XV в.) список седмичных поучений Григория Философа , синодик Иосифова Волоколамского мон-ря 1479 г., «Слово о погибели Русской земли» в списке XVI в., кн. «Рай», переписанная в 1511 г. в окрестностях Ферапонтова Мартинианова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , списки сочинений «роспевщика» XVI в. Феодора Христианина , Архангелогородский и Пинежский летописцы, Повесть о Сухане, гадательная «Книга, глаголемая Зверинец», лицевой сборник житий Новгородских святых XVII в., Евангелие, переписанное царевной Софией Алексеевной и украшенное мастерами Оружейной палаты. В Д. П. Д. хранятся автографы старообрядческих первоучителей: «Пустозерский сборник Заволоко» содержит автографы жизнеописаний протопопа Аввакума и его «соузника» и духовного отца Епифания с единственным известным полемическим рисунком Аввакума, отдельно сохранившийся автограф 2-й ч. Жития Епифания, Сборник уставных статей с автографами основателей Выголексинского общежительства братьев Андрея и Семена Денисовых , Даниила Викулина , Петра Прокопьева , Мануила Петрова. Отдельного внимания заслуживает половина листа в составе Евангелия-апракос XVI в. с «водяным знаком», воспроизводящим титулатуру Иоанна Грозного (полный вариант знака представлен только на царской грамоте, хранящейся в Датском королевском архиве), а также обнаруженные в составе рукописной Цветной Триоди XVI в. 11 листов «безвыходного» издания Цветной Триоди - данное издание известно только по этим листам. С 1976 г. Д. П. Д. носит имя своего основателя, с 1977 г. проводит ежегодные Малышевские чтения, посвященные главным образом проблемам источниковедения. Лит.: Малышев В. И. Древнерусские рукописи Пушкинского Дома: Обзор фондов. М.; Л., 1965; он же. Древлехранилище Пушкинского Дома: Лит-ра, 1965-1974. Л., 1978; Рукописное наследие Древней Руси: По мат-лам Пушкинского Дома: Сб. ст./Отв. ред.: А. М. Панченко. Л., 1972; Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома: Сб. науч. тр. Л., 1985; Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед.

http://pravenc.ru/text/180419.html

К древнерус. рукописям М. относился как к неотъемлемой части совр. рус. культуры и был неустанным пропагандистом этой «живой старины». Начатое им направление археографической работы нашло продолжение в деятельности др. научных центров (Москвы, Ленинграда (С.-Петербурга), Новосибирска, Екатеринбурга). Отчеты об археографических экспедициях М. и др. специалистов публиковались в «Трудах Отдела древнерусской литературы» в разд. «По рукописным собраниям», создателем и постоянным редактором к-рого был М. М. являлся членом Комитета славистов, Географического об-ва, Межведомственного научно-методического совета по приобретению документальных материалов в собственность государства. Он вел обширную переписку с издательствами, редакциями журналов, с писателями (Ф. А. Абрамовым, Б. К. Зайцевым , Л. М. Леоновым, Ю. П. Казаковым, Ю. М. Нагибиным, В. Т. Шаламовым), дарителями и старообрядцами (свящ. Евгением Бобковым , И. Н. Заволоко ), зарубежными славистами и деятелями культуры (Дж. Биллингтоном , Д. Н. Брещинским, С. А. Зеньковским , Л. Ф. Зуровым , С. М. Лифарем, А. Мазоном, Накамурой, П. Паскалем, А. В. Флоровским , Р. О. Якобсоном), церковными деятелями (в т. ч. с Саратовским и Вольским еп. Пименом (Хмелевским) ). Неутомимая археографическая деятельность М. и его самобытный характер нашли отражение в повести Д. А. Жукова «Владимир Иванович» (М., 1981). Ежегодно в начале мая в ИРЛИ проходят Малышевские чтения (в 2017 состоятся 40-е чтения). Продолжением научных традиций М. служит издание сборников статей, посвященных изучению рукописного наследия Древлехранилища ИРЛИ (1972, 1985, 1990). Арх.: ИРЛИ ОР. Ф. 494. 1692 ед. хр. (1879-1976 гг.). Библиогр.: Рукописное наследие Древней Руси: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1972. С. 406-421; Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 340-345; Малышев В. И. Избранное: Статьи о протопопе Аввакуме. СПб., 2010. С. 373-396. Лит.: Панченко А. М. Искатель старинных книг//Звезда. 1970. 10. С. 142-149; î н же. Памяти Владимира Ивановича Малышева//ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 397-398; îí æå . О Владимире Ивановиче Малышеве//Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 265-276; Гречишкин С. С., Маркелов Г. В. В. И. Малышев в переписке с рус. советскими писателями; Малышев в переписке с деятелями советской культуры//Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. СПб., 1990. С. 281-298; Бударагин В. П. «Ищите - да обрящете…»: (В. И. Малышев и его Древлехранилище)// Иванова Т. Г. Рукописный отдел Пушкинского Дома: Ист. очерк. СПб., 2006. С. 401-419.

