«Летом 1675 года, во время Збаражской войны с турками, по молитвам перед чудотворным образом Почаевская обитель была спасена от нашествия татарского хана Нурредин. Во время пения акафиста над храмом внезапно явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором в руках. Татары стали стрелять в Божию Матерь, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал», — рассказал отец Виктор. Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери с момента своего явления в 1739 году помогала страдающим лихорадкой. «Вода, которой омывали икону, получала чудодейственную силу, а пьющие ее получали исцеление. Иконографической особенностью данного способа является то, что в разных списках Богородица изображается в мафории, в короне или с непокрытой головой», — говорит спикер Киевской Митрополии УПЦ. Касперовская икона Божией Матери Касперовская икона Божией Матери Касперовская икона Божией Матери стала защитницей Одессы во время Крымской войны. «При осаде города британским флотом одесситы, с благословения святителя Иннокентия Херсонского, крестным ходом перенесли икону из села Касперова и пронесли по улицам города. Заступничеством Пресвятой Богородицы Одесса осталась невредимой, а через полгода осада была снята», — рассказал отец Виктор. Песчанская икона Божией Матери Песчанская икона Божией Матери Песчанская икона Божией Матери была явлена во сне святителю Иоасафу Белгородскому и найдена им вблизи города Изюм. «По молитвам перед чудотворным образом была остановлена эпидемия холеры в Харьковской губернии в 1830 году. Во время Первой мировой войны икона находилась в ставке верховного командования несколько месяцев до конца 1915 года. В этот период поражений на фронте не было, а наоборот, одерживали победы», — отметил архимандрит. Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери относится к XIX веку. «Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы в 1844 году по открытии монастыря, очень понравилась Святогорская обитель.

http://pravmir.ru/sem-chudotvornyih-ikon...

