Закрыть itemscope itemtype="" > «Поэтическое богословие» Арсения Тарковского Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала XXI века». Том 3, ч.1. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017. Часть 1 29.03.2019 2705 Время на чтение 39 минут 1. «Преображение» в поэтическом мире А. Тарковского Русский религиозный философ Владимир Соловьёв, много размышлявший о природе творчества, в статье «Общий смысл искусства» говорил о произведении искусства как о «превращении физической жизни в духовную» , причём художественное произведение есть « ...изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира ...» (курсив мой - С.К.). Эта афористически выраженная мысль Соловьёва даёт нам своеобразную формулу искусства как преображения. Понятие Преображения связано не только с конкретным Евангельским событием, не только с праздником Церкви, - оно является важнейшим понятием христианского богословия в целом. Одним из аспектов этого понятия является аспект эсхатологический: в день Преображения мы видим, какой славой и светом призван воссиять материальный мир в конце времён. Второй аспект этого понятия - антропологический. Можно сказать, что вся христианская антропология своим основанием имеет понятие преображения или обожения человеческой природы, а преображение или обожение человеческой личности - та задача, которая стоит перед каждым верующим христианином. Можно утверждать, что основой большинства стихотворений А. Тарковского является память о том, что в подлинной человеческой жизни по подобию происходит то же, что происходило с Христом. В наиболее явственном виде мы встречаемся с этой памятью в стихотворении «Как Иисус, распятый на кресте»: Как Иисус, распятый на кресте, Зубец горы чернел на высоте Границы неба и приземной пыли, А солнце поднималось по кресту, И все мы, как на каменном плоту, По каменному океану плыли. Так снилось мне. Среди каких степей, В какой стране, среди каких нагорий

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/30/...

В Суздале пройдет III Всероссийский фестиваль духовной музыки и колокольных звонов «Лето Господне» 11 августа, 2016. Новостная служба В рамках фестиваля состоятся концерты колокольных звонов, выступления творческих коллективов, поэтические чтения 11 августа. ПРАВМИР. 20–21 августа в Суздале состоится III Всероссийский фестиваль духовной музыки и колокольных звонов «Лето Господне». В рамках фестиваля состоятся концерты колокольных звонов, мастер-классы по колокольному звону для всех желающих, выступления творческих коллективов, поэтические чтения. Организаторы мероприятия — департамент культуры Владимирской области, Центр классической музыки, Международный центр колокольного искусства, администрация города Суздаль. Партнером проведения фестиваля стал Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Открытие площадок 20 и 21 августа — в 12:00. Имя фестивалю дал знаменитый роман «Лето Господне» Ивана Шмелева, судьба которого была тесно связана с Владимирской землей. Колокола вновь зазвонят над Суздалем со звонницы Спасо-Евфимиева монастыря, славящейся подбором старинных колоколов, и самой высокой колокольни города — колокольни Ризоположенского монастыря. На Торговой площади города состоится масштабный вечерний концерт фестиваля, программа которого была специально подготовлена коллективами Центра классической музыки под управлением Артема Маркина: Владимирский камерный хор, Капелла мальчиков, хор девочек и Губернаторский симфонический оркестр совместно со звонарями-участниками фестиваля исполнят знаменитую кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский» в год 125-летия со дня рождения композитора. 20 августа фестиваль откроется на территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на импровизированной сцене около звонницы в Спасо-Евфимиевом монастыре. Здесь, помимо концертов колокольных звонов и мастер-классов, гостей фестиваля ожидает уникальная программа русского фольклора, объединившая различных исполнителей и ансамбли, и подготовленная для фестиваля «мэтром русского фолка» Сергеем Старостиным.