http://pravenc.ru/text/2561754.html

С 1965 г. З. являлся сотрудником редакции Старообрядческого церковного календаря, издававшегося РГСО, московскими поморской и Преображенской общинами и Высшим старообрядческим советом в Литовской ССР. В Календаре он вел рубрику «Памятные даты». З. был погребен, согласно завещанию, на старообрядческом кладбище в Резекне. В кон. XX в. РГСО переиздала довоенные работы З.: «Учебник по Закону Божию для старообрядцев» (1989 и др.), «История Церкви Христовой» (1990 и др.), «О старообрядцах г. Риги» (1993), ж. «Родная старина». В февр. 1999 г. в ознаменование 100-летия со дня рождения З. старообрядцами разных поколений, в т. ч. бывшими участниками кружка ревнителей рус. старины, было создано культурно-просветительное об-во им. И. Н. Заволоко, переименованное в 2002 г. в староверческое об-во им. И. Н. Заволоко. Об-во издает газ. «Меч духовный», при нем организован староверческий любительский хор «Грезн». Большое значение об-во придает работе по собиранию и изучению наследия З. Весной 2004 г. в Риге открылась фотовыставка, посвященная памяти З. 16-17 дек. 2005 г. и 14-15 дек. 2007 г. в столице Латвии прошли I и II международные Заволокинские чтения, организованные об-вом им. И. Н. Заволоко. Соч.: Странник, идущий в гору. Рига, 2004 [сб. ст. З. из Старообрядческого церк. календаря]. Лит.: Малышев В. И. Заметка о рукописных списках Жития протопопа Аввакума: (Мат-лы для биографии)//ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 380-385; он же. О втором списке «Слова о погибели Рускыя земли»: (История открытия)//Slavia. Praha, 1959. Ro. 28. Seš. 1. S. 69-72; Маркелов Г. В. Коллекция рукописей И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома//ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 377-387; он же. Из истории собрания И. Н. Заволоко//Там же. 1980. Т. 35. С. 439-445; Куандыков Л. К. Рукопись 3 из собр. И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома//Сибирское источниковедение и археография. Новосиб., 1980. С. 121-135; Понырко Н. В., Бударагин В. П. Автографы выговских писателей//Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 174-200; Мекш Э. Б. И. Н. Заволоко - подвижник старообрядчества в Латвии//RES. 1997. T. 69. Fasc. 1/2. С. 89-98; Памяти Заволоко И. Н.: Сб. ст. и мат-лов, посвящ. 100-летию И. Н. Заволоко. Рига, 1999 [Библиогр.: С. 153-161]; Духовный собеседник: Светлой памяти И. Н. Заволоко: Фотоальбом. Рига, 2002; Пономарёва Г. М., Шор Т. К. Г. Е. Фролов и И. Н. Заволоко: История духовного общения (1927-1930)//Русские старообрядцы: Язык, культура, история: Сб. ст. к XIV междунар. съезду славистов. М., 2008. С. 268-279; Ржоутил М. И. Н. Заволоко в Праге: Штрихи к биографии//Старообрядчество в России: (XVII-XX вв.). М., 2009. Вып. 4 (в печати).