Достаточно одного простого взгляда на эту икону, чтобы понять сразу, что это была домашняя икона, принадлежащая какому-либо благочестивому семейству, в котором предки или члены оного носили имена святых, окружающих лик Богоматери. Но что еще замечательнее, во всех надписях, сохранившихся на этой иконе, – письмо и язык славянские. Уже «Преславная гора Почаевская» замечает по этому поводу, что «образ Почаевский писан рукою русскою». И действительно, нельзя не признать, что чудотворная икона Почаевская происхождением своим обязана исключительно какому-либо племени славянскому. На эту мысль еще более наводит нас известный и доселе почти исключительно существующий у южных Славян благочестивый обычай, в силу которого у них каждый род избирает себе в покровители особых патронов из святых угодников и затем с особенною торжественностью отправляет их память, как главных родовых праздников. Обыкновенно святые эти изображаются на особых иконах, которые потом переходят из рода в род, или же, по благочестивому усердию желающих, воспроизводятся на других иконах, нередко, как и на иконе Почаевской, с присовокуплением святых, известных по именам, носимым представителями рода или членами того или другого семейства и т. п. Вследствие этого, хотя митрополит Неофит, которому первоначально принадлежала чудотворная икона Почаевская, и именуется митрополитом греческим, но, по своему происхождению, он, без сомнения, был родовой славянин особенно из Сербов или Болгар, искони подведомых управлению патриарха Константинопольского. Это тем вероятнее, что в Сербии долгое время, а в Болгарии и до последних времён, и вообще во всем составе патриархата Константинопольского не только святители происхождения греческого в славянских странах, но и самые даже славянские архиереи происхождения чисто славянского именовались всегда епископами из Греции и греческими, как в исторических сказаниях лавры Почаевской именуется и Неофит, владетель иконы Почаевской. Как говорит предание, преосвященный Неофит привёз с собою святую икону из Константинополя 14 , куда он, может быть, ездил для получения благословения от патриарха на путешествие, а еще вероятнее, что сам патриарх вызывал его к себе туда для сообщения разных поручении. И как родовую заветную святыню, он взял с собою благодатную икону Пресвятыя Богородицы, в благословение на дальний путь в пределы России, и затем всегда хранил ее при себе, пока наконец Промыслу Божию не благоугодно было, чтобы за радушное гостеприимство «богобойной благодетельницы», она была оставлена на Волыни в благословение родам грядущим 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По смерти Анны Гойской все ее имение и даже сама гора Почаевская достались по наследству Андрею Фирлею, проживавшему в местечке Козине. Он, будучи лютеранином, ненавидел Почаевский монастырь и его иноков, всегда стараясь делать им притеснения. Он отнял у них землю и леса, приказал сжигать кельи, бить монахов и запрещал народу приходить на Почаевскую гору для поклонения чудотворной иконе и стопе Пресвятой Богородицы. Наконец, решил он отнять у них чудотворную икону и для этого с множеством вооруженных единомышленников напал в 1623 году на монастырь, похитил церковные сокровища, ризницу и саму чудотворную икону. К довершению кощунства он приказал жене своей надеть церковные облачения и, взяв святую чашу в руки, явиться в кругу пирующих, изрыгая хулы на православие и святую икону. За такое кощунство жена его в ту же минуту была наказана судом Божиим: ею овладел злой дух и страшно мучил ее пока Фирлей не возвратил чудотворную икону в Почаевскую обитель. По возвращении иконы в монастырь неоскудно продолжали изливаться от нее различные чудотворения. Слух о таких чудесных событиях быстро разносился по всем концам земли русской, и со всех сторон стали стекаться к ней толпы паломников, ищущих помощи и спасения в милосердии Божием. Между многими чудесами от " Почаевской " иконы Богородицы особенно замечательно чудесное избавление обители в 1675 году от турок, которые приступили уже к монастырским стенам. Возлагая свою надежду на помощь Божией Матери, монахи всю ночь молились и пели пред чудотворною иконою акафист и, когда возгласили: " Взбранной Воеводе победительная " ,- вдруг Пресвятая Дева явилась в светлой одежде, окруженная ангелами с обнаженными мечами; на турок напал внезапный страх, и они обратились в бегство. В 1770 году, когда Почаевскою обителью завладели униаты, учреждена была особая комиссия для исследования преданий о чудотворной иконе. В 1831 году, по возвращении Почаевского монастыря Православной Церкви, он наименован Успенскою Почаевскою лаврою. Православные христиане питают к почаевской святыне великое благоговение, и на поклонение к ней притекают во множестве богомольцы из самых отдаленных мест России.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Крестный ход - это такое действо, которое не обходится без чудес. С нами был такой яркий случай, когда мы проходили границу между Украиной и Белоруссией в Черниговской области, где нас так хорошо встречали, что в одном из храмов мы забыли икону Андрея Боголюбского. Я решил, что её на обратном пути заберут украинцы, поскольку нас уже ждали в Гомеле и мы торопились. Но не тут-то было. Мы очень быстро почувствовали силу святого князя Андрея. Мы ехали на двух автобусах, украинском и российском. Украинский автобус быстро прошел таможню, а мы простояли два часа на украинской таможне, а потом на белорусской таможне нас вообще пропускать не хотели, а после долгой беготни по кабинетам нас вообще пригрозили арестовать и посадить в клетку. Затем разрешили быстро уехать обратно, и мы снова два часа стояли на украинской таможне. В общем, мы зависли между двух границ. Мысль, которая сначала возникла, о том, что мы виновны в том, что забыли икону, все более укреплялась. После долгих мучений нас все-таки выпустили, но и тут радость была преждевременной, у нас закончилось топливо… Мы приехали на АЗС, протягиваю деньги, чтобы заправиться, и в этот момент отключается электричество. Вот после этого нас объял суеверный ужас, даже водители начали креститься и говорить, что надо ехать за иконой, иначе нас тут всех поубивают. В общем, приехали мы в храм, забрали икону, и дальше даже говорить не о чем, все таможни прошли за 10 минут. Когда попадаешь в такие ситуации, то начинаешь больше понимать и верить. Начинался крестный ход с Почаевской Лавры. Думаю, что такое если и бывало, то крайне редко, чтобы крестный ход из России, Украины и Белоруссии прошел вокруг Почаевской лавры. Они живут довольно замкнутой жизнью, и посторонние люди там бывают довольно редко. На встречу крестному ходу вышло огромное количество людей, наши казаки часа полтора держали на плечах иконы, пока непрерывным потоком под ними проходил народ. Киев - второе чудо. Пройти по центру Киева с хоругвями во время чемпионата мира по футболу - это не просто. Порядка 2-3 километров мы прошли по центру Киева под взглядами иностранцев и украинских националистов, впечатление осталось яркое. Патриархия благословила нас строить в Москве храм Андрея Боголюбского, и когда мы попали в Вышгород под Киевом, увидели там часть фундамента (он накрыт стеклом) храма, который был во времена Андрея Боголюбского, и из которого в свое время вывезли бывшую Вышгородскую, а ныне Владимирскую икону Божией Матери. Мы упросили настоятеля дать нам камень, чтобы вложить его в фундамент будущего храма, первого в России во имя Андрея Боголюбского. Теперь вот будет богослужение, и мы заложим этот камень в основание храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/05/pa...