http://pravmir.ru/v-suzdale-proydet-iii-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ КАЛЛИКЛ [Греч. Νικλαος Καλλικλς] (XI-XII вв.), визант. поэт. Н. К. был преподавателем медицины и придворным врачом. Он принадлежал к ближайшему кругу корреспондентов Феофилакта Болгарского , архиеп. Охридского: между 1097 и 1104 гг. Феофилакт, вынужденный бежать из Охрида в Пелагонию, обращался к нему с просьбами о помощи, называя его «начальником врачей» (ρχιατρ) ( Th é ophylacte d " Achrida. 1986. P. 477-479; согласно П. Готье, послание адресовано др. придворному врачу - Михаилу Пантехнису: Ibid. P. 69-73). В 1105-1106 гг. Феофилакт просил Н. К. одолжить ему списки медицинских трудов Галена и Гиппократа (Ibid. P. 536-537) и предотвратить разорение его дома в Фессалонике и владений в Македонии (Ibid. P. 534-535). В 1117 г. Н. К. участвовал в консилиуме относительно недуга имп. Алексея I Комнина . В результате неудачного заезда императора на скачках, когда поднялся сильный ветер, у него обострились боли в плече от ревматизма. Н. К. настаивал на том, что необходимы очистительные процедуры, поскольку болезнь может перекинуться на др. органы и поставить под угрозу жизнь Алексея. С ним согласилась и дочь императора, Анна Комнина , однако мнение др. врачей сыграло решающую роль. В итоге император поправился, не прибегая к лекарствам ( Ann. Comn. Alex. XV 11. 2-3). В авг. 1118 г. Н. К. был одним из 3 врачей, облегчавших предсмертные страдания императора (Ibid. XV 11. 13). Поэтическое наследие Н. К. можно разделить на 2 части: надгробные поэмы и посвятительные эпиграммы на иконах, церковной утвари и предметах прикладного искусства. Поэтические эпитафии посвящены императорам Алексею I и Иоанну II Комнину , его супруге - св. имп. Ирине Комнине, представителям к-польской знати. Н. К. использовал различные поэтические техники: ямбы на смерть Андроника Палеолога Дуки представляют собой диалог путника и надгробной плиты на могиле усопшего, эпитафия знатной Докиане написана от лица ее безутешного мужа. Некоторые эпитафии действительно могли быть высечены на гробницах, другие (напр., поэма в честь Иоанна II) были созданы еще при жизни адресата по его прямому распоряжению.

http://pravenc.ru/text/2566112.html

Филипп Шафф (протестант) Глава VIII. Христианское искусство §102. Религия и искусство Человек – творение интеллектуальное (то есть думающее и познающее), нравственное (то есть имеющее желания и действующее) и эстетическое (то есть чувствующее и испытывающее удовольствие). Этим трем основным особенностям соответствует древняя триада истинного, доброго и красивого, а также области науки (или познания истины), добродетели (или делания добра) и искусства (или выражения красоты, гармонирующей между идеалом и реальностью). Эти три области в равной мере сотворены Богом и входят в Его замысел. Религия – это не столько отдельная область, помимо этих трех, сколько возвышение и освящение всех их во славу Божью. Она представляет идею святости, или единения с Богом, которая порождает все, что только есть истинного, доброго и прекрасного. Христианство, как совершенная религия, является также совершенством человеческого. Единственным объектом ее ненависти является грех , а грех не принадлежит человеческой природе изначально, он вторгся в нее извне. Христианство – это закваска, которая пропитывает все тесто. Оно нацелена на гармоничное развитие всех даров и сил души. Оно хочет искупить и возродить всего человека, привести его в блаженное состояние общения с Богом. Оно просвещает понимание, освящает волю, дает мир сердцу и превращает даже тело в храм Святого Духа. Древние слова: «Homo sum, nihil humani a me alienum puto», в полном смысле применимы только к христианам. «Всё ваше», – говорит апостол Павел. Всё от Бога и для Бога. Мы никогда не должны упускать из виду эти истины, несмотря на многочисленные злоупотребления или несовершенное и преждевременное их применение. Как результат этого, существует христианское искусство, подобно тому как существуют христианская наука, духовное красноречие, христианская добродетель. Чувства и воображение так же нуждаются в искуплении и способны к освящению, как разум и воля. Собственно, высшая миссия искусства заключается в поклонении Богу. Мы должны поклоняться Богу «в благолепии святыни Его». Кульминация всякой науки – богословие и теософия; кульминация всякого искусства – поклонение. Священное Писание придает искусству такое положение и тесно связывает его с религией, от первой главы Бытия до последней главы Откровения, от рая невинности до новой, прославленной земли. Особенно это относится к двум самым благородным и духовным видам искусства – поэзии и музыке, провозглашающим славу Бога во все великие исторические эпохи Его царства, от начала и до конца. Существенная часть Библии – Псалтирь, книга Иова, Песнь песней, Притчи, Откровение, многие места исторических, пророческих и дидактических книг – это поэзия в чистейшем и высочайшем смысле слова. Христианство было введено в мир с песнями ангельской рати, и завершение истории Церкви будет также кульминацией поэтического и музыкального творчества на богослужении в небесном святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Алексей Толстой Толстой Алексей Константинович, граф (1817–1875) – поэт, драматург. Автор одного из самых популярных романсов «Средь шумного бала» (музыка П.