http://pravenc.ru/text/182443.html

Лит.: Владимиров П. В. «Великое зерцало»: (Из истории рус. переводной лит-ры XVII в.). М., 1884; он же. К исследованию о «Великом зерцале». Каз., 1885; Шевченко С. К истории «Великого зерцала» в Юго-Зап. Руси: «Великое зерцало» и соч. Иоанникия Галятовского//РФВ. 1909. Т. 3-4; Гудзий Н. К. К вопросу о переводах из «Великого зерцала» в Юго-Зап. Руси//ЧИОНЛ. 1913. Кн. 23. Вып. 2. Отд. IV. С. 19-58; он же. К истории сюжета романса о бедном рыцаре//Пушкин. М.; Л., 1930. Сб. 2. С. 145-158; История рус. лит-ры. М., 1948. Т. 2. Ч. 2. С. 408-411; Крестова Л. В. Древнерус. повесть как один из источников повестей Н. М. Карамзина «Райская птичка», «Остров Борнгольм», «Марфа Посадница»//Исслед. и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. Вып. 1. С. 193-226; Адрианова-Перетц В. П. К истории рус. текста «Великого зерцала»//FS f. M. Woltner zum 70. Geburtstag. Hdlb., 1967. S. 9-12; Державина О. А. Развитие сюжета в переводной новелле XVII в. и его отражение в лит-ре//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 388-396; она же. Новопереведенные новеллы «Великого зерцала»: К проблеме изучения польск. сб-ков на рус. почве//Польско-рус. лит. связи. М., 1970. С. 7-28; Белоброва О. А. Настенные листы: (Кр. обзор)//Рукописное наследие Др. Руси: (По мат-лам Пушкинского Дома). Л., 1972. С. 326; Alsheimer R. Das «Magnum Speculum exemplorum» als Augangspunkt populärer Erzähltraditionen. Bern; Fr./M., 1971; Walczak-Sroczy ska B. Wielkie Zwierciado Przykadów - Dzieje tekstologiczne//Slavia Orientalis. 1976. N 4. S. 493-508; idem. Z dziejów polsko-rosyjskich zwizków kulturalnych w XVII wieku: (Wschodnioslowiaska recepcja «Wielkiego Zwierciada Przykadów»)//Przegld Humanistyczny. 1976. N 7. S. 19-29; Николаев С. И. К изучению «Великого зерцала»//ССл. 1988. 1. С. 74-76; Журавель О. Д. К вопросу о влиянии «Великого зерцала» на рус. лит-ру переходного периода//Изв. СО АН СССР. Сер. История, философия и филология. 1991. Вып. 3. С. 49-56; Ромодановская Е. К. Рус. лит-ра на пороге Нового времени: Пути формирования рус. беллетристики переходного периода. Новосиб., 1994; Иткина Е. И. Рукописный лубок кон. XVIII - нач. ХХ в.//Народная картинка XVII-XIX вв. СПб., 1996. С. 130; Ma ek E. Russkaja narrativnaja literatura XVII-XVIII vekov: Opyt ukazatelja sjuetov. odz, 1996; idem. Ukazatel " sjuetov russkoj narrativnoj literatury XVII-XVIII vv. odz, 2000. Vol. 1; Казакевич Т. Е. Иконографическая программа Толчковской паперти и рус. театр XVII - нач. XVIII в.//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 651-667.