Соборная Успенская церковь лавры принадлежит к лучшим произведениям строительного искусства в России. Здесь находится знаменитая Почаевская икона Божией Матери, чествуемая как православными, так униатами и католиками у нас в России и заграницей. Эта святая икона была привезена из Царьграда греческим митрополитом Неофитом в имение Анны Гойской (на Волыни) в 1559 году. Проезжая через Волынь, митрополит Неофит остановился для отдыха в имении Орля (ныне Урля), в 9 верстах от Почаева. Владелица этого имения, русская православная помещица Анна Тихоновна Гойская, пригласила к себе митрополита. Пробыв здесь несколько дней, митрополит, перед отъездом своим, благословил гостеприимную хозяйку иконой Божией Матери. Гойская поместила икону в своей домашней часовне. Первые явления чудодейственной силы иконы были обнаружены домашними Гойской, замечавшими неоднократно необыкновенное сияние вокруг иконы. Вскоре и сама Гойская сделалась свидетельницей чуда, когда, по молитве перед иконой, совершенно прозрел ее родной брат, бывший слепым от рождения. Считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, Гойская в 1597 году передала ее Почаевской обители. Икона написана в византийском стиле на липовой доске, в высоту 6 и одна четверть и в ширину 5 и одна восьмая вершков. Богоматерь изображена на этой иконе, склонившейся своей головой к Богомладенцу, сидящему на Ее правой руке; левая же рука Ее держит плащ, обвивающий ноги и спину Богомладенца,Который левую руку положил на правое плечо Богоматери, а правою рукою благословляет. Кругом иконы, на ее раме, помещены изображения святых: пророка Ильи и святого Мины — с левой стороны, первомученика архидиакона Стефана и преподобного Авраамия — с правой стороны, святых Параскевы, Екатерины и Ирины — внизу иконы; имена эти написаны по-славянски. В 1675 году (20 июля) молитвами перед этой святой иконой Почаевская обитель была чудесно избавлена от турок. Во время владения обителью униатов икона была коронована (в 1773 году) венцами, присланными от папы Климента XIV.

http://sobory.ru/article/?object=07437

Однажды матушка взяла меня с собой на Почаевское подворье, куда привезли с Волыни чудотворную икону Богоматери. Из всего этого нашего «паломничества» помню только переполненный народом храм, толпящихся у иконы богомольцев и благословляющего народ архиерея. Он был с сильно русой, почти рыжей бородой. Это и был привезший с Волыни икону архиепископ Антоний. Больше ничего не помню из этого нашего богомолья. Конечно, я и думать тогда не мог, что этот архиерей возложит трижды на мою голову свои святительские руки. Мать купила тогда там маленькую икону Почаевской Божией Матери и меня ею благословила. Эту икону я имел при себе, когда бежал из Москвы. Ее, при крушении поезда в Добровольческой Армии, у меня украли пленные красноармейцы. Но этим не порвалась моя связь с Волынским архиереем. Первая настоящая встреча с митрополитом Антонием имела место в Москве в 1918 г. во время Всероссийского собора. После того как по распоряжению Керенского Императорский Александровский лицей был закрыт, как «инкубатор для будущих превосходительств», как писала революционная пресса, я перевелся в Московский университет. Студентом юристом я уже сильно интересовался церковными делами, читал богословские книги, бывал на служениях патриарха Тихона. Думал даже о поступлении в Московскую Духовную Академию. Я очень интересовался ходом дел на Соборе. У одного из студентов юристов, беженца из Гродно, священника о. Михаила (фамилию запамятовал), была возможность получать пропуски на заседания Собора. Как-то зимой 1917/18 гг. несколько студентов юристов воспользовались любезностью этого священника и отправились на заседание Собора. Он происходил в Епархиальном доме в Лиховом переулке. Не описываю самого заседания: все это уже достаточно известно. Фактически вел все митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) с резким взглядом пронзительных глаз. Патриарх Тихон только скорее «почетно» председательствовал. Помню образы отдельных архиереев: митрополита Кирилла (Смирнова), будущего исповедника за независимость церкви от коммунистического порабощения, митрополита Серафима (Чичагова) , митрополита Сергия (Страгородского) , впоследствии печальной памяти живоцерковника и потом местоблюстителя патриаршего престола, 1