И. Чайковского), исторического романа «Князь Серебряный», исторических драм «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», стихотворной сатиры «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», создатель (вместе с двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми) сатирического образа Козьмы Пруткова. «Против течения» – так называется программное стихотворение Алексея Толстого, отразившее своеобразие его места в литературе и общественно-политической жизни того времени. Будучи крупным чиновником, а с 1856 года – флигель-адъютантом императора Александра II, он прилагал все усилия, чтобы добиться отставки. «Не дай мне, Феб, быть генералом, не дай безвинно поглупеть!» – восклицает он в стихотворной шутке. Опубликовав в некрасовском «Современнике» несколько подборок стихов и первую серию сатир Козьмы Пруткова, он приходит к выводу, что с Некрасовым и Чернышевским у него «разные пути». Сблизившись после разрыва с «Современником» с «Русской Беседой» и Иваном Аксаковым, он вскоре убеждается, что со славянофилами ему тоже не по пути. «Двух станов не боец, но только гость случайный» – так определит он свою «позицию». В 60-е годы обозначится и третий «стан». Фет, Аполлон Майков и Полонский объединятся в «тройственный союз», противопоставивший идеологическому примату («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...») идею «чистого искусства». В этот союз вошли А.Н. Апухтин, А.А. Голенищев-Кутузов, К.К. Случевский. Эстетика «чистого искусства» была ему наиболее близка, но и с «тройственным союзом» сближения не произошло. «Гляжу с любовью я на землю, но выше просится душа» – так выразит он свое отношение к поэтическому пантеизму адептов «чистого искусства». В одном из писем признается: «Я верю в Бога, и у меня не высокое мнение о разуме человеческом, и я не верю тому, что он называет возможным и невозможным – я верю больше тому, что я чувствую, чем тому, что я понимаю, так как Бог дал нам чувство, чтобы идти дальше, чем разум. Чувство – лучший вожак, чем разум, так же, как музыка совершеннее слова... Никогда и ничто не заставит меня роптать на Бога, в которого я верую всецело и безгранично».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Жития русских угодников, как один из главных источников для истории русского церковного искусства По поводу двух житий Иосифа Волоколамского, изданных г. Невоструевым в Чтениях в Московском обществе любителей духовного просвещения. Москва. 1865. Есть такие периоды в истории народов, когда искусство и религия составляют одно нераздельное целое. Древнейшие эпические сказания о богах и происхождении мира – столько же памятники поэтического творчества, сколько религиозного сознания. Древние греки приходили к убеждению, что Гомер и Гезиод были создателями их мифологии. Лирическая поэзия сначала посвящала себя прославлению богов и сопровождала священные обряды, и самая драма вышла из святилища храмов. Были народы, для которых поэзия, история, философия и религиозное предание, и церковный догмат были одно и тоже. Древнейшая еврейская литература есть вместе и Св. Писание. Архитектура впервые сознала свое художественное значение в храме, посвященном божеству. Первые статуи изображали богов и чествовались, как видимое их воплощение. Тоже единение элементов народной жизни, сосредоточенных в религии, представляет нам и ранняя эпоха Христианской Империи, несмотря на их осложнение, сравнительно с элементами жизни народов дохристианских. Если люди, более просвещенные умели и тогда отделять дух религии от ее внешности, то для толпы художественная форма и ее религиозный смысл представляли нераздельное единство. Храм был символом невидимой Церкви, как собрания верующих; от скульптурного или живописного изображения чаяли спасительного чуда, как бы самой идеи, в них воплощенной. Начертание иконы считалось делом благочестивым, к которому приступали с постом и молитвой. Особенно чтились иконы, писанные святыми угодниками. Чтобы придать большую цену местной святыне, связывали ее происхождение с именем какого-нибудь святого. Наконец, до полного обоготворения было возведено искусство в народном убеждении, что многие из свято чтимых изображений – не дело рук человеческих, а таинственная благодать, ниспосланная свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Прошли рождественские праздники января 2021 Фестиваль организован по инициативе ЦДКиО благочиния и проходит при сотрудничестве с районным отделом образования и Домом детского творчества " Ораниенбаум " . Главная задача организаторов - погружение участников и зрителей в драгоценное духовное и культурное наследие Церкви. Весь подготовительный период участники и наставники знакомились с евангельским благовествованием о жизни и учении Иисуса Христа. В конкурсе приняли участие творческие коллективы и солисты из образовательных учреждений района, домов детского творчества " Ораниенбаум " и Петродворцового, воскресных школ благочиния. Возраст ребят - от 7 до 18 лет. Номера оценивались в номинациях " вокал " , " художественное слово " , " хореография " , " инструментальный жанр " , " театральное искусство " . В номинации " вокал " призовые места заняли номера " Аве Мария " , " Рождественские гимны " , " Колокольчик мой хрустальный " , " Рождественская песня " , " Под небом голубым " . В номинации " художественное слово " первые места заняли ребята, исполнившие поэтические произведения " Великое чудо в ту ночь свершилось " , " То были времена чудес " , " Сегодня будет Рождество " . В номинации " хореография " призовые места присвоены номерам " Рождественский вальс " и " Рождество " . В номинации " театральное искусство " первое место определено театральной постановке под названием " Кот и Ангел " . В номинации " инструментальный жанр " первые места присуждены фортепьянным номерам " Северная песня " и " Легенда " . Лучшие номера будут выложены в группах " ВКонтакте " образовательных учреждений, педагогических сообществ, на сайтах приходов. +++ В воскресной школе храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове 17 января состоялся рождественский праздник. Последнее время общение в основном происходит в режиме онлайн, поэтому дети были рады возможности встретиться. Несмотря на ограничительные меры, учителя и дети не прекращали общение и даже не упустили возможности поздравить прихожан с Рождеством Христовым. Они самостоятельно сняли свои выступления на камеру, сделали видеоконцерт и разослали его через соцсети. А в этот день показали номера уже " вживую " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 6. На песнопение «На реках Вавилонских». В Неделю о блудном сыне Как нам петь песнь Господню на земле чужой? ( Пс.136:4 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В эти дни, перед Великим постом звучит в Церкви умилительное, трогательное песнопение «На реках Вавилонских» 136й псалом святого царя и пророка Давида. Это вдохновенное песнопение прекрасно передает грустно-покаянное настроение, которым жили иудеи, перенося тяготы плена. И нам, готовящимся к посту, так близки эти переживания людей, вспоминающих страдания духовного притеснения. Разве мы с вами, братья и сестры, и ныне не пребываем в плену собственных грехов, страстей и пороков? Разве в нас не мечется душа, жаждущая одного – освободиться от земной тяготы, чтобы вырваться в небеса, навстречу Господу? Также как иудеи скорбели и плакали на реках Вавилонских, и мы скорбим и льем теперь, по милости Божией, умилительные слезы покаяния, очищающие, обновляющие наше естество, приближающие нас к Господу и Божественной любви. Наша скорбь не о настоящем, а о потерянном времени, о том, когда мы были, по своим грехам и злому воле изъявлению, оторваны от Бога, лишены радости Богообщения. «На реках Вавилона – там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы», – слышали мы сегодня. Реки Вавилонские – это Тигр и Ефрат, а также их многочисленные притоки и каналы, которыми вавилоняне орошали свои поля и посевы. На берегах этих рек росли ивы или вербы, живописные деревья, низко склоняющие тонкие ветви над водой. В тени этих деревьев так любили отдыхать и вспоминать родину несчастные пленники. Люди возвышенные и талантливые, иудеи славились обилием поэтических и музыкальных произведений. Вдохновенно и пламенно воспевал иудейский народ Бога. Само искусство имело молитвенное, Богонаправленное содержание. О чем же пели иудеи? О любимой Палестине, о прекрасном Иерусалимском храме, о славе Божией, пребывающей во все дни. Особенно распространены и почитаемы иудейским народом были священные Сионские песни. Для вавилонян искусство пленников казалось любопытным. Для развлечения, на потребу своего низменного удовольствия просили они иудеев исполнить священные песни. Только просьбы эти болью отражались в сердцах несчастных пленников. Нельзя было на посмешище выставлять то, что было особенно дорого и свято, что служило основой народного самосознания! «Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: пропойте нам из песен Сионских. Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» Приказания вавилонян казались иудеям святотатством, они с негодованием отказывались петь и тешить публику, чем вызывали еще большую вражду поработителей своих, их ненависть и озлобление.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Сказание о создании церкви Св. Софии Предисловие Развитие поэтического элемента в легендах состояло в тесной связи с элементом художественным вообще. Даже самая проза в книгах чисто церковного содержания, у народов христианских, с точки зрения развития литературных идей, должна быть изучаема в связи с историей христианского искусства и преимущественно хромового зодчества, и иконописи. Так по мере сооружения древнейших христианских храмов по священному обычаю на мощах мучеников, полагаемых в основу храма под алтарем, приводились в известность самые жития тех мучеников и составлялись о них книги под именем мартирологиев. Сооружение и украшение каждого древнейшего храма окружено таинственным обаянием чудесного и сверхъестественного. Сооружение древних храмов во имя Св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве и Новгороде говорит о том художественно-религиозном влиянии, как Византия своим знаменитым Софийским храмом оказала на новообращенную Русь в XI веке. Даже к X в. легенда относит это влияние на чувство и воображение Владимировых послов, которые, исследуя на месте различные вероисповедания, так рассказывали, возвратившись домой, о цареградском Софийском храме: «придохом же в Греки, и ведоша ны, идеже служат Богу своему и не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли такаго вида, ли красоты такоя, и недоумеем бо сказати; токмо то вемы, яко оведе Бог с человеки пребывает, и есть служба их паче всех стран. Мы убо не можем забыти красоты тоя; всяк бо человек, аще укусит сладка, последи горести не приимает, тако и мы не имамы сде быти» 153 . В этой легенде во всей наивности высказывается непритворный восторг, возбужденный в верующих сердцах великолепием цареградского храма. Чувство эстетическое так тесно связано тут с религиозным умилением, как это может быть в самую раннюю эпоху христианского просвещения. Не одно подражание, но и внутренняя художественно-религиозная потребность была причиною сооружения на Руси храмов во имя Софии Премудрости. Если отвлеченная высокая идея о Божественной Премудрости, которой посвящен византийский храм не вполне ясна была простодушной Руси XIbeka, по крайней мере безотчетное эстетическое и религиозное чувство удовлетворялось подобием или подражанием тому высшему храмовому идеалу, который по легенде впервые возбудил, в некрещенной еще Руси, высокую мысль о пребывании самого Бога с людьми во время молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

IV. Изображение Страшного суда по русским подлинникам (Приложенная здесь (рис. 7) миниатюра снята из рукописного Апокалипсиса XVIII в. в Императорской Публичной Библиотеке, в 4-ку, 229, лист 316 об). Особенно приятно в древнерусской литературе и искусстве остановиться на таких явлениях, в которых, более или менее, принимала участие фантазия народная, и которые возникали и развивались не случайно, не под чуждым влиянием и не в тесных пределах, которыми ограничивались интересы наших древних писателей, а на более широких основах, определяемых нравственными и умственными интересами целого народа. К таким явлениям бесспорно принадлежат поэтические и живописные изображения Страшного Суда. Прежде, нежели войдем в некоторые исторические и эстетические подробности об этом предмете, предложим самое описание живописного изображения Страшного Суда, по подлиннику или руководству для живописцев, по двум рукописям XVIII века, принадлежащим графу С. Г. Строганову. «С краю горний Иерусалим, а в нем церкви и полаты, а во дверях ангелы и шесть ликов: первый лик – преподобных жен, второй – мучеников, третий – страстотерпцев, четвертый – преподобных, пятый – святителей, шестой – пророков. От города облак силы, а в облаке Отец на престоле, а около херувимы маленькие; Сын благословляется от Отца, а потом идет к Отцу; потом Отец и Сын сели в облаке. Под Ними лавка, а под ногами у Них многоочитые. От ног Их пошла река, и тут отпадший лик, и престол криво стоит, а отпадшие пошли в огонь. – Под облаком и под силою, Господь воссел судить на престоле славы Своей; облак круглый; около престола херувимы невелики; по сторонам престола стоят Пресвятая Богородица и Предтеча; у ног Адам и Ева. По обе стороны сидят на престолах двенадцать апостолов, с книгами; над каждым по два ангела 216 . А сидят они пониже престола Господня; между ними престол, а на нем завеса храма, Евангелие и Крест. Под престолом сосуд и гвозди, а за престолом два ангела держат по свитку. В первом свитке писано: «Приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие, от сложения мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010