http://pravenc.ru/text/150123.html

Главным действующим лицом диспута, состоявшегося 5 июля, стал Д., власти были представлены царевнами Софьей Алексеевной, Марией Алексеевной, Татьяной Михайловной, вдовствующей царицей Наталией Кирилловной, патриархом Иоакимом, архиереями. Диспут проходил бурно. Софья Алексеевна и патриарх возражали Д., но большинство собравшихся его поддержали. После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля. Д. и его единомышленники, выходя из Грановитой палаты, говорили собравшемуся народу о своей победе. Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Д. 11 июля «за оскорбление царского величества» Д. был казнен в Москве. Несмотря на то что Д. не был связан с первоучителями старообрядчества (о нем не упом. Аввакум, не знавший о диспуте в Грановитой палате, Д. не был известен участникам стрелецкого выступления до подачи челобитной в июне 1682), старообрядческие источники кон. XVII - нач. XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру». «Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом , свящ. Лазарем и диак. Федором назван в числе «ревностных обличителей» 60-х гг. XVII в. ( Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты)//Древнерус. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 80). В «Винограде российском» Д. причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита,/но омывся кровию, яко цвет Дафнита,/дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста» ( Денисов С. Виноград российский. М., 1906. Л. 42-43 об. (М., 2003р)). Письменное наследие Д., сохранившееся в автографах в составе Синодальной коллекции грамот и свитков (ныне в ОР ГИМ), включает 2 челобитные на Суздальского архиеп. Стефана (Син. грам. 1074), «Покаянный свиток» (Син. грам. 1125; в публ. Н. И. Субботина разделен на 3 произведения), челобитную на новоисправленные книги (Син. грам. 1127-1129) и черновые материалы к ней (Син. грам. 1122-1124, 1130; опубл. Субботиным в качестве 6 приложений к челобитной).

http://pravenc.ru/text/178691.html

Автор Челобитной Алексею Михайловичу уставщик Игнатий известен по документам Соловецкого мон-ря как клирошанин и головщик (руководитель монастырского хора) с 1644 г. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. 45. Л. 26, 35; в статье С. Г. Зверевой упоминание клирошанина и головщика Игнатия ошибочно отнесено к 1633/34 г.: Зверева С. Г. Мастера пения Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей XVI - 1-й пол. XVII в.//ДРИ. М., 1989. [Вып.]: Художественные памятники Рус. Севера. С. 349). Он был намного старше И. К 1666 г., когда Игнатий стал в Соловецком мон-ре уставщиком, ему было ок. 60 лет и он более 20 лет являлся головщиком. Вероятно, уставщик Игнатий - одно лицо со «старцем Игнатием», к-рый в 1652 г. в Соловецком мон-ре написал Житие св. Анны Кашинской. Об этом в 1677 г. рассказал кашинский дьячок Никифор на следствии по делу о канонизации св. Анны Кашинской : «А житие ея слогал и писал Соловецкаго монастыря старец Игнатей, по велению того ж монастыря уставщика старца Никодима... А сказывал ему житие ея он, Никифор, про што ведал и слыхал. А он-де сыскал и у себя в Степенной книге, что она благоверного великого князя Михаила Тверскаго супружница великая княгиня Анна. А житие-де ее слагали оне и писали по своему разуму, и Степенной книги, и по ево, Никифоровым, словам, что он им про житие ея сказывал. А вынес-де он, Никифор, то житие с собою ис Соловецкаго монастыря в то время, как переносили мощи Филипа митрополита ис того Соловецкаго монастыря в царствующий град Москву» ( Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвящ. Анне Кашинской. II. Агиографический цикл//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 221; предположение о том, что автором Жития св. Анны Кашинской является И., было высказано Н. Ю. Бубновым и С. А. Семячко: Бубнов Н. Ю. Неизвестная челобитная дьякона Игнатия Соловецкого царю Федору Алексеевичу//Рукописное наследие Др. Руси: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1972. С. 93-94; Семячко С. А. Почитание св. блгв. кнг. Анны Кашинской и агиографические памятники, ей посвященные//РЛ. 1998. 3. С. 153; она же. Круг агиографических памятников, посвящ. Анне Кашинской. II. Агиографический цикл//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 222). Т. о., можно предположить, что Игнатий входил в ближайший круг соловецкого уставщика Никодима (известного также как Никодим Типикарис), по поручению к-рого и написал Житие св. Анны Кашинской.