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

В то же время Св. Синод торжественно признал св. икону Божией Матери Почаевской воистину «чудотворной», как древнюю, несомненную святыню нашей Церкви православной, и в числе первых своих распоряжений того же 1831 года, между прочим, дал знать лавре Почаевской, чтобы для исполнения лежащих на монастыре (Почаевском) и фундуше его духовных обязанностей, т. е. отправления панихид, заупокойных литургий и молебствий пред чудотворной иконой Почаевской Богоматери, оные, смотря по тому, которые из сих обязанностей были возложены на обитель православными, и которые напротив униатами или римскими католиками, по принадлежности разделены были между возвращенным православию монастырем Почаевским, и теми, в кои имели из него быть переведенными монахи базилиане 2). в пещерной церкви посредине треснул свод, от чего на нем сделалась щель или трещина на всем пространстве длины этой церкви. Униаты сами видели в этом знамение, предвещавшее им падение их власти в лавре Почаевской, или таинственный глагол небесный, возвещавший тайну судеб Божиих, определивших удаление из сей обители базилиан. «Сказ, о Почаев. Успенской Лавре, арх. Амвросия», стр. 148–149. 1) Там же, стр. 157. 2) Указ св. Синода, от 24 октябри, 1831 г. 11,103, о принятии Почаевской обители в православное ведомство. Нечего и говорить, конечно, что униаты и их латинствующая собратия не могли хладнокровно отнестись к этому событию, «ломавшему, как говорит ученный о. Морошкин, самый оплот унти не только в пределах югозападного края России, но и везде, где только уния существовала. Они чувствовали, что, по собственному их выражению, у них вырывали сердце обращением Почаевского монастыря в православный» 1). Но не будучи в состоянии ничего сделать против совершившегося факта, латиноуниаты задумали мстить нам другими косвенными путями, и в особенности, буде можно, на св. чудотворной иконе Почаевской. Для этой цели они прежде всего замышляли, по возможности, ограбить св. икону еще до поступления ее в наше достояние. Так, когда в 1832 году духовный Собор лавры начал сличать принятое в 1831 г. от униатов имущество лавры с найденной давней униатской описью, то оказалось, что с св. иконы был снят золотой крестик (из чистого золота) с семью рубинами 2). Вслед за сим, в 1833 году случайно найдена была в одном из ящиков лавры в ризнице секретно спрятанная жемчужная риза на чудотворную икону Божией Матери которую, без сомнения, базилиане хотели тоже увезти, и не увезли только, можетъ быть, потому, что или не могли сделать этого, или забыли 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Россия, как православная страна, родная и достойная дщерь восточной православной церкви. Принявши с востока православную веру христианскую, Россия приняла оттуда дух благочестия, преданности Богу и святости жизни. И этими качествами привлекла ту же благодать Божью, вообще и в частности, заступление Божией Матери, которыми так богата была, особенно в первые времена христианства, церковь восточная. Вникая в историю России, мы неоднократно видим явление помощи Божией Матери во времена тяжкие для России. Так во время татарского ига, Пресвятая Богородица не раз оказывала свою помощь нашим предкам через свои чудотворные иконы, например: при победе над врагами во время знаменитой куликовской битвы; великому князю Дмитрию Донскому – через чудотворную икону, именуемую Донской; при нашествии Тамерлана; великому князю Василию Дмитриевичу – через чудотворную икону Владимирскую и др. В другое время, более близкое к вам, Божья Матерь чудесным своим явлением, через свою икону, называемую у нас Казанской, спасла Россию от ига иноземного в период самозванцев в 1612 году. Далее, в ближайшее к вам время, в начале этого столетия, через чудотворный свой образ, называемый Одигитрией, Она ободрила русских воинов, и Своим присутствием среди полков воодушевляла их победой над двадцатью чужими народами, нахлынувшими на Россию. А сколько в России чудотворных икон Божьей Матери?.. Есть чудотворные иконы Её: Казанская, Смоленская, Почаевская, Тихвинская, Владимирская, Ахтырская, Калужская, и мн. др. А сколько чудотворных икон в Москве – сердце России и центре Русского православия, и в нашем русском Иерусалиме – Киеве?... Ко всем этим иконам верующие, с любовью, притекают и получают утешения в скорбях, исцеление в болезнях и т. под. Что всё это значит, как не то, что Покров Пресвятой Богородицы всегда был и есть простёрт и над Россией, что следы Своего присутствия Она, небесная Заступница, напечатлела почти во всех частях нашего обширного отечества и что Её благоволением пользуемся все мы – Россияне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Сегодня мы празднуем икону Божией Матери «Почаевская». Множество чудес она явила верующему народу в местах, сейчас окруженных еретиками и раскольниками. Был такой случай, когда турки, племя, которое терзало христианскую Европу столетиями, дошли до Почаевской лавры, окружили ее и хотели захватить, надругаться над святынями, как они это делали с сотнями монастырей и храмов по всей Европе, особенно на Балканах. Казалось, что не было человеческих сил противостоять туркам, но защитники лавры уповали на Матерь Божию, находясь в отчаянном положении, усердно молились. Она явила чудо, над лаврой явился образ Божией Матери и воины Христовы, турки даже стали пускать стрелы в Божию Матерь, но эти стрелы возвращались и поражали их самих. Воинов охватил ужас, они стали убивать друг друга, обратились в бегство. Многие из них, попав в плен, приняли христианство и остались в лавре или около нее. Вот какую силу имеет молитва христианина, когда он находится в отчаянном положении. Молитва Петра, утопающего в водах, твердое упование на помощь Божию и вера — вот что необходимо каждому из нас, каждому христианину, для его спасительного шествия «по водам» этого житейского моря в Царствие Небесное. Аминь. скрыть способы оплаты Комментарии Артемий 29 марта 2021, 21:40 Спасибо за статью, воодушевляет в Постные дни. В особенности когда понимаешь, что где-то свернул с правильного пути , но по милости Божией тебе даются новые силы и Надежда... Спаси Господи! Петр 20 марта 2013, 13:19 Если веруешь то руки протяни, не в силах я искать тебя среди утопших. От того и слезы мои что не вижу я верных мне. Вознеси имя мое в вере своей, того и познаю и поведу по правде кто от света ждёт спасения. LyudmilaToll 21 февраля 2013, 05:45 Спаси вас Госоди за проповедь отец Игнатий. как от моря Галилейского чистым ветром повеяло от голоса вашего. Упаси нас Господи чтоб не отпасть от церкви Православной от Духа Твояго Святаго. Господи помоги утопаю! Всемилостивая Матушка Богородице Почаевская подаждь убо нам помощь и заступление

