышите, что пречистая Плоть Его отдана на мучение и смерть «за живот мира» ( Ин. 6:51 ), что пречистая Кровь Его изливается на Кресте «во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ) всего рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Часть первая. Учение о Боге в Себе самом I. Учение о бытии Бога Доказательства истины бытия Божия у св. Григория Нисского ; врожденность богосознания, как внутреннее доказательство бытия Божия; внешние доказательства бытия Божия – космологическое и физико-телеологическое. Постановка этих доказательств у Григория Нисского и у предшествовавших и современных ему отцов и учителей церкви. Особенности взляда св. Григория на значение и силу космологического и физико-телеологического доказательств бытия Божия сравнительно со взглядом на этот предмет предшествовавших ему церковных писателей. Что Бог существует, – это, по мнению св. Григория Нисского , такая очевидная истина, которая не требует для своего подтверждения никаких доказательств и не нуждается ни в каких разъяснениях. Каждый человек в глубине своего собственного духа имеет особенное, от природы данное, внутреннее чувство силы Божией, и это естественное чувство заставляет каждого веровать и не сомневаться, что Бог существует 175 . Правда, непосредственное чувство силы Божией, как и всякое вообще чувство, могло бы ослабевать в людях и даже совсем погасать, если бы только оно одно постоянно говорило человеку о Боге; но в действительности оно вовсе не единственный свидетель бытия Божия, потому что имеет для себя постоянного возбудителя в явлениях видимой природы. Природа постоянною сменою своих явлений необходимо возводит испытующий человеческий ум к бытию неизменяемому, самосущему, – потому что все видимое в природе связано необходимою цепью причин и действий, одно от другого зависит, одно в другом нуждается, и в своем последнем основании необходимо предполагает бытие высочайшей первопричины, которая уже ни от чего не зависит и собою только одной обосновывает все зависимое бытие. „Из того, – рассуждает св. Григорий, – что обнимается чувством и созерцается умом, ничто не есть подлинно сущее, кроме превысшей всего сущности, которая служит причиною всему и от которой все зависит, – потому что хотя мысль и иное нечто усматривает в числе существ, однако не в одном из этих существ ум не видит такого, которое бы не имело нужды в другом, и которому можно было бы придти в бытие без общения с истинно сущим 176 . Эта ограниченность мирового бытия, заставляя человеческий разум искать самобытную первопричину всего, по мнению св. Григории Нисского , необходимо принуждает человека веровать, что такая первопричина действительно существует, и что она-то именно и есть прежде всего и в собственном смысле сущая Божественная природа 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Б. Добродетели, предписываемые девятою заповедью закона Божия 1. Справедливость а) Библейские изречения о правде (справедливости). Правда заповедана: во всех жилищах твоих (говорит Моисей Израилю), которые Господь, Бог твой, дает тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным. Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе. ( Bmop. XVI, 18–20 ). Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей (Исаия 56, 1). – Не судите по наружности, во судите судом праведным 24). Правда состоит в том, чтобы делать другим то, чего бы вы желали, чтобы вам делали: итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Mamф. VII, 12 ). а) Правда должна быт соблюдаема в суде: не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие, (говорил Моисей Израилю); ( Bmop. I, 17 ). – Так говорят Господь: производите суд и правду, я спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем ( Uep. XXII, 3 ). б) При купле и продаже: не делайте неправды в суде (сказал Господь Израилю чрез Моисея), в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли египетской ( Лeb. XIX, 35, 36 ). Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему ( Npumч. XI, 1 ). в) В отношении к бедным: не суди превратно тяжбы бедного твоего (Исх. XXIII, 6). – Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится ( Npumч. XXIX, 14 ). г) В отношении к сиротам и вдовицам: научитесь (говорит Господь) делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Исаия I, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010