http://pravenc.ru/text/293451.html

1-22; Стефанит и Ихнилат: Средневек. книга басен по рус. рукописям XV-XVII вв./Изд. подгот.: О. П. Лихачева, Я. С. Лурье. Л., 1969. (Лит. памятники); Истоки рус. беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерус. лит-ре. Л., 1970. С. 3-30, 263-277, 320-449, 562-574; Устав Корнилия Комельского в сборнике 1-й пол. XVI в.//Рукописное наследие Др. Руси: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1972. С. 253-260; Общерус. летописи XIV-XV вв. Л., 1976; Русские летописи XI-XV вв.: Мат-лы для описания//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. M., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 78-139 (в соавт. с Б. М. Клоссом); Конец золотоордынского ига («Угорщина») в истории и литературе//РЛ. 1982. 2. С. 51-69; Курдюмов А. А. (псевд.). В краю непуганых идиотов: Книга об Ильфе и Петрове. П., 1983; Генеалогическая схема летописей XI-XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси»//ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 190-205; Книгописец Ефросин и борьба против «глумов» и смеха в древнерусской письменности//Intern. J. of Slavic Linguistics and Poetics. Gravenhage, 1985. Vol. 31-32. P. 257-266; Копржива-Лурье Б. Я. (псевд.). История одной жизни. П., 1987; То же/Сост., примеч. и библиогр.: Н. М. Ботвинник. СПб., 20042; Рус. современники Возрождения: Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын. Л., 1988; Схема истории летописания А. А. Шахматова и М. Д. Приселкова и задачи дальнейшего исслед. летописей//ТОДРЛ. 1988. Т. 44. С. 185-195; Летописные повести о победе над Новгородом в 1471 г.//ВИД. 1991. Т. 22. С. 144-157; Как установилась автокефалия Русской Церкви?//Там же. Т. 23. С. 181-198; M. Bulgakov between M. Twain and L. Tolstoy//The Russian Review. Malden (Mass.), 1991. Vol. 50. N 2. P. 203-210; После Льва Толстого: Ист. воззрения Толстого и проблемы XX в. СПб., 1993; Житийные памятники как источники по истории присоединения Новгорода//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 192-195; Библейские главы «Мастера и Маргариты» и метаморфозы их восприятия//Jews and Slavs.

http://pravenc.ru/text/2110914.html

1962. Т. 18. С. 80-98; eadem (Lilienfeld F.) Nil Sorskij und seine Schriften: Die Krise der Tradition im Russland Ivans III. B., 1963; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966; Кучкин В. А. Из лит. наследия Пахомия Серба: (Старшая редакция Жития митр. Алексея)//Источники и историография слав. средневековья. М., 1967. С. 242-257; он же. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92; он же. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 98-113; Лурье Я. С. Устав Корнилия Комельского в сборнике 1-й пол. XVI в.//Рукописное наследие Др. Руси: По мат-лам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 253-260; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973; Горская Н. А. Монастырские крестьяне Центр. России в XVII в.: О сущности и формах феодально-крепостнических отношений. М., 1977; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневек. Новгород. М., 1977; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978; Щапов Я. Н. Византийское и южнослав. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978; Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979; она же. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985; Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI в. М., 1987; Белякова Е. В. Устав пустыни Нила Сорского//Литература Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 96-106; она же. Славянская редакция Скитского устава//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 28-36; Каштанов С. М. Церковная юрисдикция в кон. XIV - нач. XVI в.//Церковь, общество и гос-во в феодальной России. М., 1990. С. 151-163; Щапов Я. Н., Соколова Е. И. Архимандрития в древнерус. городе//Там же. С. 40-46; Малков Ю. Г., сост. Летопись Псково-Печерского мон-ря. М., 1993; Gonneau P.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