http://pravoslavie.ru/55290.html

По кончине Гойской, имение ее перешло, по наследству, к дворянам Фирлеям, Лютеранского исповедания, проживавшим в м. Козине. Эти новые владельцы, в намерении удалить иноков с горы Почаевской и затем овладеть угодиями, наделенными монастырю Гойской, начали причинять ему разные притеснения и обиды: уничтожали межевые знаки около фундушевого имения, сжигали келлии, били монахов, не дозволяли им пользоваться водой в своем имении и воспрещали народу приходить на Почаевскую гору для поклонения чудотворной иконе Божией Матери. Один из сих владельцев Андрей Фирлей, вооружив множество единомышленников своих, напал 10 июня 1623 года на монастырь и похитил все монастырские сокровища: ризницу, утварь и даже самую икону Пресвятой Богородицы, с серебряными привесками, на которых изображены были чудеса, истекшие от иконы. К довершению изуверства жена его, Фирлея, по приказанию мужа, одевшись в церковные облачения, с чашей в руках, явилась в кругу пиршествовавших, изрыгая хулы на православие и на Святую икону. Но за такое кощунство в тоже мгновение была наказана судом Божиим: ею овладел злой дух и тяжко мучил ее дотоле, пока Фирлей не решился возвратить на свое место чудотворную икону. Оставаясь известное время в замке Козинском, в 1644 году она перенесена опять на гору Почаевскую, и снова начала сиять чудесами 16 . Это еще более начало привлекать мир христианский к святому месту: явились новые благотворители для Почаевской обители в лице супругов: Феодора и Евы Домашевских. 5. Сооружение каменной Троицкой церкви Домашевскими Мы уже видели, что к концу XVI века Почаевские иноки имели каменную церковь , во имя Успения Божией Матери, построенную ими самими при подошве горы вблизи пещер. По возвращении чудотворной иконы из Козинского замка, Православный народ, как для поклонения Ей, так и для получения благодати из цельбоносного источника стопы, стал собираться со всех сторон в постепенно умножавшемся количестве, и сказанная Успенская церковь не могла вмещать приходящих богомольцев. Имевшие вблизи Почаева поместье, состоятельные владельцы Феодор и Ева – супруги Домашевские, – возъимели благочестивую ревность соорудить собственным иждивением большую новую каменную церковь 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010