С. К. Севастьяновой. СПб., 2001. С. 213-275; Маштафаров А. В. Вкладная кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря г. Юрьева-Польского XVI - 1-й четв. XVII вв.: Введ., коммент. и текст//RM. 2001. T. 10. Fasc. 1. С. 224-233; Антонов А. В. Вкладчики Успенского Горицкого мон-ря XV-XVI вв.//Рус. дипломатарий. М., 2003. Вып. 9. С. 3-37. Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Церк.-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии//ЧОИДР. 1863. Кн. 1. Отд. 1. С. 1-170; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги монастырские//ЭС. 1892. Т. 6а: С. 619; Савич А. Я. Вклады и вкладчики в северо-рус. мон-рях XV-XVII вв. Пермь, 1929; Тихомиров М. Н. Монастырь-вотчинник XVI в.//ИЗ. 1938. Т. 3. С. 130-160; Маньков А. Г. Цены и их движение в Рус. гос-ве XVI в. М.; Л., 1951. С. 247-249; он же. Хозяйственные книги монастырских вотчин XVI в. как источник по истории крестьян//ПИ. 1955. Вып. 4. С. 287; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 355-356; она же. К изучению вкладных книг//Рукописное наследие Др. Руси: По мат-лам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 260-266; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 323-478; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 45, 61, 207, 314, 331, 348, 351, 358; Алексеев Ю. Г. Аграрная и соц. история Сев.-Вост. Руси XV-XVI вв. (Переяславский уезд). М.; Л., 1966. С. 88-92; Ивина Л. И. Вкладная и кормовая книга Симонова мон-ря//ВИД. 1969. Т. 2. С. 229-240; она же. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 24-29; Клитина Е. Н. Вкладные книги Троице-Сергиева мон-ря//ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 287-293; Зимин А. А. Вкладные и записные книги Волоколамского мон-ря XVI в.//Из истории феодальной России. Л., 1978. С. 77-84; Кучкин В. А. Ценный источник по истории России XIV-XVIII вв.//ВИ. 1989. 5. С. 165-167; Левицкая Н. В. Вкладная книга Переславль-Залесского Федоровского мон-ря//ИКРЗ, 1993 г. Ростов, 1994. С. 122-129; Левицкая Н. В. , Сукина Л.

http://pravenc.ru/text/158928.html

книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 230-242; Плюханова М. Б. К проблеме генезиса лит. биографии//Лит-ра и публицистика: Проблемы и взаимодействия. Тарту, 1986. С. 122-133. (УЗ Тартусского гос. ун-та: Тр. по рус. и слав. филологии; Вып. 683); Соловецкий патерик. М., 1991р. С. 86-108; Севастьянова С. К. Проблемы изучения лит. истории повестей о житии Елеазара Анзерского//Источники по истории обществ. сознания и лит-ры периода феодализма. Новосиб., 1991. С. 80-87; она же. Неизвестные сочинения Елеазара Анзерского//Рус. об-во и лит-ра позднего феодализма. Новосиб., 1996. С. 172-184; она же. Малоизвестные агиогр. соч. о Елеазаре Анзерском//История рус. духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосиб., 1998. С. 210-222; она же. Елеазар//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 300-303; Ч. 4. С. 698 [Библиогр.]; она же. Житие Елеазара Анзерского//Там же. Вып. 3. Ч. 1. С. 345-351; она же. Анзерский монах Макарий - малоизвестный автор кон. XVII - нач. XVIII в.//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 204-210; она же. Библиотека Анзерского скита 1-й пол. XVII в.: Опыт реконструкции по описи 1676 г.//Там же. С. 146-177; Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре: Исслед. и тексты. СПб., 1996. С. 139-163; Севастьянова С. К., Чумичева О. В. Повесть о чудесном исцелении инока Исайи в Анзерской пуст.: На пересечении традиций//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 684-694; Соловецкий мон-рь: Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2002. С. 9-33, 61-74; Чумичева О. В. Иконный образ в видениях Елеазара Анзерского//КЦДР: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. 2004. С. 244-253; Белоброва О. А. Елеазар Анзерский в рус. гравюре нач. XIX в.// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 97-102; Зеленская Г. М. Прп. Елеазар Анзерский и Свят. Патр. Никон//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим»: Сб. науч. ст. М., 2005. Вып. 2. С. 21-32; Шведова Ю. В. О синтаксисе автобиогр. Жития Елеазара Анзерского//ДРВМ. 2005. 2(20). С. 65-72; Святые Новгородской земли.

http://pravenc.ru/text/189679.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010